Ответ на запрос СМИ

  • автор:

1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств» указывает, что все государства — члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации — получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации» был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее — пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее — пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

— с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

— обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

+Читать далее…

— предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

— выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

— ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ «О средствах массовой информации».

4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

Журналистам могут позволить запрашивать информацию без оформления редакционного бланка

Предлагается разрешить журналистам делать запросы для предоставления им необходимой информации, не оформляя редакционный бланк. Соответствующий законопроект1 внесен на рассмотрение Госдумы Законодательным Собранием Республики Карелия.

Тогда как действующее законодательство устанавливает, что право запрашивать информацию о деятельности госорганов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц имеет только редакция СМИ (ст. 39 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1, далее – Закон о СМИ).

Документом также планируется закрепить в Законе о СМИ такие понятия, как «редакционный запрос» и «журналистский запрос». Под первым предлагается понимать обращение редакции зарегистрированного СМИ с целью получения комментария для публикации материала. А под вторым – аналогичное обращение, но сформированное для запроса журналистом для зарегистрированного СМИ.

Напомним, что Законом о СМИ предусмотрен сокращенный срок на предоставление информации от госоргана – 7 календарных дней. Но для того, чтобы ответ был получен оперативно, запрос должен быть оформлен на редакционном бланке (ст. 40 Закона о СМИ).

В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что сегодня отсутствие данных понятий на практике лишает журналистов возможности самостоятельно защищать свои профессиональные права в суде в случае отказа в предоставлении информации. В настоящее время для получения комментария журналист должен оформлять запрос на бланке редакции, за подписью главного редактора. И суды рассматривают такие запросы как редакционные, из чего делают вывод, что отказ в предоставлении информации на такой запрос затрагивает права редакции, а не журналиста.

Предполагается также, что предлагаемые изменения позволят облегчить финансовую нагрузку на СМИ при обращении в суд. Ведь если заявителем является гражданин, для него размер пошлины составит 300 руб., а для организации обслуживание аналогичного иска обойдется в 6 тыс. руб. (подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Предлагается сократить срок предоставления ответов по запросам СМИ

Депутаты Госдумы считают, что оптимальным сроком для предоставления информации по запросам СМИ являет четыре рабочих дня. Они полагают, что достичь прозрачности работы органов государственного управления можно исключительно путем своевременного и оперативного предоставления СМИ информации об их деятельности. Сегодня на рассмотрение нижней палаты парламента от народных избранников поступила соответствующая законодательная инициатива1.

Сегодня сведения по запросу СМИ должны быть предоставлены в течение семи дней. При этом данный срок может быть перенесен на более поздний, если адресат запроса не может уложиться в него (ст. 40 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»).

Парламентарии отмечают, что установленный в настоящее время срок ответа по запросу СМИ не позволяет им оперативно опубликовать материал в своем издании. Должностные лица, подчеркивают депутаты, с целью отсрочки публикации и снижения актуальности информационного сообщения часто намеренно затягивают процесс ответа. В итоге полученный материал не выполняет должной функции информирования граждан и общественного контроля.

Чиновники научились давать ответ. Но сроки все равно хромают

13 декабря Лениздат.ру писал о завуалированном отказе Федеральной регистрационной службой по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в предоставлении информации по запросу «Новой газеты в Санкт-Петербурге». После повторного запроса, в котором указывалось на незаконность подобных действий со стороны государственной организации, запрашиваемые сведения все же были предоставлены. Но опять не обошлось без нарушений.

Сегодня благодаря обращению в государственные организации и органы власти журналисты могут проверить информацию, полученную из различных источников. Подразумевается, что ответ на запрос СМИ будет своевременен, точен и достоверен. Действующий в Российской Федерации Закон о СМИ очень четко и понятно прописывает как, когда и кем должна сообщаться требуемая информация, а также случаи, в которых ее предоставление может быть ограниченно.

Из Закона о СМИ:

Глава IV. Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями

Статья 38. Право на получение информации

Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Статья 39. Запрос информации

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;

2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;

3) должностное лицо, установившее отсрочку;

4) дата принятия решения об отсрочке.

Журналистская практика, однако, показывает, что порой госслужащие либо абсолютно не знают действующего законодательства, регламентирующего их деятельность, либо умышленно его нарушают. С молчаливого одобрения вышестоящего начальства. Случай обращения «Новой газеты в Санкт-Петербурге» в ФРС как раз очень ярко иллюстрирует систематическое пренебрежение чиновниками требований закона.

Напомним, что газета обращалась в Регистрационную службу 16 ноября с просьбой предоставить информацию об ограничениях на использование участка земли, находящегося в границах особо охраняемой территории — Гладышевского заказника.

Полученный 7 декабря ответ звучал так: «Предоставление информации о сведениях, содержащихся в ранее выданных свидетельствах, не предусмотрено пп. 1, 2 ст. 7

ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации — Lenizdat.ru)». Видимо, в Регистрационной службе не подозревают о существовании других нормативных актов и во всем руководствуются Законом о регистрации. Хотя вопросы предоставления информации регулируются и другими нормативными актами, в частности, законом «О СМИ».

В повторном обращении газеты к руководителю ФРС Галине Александровне Волчецкой журналисты были вынуждены провести небольшой ликбез в области законодательства:

«…Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, — говорится в запросе, — что процедура и сроки предоставления информации государственными предприятиями и организациями по запросам средств массовой информации регулируется не пп. 1, 2 ст. 7 Закона о регистрации, а действующим в России Законом о средствах массовой информации.

Согласно этому закону, государственные органы обязаны предоставлять запрашиваемую информацию при условии, что она не является государственной, коммерческой, личной, адвокатской тайной или иным специально охраняемым видом тайны. Причем принадлежность каких-либо данных к перечисленным видам сведений должна быть четко прописана в специальных нормативных актах. Во всех остальных случаях государственная организация не вправе отказывать средству массовой информации в тех или иных сведениях.

В связи с тем, что обременения на земельный участок, расположенный на особо охраняемой природной территории, напрямую затрагивают интересы не только владельцев земли, но и других жителей региона, эти сведения не могут быть отнесены к тому или иному виду специально охраняемой тайны…»

Лишь после такого письма и долгих неоднократных телефонных напоминаний требуемая информация была предоставлена. Но опять-таки с нарушением.

Из содержания Главы 4 Закона о средствах массовой информации недвусмысленно следует, что закон дает на ответ по запросу СМИ лишь неделю, а о превышении этого срока редакция должна быть уведомлена письменно.

Увы, чиновники не считают себя обязанными соблюдать «какой-то там закон о СМИ», а его упоминание почему-то вызывает неадекватную агрессию или полное игнорирование. Представитель ФРС по телефону утверждала, что на ответ по этому запросу положен месяц (который на момент разговора еще не закончился), а значит, еще есть время.

Правда, даже в месячный срок при подготовке ответа на повторный запрос федеральные регистраторы все равно умудрились не уложиться.

После новогодних каникул выяснилось вдруг, что ответ «был подписан руководителем, но потом куда-то потерялся вместе с самим запросом». В итоге на обращение газеты от 13 декабря 2007 года напечатанный ответ был прислан по факсу 29 января 2008 года. Но при этом на факсе от руки написана дата 23.01.2008.

Таким образом, ответ был фактически дан не за семь, как требует законодательство, а за сорок семь дней. Можно даже закрыть глаза на попытку маленьких манипуляций с датой, явно проставленной задним числом.

В любом случае данные действия нарушают не только «неизвестный» госслужащим нормативный акт, напрямую регламентирующий их взаимоотношения со СМИ, но и закон

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», если по незнанию пытаться руководствоваться его положениями.

Видимо, установленные сроки ответов на обращения граждан, в которых оговорен месячный срок, госслужащие запомнили прекрасно, а вот семидневный срок по обращениям СМИ из головы вылетел. Если у нас в стране провозглашена диктатура закона, то, может быть, чиновникам стоит систематически повышать квалификацию в правовой сфере, восполняя досадные пробелы в знаниях или провалы в памяти?

Сроки ответа на запрос СМИ

Здравствуйте.

Организации обязаны предоставлять информацию по запросу СМИ в течение 7 дней, как и органы местного самоуправления и государственные органы. В том случае, когда невозможно предоставить запрашиваемую информацию в указанный срок, организация должна вручить уведомление об отсрочке в течение 3 дней с даты получения запроса:

Статья 39 Закона РФ «О СМИ». Запрос информации
Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Статья 40. Отказ и отсрочка в предоставлении информации
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку;
4) дата принятия решения об отсрочке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *