Отчет за месяц дефектолога в дошкольном учреждении

  • автор:

Аналитический отчет о проделанной работе учителя-дефектолога

Блинкова Наталия
Аналитический отчет о проделанной работе учителя-дефектолога

Аналитический отчёт

о проделанной коррекционной работе

за 2017-2018 учебный год

учителя – дефектолога

Блинковой Наталии Сергеевны.

Работа в группе компенсирующей направленности велась с 1 сентября 2017 года по 31 мая 2018 года.В группу по решению ПМПК были зачислены 16 детей: 3-е из которых, по заявлению родителей были переведены в обще развивающую группу, 1 ребенок не посещал группу в течение учебного года, а с остальными детьми (12 чел.) велась ежедневная коррекционно-развивающая деятельность. Из 12 человек,посещающих группу: 5 человек имеют заключение ЗПР и 7 человек — РАС.Группа разновозрастная: 4 чел. -подготовительного возраста, 5 чел. — старшего и 4 чел. — среднего возраста.

Целью работыявлялось создание условий для развития и адаптации детей в различных сферах жизни: социальной, учебной, бытовой и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Годовое планирование КРО осуществлялось по следующим направлениям:

1. Обследование познавательного развития детей (начало, середина и конец года).

2. Разработка плана коррекционной работы и поэтапная его реализация.

3. Коррекционно-развивающая деятельность с детьми (фронтальные, индивидуальные и подгрупповые занятия).

4. Консультирование родителей детей.

5. Консультирование воспитателей и специалистов ДОУ.

6. Самообразование.

7. Методическая работа.

Диагностика.

В сентябре 2017 учебного года была проведена диагностика познавательного развития детей группы,содержательными критериями которой стали:

— уровень запаса представлений об окружающем мире;

— особенности восприятия;

— пространственно-временные представления;

— особенности мышления, внимания и памяти;

— исследование уровня элементарных математических представлений;

— состояние моторики;

— уровень саморегуляции.

В январе 2018 года была проведена промежуточная диагностика познавательного развития детей, с целью отслеживания положительной динамики и редактирования индивидуальных маршрутов развития.

В мае 2018 года была проведена итоговая диагностика, которая показала стойкую положительную динамику развития 10 человек и незначительную динамику развития 2 человек группы. Сравнительные таблицы по результатам диагностики можно посмотреть в приложении.

Для диагностики детей использовались следующие материалы: Практический материал С. Д. Забрамной, О. В. Боровик, Диагностический альбом Н. Я. Семаго, Диагностика мыслительных операций и саморегуляции по У. В. Ульенковой.

Коррекционно-развивающая работа.

Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка. Формы работы: — фронтальные занятия (утренний круг) — подгрупповые занятия (ФЭМП и ознакомление с окр. миром) — индивидуальные занятия (ИКР). Занятия организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Ежедневно с детьми велась работапо следующим направлениям:

— формирование базовых предпосылок учебной деятельности (навыков имитации, понимания инструкций, навыков работы по образцу и т. д.);

— сенсорное и сенсомоторное развитие;

— формирование пространственно-временных отношений;

— умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

развитие социально-бытовых навыков.

Программы и методические пособия, используемые в коррекционной работе с детьми с ОВЗ:

Нарушения

Программы, методики

Задержка психического развития

Л. Б. Баряева «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития. — Спб., 2001.

Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г.

Л. Б. Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и коррекция».-Спб: — 2001 г.

И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»

И. А. Морозова, М. А. Пушкарева «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»

Нарушение интеллектуального развития

Е. А. Екжанова, Е. А.Стребелева: Коррекционно развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.

Ранний детский аутизм

Аутизм:коррекционная работапри тяжелых осложнениях и осложненных формах: пособие для учителя-дефектолога С. С. Морозова — М. ,ВЛАДОС,2007.

С. В. Исханова «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками». М.

Л. Г. Нуриева «Развитие речи у аутичных детей», М. ,Теревинф, 2006 .

Результаты работы по итогам учебного 2017-2018 года.

В результате анализа данных на начало года более 80% детей имели низкий уровень познавательного развития. (см. таблицу 2). В ходе обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, самоконтроля, саморегуляции, способности к запоминанию, концентрация внимания. У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, низкий уровень развития элементарных математических представлений, а также запаздывание формирования мышления в целом (способности к обобщению, классификации, анализу, абстрагированию, логическим построениям). У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости.

В течение 4 и 5 недель мая проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей. Более 75 % детей уже находятся на среднем уровне познавательного развития и только 25 % на низком (см. таблицу 2). Наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. По-прежнему сохраняются показатели низкого уровня саморегуляции и самоконтроля (см. таблицу 2, их показатели повысились незначительно к концу года. И выражаются в основном в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий и пониманием вербальной инструкции. Большая часть детей имеет положительную динамику развития восприятия и понимания пространственно-временных отношений. У части детей появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире. (См. таблицу 1)

В конце учебного года 2 ребенка подготовительного возраста поступили в первый класс общеобразовательной школы.

Работа с родителями.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась в тесном контакте с родителями и воспитателями.

Велось тесное сотрудничество с родителями: еженедельно давались рекомендации и дополнительные задания для закрепления пройденных тем в индивидуальные тетради детей.

— Воспитателям давались рекомендации о каждом ребёнке, велись тетради взаимосвязи в течение учебного года.

— Уголок группы пополнялся рекомендациями для родителей.

— Систематически родители приглашались на индивидуальные занятия.

Самообразование.

Систематически знакомлюсь с интересной информацией для самообразования с помощью методической литературы на темы «Особенности детей с РАС», «Использование ИКТ с детьми ОВЗ в ДОУ».

Задачи на 2018-2019 учебный год.

1. Необходимо продолжить работу над познавательным развитием у детей с ОВЗ.

2. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся пробелов развитии ребёнка и его социальной адаптации.

3. Повышение своего профессионального уровня.

4. Пополнение кабинета играми и пособиями.

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР

Скутарь Елена Анатольевна
Индивидуальный перспективный план коррекционной работы учителя-дефектолога с ребенком старшего дошкольного возраста с ЗПР

Индивидуальный перспективный план коррекционной работы в старшей группе учителя-дефектолога на 1 полугодие ___ учебного года.

Ф. И. ребенка: ___

Дата составления:___

Содержание работы. (примерное)

1. Ознакомление с окружающим на основе развития речи.

Продолжать знакомить с предметами ближайшего окружения: игрушки, одежда, обувь и т. д. Учить правильно использовать в речи сенсорные эталоны, сравнивать знакомые предметы.

Закреплять представления о себе, своей семье, членах семьи, их обязанностях. Учить определять степень родства.

Продолжать знакомить с детским садом, трудом взрослых,его содержанием:воспитатель,дефектолог,повар медсестра и др.Расширять представления о праздниках: Новый год, о зимних развлечениях.

Расширять представления о временах года, о природных явлениях. Познакомить с названиями месяцев года. Учить определять состояние погоды, изменения в природе, описывать их, устанавливать простейшие связи между явлениями природы.Расширять представления о растительном мире: овощи, фрукты, деревья, грибы, ягоды.Продолжать знакомить с животным миром: дикие животные, их детеныши, домашние животные, их детеныши, зимующие и перелетные птицы, домашние птицы. Отмечать их характерные признаки. Расширять представления об особенностях поведения, передвижения, о пользе, которую приносят людям. Знакомить с трудом людей по уходу за домашними животными.

Обогащать и активизировать словарь существительных, прилагательных, глаголов, наречий по лексическим темам. Упражнять в употреблении в речи существительных с обобщающим значением, учить дифференцировать обобщающие понятия. Учить подбирать антонимы к словам разных частей речи.

Развивать грамматический строй речи. Упражнять в употреблении существительных в форме единственного и множественного числа, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, употреблять простые предлоги. Учить образовывать существительные множественного числа родительного падежа, притяжательные прилагательные, глаголы от звукоподражаний.

Развивать связную речь. Учить составлять простое распространенное предложение. Учить составлять рассказ из 3-4 предложений о предмете, содержании сюжетной картины по опорной схеме.

2. Развитие речевого (фонематического) восприятия.

Дать понятие звук, учить слушать,правильно артикулировать и произносить: а, о, ы, у, м, н. Познакомить с печатными буквами, учить соотносить звук и букву.Познакомить опознавательными признаками гласных и согласных звуков: наличие или отсутствие в полости рта преграды на пути выдыхаемого воздуха, участие голоса. Учить определять наличие звука в слове, выделять звук из начала, конца слова и под ударением.

Познакомить с условными обозначениями гласных и согласных звуков.

Формировать навык звукового анализа и составления условно-графической схемы звукового состава прямого и обратного слога.

Формировать умение составлять предложения из 3 слов по графическим схемам предложения (без предлогов).Учить сравнивать предложения по количеству слов по готовым графическим схемам.

3. Формирование элементарных математических представлений

Упражнять в сравнении групп предметов: много, мало, несколько, больше, меньше, столько же, один, пара. Учить получать равенство из неравенства и наоборот, добавлять к меньшему количеству один предмет или убирать его из большего количества. Учить сравнивать группы предметов, давая определение больше на 1, меньше на 1. Упражнять в уравнивании групп предметов,сопровождая действия словами: прибавил, убавил, стало поровну, больше, меньше. Учить составлять группы предметов по цвету, величине, форме.

Учить сравнивать предметы,используя слова: больше, меньше, длиннее, короче, выше, ниже, шире, уже, толще, тоньше, одинаковые по длине, высоте, ширине, толщине; учить составлять упорядоченный ряд предметов с учетом величины.

Упражнять в различении и назывании геометрические фигур и тел: круг, треугольник, шар, конус. Упражнять в соотнесении формы предметов с геометрическими фигурами.

Количество и счет. Учить количественному счету в пределах 3 в различном направлении и пространственном расположении; называть итоговое число. Учить считать звуки на слух, предметы по осязанию, воспроизводить количество движений по заданному числу.

Учить порядковому счету в пределах 3;правильно отвечать на вопрос: который по счету?.

Формировать понятие числовой ряд, учить находить место числа в ряду. Познакомить с цифрами 1,2,3. Учить соотносить цифру, число и количество. Познакомить с составом чисел 1-3 из отдельных единиц и из двух меньших чисел.

4. Развитие мелкой моторики.

развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику;

-развивать зрительно-моторную координацию через выкладывание дорожек из мелких предметов, мозаики; учить штриховать, раскрашивать, рисовать вертикальные линии и линий разной конфигурации, рисовать круги и др.

-развивать пространственно-графическую ориентацию через узнавание «зашумленных» изображений, складывание разрезных картинок.

5. Психические процессы, эмоционально-волевая сфера.

развивать память через игру на внимание «Что исчезло?», разучивание стихотворений,развивать зрительное восприятие через игру, через узнавание наложенных изображений, развивать мышление через установление причинно-следственных связей, учить исключать, обобщать, воспитывать интерес к занятиям, уважение к взрослым.

Рекомендации учителя дефектолога:___

Учитель-дефектолог: ___

Программы занятий дефектолога с ребенком с ЗПР

Занятия дефектолога с ребенком с ЗПР начинаются с момента постановки диагноза и продолжаются во время обучения в школе. Специалист разрабатывает индивидуальный план работы, обучение проводится в инклюзивном классе или отдельно в кабинете.

План работ дефектолога с детьми c ЗПР в садике

В детском саду специалист работает с детьми с задержкой психического развития в направлениях:

  • познавательное развитие;
  • формирование математических представлений;
  • развитие моторики.

Уделяется внимание числам, счетам, времени суток, геометрическим фигурам. Ребенок в садике должен уметь различать геометрические и плоские фигуры.

Занятие дефектолога в садике

Рабочая программа дефектолога с детьми ЗПР заключается в закреплении умений сравнивать предметы по параметрам: ширина, величина, длина. Ребенок должен понимать, в каком направлении двигаться: назад, вправо, влево и вперед.

Статья в тему: Подготовка к школе деей с ЗПР

Учитель-дефектолог в программе ЗПР объясняет понятия «завтра», «вчера» и «сегодня». Перед школой дошкольник должен уметь считать до 10 и писать, отвечать на легкие математические вопросы.

С помощью опытного педагога ребенок в садике должен познакомиться с:

  • праздниками;
  • степенями родства;
  • временами года;
  • продуктами питания;
  • явлениями природы;
  • животными.

Рабочая программа дефектолога ЗПР включает изучение:

  • речевого восприятия;
  • грамматического строя речи;
  • формирования математических представлений.

Программа обучения детей 5-7 лет

Занятия логопеда-дефектолога с детьми ЗПР в возрасте 5-7 лет проводятся по адаптированной программе, которая направлена на увеличение уровня восприятия, концентрации внимания, работоспособности.

План работы учителя-дефектолога с детьми ЗПР заключается в:

  • развитии вербальной, словесной, двигательной, логической памяти;
  • совершенствовании слуховых, двигательных, зрительных ощущений;
  • развитии тактильно-двигательного восприятия, зрительно-моторной координации.

Работа дефектолога с дошкольниками с ЗПР также включает развитие креативности, воспитание доброжелательности, честности, выдержки, трудолюбия, умения дружить. Специалист поможет выработать положительные поведенческие привычки.

Статья в тему: Программа ЗПР 5-9 класс — принцып обучения

План работы дефектолога с детьми в школе

Работа дефектолога в школе направлена на адаптацию школьников к общественной жизни:

  • овладение навыками коммуникации;
  • обеспечение эффективного и современного развития речи;
  • улучшение процессов мышления и восприятия.

Познавательные процессы и самовыражение – ключевые моменты, которым уделяет внимание дефектолог в группе с ЗПР.

Школьники с задержкой психического развития быстро утомляются, более нервные и агрессивные, обладают низкой работоспособностью, слабой волей. Работа с такими учениками проводится поэтапная и индивидуальная.

Рабочая программа дефектолога для 1 класса с ЗПР

План работы учителя-дефектолога включает:

  • развитие уверенности в себе и умения брать ответственность;
  • повышение самооценки, выдержки, инициативности, самостоятельности, дисциплинированности;
  • увеличение психокоррекционной работы.
  • развитие моторики и произвольного внимания.

Групповое занятие с девочками первого класса

Рабочая программа дефектолога для 2 класса с ЗПР

Во 2 классе занятия со специалистом проводятся 1-2 раза в неделю. По прежнему уделяется внимание развитию речи, улучшению математических навыков, добавляется изучение грамматики.

Учебный план включает тематики:

  • животный и растительный мир;
  • времена года;
  • семья и родственники;
  • предметы в быту;
  • природные явления;
  • обувь и вещи.

Рабочая программа дефектолога для 3 класса с ЗПР

Программа развивает:

  • логику;
  • произвольное внимание;
  • образное мышление;
  • сенсорные навыки.

Помогает закрепить первичные знания о размерах, объектах, формах, цветах, элементах в пространстве.

Несколько уроков посвящены развитию умений классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать информацию.

Дети выполняют упражнения и тесты разной сложности, которые учат применять полученные знания на практике.

Рабочая программа дефектолога для 4 и 5 класса с ЗПР

В 4 классе ученики:

  • учатся составлять схемы и алгоритмы, проводить анализ;
  • закрепляют умение писать и читать;
  • составляют сложные предложения;
  • изучают части речи;
  • учат небольшие стихи;
  • пересказывают произведения;
  • решают математические задачи и уравнения с несколькими действиями.

Статья в тему: Программа по математике для детей с ЗПР

Составление сложных предложений

Программа дефектолога для 5 класса может состоять из тестов и заданий:

  1. «Запомни и повтори».
  2. «Что изменилось на картинке?».
  3. «Нелепицы».
  4. «Игра со словами».
  5. «Что под ладонью?».
  6. «Что было загадано?».
  7. «Цифровая таблица».
  8. «Найди отличия».
  9. «Попробуй найти и вычеркнуть».

План учителя включает упражнения на построение умозаключений, цепочек действий, распределение предметов на группы, запоминание и воспроизведение.

Отзывы родителей о программах дефектологов в садике и школе

Положительные Негативные
Тарас ходит в обычный класс, хоть у него и задержка психического развития. Все хорошо относятся к сыну, успеваемость повысилась благодаря рабочей программе дефектолога ЗПР 4 класс. Программа нелепая, дочка не успевает понять, что от нее хотят. Алиса ходит в отдельный инклюзивный класс, а толку.
Узкопрофильный специалист Лариса в московской школе отличная женщина. Она нашла подход к ребенку и привила желание учиться. Мы стали лучше читать, писать и понимать природные явления. Пришлось обратиться к частному специалисту, чтобы улучшить речь Марка. Индивидуальная работа дефектолога приносит больше пользы, чем адаптированная программа.
Лично знакома с педагогом в екатеринбургской школе. Отличная женщина и специалист. Арсен будто ожил после нескольких занятий с ней. Она умница и действительно может найти подход к каждому человеку. Преподаватели не готовы к изменениям в законодательстве, так как многие школы еще не создали отдельные классы для больных детей.
Программа дефектолога ЗПР 1-4 класс продуманная, я с ней ознакомилась перед тем, как началась учеба. Все изложено четко и ясно. Некоторые задания выполняются в игровой форме. Обучение на нуле, успеваемость у ребенка низкая. Специалистов нет в школе, только логопед.
Планирование дефектологом в школе ЗПР-программы принесло свои плоды. Особенные дети стали более способными, появились новые навыки, привычки, поведенческие решения. Нет в образовательном заведении профессионалов своего дела. Перегружают ребенка, что Миша ничего не хочет делать дома и только вредничает. Состояние эмоциональное ухудшилось.
Оксана начала больше понимать математику и русский язык, так как работает индивидуально со специалистом. Прогресс виден. Советы дефектолога родителям детей с ЗПР оказались не столь полезными. Дочка не имеет желания учиться, она замкнутая и практически не разговаривает. О какой успеваемости может идти речь. Она еще в садике, но очень отстраненная.
Планирование дефектолога в группе ЗПР — это отличная практика, действительно эффективная. Я против обучения малышки в отдельном классе, где другие дети со своими проблемами. Психолога в нашей школе нет, поэтому Поля не может адаптироваться, и проводит большую часть времени дома, а не на уроках.

Отзывы взяты с сайта https://autizmy-net.ru/tematicheskoe-planirovanie-dlya-detey-s-zpr-1-4-klass/#_1 .

Вывод

Программы в детских садах и образовательных заведениях действенные, если внедрены правильно и есть соответствующие специалисты. Если нет инклюзивного класса или группы, стоит подумать о дополнительных занятиях с узкопрофильным специалистом индивидуально.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *