Основные современные тенденции коррупции

  • автор:

Состояние и современные тенденции развития коррупции в России

С учетом крайне предвзятости в оценке состояния коррупции в Российской Федерации со стороны международных и, безусловно, находящихся под патронажем США, рейтинговых структур представляется целесообразным при оценке состояния коррупции исходить из данных официальной статистики, делая при этом оговорку, что она не может быть вполне объективной в силу высокой латентности данного явления.

Так, по заявлению Генерального прокурора России Ю. Чайки, в 2014 году в сфере противодействия коррупции выявлено 380 тыс. нарушений (на 8% больше, чем в 2013 году). По результатам принятых мер реагирования в дисциплинарном порядке наказано 85 тыс. виновных лиц, возбуждено 4 тыс. уголовных дел. Особую остроту, по мнению Генерального прокурора, обрели нарушения закона в сфере госзакупок – свыше 46 тыс. Они распространены повсеместно и на всех уровнях власти, в связи, с чем почти 14 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. К уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено около 1600 чиновников на федеральном и региональном уровнях.

Следственным комитетом Российской Федерации в 2014 году по фактам коррупции возбуждено свыше 25 тыс. уголовных дел. В том числе в суд переданы уголовные дела в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 12 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, 14 сотрудников СК России, 2 судей, 14 сотрудников прокуратуры, 234 депутатов органов местного самоуправления, 201 главы муниципальных образований и 52 адвокатов.

Одной из наиболее значимых тенденций последних лет в сфере противодействия коррупции стало снижение выявленных коррупционных преступлений. Их учтено на четверть меньше чем в 2013 году (32 тыс.). В то же время возросло число установленных лиц, совершивших коррупционные преступления, а также количество направленных в суд дел о таких посягательствах. Судами с постановлением обвинительного приговора в 2014 году рассмотрено почти 12 тыс. дел (на 19% больше, чем в 2013 году), при этом уменьшилось количество лиц, оправданных по всем пунктам обвинения (-18%).

Ущерб от коррупционных преступлений в России за 2014 год приблизился к 40 миллиардам рублей. Это на 50 процентов больше, чем в 2013 году. При этом отмечается повышение результативности работы по возмещению причиненного ущерба.

Правоохранительным органам также удалось добиться увеличения возмещения ущерба по делам коррупционной направленности. В добровольном порядке он погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд. руб., приняты меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд. В том числе изъято имущества в размере более 4,5 миллиардов рублей. Наложен арест на сумму 18,8 миллиарда рублей.

Негативной тенденцией является фактическое увеличение среднего размера взятки составившей в 2015 году 208 тыс. рублей, тогда как в 2014 году она составляла порядка 109 тыс. рублей. По мнению экспертов, удвоение среднего размера взятки обусловлено резкими колебаниями курса рубля и инфляцией. При этом, эти данные по заявлению представителей Главного информационного аналитического центра МВД РФ, весьма, условны, поскольку отражают лишь количество зафиксированных преступлений коррупционного характера, квалифицируемых по статье УК РФ «Взятка». В реальности же суммы взяток, равно как и их средний размер, значительно выше.

Больше всего коррупционных преступлений, по данным Генеральной прокуратуры, совершается в сфере реализации государственных и региональных программ, проведения торгов, а также контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности. Кроме того, в связи с продуктовым эмбарго, введенным Россией в 2014 году, факты коррупции выявлены среди чиновников Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора.

Все эти данные, как выше было отмечено, носят далеко не полный характер, поскольку основываются на вскрытых правоохранительными органами фактах коррупции. С учетом такой ее наиболее характерной особенности, как латентность, они лишь обрисовывают контуры сложившейся ситуации.

Более объективными, на наш взгляд, являются данные о коррупции отражающие восприятие людей непосредственно сталкивающихся с ее проявлениями.

В марте 2015 года Всероссийским центром изучения общественного мнения был проведен опрос граждан Российской Федерации о состоянии коррупции в наиболее значимых сферах жизнедеятельности российского общества. Результаты проведенного ВЦИОМ опроса представлены на инфографике «Борьба с коррупцией: миссия выполнима?».

Как следует из результатов опроса, 80% опрошенных заявили, что степень распространения коррупции в обществе в целом остается высокой. В частности, об этом сообщили 86 – 89% жителей крупных и средних городов. В своем населенном пункте это явление считают распространенным 62% респондентов.

При этом, по данным опроса, подавляющее большинство россиян считает, что все более коррумпированным элементом в стране становится местная власть. Местную власть признали самой коррумпированной сферой 39% опрошенных. Пять лет назад об этой проблеме заявляли 28%.

В лидерах по разгулу коррупции, по мнению граждан РФ, являются также ГИБДД и федеральная власть. О коррумпированности ГИБДД заявили 27%, в 2008-м об этом говорили 33%. Федеральную власть упоминают, напротив, чаще (26% сейчас и 15% пять лет назад). В то же время, согласно данным опроса, уровень коррупции в правоохранительных органах в последнее время в целом реже, чем раньше.

Инфографика

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ «Борьба с коррупцией: миссия выполнима?»

Доля коррупционных взаимоотношений в сфере образования за последние годы тоже стала существенно меньше, уверены респонденты. Коррупцию в полиции и медицине отметили по 19% опрошенных, причем число считающих это явление распространенным в правоохранительных органах снизилось с 26% до 19%. Еще по 18% респондентов заявили о коррупции в судах и в сфере крупного бизнеса.

О разгуле коррупции в сферах ЖКХ и образования упомянули 14% и 13% соответственно. Коррумпированность в военкоматах и армии отметили лишь 6% и 4% соответственно, в парламенте – всего 5% респондентов.

Немаловажной тенденцией, как следует из материалов опроса, является снижение количества взяточничества. Так, порядка 80% опрошенных заявили, что в течение последнего года им не приходилось давать взятки. В основном об этом говорили пожилые россияне – 87% из общего числа респондентов. О том, что они давали взятки, заявили 19%, при этом 12% подчеркнули, что это были скорее единичные случаи, и только 7% сказали о том, что им приходится делать это часто. Чаще всего о необходимости давать взятки сообщали жители Москвы и Петербурга – 36% опрошенных.

Данные опроса, таким образом, представляют восприятие состояния коррупции с позиции граждан, так или иначе сталкивающихся с ее проявлениями в обыденной ситуации, то есть на бытовом уровне.

Как следует из анализа результатов опроса, размах коррупции на данном уровне весьма значителен. Это закономерно привело к тому, что в массовом сознании уже укоренилось мнение, что без «стимулирования» того или иного служащего или должностного лица практически невозможно решить ни одной житейской проблемы. Российские граждане реально ощущают влияние коррупции в ходе своего непосредственного взаимодействия с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, когда зачастую любой вопрос решается только после дачи взятки, в самых различных формах, соответствующему чиновнику.

Отсутствие чёткой регламентации оказания услуг в различных сферах деятельности, в том числе при решении конкретных вопросов, по которым граждане обращаются непосредственно в органы публичной власти, приводит к огромным злоупотреблениям. Именно на этом бытовом уровне формируется негативное отношение людей к власти в целом, формируется представление в массовом сознании о тотальной продажности и коррумпированности. В результате, у большой части населения страны, постепенно складывается стереотип коррупции, как этически приемлемой формы разрешения проблем, размывается понимание общественной опасности этого явления, снижается порог моральной терпимости населения к взяточничеству и поборам.

Несмотря на то, что масштабы бытовой коррупции не оказывают существенного влияния на экономику страны в целом, этот ее вид серьезно деморализует простых граждан, разлагает чиновников, делает коррупцию повседневным, обыденным, по существу, общепринятым и даже не осуждаемым обществом явлением.

В частности, наиболее распространенными коррупционными предрассудками, по мнению ряда исследователей, являются оправдание взятки за:

  • освобождение от службы в армии,
  • получение лучшего ухода и большего внимания по отношению к себе или своему близкому в медицинском учреждении,
  • получение права на вождение автомобиля без сдачи экзамена или неудовлетворительных навыках вождения,
  • выставление положительных аттестационных оценок при отсутствии или недостатке профессиональных знаний и умений,
  • более внимательное и снисходительное отношение учителя к ребенку,
  • поступление в престижный государственный вуз,
  • освобождение от наказания за преступление или его смягчение,
  • освобождение от ответственности за любое правонарушение,
  • получение вне очереди любых благ «причитающихся по закону»,
  • попустительство по работе со стороны руководителя и др.

Этот список, к сожалению, может быть продолжен. Наиболее же негативным следствием распространенности коррупционных предрассудков является стимулирование коррупции, несмотря на осознание пагубности ее влияния как на развитие российского общества, так и на обеспечение достойного уровня жизни граждан Российской Федерации.

В социально-политической сфере это, в частности проявляется в:

  • утрате государственные институтами поддержки общества из-за недоверия населения к коррумпированным чиновникам;
  • дискредитации в глазах граждан идей, подходов и принципов, которые государство декларирует, но не выполняет (например, открытость и прозрачность);
  • снижении доверия международных партнёров и авторитета государства в мировом сообществе;
  • формировании в общественном сознании представлений о беззащитности граждан и перед преступностью и перед лицом власти;
  • деградация моральных ценностей общества, исконных национальных традиций и обычаев;
  • негативное воздействие на формирование политической элиты, избирательный процесс, деятельность органов власти и институтов гражданского общества и т.д.

Все это, в конечном итоге сводит на «нет» или тормозит реализацию крупномасштабных экономических и социальных преобразований, самого развития Российского государства.

Не менее значимы по своим пагубным последствиям проявления коррупции в экономике.

Это проявляется в частности в расширении сектора теневой экономики, уменьшении налоговых поступлений в бюджет, неэффективности использования бюджетных средств; ухудшение инвестиционного климата; увеличение имущественного неравенства граждан.

В результате коррупции ухудшается конкурентная среда, и как следствие, рынок получает неверные сигналы, когда более успешными являются не те предприятия, которые наилучшим образом удовлетворяют спрос, а те, которые имеют высоких покровителей или возможность и желание откупиться от коррумпированных чиновников государства.

Одной из сфер, требующих постоянного внедрения и совершенствования антикоррупционных правовых средств, является закупка товаров (работ, услуг) для государственных нужд. Ежегодно Россия теряет около 1% ВВП из-за коррупции в сфере размещения государственного заказа. Это ведёт к увеличению бюджетных расходов и, как следствие, недостатку государственных инвестиций и прочим негативным факторам.

Об остроте данной проблемы в частности в своем докладе Совету Федерации заявил Генеральный прокурор России Ю. Чайка, по словам которого в результате проверки более 600 предприятий-исполнителей гособоронзаказа выявлено свыше 16 тыс. нарушений закона, 1 тыс. 800 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, почти 650 – к административной. По материалам прокурорских проверок только в 2014 году возбуждено 177 уголовных дел.

Наиболее коррупционными в экономике являются: кредитно-финансовая сфера, денежное обращение, внешняя торговля, рынок ценных бумаг, операции с недвижимостью, рынок драгоценных металлов и камней.

Показательна в этом плане деятельность, например, Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий. На протяжении 7 лет, по заявлению Генерального прокурора, Фондом вообще не осуществлялась функция реализации долгосрочных инвестпроектов и поддержки новых предприятий. Полученные от государства почти 1,5 млрд. рублей были размещены на банковских депозитах, тратились на приобретение ценных бумаг. В ряде случаев это приводило к убыткам. По одной из таких сделок они составили 184 млн. руб. При этом на содержание самой организации, среднесписочным составом 5 человек, было потрачено 200 млн. руб.

К сожалению, подобных примеров корупциогенного характера более, чем достаточно в современной российской действительности. Что не только несет в себе убытки финансового характера, но и, по сути, подрывает авторитет органов государственной власти, не способных предотвращать и пресекать данного рода «нарушения».

Наиболее же болезненно гражданами воспринимаются взятки, вымогательство и другие злоупотребления коррупционного характера в сфере здравоохранения и образования, потому что в массовом сознании профессия врача и педагога ассоциируется с бескорыстным и самоотверженным служением людям, а здоровье и образование являются фундаментальными человеческими благам, без которых многие иные ценности утрачивают свой смысл.

С коррупцией связаны также и все наиболее опасные происшествия и преступления, будь то против личности, общества или государства.

Таким образом, коррупция, как социальное явление, охватывает все основные сферы жизнедеятельности российского общества. В результате, национальным интересам нашей страны и общества наносится огромный и невосполнимый ущерб. Эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты ослабляются. Усугубляется социальное, экономическое и политическое неравенство граждан, увеличивается бедность, растет социальная напряженность.

За распространенностью коррупционной преступности стоят крупные просчеты в управлении делами государства и общества, слабые экономическая и организационная основы функционирования государственной и иной службы, распространение психологии вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, правовой нигилизм и правовой цинизм. Последние чрезвычайно значимы, когда речь идет о взяткодателях. Среди них, как уже отмечалось, много организованных преступников и вообще правонарушителей, обеспечивающих с помощью подкупа противоправный интерес.

В целом же правомерно отметить, что проявления коррупции в России обусловлены рядом причин.

Во-первых, мерой всего оказываются исключительно деньги, материальные ценности, определяющие самые разные стороны жизни (брак, доступ к образованию, социальный статус, карьеру и т. п.), девальвируются духовные ценности, ценность человека определяется размерами его личного состояния независимо от способов получения последнего;

Во-вторых, признаются допустимыми любые средства обогащения, практически происходит слом действия самых разных цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения и т. д.;

В-третьих, затянувшийся на десятилетия социально-экономический кризис в стране, наиболее значимым следствием которого, является необеспеченность достойным уровнем жизни значительного части общества.

Условиями, облегчающими совершение коррупционных преступлений, являются: отсутствие контроля за доходами и расходами служащих, за выполнением ими служебных обязанностей, нереагирование на факты коррупции либо слабое, не основанное на законе реагирование. А для части виновных данные обстоятельства − составляющие уже причинного комплекса.

Исходя из этого, есть все основания полагать, что коррупция относится к числу наиболее опасных явлений, дестабилизирующих экономическое и социальное развитие Российской Федерации, что предполагает необходимость разработки и реализации комплекса мер по профилактике, предупреждению и противодействию ее проявлениям в рамках государственной антикоррупционной политики.

Бочарников Игорь Валентинович

Доклад Генерального прокурора на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2014 году и о проделанной работе по их укреплению».

См. там же.

В Следственном комитете состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы следственных органов за минувший год и задачам на 2015 год. http://sledcom.ru/news/item/898707/?print=1

Доклад Генерального прокурора … «О состоянии законности и правопорядка в 2014 году и о проделанной работе по их укреплению». http://genproc.gov.ru/genprokuror/appearances/document-723904/

Доклад Генерального прокурора … «О состоянии законности и правопорядка в 2014 году и о проделанной работе по их укреплению».

Приводится краткий аналитический отчет о состоянии и современных тенденциях

развития коррупции в России.
С учетом крайне предвзятости в оценке состояния коррупции в Российской Федерации со стороны международных и, безусловно, находящихся под патронажем США, рейтинговых структур представляется целесообразным при оценке состояния коррупции исходить из данных официальной статистики, делая при этом оговорку, что она не может быть вполне объективной в силу высокой латентности данного явления.

Так, по заявлению Генерального прокурора России Ю. Чайки, в 2014 году в сфере противодействия коррупции выявлено 380 тыс. нарушений (на 8% больше, чем в 2013 году)1. По результатам принятых мер реагирования в дисциплинарном порядке наказано 85 тыс. виновных лиц, возбуждено 4 тыс. уголовных дел. Особую остроту, по мнению Генерального прокурора, обрели нарушения закона в сфере госзакупок — свыше 46 тыс. Они распространены повсеместно и на всех уровнях власти, в связи, с чем почти 14 тыс. должностных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. К уголовной ответственности за совершение преступлений коррупционной направленности привлечено около 1600 чиновников на федеральном и региональном уровнях2.

Следственным комитетом Российской Федерации в 2014 году по фактам коррупции возбуждено свыше 25 тыс. уголовных дел. В том числе в суд переданы уголовные дела в отношении 630 лиц, обладающих особым правовым статусом, в том числе 12 депутатов законодательных органов власти субъектов РФ, 14 сотрудников СК России, 2 судей, 14 сотрудников прокуратуры, 234 депутатов органов местного самоуправления, 201 главы муниципальных образований и 52 адвокатов3.

Одной из наиболее значимых тенденций последних лет в сфере противодействия коррупции стало снижение выявленных коррупционных преступлений. Их учтено на четверть меньше чем в 2013 году (32 тыс.). В то же время возросло число установленных лиц, совершивших коррупционные преступления, а также количество направленных в суд дел о таких посягательствах. Судами с постановлением обвинительного приговора в 2014 году рассмотрено почти 12 тыс. дел (на 19% больше, чем в 2013 году), при этом уменьшилось количество лиц, оправданных по всем пунктам обвинения (-18%).

Ущерб от коррупционных преступлений в России за 2014 год приблизился к 40 миллиардам рублей. Это на 50 процентов больше, чем в 2013 году. При этом отмечается повышение результативности работы по возмещению причиненного ущерба.

Правоохранительным органам также удалось добиться увеличения возмещения ущерба по делам коррупционной направленности. В добровольном порядке он погашен виновными на сумму почти 2,5 млрд, руб., приняты меры по обеспечению взыскания ущерба еще на 23,5 млрд. В том числе изъято имущества в размере более 4,5 миллиардов рублей. Наложен арест на сумму 18,8 миллиарда рублей4.

Негативной тенденцией является фактическое увеличение среднего размера взятки, составившей в 2015 году 208 тыс. рублей, тогда как в 2014 году она составляла порядка 109 тыс. рублей. По мнению экспертов, удвоение среднего размера взятки обусловлено резкими колебаниями курса рубля и инфляцией. При этом, эти данные по заявлению представителей Главного информационного аналитического центра МВД РФ, весьма, условны, поскольку отражают лишь количество зафиксированных преступлений коррупционного характера, квалифицируемых по статье УК РФ «Взятка». В реальности же суммы взяток, равно как и их средний размер, значительно выше. Больше всего коррупционных преступлений, по данным Генеральной прокуратуры, совершается в сфере реализации государственных и региональных программ, проведения торгов, а также контрольно-ревизионной и правоохранительной деятельности. Кроме того, в связи с продуктовым эмбарго, введенным Россией в 2014 году, факты коррупции выявлены среди чиновников Федеральной таможенной службы и Роспотребнадзора.

Настоящие методические рекомендации определяют порядок действий сотрудников органов внутренних дел и государственных гражданских служащих МВД в случае возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность, при исполнении ими служебных обязанностей.

1. Ситуации, представляющие коррупционную опасность и требования по недопущению их возникновения.

1.1. Коррупционно опасной признается ситуация:

а) в ходе которой совершаются или планируются совершаться деяния, создающие условия для коррупции, в том числе действия, способствующие возникновению и (или) совершению коррупционных правонарушений;

б) при которой личная заинтересованность сотрудника ОВД влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью сотрудника ОВД, правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства (конфликт интересов).

1.2. Условиями для совершения коррупционных правонарушений, признаются следующие действия (бездействия) служащих:

— неправомерное вмешательство в деятельность государственных и муниципальных органов, органов исполнительной власти, иных организаций;

— использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением собственных материальных интересов сотрудника ОВД либо материальных интересов иных лиц, если такое использование не предусмотрено законом;

— предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм) при поступлении и продвижении по службе;

— оказание неправомерного предпочтения физическим или юридическим лицам при подготовке и принятии решений, в том числе предоставление государственной услуги при прочих равных условиях с нарушением очерёдности обращения физических лиц и (или) организаций за предоставлением указанной услуги;

— оказание любого не предусмотренного законодательством содействия (участие) в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;

— использование в личных интересах или в интересах иных лиц информации, полученной при выполнении служебных обязанностей, если таковая не подлежит официальному распространению;

— необоснованный отказ в предоставлении информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка в её предоставлении, предоставление недостоверной или неполной информации;

— требование от физических или юридических лиц документов, материалов и информации, предоставление которой указанными лицами не предусмотрено законодательством;

— нарушение установленного законом порядка рассмотрения жалоб, заявлений, обращений граждан и юридических лиц, а также установленного порядка рассмотрения (решения) иных входящих в компетенцию органов внутренних дел вопросов;

— воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

1.3. В целях недопущения возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность, сотрудник ОВД ОБЯЗАН:

1.3.1. Исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

1.3.2. При исполнении должностных обязанностей не оказывать предпочтения каким-либо гражданам, группам и организациям, если оказание предпочтения прямо не предусмотрено законом, быть независимыми от влияния отдельных граждан, групп и организаций.

1.3.3. При исполнении должностных обязанностей исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

1.3.4. Соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением службы.

1.3.5. Соблюдать служебную дисциплину и требования Кодекса профессиональной этики.

1.3.6. Воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении сотрудником ОВД должностных инструкций, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету органа внутренних дел.

1.3.7. Принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов.

1.3.8. Не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

1.4. В целях недопущения возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность, сотруднику ОВД ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

1) Получать от физических и юридических лиц какое-либо вознаграждение (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) иное вознаграждение;

2) Предлагать гражданам:

— передать сотруднику ОВД или иному должностному лицу органов внутренних дел какое-либо имущество (подарки, денежные средства, иное имущество);

— предоставить сотруднику ОВД или иному должностному лицу органов внутренних дел какие-либо услуги;

— осуществить иные действия в интересах сотрудника ОВД или указанных им должностных лиц органов внутренних дел;

3) При взаимоотношениях с гражданами не допускать возникновения ситуаций, которые имеют целью предложение, передачу или обещание передачи сотруднику ОВД или иному должностному лицу органов внутренних дел какого-либо вознаграждения;

4) При обращении к гражданам с предложениями о совершении сотрудником ОВД или иным лицом по поручению или просьбе сотрудника ОВД в интересах посетителя предложений, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1.4 настоящих Методических рекомендаций, а также иных действий, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению сотрудником ОВД должностных обязанностей.

2. Действиями физических и юридических лиц, создающими условия для совершения коррупционных правонарушений, признается следующее:

2.1. Передача, предложение и (или) обещание передачи сотруднику ОВД какого-либо вознаграждения (подарков, денежного вознаграждения, предоставление ссуд, оказания услуг, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов), иного вознаграждения.

2.2. Обращение к сотруднику ОВД с предложениями (просьбами, требованиями) о совершении действий, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1.4 настоящих Методических рекомендаций, а также иные действия, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению сотрудником ОВД своих должностных обязанностей.

2.3. В случае совершения действий, предусмотренных пунктами 1.4.и 2 настоящих Методических рекомендаций, физическим и юридическим лицам следует учитывать, что в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» указанные деяния могут послужить предметом соответствующей проверки, а также предметом проверки на наличие в указанных деяниях признаков административного правонарушения либо состава преступления.

3. Порядок действий служащих в случае возникновения ситуаций, представляющих коррупционную опасность.

В случае возникновения в результате действий физических (юридических) лиц ситуаций, представляющих коррупционную опасность, в том числе, предусмотренных пунктами 1.4 и 2настоящих Методических рекомендаций, служащий обязан:

1) Разъяснить гражданину:

— о недопустимости совершения деяний, ведущих к возникновению ситуаций, представляющих коррупционную опасность, и предложить немедленно прекратить совершение соответствующих действий;

— что при совершении действий, ведущих к возникновению ситуаций, представляющих коррупционную опасность, они могут быть в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предметом соответствующей проверки, а также предметом проверки на наличие в указанных деяниях признаков административного правонарушения или уголовного преступления.

2) В случае, если сотруднику ОВД передается, предлагается или обещается к передаче какое-либо вознаграждение (подарок, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иное вознаграждение) необходимо в ясной, безусловной и недвусмысленной форме отказаться от принятия указанного вознаграждения.

3) Если к сотруднику ОВД поступило предложение (просьба, требование) о совершении сотрудником ОВД или иным лицом по поручению или просьбе сотрудника ОВД деяний, предусмотренных пунктами 1.4 и 2 настоящих Методических рекомендаций, а также иных деяний, которые приведут или могут привести к недобросовестному и необъективному исполнению сотрудником ОВД должностных обязанностей, в ясной, безусловной и недвусмысленной форме отказать в удовлетворении указанного предложения (просьбы, требования).

4) При возникновении условий, указанных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций, продолжать исполнять должностные обязанности объективно, добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

5) В случае совершения гражданином действий, имеющих целью склонить сотрудника ОВД к совершению коррупционных правонарушений, служащий кроме действий, предусмотренных подпунктом 4, пункта 3 настоящих Методических рекомендаций, обязан в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомить об этом своего непосредственного начальника, а также органы прокуратуры.

В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью сотрудника ОВД, при этом невыполнение указанной служебной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение из органов внутренних дел, либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений подается сотрудником ОВД в соответствии с Порядком.., утвержденным приказом МВД РФ от 19.04.2010 г. № 293.

6) В случае возникновения ситуации, которая может привести к конфликту интересов, или возникновения конфликта интересов, сотрудник ОВД обязан в письменной форме уведомить непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Факторы, детерминирующие распространение коррупции

  • Факторы, детерминирующие распространение коррупции

    Исследования, посвященные коррупции, включающей коррупционную преступность, относят ее к сложным социальным явлениям, корни которого кроются не столько в несовершенстве человеческого существа, сколько в несовершенстве устройства властных механизмов См.: Селихов Н. В. Коррупция в государственном механизме…
    (КРИМИНОЛОГИЯ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ)

  • Распространение загрязнений в атмосфере и в приземном слое

    Распространение в атмосфере выбрасываемых из труб и вентиляционных устройств промышленных выбросов подчиняется законам турбулентной диффузии. На процесс рассеивания выбросов существенное влияние оказывают состояние атмосферы, расположение предприятий и источников выбросов, характер местности, физические…
    (Теоретические основы защиты окружающей среды)

  • Средство распространения рекламной информации

    Если брать только коммерческую составляющую данных субъектов рынка (не секрет, что для некоторых владельцев СМИ последние являются не столько средством зарабатывания, сколько инструментом воздействия), то эффективность их рекламной деятельности определяется соотношением доли рекламных бюджетов данного…
    (Маркетинг)

  • Каналы распространения рекламы

    Созданное рекламное сообщение необходимо передать как можно более широкому кругу потенциальных покупателей с помощью каналов распространения рекламы. Комбинация рекламного средства и канала распространения информации определяет вид носителя рекламы. Носитель рекламы — это конкретный вариант размещения…
    (Управление продажами)

  • Завершение политического объединения Русских земель вокруг Москвы

    Правление Ивана III Васильевича (1462-1505) — завершающий этап образования Русского государства. Перед князем стояли три важнейшие задачи. Во-первых, объединить вокруг Москвы те земли, которые еще сохраняли свою независимость, во-вторых, покончить с положением ханского «улусника» и стать суверенным…
    (История России)

  • Социально-экономический и политический строй Российского государства

    Кардинальные перемены, связанные с формированием и становлением единого государства, затронули все сферы общества. Происходили изменения в социальной и политической сферах, характере взаимоотношений московского государя с подданными, появлялись новые органы власти, были заметны важные сдвиги в хозяйственной…
    (История России)

  • Угрозы политического характера

    Особого внимания к угрозам политического характера требует столица государства. В условиях отсутствия господствующей идеологии существующий плюрализм мнений и идейных течений может привести к нарушениям в устойчивом развитии города, потере людьми политических ориентиров, а обществом – политической управляемости,…
    (Безопасность жизнедеятельности)

  • Власть как общесоциологическая категория. Политическая (государственная) власть

    Прежде чем охарактеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организационной, более или…
    (Теория государства и права)

  • (История России до конца XVII столетия)

Коррупция — излечимая болезнь?

Высшая школа экономики продолжает цикл публичных лекций в Парке Горького. Доктор политических наук, профессор кафедры политического поведения факультета прикладной политологии Высшей школы экономики Юлий Нисневич рассказал о «Коррупции как болезни современных государств». Slon публикует сокращенную версию лекции.
Именно в последнее время коррупция оказалась в фокусе общественного внимания, но парадокс заключается в том, что известно это явление человечеству с незапамятных времен. Первые упоминания о коррупции появляются в XXIV веке до нашей эры. В ХХ веке нашей эры слово «коррупция» довольно долго считалось неприличным, на международных мероприятиях его заменяли эвфемизмом: С-word, слово на букву «К». Но в 1990-е годы случился ощутимый всплеск интереса к коррупции, многие начали всерьез заниматься изучением проблемы, и вопрос, который был тогда поставлен, — почему?

На что жалуемся?

Коррупция всегда появляется там, где есть административная система. У людей, занимающих должности, есть целая палитра, скажем так, административного инструмента, который дается им, чтобы решать задачи внутри системы. Коррупция возникает, когда эти ресурсы используются для получения личной выгоды.

Миф, существующий вокруг коррупции, — в ней обязательно главную роль играют деньги. На самом деле это один из самых древних видов коррупционных отношений и в современном мире далеко не самый основной. Коррупция может выражаться и в приобретении нематериальной выгоды, по сути, она состоит в том, что вы, занимая какое-то положение в системе, начинаете решать задачи не с точки зрения выполнения своих функций как должностного лица, а для того, чтобы получить какие-то блага в личное пользование.

Возникает вопрос, откуда вдруг такая вспышка интереса к проблеме? С одной стороны, за последнее время механизмы управления современным государством резко усложнились, а с другой — большинство людей стало осознавать, что государство — это не некая божественная сущность или спущенная сверху благодать, это то, что должно их обслуживать.

Ошибочно считать, что коррупция — специфически российская проблема. Нет ни одного государства, где этого явления не существовало бы. Одни целенаправленно пытаются подавить коррупцию, борются с ней, другие, наоборот, живут за ее счет, она становится основой их функционирования. Сегодня в мире 194 суверенных государства, из них только 22–25 могут похвастаться низким уровнем коррупции, во всех остальных он либо средний, либо очень высокий, что во многом связано с разницей между политическими режимами.

Политическая и экономическая коррупция

Если классифицировать коррупцию, то ее нужно принципиально разделить на два вида — это экономическая коррупция, то есть все, что связано с материальными вопросами, и политическая. Если мы говорим об экономической коррупции, то тут известны два основных вида: бытовая, когда непосредственно граждане, общаясь с чиновниками или представителями государственных структур, незаконно, за деньги, получают какие-то услуги, и деловая коррупция, когда бизнесмены вступают в контакт с чиновниками и представителями власти среднего звена.

Чтобы продвигать собственные экономические интересы, добывать ресурсы, которые всегда ограничены, менять правила игры, бизнесмены начинают воздействовать на чиновников высокого ранга, и те работают уже не на граждан или государство, а на частные компании, получая за это материальное вознаграждение.

Появилось новое веяние — коррупционный рэкет: не вы приходите к чиновнику, а он к вам. И от него поступает предложение, если вы хотите дальше заниматься своим бизнесом, то делитесь. Причем не обязательно финансово, можно отдать часть акций своего предприятия какой-нибудь компании. Это новый фокус, который появляется в коррупционных отношениях, и что касается нашей страны, то когда я слышу, что поймали чиновника с чемоданом денег, у меня всегда две версии: либо этот чиновник идиот, либо это подстава.

В политической коррупции задачи намного сложнее. Классический пример — на выборах государственная машина начинает работать в интересах определенных кандидатов, политических партий. Но этим политическая коррупция не ограничивается: люди приходят к власти, начинают ее приватизировать, использовать, вырабатывают правила игры, создают законы под себя. Доказать это практически невозможно, потому что законодательный процесс идет по демократической процедуре, но, по сути, происходит смена нормативно-правовой базы в интересах тех, кто удерживает власть.

Когда экономическая коррупция сливается с политической, происходит, как я это называю, захват государства.

Роль личности в коррупции

Почему вдруг в системе публичной власти начинает процветать коррупция? Виновата сама власть? Американцы провели исследование с целью узнать, что является источником коррупции, проанализировали личности и деятельность американских президентов и доказали, что возникновение коррупции зависит от того, какой человек у власти, от его мотивов. Если он изначально нацелен на зарабатывание денег, то гарантированно попадет в коррупционную среду, и она будет развиваться. Не все, попав в такую среду, способны ей сопротивляться. Нужно придумывать методы борьбы с коррупцией внутри самой системы.

Сингапур — единственное государство с авторитарной формой правления, в котором коррупцию удалось подавить. Сегодня это пример предельной силы воздействия личности на общественный уклад. Оговорюсь, что это город-государство с населением 5 млн человек, и поэтому там такое провернуть легче. В 1965 году к власти приходит Ли Куан Ю с идеей сделать Сингапур экономически развитой страной и побороть коррупцию. И первое, что он сделал, — посадил своих ближайших друзей. С этого момента Ли Куан Ю находится во главе государства, хотя в конце 2000-х годов он решил уйти в сторону и передоверил управление сначала одному из своих друзей, потом сыну. Но быстро понял, что уходить совсем нельзя. Посему до сих пор сохраняет должность министра-консультанта.

В Сингапуре была придумана целая система мер внутри аппарата публичной власти, направленных на борьбу с этим злом. Они оказались достаточно эффективными. В частности, создали специальное ведомство по борьбе с коррупцией, обладающее широкими полномочиями. Оно как бы стоит вне системы органов управления и может потребовать от любого предприятия отчета о деятельности. Такая же схема перенята и в других государствах. Известно, что довольно эффективно она действует в Гонконге, в Южной Корее.

Как граждане могут повлиять на ситуацию?

Классический метод борьбы с коррупцией — это повышение зарплаты чиновникам, тогда они якобы не будут воровать. Практика показывает: все равно будут. Чем больше вы им платите, тем больше почему-то они воруют. Второй пример — ужесточение наказания, давайте отрубать головы! А результата тут все равно никакого. Все эти меры не имеют смысла, они должны идти в комплексе с внешним контролем за публичной властью, только тогда механизм срабатывает.

А что такое внешний контроль? Чем мы, граждане, можем повлиять на любую коррупционную ситуацию? Первая система внешнего контроля — политическая конкуренция. К чему должны приводить выборы? К сменяемости тех, кто сидит во власти.

Гражданский механизм контроля заключается в том, что граждане должны присматривать за властью. Это не вывод, а анализ, который дальше должен быть использован компетентными органами для проведения расследования. Не надо думать, что гражданский контроль подменяет собой властные структуры, нет, он является спусковым механизмом для работы органов надзора за коррупцией, находящихся внутри системы управления. Сразу должен предупредить, что гражданский контроль требует определенного навыка.

Первый этап — мониторинг того, что делает власть, лучше всего, если его будут вести люди, работающие в этой сфере. Второй этап — анализ документов, ситуаций, событий. На третьем результаты гражданского контроля, которые вы сформировали, нужно презентовать. Есть два канала, которые неизбежно работают. Первый — обращение к структурам власти, в прокуратуру, которая обязана проверить факты. Естественно, если реакции нет, остается второй метод — публичность. И тут подключаются СМИ, их задача — донести до общественности то, что добыл гражданский контроль.

Если говорить о крайнем варианте, когда не срабатывает ни обращение в органы власти, ни СМИ, то здесь появляются массовые выступления, акции протеста, но это не политические действия. В Турции проходила «Минута тьмы ради вечного света», связанная с коррупционными проявлениями. В одной из провинций произошло ДТП, оказалось, что в машине ехали местный прокурор, судья и чемодан с деньгами. Граждане решили выразить несогласие с таким положением вещей и предложили, чтобы те, кто захочет присоединиться к протесту, в определенный день, 2 февраля, на одну минуту погасили свет в квартирах. В первый раз свет погас примерно в миллионе квартир, через неделю, при повторной акции, количество протестующих возросло в десять раз. Люди гасили свет, потому что им надоело происходящее, они вышли на улицы, устроили демонстрацию, которая называлась «Марш пустых кастрюль». Все кончилось тем, что военные отправили в отставку правительство.

Парламент Бразилии был сильно коррумпирован. По некоторым оценкам, в незаконных схемах были задействованы 50% конгрессменов. В начале ХХI века группа юристов предложила вариант закона под названием «Чистый бюллетень». Идея заключалась в том, что любое должностное лицо, которое даже не было под прямым расследованием дел о коррупции, но попало под подозрение, должно уйти в отставку и лишиться права политической деятельности на 8 лет. Была развернута огромная массовая акция, в результате тот самый коррумпированный конгресс принял закон. После его принятия вся верхушка парламента утратила возможность заниматься политикой.

Я не идеалист и не считаю, что с коррупцией можно справиться массовым народным движением. Но если в этом процессе не участвуют сами граждане, то никакая, даже нацеленная на это противодействие коррупции, власть в одиночку не справится. Самая серьезная причина распространения коррупции — это безнаказанность: как только в обществе коррупция начинает восприниматься как нечто нормальное, бороться с ней чисто административными механизмами становится невозможно.

Режим бесплодного плюрализма

Проблема демократических обществ в том, что мы привыкли к минималистскому подходу к самому принципу демократии: выборы работают, сменяемость происходит, и все хорошо.

Это «режим бесплодного плюрализма», выборы есть, а коррупция расцветает, будучи интегральным показателем некорректной работы институтов. Например, это может быть нечеткое разделение властей. Самая болезненная точка, которая всегда сильно связана с коррупцией, — это состояние судебной системы. Так что если выборы есть, а суды при этом покупаемы, коррупция даст о себе знать. Чем меньше подотчетность власти, независимость судебной системы, автономия гражданских организаций, свобода выражения мнений, тем выше уровень коррупции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *