Охрана природных ресурсов

  • автор:

Страницы ← предыдущая следующая → 4) Субъективная сторона природоресурсного правонарушения – вина – есть отношение правонарушителя к совершенному им противоправному деянию и его вредным последствиям в виде умысла или неосторожности. По общему правилу юридическая ответственность за совершенное правонарушение может наступать лишь при наличии вины. Ответственность без вины предусмотрена нормами гражданского права и наступает за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (ст.1079 ГК РФ). Иногда такую ответственность называют объективной, поскольку основанием ответственности служит факт причинения вреда, а формальным основанием – норма права. Ответственность, предполагающая обязательное наличие вины как субъективного основания юридической ответственности, при этом называется субъективной58. Действующим законодательством регулируется возмещение вреда, причиненного объектами животного мира. Статья 56 ФЗ РФ » О животном мире» предусматривает ответственность за вред, причиненный сельскому, водному, лесному хозяйству объектами животного мира. В рассматриваемом случае диких животных, способных нанести вред, следует отнести к источникам повышенной опасности, хотя гражданское законодательство их не упоминает. Вред, причиненный дикими животными, должен быть возмещен независимо от вины ресурсопользователей, во владении и пользовании которых находятся объекты животного мира. Статья 56 ФЗ РФ » О животном мире» установлено, что ущерб, причиненный объектами животного мира, если он не может быть предотвращен, взыскивается в пользу потерпевших из фондов экологического страхования, если пользователь животного мира является членом такого фонда. 58 Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, с.407-408. 121 III) Процессуальный или процедурный акт применения норм права, устанавливающих ответственность за природоресурсные правонарушения, завершает деятельность компетентных органов по привлечению правонарушителя к юридической ответственности. Среди органов, принимающих акты по привлечению субъектов природоресурсного права к юридической ответственности, можно выделить: 1) судебные органы – суды общей юрисдикции, мировые судьи, осуществляющие судопроизводство по уголовным, гражданским и административным делам, арбитражные суды, рассматривающие подведомственные им дела; 2) государственные органы и должностные лица, наделенные правом налагать административные взыскания. К ним относятся органы внутренних дел, административные комиссии, специально уполномоченные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов; 3) руководители юридических лиц осуществляют привлечение виновных работников к материальной ( в пределах месячного заработка) и дисциплинарной ответственности. Споры, возникающие в ходе использования природных ресурсов, могут рассматриваться и разрешаться органами государственной власти, судами, арбитражными судами, административными органами, уполномоченными на рассмотрение споров в сфере ресурсопользования и внесудебными органами, рассматривающими гражданские споры. Решение по любому спору, вынесенное в административном порядке или в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. К несудебным органам, рассматривающим дела, возникающие из гражданско-правовых правоотношений, относятся 122 третейские суды Российской Федерации и международные арбитражные органы. В судах и арбитражных судах рассматриваются: ь финансовые, имущественные и иные споры, связанные с использованием природных ресурсов; ь жалобы на решения органов государственной власти, противоречащие природоресурсному законодательству, в том числе об отказе в предоставлении лицензии на ресурсопользование, о досрочном прекращении, ограничении или приостановлении права ресурсопользования; ь жалобы на действия и решения должностных лиц и органов, противоречащие природоресурсному законодательству; ь жалобы на противоречащие природоресурсному законодательству стандарты ( нормы, правила) по технологии ведения работ, связанных с ресурсопользованием; ь жалобы на неправомерные действия работодателей в связи с привлечением работника к материальной и дисциплинарной ответственности. По соглашению между сторонами спора он может быть передан на рассмотрение третейского суда или международных арбитражных органов. Органы государственной власти рассматривают споры о пользовании, владении и распоряжении природными ресурсами, возникающие между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и ее субъектами, если такие споры не переданы на рассмотрение Верховного Суда РФ распоряжением Президента РФ. Указанные споры могут возникать по вопросам совместного пользования, владения и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности Российской Федерации, ресурсами находящимися в собственности субъектов РФ, другим вопросам ресурсопользования. 123 Поресурсное законодательство устанавливает общее требование, в соответствии с которым сделки, совершенные с его нарушением, являются недействительными, а при противоречии между природоресурсным законодательством и иными законами и нормативными актами применяются нормы природоресурсного права. Эти требования свидетельствуют о том, что субсидиарное применение норм гражданского и иных отраслей российского права для регулирования природоресурсных отношений допускается лишь в случаях, прямо указанных в Водном, Лесном кодексах РФ, федеральных законах » О недрах», » О животном мире», «О природных лечебных ресурсах», иных поресурсных законах и подзаконных нормативных актах. 124 ПРОГРАММА КУРСА «ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО РОССИИ» ОБЩАЯ ЧАСТЬ ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ПРАВА Тема I. Взаимодействие общества и природы Биосфера как область взаимодействия общества и природы. Взаимная обусловленность процессов живой и неживой природы. Возрастающая роль антропогенных процессов в развитии биосферы в современный период. Концепция устойчивого развития. Принципы и задачи устойчивого развития. Основные направления перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Критерии рационального использования природных ресурсов. Философские и религиозные концепции взаимодействия природы и человека. Роль правовых и иных социальных норм в регулировании международным сообществом, государством, структурами гражданского общества взаимодействия природы и человека. Нормативные акты и литература 1. Указ Президента РФ » О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // СЗ РФ, 1996, № 15, ст.1572. 2. Указ Президента РФ » О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» // САПП РФ, 1994, № 6, ст.436. 3. Боголюбов С.А. Экологическое законодательство и правовая реформа // Журнал российского права, 1997, № 1, с.47-58. 4. Балашенко С.А., Макарова Т.И. Международно- правовая охрана окружающей среды и права человека. – Минск: Изд-во «World Wide Printing Duncanville, USA», 1999. 125 5. Бобылев С.Н., Гирусов Э.В. др. Экология и экономика природопользования. – М.: Изд-во » Закон и право», 1998. 6. Бринчук М.М. Экологическое право. Право окружающей среды. – М.: Изд-во «Юристъ», 1999. 7. Введению в философию. Учебник в 2-х томах / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1989. 8. Соловьева Е.А., Альсов Ю.П., Смирнов И.К. Взаимодействие общества и природы: политэкономический аспект / Природопользование в системе общественного воспроизводства. – Л.: Изд-во Ленинградского госуниверситета, 1986. Тема II. Предмет, метод и система природоресурсного права Понятие природоресурсного права. Критерии выделения природоресурсного права в самостоятельную отрасль российского права. Особенности общественных отношений, регулируемых природоресурсным правом. Структура природоресурсных отношений. Метод правового регулирования природоресурсных отношений и его особенности. Правовой режим ресурсопользования и его особенности. Специфика механизма правового регулирования природоресурсных отношений. Кодифицированные законодательные акты природоресурсного права. Природоресурсное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина. Система природоресурсного права. Нормы общего, особенного и единичного действия в природоресурсном праве. Правовые институты природоресурсного права. Система природоресурсного законодательства, его соотношение с системой природоресурсного права. 126 Нормативные акты и литература 1. Казанцев Н.Д. Природоресурсовое право и его пределы как интегрированной отрасли // Вестник МГУ, 1967, № 6. 2. Казанцев Н.Д. К вопросу о научных основах кодификации законодательства об охране природы // Вестник МГУ, 1962, № 1. 3. Осипов Н.Т. Теоретические проблемы советского земельного права. – Л.: 1972. 4. Право природопользования в СССР / Под ред. И.А. Иконицкой. – М.: Изд-во «Наука», 1990. 5. Мунтян В.Л. Правовые проблемы рационального природопользования: Автореф. дис. докт. юрид наук. – Харьков, 1975. 6. Михалев В.И. Отношения по природопользованию как предмет правового регулирования, – в сб.: Вопросы теории и практики гражданско-правового регулирования. – Томск, 1987. 7. Лебедев В.М. Природоресурсное право как отрасль российского права, – в кн. «Освоение Севера: традиции и современность». – Томск, 1999. 8. Калинин И.Б. Природоресурсное право в системе отраслей российского права, – в кн. » Освоение Севера: традиции и современность». – Томск, 1999. 9. Балезин В.П. К вопросу о природоресурсовом праве // Вестник Московского университета. Серия » Право», 1977, № 1. 10. Колбасов О.С. Экология: политика – право. – М.: Изд-во «Наука», 1976. 11. Бринчук М.М. Экологическое право. Право окружающей среды. – М.: Изд-во «Юристъ», 1999. Тема III. Основные понятия и термины природоресурсного права 127 Антропогенное воздействие. Безопасное ресурсопользование. Внутренние морские воды. Биосфера. Водные ресурсы. Водопользование. Возобновление природных ресурсов. Восполнение природных ресурсов. Воспроизводство природных ресурсов. Восстановление природных ресурсов. Государственный кадастр природных ресурсов. Государственный мониторинг природных ресурсов. Добыча природных ресурсов. Животный мир. Интегральный природный ресурс. Исключительная экономическая зона Российской Федерации. Комплексное ресурсопользование. Континентальный шельф Российской Федерации. Лесной фонд. Лесопользование. Лимиты ресурсопользования. Лицензия на ресурсопользование. Невозобновимые природные ресурсы. Неживые (минеральные) ресурсы исключительной экономической зоны РФ. Недра. Недропользование. Объекты животного мира. Общераспространенные полезные ископаемые. Особое водопользование. Оценка природных ресурсов. Поиск природных ресурсов. Полезные ископаемые. Поресурсное законодательство. Природно-ресурсный потенциал. Природные лечебные ресурсы. Природные ресурсы. Природные условия. Природный объект. Природопользование. Природоресурсное право. Разведка природных ресурсов. Рациональное ресурсопользование. Ресурсопользование. Ресурсные отношения. Ресурсный баланс. Ресурсодержатели. Ресурсопользователи. Соглашение о разделе продукции. Специально уполномоченный орган управления использованием и охраной природного ресурса. Территориальное море Российской Федерации. Устойчивое развитие. Нормативные акты и литература 1. Федеральный закон РФ » Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // СЗ РФ, 1998, № 51, ст.6273. 128 2. Федеральный закон РФ » О животном мире» // СЗ РФ, 1995, № 17, ст.1462. 3. Федеральный закон РФ » О континентальном шельфе РФ» // СЗ РФ, 1995, № 49, ст.4694. 4. Лесной кодекс РФ // СЗ РФ, 1997, № 5, ст.610. 5. Водный кодекс РФ // СЗ РФ, 1995, N 47, Ст.4471. 6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник. – М.: Изд-во «Мысль», 1990. 7. Термины и определения в нормативных актах. – М., 1999. 8. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право, 1998, № 9, с.20. Тема IV. Природоресурсное право в системе отраслей российского права Современные концепции природоресурсного права. Соотношение природоресурсного права со смежными отраслями российского права – экологическим, земельным, гражданским, административным, трудовым и иными отраслями российского права. Соотношение публичного и частного в природоресурсном праве. Природоресурсное право и право окружающей среды. Необходимость и обоснованность субсидиарного применения природоресурсным правом норм смежных отраслей права. Нормативные акты и литература 1. Лебедев В.М. Природоресурсное право как отрасль российского права, — в кн. «Освоение Севера: традиции и современность». – Томск, 1999, с.17. 2. Калинин И.Б. Природоресурсное право в системе отраслей российского права, – в кн. » Освоение Севера: традиции и современность». – Томск, 1999. 3. Ерофеев Б.В. Экологическое право. – М.: Изд-во «Новый юрист», 1999, с.86-88, 99. 129 4. Право природопользования в СССР / Под ред. И.А. Иконицкой. – М.: Изд-во «Наука», 1990. 5. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Теория и тенденции развития. – М., 1999. 6. Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях // Государство и право, 1999, № 2, с.39. 7. Бринчук М.М. Теоретические проблемы формирования законодательства об окружающей среде // Государство и право, 1998, № 12, с.73-81. 8. Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л. Проблемы развития системы российского экологического законодательства // Государство и право, 1995, №2. 9. Проблемы экологического, земельного права и законодательства в современных условиях ( обзор выступлений участников научно — практической конференции » Софрино-4″) // Государство и право, 1999, № 2. 10. Васильева М.И. Предмет и система экологического права // Вестник МГУ. Сер. 11, «Право», 1996, №1, с.16. 11. Шестерюк А.С. Вопросы кодификации законодательства об окружающей среде. – Ленинград, Изд-во ЛГУ. 12. Колбасов О.С. Экология: политика – право. – М.: Изд-во «Наука», 1976. Тема V. История развития российского природоресурсного законодательства Правовое регулирование использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов законодательными актами Древней Руси. Совершенствование природоресурсного законодательства в Российской империи в XVIII – XX веках. Реформы Петра I, Екатерины II в области использования природных ресурсов. Эволюция взглядов на место и роль природоресурсного права и 130 Страницы ← предыдущая следующая →

6. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов

В сферу рационального природопользования и охраны недр необходимо включить также охрану природных комплексов, которые нарушаются в процессе разработки месторождений полезных ископаемых. Опасны деформации и изменение напряжения недр в результате перемещения огромных масс вещества на более высокий энергетический уровень. Перемещение минерального сырья на высоту 10000 м и более приводит к увеличению микросейсмичности территории, что провоцирует возникновение так называемых техногенных землетрясений даже в сейсмически благополучных районах.

Горные разработки оказывают значительное влияние на человека, животный и растительный мир. Следует отметить отрицательное воздействие как самих горных выработок, так и сопутствующих им гидрогеологических (иодтопление, затопление, образование воронок депрессии, напряженных зон в земной коре и т.д.) и инженерно-геологических (просадки, оседание земной поверхности, карст, суффозия и т.д.) процессов. Горные выработки служат причиной формирования различных геофизических полей, влияние которых на биосферу и человека пока слабо изучено.

7. Правовая охрана недр

Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом сис­тему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.

Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.

Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):

— соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;

— обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;

— проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;

— обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;

— охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;

— предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);

— предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.

Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение ми­неральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливаетприоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагаю­щий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство насе­ленных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объ­ектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в не­драх под участком предстоящей застройки.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения орга­нов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки.

Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.

Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также госу­дарственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).

Государственный кадастр включает сведения по каждому месторожде­нию полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).

С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется го­сударственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до­быче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.

Государственной регистрации — включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.

К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспе­чении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населе­ния, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны ок­ружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).

В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­щено компетентными государственными органами.

Специфической особенностью деятельности по охране недр является ох­рана геологической информации.

Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд гео­логической информации (в последнем случае — с условием ее использова­ния в коммерческих целях).

Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.

Необходимым элементом деятельности по охране недр является государ­ственный контроль в сфере отношений недропользования.

Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными*.

* Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132.

Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уни­кальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, мине­ралогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памят­никами природы или культуры.

Реферат: Рациональное использование и охрана недр — минеральных ресурсов

Введение.

Минеральное сырье является материальной основой развития энергетики, промышленной и сельскохозяйственной индустрии. Поэтому проблема обеспечения общества минеральным сырьем и топливом стала одной из важнейших глобальных проблем современности.

Человечество длительное время черпает в огромных количествах минеральное сырье из общей кладовой — земных недр. Поэтому значительная часть богатых руд и месторождений, залегающих непосредственно у поверхности Земли или на небольших глубинах, уже истощены. Сегодня за каждую новую тонну приходится платить существенно дороже. Перед обществом встала серьезная и неотложная задача бережного и рационального расходования минеральных богатств планеты.

Уже первые шаги человека были связанны с использованием различных видов минерального сырья. Наши далекие предки впервые сознательно обратили внимание на самородные медь и золото. Медь выплавляли из карбонатной руды на территории современной Турции за 7 тыс. лет до н.э. Особенно большое значение минеральное сырье приобрело в 20 веке. Его стратегическая роль проявилась в годы первой и второй мировых воин.

Постепенно количество используемых элементов возрастало. Так в древние времена человек довольствовался лишь 18 химическими элементами, в 18 веке — 29, в середине 20 в. — 80. На вовлечение новых видов минерального сырья и полноту его использования во все времена оказывал решающее влияние научно — технический прогресс.

Поэтому, учитывая все возрастающие потребности общества в минеральном сырье и его исчерпаемость, будет актуально дать оценку минеральным ресурсам России.

1.Минеральные ресурсы.

Минеральные ресурсы — это природные вещества минерального происхождения, используемые для получения энергии, сырья, материалов и служащие минерально-сырьевой базой хозяйства. Для минеральных ресурсов характерны: резкая неравномерность размещения, невозобновляемость конкретных месторождений, возможность восполнения путем разведки и освоения новых месторождений. В настоящее время используется более 200 видов минеральных ресурсов. Запасы отдельных видов не одинаковы. Постоянно растут размеры добычи и разрабатываются новые месторождения.

Закономерности размещения минеральных ресурсов. Распространение минеральных ресурсов подчиняется геологическим закономерностям. Полезные ископаемые осадочного происхождения встречаются в пределах осадочного чехла платформ, в предгорных и краевых прогибах. Магматические полезные ископаемые — в складчатых областях, местах выхода на поверхность (или близкого залегания к поверхности) кристаллического фундамента древних платформ. Топливные имеют осадочное происхождение, образуют угольные и нефтегазоносные бассейны (чехол древних платформ, их внутренние и краевые прогибы). Крупнейшие угольные бассейны расположены на территории России, США, ФРГ и других стран. Нефть и газ интенсивно добываются в Персидском заливе, Мексиканском заливе, Западной Сибири.

К рудным относятся руды металлов, они приурочены к фундаментам и щитам древних платформ, есть и в складчатых областях. Страны, выделяющиеся по запасам железной руды, — Россия, Бразилия, Канада, США, Австралия и др. Часто наличие рудных полезных ископаемых определяет специализацию районов и стран.

2. Оценка минерально-сырьевой базы России.

Экономико-географическая оценка природных ресурсов представляет собой одну из важнейших проблем экономической и социальной географии. Она представляет собой сложное понятие, которое включает три рода оценок природных ресурсов.

Во-первых, она включает количественную оценку отдельных ресурсов, например, запасы угля в тоннах, запасы газа или древесины в кубометрах.

Количественная оценка является абсолютной и зависит от степени разведанности ресурса. Ее величина, растет при увеличении разведанности ресурса и сокращается по мере его эксплуатации.

Во-вторых, оценку величины природных ресурсов принято рассматривать с технологической, технической и исторической точек зрения. При таком подходе учитывается состояние изученности ресурсов, включая пригодность их для различных хозяйственных целей, степень разведанности, доступности.

В-третьих, она включает стоимость ресурсов. К настоящему времени выявлено, разведано и предварительно оценено крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная стоимость которых составляет около 30 млрд. долларов. Из них32,2% приходится на газ, 23,3% на уголь и горючие сланцы, 15,7% на нефть, 14,7% на нерудное сырье, 6,8% на черные металлы, 6,8% на цветные и редкие металлы и 1% на золото, платину, серебро и алмазы.

3.Значение минерального сырья в экономике России.

Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должно базироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счет минерально-ресурсного потенциала.

Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития общественного производства. Структура природных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсов дает широкий простор для экономического развития регионов

Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:
— географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно без значительного потребления минеральных ресурсов;
— преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу, переработку и передел минерального сырья;
— наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;
— огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетия геологоразведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существенным элементом национального богатства.

Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на ее территории, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасам никеля, природного газа (33 % мировых запасов) Россия занимает первое место в мире.

Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферах жизнедеятельности государства:

· Обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевыми ресурсами. Именно развитость сырьевой отрасли способствует формированию прочной промышленной базы, которая способна удовлетворить необходимые потребности, как промышленности, так и сельского хозяйства.

· Вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; его продукция продолжает оставаться основным источником валютных поступлений. Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечивают более 50 % валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортных поступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваются за счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %.

· Составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая база является необходимым условием для совершенствования военно-промышленного комплекса государства и создает необходимый стратегический запас и потенциал.

· Обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупные компании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, или же связанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данного сектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояния населения и снижение социальной напряженности.

· Способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимное дополнение государств, в рамках единого экономического пространства, обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будет оказывать очень большое влияние на мировом сырьевом рынке.

4. Возможности и проблемы освоения минеральных ресурсов России.

Сегодня, как в прошлые века, минерально-сырьевые ресурсы остаются незаменимой материальной основой развития общества. Но в последние десятилетия наметился ряд объективных тенденций, снижающих эффективность развития минерально-сырьевого комплекса. 20 век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Это обусловило значительное увеличение масштабов потребления минерального сырья и его добычи, достигшей в целом по миру 20 млрд. т. в год. При этом основной объем добычи приходится на неметаллическое сырье (строительные материалы, удобрения, и др.).

В связи с этим наметилась тенденция к истощению наиболее легкодоступных и богатейших месторождений полезных ископаемых, залегающих на уже освоенных относительно небольших глубинах. Общество столкнулось с реальной угрозой нехватки минеральных ресурсов в перспективе. Это побудило ряд ученых выдвинуть на первый план фактор абсолютной физической ограниченности полезных ископаемых в недрах земного шара. Фактически речь идет об относительной ограниченности. Она зависит от реальной возможности использования ресурсов, опирающихся на результаты геологоразведочных работ, научно — техническую базу добывающих отраслей, уровень цен на минеральное сырье, состояние международных отношений.

Относительное исчерпание поверхностных запасов минерального сырья предопределило возрастание глубинных поисков и добычи, ухудшение горногеологических условий, выход в районы, более трудные для освоения, в частности в акватории морей и океанов, а также вовлечение в оборот сырья худшего качества и новых видов сырья. Это вызвало подорожание геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых, а также существенный рост цен на них.

Человечество не смогло бы достигнуть таких успехов в развитии минерально- сырьевого комплекса, если бы не опиралось на достижения научно — технического прогресса. В новых условиях, дальнейшее увеличение запасов минерального сырья тем более не может быть обеспечена без освоения новых методов поиска и разведки полезных ископаемых, их добычи, обогащения и переработки. Освоение больших глубин, нетрадиционных видов сырья, океанического дна, зоны вечной мерзлоты и т.д. требуют новых технических и технологических решений. Разведка, добыча, переработка, транспортировка и потребление минерального сырья сопряжены с большими потерями и загрязнениями окружающей среды. Снижение отрицательного воздействия этих факторов на природу также зависит от активного внедрения в практику достижений научно-технической революции.

Экологические проблемы все более и более приковывают внимание людей. Большой ущерб способны нанести природе выбросы нефти в море. Подсчитано, например, что в моря и океаны ежегодно попадает 6 — 10 мил. т. нефти.

Нефтяная пленка, покрывая поверхность моря, задерживает солнечную радиацию.

А это приводит к химическому отравлению и гибели морских организмов.

Причиной разлива нефти является крушение танкеров и бурение морских скважин.

При транспортировке углей по железной дороге ветром разносится огромное количество угольной пыли и крошки. Вредные примеси уносятся в атмосферу при сжигании углей и нефтепродуктов. При этом серный ангидрид, соединяясь с порами воды, образует серную кислоту. Она выпадает в виде кислотных дождей и наносит ущерб почве, делая ее стерильной.

5. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды — одна из важнейших проблем современного общества в эпоху развития научно-технического прогресса, сопровождающегося активным воздействием на природу.

Природные условия – совокупность объектов, явлений и факторов природной среды, имеющих существенное значение для материально-производственной деятельности человека, но непосредственно в нее не вовлекаемые (например, климат).

Природные ресурсы – природные объекты и явления, которые используются или могут быть использованы в будущем для удовлетворения материальных и других потребностей общества и общественного производства, способствующие воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышения жизненного уровня.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.

Природные ресурсы делятся на практически неисчерпаемые (энергия солнца, приливов и отливов, внутриземное тепло, атмосферный воздух, вода); возобновляемые ( почвенные, растительные, ресурсы животного мира) и невозобновляемые (полезные ископаемые, пространство обитания, энергия рек).

Возобновляемые природные ресурсы – природные ресурсы, способные к самовосстановлению в процессе круговорота веществ за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека. Рациональное использование возобновляемых природных ресурсов должно базироваться на принципах сбалансированного расходования и возобновления их, а также предусматривать их расширенное воспроизводство.

Невозобновимые природные ресурсы – часть исчерпаемых природных ресурсов, которые не обладают способностью к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпами хозяйственной деятельности человека. Рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов должно базироваться на комплексной и экономной их добыче и расходовании, утилизации отходов и т.д.

С точки зрения вовлечения в хозяйственную деятельность человека, природные ресурсы подразделяют на реальные и потенциальные . Первый вид ресурсов активно эксплуатируется, второй – может быть вовлечен в хозяйственный оборот.

По принадлежности к определенным компонентам природной среды выделяют отдельные виды природных ресурсов:

— биологические;

— экологические;

— геологические;

— климатические;

— водные;

— земельные;

— растительные;

— ресурсы животного мира;

— минеральные и др.

По ведущим признакам и характеру использования выделяют промышленные, сельскохозяйственные, энергетические, топливные. В непроизводственных сферах используются рекреационные, заповедные, ландшафтно-курортные, лечебные и др.

В настоящее время все более обостряется проблема истощения природных ресурсов. Истощение природно-ресурсного потенциала выражается в уменьшении запасов природных ресурсов до уровня, не отвечающего потребностям человечества, его техническим возможностям и нормам безопасности для природных систем.

Истощение природных ресурсов делает дальнейшую их разработку экономически и экологически нецелесообразной.

При расточительном, хищническом использовании некоторые виды возобновимых ресурсов могут исчезать, теряя способность к самовозобновлению. Например, пахотный горизонт почвы мощностью около 18 см при благоприятных условиях восстанавливается 7000 лет.

Интенсификация индустриального вмешательства в процессы природы, потребительское, утилитарное, хищнически истребительное отношение к природе, ее ресурсам и богатствам разрушает единство между человеческим обществом и природой.

Рост производства не может осуществляться за счет истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды, так как от их состояния зависит не только развитие производства, но и существование жизни на Земле.

Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.

Рациональное природопользование предполагает выбор оптимального варианта достижения экологического, экономического и социального эффекта при использовании природных ресурсов.

Комплексное использование природных ресурсов предполагает использование безотходных и малоотходных технологий, повторное использование вторичных ресурсов. С точки зрения воспроизводственного аспекта, комплексное использование природных ресурсов включает широкий круг проблем.

6. Основные требования по рациональному использованию и охране недр.

Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются:

1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;

2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр;

3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;

6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;

7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку;

8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод;

9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях;

11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения.

В случае нарушения требований настоящей статьи право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством.

Заключение.

Можно сделать вывод об огромной ресурсообеспеченности России всевозможном великим разнообразием минеральных ресурсов.

Для успешного развития экономики страны необходима грамотная и целесообразная политика приведения этих ресурсов в целевое и рациональное использование, а также необходимость поддержания их экологического равновесия.

Необходимо отметить, что человеческое общество вошло в эпоху глобальной взаимозависимости как между отдельными государствами, так и в отношениях с окружающей средой. Важно понимать, что запасы недр на Земле ограничены и исчерпаемы. Если какая то страна не щадит собственные недры, то пострадать могут соседние государства. Развитые страны имеют больше шансов не растрачивать свои стратегические ресурсы, а покупать их у соседей и, обладая более совершенной технологией, использовать отходы производства, вторичное сырье менее богатых соседей. Многое зависит от совершенства технологий, поэтому идет разработка, поиск и приобретение новейших технологий, ибо тот, кто владеет более совершенной технологией, владеет природными ресурсами.

Список использованной литературы

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. / Под ред. Э.А. Арустамова. М.: Изд-во «Дашков и К», 2001.

2. Глобальные проблемы современности. Сб. трудов ВНИНСИ. – 1998. -№ 5.

3. Горшков В.Г., Кондратьев К.Я., и др. Проблемы экологии России. – М., 1997.

4. Гриценко В.С. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие . –М., 2005.

5. Экономическая география России, учебное пособие в 3-х частях, под ред. д-ра экон. наук В. М. Крашенникова, Москва, РТА, 1996 г.

6. Судо М. М. «Кладовые Земли», Москва, «Знание», 1987 г.

Экологические проблемы подрывают развитие в PC

В развивающихся странах экологические проблемы могут подорвать процесс долгосрочного развития. Во многих странах с переходной экономикой пренебрежение интересами защиты окружающей среды в течение нескольких десятилетий привело к тому, что обширные районы оказались отравленными и неспособными обеспечивать экономическую деятельность в долгосрочной перспективе. В самых богатых странах существующие модели потребления приводят к такому истощению мировых ресурсов, которое ставит под угрозу будущее развитие во всем мире.

Развитие и окружающая среда не являются обособленными понятиями, и проблемы в одной из этих областей нельзя успешно решать в отрыве от другой. Окружающая среда – это источник ресурсов для развития. Ее состояние является важным критерием, а ее сохранение – предметом постоянного внимания в процессе развития. Для успешного развития требуется политика, учитывающая соображения экологического порядка. Эта взаимосвязь впервые была признана на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) в 1992 г. Эта конференция послужила моделью для разработки документов и другими организациями ООН с учетом требований защиты окружающей среды. Но проблема состоит в том, что эти документы не имеют обязательной силы.

Особую опасность для жизни человека и природы представляет рост количества атомных электростанций. Приблизительный сценарий их возможного воздействия человечество получило в результате чернобыльской трагедии: смерть людей, омертвление городов, земель, лесов, воды, перенос по воздуху на тысячи километров особо опасных радиационных загрязнителей и их выпадение в виде осад- сов на города и села. Ныне на наших глазах разворачивается не менее масштабная катастрофа, связанная с аварией на японской атомной станции в Фукусиме.

Повлияли на ускорение экологического кризиса и так называемые локальные войны: во Вьетнаме, Кампучии, Лаосе, Афганистане, Африке, Центральной Америке. Оказались буквально выжженными огромные пространства джунглей, веками находившиеся нетронутыми. Это тоже результат деяний современной цивилизации. Но нс только непосредственные военные воздействия уничтожают природную среду. Сотни военных кораблей проводят учения в Мировом океане, рассматривая его как некую «абсолютную среду», в которой можно как угодно экспериментировать, запуская в его пучины бесчисленное количество различных снарядов, выливая миллионы тонн нефтепродуктов.

Сложную ткань атмосферы разрывают ракеты: все ли мы знаем о последствиях этих полетов? Идут и более прозаические процессы – безумная гонка вооружений, вовлечение в оборонно-промышленное производство металлов, химических продуктов, энергии, воды и т.д. В результате все меньшая их доля остается собственно для нужд самого человека. Трагедией предстает для цивилизации то обстоятельство, что правительства разных стран не в состоянии осознать необходимость рационального свертывания производства современного оружия и направления огромных ресурсов, выделяемых на эти цели, для решения задач мирного развития, создания новой технической цивилизации на базе экологически безопасного производства.

Сохранение природных ресурсов Земли

Бережное отношение к природе, приостановление ее деградации – это актуальные вопросы, которые встали сегодня перед людьми, обществами и государствами. Природные богатства страны зачастую являются наиболее доступными и пригодными для использования ресурсами развития. Общество должно взяться за решение сложных задач, связанных с сохранением долгосрочного потенциала своих природных ресурсов. Необходимо обеспечить баланс между конкурирующими потребностями и интересами. Нынешние социальные и экономические потребности должны удовлетворяться таким образом, чтобы при этом нс наносился ущерб долгосрочному наличию этих ресурсов или жизнеспособности экосистем, от которых зависит и наша жизнь, и жизнь будущих поколений.

Экологическая деградация негативно сказывается как на качестве, так и на количестве многих ресурсов, непосредственно используемых людьми. Последствия недостаточного внимания к ухудшению состояния природных ресурсов могут быть катастрофическими. Загрязнение вод наносит ущерб рыбным запасам. Засоление и эрозия почв приводят к уменьшению урожаев. Деградация сельхозугодий и обезлесение привели к засухе и эрозии почв и сделали недоедание и голод все более частыми явлениями в некоторых районах планеты. Чрезмерная эксплуатация и истощение морских ресурсов создали угрозу для приморских общин. Варварская заготовка древесины и вырубка влажных тропических лесов привели к уничтожению важных естественных сред обитания и причинили ущерб глобальному биоразнообразию. В результате экологически нерациональной практики добычи природных ресурсов большие районы оказались опустошенными и загрязненными. При этом наибольшую тревогу вызывает то обстоятельство, что в некоторых случаях деградация может оказаться необратимой.

Хотя сохранение природных ресурсов предполагает введение определенных ограничений, оно в то же время служит источником многих важных стимулов и возможностей для нового экономического мышления в предпринимательстве. Изменение наиболее обеспеченными слоями населения своего стиля жизни и отношения к энергопотреблению наряду с использованием более эффективных технологических процессов будет способствовать обеспечению более устойчивой модели глобального развития. Включение вопросов управления природными ресурсами и их сохранения в сферу интересов национального развития может иметь множество самых положительных последствий. Туризм, от которого зависят многие страны, может принести значительные блага, включая создание жизненно важной инфраструктуры, расширение прямой и косвенной занятости, увеличение поступлений иностранной валюты, распространение экологических знаний, расширение международных контактов и создание уникальных возможностей для укрепления национального самосознания. Важно разработать жизнеспособные стратегии развития туризма, которые обеспечили бы сохранение природной среды.

Инициативы, выдвигаемые в настоящее время ООН, а также рядом государств-членов, также показывают значение вовлечения местных сообществ во все усилия в области развития. Эти программы, в процессе реализации которых местные жители становятся не просто сторонними бенефициариями, а заинтересованными партнерами, открыли новые перспективы. Во многих местах они принесли немалые результаты, способствуя более глубокому осознанию преимуществ сохранения природных ресурсов, расширению участия местных сообществ в деле сохранения окружающей среды, чистого воздуха и роста доходов в сельских районах. Они служат важным примером, на котором многие могут учиться, используя его в своих интересах.

Однако взаимосвязь между окружающей средой и развитием не ограничивается рациональным использованием природных ресурсов. Сохранение и защита экологического равновесия в окружающем нас мире – это важный компонент не только развития человечества, но и его выживания. Благосостояние общества подрывается плохим здоровьем и преждевременной смертью людей, которые вызваны ухудшением качества воздуха и воды и другими экологическими рисками. Загрязняющие вещества могут негативно сказываться на здоровье в результате непосредственного воздействия или же косвенно в результате изменений физической среды. Угрозы для здоровья могут быть самыми разнообразными – от повышенного ультрафиолетового облучения до ухудшения качества продовольствия и воды.

Токсичные химические вещества и тяжелые металлы загрязняют реки, озера, моря и другие источники водоснабжения. Многие из этих загрязняющих веществ с трудом удаляются из питьевой воды с помощью обычных методов водоочистки.

Задача улучшения природопользования требует, чтобы предприниматели, владельцы домашних хозяйств, фермеры, международное сообщество и правительства изменили свое поведение. Для надлежащего отражения экологических ценностей в экономической деятельности необходима целенаправленная политика. И государственные, и частные предприятия должны нести ответственность за экологические последствия своей деятельности, а правительства должны играть ведущую роль в разработке политики и осуществлении стратегий, способствующих экологически рациональному развитию.

Взаимосвязь между окружающей средой, обществом, экономикой и политическим участием подчеркивает важное значение необходимости рассматривать экологический аспект развития в национальном контексте. Связь между нищетой и экологической устойчивостью особенно убедительна. Хотя в бедных общинах часто существуют строгие этические нормы правильного использования традиционных земель, растущее демографическое давление и нехватка ресурсов часто ставят их в такое положение, когда им трудно избежать нанесения ущерба окружающей среде. Беднейшие слои населения, которым едва удается сводить концы с концами, изо дня в день заботит лишь вопрос, как выжить. Часто они являются как жертвами, так и виновниками деградации окружающей среды. Политика, направленная на улучшение состояния окружающей среды, например, уменьшение загрязнения водных ресурсов, часто наиболее благотворно сказывается на положении самых бедных слоев общества. Эффективная политика сокращения масштабов нищеты поможет сдержать рост численности населения и снизить нагрузку на окружающую среду.

Политика, способствующая техническому сотрудничеству и эффективному использованию ресурсов, может также содействовать поиску решений экологических проблем. Соотношение между затратами и отдачей и общее влияние экономической деятельности на окружающую среду постоянно меняются. Ключ к повышению устойчивости не обязательно заключается в том, чтобы производить меньше, а скорее в том, чтобы производить иначе. Растущие доходы можно направить на улучшение состояния окружающей среды, на предотвращение истощения или деградации природных ресурсов, что требует гораздо меньших затрат, чем устранение причиненного ущерба.

Последствия обезлесения и деградации окружающей среды стали причиной напряженности, приведшей к возникновению острых конфликтов. Во все большем числе регионов треугольник «нищета – деградация ресурсов – конфликт» становится слишком уж знакомым явлением. Во всем мире группы беженцев, спасающихся от последствий деградации окружающей среды и истощения ресурсов, создают дополнительное бремя для городских районов, и без того сталкивающихся с массой проблем.

  • Авторы
  • Файлы

Найденова Р.И. 136 KB

Экономическая эффективность и экологическая безопасность осуществления хозяйственной деятельности могут быть достигнуты только при комплексном, системном подходе к регулированию природопользования и охраны окружающей среды с учетом необходимости сохранения природного потенциала России, обеспечения воспроизводства природных ресурсов, развития производства и внедрения наилучших существующих технологий, обеспечения законодательно установленных экономических стимулов для предприятий, осуществляющих эффективную природоохранную деятельность. Развитие производительных сил должно сопровождаться совершенствованием методов освоения и рационального использования природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал необходимо поддерживать с учетом удовлетворения потребностей будущих поколений и изменений конъюнктуры рынков сырьевых товаров.

Обеспеченность страны природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал.

Рост производственного потенциала страны и увеличение разносторонних потребностей общества настоятельно требуют изучения закономерностей территориального распределения и оценки природных ресурсов. Процесс изучения и оценки природных ресурсов должен быть постоянным.

К биологическим природным ресурсам относят ресурсы растительного и животного мира, способные к самовоспроизведению. Непременным условием их благополучия является обеспеченность почвенными и водными ресурсами. В составе биосферы и ее структурных подразделений эти ресурсы непрерывно производят биологическую продукцию, которая обеспечивает существование на Земле всего живого, в том числе и человека.

Для эффективного сохранения и устойчивого использования биоразнообразия необходимо создать два уровня управления. Первый (верхний) уровень управления, определяет общие условия сохранения биоразнообразия, обусловливает необходимость выделения и самостоятельного функционирования в структуре национальной экономики, наряду с материальным производством и непроизводственной сферой, новой подсистемы — экологической, а нижний уровень управления предусматривает разработку специального экономического механизма сохранения биоразнообразия.

Оба уровня должна пронизывать новая система ценностных отношений природопользования, построенная на основе экологической ренты, которая в стоимостном отношении гарантирует и одновременно стимулирует воспроизводство живой природы и отдельных ее элементов. Также необходимо законодательно утвердить минимальный уровень норматива экологической ренты в составе валового внутреннего продукта и национального дохода.

Функцию сильного организующего начала целенаправленного и упорядоченного потока экологических инвестиций, необходимых для решения природоохранных проблем, может взять на себя Экобанк. Основную часть собственного капитала банка составят, с одной стороны, экологические платежи, с другой -отчисления от прибыли, которую даст экологически чистая продукция, полученная в результате внедрения природоохранных технологий.

Главными задачами фундаментальной и прикладной науки в рассматриваемой области является изучение состояния и прогнозирование динамики биоразнообразия. Для оперативного анализа материалов, накапливаемых в процессе изучения влияния различных факторов на животный и растительный мир, крайне важно создание банков данных, которые бы концентрировали информацию о состоянии основных компонентов фаунистических и флористических комплексов и среды их обитания, произрастания с учетом степени антропогенной трансформации. Эти данные явятся важной основой для последующего моделирования и прогнозирования динамики видов и групп животных и растений, а также фаунистических и флористических комплексов в зависимости от воздействия естественных и антропогенных факторов.

Задачей науки является научно-методическое обеспечение государственного контроля состояния и использования биоразнообразия. Основными механизмами решения данной задачи является

  • инвентаризация природного генофонда республики,
  • государственный учет природных ресурсов и их использования,
  • также составление государственных кадастров различных видов ресурсов.

Одна из сложнейших основополагающих проблем науки в области сохранения и рационального использования биоразнообразия заключается в разработке его эколого-экономической оценки, что позволит подойти к формированию специального экономического механизма сохранения биоразнообразия с учетом специфики экологической сферы как объекта экономических отношений.

Именно знания природных закономерностей позволят разработать структуру подсистемы управления, технологию управления и обеспечить разработку и реализацию новой целевой функции гармоничного с природой развития социумов в соответствии с принципом управления взаимодействием противоположностей ради достижения единой цели. Этому будет способствовать выделение из сферы общего природопользования в качестве отдельного научного направления биологического природопользования, отнеся к нему в практической сфере сельское, лесное, рыбное, охотничье хозяйства, рекреацию и заповедное дело. Констатировано, что биологическое природопользование базируется на эксплуатации и преимущественно естественном воспроизводстве возобновляемых и частично возобновляемых ресурсов биосферы и позволяет успешно реализовать принцип неистощительной эксплуатации ресурсов растений и животных. Среди главных сформулированных принципов этого научного направления — уточнение, разработка методов и форм экологической оптимизации отдельных отраслей биологического природопользования и использование их в практической области на единой эколого-экономической и географической основе .

Совершенствование законодательной базы необходимо осуществлять с учетом региональных особенностей территорий, международного опыта в этих вопросах и соблюдения международных требований. В Российской Федерации законодательство в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается на протяжении многих лет. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» предусматривает новую систему природоохранных нормативов, основанную на применении принципа наилучших существующих технологий (принцип НСТ или ВАТ в системе стандартов ЕС). В ряде регионов уже приступили к реализации норм закона в части внедрения технологического нормирования, основанного на принципах НСТ. Положительным примером в этой области является опыт Архангельской области и Санкт-Петербурга. На федеральном уровне в этом направлении предстоит огромная работа не только законодательным и исполнительным органам власти, но также и научным кругам .

Экологические проблемы приобрели особую остроту и актуальность не только в нашей стране. В развитых странах уже давно осознали важность и необходимость охраны окружающей среды, сохранения природных ресурсов, их рационального и неистощительного использования, а также обеспечения развития производства на базе внедрения наилучших природоохранных технологий.

В целях охраны природных биологических ресурсов и координации действий природо- и правоохранительных органов Владимирской области по усилению борьбы с нарушителями природоохранного законодательства создана областная постоянно действующая рейдовая бригада по контролю природных биологических ресурсов. Финансирование материальных затрат, связанных с осуществлением рейдов по охране биологических ресурсов, осуществляется за счет средств государственного внебюджетного экологического фонда области .

В Белгородской области территория природного парка «Нежеголь», включает природный парк, расположенный в с. Титовка Шебекинского района, Ботанический сад и Зимний сад Белгородского государственного университета (БелГУ), где собраны богатейшие коллекции растений, представляющих разнообразный растительный мир.

Природный парк «Нежеголь» — уникальный научно-учебный полигон и центр просветительской деятельности. Научные исследования направлены на разработку проблем сохранения генофонда природной и культурной флоры, интродукции и акклиматизации растений в целях рационального использования мировых ресурсов и внедрения в условиях Белгородской области.

Так как природный парк «Нежеголь» является научно-исследовательской базой для естественных факультетов БелГУ, на территории ботанического сада и природного парка регулярно проводятся полевые практики и научные исследования студентов, например: «Изучение природных ландшафтов в пределах ботанического сада БелГУ», «Геоботаническое профилирование местности». Цель практик состоит в изучении естественных природных геосистем, как совокупности взаимосвязанных компонентов (литогенной основы, природных вод, почв, растительного и животного мира) установление пиков связей в пределах геосистем различных уровней организации.

В настоящее время на территории ботанического сада сотрудниками и аспирантами Белгородского государственного университета проводятся различные научные исследования. В 2005 году впервые в ботаническом саду был сделан тематический план научных исследований под руководством Главного ботанического сада Академии наук РФ.. Сотрудники Ботанического сада принимают участие в грантах на проведение научно-исследовательских работ по интродукции и селекции кормовых трав, сохранению и приумножению генетического биоразнообразия и редким плодовым растениям по программе «Развитие научного потенциала высшей школы».

В мае 2005 года подписан план научно-исследовательских работ Ботанического сада БелГУ. Тематический план будет курироваться Советом ботанических садов России и являться составной частью Программы фундаментальных исследований Российской Академии Наук «Проблемы общей биологии и экологии: рациональное использование биологических ресурсов» (программа ОБН РАН) по направлению программы 05. «Проблемы интродукции растений и сохранение генофонда природной и культурной флоры».

С 12 марта по 12 апреля в Белгородской области проходили Дни защиты от экологической опасности, которые помогут улучшить санитарно-экологической обстановку, сохранить природные ресурсы. Соответствующие постановление утверждено правительством области. Благоустроены леса, рекреационные зоны, берега рек и прудов. В Белгороде планируется разбить шесть новых парков. 25 гектаров займёт только лесной массив в районе цементного завода. Сотрудники экологических служб проверяют соответствие работы хозяйств области природоохранному законодательству.

Таким образом, в целях рационального использования природных ресурсов и перехода к устойчивому развитию экономики регионов необходимо:

  • осуществлять разработку и реализацию мер, направленных на рациональное ис пользования природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия, природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное и рек реационное значение;
  • координацию деятельности других органов государственного управления по вопросам сохранения биологического разнообразия, организации охраны и использования особо ох раняемых природных территорий;
  • охрану, регулирование использования, воспроизводство объектов животного мира в пределах предоставленных полномочий;- регулирование отношений в области использования растительного мира, в
  • пределах предоставленных полномочий;- регулирование отношений в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов в пределах предоставленных полномочий;
  • управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • контроль за использованием объектов растительного мира;
  • контроль в области организации и функционирования территории государственных при родных заказников, памятников природы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Библиографическая ссылка

Найденова Р.И. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 8. – С. 69-72;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3386 (дата обращения: 18.04.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *