Обычай, что это?

  • автор:

1.Выберите один правильный вариант ответа 1.Источником права не является А)юридический факт Б) правовой обычай В) административный прецедент Г) нормативный договор 2.Источником права является: А) правовая традиция Б) нормативный акт В) обычай Г) нормативный правовой акт 3.В Российской Федерации основным источником права выступает: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) нормативный договор 4.Результатом правотворчества является: А) правовой обычай Б) нормативный правовой акт В) административный прецедент Г) правовая доктрина 5.Исторически первым источником права являлся : А) судебный прецедент Б) правовой обычай В) правовая доктрина Г) нормативный договор 6.Соотнесите название государственного органа и издаваемый им нормативный правовой акт: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН 1.Президент РФ 2.Орган федеральной исполнительной власти 3.Государственная Дума РФ 4.Правительство РФ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ А.Постановление Б.Закон В.Указ Г.Приказ 7.Родиной правового прецедента считают : А) Францию Б) Англию В) Германию Г) США 8.Нормативный правовой акт, имеющий для остальных высшую юридическую силу: А)указ Б) постановление В) закон Г) приказ 9.Укажите нормативный правовой акт, не относящийся к законам: А)ФКЗ РФ Б) Конституция РФ В) устав образовательного учреждения Г) устав субъекта РФ 10.Закон приобретает свою окончательную официальную форму после: А) подписание Президентом РФ Б) принятие Государственной Думой В) опубликование в официальных изданиях Г) одобрение Советом Федерации 11.Если срок начала действия закона не указан, то он вступает в силу: А) по истечении 10 дней после официального опубликования Б) на следующий день после подписания Президентом РФ В) по истечении 15 дней после официального опубликования Г) по истечении 10 дней после подписания Президентом РФ 12.Федеральный закон не может быть принят числом депутатов меньше чем: А) 225 человек Б) 226 человек В) 250 человек Г) 300 человек 13. Дипломатический этикет является примером: А) правового обычая Б) правового прецедента В) локального нормативного акта Г) международного правового акта 2.Выберите несколько правильных вариантов ответа 14.К числу принципов правотворчества относятся: А) научность Б)гласность В)либерализм Г) профессионализм 15.Правом законодательной инициативы в Российской Федерации принадлежит: А) губернаторам Б)Президенту РФ В) Конституционному Суду РФ Г)Представительным органам субъектов Федерации 16.Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам: А) федерального бюджета Б) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации В) образования в Российской Федерации Г) постановления Правительства РФ в сфере предпринимательства 17.Нормативные правовые акты прекращают своё действие: А) когда истек срок, на который они были приняты Б) при их отмене специальном актом В) при принятии другого нормативного правового акта, который регулирует подобную ситуацию Г) во всех вышеперечисленных обстоятельствах 18.Закон регулирует только те отношения, которые: А) имеют место на момент его принятия Б) будут существовать в будущем В) существовали до момента его принятия, в том, случае, если он отягчает наказуемость Г) существовали до момента его принятия, в том случае, если он смягчает или устраняет наказуемость 19.В России источниками права являются: А) законы Б) подзаконные акты В) юридический прецедент Г) договоры 3.Верны ли суждения? 20.А.Закон-правовой акт, принимаемый исполнительными органами государства для регулирования важных общественных отношений Б. Данный правовой акт принимается в особом порядке и обладает высшей юридической силой 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 21.А.Обсуждение законопроекта в Государственной Думе осуществляется на закрытом заседании палаты Б.Отдельные законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 22.А.Нормативные правовые акты не имеют пределов действия Б.Законы действуют во времени,в пространстве и по кругу лиц 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 23.А. Порядок вступления в силу нормативных правовых актов субъектов Федерации,муниципальных органов может определяться ими самостоятельно Б.Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

номер соответствующей статьи ГК РФ, но и объяснить, почему применена эта статья. 1.Гражданин В. купил телевизор, но через полгода он сломался и был отдан в гарантийную мастерскую того магазина, где и был куплен. Прошел месяц, а телевизор так и не был отремонтирован. Нарушены ли права гражданина В.? 2.В течение года гражданин И.ездил с дача в город на работу на электричке. Поезда по утрам часто опаздывали, а иногда из вообще отменяли без предупреждения, из-за чего гр.И.несколько раз опаздывал на работу. Директор фирмы, где работал гр. И., пригрозил ему наказанием за опоздание на работу. Кто несет ответственность за нарушение расписания? 3.Гражданка Л. купила в магазине две пачки пельменей, но они оказались несъедобными. Одну нераспечатанную пачку пельменей она хотела вернуть обратно, но продавец сказал, что претензии надо предъявлять изготовителю продукции. Нарушены ли права гражданки Л.? 4.Семья Ивановых оформила в магазине договор на доставку купленного там же кухонного гарнитура, который долго стоял в торговом зале как образец. Его привезли вовремя, но Ивановым показалось, что эта мебель не совсем новая – были обнаружены потертости на столе и дверцах полок. Как поступить семье Ивановых в этом случае? 5.Семья Васильевых заказала в фирме ремонт кухни и ванной комнаты и заключила с ними договор подряда. Ремонт обещали сделать за 30 дней. Прошло три месяца, а ремонт так и не был закончен. Как Васильевым решить эту проблему?

Право и нормы-обычаи

Нормы-обычаи (традиции, обыкновения) – это правила поведения общего характера, исторически складывающиеся в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшие в привычку.

Обычаи занимают в системе социальных норм весьма своеобразное положение.

Их регулирующее действие, так же как и норм морали, тесно связано с духовной жизнью людей. Более того, нормы-обычаи входят в сферу общественной психологии1 и через нее непосредственно включаются в индивидуальное сознание. Иными словами, особенности обычаев как внешних регуляторов проявляются еще менее выпукло, чем у норм морали.

И еще одна важная черта норм-обычаев. Многие обычаи представляют собой форму иных социальных норм. Самостоятельное значение обычаи приобретают в той мере, в какой данные нормы находят «отражение» в фактических отношениях. К. Маркс подчеркивал, что «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай…»2. Поэтому предметом обычаев могут быть в сущности любые отношения: когда те или иные правила поведения входят в привычку, они приобретают черты обычаев.

Таким образом, нормы-обычаи выполняют в системе общественного регулирования особую миссию: включаясь в сферу общественной психологии и индивидуальной психики, они закрепляют действие социальных норм, превращают их в привычку, традицию, обыкновение3.

Общая теория советского права. М.: Юрид. лит., 1966. С. 120–121.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. С. 357.

В литературе обращено внимание на то, что правило поведения, образующее ядро, внутреннюю структуру обычая, «не существует в «чистом виде», а находится в единстве с его процессуальными средствами – символикой ритуалами, обрядами и т.д.». И даль-

74

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

Это предопределяет особенности формирования и существования норм-обычаев. Они еще в меньшей степени, чем нормы морали, могут быть «установлены», «введены». Они должны утвердиться в общественной психологии, в индивидуальной психике. Нормы-обычаи складываются в силу данных фактических отношений в результате многократного их повторения. Конечно, каждый обычай имеет определенное основание (например, требования целесообразности, удобства, моральные взгляды и т.п.). Но это основание ушло в прошлое; норма как бы порвала с ним связь. Норма действует в силу данных фактических отношений, которые в современных условиях и являются ее непосредственным источником – силой, поддерживающей ее существование.

Да и существуют обычаи как бы в самом образе жизни людей, нередко имеют характер традиций, обыкновений – того, что «принято». Поэтому они – устойчивые правила поведения людей. Внедрение обычаев в поведение людей – длительный процесс (ведь правило должно стать постоянной привычкой!). Но после того, как правило вошло в привычку, оно живет сравнительно долго, имеет устойчивый,

«консервативный» характер. Даже смена фактических отношений, непосредственно питающих обычаи, не приводит сразу к их отмене или преобразованию. Привычка как бы «законсервировалась», приобрела относительно самостоятельное существование.

Весьма своеобразны свойства обычаев. Обычаи – это всегда конкретизированные и детализированные правила поведения. Данные конкретные фактические отношения могут непосредственно обусловливать лишь «подобные себе» нормы, т.е. вполне конкретизированные и детализированные по содержанию. Только такие нормы могут войти в результате многократного повторения в привычку.

Обычаи не представляют собой цельной, связанной в прочное единство, системы норм. Они выступают по большей части в виде отдельных, изолированных друг от друга правил поведения, не представляющих единого механизма регулирования общественных отношений.

Обычаи имеют в основной своей массе локальную сферу действия. Они действуют лишь постольку, поскольку данные правила вошли в привычку, рассматриваются людьми в качестве естественно неизбежных. Для того чтобы распространить действие обычаев на более

ше: «Художественные средства также являются компонентами обычая, усиливающими его психологическую основу живучесть и защиту» (Токарев Б.Я. Место обычаев в системе социальных норм // Вопросы Советского государства и права: Материалы СевероКавказской научной конференции. Ростов н/Д, 1968. С. 23).

75

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

широкий круг людей, необходимо подкрепить их силой нравственного, общественного или даже государственного воздействия.

Наконец, особыми чертами характеризуется и механизм действия норм-обычаев. Так как нормы входят в привычку, вопрос об их обеспечении какой-либо внешней силой в принципе становится излишним. Конечно, государство, общественные организации, отдельные группы лиц могут поддерживать либо отвергать тот или иной обычай. Но до тех пор, пока норма сохраняет качество обычая, она исполняется в силу привычки, в силу «естественного обыкновения вещей». Лица, придерживающиеся обычаев, поступают так, а не иначе, потому что они привыкли действовать подобным образом, другое поведение представляется им противоестественным. (Конечно, в той мере, в какой обычаи выражают нравственные принципы, они поддерживаются и силой общественного мнения.)

Каково же соотношение права и обычаев в социалистическом обществе?

При ответе на этот вопрос необходимо иметь в виду особое положение обычаев в системе социальных норм.

По сравнению с нормами нравственности обычаи, условно говоря, несколько дальше отстоят от права. Они не обладают тем единым, цельным идеологическим содержанием, как это характерно для морали. Поэтому обычаи в современных условиях не имеют существенного значения при издании и применении правовых норм (необходимо, однако, заметить, что в эксплуататорских обществах, в частности при возникновении права, а также в эпоху феодализма связь между обычаями и правом была более непосредственной и тесной). Значительное число действующих в настоящее время обычаев лишено какой-либо зримой связи с правом, правовым регулированием (правила этикета, обрядовые правила и др.).

Вместе с тем необходимо учитывать, что обычаи, хотя и теряют в ряде случаев связь с породившими их условиями, все же в основной своей массе не нейтральны. Одни обычаи несут на себе печать отношений, уходящих в прошлое; некоторые из них являются даже реакционными, вредными в социалистических условиях. Другие обычаи носят прогрессивный характер (например, обычаи в области социалистического соревнования, движения ударников коммунистического труда, организации здорового отдыха трудящихся и др.).

В соответствии с этим нормы права связаны с обычаями по-разному. В социалистическом обществе юридические нормы в ряде случаев нацелены на борьбу со старыми, в частности феодальными, обычаями,

76

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

находящимися в противоречии с социалистическими общественными порядками. В качестве примера можно указать на ряд норм советского уголовного права, предусматривающих уголовную ответственность за совершение таких обычаев (ст. 231, 232, 233, 234, 235 УК РСФСР). Что же касается передовых, прогрессивных обычаев, то теоретически они могут быть использованы при издании юридических норм. Содержание обычаев (точность, детализированность, конкретность) принципиально позволяет придавать им значение норм права без особо сложной нормотворческой работы. Не случайно поэтому даже новейшее советское законодательство использует ссылки на обычаи для конкретизации содержания регламентируемых правом действий. Так, в брачно-семейном законодательстве закреплена обязанность органов записи актов гражданского состояния обеспечивать торжественную обстановку регистрации брака при согласии на это лиц, вступающих

в брак (ст. 14 Кодекса о браке и семье РСФСР).

Обычаи имеют известное перспективное значение и для развития социалистического права. Перспективное значение принадлежит той части обычаев, которая характеризует особенности механизма их действия. Превращение основных правил человеческого общежития в привычку является одной из закономерностей развития социалистического права в период строительства коммунизма. В.И. Ленин писал, что при переходе к коммунистическому обществу «люди постепенно

п р и в ы к н у т к соблюдению элементарных, веками известных, ты-

сячелетиями повторявшихся во всех прописях, правил общежития…»1. Особые формы соотношения с правом имеют отдельные разновид-

ности обычаев, в частности традиции2, обыкновения.

Т р а д и ц и я – обычай, выражающий систематический или периодически повторяющийся образ поведения, укоренившийся пример поведения. Традиции в отличие от «просто» обычаев нередко включают в себя определенный организационный элемент. В ряде случаев традиции проникают в самое содержание правового регулирования.

Ленин В.И. Соч. Т. 33. С. 89.

По мнению М.Н. Кулажникова, автора, внесшего существенный вклад в разработку проблемы соотношения обычаев и юридических норм, традиции представляют собой самостоятельную разновидность социальных норм. Он полагает, что «при помощи традиций общество (либо его отдельные объединения) формируют социальные требования, превращая их в своеобразные неписаные законы – обобщенные устойчивые нормы и принципы поведения, адресованные к людям» (Кулажников М.Н. Советское право, традиции и обычаи в их связи и развитии: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. Киев, 1972. С. 19). Думается, однако, что признаков, объединяющих обычаи и традиции, значительно больше, чем свойственных им особенностей.

77

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

Такова, например, сложившаяся в социалистическом обществе традиция всенародного обсуждения проектов важных нормативных юридических актов. Определенные традиции складываются в юридической практике. Здесь они закрепляют те линии, которые выражают существенные моменты правосознания, выводы из содержания юридических норм применительно к тем или иным своеобразным фактическим обстоятельствам. В связи с этим традиции, складывающиеся в юридической практике, приобретают значение факторов, влияющих на самую «правовую материю».

О б ы к н о в е н и я – обычаи, выработанные в деятельности государственных органов или деловой, хозяйственной жизни (деловые обыкновения). К их числу принадлежат, например, обыкновения, сложившиеся в практике работы Верховных Советов (собрание старейшин, открытие сессии старейшим депутатом и др.), обыкновения, конкретизирующие некоторые условия договорных отношений (ст. 168, 245 ГК РСФСР, ст. 134, 135, 149 Кодекса торгового морепла-

вания). Обыкновения – это такие обычаи, которые действуют в соче-

тании с юридическими нормами, в ряде случаев конкретизируя содержание тех или иных действий. Иногда в юридической литературе им придают значение источников права.

Право и корпоративные нормы. Корпоративные нормы (нормы общественных организаций)1 – это правила поведения общего характера, установленные негосударственными общественными организациями, распространяющиеся на членов данной организации и поддерживаемые мерами организационного воздействия.

В социалистическом обществе (так же как и в ином классовом обществе) корпоративные нормы2 имеют политическое содержание. В отличие от норм морали и норм обычаев они так же, как и юридические нормы, характеризуются «внешним», четко объективированным характером. Они призваны регламентировать организационные и иные отношения, складывающиеся внутри той или иной общественной организации или в системе общественных организаций, поддающихся внешнему контролю и обеспечению при помощи организационных мер и санкций.

1 Термин «корпоративные нормы» для обозначения норм общественных организаций удачно использован в кн.: Марксистско-ленинская общая теория государства и права: Основные институты и понятия (М.: Юрид. лит., 1970. С. 361).

Характеристику особенностей корпоративных норм см.: Корельский В.М. Пра-

вовые нормы и нормы общественных организаций: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Свердловск, 1963.

78

Глава IV. Право в системе социальных норм социалистического общества

Отсюда их известная близость к юридическим нормам также и по внешним особенностям и свойствам. Корпоративные нормы устанавливаются (вводятся) данной общественной организацией, «живут» не в сознании людей, а в актах общественных организаций – уставах, положениях, решениях. В пределах организации они образуют единую систему, динамичны, подвижны, способны точно и детализированно регламентировать поведение членов общественной организации, взаимоотношения между ее отдельными подразделениями. Весьма существенно и то, что при помощи корпоративных норм может обеспечиваться предоставление лицам гарантированных субъективных прав (в рамках данной организации). Наконец, в какой-то степени сходен с правовым регулированием и механизм действия корпоративных норм: обеспечиваются они организационными мерами и санкциями, обладающими большой воздействующей силой (обсуждение поведения члена организации на общем собрании с вынесением выговора, предупреждения и т.п., исключение из членов организации).

Вместе с тем нормы общественных организаций существенно отличаются от норм права. Главное здесь – это отсутствие непосредственной связи с деятельностью государства. Несмотря на указанные выше

особенности, они остаются корпоративными, общественными (в узком

смысле) нормами. Данные нормы исходят от общественных организаций и поддерживаются специфическими общественными мерами воздействия. Для них, в частности, чужд тот способ принуждения, который гарантирует действие юридических норм. Кроме того, корпоративные нормы всегда локальны: в принципе действуют лишь в пределах данной общественной организации.

Таким образом, корпоративные нормы уступают юридическим по своей силе, «мощи», сфере действия, категоричности. Но они имеют и свои преимущества. Будучи необходимыми для обеспечения функционирования одного из звеньев политической организации общества (общественных организаций), эти нормы выражают самодеятельность, инициативу и активность общественных организаций, еще теснее, нежели право, связаны с моралью и в ряде случаев способны опосредствовать такие отношения (внутрипартийные, внутрисоюзные), которые лежат за пределами предмета правового регулирования.

Взаимодействие между правовыми и корпоративными нормами имеет специфический характер. Им несвойственно то глубокое взаимопроникновение, которое присуще праву и морали. В то же время с точки зрения своих внешних особенностей и свойств правовые и корпоративные нормы близки друг к другу.

79

Раздел первый. Право в социалистическом обществе

Поэтому здесь на первое место выдвигаются «свои» формы взаимодействия.

К числу основных форм взаимодействия правовых и корпоративных норм могут быть отнесены следующие.

Во-первых, корпоративные нормы могут приобретать юридическое значение и выступать в виде правовых норм. Это происходит в случаях, когда государство санкционирует общественные (в узком смысле) нормы. В результате такого санкционирования они уже исходят от государства и гарантируются его принудительной силой. Но по своему непосредственному источнику выраженной в них воли они остаются корпоративными нормами. Примечательно, что в рассматриваемых случаях нормы общественных организаций подчас приобретают внешнее действие, т.е. распространяются не только на членов данной организации, но и на иных лиц. Такой характер, например, имеют нормативные акты соответствующих органов профсоюзов, направленные на регулирование трудовых отношений.

Во-вторых, нормы общественных организаций и правовые нормы в ряде случаев выступают в нераздельном единстве, т.е. в виде норм, одновременно являющихся и корпоративными, и правовыми. Речь идет о совместных постановлениях государственных органов и общественных организаций трудящихся (например, совместные постановления государственных органов и профсоюзных организаций и др.).

В-третьих, санкции норм общественных организаций в определенных случаях используются при обеспечении юридических норм. Нередко юридические санкции и меры общественного воздействия применяются в совокупности, что создает дополнительные гарантии надлежащего осуществления требований норм права1.

Таким образом, правовые и корпоративные нормы уже сейчас в какой-то степени являются взаимозаменяемыми; они могут действовать как «близкие» партнеры, сочетаясь и поддерживая друг друга. Как будет показано в последующем, отмеченные черты близости и взаимодействия рассматриваемых разновидностей социальных норм указывают на одно из перспективных направлений развития права при переходе к коммунизму (гл. XI).

Правовой обычай как источник права

-Masteroff

Правовой обычай является одним из древних источников права и в последующем признавался как самостоятельный вид действующего права. На основе обычаев формировалось не только законодательство, но и судебная практика, ставшая отдельным источником права.

Для признания наличности обычного права как ис­точника права требуются некоторые условия: а) обы­чай должен быть основан на сознании его необходимо­сти как правила поведения, на убеждении, что следует поступать непременно так, а не иначе в интересах об­щежития; б) вторым условием действительности обыч­ного права является неоднократность его применения. Только при повторяемости известного правила можно обнаружить не случайный, а необходимый его харак­тер. Невозможно, конечно, представить, сколько раз должен повторяться обычай, чтобы приобрести значе­ние источника права, — «чем старей, тем правей», гово­рит русская пословица; в) иногда к этим услови­ям присоединяют еще и требование, чтобы содержание обычного правила не противоречило нравственности. Но положение это довольно трудно обосновать.

Природа правового обычая, как отмечается в учеб­ной литературе, характеризуется следующими особен­ностями. Он, как правило, носит локальный характер, т.е. применяется в рамках сравнительно небольших об­щественных групп людей. Юридические обычаи часто связаны с религией. К основным чертам правового обычая и обычного права в целом относятся стихий­ность и спонтанность возникновения; ритаульность; казуистичность; традиционность.

Правовые обычаи как источники права не потеряли своего значения и в современный период. В качестве источника гражданского права ст. 5 ГК РФ признает обычаи делового оборота – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предприниматель­ской деятельности правила поведения, не предусмот­ренные законодательством, независимо от того, зафик­сировано ли оно в каком-либо документе. В ст. 134 Ко­декса торгового мореплавания РФ устанавливается, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсут­ствии такого соглашения – сроками, обычно применяе­мыми в порту погрузки. Применение обычая предусмо­трено в Семейном кодексе РФ.

Таким образом, под правовым обычаем или обычным правом понимаются фактически сложившиеся в течение длительного времени в результате многократного повторения правила, регулирующие общественные отношения в определенной сфере, которые признаются обществом

«Избирательное право Российской Федерации»

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоКонституционное право Россиивопросы

1-15 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 256-258
106. По степени определенности нормы избирательного права могут быть:
• диспозитивными
107. По целевому назначению избирательные правоотношения подразделяются на:
• правоустановительные
108. Полномочия участковой избирательной комиссии истекают:
• через 10 дней со дня официального опубликования результатов голосования
109. Понятие «избирательное право» и «избирательная система» – это:
• различные, хотя и не противопоставленные понятия
110. Понятие, которое означает предумышленную «нарезку» избирательных округов:
• джерримендеринг
111. Правовая позиция Конституционного Суда РФ обязательна:
• на всей территории государства
112. Правовой обычай как источник избирательного права создается:
• путем санкционирования государством правила поведения, утвердившегося в обществе в результате длительной и многократной повторяемости
113. При подсчете голосов, поданных за кандидатов на пост Президента, первый кандидат получил 30% голосов избирателей, второй – 25%, третий – 10%. Каковы дальнейшие действия ЦИК?
• вынести кандидатуры первого и второго претендента на второй тур голосования
114. Принципы избирательного права и избирательной системы – это:
• однопорядковые понятия
115. Принципы права – это:
• исходное правило поведения (деятельности)
• основоположения
• руководящая идея
116. Протокол об административном правонарушении, связанном с проведением предвыборной агитации в местах, где ее проведение запрещается, составляется:
• уполномоченным в области печати и СМИ
117. Разработка системы ГАС «Выборы» была начата:
• в 1994 году
118. Рассмотрение дел о нарушении законодательства о выборах, если по ним проводится административное расследование входит в компетенцию:
• должностных лиц органов внутренних дел
119. Регистрация избирателей по месту голосования осуществляется:
• участковой избирательной комиссией
120. Решение избирательной комиссии, противоречащее закону, подлежит отмене:
• вышестоящей комиссией

Обычай как форма права

Обычай является самой древней формой права. Он занимал главенствующее место в регулировании отношений в догосударственном обществе. В таком широчайшем смысле обычаи послужили источником всего права и законодательства. В условиях государственного порядка управления общественными отношениями роль обычая значительно уменьшилась за счет появления и развития других форм права. Однако заявления о том, что в современном мире обычай – невостребованная форма права, устаревшая, проигрывающая по определенности и другим критериям нормативным правовым актам, оказались неосновательными. Напротив, в современном мире очевидна прямо противоположная тенденция – усиление роли обычаев, особенно в сфере гражданско-правовых, трудовых и семейных отношений.

Обычай – это сложившееся правило поведения, которое существует и применяется длительное время и выступает регулятором общественных отношений. Обычное право представляет собой совокупность норм, которые сложились в обществе и длительно применяются в какой-либо сфере общественных отношений.

Обычай как форма права обладает рядом признаков, позволяющих выделить его из иных форм:

  • 1) длительное фактическое осуществление определенного правила поведения;
  • 2) определенность правила поведения, его оформленность;
  • 3) непротиворечив нормативным правовым актам;
  • 4) действие но отношению к нормативным правовым актам субсидиарно, по прямому разрешению или указанию;
  • 5) разумность обычая, его соответствие общественному представлению о приличном, здравом, достойном и т.п.;
  • 6) признание правила поведения формой права со стороны государства, осуществленное в принятом для данной страны порядке.

Наиболее специфические признаки – длительность существования и многократное применение. В противовес обычаю закон отличается непостоянством. Если закон действует 200 лет – это редчайший исторический пример. А обычаи существуют с незапамятных времен.

Нормы общества, ставшие обычными, могут реализовываться в моральных, религиозных, корпоративных и иных отношениях. Часть обычных норм индифферентна государству, отдельные обычаи государство оценило как вредные и установило в нормативных актах санкции за их реализацию. Так, традиционно под угрозой наказания запрещена кровная месть и некоторые другие обычаи.

Статья 231 Уголовного кодекса РСФСР 1960 г.

(извлечение)

Уклонение родственников убитого от отказа применения кровной мести в отношении убийцы и его родственников, осуществляемого в порядке, установленном положением о примирительном производстве по делам о кровной мести, – наказывается лишением свободы на срок до двух лет.

Обычаи стали источниками иных форм права. При этом в процессе правотворчества они полностью или частично закрепились в статьях нормативных правовых актов, прецедентах, договорах. При подобном поглощении обычай уступает место соответствующим формам права, например нормативному правовому акту.

Правовым обычаем как формой права являются лишь те нормы, руководствоваться которыми разрешено в иных источниках. В правовой системе Российской Федерации эта модель осуществляется путем включения бланкетных норм, т.е. норм, разрешающих в той или иной ситуации пользоваться обычаем, в статьи нормативных правовых актов.

Статья 5 ГК РФ

  • 1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
  • 2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Пример правового обычая закреплен в ст. 19 ГК РФ, в соответствии с которой гражданин действует в правоотношениях под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное нс вытекает из закона или национального обычая.

В гражданском законодательстве в качестве формы права признается обычай делового оборота, понимаемый как обыкновение предпринимательской деятельности.

Обычай делового оборота представляет собой совокупность правил поведения, которые сложились в предпринимательской деятельности, не закреплены в нормативном правовом акте или в договоре, но не противоречат им. Условием применения этой формы права является обоюдная осведомленность сторон о соответствующем обыкновении и указание в законодательстве на правомочие сторон использовать в конкретных отношениях обычай делового оборота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *