Обязать поставить на кадастровый учет земельный участок

  • автор:

Содержание

Постановка на кадастровый учет земельного участка — куда обратиться

Когда требуется постановка на кадастровый учет земельного участка мы задаемся вопросом, а кто сейчас этим занимается, куда обратиться? Многие слышали, что БТИ, которые раньше владели вопросами оформления недвижимости теперь упразднили и все поменялось. Разберемся подробно и расставим все по полочкам.

Поставить на кадастровый учет земельный участок – что это значит

Постановка на кадастровый учет земельного участка – это процедура, необходимая для того, чтобы сведения об участке были занесены в единую базу нашей страны – ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости). Этого требует закон. Нельзя, чтобы земельный участок оставался неучтенным государством и о нем не было никаких сведений. Постановка земли на учет еще нужна для того, чтобы землей всецело распоряжаться – продавать, дарить, наследовать. После того, как участок учтен он становится определенной вещью, принадлежащей собственнику (арендатору) по праву. Ранее земельные участки учитывались в ГКН (государственном кадастре недвижимости), а сведения о правообладателях участков вносились в ЕГРП (единый государственный реестр прав). Теперь все сведения об участке содержатся в единой системе ЕГРН (единый государственный реестр недвижимости).
Поставить землю на кадастровый учет – это значит предоставить в Росреестр все необходимые данные и документы в установленном законом виде, а затем дождаться, чтобы сведения, содержащиеся в этих документах, были занесены в государственный реестр.

Что нужно для постановки участка на кадастровый учет

Постановка участка на кадастровый учет сопровождается рядом действий. Для начала следует обратиться в кадастровую компанию или к кадастровому инженеру за консультацией. Выбрать специалиста в вашем регионе и предварительно рассчитать стоимость его услуг, можно с помощью современного сервиса — онлайн калькулятора земельно-кадастровых работ.
Кадастровики подскажут какие документы вам необходимо предоставить для того, чтобы начать процесс оформления. Далее, начинается подготовка межевого плана. В каждом отдельном случае, в зависимости от расположения участка, от вида собственности, от наличия документов и т.д., кадастровый инженер определяет срок подготовки межевого плана и порядок действий.

Что делает кадастровый инженер для постановки земли на учет

Постановка земли на учет возможна только при наличии межевого плана участка, право подготовки которого принадлежит по закону только кадастровому инженеру. Инженер оформляет электронный документ на диске и подписывает его своей подписью на основании предоставленных вами данных, а также в соответствии с геодезическими измерениями на вашем участке.
Если кратко, процесс межевания проходит следующим образом:

  • вы заключаете договор подряда,
  • предоставляете документы о праве собственности на землю,
  • выполняется геодезические измерения на участке,
  • инженер готовит межевой план в электронной программе, подписывает его своей подписью и отдает вам готовый диск.

Далее начинается постановка участка на кадастровый учет. Более подробно о том, как проходит межевание и какие документы нужны читайте в наших статье: «Что такое межевание».

Стоимость сделки, комплекс кадастровых работ

Кадастровый инженер готовит межевой план по вашей инициативе. Стоимость подготовки межевого плана зависит от сопровождения сделки. Если при подготовке возникают сложности, связанные с судебными разбирательствами или с другими нюансами, то все эти дополнительные услуги оговариваются отдельно. Не все кадастровые инженеры готовы вести оформление документов от и до. Поэтому, лучше заранее поинтересоваться что именно входит в комплекс работ по межеванию. Некоторые предлагают услуги «под ключ», это когда межевой план отдается не лично вам в руки для дальнейшей регистрации в Росреестр, а инженер сам по доверенности доводит дело до конца. Ценник на такие работы, как правило выше, но и на выходе вы получаете постановку на кадастровый учет своего земельного участка без дополнительных телодвижений.
Рассмотрим кому же поручена постановка на кадастровый учет земельного участка и как она происходит.

Кто выполняет постановку на государственный кадастровый учет

Для того, чтобы поставить на учет свой участок необходимо межевой план сдать на регистрацию. Как это происходит: подписанный кадастровым инженером электронный диск вы сдаете регистраторам Росреестра. Это делается либо через местный многофункциональный центр (МФЦ), либо на сайте госуслуг.
В МФЦ предоставляется заполненное заявление и диск. Далее сотрудники МФЦ передают информацию с документами в Росреестр. Регистраторы Росреестра проверяют предоставленные сведения на соответствие законодательству и выносит одно из решений: выполнить постановку на государственный кадастровый учет или приостановить. Приостановка кадастрового учета – явление встречающееся часто (подробно об этом мы писали в статье: «Что такое приостановка»).
О том, что ваш земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет свидетельствует выписка ЕГРН, в которой отражаются сведения гос. учета.
Таким образом подготовку к кадастровому учету осуществляет кадастровый инженер, а непосредственно саму постановку на кадастровый учет земельного участка – служба государственной регистрации – Росреестр.

Какие законы указывают на необходимость постановки земельного участка на кадастровый учет?

Добрый вечер, Татьяна, в данной ситуации применимо понятие «действие закона по аналогии»

Земельный кодекс Российской Федерации

Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
1. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если
земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания
территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом
заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в
случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного
участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом
«О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный
участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или
границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о
предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом
выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в
соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если приняторешение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка
или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного
участка, а также государственной регистрации права государственной или
муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования
земельного участка из земель или земельного участка, государственная
собственность на которые не разграничена.

Общее имущество жильцов многоквартирного дома

Приобретая квартиру или даже офис, далеко не каждый из нас задумывается, что он становится собственником не только купленного объекта недвижимости, но и одновременно в силу закона становится участником долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. Начальник отдела регистрации прав физических лиц Управления Росреестра по Республике Татарстан Эндже Мухаметгалиева ответит на наиболее часто возникающие вопросы.

Что же законом отнесено к общему имуществу?

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации к общему имуществу многоквартирного дома относятся:

— помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации,

— иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы),

— крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещения и обслуживающее более одного помещения,

— земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Общее имущество является единым, неделимым объектом и принадлежит всем собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности.

Можно ли отказаться от права на общее имущество многоквартирного дома в пользу другого лица или отчуждать такое имущество?

Любому собственнику помещения (квартиры или нежилого помещения) в многоквартирном доме принадлежат права владения, пользования и распоряжения общим имуществом. При этом право на общее имущество многоквартирного дома неразрывно связано с правом на помещение в данном доме, то есть собственник помещения не вправе отчуждать свою долю в праве собственности на общее имущество отдельно от права собственности на данное помещение, а также, будучи собственником помещения, не вправе отказаться от доли в праве на общее имущество.

Кроме того, Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает ограничение на распоряжение общим имуществом многоквартирном доме: уменьшение размера общего имущества возможно исключительно путем его реконструкции. Единственный способ уменьшения общего имущества в многоквартирном доме означает, что собственники помещений не вправе иным образом отчуждать (продавать, дарить, менять) общее имущество (часть общего имущества, долю в праве и т.д.).

Требуется ли государственная регистрация права на общее имущество многоквартирного дома?

Согласно положениям действующего законодательства вне зависимости от того, будет ли проведена государственная регистрация права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома или нет, с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Иными словами, право долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома возникает у собственника помещения в силу закона и не связано с моментом государственной регистрации права.

Почему при государственной регистрации права собственности на помещение одновременно не проводится государственная регистрация права заявителя на общее имущество многоквартирного дома?

Исходя из требований Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица. При этом Законом о регистрации определены случаи, когда государственная регистрация прав может быть проведена без заявления правообладателя. Государственная регистрация прав на общее имущество в многоквартирном доме к таким случаям не относится.

Таким образом, заявительный характер государственной регистрации прав не позволяет осуществить её без волеизъявления правообладателя.

Если собственник помещения желает, чтобы возникшее в силу закона право общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома, в том числе на земельный участок, было «зафиксировано» в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и было отражено в свидетельстве о государственной регистрации права на помещение, необходимо обратиться в установленном порядке в Управление, представив документы, перечень которых можно найти на официальном сайте rosreestr.tatarstan.ru в разделе «Для граждан и организаций» — далее — «Для граждан» — «Общее имущество в многоквартирном доме».

Можно ли зарегистрировать право долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома на определенные объекты, входящие в состав общего имущества (например, подвальное помещение)?

В действующем законодательстве отсутствуют нормы, позволяющие зарегистрировать право собственности на отдельные объекты, входящие в общее имущество многоквартирного дома и предназначенные для обслуживания дома. Как уже было указано выше, общее имущество является единым, неделимым объектом. Это обстоятельство следует учитывать при обращении за государственной регистрацией прав.

Пресс-служба

Блог

Вопросы правового положения земельных участков, которые относятся к придомовой территории многоквартирных домов (МКД), интересны не только собственникам квартир многоквартирных домов, многие из которых хотели бы законным образом зарегистрировать свои права на землю, но и управляющих организаций и муниципалитетов, для определения зоны ответственности по содержанию указанных территорий.

Думаю, большинство собственников квартир и нежилых помещений многоквартирных домов знают прописную истину, о которой можно часто услышать из средств массовой информации, а также прочитать на многочисленных сайтах, посвященных теме ЖКХ: то, что земельный участок под МКД, а также придомовая территория с элементами озеленения и благоустройства является, в силу закона, собственностью, прошу прощения за тавтологию, собственников помещений МКД.

Также часто мы слышим и читаем о том, что указанные земельные участки собственники легко могут оформить в установленном законом порядке, проведя общее собрание собственников помещений МКД и оформив необходимые документы для подачи в Федеральную службу Росреестра.

При рассмотрении данного вопроса, все-таки считаю, что необходимо разграничить вопросы права собственности на земельный участок под МКД и придомовую территорию МКД как общее имущество собственников МКД и вопросы разграничения обязанности содержания указанных земельных участков, составляющих придомовую территорию МКД.

По вопросам права собственности на землю под и при МКД

Процедура оформления придомового земельного участка многоквартирного дома подробно описана на официальном сайте Росреестра, да и на многих других, приближенных к сфере ЖКХ.

Однако так ли легко это сделать то, что провозглашается законом, и реально ли вообще осуществить такое мероприятие, если у собственников квартир возникнет такое желание?

Для выяснения всех нюансов правового статуса земли при МКД нужно учитывать правовые нормы не только жилищного, но и земельного, градостроительного законодательства, а также нормы государственного и муниципального права.

Что касается земельного участка под МКД, тут вопрос однозначно решен в законодательном порядке. Согласно статьи 36 Жилищного кодекса РФ (далее по тексту – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, и земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Аналогичная норма закреплена также в подпункте «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.08.2006 года (далее по тексту – Правила 491): к общему имуществу собственников помещений МКД относится, в том числе, и земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Такая размытая формулировка в законе понятия земельного участка, составляющего придомовую территорию, на практике часто приводит к спорам между управляющими организациями, обслуживающими соседние МКД, и муниципалитетами, также ответственными за содержание территории муниципального образования. Если сюда добавить многолетнюю анархию и неразбериху в вопросах оформления и межевания земли, длительную законодательную неурегулированность и непрозрачность всего механизма ее оформления, реформирование (не всегда в лучшую сторону) и многочисленные изменения в законы, ну, и, чего скрывать, коррупцию в органах нашей власти на всех ее уровнях, о которой трубят во всех СМИ, так как земля, особенно в крупных городах, всегда является лакомым объектом собственности, то неудивительно, что сейчас практически нереально осуществить собственникам МКД свое законное право на оформление и регистрацию земельного участка придомовой территории. В силу вышеназванных причин в судах нашей страны земельные споры в рейтинге самых популярных.

Проверка соответствия положений ст. 36 ЖК РФ и ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 года «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее по тексту — ФЗ 189) Конституции РФ отражена в Постановлении Конституционного суда РФ от 28.05.2010 № 12-п «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 федерального закона «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного Кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова» (далее по тексту – Постановление КС РФ № 12-п).

КС РФ признал положения частей 2 и 5 статьи 16 ФЗ 189 во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ, как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него, не противоречащими Конституции РФ.

«…Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом, как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что, в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется».

В своем постановлении КС РФ указал на роль муниципальных органов в решении вопросов формирования земельных участков: «…Реализуя свои дискреционные полномочия в этой сфере, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (часть 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации), а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (статья 10 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

В существующей застройке поселений переход к собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на земельный участок, на котором он расположен, учитывая, что такой земельный участок, как и другое общее имущество в многоквартирном доме, не имеет самостоятельной потребительской ценности и иного назначения, кроме обслуживания жилых и нежилых помещений в этом доме, не может расцениваться как ущемление прав соответствующего публичного образования, которое фактически не имеет возможности использовать земельный участок под многоквартирным домом иначе, как путем распоряжения правом на него (например, с помощью заключения договоров аренды)».

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Часто при выяснении правового положения земельных участков под МКД и придомовой территории после окончания строительства и ввода домов в эксплуатацию, возникает ситуация, когда, поставленные на кадастровый учет земельные участки, относящиеся к МКД, по факту не могут быть оформлены в органах Росреестра по причине того, что проведенное несколько лет назад межевание при постановке таких участков на кадастровый учет не позволит согласовать границы таких участков и уточнить их, согласно требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, так как на указанных земельных участках нередко находятся и, по сути, включены в состав общего имущества МКД объекты, которые, априори, не могут к нему относиться исходя из смысла ст. 36 ЖК РФ: например, проезды, используемые жителями нескольких МКД, внутриквартальные пешеходные тротуары, спортивные площадки, также построенные для жителей квартала за счет финансирования из бюджетов различных уровней, и т.п. В результате такого положения дел возникает конфликт интересов собственников помещений МКД и собственниками других МКД, а также с муниципальным образованием.

Таким образом, как сказано выше, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьями 39, 40 Закона о кадастре предусмотрен порядок согласования границ земельных участков, статей 42.8 установлен порядок уточнения их границ. Градостроительным кодексом РФ установлены основные начала территориального планирования и зонирования территорий поселений, а также вопросы правил землепользования.

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусмотрено:
«…П. 68. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности, решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т. д.

В случае если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости».

Резюмируя ранее сказанное, можно отметить, что для оформления права собственности на земельный участок, составляющий придомовую территорию, необходимо решение общего собрания собственников помещений, но, в порядке подготовки к такому собранию провести работу по уточнению и согласованию границ указанной придомовой территории, согласно положениям земельного и градостроительного законодательства РФ, определению их фактического положения и иные обстоятельства, в том числе и интересы третьих лиц и муниципальные нормативные акты, которые могут в дальнейшем повлиять на его регистрацию.

В некоторых случаях, возможно, стоит подумать об уменьшении размера придомовой территории, если она уже включает в себя объекты, которые не могут быть отнесены к общему имуществу конкретного МКД.

Либо, в свете вышеуказанного Постановления Пленума ВС РФ, у собственников есть право на обращение в суд для разрешения спорных вопросов, связанных с границами земельного участка придомовой территории, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, об обжаловании действий муниципалитета по проведенному ранее межеванию земельных участков и установлению их границ, а именно: оспорить само право третьего лица на смежный участок, если он нарушает права собственников МКД (в плане границ общего имущества) или установить в судебном порядке границы (границы смежного участка), учитывая границы участка под МКД и придомовой территории.

В любом случае, дело это непростое и решение в каждом конкретном случае нужно принимать, учитывая все обстоятельства фактического положения дел и дав правовую оценку всем имеющимся документам, а также сроки исковой давности по процессуальному законодательству.

Земельный участок, составляющий придомовую территорию МКД, в целях его содержания

Несмотря на то, что с оформлением права собственности придомовой территории много сложностей в силу пробелов и несовершенства действующего законодательства, то вопросы уборки и содержания придомовой территории судами решаются в большинстве своем единообразно и практику по таким делам можно считать более-менее сформированной в настоящее время.

Согласно ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений МКД принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке.

В соответствии с Минимальным перечнем работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД, утвержденному Постановлением Правительства № 290 от 03.04.2013 года (далее по тексту – Перечень 290), согласно пунктам 24 и 25, работами по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома (далее — придомовая территория), в холодный период года: очистка крышек люков колодцев и пожарных гидрантов от снега и льда толщиной слоя свыше 5 см; сдвигание свежевыпавшего снега и очистка придомовой территории от снега и льда при наличии колейности свыше 5 см; очистка придомовой территории от снега наносного происхождения (или подметание такой территории, свободной от снежного покрова); очистка придомовой территории от наледи и льда; очистка от мусора урн, установленных возле подъездов, и их промывка, уборка контейнерных площадок, расположенных на придомовой территории общего имущества многоквартирного дома; уборка крыльца и площадки перед входом в подъезд, подметание и уборка придомовой территории, прочистка ливневой канализации.

Апелляционное определение по делу № 33-1328/2015 от 03 апреля 2015 года Верховного суда республики Карелия: «…Дав оценку доводу ответчика Д. B.C. и его представителя о том, что земельный участок под домом не сформирован, в связи, с чем оснований по оплате оказанных ООО «(…)» услуг по уборке земельного участка (придомовой территории) не имеется, суд первой инстанции обоснованно его не принял.

Согласно подпункту «е» пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Апелляционное определение Ульяновского областного суда по делу № 33-3428/2013 от 01 октября 2013 года: «…Анализируя нормы ст. 36, 39 ЖК РФ, а также положения заключенного договора управления многоквартирным домом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не может свидетельствовать об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором расположен дом.

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме и переходит к ним бесплатно на праве общей долевой собственности.

Собственники помещений в многоквартирном доме приобретают право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен данный дом, с момента государственной регистрации права собственности на помещения.

В том случае, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично – правового образования.

По смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.

Такое разъяснение правовых норм дано в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Суд первой инстанции правильно указал, что собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Сам по себе факт расположения дома на земельном участке уже предполагает, что собственники пользуются данным участком и, соответственно, должны содержать его в надлежащем состоянии. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок не свидетельствует об отсутствии в составе общего имущества многоквартирного дома земельного участка, на котором дом расположен, и о невыполнении ответчиком работ по уборке придомовой территории.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отсутствие сформированного и прошедшего государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, в котором проживает истица, не влияет на определение её доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме и не позволяет ей не оплачивать уборку придомовой территории.

Учитывая указанные обстоятельства, а также отсутствие доказательств невыполнения ответчиком работ по уборке территории, суд первой инстанции правомерно отказал истице в удовлетворении заявленных ею требований о возврате денежных средств, оплаченных за работы по уборке придомовой территории».

Таким образом, неважно, сформирован земельный участок придомовой территории или нет, собственники обязаны его содержать.

Ну, а по вопросам оформления права собственности на придомовую территорию согласно закону о регистрации недвижимости, будем надеяться, что на законодательном уровне будет разрешены все спорные моменты, указанные в настоящей статье. Или, как чаще всего происходит в нашей стране, суды, после обращения за разрешением спорных ситуаций наиболее продвинутых собственников и управляющих организаций, сформируют судебную практику, которая впоследствии будет внесена в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

С уважением, Ильмира Носик

Разрешен ли гараж на придомовой территории МКД?

Достаточно часто в российских дворах многоквартирных домов можно заметить гаражи, построенные в непосредственной близости от основного жилья. Иногда они находятся впритык. В соответствии с действующими нормами законодательства, подобного рода постройки являются незаконными, поэтому их можно быстро снести. Но почему тогда некоторые гаражи могут простоять десятки лет возле многоквартирного дома, и с ними ничего не происходит? Можно ли узаконить гараж на придомовой территории многоквартирного дома? Как правильно действовать в этой ситуации, к кому обращаться?

Можно или нет?

Законодательство не запрещает строить гараж вблизи многоквартирного дома, если эта процедура выполнена в соответствии с рядом нормативных требований.

Одного только строительства недостаточно – придется узаконить постройку. В большинстве случаев регистрация проводится уже после того, как самовольно построенное сооружение полностью готово.

Закон

Существует ряд законодательных актов, которые регламентируют особенности строительства и дальнейшей регистрации такого рода сооружений. Они имеются как в Федеральном законодательстве, так и Гражданском кодексе.

Первый вариант предусматривает ФЗ № 93, в соответствии с которым, определяются особенности дачной амнистии. Введение этого закона в юридическую силу существенно поспособствовало упрощению процедуры оформления ряда строений и земли, на которых они располагаются. Гаражи входят в это число.

В Гражданском кодексе есть четыре статьи, регламентирующие строительство гаражей на придомовых территориях:

  • Статья 222. Здесь указывается перечень построек, которые можно признать самовольными.
  • Статья 52. Устанавливаются официальные правила, согласно которым граждане имеют возможность получить официальное разрешение на ведение капитального строительства.
  • Статья 263. Раскрываются все доступные права собственников на ведение строительных работ.
  • Статья 8. Регламентируются особенности процедуры оформления построек с помощью искового заявления в судебную инстанцию.

Гараж на придомовой территории многоквартирного дома

Строительство гаражей на придомовом участке все же является возможным. Но будущим владельцам придется тщательно подготовиться, поскольку процедура регистрации включает в себя большое количество нюансов и подводных камней.

Читайте о курении на лестничной клетке многоквартирного дома.

Какая плата за услуги по управлению многоквартирным домом? Смотрите .

Порядок установки

Чтобы установка гаража на придомовой территории многоквартирного дома прошла успешно, можно воспользоваться одним из способов, указанных в списке:

  1. Посредством получения официального разрешения на ведение строительных работ.
  2. Путем подачи официальной декларации, позволяющей узаконить самострой.
  3. Методом обращения в судебную инстанцию.

Куда обращаться?

Если вы решили попытаться получить официальное разрешение, обратитесь за помощью к сотрудникам архитектурного отдела местного муниципалитета. Параллельно посетите локальное представительство БТИ.

Также рекомендуется обращаться за помощью к сотрудникам специальной Комиссии, имеющей полный перечень полномочий для пресечения самостроя и самозахвата.

Основная задача – попросить оставить за заявителем объект строительства.

Ее представители определят самовольность строительства объекта как минимум по трем признакам:

  • отсутствие официального разрешения на проведение строительства;
  • нарушение градостроительных норм в процессе постройки нового здания;
  • в процессе выполнения строительных работ была использована земля, которую не отводили для данной цели.

Важно, чтобы жильцы не были против того, что вы построили на территории многоквартирного дома гараж. В противном случае вероятность получения нужных документов, параллельно узаконив право владения объектом, становится практически нулевой.

Как получить разрешение?

Чтобы построить гараж во дворе многоквартирного здания, придется получить официальное разрешение. Но практика показывает, что в большинстве случаев документы оформляются уже после того, как имущество уже построится.

В таком случае нужно обратиться за помощью к представителям БТИ, которые должны выдать официальный документ о назначении постройке статуса самовольной. Для узаконивания надо отправиться к представителям районного управления.

Регистрация права собственности на землю

Чтобы решить вопрос узаконивания самовольного строительства гаража для последующего его оформления в собственность, придется справиться с наиболее сложной проблемой – оформлением земли. Эта процедура заключается в установлении юридического статуса, который имеет земельный участок. Подобное мероприятие имеет высокие шансы на провал.

С точки зрения законодательства это, по сути, самовольный захват земли, ведь она может принадлежать:

  • собственникам, в качестве которых выступают жилищные кооперативы, ЖКХ, управляющие компании или прочие организации;
  • каждому из жильцов на равноценных правах;
  • отделу государственного жилищного фонда или местной администрации.

Единственным верным вариантом станет обращение за помощью в судебную инстанцию с соответствующим иском. Владельцу постройки придется доказать, что она принадлежит именно ему. Соответственно, вопрос с землей решается только после того, как будет получено официальное разрешение, о котором мы упоминали выше.

Необходимые документы

В соответствии с ЖК РФ и прочими нормативно-правовыми актами, обычное оформление всех разрешений будет невозможным, потому что придется параллельно обзавестись поддержкой муниципалитета и жильцов.

Перед обращением в специальные органы придется заранее подготовить для передачи следующий пакет документов:

  1. Документация на земельный участок недалеко от многоквартирного дома, которая подтверждает право строительства.
  2. Техпаспорт с полным описанием гаража.
  3. Кадастровый план земли, на которой гараж был построен либо будет возведен.
  4. Декларация с подтверждением факта завершения строительных работ на определенной территории. С точки зрения действующего в 2020 году законодательства это один из наиболее важных документов. Ведь здесь включается полная информация о годе ведения строительства, фактическом адресе, назначении, задействованной площади, перечне подведенных коммуникаций.

И это далеко не полный перечень – в зависимости от особенностей конкретной ситуации, он может дополняться.

Узнайте, .

Какой порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом? Информация .

Где взять домовую книгу многоквартирного дома? Подробности в этой статье.

Как узаконить, если установлен самовольно?

При самостоятельном строительстве без разрешения последовательность действий будет следующей:

  1. Обращение за помощью к представителям административного корпуса муниципального органа.
  2. Получение полного перечня бумаг для последующего оформления.
  3. Сбор документов и заполнение декларации.
  4. Задействование поддержки соседей, способных письменно подтвердить отсутствие каких-либо претензий.
  5. Ожидание решения административного органа.
  6. Получение разрешительных документов для последующего оформления в Росреестре.
  7. Обращение в судебную инстанцию для оспаривания в судебной инстанции.

Процедура оформления гаража в собственность является долгой, но в случае положительного ответа от муниципалитета или суда вы получаете полное право использовать гараж на свое усмотрение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *