Обследование или исследование?

  • автор:

Обследование и исследование разница

ОБСЛЕДОВАТЬ — это… Что такое ОБСЛЕДОВАТЬ?

  • обследовать — исследовать, осмотреть, освидетельствовать; инспектировать, проверять, обозревать, осматривать, ревизовать, испытывать, пробовать, перетряхнуть, прочесать, перерыть, рекогносцировать, обзирать, перетрясти, оглядеть, перетрясать, посмотреть,… … Словарь синонимов

  • ОБСЛЕДОВАТЬ — ОБСЛЕДОВАТЬ, дую, дуешь; анный; совер. и несовер., кого (что). Произвести (водить) осмотр, проверку чего н. О. местность. О. работу учреждения. | сущ. обследование, я, ср. Лечь в больницу на о. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

  • обследовать — рассматривать проверять испытывать — Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы рассматриватьпроверятьиспытывать EN examine … Справочник технического переводчика

  • Обследовать — несов. и сов. перех. Осуществлять осмотр, проверку чего либо; ревизовать. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • обследовать — обсл едовать, дую, дует … Русский орфографический словарь

  • обследовать — (I), обсле/дую(сь), дуешь(ся), дуют(ся) … Орфографический словарь русского языка

  • обследовать — Syn: инспектировать, проверять, обозревать, исследовать, осматривать, освидетельствовать (оф.), ревизовать (оф.), испытывать, пробовать … Тезаурус русской деловой лексики

  • обследовать — дую, дуешь; св. и нсв. кого что. Произвести производить осмотр, проверку чего л. О. работу учреждения. Комиссия обследовала деятельность администрации района. О. больного (произвести производить медицинский осмотр). // Разг. Внимательно осмотреть … Энциклопедический словарь

  • обследовать — Познавательные процессы и их результаты … Словарь синонимов русского языка

  • обследовать — обследование … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Психодиагностическое обследование и исследование

Деятельность психолога, конечным результатом которой является психологический диагноз. Включает в себя следующие этапы: 1. Предварительная подготовка. — Различение клиента и заказчика. Функциональность должности «психолог». — Формулирование цели исследования. Сложности формулирования у заказчика. — (Заключение трудового соглашения). — Организация и стандартизация условий: помещение, столы, ручки, размножение бланков, время, равные условия для нескольких групп. Отсутствие шумов, музыки, посторонних.

— Хранение результатов. Подбор методик. Обработка результатов.

2. Установление контакта и мотивация испытуемых. — Атмосфера дружелюбия и деловитости, создание у испытуемого серьезного и ответственного отношения к работе. Держаться естественно и непринужденно, отвечать на все вопросы, не впадать в менторский тон и не превращать дружелюбие в панибратство. — Мотивация может быть разной, основная цель — заинтересовать ис-пытуемых тестированием. Гарантия конфиденциальности при необходимости. — Максимально полная инструкция. Писать на доске. Отсекать лишние вопросы («спросите потом»). — Требование к личностно-профессиональным качествам психодиагноста: Умение располагать к себе людей, вызывать у них доверие и добиваться искренности в ответах. Если испытуемый психологически открыт и доверяет психологу, то на вопросы обращенные к нему (в опроснике), он будет отвечать искренне, как самому психологу. Почувствовав недоброжелательное отношение, он не будет отвечать на соответствующие вопросы, или предложит ответы, чтобы досадить экспериментатору. 3. Сбор данных в соответствии с задачей исследования (собственно обследование). 4. Обработка, анализ и интерпретация данных. Диагноз и прогноз. Рекомендации.

5. Представление результата. Форма представления в соответствии с задачей исследования. От справки до отчета. Особенности написания заключения.

5.2. Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет психологического диагноза — установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Важнейшим элементом психологического диагноза является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Л. С. Выготский выделял три уровня диагноза: 1. Диагноз симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, но основании которых делаются практические выводы, исследователь лишен возможности указать на их причины и место в структуре личности. Выготский отмечает, что такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. 2. Этиологический диагноз. Учитывает наличие не только определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения.

3. Высший уровень — типологический диагноз. Он заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности с учетом ее сложной структуры.

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять «внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечается путь развития». Л. С. Выготский рекомендовал разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Также выделяют два типа диагноза: 1. Диагноз на основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака. Данные испытуемого можно соотнести с какой-нибудь нормой (например при определении патологии развития) или с критерием.

2. Диагноз, позволяющий находить место испытуемого или группы испытуемых по шкале выраженности тех или иных качеств. Для этого требуется проведение сравнений получаемых диагностических данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности тех или иных показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня развития изучаемых особенностей путем соотнесения с критерием.

Развернутый психологический диагноз предполагает: 1) Изучение общего уровня психического развития человека; 2) Исследование сбалансированности личностной структуры, а также преобладание в ней тех или иных психологических особенностей; 3) Выявление осознаваемых или неосознаваемых психологических проблем; 4) Выяснение субъективного отношения личности к переживаемым проблемам;

5) Оценку общего адаптационного потенциала, на который могла бы опереться позитивная психологическая коррекция или психотерапия.

5.3. Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту. Психодиагностика пытается ответить на три вопроса: — Что происходит? — Чем это вызвано?

— Что будет дальше?

Психолог должен подготовить клиента к восприятию психодиагностической информации, установив с ним контакт и уточнив задачу взаимодействия. При решении психодиагностической задачи психолог четко ориентируется на ее содержание и адекватность восприятия этого содержания клиентом.

При передаче психологической информации психодиагност стремится получить от клиента обратную связь, по содержанию которой он определяет отношение клиента к информации и к нему самому как источнику информации. С этой целью психодиагност может попросить клиента повторить переданную ему информацию или задать прямой вопрос о том, насколько понятна информация.

Одним из главных моментов передачи психодиагностической информации является ее безоценочность. Для этого психолог проводит предварительную беседу с клиентом, в ходе которой он старается показать ему различие задачи социальной или этической и задачи психологической, которую решает психодиагност.

Одной из форм сообщения результатов психодиагностического обследования являются психометрические данные, выраженные в определенных баллах, шкалах и других метрических величинах. В этом случае индивидуальные результаты клиента можно представить как точку на шкале возможных результатов. Т.о., клиент получает критерии оценки своих результатов, полученных психодиагностом по методике, оценочные действия он может провести сам.

В большинстве случаев пользователи психологической информации склонны к ее оценке. Для психолога важно сформировать адекватное восприятие информации. Например, можно ввести контекст возрастной или индивидуальной нормы психического развития. Сделать все, чтобы увести клиента от самостоятельной интерпретации психодиагностической информации. В ином случае необходимо узнать как он это делает. Особенно необходимо контролировать распространение психодиагностической информации среди детей и подростков и не распространять среди них оценочную психологическую информацию. Объяснить почему?

Итак, основные нормы взаимодействия с клиентом по поводу психологической информации: — сообщать информацию, а не оценивать ее;

— сообщать в адекватной форме, получать обратную связь о степени ее понимания клиентом.

Этические принципы интерпретации результатов теста: — не формируй ненужных ожиданий; — говори с человеком на его языке; — не утверждай того, в чем не уверен; — говори только так, чтобы тебя поняли однозначно;

— не оставляй клиенту никаких поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение является конечным этапом психодиагностики. В содержание заключения включают все доступные психологу-диагносту данные, как тестовые, так и другие (из других источников). Принципы (по А. Анастази): 1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации психолога-диагноста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы оно соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например: учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением основных данных, но без конкретных рекомендаций. В заключении, рассчитанном на специалистов и людей несведующих, должна приводиться краткая аннотация содержательного характера, а потом даваться более подробное описание конкретных данных. 2. В содержании заключения обязательно должна быть обозначена цель диагностического исследования: входило ли в задачу дать какие-то конкретные рекомендации, или же требовалась простая консультация. 3. Заключение обычно ориентируется на действие, т.е. в нем дается рекомендация относительно программ обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п. 4. Заключение эффективно, если в нем отражены отличительные свойства конкретного индивида, т.е. черты, результаты обследования которых были или значительно ниже, или значительно выше средних показателей. Т.е. заключение должно относиться только к данному человеку, а не к людям, чей возраст, пол, образование, социально-экономический уровень и другие факторы близки к аналогичным данным обследуемого. 5. Содержание заключения состоит из интерпретации полученных данных и выводов; записи тестов и другие данные могут прилагаться отдельно для иллюстрации или пояснения подхода.

6. Всякая описательная оценка действий индивида и сама система оценок должны быть четкими. Является ли оценка критериально-ориентированной или нормо-ориентированной, обязательно указывается с какими нормами сравниваются показатели индивида.

Психодиагностическое исследование и обследование.

Различие задач исследования и обследования. Этапы психодиагностического процесса. Психологический диагноз. Сообщение результатов исследования, написание заключения.

Психодиагностическое обследование — деятельность психолога. Результат: психологический диагноз. Этапы: сбор данных; переработка и интерпретация полученных данных; вынесение решения (диагноз или прогноз).

Психодиагностическое исследование – структурированный, развернутый во времени познавательный процесс. Результат: психологическое заключение, согласно задаче и запросам (врача, педагога, юриста, психолога и др.).

Этапы психодиагностического процесса:

1. Этап сбора данных:беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д., формируется исследовательская задача.

2. Этап переработки и интерпретации: Клинический подход: анализ качественных показателей; Статистический подход: учет объективных (количественных) показателей (стандартные величины, профили), их статистическую обработку (факторный анализ).

3. Этап принятия решения: 1 этап: заключение из имеющихся данных; 2 этап: создание связи между результатами отдельных исследований и диагнозом. Возможность планирования дальнейших этапов работы, выбора методов воздействия; 3 этап: переход от описательного обобщения к теории личности. Создается рабочая модель случая (конкретные особенности чел-ка в целостности).

Психологический диагноз — конечный результат деятельности психолога, описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей с целью оценки их состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций. Выяснение, почему данные проявления обнаруживаются в поведении, их причины и следствия. Предмет — установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии.

Л. С. Выготский выделил три уровня диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический): особенности или симптомы, практические выводы без причины и места в структуре личности.

2. Этиологический + причины их возникновения.

3. Типологический: определение места данных в целостной картине личности.

2 типа диагноза:

1. На основе констатации наличия или отсутствия какого-либо признака (соотнести с нормой или с критерием).

2. Позволяющий находить место испытуемого или группы по шкале выраженности тех или иных качеств. Необходимо проведение сравнений данных внутри обследуемой выборки, ранжирование испытуемых по степени представленности показателей, введение показателя высокого, среднего и низкого уровня путем соотнесения с критерием.

Сообщение результатов психодиагностического исследования клиенту:

Подготовить к восприятию информации, установив контакт; адекватность восприятия содержания клиентом; обратная связь. Просьба повторить информацию или вопрос, насколько понятна информация.

Этические принципы интерпретации результатов теста:

— говори с человеком на его языке; не утверждай того, в чем не уверен; говори так, чтобы поняли однозначно; не оставляй поводов для неправильного домысливания.

Письменное (или устное) заключение — конечный этап

Включает все данные (тестовые и из других источников).

Принципы: 1. Содержание и стиль заключения. Нет единой формы. Должно соответствовало потребностям, уровню подготовки получателя. 2. В содержании обозначена цель исследования: рекомендации, или простая консультация. 3. Обязательно ориентируется на действие (рекомендация по программе обучения, типа лечения, выбора профессии и т.п.). 4. Указаны отличительные свойства чел-ка (результаты, черты значительно ниже, или выше средних показателей). 5.Интерпретация данных и вывод 6. Описания четкие. Указывается с какими нормами сравниваются показатели.

Методы психодиагностики.

Классификация. Достоинства и недостатки.

По частоте использования:

1. Блан­ковые методики — чаще, се­рию вопросов, дать ответ.

2. Опросные методики — задает устные вопросы, отмеча­ет и обрабатывает его ответы.

«+»: Не надо специальных бланков, достаточно гиб­ко.

«-«:субъективность в выборе вопросов, в интерпретации ответов, труд­но стандартизировать, добиться высокой надеж­ности и сравнимости получ. результатов.

3. Рисуноч­ные методики — созданные рисунки, с темой или спонтанный характер.

4. Проективные: могут быть бланковы­ми, опросными и рисуночными. Частота ис­пользования возрастает, т.к. наиболее валидные и информативные.

«+»: валидны и надежны при высоком уровне профессиональной подготовки. Менее субъ­ективны и мало подвержены ситуативным влияни­ям.

«-«:трудоемкость, временные затраты.

5. Объективно-манипуляционные — задачи в фор­ме реальных предметов, с которыми предстоит сделать: со­брать из заданных материалов, изготовить, разобрать и т.п.

Классификация:

1. По типу заданий:

— опросные (вопро­сы),

— утверждающие (суждения или утверждения, согласие или несогласие с ними),

— продуктивные (вид собств. творческой продукции испытуемого: вербальной, образной, материальной, с темой или спонтан. характер),

— действенные (комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии),

— физио­логические (на основе анализа непроизвольных физических или физиологиче­ских реакций организма).

2. По адресату тестового материала:

— Сознательные (опросники).

«+»: позво­ляют судить о психологии человека на основе, что говорит он о себе или окружающие о нем.

«-«: недостаточно искренне или некри­тично отвечать. Сознательное субъективное искажение результатов.

— Бессознательные, направленные на неосознаваемые реакции (проективные методики).

3. По форме представления материала:

— бланковые (в письменной или иной знаковой форме: рисунок, схема и т.п.),

— технические (в аудио-, видео- или киноформе),

— сенсорные (в виде физических сти­мулов органам чувств).

4. По характеру данных, используемых для выводов:

— объективные (показатели, не зависящие от сознания и желания испы­туемого или экспериментатора) (тесты, включающие анализ физиологических, рефлексив­ных показателей)

— субъективные (данные, зависящие, относящиеся к внутренему опыту).

5. По наличию тестовых норм:

— имеющие нормы

— не располага­ющие ими.

6. По внутренней структуре ме­тодики:

— мономерные (диагностируются и оцениваются единственное качество или свойство)

— многомерные (оценки несколь­ких качеств человека).

7. На­учные (используют в научно-исследовательс­ком экспериментировании) и практические(используется в практической ПД).

Требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам.

Понятие о двух классах методик. Понятие о стандартизированных методиках – необходимость проверки на надежность, валидность и разработка тестовых норм. Виды проверки надежности, их достоинства и ограничения.

2 класса методик:

1) формализованные методики (короткие сроки, воз­можность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой): тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.

Характерны: регламентация; объективизация процедуры обследования (соблюдение инструкций, способы предъ­явления стимульного материала и др.); стандартизация; надежность; валидность.

2) малоформализованные методики (трудоемки, основаны на профессиональном опыте.

Минус: могут влиять случайные и побочные факторы): наблюдение; беседа; анализ продуктов деятельности.

Условия объективности теста – этапы стандартизации:

1) единообразие процедуры проведения теста для получения сравнимых с нормой результатов.

— Условия (помещение, освещение и др. внешние факторы).

— Содержание инструкции и особенности ее предъявления (тон голоса, паузы, скорость речи и т.д.).

— Наличие стандартного стимульного материала (не самодельные).

— Временные ограничения.

— Стандартный бланк.

— Поведения диагноста.

— Опыт респондента в тестировании.

2) единообразие оценки выполнения теста — стандартная интерпретация, обработка. Сравнение показателей с нормой для данного возраста (в тестах интеллекта), пола и т.д.;

3) определение нормы выполнения теста для сопоставления показателей — нормы для возрастов, профессий, полов и др.

Для достоверных результатов, правильных практических выводов, методы должны быть научно обоснованными, т.е. отвечать требованиям: валидность, надеж­ность, однозначность и точность.

Валидность — способность давать результаты, для получения которых он предназначен. Степень эффективности и пригодности для измерения нужной характеристики.

1. Валидность теоретическая — соответствию по­казателей дан­ной методики с показателями которых должна существовать теоретически обоснованная зависимость.

2. Валидностъ эмпирическая — соответствию диа­гностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого.

3. Валидностъ внутренняя — соответствие заданий, субтестов, суждений общей цели и замыслу методики в целом.

4. Валидностъ внешняя— связи между показателями методики и наиболее важными, ключевыми внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого.

Надежность — возможность получе­ния устойчивых показателей. Устанавливается 2-мя способами:

1. сравнение результатов, получае­мых при помощи данной методики разными людьми,

2. сравнение результатов, получаемых при применении одной и той же методики в идентичных условиях.

Точность — способность реагиро­вать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происхо­дящие в ходе ПД эксперимента. Можно срав­нивать с точностью технических измерительных инструментов.

Однозначность — в какой сте­пени получаемые данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценивания которого данная методика применяется.

Достоверность – защищенность теста от влияния на результаты стремления испытуемого изменить их в желательную сторону.

Репрезентативность – наличие норм результатов массового обследования в популяции, на которую рассчитан тест, позволяющих оценить степень отклонения от средних значений любого индивидуального показателя.

Обследование или Экспертиза. В чём разница? — «ПГС»

Зачастую наши клиенты интересуются и спрашивают у нас что им необходимо провести — экспертизу или обследование своего недвижимого имущества, при этом они совершенно не видят разницы в данных исследованиях. Хотя разница тут существенная, как с технической точки зрения, так и с процессуальной. В данной статье мы постараемся поэтапно изложить, чем же отличается строительно-техническая экспертиза от технического обследования зданий сооружений.

Зачастую наши клиенты интересуются и спрашивают у нас что им необходимо провести — экспертизу или обследование своего недвижимого имущества, при этом они совершенно не видят разницы в данных исследованиях. Хотя разница тут существенная, как с технической точки зрения, так и с процессуальной.

В данной статье мы постараемся поэтапно изложить, чем же отличается строительно-техническая экспертиза от технического обследования зданий сооружений.

Техническое обследование зданий и сооружений

Техническое обследование – комплекс мероприятий, целью которых является определение фактического технического состояния объекта недвижимости и определение ряда параметров эксплуатационного состояния (максимальной нагрузки на перекрытия, расчетного сопротивления грунта и т.д.). Плановое обследование строений обеспечивает безопасность объектов, которые находятся в эксплуатации. Это крайне важно для помещений постоянного пребывания людей (торговые центры, культурно-развлекательные здания и сооружения, многоквартирные жилые дома и т.д.).

При проведении технического обследования на сегодняшний день следует руководствоваться ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» и СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений».

Зачастую техническое обследование заказывают при появлении явных и видимых дефектов и повреждения здания, т.е. при возникновении сомнения в эксплуатационной безопасности. А также если хотят что-то сделать с объектом и изменить его эксплуатационные показатели (провести переустройство, реконструкцию, модернизацию и т.п.). Случается, что необходимо провести обследование после длительного простоя объекта незавершенного строительства, и узнать насколько изменились прочностные характеристики строительных конструкций и основания.

В любом случае, с какой бы целью не проводилось техническое обследование зданий и сооружений оно носит исключительно исследовательский характер с целью получения как можно больше информации о фактическом состоянии объекта в определенный момент времени.

По результатам Технического обследования составляется отчет, содержащий все данные об исследовании (обмерные чертежи, поверочные расчеты, протоколы испытания и др.).

Строительно-техническая экспертиза

Строительная экспертиза – это комплекс исследований строительного объекта с целью определения соответствия объекта установленным требованиям.

Одним из существенных отличий экспертизы от технического обследования является цель и алгоритм исследования. При техническом обследовании составляется техническое задание, а при экспертизе ставятся вопросы экспертам, на которые необходимо дать ответы. Экспертиза носит более узкий характер и может затрагивать как весь объект в целом, так и его отдельную часть или отдельный вид работ.

Результатом проведения экспертизы является экспертное заключение, оформленное по установленной форме. Оно похоже с отчетом технического обследования, но все же отличия по форме и оформлению имеются. При проведении судебной экспертизы, отличий еще больше, например наличие подписки эксперта по 307 статье УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Строительная экспертиза подразделяется на судебную (процессуальную) и внесудебную (досудебную}. Судебная строительно-техническая экспертиза назначается судом, когда уже идет судебный процесс. Судебная экспертиза проводится в соответствии с 73 федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

Досудебная строительная экспертиза (название говорит само за себя) проводится до начала судебного процесса и является основанием для подачи материалов в суд.

Часто люди путают строительную экспертизу с экспертизой проектной документации и экспертизой промышленной безопасности. Все эти понятия диаметрально противоположные и отличаются объектами исследования. В строительной экспертизе исследуют сам объект строительного производства, в экспертизе проектной документации соответственно проектную документацию, а в экспертизе промышленной безопасности – производственные объекты.

Иными словами, техническое обследование зданий и сооружений — это понятие сугубо техническое и инженерное, а экспертиза еще и процессуальное. Экспертиза требуется в основном в конфликтных ситуациях (перед подготовкой к суду и выяснению отношений между разными субъектами, либо во время судопроизводства). А обследование — это фактическое установление технических параметров объекта, без споров и скандалов.

Зачастую в большинстве случаев, экспертиза является частным случаем обследования. Потому что при проведении экспертизы, перед экспертами ставят конкретные вопросы, на которые нужны точные ответы. А обследование как правило, это общие данные по всему объекту в целом.

В любом случае, ситуации бывают и запутанные, когда действительной сложно понять, что требуется, экспертиза или обследование. В таких случаях наши специалисты всегда готовы оказать бес-платную консультационную помощь и разъяснить как действовать в сложившейся обстановке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *