Объединение Москвы и Московской области

  • автор:

Что сулит нам новый Генплан Зеленограда?

В конце прошлого года я много рассказывал о Правилах землепользования и застройки Зеленограда и лишь вскользь упоминал о проекте изменений в Генплан города, которые тоже обсуждались в тот момент на публичных слушаниях. Ничего нелогичного в этом нет. Формально, Генплан, конечно, более важный документ, но он написан крупными мазками, без конкретики, а вот на вопрос о том, что именно и где построят, призваны отвечать именно ПЗЗ. Впрочем, теперь, когда слушания прошли, можно в спокойной обстановке пролистать еще раз и обновленный Генплан Зеленограда…
Собственно весь зеленоградский генплан — это два десятка страниц с текстом и таблицами да пять карт, которые визуализируют то, что написано в тексте (скачать в формате PDF можнотут). Причем относительно информативны из этих пяти карт от силы три. Вот давайте на эти карты и посмотрим. И начнем с самого сладенького — схемы развития внеуличного транспорта, то есть, прежде всего, метро.
Да-да, генпланом Москвы предусмотрена прокладка линии метро в Зеленоград, но только после 2035 года. Линия эта должна пройти от третьего пересадочного контура (второго кольца) метро вдоль Ленинградского шоссе, а затем — Панфиловского проспекта. Общая протяженность линии оценивается в 45 километров, из которых 10 пройдут по территории Зеленограда. Собственно, этот проект в основных чертах был разработан еще в советское время, но есть и дополнения. В обновленной версии Генплана в Зеленограде запланированы пять станций метро (в версии Генплана от 2010 года их было четыре). На схеме они обозначены под названиями «Ржавки» (у въезда в город на 37-м километре Ленинградки, рядом с 5-м микрорайоном), «Центральный проспект» (у пересечения Панфиловского проспекта и проспекта Генерала Алексева), «Панфиловский проспект» (у торгового дома «Ольга» в 11-м микрорайоне) и «Улица Каменка» (у стоматологической поликлиники и рынка «Рекорд» в 16-м микрорайоне). Для обслуживания линии, ремонта и ночного отстоя поездов запланировано строительство депо метрополитена, которое предполагается разместить с восточной стороны улицы Радио.
Нажмите, чтобы увеличить и посмотреть легенду
Кроме того, документом предусмотрено также строительство до 2025 года 3-го главного пути Октябрьской железной дороги на участке Крюково–Алабушево, а после 2035 года — высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Санкт-Петербург, которая пройдет по территории Зеленограда параллельно существующим путям ОЖД со стороны «нового города». Станцию Крюково к 2025 году предполагается превратить в транспортно-пересадочный узел межрегионального значения. В чем конкретно это будет заключаться, в документе не указано.
Теперь к более земным вещам — автомобильным дорогам. На схеме, размещенной ниже, выделены фиолетовым цветом транспортные артерии, которые планируется построить или реконструировать. Ключевыми объектами я бы назвалэстакаду через через железную дорогу в Малиноитоннель под ней же в Алабушево. Генплан декларирует намерение построить их соответственно до 2025 и до 2035 года. Любопытно, что незадолго до презентации этого документа в префектуре обсуждался обратный порядок строительства — что, мол, тоннель в Алабушево надо строить раньше. Впрочем, в каком бы порядке они ни появились, думаю, что это должно произойти при нашей жизни — на оба объекта уже разработаны проекты планировки (ссылки указал выше). Генпланом предусмотрено также строительство подъездных путей к будущим развязкам в Алабушево и Малино. Для подхода к малинской эстакаде, в частности, планируется, построить объездную дорогу Южной промзоны (с выходом на Озерную аллею в районе стадиона «Ангстрем) и дорогу рядом с 23-й микрорайоном (с выходом на Кутузовское шоссе в районе перекрестка у ТЦ «Столица»). Однако в сам утвержденный ранее проект путепровода эти дороги не вошли, то есть, возможно, их построят позже эстакады.

Нажмите, чтобы увеличить и посмотреть легенду
До 2025 года предусмотрена также реконструкция старого моста, а до 2035-го — подходов к нему по Заводской улице и улице Радио и Кутузовскому шоссе. К 2035-му также предполагается реконструировать проезд 687 в районе промзоны ЦИЭ и будущего 21-го микрорайона и построить дорогу вокруг ЦИЭ с выходами на Георгиевский проспект в районе улиц Каменка и Летчицы Тарасовой.
После 2035 года возможно строительство дороги между 4-м и 12-м микрорайонами. Ранее сообщалось, что это может быть только тоннель (то есть лес вырубать не станут), но по новым материалам такого выввода однозначного вывода сделать нельзя. Впрочем, этот проект, на мой взгляд, из той же серии, что и метро в Зеленоград, так что можно не заморачиваться. 🙂
Третья карта, которую я назвал относительно информативной, фиксирует функциональные зоны на территории Зеленограда: жилые, промышленные, природные и так далее. Впрочем, все это потом все равно уточняется Правилами земплепользования и застройки. Никаких откровений здесь нет: все вполне ожидаемо. Относительно интересно это может быть только жителям частного сектора, что сохранился, скажем, в Каменке, Малино, Назарьево. В разных случаях они попадают в разные функциональные зоны. Впрочем, здесь и сейчас это мало что значит. Как попадание в природную зону не означает немедленного сноса, так и закрепление жилого статуса зоны не означает, что весь частный сектор не могут в перспективе снести, заменив новыми микрорайонами многоэтажек. Но насколько я понимаю, до частного сектора руки у властей не дойдут еще долго. Еще с пятиэтажками до конца не разобрались (хотя в последние дни по этому вопросу как раз наметились подвижки).
Нажмите, чтобы увеличить
Четвертая карта посвящена планам строительства социальных объектов, но она малоинформативна. Конкретные участки строительства не определены — объекты привязаны к зонам (в соответствии с функциональным делением). В текстово-табличной части документа планы по строительству соцобъектов зафиксированы не в штуках (количестве объектов), а в квадратных метрах, то есть тоже абсолютно непонятны обывателю. И вообще, все объекты, по которым существуют хоть какие-то проработки, отражены в ПЗЗ. Безусловно, они не противоречат Генплану, но сам по себе Генплан в этой части рядовому горожанину абсолютно ни о чем не скажет.
Нажмите, чтобы увеличить и посмотреть легенду
Ну и, пятая картинка просто фиксирует границы районов Зеленограда.
В текстовой части Генплана еще идет речь о всяких коммуникациях. Интересным из этой части могу назвать лишь то, что до 2025 года планируется закрыть РТС на Панфиловском проспекте у Дома мебели. Впрочем, и тут конкретики больше не в Генплане, а в документах профильных ведомств. Из них, в частности, следует, что закрыть РТС собираются вывести из эксплуатации в 2021 году. Что будет на ее месте, пока непонятно, но эта территория в любом случае закреплена в Генплане как производственная зона. То есть, грубо говоря, построить здесь жилые дома без изменения Генплана, будет нельзя.

Вот такой обзор. Как говорится, спасибо за внимание! В планах сделать материал о том, как изменится облик Зеленограда в 2017 году (что где построят, отремонтируют и благоустроят). Интересно?

Василий Власов об идее объединения Москвы и области

— Откуда появилась идея объединения Москвы и области?

— Я изучал градостроительную политику в других странах, и во многих странах такой формат взаимодействия между городом и областью существует. Допустим, Пекин — это не просто город, который находится в пределах кольцевой линии, он считается агломерацией с пригородами. Абсолютно такая же ситуация с Парижем: есть центр Парижа, есть пригороды, где находятся спальные районы с малоэтажной застройкой, но все это город Париж. Учитывая специфику Москвы и Московской области и то, что огромное количество жителей Московской области работает в Москве, пользуется инфраструктурой Москвы, такое объединение в единый регион в экономическом, инфраструктурном, транспортном, социальном плане выглядит целесообразным.

Реклама

Это не моя или чья-то идея вдруг возникла, это мировой опыт, мегаполисы идут по такому пути, поэтому противников такой идеи я не понимаю. Просто посмотрите, как выстраиваются только лишь транспортные взаимоотношения между Пекином и его городами-спутниками. Мы могли бы объединить такие большие два региона, объединить бюджет, объединить людей. И я уверен, что от этого выиграют абсолютно все.

— А в чем логика нового названия?

— Мы предлагаем объединить Москву и Московскую область в Московскую губернию, во главе которой стоял бы генерал-губернатор. Тоже очень интересная мысль, почему, потому что у нас город федерального значения возглавляет мэр. Я, как представитель фракции ЛДПР, против такого иностранного названия. В других регионах есть губернаторы, в Санкт-Петербурге — губернатор. Почему там губернатор, а в Москве мэр?

— В чем, по вашему мнению, преимущества создания такого огромного региона-агломерации?

— Например, в Москву ежедневно едут миллионы жителей Московской области, но столица не может донести до них свои транспортные возможности. Яркий тому пример — после присоединения Новой Москвы у правительства Москвы появились планы проведения линии метро аж до Троицка. Это абсолютно правильно, но давайте просто посмотрим на окраины Москвы и города области. В Новой Москве на данный момент проживает меньше 500 тыс. человек, в то время как в Красногорске, который находится буквально за МКАДом, скоро несколько миллионов будет проживать — количество новостроек там просто колоссальное. Такая же ситуация с Люберцами, Некрасовкой, Мытищами.

То есть вплотную к Москве расположились города-спутники, которые могут саму столицу по численности населения обогнать, так как доступность жилья там выше и туда из-за ухудшения экономической ситуации переезжают люди из других регионов, которые «уезжают в Москву».

Второе: в Москве есть программа реновации с огромным бюджетом — 2 трлн руб. В то же самое время под боком — в Московской области — проблемы старого фонда существуют, не надо даже 20-30 километров отъезжать, они гораздо ближе. А мы перекладываем мрамором очередную улицу в центре Москвы.

— Вы сейчас говорите с точки зрения распространения экономики Москвы на область, а не наоборот. Не будет ли это «размазыванием» большого московского бюджета, чтобы на выходе и московские, и подмосковные территории получали копейки?

— Денег хватит. Что касается «размазывания», приведу в пример районы Выхино и Жулебино, я там провел 15 лет. Станция метро «Выхино» — самая загруженная, потому что огромное количество людей на маршрутках, на электричках, на чем угодно приезжает туда, пересаживается на метро и едет на работу. В последнее время хотя бы фиолетовую ветку продлили до Котельников. Но дальше метро не идет. Поэтому предложение об объединении регионов и транспортных сетей целесообразно: дорожная сеть должна работать так, чтобы жителей Московской области привозить, минуя спальные районы Москвы. Мне кажется, эта политика сделает так, чтобы жителям Московской области было комфортно, они могли бы быстро добраться до рабочего места, и в то же время была снята обеспокоенность москвичей.

— Как общий бюджет потянет социалку?

— Второе, помимо транспорта, направление — социальная политика, доведение здравоохранения, образования до московского уровня. Причем, в Московской области не самые плохие школы, хотя многим требуется ремонт. Если мы говорим о Подольске, который граничит уже с другими областями, его нужно подтягивать. А как? У нас почему сейчас развиваются Красногорск, Люберцы и остальные города-спутники? Потому что они рядом с Москвой. Вот и все. Бюджет Московской области, конечно, по сравнению с рядом других субъектов РФ достаточно большой, но во многом он складывается за счет того, что рядом Москва. Это не такая Московская область замечательная, где супер-производства, собирают импортные машины и так далее. Посмотрите на торговые центры на внешней стороне МКАДа — они построены для того, чтобы в них приезжали москвичи. А платят они налоги в область. Зачем эти бюджеты разделять?

Иначе мы никогда не сможем эффективно развить Московскую область: будут говорить-говорить-говорить-говорить, реформы какие-то готовить, а толку ноль.

close Депутат Госдумы РФ от ЛДПР, член комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам…

Депутат Госдумы РФ от ЛДПР, член комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов

ТАСС

Ведь сейчас Москва не заинтересована в улучшении жизни людей из области, которые работают в столице. Почему, допустим, человек, который условно работает в московской мэрии, должен что-то Подольску? Он лучше лишний раз закупит к какому-то фестивалю пластмассовые сакуры. А мне, например, как коренному москвичу, сакуры вообще не сдались. Я бы эти 100 млн рублей лучше потратил на проблемы Подольска.

К тому же нужно понимать, что в Москве большой объем денег не только из-за того, что это такой город, а потому что это столица России, здесь исторически зарегистрированы штаб-квартиры многих крупных компаний и так далее. Так давайте поддержим тех людей, которые в принципе уже москвичи, потому что они вынуждены просыпаться в 6 утра и работать в Москве, перечислять свои налоги здесь, а пользоваться услугами, которые финансируются не по-московски, в области. То есть все пользуются областью, а налоги идут в Москву.

— Вы эту идею обсуждали с товарищами по партии, на других уровнях власти? Есть ли проект на бумаге, который готов для внесения на рассмотрение?

— Этот вопрос я обсуждал на молодежном круглом столе, где были участники из Москвы, области и других регионов. Конечно, мы эту инициативу обсудим на собрании фракции. Пока конкретного документа нет, но инициатива может быть оформлена по-разному. Например, в виде законопроекта. Кто-то из коллег сказал, что можно провести референдум — но это затратно и сложно. Но есть электронное голосование — «Активный гражданин» либо портал Госуслуг. Люди проголосуют осознанно, если будет составлена программа, как будут Москва и Московская область — тогда уже Московская губерния — развиваться ближайшие 10-15 лет: куда пойдут новые ветки метро, где будут отремонтированы школы и больницы и так далее.

— По вашим расчетам, в какой период можно осуществить этот план? Вряд ли это даже год.

— Конечно. Во многих странах мира был переходный период, требующийся на изменение законодательства, выстраивание администраций, документооборота и так далее. Переходный период — это порядка трех лет. Это возможно, если с 2020 по 2023 такой период ввести. Я не сторонник радикальных мер, все должно быть планомерно.

Я думаю, что за таким управлением будущее, мы вообще выступаем за укрупнение регионов: их сейчас 85, мы считаем, что должно быть около 30 — но крупных.

— Естественно, уже появились теории, что ваше предложение — это вброс, выгодный (мэру Москвы Сергею) Собянину. Вы не думаете, что, с точки зрения управляемости, из Москвы дотянуть руки до Подольска будет тяжеловато?

— Я думаю, что из Москвы дотянуть руки до Подольска будет проще, потому что сильный руководитель будет намного проще взаимодействовать с районами. Вы думаете, сейчас руководители спокойно решают проблемы Подольска или Чехова? Тут недавно правозащитника прутьями забили насмерть. Но не будем переходить на личности.

Кстати, я думаю, что Сергей Семенович не обрадуется, потому что ему работы прибавится раза в два. И так Москва — такая мощнейшая махина, ею сложно управлять, а если добавятся проблемы со школами, обманутыми дольщиками, проблемы нарастают как снежный ком.

— Москвичи взбунтуются…

— В Подмосковье, кого не спросишь — все не против. Москвичи относятся с подозрением. Но я их уверяю: посмотрите, как объединялся Пекин или Париж объединялся, и поймете, что ничего плохого нет.

— Вы не думаете, что там будет нешуточная «грызня» за власть на местах?

— Я думаю, что нынешние подмосковные администрации будут так же работать и в Москве, в перспективе их заменят естественным образом, пройдут выборы. Я думаю, что транзит власти можно будет прогнозировать. Бывший мэр Юрий Михайлович Лужков, который мою идею комментировал, ведь несколько лет как сменился, ничего страшного.

— Вы говорите про укрупнение регионов и в первую очередь Москвы. А почему, например, не про Санкт-Петербург и область?

— Я просто избран от Москвы, поэтому за свой регион и говорю. Я уверен, что если в Санкт-Петербурге такое произойдет, такое объединение тоже имеет смысл. Но в самом Санкт-Петербурге еще есть пространство до Кольцевой дороги, города-спутники там еще не вплотную строятся, как в Москве.

Думаю, в перспективе это случится абсолютно во всех в регионах.

Илья Гращенков: «Подмосковье уже подготовлено к вливанию в Москву, этому противостоят только местные элиты»

В Госдуме назвали возможность объединения Москвы и Подмосковья. Этот процесс, по мнению Михаила Дегтярева, можно запустить только после обращения руководителей субъектов с просьбой назначить референдум в обоих регионах. Насколько возможна и эффективна реализация данного процесса? Уместно ли в данном случае проведение референдума? Какие плюсы и минусы может повлечь за собой возможное объединение двух крупных регионов?

Илья Гращенков, политтехнолог, руководитель Центра развития региональной политики:

«Объединение Москвы и Подмосковья, по всей видимости, — неизбежный шаг в будущем. Московский регион — это та территория, которая в рамках урбанистического развития требует новых площадей под застройку и инфраструктурного обеспечения. Очевидно, что места в Москве уже нет и Подмосковье, причём не только ближайшее, становится новым полем для освоения столичными застройщиками. В этой связи двухголовость власти в Москве и области представляется некоторым пережитком.

Разговоры об объединении двух регионов в единый московский регион, напомню, велись ещё при губернаторах Борисе Громове и Юрий Лужкове. Противником объединения выступал как раз Громов, который произносил легендарную фразу о том, что Москва и область, объединившись, составит неуправляемого монстра — чересчур огромное и богатое государство в государстве. Однако после Громова все действия подмосковной власти были направлены как раз на то, чтобы подготовить регион к объединению со столицей. Во-первых, появилась так называемая новая Москва — регион передал центру значительные части земель на юго-западе города. Сегодня эти территории освоенные, настает время двигаться дальше. Кроме того, Москве нужны территории для обслуживающей инфраструктуры. Нужно строить заводы по переработке мусора, создавать фильтрационные поля и так далее. Очевидно, что тяжело развивать транспортную инфраструктуру в формате двух регионов. Это касается как дорожного строительства, так и железных дорог, скоростных экспрессов и так далее. Также в Подмосковье была проведена муниципальная реформа, которая фактически отменила выборность глав районов, переподчинив их правительству Московской области. То есть структура стала очень похожа на структуру города Москвы, где местные власти имеют лишь номинальное значение, а всем управляет вертикаль власти, напрямую завязанная на градоначальнике.

Иными словами, Подмосковье уже подготовлено к вливанию в Москву. Сейчас этому противостоят только местные элиты, а также сам губернатор Андрей Воробьёв, полагаю, хочет ещё один срок быть главой региона. Возможно именно этот срок и будет для него программированным тем, что он будет обеспечивать объединение двух субъектов федерации.

С другой стороны, пока об объединении говорит лишь представитель ЛДПР, а не официальные власти или хотя бы представители из партии «Единая Россия». Что говорит, скорее, о зондировании почвы и попытки информационного вброса, об имеющихся возможностях к объединению.

Очевидными плюсами объединения станет улучшение инфраструктуры для Подмосковья. Так как сегодня оно гораздо менее развито, чем столица. С другой стороны, статус Москвы даст Подмосковью дополнительный импульс к развитию, обеспечит улучшение уровня контроля со стороны федеральных властей.

Но есть очевидные минусы. Во-первых, неясно войдёт ли в большую Москву все Подмосковье или какие-то районы могут быть переданы соседним областям, например, Смоленской, Калужской, Тверской и так далее. В этом случае жители дальнего Подмосковья могут утратить свой столичный статус. Кроме того, управляемость большого региона действительно снизится, что может повлечь за собой рост коррупции, неисполнение ряда запланированных программ и так далее. Объединение Москвы и Московской области также может вызвать перекос в финансировании, так как, очевидно, что большое количество денег будет потрачено на инфраструктуру отстающей области. В этом случае москвичи могут оказаться на периферии внимания новых властей единого московского региона. Могут возникнуть проблемы с ресурсными организациями, проблемы с ростом тарифов, прежде всего, на электроэнергию.

Так что план по объединению двух крупных регионов должен быть продуман до мельчайших деталей, прежде чем будет осуществлен. Поэтому даже если данное объединение возможно, запущено оно будет не ранее чем через три — пять лет.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *