Об инсайдерской информации закон

  • автор:

Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.07.2010 N 224-ФЗ (последняя редакция)

27 июля 2010 года N 224-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 2 июля 2010 года Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 23.07.2013 N 249-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.07.2014 N 218-ФЗ, от 03.07.2016 N 292-ФЗ, от 03.08.2018 N 310-ФЗ (ред. 27.12.2018), от 01.04.2020 N 97-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Цель и сфера регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 3. Сведения, относящиеся к инсайдерской информации
    • Статья 4. Инсайдеры
    • Статья 5. Действия, относящиеся к манипулированию рынком
  • Глава 2. Меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком. Раскрытие или предоставление инсайдерской информации
    • Статья 6. Ограничения на использование инсайдерской информации и (или) манипулирование рынком
    • Статья 7. Последствия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком
    • Статья 8. Раскрытие или предоставление инсайдерской информации
    • Статья 9. Требования по ведению и передаче списка инсайдеров
    • Статья 10. Представление инсайдерами информации о совершенных ими операциях
    • Статья 11. Меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком
    • Статья 12. Контроль за операциями с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществляемыми на организованных торгах
  • Глава 3. Функции и полномочия Банка России
    • Статья 13. Функции Банка России
    • Статья 14. Полномочия Банка России
    • Статья 14.1. Особенности проведения проверок Банком России в отношении лиц, не являющихся кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями
    • Статья 14.2. Проведение осмотра
    • Статья 14.3. Права лица, в отношении которого осуществляется проверка, лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно располагает необходимой для проведения проверки информацией
    • Статья 15. Раскрытие информации Банком России
    • Статья 16. Порядок представления информации в Банк России
    • Статья 17. Полномочия саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка
  • Глава 4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
    • Статья 18. О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
    • Статья 19. Утратила силу
    • Статья 20. О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»
    • Статья 21. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации
    • Статья 22. О внесении изменения в Федеральный закон «Об инвестиционных фондах»
    • Статья 23. О внесении изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
    • Статья 24. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
    • Статья 25. О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
    • Статья 26. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации
  • Глава 5. Заключительные положения
    • Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Открыть полный текст документа

Комментарий к закону «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»

ЗАО «Консультант Плюс»

Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Рассматриваемым Законом (далее — Закон об инсайдерской информации) впервые установлены положения, регулирующие использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (главным образом, финансовым). Ранее регулирование указанных отношений носило фрагментарный характер в актах Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) и Центрального банка РФ (ЦБ РФ) (см., например, Официальное разъяснение ЦБ РФ от 17.12.2004 N 31-ОР «О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 16.01.2004 N 110-И «Об обязательных нормативах банков», п. 5.4 Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.10.2007 N 07-102/пз-н).

Закон об инсайдерской информации устанавливает:

— определение понятия инсайдерской информации;

— круг инсайдеров — лиц, располагающих такой информацией;

— запреты на использование данной информации при совершении сделок, в том числе через третьих лиц, путем рекомендаций на ее основе;

— требования к ее раскрытию;

— требования по ведению списков инсайдеров и предоставлению сведений о совершенных ими сделках, которые являются необходимыми для предотвращения и выявления соответствующих правонарушений в данной сфере;

— полномочия ФСФР по выявлению и предотвращению правонарушений, связанных с использованием такой информации.

Кроме того, в Законе об инсайдерской информации определены признаки и критерии действий, признаваемых манипулированием рынком; установлен запрет на манипулирование рынком, не ограниченный конкретным перечнем субъектов; предусмотрены полномочия ФСФР, которые распространяются также и на выявление фактов манипулирования рынком.

Закон об инсайдерской информации обязывает эмитентов, управляющие компании, организаторов торгов и других лиц принять правила доступа к инсайдерской информации в целях охраны ее конфиденциальности, а также назначить должностное лицо, отвечающее за осуществление такой охраны.

Помимо этого рассматриваемый Закон устанавливает уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность за нарушение его требований, в том числе вводя новые составы в Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) и Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ).

Понятие инсайдерской информации

Ранее перед судами вставала необходимость определения инсайдерской информации, которую суды приравнивали к служебной в понимании ст. 31 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 N 18АП-4063/2009 по делу N А07-20018/2008). Схожее понимание имеет место в актах ФСФР (см., например, п. 6.4 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР России от 10.10.2006 N 06-117/пз-н).

Законом об инсайдерской информации дано легальное определение инсайдерской информации, согласно которому она должна отвечать определенным признакам. Так, в силу ст. 2 указанного Закона инсайдерская информация должна:

— быть точной, конкретной, нераспространенной;

— быть способной существенно влиять на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров;

— входить в перечень инсайдерской информации, утверждаемый ФСФР России нормативно-правовым актом (п. 1 ст. 3 Закона об инсайдерской информации).

Кроме того, данная информация может составлять коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи и иную охраняемую законом тайну (этот признак носит факультативный характер).

Перечень инсайдерской информации в настоящее время не утвержден, в связи с чем можно предположить, что до его принятия любая информация, отвечающая первым двум признакам, может быть квалифицирована как инсайдерская.

Пункт 5 ст. 3 Закона об инсайдерской информации определяет сведения, которые к инсайдерской информации не относятся. Таковыми являются сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения; исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров; рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, осуществленные на основе общедоступной информации.

Инсайдеры

Перечень инсайдеров, то есть лиц, владеющих инсайдерской информацией, установлен ст. 4 Закона об инсайдерской информации. Несмотря на то, что он сформулирован как исчерпывающий, в действительности круг инсайдеров крайне широк. Инсайдерами могут быть физические и юридические лица, а также органы государственной власти и местного самоуправления.

Содержание ст. 4 Закона об инсайдерской информации позволяет разделить инсайдеров на три группы: «первичные» инсайдеры, «вторичные» инсайдеры и инсайдеры — физические лица.

К первым относятся:

— эмитенты эмиссионных ценных бумаг и управляющие компании;

— хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ;

— организаторы торгов, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торгов;

— профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

— федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты, Банк России.

К «вторичным» инсайдерам можно отнести лиц, перечисленных в пп. 5, 6, 8, 10 — 12 ст. 3 Закона об инсайдерской информации. Указанные лица имеют доступ к такой информации вследствие того, что входят в органы управления «первичного» инсайдера, являются его владельцем либо действуют на основании договора с ним.

Отдельную группу представляют собой физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации «первичных» и «вторичных» инсайдеров (кроме органов публичной власти) на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров.

Закон об инсайдерской информации не уточняет, необходимо ли, чтобы должностные или договорные обязанности таких физических лиц относились к деятельности финансового рынка. Из этого можно сделать вывод, что инсайдером является любое физическое лицо, заключившее трудовой и (или) гражданско-правовой договор. Таким образом, для того, чтобы квалифицировать физическое лицо как инсайдера, нужно установить юридическую связь (наличие трудового и (или) гражданско-правового договора) между ним и «первичным» или «вторичным» инсайдером.

В связи с этим возникает несколько вопросов. В частности, является ли инсайдером физическое лицо, имеющее доступ к инсайдерской информации указанных «первичных» и «вторичных» инсайдеров, но не заключившее с ними договор, поскольку, например, осуществляет свою деятельность в порядке «аутсорсинга»? Договорные отношения в таком случае могут иметь место между «первичным» или «вторичным» инсайдером и «аутсорсингодателем».

Применительно к гражданско-правовому договору может возникнуть вопрос, является ли физическое лицо инсайдером, если договор, на основании которого он получил доступ к информации, признан незаключенным. Этот вопрос может возникнуть и в отношении некоторых «вторичных» инсайдеров: например, является ли аудиторская организация инсайдером, если договор об оказании аудиторских услуг между ней и «первичным» инсайдером признан незаключенным, то есть юридически отсутствующим?

«Первичные» и «вторичные» инсайдеры обязаны вести список инсайдеров (см. ст. ст. 9, 10 Закона об инсайдерской информации).

Кроме того, они обязаны:

1) разработать и утвердить порядок доступа к инсайдерской информации, правила охраны ее конфиденциальности и контроля за соблюдением требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований данного Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствиявысшему органу управления юридического лица;

3) обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления таким структурным подразделением (должностным лицом) своих функций (ст. 11 Закона об инсайдерской информации).

Манипулирование рынком

Статья 5 Закона об инсайдерской информации определяет манипулирование рынком путем перечисления действий, признаваемых таким манипулированием. Совершение данных действий запрещено п. 2 ст. 6 указанного Закона.

Нарушение указанного запрета может повлечь наступление уголовной и административной ответственности.

Полномочия ФСФР в сфере использования инсайдерской информации и манипулирования рынком

Закон об инсайдерской информации наделяет ФСФР широким кругом полномочий в сфере использования инсайдерской информации и манипулирования рынком (ст. 14 Закона).

Среди полномочий ФСФР представляется целесообразным выделить следующие.

1. Право издавать нормативные правовые акты (п. 4 ст. 13 и пп. 12 п. 1 ст. 13 Закона).

2. Право проводить проверки соблюдения требований рассматриваемого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов на основании жалоб (заявлений, обращений), сведений, содержащихся в средствах массовой информации, информации, предоставляемой в соответствии с Законом об инсайдерской информации и иными федеральными законами, а также в случаях обнаружения ФСФР признаков нарушения требований указанного Закона.

Проверка проводится на основании решения руководителя ФСФР.

3. Право требовать при осуществлении проверки представления необходимой информации от любого лица, которое может ей располагать, а также вызывать такое лицо для представления информации и объяснений в письменной и (или) устной форме.

4. Право требовать при осуществлении проверки от юридических и физических лиц представления осуществляемых в соответствии с внутренними документами соответствующей организации записей обмена данными, необходимыми для предотвращения, выявления и пресечения нарушений требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

5. Право выдавать юридическим и физическим лицам предписания об устранении допущенных ими нарушений требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также предписания об устранении последствий таких нарушений и (или) о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем,а также о приостановлении торговли финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

6. Право принимать решения о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или лицензий на осуществление иного лицензируемого федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков вида деятельности в случае нарушения требований рассматриваемого Закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

7. Право участвовать в рассмотрении арбитражным судом дел, связанных с применением норм и (или) нарушением требований Закона об инсайдерской информации и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

8. Право давать разъяснения по вопросам практики применения законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

9. Право обобщать и анализировать практику применения Закона, разрабатывать методические рекомендации по его применению, в том числе по расчету размера дохода или суммы убытков, которых лицо избежало в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком, а также размера возмещенияубытков, причиненных в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

Следует отметить, что ст. 15 Закона об инсайдерской информации обязывает ФСФР раскрывать информацию о наложенных административных взысканиях, о направлении предписания об устранении нарушений требований данного Закона и иных нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ним.

Ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулированием рынком

Уголовная ответственность

Закон об инсайдерской информации ввел в УК РФ новые составы уголовных преступлений: манипулирование рынком и неправомерное использование инсайдерской информации (ст. ст. 185.3, 185.6 УК РФ соответственно). Для их применения необходимо установить причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству (последние два субъекта важны применительно к ст. 185.3 УК РФ), извлечение виновным лицом излишнего дохода или избежания им убытков в крупном размере.

Крупным ущербом, равно как и крупным убытком и доходом, признается сумма, превышающая 2 500 000 руб.

Административная ответственность

Закон об инсайдерской информации ввел в КоАП РФ новые составы административных правонарушений: неправомерное использование инсайдерской информации, манипулирование рынком, нарушение требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (ст. ст. 15.21, 15.30, 15.35 КоАП РФ соответственно). Данные составы применяются, если действия виновного лица не содержат уголовно наказуемого деяния.

Законодателем установлен только нижний предел санкции для юридических лиц — не менее 700 000 руб. Верхний предел не определен, поскольку составляет сумму излишнего дохода либо сумму убытков, которых гражданин, должностное лицо или юридическое лицо избежали в результате неправомерного использования инсайдерской информации или манипулирования рынком.

Гражданско-правовая ответственность

Статья 7 Закона об инсайдерской информации предусматривает следующие гражданско-правовые последствия неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком:

— лица, которые в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком понесли убытки, вправе требовать возмещения от лиц, в результате действий которых такие убытки были причинены (п. 7 ст. 7).

Следует отметить, что при применении данной нормы, а также ст. ст. 15.21, 15.30 КоАП РФ могут возникнуть сложности доказывания размера данных убытков, по меньшей мере, до момента утверждения ФСФР методических рекомендаций по их расчету;

— совершение операций, сопровождающихся использованием инсайдерской информации и (или) являющихся манипулированием рынком, не является основанием для признания их недействительными (п. 8 ст. 7).

Исходя из последней нормы, можно сделать вывод, что к сделкам, совершенным с использованием инсайдерской информации и (или) являющимся манипулированием рынком, ст. 168 ГК РФ не применяется.

Закон об инсайдерской информации был опубликован в «Российской газете» 30.07.2010 и вступит в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки (см. подробнее ст. 27 рассматриваемого Закона).

Инсайдерская информация: ответственность за разглашение

В работе любой организации есть информация, разглашение которой может повлиять на работу организации. Доступ к таким данным имеют лишь некоторые работники компании. Их и можно назвать инсайдерами в том случае, когда они предают эту информацию общественной огласке.

Понятие

Инсайдерскую информацию можно определить как данные, не подлежащие огласке, которые могут повлиять на деятельность компании и на стоимость её активов.

Главные характеристики такой информации:

  • Отсутствие в общем доступе.
  • Обладание такой информацией даёт людям преимущество.
  • Информация касается внутреннего устройства или специфики деятельности компании.

Всё это превращает инсайдерские данные в ценность, которую хотят получить конкуренты компании.

Кто может стать инсайдером?

Обычно доступ к такой информации получают люди, связанные с ней по роду деятельности:

  • Руководители компании.
  • Финансовые службы и бухгалтерия.
  • Работники, занятые обработкой информации.
  • Банки.
  • Владельцы торговых площадок.
  • Информационные агентства.
  • Другие люди, которые по какой-либо причине получили доступ к этой информации.

Получив доступ к инсайдерской информации, каждый сотрудник компании должен понимать необходимость хранить её от посторонних лиц. Разглашение таких данных всегда наносит вред организации.

Что даёт обладание инсайдерской информацией?

Инсайдер всегда находится в преимущественном положении по отношению к другим участникам рынка, ведь на основании полученной информации он может сделать прогноз относительно будущего развития дел.

Также у инсайдера появляется возможность манипулировать процессами. Предоставление инсайдерской информации третьим лицам делает её источником заработка.

Законы РФ об инсайдерской информации

В отношении таких данных действует закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». В этом документе указаны не только понятие инсайда, но и виды данных, которые относятся к такой информации:

  • Коммерческая тайна.
  • Служебная информация.
  • Производственные данные.
  • Иная информация с ограниченным доступом.

Главная задача этого закона регулировать использование такой информации, которая может повлиять на работу финансовой сферы страны. То есть ключевым моментом здесь является понятие манипулирования рынком. К действиям такого рода относят:

  • Передачу инсайдерской информации в СМИ.
  • Её распространение по незащищённым сетям общественного пользования.
  • Другие пути распространения неправдивых данных, которые могут повлиять на действия субъектов рынка.

Учитывая это, закон предусматривает разработку мер защиты информации.

Нельзя применять инсайдерские данные для:

  • Личного обогащения.
  • Передачи людям, которые не являются инсайдерами.
  • Давать на основе этих данных рекомендации другим людям.

Соответственно, те компании, которые признаны инсайдерами согласно законодательству РФ, должны:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 450-38-95

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 317-73-96

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 600-25-34

  • Публиковать списки инсайда на своих сайтах.
  • Обнародовать такую информацию только в соответствии с требованиями 8 статьи ФЗ №224.
  • Вести журнал учёта инсайдеров и уведомлять их о включении или исключении в этот список.

Отдельно стоит учесть, что банковские работники по роду деятельности также являются инсайдерами. К таковым будут относиться:

  • Члены совета директоров.
  • Надзорные органы банка.
  • Главный бухгалтер и иные работники финансового отдела.
  • Руководитель филиала банка.
  • Иные сотрудники, имеющие возможность воздействовать на принятие решений.

Помимо самих банковских служащих к инсайдерам относятся и их родственники.

Анализ работы инсайдера

Официальное определение человека в качестве инсайдера нужно для того, чтобы остальные участники рынка могли оценивать его действия и принимать собственные решения.

Но нужно понимать, что такой анализ – не более, чем дополнительный инструмент оценки рынка. Инсайдер не гарантирует успеха тех или иных сделок.

Что делать в случае утечки данных?

В ситуации случайного разглашения некой информации, нужно:

  • Чётко определить какая информация была разглашена.
  • К каким последствиям это может привести.
  • Как можно скорее опубликовать эту информацию в открытом доступе, чтобы все участники рынка остались в равных условиях.

Важно, чтобы такое обнародование инсайдерской информации происходило только с согласия руководства компании.

Спор вокруг инсайдерской деятельности

Моральная оценка действий инсайдеров неоднозначна. Сторонники такой деятельности говорят, что это вознаграждение за скрупулёзный сбор данных, их анализ и отбор. То есть инсайд – это своего рода оплата труда.

Противники такого подхода отмечают, что эта информация даёт преимущество, а значит, нарушает принципы честной конкуренции.

Громкие случаи использования информации инсайдеров

Скандалы из-за использования таких данных происходили неоднократно. Один из крупнейших был связан с корпорацией Enron. Тогда бухгалтерия компании долгое время подделывала отчётность, в результате чего инвесторы неверно оценивали положение дел в компании. Как итог, в 2001 году многие из них обанкротились.

Этот случай не единственный, подобные махинации периодически всплывают в крупных корпорациях по всему миру.

Ответственность за незаконное использование инсайдерской информации

Нормы права охраняют такую информацию от разглашения. Поэтому за подобные действия предусмотрены несколько видов ответственности.

Административная ответственность по статье 15.21 КоАП РФ наступает в результате неправомерного использования инсайдерских данных. Физические лица за это заплатят штраф от 3 до 5 тысяч рублей, а юридические – от 30 до 50 тысяч или будут дисквалифицированы на 2 года.

Уголовное наказание назначают за использование информации в своих целях. В частности, за манипулирование рынком. Штраф в этом случае составит 300 тысяч рублей, а при крупном ущербе от действий инсайдера, его могут лишить свободы на 6 лет.

Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 224-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

Принят Государственной Думой 2 июля 2010 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах, с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, допущенных к торговле на организованных торгах, и (или) с финансовыми инструментами, цена которых зависит от финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям связанным:

1) с осуществлением Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и иными лицами, действующими от его имени, операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой в целях реализации Банком России функций по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, защите и обеспечению устойчивости рубля, обеспечению стабильности и развития финансового рынка Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

2) с осуществлением Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо финансовыми органами субъектов Российской Федерации в соответствии с законами субъектов Российской Федерации операций с финансовыми инструментами в целях управления государственным долгом;

3) с осуществлением исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований (местными администрациями) в соответствии с уставами муниципальных образований операций с финансовыми инструментами в целях управления муниципальным долгом.

4. Требования к порядку использования и защиты инсайдерской информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную и налоговую тайну, а также ответственность за нарушение указанного порядка устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Требования настоящего Федерального закона о составлении перечня инсайдерской информации, а также требования статей 8 — 11 настоящего Федерального закона не распространяются на эмитентов иностранных ценных бумаг, ценные бумаги которых допущены к торговле на организованных торгах без заключения договора между организатором торговли и таким эмитентом, исполнительные органы государственной власти иностранного государства, публично-правовые образования, органы местного самоуправления иностранного государства, которые несут от своего имени или от имени иностранного государства ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами. (Часть введена — Федеральный закон от 21.07.2014 № 218-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

1) инсайдерская информация — точная и конкретная информация, которая не была распространена (в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну) и распространение которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров (в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее — эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания) либо одного или нескольких финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров); (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

2) операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами (далее также — операции) — совершение сделок и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, а также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений) или отмена таких заявок; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

3) организатор торговли — лицо, являющееся организатором торговли в значении, определенном Федеральным законом «Об организованных торгах»; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 № 327-ФЗ)

4) предоставление информации — действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

5) распространение информации — действия:

а) направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или на передачу информации неопределенному кругу лиц, в том числе путем ее раскрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;

б) связанные с опубликованием информации в средствах массовой информации, в том числе в электронных, информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»); (В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

в) связанные с распространением информации через электронные, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»); (В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

6) товары — вещи, за исключением ценных бумаг, которые допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации или в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанных торгах;

7) иностранный эмитент — иностранная организация, заключившая договор с организатором торговли, на основании которого ценные бумаги этой иностранной организации (за исключением ценных бумаг, удостоверяющих права в отношении ценных бумаг иной организации) либо ценные бумаги иной организации, удостоверяющие права в отношении ценных бумаг этой иностранной организации, допущены к торговле на организованных торгах на территории Российской Федерации; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

8) манипулирование рынком — умышленные действия, которые определены законодательством Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком или нормативными актами Банка России, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких действий. (Пункт введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

2. Понятие «подконтрольное лицо» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». (Часть введена — Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

Статья 3. Сведения, относящиеся к инсайдерской информации

1. Юридические лица, указанные в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязаны на основании положений настоящего Федерального закона и с учетом особенностей деятельности юридического лица составлять собственные перечни инсайдерской информации. Собственные перечни инсайдерской информации указанных в настоящей части юридических лиц включают в себя в том числе инсайдерскую информацию, перечень которой утверждается нормативным актом Банка России, и утверждаются лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

2. К инсайдерской информации органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банка России относится:

1) информация о принятых ими решениях об итогах торгов (тендеров);

2) информация, полученная ими в ходе проводимых проверок, а также информация о результатах таких проверок;

3) информация о принятых ими решениях в отношении лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, о выдаче, приостановлении действия или об аннулировании (отзыве) лицензий (разрешений, аккредитаций) на осуществление определенных видов деятельности, а также иных разрешений; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

4) информация о принятых ими решениях о привлечении к административной ответственности лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 — 13 статьи 4 настоящего Федерального закона, а также о применении к указанным лицам иных санкций; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

5) иная инсайдерская информация, определенная их нормативными актами.

3. Органы и организации, указанные в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банк России обязаны утвердить нормативные акты, содержащие исчерпывающие перечни инсайдерской информации, в соответствии с методическими рекомендациями Банка России. (В редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 251-ФЗ)

4. Перечни инсайдерской информации юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4, 11 и 12 статьи 4 настоящего Федерального закона, органов и организаций, указанных в пункте 9 статьи 4 настоящего Федерального закона, Банка России подлежат раскрытию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на их официальных сайтах. (В редакции федеральных законов от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

5. К инсайдерской информации не относятся:

1) сведения, ставшие доступными неограниченному кругу лиц, в том числе в результате их распространения;

2) осуществленные на основе общедоступной информации исследования, прогнозы и оценки в отношении финансовых инструментов, иностранной валюты и (или) товаров, а также рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами.

Статья 4. Инсайдеры

К инсайдерам относятся следующие лица:

1) эмитенты, в том числе иностранные эмитенты, и управляющие компании; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

3) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

4) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товарами, получившие инсайдерскую информацию от клиентов;

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, на основании договоров, заключенных с соответствующими лицами, в том числе аудиторы (аудиторские организации), оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры), профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, страховые организации; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

6) лица, которые имеют право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, имеют доступ к инсайдерской информации на основании федеральных законов, учредительных документов или внутренних документов; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (в том числе управляющая организация, управляющий либо временный единоличный исполнительный орган), члены ревизионной комиссии юридических лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 6, 8, 11 и 12 настоящей статьи, управляющих организаций; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

8) лица, имеющие доступ к информации о подготовке и (или) направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении ценных бумаг, уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг в соответствии с главой XI1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в том числе лица, направившие в акционерное общество добровольное, обязательное или конкурирующее предложение, уведомление о праве требовать выкупа ценных бумаг или требование о выкупе ценных бумаг, банк или иная кредитная организация, предоставившие банковскую гарантию, оценщики (юридические лица, с которыми оценщики заключили трудовые договоры); (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

9) федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты (далее — органы управления государственных внебюджетных фондов), публично-правовые компании, Банк России; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

10) имеющие доступ к инсайдерской информации руководители федеральных органов исполнительной власти, имеющие доступ к инсайдерской информации руководители исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, имеющие доступ к инсайдерской информации выборные должностные лица местного самоуправления, имеющие доступ к инсайдерской информации государственные служащие и муниципальные служащие органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, имеющие доступ к инсайдерской информации работники органов и организаций, осуществляющих функции органов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, имеющие доступ к инсайдерской информации работники органов управления государственных внебюджетных фондов, имеющие доступ к инсайдерской информации служащие (работники) Банка России, члены Национального финансового совета; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

11) информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации лиц, указанных в пунктах 1, 3, 4 настоящей статьи, органов и организаций, указанных в пункте 9 настоящей статьи, Банка России; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

12) лица, осуществляющие присвоение рейтингов лицам, указанным в пунктах 1, 3 настоящей статьи, а также ценным бумагам (далее — рейтинговые агентства); (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

13) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1, 3 — 8, 11 и 12 настоящей статьи, на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с соответствующими лицами. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

Статья 5. Действия, относящиеся к манипулированию рынком

1. К манипулированию рынком относятся следующие действия:

1) умышленное распространение через средства массовой информации, информационно-телекоммуникационные сети, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц (в том числе информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»), любым иным способом заведомо ложных сведений, в результате которого цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без распространения таких сведений. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, производство, выпуск или распространение продукции зарегистрированных средств массовой информации не является манипулированием рынком независимо от их влияния на цену, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 310-ФЗ)

2) совершение операций с финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром по предварительному соглашению между участниками торгов и (или) их работниками и (или) лицами, за счет или в интересах которых совершаются указанные операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) совершение сделок, обязательства сторон по которым исполняются за счет или в интересах одного лица, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких сделок. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае, если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

4) выставление за счет или в интересах одного лица заявок, в результате которого на организованных торгах одновременно появляются две и более заявки противоположной направленности, в которых цена покупки финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара выше цены либо равна цене продажи такого же финансового инструмента, иностранной валюты и (или) товара, в случае, если на основании указанных заявок совершены операции, в результате которых цена, спрос, предложение или объем торгов финансовым инструментом, иностранной валютой и (или) товаром отклонились от уровня или поддерживались на уровне, существенно отличающемся от того уровня, который сформировался бы без таких операций. Настоящий пункт применяется к организованным торгам, операции на которых совершаются на

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *