Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности

  • автор:

Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

16.1. Сущность и методы государственного регулирования

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

• государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

• государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• налогообложение;

• лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

• выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

• прогнозирование и планирование;

• предоставление налоговых льгот;

• льготное кредитование;

• государственный (муниципальный) заказ и др.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности

В первую очередь для государственного контроля за предпринимательской деятельностью необходимо иметь какие-то показатели правомерности или неправомерности поведения предпринимателей. Такими показателями выступают нормы и нормативы, а деятельность по их установлению государством именуется государственным нормированием.

Нормы и нормативы – это правовые инструменты государственного нормирования предпринимательской деятельности, которые представляют собой разработанные заранее и утвержденные в установленном порядке величины (потребление основных фондов (амортизационные отчисления), допустимые пределы вредных выбросов в окружающую среду и т.д.).

Нормы – это простые величины (ставка рефинансирования), а нормативы – синтетические величины, т.е. определяющие сложные измерения многократными шагами (нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду – ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.).

Нормы и нормативы имеют определенных адресатов. Выделяют общие нормы и нормативы – для всех субъектов предпринимательской деятельности, и специальные – утверждаются для предпринимателей, занимающихся отдельными видами деятельности.

К числу общих нормативов можно отнести гигиенические нормативы — допустимые максимальные или минимальные количественные и (или) качественные значения показателей, характеризующих тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека (ст. 1 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). К числу специальных нормативов можно отнести нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования), которые устанавливаются Советом директоров ЦБ РФ для кредитных организаций (ст.38 Федерального закона «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10 июля 2002 г.)

В различных отраслях нормы и нормативы могут иметь различные наименования:

1) в природопользовании – лимиты. Так, согласно ст.33 ВК РФ от 3 июня 2006 г. схемы комплексного использования и охраны водных объектов должны устанавливать лимиты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности.

2) во внешнеторговой деятельности – квоты, которые представляют собой количественные ограничения на экспорт (импорт) товаров и являются мерами нетарифного регулирования внешней торговли. Квоты вводятся Правительством РФ в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст.21). При принятии решения о введении квоты Правительство Российской Федерации определяет метод распределения квоты и в соответствующем случае устанавливает порядок проведения конкурса или аукциона (ст.23).

3) в поставках товаров для государственных нужд – установленный объем поставок.

4) в ценообразовании – предельные цены, предельные коэффициенты изменения цен.

5) в финансовой сфере – ставка рефинансирования ЦБ РФ. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, в соответствии с которой Банк России осуществляет кредитование кредитных организаций. В настоящее время ставка рефинансирования составляется 11 % годовых (Указание ЦБ РФ от 11 июля 2008 г.).

Прогнозирование и программирование предпринимательской деятельности. Особенности директивного планирования деятельности казенных предприятий.

Прогнозирование и программирование (планирование) наряду с регулированием и контролем являются видами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность. Базовым нормативным актом в этой обрасти выступает Федеральный закон от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (далее – Закон). На уровне Удмуртской республики действует Закон УР 2008 г. «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики».

Прогнозирование предпринимательской деятельности является одним из направлений государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ, т.е. системы научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства (ст.1 Закона).

Правовой формой государственного прогнозирования выступают прогнозы социально-экономического развития РФ. Они разрабатываются Правительством РФ исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики (ст.2 Закона).

Прогнозы социально-экономического развития бывают краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно одновременно с разработкой проекта федерального бюджета (ст.3-5 Закона).

Программирование или планирование предпринимательской деятельности является одним из направлений государственного программирования социально экономического развития страны, т.е. деятельности по разработке и утверждению комплексной системы целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров. Предпосылкой планирования выступает прогнозирование.

Правовой формой планирования выступают программы социально-экономического развития страны, которые имеют всеобщее значение, и федеральные и межгосударственные целевые программы, которые являются прикладными детализирующими документами.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594.

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации. Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы.

Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год, представляется Правительством РФ Государственной Думе одновременно с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В перечне федеральных целевых программ указываются:

· краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указание целей, основных этапов и сроков их выполнения;

· результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

· требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;

· объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

· государственные заказчики программ (п.4 ст.5 Закона).

Примеры: Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)», Федеральная целевая программа «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 — 2014 годы)» и др.

Действующее законодательство по общему правилу не предусматривает директивного характера планирования, т.е. плановые показатели являются индикативными, а не обязательными. Участие предпринимателей в достижение плановых показателей обеспечивается экономическими мерами (государственное финансирование, налоговые льготы, бюджетные кредиты, субвенции и т.д.). Добровольное участие в ФЦП осуществляется для коммерческих организаций на основе государственного контракта, невыполнение которого влечет гражданско-правовую (имущественную) ответственность.

В законодательстве РФ сохранилось директивное планирование деятельности казенных унитарных предприятий. Ранее этот вопрос регулировался Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. «О Порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств)». В настоящее время этот документ утратил юридическую силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий».

Новое постановление Правительства РФ содержит не так много положений, касающихся планирования деятельности казенных предприятий, как постановление Правительства 1994 г. Указывается только, что предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов.

Постановление 1994 г. предусматривало, что производственно-хозяйственная деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода., за выполнением которых уполномоченный орган осуществлял контроль.

Устанавливалось, что уполномоченный орган ежегодно на основании выявляемой им потребности в продукции (работах, услугах), производимой заводом с целью обеспечения поставок для государственных нужд, выполнения государственного заказа и заключенных договоров, утверждает и доводит до завода за три месяца до начала планируемого года обязательный для исполнения и согласованный с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации план-заказ с учетом плана развития завода.

В плане-заказе должны были быть отражены основные показатели по производству продукции (работ, услуг) для государственных нужд:

· объем поставок продукции (работ, услуг) в натуральном выражении с указанием номенклатуры и ассортимента, требований, предъявляемых к качеству продукции (работ, услуг), сроков поставок, цен и условий их изменения;

· фонд оплаты труда и норматив уменьшения его при невыполнении показателей плана-заказа. Увеличение фонда оплаты труда производится за счет прибыли по нормативам, устанавливаемым уполномоченным органом;

· лимит численности работников;

· объем средств, выделяемых из федерального бюджета, и условия их предоставления.

План-заказ подлежал уточнению в месячный срок после утверждения федерального бюджета на соответствующий год (с учетом динамики цен).

Казенное предприятие по постановлению 1994 г. по согласованию с уполномоченным органом должно было разработать план развития завода, предусматривающий:

· мероприятия, необходимые для обеспечения устойчивой работы завода по выполнению плана-заказа и разрешенной самостоятельной хозяйственной деятельности;

· задания по вводу в действие и выводу производственных мощностей;

· задания по созданию и освоению новых видов продукции;

· задания по подготовке и переподготовке кадров;

· условия реализации плана развития завода, в том числе финансовые затраты и источники их покрытия.

Государственное регулирование и государственная поддержка предпринимательства

Как свидетельствует мировой опыт, экономика в любой стране не может успешно развиваться, если государство не обеспечивает надлежащих для этого условий и не беспокоится о системе защиты прав субъектов рынка. В рыночной экономике государство и бизнес не противодействуют между собой, а наоборот наибольший социально-экономический эффект достигается на основе сотрудничества, взаимопонимания решения существующих проблем. Государственное регулирование — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение намеченных целей, осуществляемых органами исполнительной управления.

Государственное регулирование предпринимательства — это влияние государства на деятельность субъектов предпринимательской деятельности и рынок для обеспечения оптимальных условий их функционирования.

Предпринимательство, как и рыночная экономика, не имеет врожденного иммунитета против монополизма, инфляции и спадов деловой активности. Предпринимательство также не может самостоятельно решать сложные региональные проблемы, возникающие под влиянием исторических, национальных, демографических и других нерыночных факторов. Для их решения требуется вмешательство государства, его соответствующая региональная политика. Следовательно, без вмешательства государства, без государственного регулирования предпринимательство никогда не сможет сделать производство экономически безопасным, гарантировать реализацию социально-экономических прав человека, выровнять структурные и региональные диспропорции, обеспечить продовольственную безопасность страны и тому подобное. Для осуществления эффективного государственного регулирования предпринимательства необходимы соответствующие механизмы.

Механизмы государственного регулирования предпринимательства — это система мероприятий, разработанных государством, с учетом требований рынка и интересов субъектов предпринимательской деятельности — правовой, финансовый, стимулирования, поддержки, содействия, контроля, а также формы и методы реализации государственного регулирования, государственные органы и фонды, призваны заниматься деятельностью субъектов предпринимательства.

Государственное регулирование предпринимательства имеет свои функции, инструменты (методы) и соответствующие органы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Факторы, влияющие на субъектов предпринимательской деятельности

Основные функции государственного регулирования предпринимательства таковы:

1) поддержка пропорциональности производства и потребления, анти циклическое регулирование;

2) поддержка и развитие конкуренции, антимонопольные меры;

3) перераспределение доходов и социальной защите предпринимателей и потребителей.

К инструментам, или методов государственного регулирования предпринимательства, относятся:

— Налогово-бюджетная система (фискальная)

— Ценовое регулирование;

— Кредитно-денежное регулирование;

— Внешнеэкономическое регулирование (таможенные пошлины, лицензии, квоты).

Органами государственного регулирования предпринимательства являются центральные органы исполнительной власти, а также местные органы исполнительной власти и органов самоуправления, которые реализуют государственную политику по регулированию, поддержки и развития предпринимательства. В частности, основным центральным органом власти по осуществлению государственного регулирования и поддержки предпринимательства и лицензирования предпринимательской деятельности является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Существуют и другие центральные органы власти, осуществляющих государственное регулирование предпринимательства, в том числе функции координатора макроэкономической политики государства в Украине выполняет Министерство экономики Украины, функции контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты субъектов предпринимательства и потребителей от его нарушений — Антимонопольный комитет Украины и др.

Цели государственное регулирование предпринимательства:

— Создание правовой базы;

— Стабилизация экономики и осуществления ее структурной перестройки, создания условий для экономического роста, сглаживание товарных и региональных диспропорций;

— Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий;

— Потребность пополнения государственного бюджета, справедливого распределения доходов;

— Обеспечение эффективности отечественного производства и деятельности субъектов бизнеса;

— Рациональное использование различных видов ресурсов;

— Обеспечение надлежащего правопорядка и национальной безопасности государства;

— Защита национальных интересов в системе международных хозяйственных связей;

— Защита окружающей среды от негативных экологических последствий (эффектов) деятельности некоторых предпринимательских структур, обеспечение населению экологической безопасности.

Государство создает общеэкономические, правовые и социальные условия, обеспечивающие нормальное функционирование предпринимательства. Она определяет и внедряет правила рынка (бизнеса) путем издания мотивированных законодательных и нормативных актов, способствующих развитию рыночной конкуренции и соблюдению этико-правовых норм бизнеса; государство контролирует выполнение этих правил; защищает права собственности и свободы хозяйственной деятельности.

Государство разрабатывает и принимает меры поощрения развития бизнеса (субсидирование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация) и административные меры наказания (штрафы, судебные иски) за несоблюдение правил бизнеса. Такими средствами государство реализует регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, поощряя одни виды деятельности путем субсидирования и удерживая другие через налогообложение. Кроме того, государство осуществляет: обеспечение кредитования, гарантирования займов, страхование производство и продажа товаров и услуг предприятиями, находящимися в государственной собственности (частично или полностью).

Государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской деятельности.

Методы государственного регулирования предпринимательства:

• экономические (косвенные)

• административные (прямые).

Экономические методы основаны на использовании различных экономических, финансовых рычагов. Это налоги, цены, кредиты, банковские проценты, экономические санкции (пеня, штрафы), целевые дотации, перераспределение доходов и ресурсов, льготы.

Административные методы осуществляются посредством принятия законодательных актов и обеспечения Их соблюдение путем контроля со стороны органов исполнительной власти в пределах своей компетенции. К административным рычагам относятся указы, приказы, постановления, инструкции, стандарты, импортные квоты, нормы, нормативы, лимиты, прямой запрет. Административные методы должны использоваться государством в том случае, когда экономические методы недостаточно эффективны при решении той или иной задачи.

Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ими организационных форм предпринимательской деятельности, равные права и создает равные возможности доступа к материально-технических ресурсов. Обеспечение материально-техническими ресурсами и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляются только при условии выполнения предпринимателем работ и поставок для государственных нужд.

Государственная политика поддержки предпринимательства — это совокупность (комплекс) приоритетных народнохозяйственных подходов и решений, которые определяют основные направления и формы правового, экономического и организационного содействия развитию предпринимательства с учетом интересов государства и субъектов хозяйствования.

Под государственной поддержкой необходимо понимать, с одной стороны, государственное регулирование этого сектора экономики, предполагает прежде всего сознательное формирование государственных структур правовых, экономических и организационных условий становления и развития предпринимательства, а с другой — создание стимулов, использование материальных и финансовых ресурсов, привлекаемых в сферу предпринимательства на льготных условиях или бесплатно.

Основными целями государственной политики поддержки предпринимательства являются:

— Обеспечение роста внутреннего валового продукта за счет деятельности субъектов предпринимательской деятельности;

— Привлечение субъектов предпринимательства к решению социально-экономических проблем на государственном и региональном уровнях;

— Совершенствование структуры субъектов предпринимательства;

— Повышение технологического уровня производства предпринимательских структур;

— Поощрение развития субъектов предпринимательской деятельности в приоритетных отраслях и на территориях приоритетного развития;

— Создание новых рабочих мест, уменьшение безработицы;

— Содействие максимальной самореализации граждан в предпринимательской деятельности;

— Формирование социального слоя собственников и предпринимателей.

Государственная поддержка предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

— Предоставляют предпринимателям земельные участки и имущество (производственные и нежилые помещения, объект незавершенного стройки, не используемое оборудование), которые необходимы для осуществления предпринимательской деятельности;

— Осуществляется первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с последующей продажей или передачей предпринимателям на условиях аренды, лизинга, кредита;

— Способствует организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания предпринимательства, подготовке и переподготовке необходимых кадров, способных эффективно хозяйствовать в рыночных условиях;

— Стимулирует с помощью экономических рычагов (целевых кредитов, налоговых льгот) разнонаправленную инновационную деятельность, освоение новых видов продукции и услуг;

— Государство берет на себя функции по созданию рыночной инфраструктуры, то есть тех институциональных структур которые могут предоставить предпринимателям сопроводительные услуги, необходимые для успешного бизнеса (биржи, банки, страховые компании, склады, оптовые рынки, ярмарки, аукционы, лизинговые компании, консалтинговые фирмы, бизнес — инкубаторы, технопарки.

Государственное регулирование предпринимательства заключается в том, что государство законодательно обеспечивает свободу конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от недобросовестной конкуренции и монополизма.

Органы государственного управления регулируют свои отношения с предпринимателями, используя налоговую, финансово-кредитную и ценовую политику; государственное имущество и систему резервов; социально-экономические и другие нормы и нормативы; научно-технические, экономические и социальные долгосрочные программы; договоры (контракты) на выполнение работ и поставок продукции для общегосударственных нужд.

Обеспечение реализации государственной политики по регулированию предпринимательства осуществляется в соответствии со своей компетенцией на общегосударственном уровне Украинский фонд поддержки предпринимательства, на региональном уровне — региональные фонды поддержки предпринимательства на местном уровне — местные фонды поддержки предпринимательства.

Регулируемая деятельность

Смотреть что такое «Регулируемая деятельность» в других словарях:

  • Регулируемая деятельность в сфере ЖКХ — Регулируемая деятельность деятельность в сфере производства товаров, работ и услуг жилищно коммунального назначения, а именно: деятельность по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; деятельность по водоснабжению … Официальная терминология

  • Деятельность в электроэнергетике регулируемая — регулируемая деятельность деятельность в сфере электроэнергетики, в рамках которой расчеты за поставляемую продукцию (услуги) осуществляются по ценам (тарифам), которые в соответствии с Федеральным законом Об электроэнергетике подлежат… … Официальная терминология

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Философская, социологическая и психологическая категория; явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками: взаимодействие человека с окружающей действительностью, в процессе которой человек сознательно и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Деятельность в Антарктике — 4) деятельность в Антарктике любая деятельность, осуществляемая российскими гражданами, российскими юридическими лицами в Антарктике и регулируемая международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими… … Официальная терминология

  • Деятельность — динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность. Объектами криминалистических исследований являются преступная Д. и Д. по раскрытию и расследованию… … Криминалистическая энциклопедия

  • Регулируемая цена — (тариф) – цена товара, услуги, складывающаяся на товарном рынке при прямом государственном воздействии на эту цену, в том числе путем установления ее фиксированной величины. Временные правила работы ФОРЭМ. Утверждены ФЭК РФ 31.07.1996 г.… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • деятельность (1) — специфическая человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью. Направлена на познание, творческое воспроизведение и преобразование внешнего мира … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Нравственная деятельность — деятельность, исходящая и соответствующая нравственным законом и принципам, регулируемая и саморегулиремая ими. Мотивы такой деятельности носят только высоконравственный характер. Нравственная деятельность не может возникать ни из какого другого… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Фантазия деятельность воображения — деятельность воображения, отличающаяся наибольшей отрешенностью от условий действительности. Фантазия называется иногда воображением построительным в отличие от воспроизводительного, состоящего главным образом в воссоздании пережитого.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • практическая деятельность (практика) — Любая деятельность человека, при осуществлении которой вводятся дополнительные источники облучения или создаются дополнительные пути облучения, либо увеличивается число людей, подвергающихся облучению, либо изменяется структура путей облучения от … Справочник технического переводчика

  • 16.1. Сущность и методы государственного регулирования
  • 16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства
  • 16.3. Способы государственного регулирования ценообразования
  • Контрольные вопросы
  • Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

    16.1. Сущность и методы государственного регулирования

    Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

    Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

    Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

    1) охрана окружающей среды;

    2) выравнивание экономического цикла;

    3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

    4) защита жизни и здоровья граждан;

    5) поддержка конкуренции на рынке;

    6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

    7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

    Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

    Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

    1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

    • государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

    • государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    • налогообложение;

    • лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

    • выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

    2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

    • прогнозирование и планирование;

    • предоставление налоговых льгот;

    • льготное кредитование;

    • государственный (муниципальный) заказ и др.

    16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

    Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

    Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

    • налогового контроля;

    • валютного контроля;

    • бюджетного контроля;

    • банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

    • транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

    • государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

    • государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

    • таможенного контроля;

    • иммиграционного контроля;

    • лицензионного контроля;

    • контроля безопасности при использовании атомной энергии;

    • контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

    • санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

    • контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

    • оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

    • государственного метрологического контроля (надзора).

    Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

    1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

    2) наименование органа государственного контроля (надзора);

    3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

    4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

    5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

    6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

    7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

    Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

    Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

    Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

    Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые, так и внеплановые проверки.

    В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

    Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

    Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

    1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

    3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

    Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

    По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

    В акте указываются:

    1) дата, время и место составления акта;

    2) наименование органа государственного контроля (надзора);

    3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

    4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

    5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

    6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

    7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

    8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

    9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

    К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

    Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

    В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

    Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

    Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

    При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

    При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

    В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

    Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

    Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

    Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:

    1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

    2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

    4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

    5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

    7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

    8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

    9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

    16.3. Способы государственного регулирования ценообразования

    Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

    В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

    Под свободной (рыночной)ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ.

    Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

    В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

    В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

    Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

    Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

    В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

    Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

    Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

    Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

    Способами прямого регулирования ценообразованияявляется установление:

    1) фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

    2) предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

    3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

    4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

    5) предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

    6) гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

    В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразованияследует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

    Контрольные вопросы

    1. Обоснуйте необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    2. Перечислите задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.

    3. Какие вы знаете методы государственного регулирования предпринимательства?

    4. Охарактеризуйте сущность и порядок проведения государственного контроля.

    5. Какие вы знаете способы государственного регулирования ценообразования?

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *