Нарушения прав человека

  • автор:

Конвенциональный механизм международной защиты прав человека в системе ООН



Международная защита прав человека является одной из наиважнейших отраслей международного публичного права. В рамках данной отрасли постоянно происходит разработка и принятие международных соглашений в сфере защиты прав человека, обозначенных в признанных международным сообществом документах. Несмотря на то, что процесс формирования материально-правовых международных норм, затрагивающих содержание прав и свобод человека, а также их гарантий, стоит считать завершенным, на современном этапе своего развития универсальная правозащитная система требует повышения эффективности деятельности ее механизмов, функционирующих на основе уже сформированной международно-правовой базы. В зависимости от оснований создания, международные органы, осуществляющие защиту прав человека, делятся на:

  1. Органы, созданные международными организациями. Спецификой деятельности такого рода органов является то, что их решения имеют, как правило, рекомендательный характер и обеспечиваются лишь авторитетом самих организаций. Такими организациями, в частности, являются Совет ООН по правам человека, управление Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, Международная организация труда и так далее.
  2. Конвенциональные органы, созданные на основе международных договоров. Таковыми являются: Комитет по правам человека ООН (действует на основе Пакта о гражданских и политических правах 1966 года), Европейский суд по правам человека (осуществляет свою деятельность на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года), Комитет по правам ребенка (основанный соответственно на основе Конвенции о правах ребенка 1989 года). (ссылка)

В свою очередь, конвенционные органы в зависимости от характера своей деятельности и юридической природы решений подразделяются на судебные и несудебные (квазисудебные). В первом случае речь идет о Европейском суде по правам человека, Межамериканском суде по правам человека и других судебных органах регионального значения (как можно заметить, на универсальном уровне судебного органа по защите прав человека не предусмотрено).Во втором случае под конвенциональными судебными органами подразумеваются конвенционные несудебные органы, функционирующие в системе ООН. Большинством авторов механизм международной защиты прав человека рассматривается как система международных (межгосударственных) органов и организаций, действующих с целью обеспечения международных стандартов прав и свобод человека либо их восстановления в случае нарушения. Например, Б. Петранов к международным механизмам защиты прав человека относит

  1. Международные органы, действующие в рамках соглашений по правам человека. Вышеуказанные учреждения состоят из независимых экспертов либо представителей национальных правительств и принимают рекомендации общего характера.
  2. Международные внесудебные органы, осуществляющие контроль за соблюдением соглашений по правам человека. В данные органы включаются экспертов, являющихся специалистами в области международного публичного права. Подобными органами принимаются конкретные рекомендации, обязательность исполнения которых базируется на моральном авторитете международного органа.
  3. Международные юрисдикционные органы несудебного или судебного характера по защите прав человека, выносящие обязательные для исполнения решения.

Рассмотрение системы международных органов как основного и даже единственного условия функционирования механизма защиты прав человек на международном уровне существенно сужает понимание данного явления. Говоря об устоявшейся системе, необходимо учитывать множественность и комплексность соответствующих компонентов. Отталкиваясь от такого подхода, конвенционным механизмом международной защиты прав человека в системе ООН можно считать деятельность созданных на основе международных соглашений договорных (конвенционных) органов в системе Организаций Объединенных Наций, применяющих соответствующие внесудебные (квазисудебные) процедуры при рассмотрении жалоб или сообщений о нарушениях прав человека.

Не претендуя на исчерпывающий анализ такого понятия как «механизм», который, к слову, применяется крайне часто отечественными учеными по отношению к правам человека можно определить следующие основные элементы конвенционального механизма защиты прав человека в системе ООН: международное соглашение, международный орган и процедура рассмотрения жалоб по вопросам нарушения прав человека. Соответственно, признаками конвенционального механизма защиты прав человека в системе ООН являются:

А) создан путем принятия и ратификации подписания того или иного международного договора

Б) действует в системе Организаций Объединенных Наций на универсальном уровне

В) применяется специфическая внесудебная процедура рассмотрения жалоб относительно нарушений прав человека

Г) факультативный характер решений комитетов в делах о нарушениях прав человека.

Как было отмечено, в основе деятельности такого рода международных органов находится предметный международный договор, регулирующий порядок защиты отдельных групп прав человека или отдельных групп людей и накладывающий на государства, официально признавшие документ обязательства по защите и поощрению прав и свобод. В международном договоре содержатся не только материальные нормы, но также и процессуальные положения, определяемые отдельным факультативным приложением (протоколом). Основная идея механизма рассмотрения жалоб в рамках договоров по правам человека состоит в том, что любой человек может подать жалобу против государства-участника, которое, по его мнению,, нарушило права, защищаемые договором, в орган экспертов, осуществляющий мониторинг за соблюдением условий договора. Взаимоотношения частных лиц с международными органами составляют институциональный и связанный с ним процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН. Органы, созданные в соответствии с международными соглашениями, так называемые «договорные органы» (treaty bodies) или же в нашем случае «конвенционные органы» (conventional bodies), является обычно комитетами, состоящими из независимых экспертов, которые отбираются государствами-участниками, подписавшими соответствующий договор. К функциям подобных комитетов относятся мониторинг соблюдения государствами-участниками прав, защищаемых договорами, и вынесения решений по жалобам против этих государств. В механизмах деятельности комитетов имеются определенные различия, однако порядок их функционирования очень похож. В случае соблюдения условий приемлемости существует возможность принятия и рассмотрения индивидуальных жалоб либо сообщений частных лиц в такого рода комитеты.

Процедурный аспект конвенционного механизма международной защиты прав человека в системе ООН предусматривает наличие определенного алгоритма действий, который должен осуществить заявитель, желающий, чтобы его жалобы была рассмотрена и удовлетворена. Так, жалоба, на основе одного из указанных договоров, может быть подана только против государства, и удовлетворять таким главным условиям, как:

− во-первых, государство должно являться участником соответствующего договора

− во-вторых, государством-участником должна быть признана компетенция того или иного органа принимать и рассматривать жалобы. Любой гражданин может подать в комитет жалобу против государства в соответствии с установленным порядком. Данный порядок содержит преимущественно одинаковые для подачи в любой из комитетов ООН жалобы о нарушении конвенционного права. Универсальность такого порядка можно проиллюстрировать на примере порядка обращения с жалобами в комитет по правам человека, что определяется Факультативным протоколом к Пакту о гражданских и политических правах от 1966 года. Так, протоколом предусмотрены такие условия обращения в Комитет как:

1) обращаться в Комитет могут только лица, являющиеся гражданами государств, ратифицировавших Пакт о гражданских и политических правах от 1966 года и факультативный протокол к нему

2) нарушения должно касаться гражданских и политических прав, защищаемых данным Пактом.

3) жалоба может быть принята Комитетом к рассмотрению лишь при условии, что исчерпаны все способы защитить нарушенное право на национальном уровне.

4) обращение не может быть принято к рассмотрению, если оно подано анонимно либо является проявлением злоупотребления правом на обращение.

Непосредственно сама процедура подачи соответствующих жалоб не является сложной или запутанной, а соответствующие инструкции размещены в открытом доступе. Конечный этап деятельности комитетов характеризуется принятием решения в деле, которое одновременно отсылается заявителю и государству-ответчику. Один и более членов комитета могут высказать отдельную позицию по решению, если они пришли к выводу, отличному от заключения большинства. Текст окончательного решения по сути дела либо решения о неприятии должен быть опубликован на соответствующем веб-сайте комитета в каталоге «Иные решения». Сами решения комитета нельзя обжаловать-как правило, данное решение является окончательным Процедурный характер деятельности конвенциональных органов предусматривает и соответствующие формы влияния на государство-нарушителя. Решения комитета являются авторитетным толкованием рассматриваемого договора. Они содержат рекомендации для государства-ответчика, но не являются юридически обязывающими для государств. Все комитеты разработали процедуры контроля за тем, выполняют ли государства-участники данные ими рекомендации. Если тем или иным комитетом делается вывод о том, что имело место нарушение договора, государству предлагается в течение определенного времени предоставить информацию о мерах, предпринятых для исполнения рекомендаций. Одновременно большое количество предоставленных государствами докладов на фоне увеличения количества участников договора о правах человека усиливают кризис в деятельности комитетов. Игнорирование государствами обязанности предоставлять доклады и дублирования, длительный процесс рассмотрения жалоб, право государств-участников конвенции не признавать юрисдикцию того или иного комитета, отсутствие в отдельных конвенциях механизма подачи жалоб от граждан либо государств — это те проблемы, которые требуют скорейшего решения. Учеными-международниками, да и самими комитетами активно обсуждаются пути реформирования конвенциональных органов в системе ООН. В связи с этим Верховный комиссар ООН по правам человека внес предложение (A/59/2005/Add.3) о создании единого постоянного договорного органа, который возьмет на себя функции восьми действующих комитетов. Создание такого органа Верховный комиссар ООН по правам человека считает возможным только в том случае, если конвенционные органы в нынешнем виде научатся работать как единая система. В 2006 году предложение Верховного комиссара по правам человека получила развитие в ходе международной встречи в рамках ООН, итогом которой стало принятие концептуального документа № HRI/MC/2006/2. В этом документе обговаривается возможность создания единого договорного органа, который будет действовать на постоянной основе, в связи с чем он станет более доступным для заявителей и сможет быстрее реагировать на грубые нарушения прав человека. Предусматривается, что новый орган будет иметь гибкость, достаточную для разработки новых подходов в защите прав человека и сможет обеспечить надлежащее участие в этом процессе гражданского общества и партнеров ООН.

В завершение хотелось бы отметить, что Российская Федерация является участников всех международных соглашений в сфере защиты прав человека. Это означает, что решения конвенциональных органов должны исполняться нашей страной, однако их реализация находится исключительно во внутриполитической компетенции по причине отсутствия юридических механизмов их применения в национальном праве. Однако отсутствие в международном праве норм, которые бы четко и исчерпывающе указывали на требования, предъявляемых для исполнения решений комитетов, не являются основанием для игнорирования данных решений согласно принципу pacta sunt servant и такая ситуация составляет сегодня актуальную проблему для отечественной науки международного права.

Литература:

Конвенционные органы в системе защиты прав человека: некоторые проблемы и пути их решения

Подробности Ижиков М.Ю. Опубликовано: 06 Май 2013

Система международных институтов защиты прав человека сложилась во второй половине XXвека и охватывает три наиболее важных подсистемы: 1) комитеты, учрежденные универсальными конвенциями по защите прав человека (далее – конвенционные органы), 2) органы, учрежденные ООН в целях содействия защите прав человека, и 3) региональные международные суды по правам человека.

Конвенционные органы включают восемь комитетов: Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет против пыток, Комитет по правам ребенка, Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также Комитет по правам инвалидов.

Все перечисленные комитеты, являясь элементами одной подсистемы, обладают одинаковой юридической природой и характеризуются схожими признаками. Комитеты представляют собой независимые экспертные органы, учрежденные в целях контроля за выполнением участниками соответствующих конвенций принятых на себя обязательств. Комитеты состоят из экспертов, избираемых государствами-участниками тайным голосованием из списка кандидатов. Эксперты должны обладать высокими моральными качествами и признанной компетентностью в области прав человека. Одно государство может выдвинуть из числа своих граждан, как правило, не более одного кандидата. При назначении экспертов учитывается справедливое географическое распределение, представительство разных форм цивилизации и правовых систем. Число экспертов варьируется, в зависимости от комитета, от 10 до 23 человек. Срок полномочий экспертов составляет 4 года. Государства-участники представляют комитетам в виде докладов информацию о том, какие меры ими принимаются для выполнения своих обязательств по конвенции и с какими трудностями государства при этом сталкиваются. Доклады представляются на периодической основе с интервалом, в зависимости от конкретного конвенционного органа, от двух до пяти лет, а также по требованию комитета. Комитеты изучают представленные доклады и направляют государствам свои замечания, комментарии, запросы о представлении дополнительных сведений. Государства вправе указывать свои замечания и комментарии относительно выводов комитета. Комитеты формируют свои периодические доклады, представляют их Генеральной Ассамблее ООН, в них приводится описание выполнения Конвенции, формулируется мнение и рекомендации комитета. Большинство комитетов имеет правоспособность рассматривать жалобы о нарушении государством-участником своих обязательств по соответствующей Конвенции. Такие жалобы могут подавать государства, лица и группы лиц.

Говоря о системе конвенционных органов в целом, можно отметить, что она добросовестно выполняет свои функции. Комитеты готовят глубокие и подробные доклады, в которых рассматриваются многие важные вопросы. Комитеты применяют одинаковые стандарты требований ко всем государствам вне зависимости от геополитического влияния последних. В докладах комитеты отмечают позитивные аспекты, указывают на факторы и трудности, препятствующие осуществлению той или иной конвенции, делают государствам рекомендации.

Общая слабость конвенционных органов состоит в том, что государства-участники могут подписать конвенцию, но не признать юрисдикцию Комитета по рассмотрению жалоб в отношении данного государства. Кроме того, государства сравнительно редко используют процедуру подачи жалоб против других государств.

Подача индивидами жалоб на действия государств также связана с определенными трудностями. Рон МакКаллум, председатель Комитета по правам инвалидов, пояснил это на примере вверенного ему органа. Данный Комитет учрежден Факультативным протоколом к Конвенции о правах инвалидов, и заявители могут в него жаловаться только по поводу тех нарушений, которые произошли после ратификации данным государством Факультативного протокола. Кроме того, индивид должен исчерпать все внутренние средства защиты права. После поступления жалобы в Комитет начинается долгая процедура, включающая диалог с государством, и только после этого могут быть приняты какие-либо рекомендации. С учетом всех трудностей господин МакКаллум рекомендует индивидам отстаивать права в рамках своего государства и называет это «намного лучшим направлением действий».

Во второй половине XX века количество конвенционных органов выросло, как и их членский состав. К сожалению, многие государства-участники вообще не предоставляют докладов, другие же делают это с большим опозданием. Поэтому ряд договорных органов идет на уступки и принимает к рассмотрению «объединенные» доклады: в них содержится информация не за 2-4 года, а за 8 и более лет. По состоянию на начало 2006 г. только 8 из 194 государств, участвующих в договорах по правам человека, полностью выполнили свои обязательства по предоставлению докладов. Остальные не представили в общей сложности 1442 доклада договорным органам. Конвенционные контрольные органы не могут заставить государства надлежаще выполнять свои обязанности. Ежегодно растет число ратификаций к международным договорам о правах человека, в результате растет и число непредставленных докладов.

Комитеты не обходят вниманием эту важную проблему. Специальное правило предусмотрено, например, Комитетом по ликвидации расовой дискриминации: на каждой сессии Комитет оповещается обо всех случаях неполучения докладов или дополнительной информации, предусмотренных в статье 9 Конвенции. В таких ситуациях Комитет направляет соответствующему государству-участнику напоминание. Если после такого напоминания доклад или информация не предоставляются, информация об этом включается в ежегодный доклад Комитета. Если по итогам рассмотрения докладов и информации Комитет решит, что некоторые обязательства государства-участника не были им выполнены, он делает этому государству предложения и дает рекомендации.

В 2006 году на срок от 10 лет и выше представление докладов Комитету по ликвидации расовой дискриминации задержали 14 государств (Сьерра-Леоне, Либерия, Сомали, Папуа Новая Гвинея, Эфиопия, Конго, Мальдивские Острова, Афганистан и т.д.). Не менее чем на пять лет просрочили представление докладов 32 государства (Монако, ОАЭ, Болгария, Сербия, Пакистан, Перу, Ирак, Куба, Уругвай, Мальта и т.д.). В ответ на это Комитет принимает меры, которые, по сути, представляют собой увещевание государств-деликвентов. Комитет вынужден рассматривать соблюдение Конвенции в этих государствах по ранее представленным ими докладам, по первоначальному докладу, по информации, полученной иными органами ООН от этих государств, или по информации от самих органов ООН. В своих решениях по таким ситуациям Комитет обычно постановляет рассылать обращения или просит об этом Председателя.

К следующим сессиям Комитета в 2008 году ситуация с докладами только ухудшилась. Предоставление докладов на серьезные сроки задержало 47 государств, в том числе на срок десять и более лет — 17 государств. В ответ на это Комитет вновь просит представить доклады и дает новые сроки, а государства дают новые обещания.

Аналогичная ситуация характерна и для других комитетов, в том числе для Комитета против пыток. К 2008 году многие государства серьезно просрочили представление докладов этому органу. Первоначальные доклады не представили 37 государств, вторые периодические доклады – 59 государств, третьи – 52 государства, четвертые – 48, пятые – 33, в том числе РФ. Есть государства, которые просрочили не один доклад, а несколько.

Самый высокий процент государств-участников, опаздывающих с предоставлением докладов, наблюдается в Комитете по экономическим, социальным и культурным правам. Комитет понимает, что ситуация с непредставлением докладов подрывает процедуру контроля и одну из важнейших основ Пакта. В сложившихся обстоятельствах Комитет рассматривает ситуацию с правами человека даже в отношении тех стран, которые существенно просрочили представление докладов, отталкиваясь при этом от любой доступной информации.

Кроме того, как отмечается в литературе, конвенционные органы в своей работе дублируют друг друга: государства часто получают запросы от разных органов по одним и тем же вопросам. Нередко комитеты выносят противоречащее друг другу заключения и рекомендации, нарушая тем самым единообразное толкование норм и принципов международного права.

Осознавая недостаточность своих возможностей для надлежащего воздействия на государства, комитеты стараются выработать более действенные механизмы. Например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации принял Руководящие принципы, касающиеся процедур раннего предупреждения и незамедлительных действий. Главная цель этого документа – предотвращение нарушения прав человека посредством превентивных мер. В рамках превентивных мер Комитет может: а) обратиться к государству-участнику с просьбой в срочном порядке предоставить информацию о рассматриваемой ситуации; б) обратиться в Секретариат с просьбой собрать информацию о рассматриваемой ситуации у отделений на местах Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, специализированных учреждений ООН, национальных правозащитных учреждений и неправительственных организаций; в) принять решение, в котором выражены конкретные озабоченности и приведены рекомендации в отношении действий, и препроводить его государству, определенным должностным лицам и организациям; г) предложить направить в соответствующее государство одного или нескольких членов Комитета для содействия применению международных стандартов или технической помощи для учреждения национальной правозащитной инфраструктуры; д) рекомендовать государству воспользоваться консультативными услугами и технической помощью Управления Верховного комиссара ООН по правам человека.

Из описанной системы превентивных мер видно, что ни одна из них не порождает обязательных юридических последствий для государства-деликвента.

Еще одним инструментом влияния на государства, получившим развитие в практике конвенционных органов, стали замечания (рекомендации) общего порядка. Эти замечания представляют собой авторитетное толкование положений соответствующих конвенций, которое помогает государствам лучше уяснить и исполнять принятые обязательства. Природа и назначение этих замечаний претерпели изменения. Сначала они были лишь средством для выражения критических суждений по поводу докладов государств. Позже эти замечания перестали быть лишь попыткой убедить государства соблюдать свои обязательства. Сегодня замечания общего порядка — это важное средство развития правовых норм. Они стали самостоятельным юридическим инструментом. Иногда их даже уподобляют консультативным заключениям международных судов. Однако указанные замечания ограничены в двух смыслах: 1) они являются результатом согласования между членами Комитета, поэтому они не всегда отличаются четкостью и практической полезностью; 2) члены комитетов не уполномочены принимать юридически обязательные акты толкования, поэтому замечания не являются юридически обязательными.

Согласно параграфу 4 ст. 40 Международного пакта о гражданских и политических правах, Комитет представляет доклады и замечания общего порядка, какие сочтет необходимыми. В практике Комитета такие замечания представляют собой своеобразный толковый словарь для положений Пакта. К замечаниям общего порядка предъявляются некоторые требования: 1) они должны способствовать сотрудничеству государств в надлежащем выполнении Пакта, 2) привлекать внимание государств-участников к обстоятельствам и условиям, которые должны улучшить механизм представления докладов и реализации положений Пакта; 3) стимулировать деятельность государств и международных организаций в области поддержки и защиты прав человека. Сам Комитет утвердил в своей работе принцип, что замечания общего порядка будут касаться: 1) мониторинга исполнения государствами своих обязанностей по представлению докладов; 2) степени и методов имплементации прав, предусмотренных Пактом; 3) толкования и применения положений Пакта; 4) методов сотрудничества между государствами, направленного на обеспечение полного выполнения требований Пакта.

Международный пакт о гражданских и политических правах не дает ответа на вопрос о том, вправе ли Комитет давать толкование Конвенции. Такое полномочие Комитета прямо Пактом не предусмотрено. Кроме того, если исходить из наличия у Комитета права на толкование, остается не ясным, до каких пределов это толкование может осуществляться. Хорошо известно, насколько трудно отличить толкование права от формулировки новой правовой нормы. Комитет не имеет нормотворческих функций, однако юридический формат замечаний общего порядка также не определен. Поэтому существует вероятность того, что Комитет, делая замечания общего порядка, может формировать правила, не предусмотренные Пактом. Примером расширительного толкования, данного Комитетом, является вопрос о праве на жизнь. Говоря об этом праве, Комитет отметил в 1982 году, что статья 6 Пакта часто толкуется слишком узко: на самом деле она устанавливает не только обязанность уважать право на жизнь, но также и обеспечивать его. В связи с этим Комитет указал, что государства-участники обязаны принимать надлежащие позитивные меры, в том числе в отношении смертности новорожденных, искоренения голода и эпидемических заболеваний.

Другой пример расширительного толкования, данного Комитетом по правам человека, был связан с понятием дискриминации. Комитет отметил, что Пакт не содержит определения этого термина, и, опираясь на Конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенцию о ликвидации дискриминации в отношении женщин, сформулировал свое определение дискриминации для целей Пакта. Чрезвычайно важным стало замечание общего порядка № 32, касающееся статьи 14 Пакта. В нем Комитет обосновал идею о том, что когда бы государство ни заставляло гражданское лицо предстать перед военным или иным специальным трибуналом, государство обязано не только предложить данному лицу все условия для надлежащего судебного разбирательства, предусмотренные ст. 14 Пакта, но и обосновать, почему гражданское лицо предстает перед военным судом.

Замечания общего порядка, формулируемые Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам – это наиболее важный вклад в развитие основных положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Большинство из таких замечаний содержит подробный анализ отдельных обязательств. Посредством замечаний общего порядка Комитет стремится: 1) сделать доступным для государств-участников опыт, полученный при изучении государственных докладов, поскольку это способствует дальнейшей реализации положений Пакта; 2) привлечь внимание государств к недостаткам, выявленным большим числом докладов; 3) предложить варианты усовершенствования процедуры представления докладов; 4) стимулировать деятельность государств, международных организаций и специализированных органов, направленную на эффективное и полное воплощение прав, предусмотренных Пактом. При этом Комитет признает, что он может пересматривать и обновлять свои замечания.

Еще один важный канал влияния конвенционных органов на государственные институты защиты прав человека – это рассмотрение жалоб индивидов на нарушения государствами положений соответствующих конвенций. По итогам рассмотрения жалоб комитеты нередко признают факт нарушения государствами международных обязательств по защите прав человека и предписывают деликвентам совершить определенные действия для защиты жертвы. В связи с этим большой теоретический и практический интерес представляет вопрос о характере и видах предписаний, адресуемых государствам в подобных ситуациях.

Так, Комитет по правам человека, созданный, в соответствии с Международным Пактом о гражданских и политических правах 1966 г., делает очень специфичные рекомендации государствам. Такие рекомендации включают различные меры: выплату компенсации, обеспечение публичного расследования и преследования, проведение правовых реформ, восстановление личной свободы, трудоустройства, собственности, предоставление медицинского ухода.

В деле Baboeramandothersv. Surinam Комитет по правам человека вынес решение против государства и указал, что Суринам должен провести надлежащее расследование по выявленным фактам, привлечь виновных лиц к ответственности перед судом, выплатить компенсацию выжившим семьям и обеспечить полную защиту права на жизнь в этой стране.

В деле Реймонд Персо и Рамперсо против Гайаны Комитет пришел к выводу о нарушении государством статей 6, 7, 9, 17 Пакта. Комитет указал, что в связи с этим государство должно предоставить жертве эффективное средство правовой защиты, включая информацию о месте захоронения ее сыновей, и компенсацию за перенесенные ею душевные страдания. Комитет также отметил, что государство-участник обязано предупредить рецидивы таких нарушений в будущем.

Рассмотрев дело WillardCollinsv. Jamaica, Комитет по правам человека пришел к выводу, что Ямайка нарушила статьи 7 и 10 Пакта. Из данного факта Комитет сделал два вывода. Во-первых, государство должно прекратить нарушение права, не допускать его в будущем, обеспечить заявителю надлежащее обращение в соответствии со статьей 10 Пакта. Об этих мерах государство должно уведомить Комитет. Во-вторых, нарушенные права заявителя должны быть защищены надлежащим способом.

Аналогичные средства защиты прав используют и другие конвенционные органы. Комитет против пыток, изучив заявление Али Бен Салема, поданное против Туниса, признал факт нарушения Конвенции, призвал государство завершить судебное расследование по фактам, на которые ссылался заявитель, в целях судебного преследования виновных лиц. Комитет предложил Тунису в течение 90 дней сообщить о принятых мерах, в том числе о возмещении ущерба заявителю.

Однако не всегда конвенционные органы берут на себя смелость формулировать подробные рекомендации государствам о способах восстановления прав жертвы. Например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, рассмотрев дела Драган Дурмич против Сербии и Черногории, Мохаммед Хасан Гелле против Дании, только признал факт нарушения Конвенции в обоих случаях, каких-либо подробных указаний об исправлении ситуации не вынес.

Исследуя механизм воздействия конвенционных органов на внутригосударственные институты, необходимо иметь в виду, что комитеты выполняют квазисудебную функцию. Их деятельность носит экспертный характер: оценив ситуацию, комитеты дают ей профессиональную оценку и формулируют рекомендации, призванные помочь как государству, так и жертве. С точки зрения исполнения решений, особенность этой системы состоит в том, что она не предусматривает принятия юридически обязательных актов. Решения конвенционных органов – это лишь рекомендательные мнения, и государства-участники ими юридически не связаны. Думается, что указанная особенность не всегда является недостатком данной системы. Не боясь получить жесткие и обязательные предписания, государства могут с большей готовностью участвовать в процедуре рассмотрения индивидуальных жалоб, представлять больший объем информации и в результате вырабатывать приемлемые решения проблем.

Конвенционные органы не ограничиваются формальным выполнением возложенных на них функций, а стараются использовать все доступные возможности для влияния на государства в целях более полной и эффективной защиты прав человека.

Например, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин постоянно выражает свою озабоченность количеством и широтой оговорок, сделанных государствами к Конвенции. Комитет просит соответствующие государства, чтобы они в своих периодических обзорах отражали информацию о своих оговорках, объясняли, к каким статьям Конвенции они относятся, почему они необходимы, какой именно эффект они оказывают для национального права и политики, а также рассказывали о том, как они планируют сокращать сферу действия оговорок. Благодаря активности Комитета государства стали применять практику возражения против оговорок других государств.

Так, Швеция возражала против оговорки Сингапура, который указал, что не будет применять статьи 2, 16 Конвенции в тех случаях, когда они будут несовместимы с нормами религии. Швеция отметила, что такое заявление подрывает предмет и цели Конвенции. Комитет постоянно осведомляется у государств по поводу действующих оговорок.

Комитет по правам человека представляет Генеральной Ассамблее ООН ежегодные доклады. В них он разъясняет методы и сферу имплементации обязательств государств по Пакту. Выполняя эту функцию, Комитет фактически осуществляет толкование Пакта. Хотя такое толкование не является юридически обязательным для государств-участников, несомненной является его роль в формировании единообразного понимания прав человека. Точка зрения Комитета в большой степени влияет на деятельность государств. При этом следует отметить важность процесса обсуждения докладов государств-участников. Его ход фиксируется в докладе Комитета. Отдельные члены Комитета задают вопросы, требуют разъяснений, привлекают внимание государств к каким-то проблемам. Такое обсуждение эффективно влияет на методы имплементации положений Пакта. Эта процедура помогает учитывать политические, экономические, социальные и культурные условия конкретного общества, в котором реализуется Пакт.

Для повышения эффективности своего воздействия на государства Комитет против пыток принимает важные меры:
утверждает ясные и подробные правила процедуры, назначает межсессионных докладчиков и докладчиков по отдельным государствам, делает четкие комментарии по государственным докладам, участвовал в процессе принятия Факультативного протокола к Конвенции против пыток, сотрудничает с другими институтами.

Процедуры, выработанные Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам сделали его открытым для гражданского общества. С 1993 года он определил порядок участия неправительственных правозащитных организаций в его работе, в том числе в процессе принятия замечаний общего порядка. От такого участия Комитет только усиливает свое влияние на государства. Комитет периодически призывает государства-доноры увеличивать их расходы на помощь в развитии экономических, социальных и культурных прав и поощряет государства, показывающие хорошие показатели в этой сфере. Комитет уделяет много внимания уязвимым категориям населения: он делает рекомендации по поводу упразднения дискриминации иммигрантов и беженцев на рабочих местах, ратификации соглашений, защищающих коренные народы и племена, а также относительно образования на языке меньшинств и иммигрантов.

В системе конвенционных органов многие исследователи видят большой потенциал. В литературе отмечается, что они способны влиять на формирование нового мягкого права и оказывать значимую поддержку процессу развития и укрепления норм обычного международного права.

В то же время более эффективному взаимодействию конвенционных органов с государственными институтами мешают описанные выше проблемы. Надо признать, что те средства, которые конвенционные органы вырабатывают для преодоления проблем, недостаточны. Кризис системы конвенционных органов усугубляется пропорционально количеству непредставленных докладов и увеличению числа договоров о правах человека. Игнорирование государствами обязанности представлять доклады, дублирование и противоречия в работе комитетов, длительность процедур рассмотрения жалоб, право государств-участников конвенций не признавать юрисдикцию комитетов, отсутствие в некоторых конвенциях механизма подачи жалоб от индивидов или государств – это те проблемы, которые требуют скорейшего решения.

В связи с этим на международном уровне звучат различные предложения по реформированию системы конвенционных органов. Одни ученые предлагают наделить все комитеты правом получения и рассмотрения жалоб от индивидов и государств. Другие выражают желание, чтобы государства в своих докладах обозначали минимальные стандарты реализации каждого права, предусмотренного той или иной конвенцией, а также освещали положение уязвимых социальных групп. Такой подход, по их замыслу, сделает доклады более эффективными, избавит их от абстрактной статистической информации и описаний.

Пути реформирования конвенционных органов ООН активно обсуждают сами комитеты. Они ведут речь о создании единого органа для рассмотрения индивидуальных сообщений, о развитии взаимодействия между договорными органами и Советом по правам человека, об усилении взаимодействия конвенционных органов с фондами, программами и специализированными учреждениями ООН, региональными, межправительственными организациями, национальными правозащитными учреждениями.

В связи с этим Верховный комиссар ООН по правам человека внес предложение (A/59/2005/Add.3) о создании единого постоянного договорного органа, который возьмет на себя функции восьми существующих комитетов. Создание такого органа Комиссар считает возможным только в том случае, если конвенционные органы в нынешнем виде научатся работать как единая система.

В 2006 году предложение Верховного комиссара по правам человека получило развитие в ходе межкомитетской встречи в рамках ООН. Итогом встречи стал концептуальный документ № HRI/MC/2006/2. Главы комитетов отмечают в нем, что единый договорной орган будет действовать на постоянной основе, в связи с чем станет более доступным для заявителей и сможет быстрее реагировать на грубые нарушения прав человека. Они также верят в то, что новый орган будет обладать гибкостью, достаточной для разработки новых подходов к защите прав человека и сможет обеспечить должное участие в этом процессе гражданского общества и партнеров ООН.

Большое внимание указанный документ уделяет возможной структуре и функциям нового органа. Отмечается, что его структура может быть монолитной (без внутреннего деления на палаты) либо основываться на системе подчиненных палат. При этом палаты могут формироваться по разным критериям: функциональному (изучение докладов, рассмотрение жалоб, посещение государств и т.д.), договорному (каждая палата «привязана» к конкретному международному соглашению), тематическому (разные палаты занимаются группами вопросов: верховенством права, недискриминацией и др.), региональному (палаты формируются сообразно количеству регионов) и другим критериям. Единый договорной орган, по мнению председателей комитетов, сможет выполнять те же функции, что и действующая система конвенционных органов, но более эффективным образом.

Это предложение встретило и критику, и поддержку. Противники считают, что такой шаг подорвет особый статус восьми основных договоров по защите прав человека. Примечательно, что сам Верховный комиссар сомневается в скором проведении такой реформы и видит ее лишь в отдаленной перспективе. Сложность учреждения такого органа имеет также технический аспект: для его создания пришлось бы вносить поправки одновременно во все международные договоры, учредившие комитеты. На фоне того, что многие государства не предоставляют даже периодических докладов ныне действующей системе, их готовность пойти на создание новой институциональной структуры вызывает серьезные сомнения.

Краеугольным камнем системы конвенционного контроля является процедура рассмотрения государственных докладов. Важным фактором повышения эффективности данной системы является выявление и применение более действенного механизма предоставления государствами своих периодических докладов. Полагаем, что реализовать эту задачу можно без создания новых договорных источников и без редактирования существующих. Так, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН возможно предусмотреть, что к избранию в Совет ООН по правам человека будут допускаться лишь те государства, которые не имеют просроченных докладов перед восьмью конвенционными органами на дату выдвижения кандидатур. Такое нововведение улучшит мотивацию государств и оживит систему конвенционного контроля.

Сохранение конвенционных органов и улучшение их работы представляется стратегически важным, поскольку за долгие годы эта система доказала свою эффективность. И ее потенциал еще далеко не исчерпан.

Карташкин В.А. Учреждение Совета по правам человека и реформирование конвенционных органов // Международное право. – 2008. – № 2. – С. 10–11.

Правила процедуры Комитета по ликвидации расовой дискриминации. Нью-Йорк: ООН, 1986. С. 17.

Доклад Комитета против пыток. 39-я сессия (5 – 23 ноября 2007 г.); 40-я сессия (28 апреля – 16 мая 2008 г.). Нью-Йорк: ООН, 2008. С. 249–254.

Карташкин В.А. Указ. соч. С. 11–12.

Ibid. P. 63–68.

Human rights committee // Rev. / International commission of jurists. – 1989. – № 43. – P. 37.

Lyon Beth. Op. cit. P. 550.

Michalska, A. Op. cit. P. 45, 54.

Lyon Beth. Op. cit. P. 579.

Права человека и международное право

Определение 1

Международное право прав человека – это сфера современного международного права, представляющая собой комплекс норм и принципов, направленных на соблюдение международных стандартов свобод и прав человека.

Международные акты, регулирующие общественные отношения, связанные с реализацией и соблюдением прав человека, представляют собой отдельную систему юридических норм. В настоящее время во всем мире действуют около сотни специализированных документов, призванных защищать права женщин и детей, тружеников, беженцев, заключенных и т.д.

Соблюдение и реализация гражданских свобод не является исключительно внутригосударственным делом, защита прав человека основывается на нормах международных актов, этой деятельностью занимаются различные интернациональные организации.

Международные документы о правах человека

К числу основных международно-правовых документов, определяющих права человека, относятся:

  1. Всеобщая декларация прав человека;
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах;
  4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод;
  5. Конвенция о правах ребенка;
  6. Декларация о принципах терпимости.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Если проанализировать все вышеперечисленные документы, то можно найти в них много общего. Эти важнейшие международные акты устанавливают следующие права и свободы человека:

  1. признание человеческой жизни высшим достоянием, соблюдение и защита которого является обязанностью любого демократического государства;
  2. право человека на судебную защиту;
  3. право на свободу и личную неприкосновенность;
  4. право на собственность и его защиту;
  5. право на свободное передвижение;
  6. защита трудовых прав;
  7. право на свободу творчества;
  8. право на безопасную окружающую среду;
  9. основные общепризнанные политические свободы;
  10. содействие жертвам преступлений в восстановлении справедливости.

Анализ положений Конституции России позволяет сделать вывод, что в ней нашли декларативное закрепление большинство прав и свобод человека, утвержденных на всемирном и европейском уровне.

Замечание 1

Целью международных соглашений, ориентированных на защиту прав человека, является обеспечение безопасности и социальной защищенности граждан всех государств, а также разрешение реальных проблем гуманитарного, экономического и политического характера. Большинство подобных правовых актов – это документы, открытые для подписания всеми странами.


Рисунок 1. Международные документы о правах человека. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Деятельность ООН в области прав человека

Права человека взаимосвязаны, универсальны и неделимы. Они должны обеспечиваться глобально и с соблюдением принципов справедливости и всеобщего равенства. Несмотря на то, что в различных странах имеются собственные национально-культурные и религиозные особенности, соблюдение всеобщих прав и свобод человека, утвержденных международными документами, является обязанностью органов государственной власти и иных общественных институтов.

Правозащитная деятельность Организации объединенных наций, устав которой был принят 26 июня 1945 года, началась в момент осмысления людьми массовых преступлений против человечности, совершенных в годы Второй мировой войны. Тогда произошло осознание несостоятельности бытовавшего в международном праве положения, что обращение государств со своими гражданами является исключительно их внутренним делом.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Всеобщую декларацию прав человека 10 декабря 1948 года. Это событие послужило отправной точкой для разработки международных стандартов в области прав человека и создания механизмов контроля за их соблюдением. Данной деятельностью занимается комиссия ООН по правам человека.

В 1966 году были приняты:

  1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
  2. Международный пакт о гражданских и политических правах.

Эти документы дополнили Всеобщую декларацию прав человека, составив вместе с ней нормативную базу для всех последующих актов, действующих в данной сфере.

Соответствующие структуры ООН внимательно отслеживают ситуацию, связанную с нарушениями прав человека по всему миру. И в случае необходимости принимаются различные международные документы, осуждающие подобную негативную практику.

Защита прав человека в Европе

Замечание 2

Помимо международных институтов, защищающих права человека на всемирном уровне, в Европе действуют свои организации, ориентированные на достижение данной цели. Сотрудничество, ограниченное рамками одного континента, конкретизирует и дополняет глобальные требования по защите прав человека, позволяет обеспечить их реализацию более эффективно.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод была принята 4 ноября 1950 года в Риме. Это базовый документ, действующий в данной сфере на нашем континенте. Его главной особенностью является то, что помимо перечня незыблемых прав человека Конвенция содержит действенный международный механизм их защиты. Данный механизм функционирует независимо от национальных правительств и выражает общие европейские ценности.

11 мая 1994 года был утвержден протокол № 11 к Конвенции, который предоставил право любому индивиду, всем неправительственным организациям и группам лиц обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека.

Любое государство, вступающее в Совет Европы, должно не только присоединиться к Конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Европейского суда по правам человека.

Вопросы защиты гражданских свобод занимают значительное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая объединяет государства нашего континента, а также США и Канаду. ОБСЕ является наиболее представительной европейской организацией, она начала свою работу в Хельсинки 3 июля 1973 года.

1 августа 1975 года был подписан Хельсинкский заключительный акт. Один из четырех основных разделов этого документа содержит международные договоренности о гуманитарном сотрудничестве стран-участниц в области защиты прав человека.

Хельсинкский процесс определил направления и конкретные формы взаимодействия государств Европы, США и Канады в данной сфере, включая вопросы образования, культуры, свободы информации и контактов между гражданами разных стран.

Общие права

Кто такие правозащитники? Сегодня чрезвычайно распространено мнение, что они заняты исключительно критикой власти, борьбой с государством как таковым – строчат доклады, митингуют, подписывают письма в защиту не пойми кого… В общем защищают какие-то абстрактные права, балансируя на грани общественной деятельности и политики. Оппонирование власти – действительно одна из важнейших функций правозащитного движения. Но только «одна из» — практическая помощь людям, столкнувшимся с ущемлением их прав, и не обязательно гражданско-политических, социально-экономических тоже – то, чем правозащитники занимаются каждый день. Просто эта работа менее заметна. АСИ подготовило подборку горячих линий и правозащитных приемных, предоставляющих оперативную правозащитную помощь всем, кто в ней нуждается.

Горячая линия Общественной палаты РФ

В Общественной палате на сегодня работают 17 тематических горячих линий по актуальным общественно значимым вопросам: от проблем с отоплением до защиты прав НКО, от штрафов ГИБДД до защиты прав ветеранов. Телефон: 8-800-700-8-800 (по рабочим дням с 9.00 до 18.00, в пятницу до 17.00 по московскому времени).

Приемная Уполномоченного по правам человека в РФ

Жалобы (обращения, заявления) Уполномоченному по правам человека в РФ можно подавать в письменном виде – по почте, лично, через форму подачи жалоб на сайте ombudsmanrf.org. К заявлению необходимо приложить копии решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Адрес для обращений по почте: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47. Запись на личный прием по телефону: (495) 607-19-22, 607-34-67. Электронная форма подачи жалоб . Справки по жалобам – в отделе делопроизводства и контроля аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ по телефону: (495) 607-18-54.

Права военнослужащих

Горячая линия Общественной инициативы «Гражданин и армия»

Сообщество правозащитных организаций в поддержку военнослужащих, призывников, альтернативнослужащих предоставляет предоставляет квалифицированные оперативные консультации, помогает в экстренных ситуациях обращаться в прокуратуру и предпринимать другие действия для правового решения проблемы. Телефон «горячей линии» : (917) 517-27-72. Городской телефон: (495) 699-62-39. Возможны консультации по e-mail: 9110306@gmail.com, в тестовом режиме ведется онлайн-консультирование. В регионах консультации ведут организации, входящие в Коалицию «Гражданин и армия». Информация по тематике консультаций и координаты — .

Горячие линии уполномоченных по правам человека в субъектах РФ

В период призывных компаний в ряде регионов приемные региональных уполномоченных по правам человека открывают горячие линии для призывников. В осенний призыв 2014 года работает, например, горячая линия Уполномоченного по правам человека в Приморском крае. Консультации проводятся по телефону и лично. Телефон: (423) 237-56-54. Очные консультации по адресу: Владивосток, ул. Русская 17/1. Приемные дни: вторник, среда и четверг, с 10.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00 часов. Контактные данные приемных региональных омбудсманов — .

Права граждан, пострадавших от неправомерных действий правоохранительных органов

Приемная Фонда «Общественный вердикт»

Фонд «Общественный вердикт» предоставляет консультации юристов, адвокатскую помощь, оказывает правовую поддержку и психологическую помощь людям, чьи права, предусмотренные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, были нарушены сотрудниками правоохранительных органов. Документы можно направить по e-mail и обычной почтой. e-mail: info@publicverdict.org, адрес: 119017, Москва, Пыжевский пер., д.5. стр. 3. Телефон: (495) 951-12-01.

Права потребителей

Союз потребителей Санкт-Петербурга

По телефону горячей линии предоставляются краткие бесплатные консультации. Проводится также очный прием по предварительной записи. Безвозмездная помощь осуществляется по ежемесячным квотам и в порядке очереди. Возможна подача жалобы онлайн. Телефоны: (812) 993-73-99, 994-34-99 (понедельник-пятница, с 11.00 до 19.00).

Екатеринбургское общество защиты прав потребителей

Общество бесплатно проводит разъяснения и предоставляет краткие консультации по вопросам применения законодательства по телефону горячей линии. Очные бесплатные консультации по вопросам защиты прав потребителей в связи с ненадлежащим исполнением договоров купли-продажи и оказанием некачественных услуг (кроме услуг ЖКХ) включают правовой анализ ситуации и представленных документов, оценку перспектив досудебного/судебного разбирательства, рекомендации. Телефон: (343) 287-32-50 (многоканальный). На сайте действует опция «Вопрос юристу».

Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (Москва)

Краткие телефонные консультации для потребителей по вопросам применения законодательства предоставляются бесплатно. Телефоны: (499) 241-40-87, 241-43-10.

Права пациентов

Горячая линия Общественного совета по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения

Права осужденных

Горячая линия Фонда помощи заключенным

Сотрудники Фонда помощи заключенным помогают людям, освободившимся из мест лишения свободы, в трудоустройстве, получении необходимых документов, решении семейных проблем. Телефон: (499) 259-06-23.

Приемная некоммерческого партнерства «Бюро по трудоустройству лиц, попавших в экстремальную жизненную ситуацию», Екатеринбург

Бывшим осужденным и лицам без определенного места жительства предоставляется юридическая помощь, помощь в трудоустройстве и социальной адаптации, приют и ночлег. Телефон: (343) 350-47-22.

Права детей

Горячая линия Национального мониторингового центра помощи пропавшим и пострадавшим детям

Операторы горячей линии принимают сообщения о случаях жестокого обращения с детьми, в том числе о сексуальном насилии над несовершеннолетними, вовлечении их в занятие проституцией и попрошайничеством, а также обо всех случаях незаконного детского труда. Горячая линия оказывает психологическую помощь детям, пережившим насилие, и родственникам детей, пропавших без вести. Телефон: 8-800-505-51-23.

Детский телефон доверия Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

К единому общероссийскому номеру детского телефона доверия в настоящее время подключено 230 организаций во всех субъектах Российской Федерации. При звонке на этот номер в любом населенном пункте Российской Федерации со стационарных или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которую предоставляют специалисты действующих региональных служб, подключенных к единому общероссийскому номеру. Цель такой помощи – способствовать профилактике семейного неблагополучия, стрессовых и суицидальных настроений детей и подростков, защите прав детей и укреплению семьи. График работы детского телефона доверия в субъектах РФ. Телефон: 8-800-2000-122.

Права женщин

Горячая линия «Петербургской Эгиды» для беременных женщин, женщин с детьми по социально-трудовым правам и инвалидов

«Петербургская Эгида» приглашает на бесплатные консультации по телефону горячей линии беременных женщин и женщин с детьми до 3-х лет по социально-трудовым вопросам; семьи детей-инвалидов по вопросам прав детей с инвалидностью. Телефон: (812) 331-94-98 (по средам и пятницам с 11.00 до 17.00).

Права мигрантов

Общественная приемная Комитета «Гражданское содействие»

На приеме работают консультанты по социальным и медицинским вопросам, а также юристы. Мигранты могут получить консультацию и помощь в защите прав, а самые нуждающиеся получают гуманитарную помощь. Каждый год через приемную проходит не менее трех тысяч человек. Телефоны: (495) 681-18-23, 681-15-32, 681-09-54, 681-05-27.

Права бездомных

Мобильная служба помощи бездомным «Социальный патруль»

Служба помогает восстановить документы, оказывает медицинскую помощь, предоставляет ночлег и горячую пищу, а в некоторых случаях — помогает вызволить из рабства инвалидов-колясочников, которых заставляют заниматься попрошайничеством По телефонам горячей линии можно сообщать о нахождении бездомных и бродяг на территории города Москвы. Телефоны: (495) 720-15-08, +7-903-720-15-08.

Права человека

Какие органы ООН несут основную ответственность за поощрение прав человека?

Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) играет ведущую роль в продвижении и защите прав человека.

Управление поддерживает правозащитные компоненты миротворческих миссий в ряде стран, и имеет много страновых и региональных отделений и центров. Верховный комиссар ООН по правам человека регулярно высказывается по поводу положения дел в области прав человека в мире и имеет полномочия расследовать сложившуюся ситуацию и публиковать отчеты по итогам.

Специальные советники по предупреждению геноцида и по вопросу об ответственности по защите

Специальный советник по предупреждению геноцида выступает в роли посредника, призванного распространять информацию о причинах геноцида и тенденциях его распространения, заблаговременно обращать внимание соответствующих сторон на опасность возникновения геноцида, вести разъяснительную работу и мобилизовывать усилия в поддержку принятия надлежащих мер. Специальный советник по вопросу об ответственности по защите руководит разработкой теоретических, политических, организационных и оперативных аспектов концепции ответственности по защите.

Какие правовые инструменты помогают ООН в деле защиты прав человека?

Международный билль о правах человека

Всеобщая декларация прав человека (1948) была первым юридическим документом, защищающим универсальные права человека. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека. Целый ряд международных договоров в области прав человека и другие документы, принятые начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека.

Демократия

Демократия, основанная на верховенстве закона, является в конечном счете средством для достижения международного мира и безопасности, экономического и социального прогресса и развития, и соблюдения прав человека — трех столпов миссии Организации Объединенных Наций, изложенных в Уставе ООН. На Всемирном саммите 2005 года все правительства мира подтвердили, что «демократия — это универсальная ценность, основанная на свободном волеизъявлении народа, который определяет свои политические, экономические, социальные и культурные системы, и на его активном участии в решении вопросов, касающихся всех аспектов его жизни», и подчеркнули, что «демократия, развитие и уважение всех прав человека и основных свобод взаимозависимы и подкрепляют друг друга». Демократические принципы проходят красной нитью через всю нормативную деятельность Организации Объединенных Наций. В Директивной записке Генерального секретаря ООН по демократии от 2009 года излагается принципиальная позиция Организации Объединенных Наций по вопросам демократии, основанная на универсальных принципах, нормах и стандартах, которая подчеркивает особое значение согласованных международных норм, учитывает накопленный опыт и показывает области, в которых у Организации Объединенных Наций есть свои сравнительные преимущества, и провозглашает твердое намерение Организации проводить принципиальную, продуманную и последовательную деятельность в поддержку демократии.

Какие еще учреждения и органы ООН работают в области защиты прав человека?

Совет Безопасности ООН

Совет Безопасности ООН, порой, имеет дело с серьезными нарушениями прав человека, зачастую в зонах конфликтов. Устав ООН наделяет Совет Безопасности полномочиями по расследованию и посредничеству, направлению миссии, назначению специальных посланников, или обращению к Генеральному секретарю с просьбой использовать свои добрые услуги. Совет Безопасности может издать распоряжение о прекращении огня, направить военных наблюдателей или миротворческие силы. Если это не сработает, Совет Безопасности может прибегнуть к принудительным мерам, таким как экономические санкции, эмбарго на поставки оружия, финансовые санкции и ограничения, запреты на поездки, разрыв дипломатических отношений, блокада или даже совместные военные действия.

Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН

Третий комитет Генеральной Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы) рассматривает широкий круг вопросов, включая вопросы прав человека. Комитет также обсуждает вопросы, связанные с улучшением положения женщин, защитой детей, положением коренных народов, обращением с беженцами, продвижением основных свобод путем ликвидации расизма и расовой дискриминации, а также право на самоопределение. Комитет также затрагивает важные вопросы социального развития.

Различные другие органы ООН

Широкий круг вопросов, связанных с правами человека, рассматривают различные межправительственные органы и межведомственные механизмы, расположенные в штаб-квартире Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке, а также Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций. Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) и их вспомогательные органы принимают политические решения и выносят рекомендации государствам-членам, системе Организации Объединенных Наций и другим заинтересованным сторонам. Постоянный форум Организации Объединенных Наций по вопросам коренных народов, консультативный орган Экономического и Социального Совета, наделен полномочиями для обсуждения проблем коренных народов, в том числе права человека. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека взаимодействует с этими органами и механизмами и предоставляет им консультационную и иную поддержку по вопросам прав человека. Управление также внедряет проблематику прав человека во все области работы Организации, включая социально-экономическое развитие, поддержание мира и безопасности, миротворчество и гуманитарную деятельность. Вопросы прав человека также рассматриваются в контексте постконфликтных мероприятий по поддержке миростроительства ООН.

Договорные органы по правам человека

Договорные органы по правам человека представляют собой комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление основных международных договоров по правам человека.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный в 2006 году, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека, в качестве ключевого независимого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. «Специальные процедуры» — это общее название, данное механизмам, созданным Комиссией по правам человека и принятым Советом по правам человека для рассмотрения либо конкретных ситуаций в стране, либо тематических вопросов во всех частях мира. Специальные процедуры представляют собой либо отдельное лицо (специальный докладчик, специальный представитель или независимый эксперт), или рабочую группу. Обладатели мандатов специальных процедур — видные, независимые эксперты, работающие на добровольной основе и назначаемые Советом.

Генеральный секретарь

Генеральный секретарь назначает специальных представителей, выступающих против грубых нарушений прав человека:

  • Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах
  • Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о сексуальном насилии в условиях конфликта
  • Специальный представитель Генерального секретаря по вопросу о насилии в отношении детей

«Права человека прежде всего» — это инициатива Генерального секретаря ООН, разработанная в целях обеспечения принятия системой ООН своевременных и эффективных действий, как это предусмотрено в Уставе и резолюциях ООН, в интересах предотвращения или реагирования на серьезные и масштабные нарушения прав человека или норм международного гуманитарного права. Инициатива подчеркивает общую ответственность различных структур ООН по совместной работе в целях рассмотрения таких нарушений. Инициатива призвана добиваться этого путем проведения преобразований на трех уровнях: культурном, оперативном и политическом. Подобные изменения постепенно формируют осознание ООН своих обязанностей по содействию соблюдению прав человека и их реализацию. Инициатива последовательно воплощается в жизнь с конца 2013 года. Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря представили инициативу «Права человека прежде всего» Генеральной Ассамблее ООН, персоналу и руководителям системы ООН при помощи различных презентаций, писем и директивных документов.

19 января 2018 года Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций была учреждена Международная комиссия по расследованию в Мали, предусмотренная мирным соглашением. Международная комиссия по расследованию состоит из трех членов: г-жа Лена Сундх (Швеция), Председатель; г-н Саймон Мунзу (Камерун); и г-н Винод Булелл (Маврикий). Комиссия обязана расследовать утверждения о злоупотреблениях и серьезных нарушениях международного права, прав человека и международного гуманитарного права, включая утверждения о сексуальном насилии в связи с конфликтом, совершенных на всей территории Мали в период с 1 января 2012 года. По итогам работы Комиссия предоставит Генеральному секретарю свой доклад 22 октября 2019 года.

Высокое стремление: инициатива «Призыв к действиям в интересах прав человека»

24 февраля 2020 года, обращаясь к участникам 43-й сессии Совета по правам человека, Генеральный секретарь Антониу Гутерриш объявил о начале новой инициативы под названием «Призыв к действиям в интересах прав человека». «Права человека являются самым важным инструментом развития общества в условиях свободы», — заявил Генеральный секретарь, представляя свой план, предусматривающий действия на семи ключевых направлениях. Выражая поддержку инициативе, Верховный комиссар ООН по правам человека Милешь Бачелет заявила о росте числа угроз правам человека, развитию и обеспечению мира и подчеркнула необходимость поиска практичных и результативных решений данных проблем.

Операции ООН по поддержанию мира

Многие операции ООН по поддержанию мира, а также политические миссии и миссии по миростроительству имеют мандаты, направленные на содействие защите и поощрению прав человека посредством срочных и долгосрочных действий; расширение прав и возможностей населения по отстаиванию и утверждению своих прав человека; и предоставление государственным и прочим национальным учреждениям возможности для исполнения своих обязательств по защите прав человека и соблюдению правовых норм. Группы по вопросам прав человека, входящие в состав миссий ООН, работают в тесном сотрудничестве и координации с другими гражданскими и силовых компонентами миротворческих операций, в частности, в сфере защиты гражданских лиц; борьбы с сексуальным насилием в условиях конфликта и жестоким обращением с детьми; и повышения уважения прав человека и правовых норм посредством правовых и судебных реформ, реформ сектора безопасности и системы мест лишения свободы.

Комиссия по положению женщин

Комиссия по положению женщин является основным глобальным межправительственным органом, занимающимся вопросами развития гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин. Созданная в 2010 году Структура «ООН-Женщины» выступает в качестве его секретариата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *