Народ это определение

  • автор:

6. Право народов

Право народов (jus gentium) — разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду.

Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, — то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием справедливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства — право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны — некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

С течением времени цивильное право (jus civile) и право народов стали сближаться. При практическом применении обе системы находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Право народов влияло на цивильное право ввиду того, что первое больше отвечало потребностям хозяйственной жизни Рима. Некоторые нормы цивильного права проникали в систему права народов (например, по Законам XII Таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам). При Юстиниане цивильное право и право народов составили единую систему права, в которой преобладало право народов как право более развитое. Римское гражданское право стало правом международным, общим для всех граждан Римской империи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

4. Право народов: понятие, содержание.

Цивильное право. Все народы, по мысли римлян, которые управляются законами и обычаями, пользуются частью — своим собственным правом, частью — правом, общим для всех. Право, которое установил у себя каждый народ сам, есть его собственное право, цивильное право, как право, свойственное обществу граждан.

Право, которым пользуется римский народ, — это цивильное право римлян (или квиритское право, от Квирина, имени обожествленного Рекса — царя Ромула, VIII в. до н.э.). Начало цивильному праву было положено знаменитым единым сводом законов — Законами XII Таблиц. Они были составлены коллегией децемвиров (десять ученых мужей), утверждены народным собранием в середине V в. до н.э. (451-450 гг.) и выставлены на двенадцати таблицах. Свод не дошел до наших дней и был реконструирован по цитатам из римских источников. Его содержание охватывало все известные в ту пору области правового регулирования: право собственности и владения, семейное и наследственное право, обязательства из договоров и причинения вреда, преступления и наказания. Изучение Законов XII Таблиц оставалось в Риме обязательной предпосылкой обучения праву. Цивильное право составляли и все те законы, которые принимались народными собраниями, а с начала III в. до н.э. (Закон Гортензия) — плебейскими собраниями (plebescita). Среди таких законов можно назвать Закон Петелия (326 г. до н.э.), которым было запрещено казнить или продавать в рабство (за границу) неоплатных должников. Сравним с Законами XII Таблиц. Третья таблица гласит: «…Тем временем (т.е. пока должник находился в заточении) он имел право помириться (с истцом), но если (стороны) не мирились, то (такие должники) оставались в заточении 60 дней. В течение этого срока их три раза подряд в базарные дни приводили к претору на комициум (народное собрание) и объявлялась присужденная с них сумма денег. В третий базарный день они предавались смертной казни или поступали в продажу за границу (за Тибр)». Закон Лициния-Секстия (IV в. до н.э.) ограничивал частное землевладение 500 югерами (125 га) и определял максимальное количество скота в одном хозяйстве. Закон Аквилия (289 г. до н.э.) устанавливал денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, а также повреждение чужих вещей. Цивильное право — древнейшая система права Рима. Оно распространяло свое действие только на граждан Рима (квиритов). Римскому цивильному праву в большой степени был свойствен формализм, символика, сильное влияние религии. Иностранцы никакой правовой защитой не пользовались и назывались врагами (hostis).

Право народов. По определению римлян, «право, которое между всеми людьми установил естественный разум, оберегается у всех народов во все времена и называется общенародным как право, которым пользуются все народы. Общенародное право является общим всему человеческому роду. Под влиянием потребностей и нужд человеческих некоторые народы установили у себя известные порядки: войны, захват в плен и рабство; на основании того же общенародного права введены почти все договоры: купля-продажа, договор найма, товарищества и др.». В Римском государстве право народов распространялось на все население, в том числе на перегринов (так назывались жители римских провинций). Оно регулировало отношения между перегринами, а также между ними и римскими гражданами, а потому составляло одну из ветвей римского права. С развитием производства и обмена появилась необходимость защиты прав иностранцев, населяющих Римское государство. Первоначально эта защита осуществлялась по законам страны, из которой прибыл иностранец, а затем и по римским законам. В результате деятельности перегринского претора (высшее руководство судопроизводства) сформировалось право народов. В Средние века этим термином стали обозначать международное право. Право народов отличается большей свободой, избавлением от формализма, упрощением формы. Один из самых почитаемых римских юристов, Папиниан, писал: «Важно не то, что сказано, а что имелось в виду». Различия между цивильным правом и правом народов благодаря деятельности преторов и римских юристов постепенно сглаживаются. Римское право постепенно утрачивает свои исконно национальные черты, проникается началами универсализма, в основу которых кладут понятия справедливости, доброй совести, естественного права.

В республиканский период Римского государства право развивалось в виде параллельных систем: цивильное право и право народов. Эти системы находились во взаимодействии и оказывали взаимное влияние друг на друга. При этом влияние права народов оказалось более значительным. Одним из каналов такого влияния была деятельность преторов (так называемое преторское право).

В классический период различия между цивильным правом и правом народов еще сохраняются. В 212 г. н.э. эдикт Каракаллы предоставил всем свободным жителям Римской империи права римского гражданства, что свело на нет эти различия.

В I в. н.э. в отдельных провинциях применяется местное право (египетское, греческое, чаще всего субсидиарно (дополнительно)). Греческое и восточное право, в свою очередь, оказало некоторое влияние на римское право. Таковы, например, институты римского права греческого происхождения: синграфы и хирографы (долговые расписки); ипотека (форма залога). При императоре Юстиниане (середина VI в. н.э.) цивильное право и право народов составило единую систему частного права. Именно это единое право представляет собой частное право в его классическом выражении.

Таким образом, в республиканский период римской истории римское частное право развивалось в виде параллельных систем: цивильного права и права народов. Понятия естественного права, категории справедливости, доброй совести становились критерием сближения этих систем.

С течением времени цивильное право и право народов благодаря деятельности юристов и преторов (деятельность преторов составила так называемое преторское право) сближаются и при Юстиниане (середина VI в. н.э.) уже составляют единую систему права.

Право народов (jus gentium) – третий элемент старого римского права.

Оно сложилось из Законов XII таблиц, постановлений Народного собрания Рима, Сената, респонса римских юристов.

Старое римское право называлось цивильными и делилось на две части: публичное и частное. К публичному праву принадлежат нормы, которые рассматривают римское государство как единое целое, а частное право имеет дело стем, что касается пользы.

Право народов не зависело от римских традиций, оно придерживалось тех правил, которые установлены для людей Высшим разумом. По сравнению с цивильным правом право народов является более гибким. Оно сложилось из правовых норм и торговых обычаев других стран античного мира, а также было заимствовано устран, находящихся в торговых отношениях с Римом или попавших под его господство. Право народов римляне применяли в отношениях ссоседними и покоренными государствами.

Правом народов разрешались войны, международная торговля, рабство и иные положения. Указанное право регулировало взаимоотношения между гражданами Рима и перегринами, а также между перегринами, которые находились на территории Римской империи.

Находясь в постоянном взаимоотношении, право народов и римское частное право долгое время дополняли друг друга, хотя право народов обладало некоторым преимуществом.

Постоянно развиваясь, право народов оказывало влияние на квиритское право, из-за чего последнее стало утрачивать свои специфические черты.

Созданное преторами перегринов право народов было внутригосударственным правом, а не международным. Оно представляло собой наиболее совершенную и развитую часть римского права.

Начиная со времени формирования права народов были надежно защищены экономические отношения (как только сформированные, так и развитые). В связи с этим цивильное и преторское право были сближены.

Наибольшее влияние право народов оказало на оборот недвижимого имущества и договорное право.

Римские юристы относили к праву народов определение рабства и отпущение рабов на волю, поскольку эти институты не были институтами римского права. Кроме этого, к праву народов были отнесены некоторые гражданские правоотношения, возникновение отношений по поводу купли-продажи, найма или какого-либо обязательства, за исключением отношений, введенных римским правом.

Все народы пользовались и своим собственным правом, и правом, предусмотренным для всего народа. По этому поводу в той или иной ситуации возникали различные противоречия между применяемым правом. Например, письменная форма обязательств применялась первоначально у перегринов, а затем была заимствована римскими гражданами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *