Можно ли петь под фонограмму?

  • автор:

В Госдуму внесен законопроект о штрафах за пение под фонограмму

Группа сенаторов Совета федерации и депутат Госдумы, член думского комитета по культуре Мария Максакова-Игенбергс, внесли на рассмотрение нижней палаты законопроект со сложным названием «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения информирования потребителей об использовании фонограммы при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений», который касается использования «плюсовых» фонограмм (тех, на которых заранее записаны и музыка, и голос) на концертных выступлениях.

Реклама

В документе указано, что устроители концертов должны будут оповещать зрителей об использовании фонограмм на выступлениях артистов на всех рекламных носителях.

Если же организаторы укажут недостоверную информацию о «живом» исполнении, то зрители имеют право на возврат уплаченных за билет денег.

Таких организаторов ждут штрафы. Должностные лица за тайное использование фонограмм заплатят от 50 тысяч до 150 тысяч рублей, а юридические — от 300 тысяч до 1 миллиона рублей. Повторное нарушение положений закона приведет к дисквалификации (то есть фактическому запрету на профессию) должностных лиц, а юрлица заплатят уже от 1 миллиона до 5 миллионов рублей.

Наказывать предполагается только за использование «плюсовых» фонограмм. Использование «минусов» не ограничивается. «Не является административным правонарушением совершение действий… в случае если использованная фонограмма содержала исключительно музыкальное сопровождение исполняемого музыкального произведения без использования голоса человека», — указано в документе.

«Понятие фонограммы требует уточнения, — отмечает генеральный директор звукозаписывающей компании Universal Music Russia Дмитрий Коннов. — Ведь к таковым относятся и вполне допустимые, этичные вещи —

так называемые «дабл-треки» (техника, при которой артист поет с собственной фонограммой на два голоса. — «Газета.Ru») или заранее записанный бэк-вокал». Эксперт отметил, что прием с записанным бэк-вокалом используется отечественными и зарубежными артистами для сокращения издержек: перелеты большой группы зачастую очень дороги, а техника в провинциальных залах иногда просто не рассчитана на большое количество бэк-вокалистов.

«И что артисту делать — вести всех с собой?» — спрашивает Коннов.

Это далеко не первая попытка законодательного наступления на фонограммщиков-плюсовиков. В пояснительной записке указывается, что нормы введенного в 1999 году законодательства, которые требуют от организаторов концертов указывать, будут ли исполнители петь под фонограмму или нет, не работала — не в последнюю очередь из-за того, что не были установлены механизмы контроля таких действий и наказания за них.

Главным «лоббистом» закона о фонограммах был певец и депутат Госдумы Иосиф Кобзон, который в начале «нулевых», избираясь в парламент, обещал запретить пение под «плюс». Сторонниками такого подхода к концертам в те годы были такие исполнители, как Александр Розенбаум и Катя Лель, а также тогдашний вице-спикер Госдумы Любовь Слиска и министры культуры Михаил Швыдкой и Александр Соколов. Певице Ларисе Долиной удалось поговорить на эту тему с Владимиром Путиным, а лидер группы «Пилигрим» и депутат Мосгордумы Андрей Ковалев в 2007 году «протолкнул» через московские власти распоряжение, запрещавшее выступление под «плюс» на концертах, которые финансировал город.

Закон, впрочем, толком не работал, но его сторонники не думали опускать руки. В марте этого года Кобзон в очередной раз поднял эту тему, приведя в пример американскую певицу Уитни Хьюстон, которая вживую пела в Кремле с больным горлом, и западных артистов в целом, которые не позволяют себе петь под фонограмму.

«Я вполне могу понять авторов прошлого и нынешнего законопроекта — Иосифа Кобзона и Марию Максакову-Игенбергс: они люди с вокальным даром, им фонограмма ни к чему, — рассуждает эксперт. —

Но есть области поп-культуры, в которых соображения наличия или отсутствия «фанеры» вообще не является существенными,

людям все равно, используются ли там фонограммы, главное то, насколько хорошо артист представляет программу». При этом, отметил эксперт, если реклама поп-событий будет содержать в себе подобные предупреждения, большого вреда концертной отрасли это не нанесет.

«Хотелось бы посмотреть на то, как это будет работать», — резюмировал Коннов.

О пении под фонограмму

Меня заведующая вызвала после утренника и озвучила такое: «Дети пели изумительно, эмоционально….Только пусть они поют под живое звучание фортепиано, а не под минусовки!» Я взяла 3 песни с фонограммами, остальные песни мы пели под инструмент. Заведующая сказала, что она была как в ДК, а не в саду…Я ей в ответ: » Для того, чтобы спеть под минусовку, сначала детей НАДО научить петь под инструмент, тем более, что ВСЕ минусовки очень удобные по темпу, тесситуре для детского дошкольного возраста! Родители подходили после утренника, благодарили. И ни у кого не возникло ощущение, что что-то не так! Я очень жду Вашего ответа, Алла Анатольевна!

Елена, Саратовская обл.

Разучивание песен идёт ТОЛЬКО под фортепьяно! А уже на праздник- как человек украшает себя к празднику, так и песня украшается фонограммой, которая очень красит её!
Можно, конечно, придти на праздник и в стареньком халатике, но в нарядном костюме как-то лучше… Так и с песней! Только, конечно же, надо учитывать степень подготовки детей и их возраст!
В младших группах — конечно же, надо использовать живое исполнение, ведь у детей ещё проблемы и с интонированием, и с чувством ритма- кто-то замедляет, кто-то убыстряет… тут и спорить нечего, это просто аксиома: младший возраст- под фортепьяно!
И ещё одно «НО».. даже в старшем возрасте, если дети поют нечисто, кричат, не держат мелодию, значит им просто рано петь под фонограмму!
Но если дети держат интонационный строй, поют выразительно и чисто, фонограмма профессиональная, эффектная- как ФИНАЛЬНЫЙ ИТОГ, ЭТАП РАЗУЧИВАНИЯ ТОЛЬКО УКРАСИТ ИСПОЛНЕНИЕ!!!
И опять же — вот такой нюанс: если выбирать между кустарной фонограммой — иногда не очень качественной, записью игры на синтезаторе — и качественным, с вариациями — исполнением на фо -но — я выбираю второе!!
Можно же найти разумный компромисс в количественной пропорции использования живого звучания и фонограмм! Аргументируйте свой ответ своим оппонентам — объясните- почему вы в этой песне использовали именно такое сопровождение, покажите другой вариант… а теперь сравните…
А уж в каком количестве брать фонограммы- решать только вам!
На дворе 21 век, и наши дети давно уже слушают и поют другую музыку! Композиторы и аранжировщики тратят уйму времени, денег, чтобы сделать качественную, эстетическую, красочную фонограмму- для УКРАШЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ!!! А не для замены фортепьяно, без которого никак не обойтись — на всех этапах разучивания!

СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА РАЗЬЯСНЕНИЕ!!! НО……..что сказать человеку если при нормальном инструменте и зале использовать только фонограммы и минуса, и дети не успевают петь под минус! Как обьяснить не знаю! Может я и не современна, но как заменить живое звучание и живую песню! Мы ее и так давно не слышим, почти все поют под «фанеру», а мы хотим от наших детей душевного тепла и доброты, а ведь часть этого несет живая музыка (концерты оркестров и многое другое). Может я не права, убедите!

Наталья, Комсомольск

Ни в коем случае не буду вас переубеждать! Вы тоже абсолютно правы, и подтверждаете мои слова: если дети не готовы петь под фонограмму- этого делать ни в коем случае нельзя!!! Получится такой же абсурд, как наш чиновник от спорта Мутко говорил на английском языке с трибуны… это же полная карикатура и стыдобище!!!!!
Только подготовленное пение нуждается в украшении своего исполнения фонограммой! А если дети не успевают за фонограммой или опережают её — это такая же карикатура и полная дисгармония!
Есть песни, которые немыслимы без звучания живого инструмента! Я с вами абсолютно согласна!
Я сама начала использовать фонограммы не так давно, а до этого пели мои дети только под живое сопровождение! Но заказывая фонограммы своих песен и знакомясь с фонограммами на музыкальных форумах, я была просто потрясена — как преображается в лучшую сторону звучание песни!
Есть такие фонограммы песен, которые делают из самой простенькой песенки- просто картинку, маленький шедевр! И потом- это так празднично, так эффектно звучит…но с одним условием- если ПЕНИЕ ДЕТЕЙ СООТВЕТСТВУЕТ ЭТОМУ КРАСИВОМУ ЗВУЧАНИЮ, А НЕ ПОРТИТ ЕГО! Если фонограмма не заглушает и не прикрывает фальшивое звучание детских голосов!
И потом — пение «под фанеру»- это когда исполнители просто открывают рот, а звучит плюсовка! А наши дети поют ВЖИВУЮ, под минусовые фонограммы, то есть они-то не халтурят, просто их пение украшает более богатый аккомпанемент!
Вообще, фонограммы, это, конечно, своеобразный наркотик, начав ИСПОЛНЯТЬ песни под них, очень трудно от них отказаться… Но, честное слово, вы же сами слышите- как они способны украсить пение…
Вы же сами представляете: когда мы учим танец без костюмов, атрибутов- это одно. Но стоит надеть костюм, создать декорацию, взять атрибуты в руки, как танец преображается до неузнаваемости!
Вот фонограмма- это тот же наряд для песни. Он неуместен на обычном занятии, но на празднике слушается очень гармонично и ярко, празднично, одним словом!
А живое исполнение остается обязательным на любом занятии и празднике! Просто в зависимости от произведения и вашего личного вкуса вы используете или живой аккомпанемент, или фонограмму — только ваше решение!

Алла, сегодня я была «в гостях» на утреннике в «чужом» саду. Меня поразил один факт. Дети спели несколько песен ПОД ПЛЮСЫ!!!! Да-да! Именно под плюсы. Я была несколько шокирована. Музрук показалось опытной и возрастной, т.е. педагог, который работает много лет в нашей системе и вдруг вот такое. Как вы на это смотрите??? Это нормально? Правильно? Я методисту в личной беседе задала вопрос «Почему?». На что получила ответ «Мы были на конкурсе детского творчества, там 50% детей пели песни ПОД ПЛЮСЫ». В общем, я в замешательстве….

Валерия, Астрахань

Очень хорошо понимаю ваше недоумение и даже возмущение!

Плюсы ведь чем хороши? Когда песня уже выучена в черновике — её хорошо дать прослушать в плюсовке, чтобы дети имели представление — КАК это может звучать в сопровождении оркестра!
Хотя сразу оговорюсь: есть плюсы, которые я КАТЕГОРИЧЕСКИ не даю слушать своим детям.
Ну, например, если я учу детей правильному звукоизвлечению, культурному пению круглым ртом — ну, как я дам им слушать в плюсовке песню «За летом зима, пролетели года?..», когда там девочка поёт таким гнусавым, резким голосом, открытым звуком… ну, просто невозможно слушать, режет ухо….
Я для смеха дала ребятам послушать первый куплет… и не ошиблась- они рассмеялись — не с целью осмеять солистку… а в удивлении, что ТАКОЕ пение возможно…., что ТАКОЕ пение считается нормой?
Так что даже плюс плюсу- рознь…
И этот методический приём- пение под» плюс» возможен и допустим в процессе разучивания, наработки выразительности и уверенности в пении, в знании слов, используя, так называемую, слуховую память: у детей откладывается звучание песни, последовательность куплетов…
Но и всё равно, когда это изучение песни дошло до автоматизма, и вы, наконец, переходите к пению под минусовку- ТУТ СТОЛЬКО нюансов!!!!!
Обычно плюсовка поётся в любом случае довольно ровно и однообразно, редко, когда соблюдаются динамические оттенки…. а в пении под минус- можно и НУЖНО эти динамические и смысловые оттенки вырисовывать — где потише, где позвонче спеть, где с явным выражением чувств, где затаённо и нежно…
Всё ведь зависит от текста, от смысла песни…
Можно так разукрасить песню вокальными нюансами — залюбуешься… лучше всяких плюсовок!
Это как заготовка по ИЗО. Дали тебе черно-белый контур ( минусовку), а ты теперь разукрась её так, как чувствуешь, чтобы мурашки побежали! Я всегда ребятам говорю про этот символ… и они, после исполнения песни осторожно и с надеждой спрашивают:»Аллочка Анатольевна! Мурашки бежали?»
Ну, а уж в исполнении перед зрителями, то есть в конечном варианте, использовать плюс — это просто расписаться в собственном бессилии, завуалировать плохое пение собственных детей, неумение их научить, авось, в общем гуле, не различат….
Ну, это просто недопустимая хитрость, тем более, что люди с минимальным слухом, в любом случае услышат эту разницу, и сморщатся от неловкости за этого музыканта… Кого обманывать -то? Родителей? Себя?
Ну, их ещё можно… а себя? Стыдно, господа…

Прошу прощения, если повторяюсь… но это же полный нонсенс!!!!!!!!

Здравствуйте! Помогите мне пожалуйста! У нас в саду дети поют под «плюс». Я, как методист объясняю, что это не правильно, показала им ваш ответ — про ошибку в методике по обучению в пении, но они ответили, мало ли кто что пишет. Очень вас прошу подскажите где это найти в методике по музыкальному воспитанию, хочется их поставить на место в конце то концов!

Надежда

Надюша! Спасибо вам большое за доверие, за то, что обращаетесь ко мне с этим вопросом! Я уверена, что вы прекрасный молодой методист уже только потому, что вникаете во все сферы воспитания в детском саду, в том числе, и в музыкальное, интересуетесь методами и приёмами обучения! Это говорит только в вашу пользу! Ибо только ищущий постигнет…

Ваш вопрос меня обескуражил только потому, что ответ на него так же очевиден, как дважды два- четыре…

Ни один уважающий себя музыкант НИКОГДА не станет петь с детьми НА ВЫСТУПЛЕНИИ под плюсовую фонограмму! В момент разучивания, обучения- допустимо! Но на выступлении! Это просто нонсенс!
Во-первых, звук фонограммы явно заглушит пение детей, что уже — ни в какие ворота- по методике!
Цитирую Ветлугину: «Пение детей должно звучать легко, естественно, без напряжения. Аккомпанемент и сопровождение пения ни в коем случае не должно мешать пению, заглушать его, с тем, чтобы не напрягать голосовые связки ребёнка…»
Далее: Если музыкант включает плюсовую фонограмму( хотя минусовку найти сейчас — не проблема), это значит, он хочет завуалировать, спрятать нечистое пение воспитанников, что даёт грязь в звучании песни, ибо расхождение в чистом пении фонограммы и реальном пении детей- будет явным и очень невыгодным для музыкального руководителя и исполнителей…
Вы понимаете, получается, что звучит НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ пение детей, а их бэк — вокал… скорее всего не очень чисто звучащий…
И это , так называемое «двухголосие» будет очень резать слух, так как слияния голосов не последует!
А я уверена, что пение обязательно будет НЕЧИСТЫМ, иначе зачем заглушать его плюсовой фонограммой????
Давайте посмотрим, что нам говорит по этому поводу Программа Васильевой:
«Одна из сложных задач «Программы…» — это «уметь петь без музыкального сопровождения «, как показывает практика, часто не выполняется. Как правило, песни разучиваются с детьми с музыкальным сопровождением и с одновременным пением взрослых (музыкальным руководителем или воспитателем), которые, заглушая детей, поют всю песню целиком на мерных этапах разучивания и на последующих. Для детей складываются неблагоприятные условия: они не могут контролировать качество исполнения песен. Они не слышат друг друга во время хорового пения, не слышат себя. У детей не развиваются активность слухового внимания, чувство самоконтроля, не формируются устойчивость вокально-слуховой координации, умение петь самостоятельно без музыкального сопровождения. А этому научить необходимо.
Формируя коллективное (хоровое) пение, нужно упражнять детей одновременно начинать и заканчивать песню, не отставать в пении и не опережать друг друга, обращать их внимание на совместное дружное пение, на слияние голосов, на сочетание вокального и инструментального сопровождения с привилегией первого. Не заглушайте пение детей инструментальным сопровождением, дайте голосу звучать естественно, легко и чисто.
Слух совершенствуется, если обучение поставлено правильно. В младших группах детского сада внимание ребят привлекается к точному воспроизведению мелодии: петь простые, маленькие попевки, песенки, построенные на двух-трех нотах. Примером всегда служит выразительное, правильное пение воспитателя и звучание хорошо настроенного инструмента. Ребенок слушает, затем поет вместе со взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации.
Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания и впоследствии развивается ладо-высотный слух, когда ребёнок уже поёт без подсказки, самостоятельно ведя мелодию, «… А какая уж тут самостоятельность, если за ребенка поёт плюсовая фонограмма? Подсказывая и текст, и мелодию… можно вообще только рот открывать — по принципу «испорченного телевизора»… а зачем стараться? Фонограмма всё сделает! Но чем же тогда отличается ребёнок старшей группы от малышек?
Принцип самостоятельности пения в подготовительной группе- один из синонимов правильного обучения! На то и возрастное обучение в детском саду, где от действия «по показу», как у малышей, дети дорастают в своих навыках — до самостоятельности во всех видах своей исполнительской деятельности, в том числе и в пении, а пение под плюсовку- это фактически — пение «по показу» — что является принципом обучения малышей, но никак не детей старшего возраста!
На месте заведующей я бы поставила вопрос о качестве работы музыкантов, о их безалаберном и некачественном подходе к своей работе, одним словом — халтурите, девчонки?! — пытаетесь пустить пыль в глаза? ( вернее, в уши…) Заглушить фальшивое пение?
Как в «Кавказской пленнице»: «Сестра! Сделай телевизор погромче….»
В конце концов, я повторяю- себя-то не обманешь…. и если ваши музыканты с вами не соглашаются- пусть аргументируют!
Пусть САМИ найдут в любой методике хоть одно подтверждение своей правоты!
Будьте спокойны и уверены- не найдут никогда, потому что методику для лентяев ещё не выпустили….
Не знаю… помогла ли вам…. надеюсь, что — да…. с уважением Алла.

Использование фонограмм во время концертов и защита прав потребителей – российские реалии

Оправданно ли использовать фонограмму во время эстрадных концертов?

Проблема «исполнения под фанеру» на «живых» концертах является достаточно дискуссионной. Если большинство рядовых граждан считают, что факт использования фонограммы во время публичного выступления свидетельствует о бесталантности и недобросовестности исполнителя, то среди представителей шоу-бизнеса мнения на этот счет расходятся. Сдержанно-положительное отношение к использованию фонограммы во время концертов, или, по крайней мере, признание неизбежности этого, ожидаемо характерно для музыкальных продюсеров. К их числу, например, относятся Юрий Айзеншпис, Александр Толмацкий, Игорь Селиверстов (сведения из научно-практического пособия «Гражданско-правовое регулирование концертных услуг и охрана прав их участников». Авторы – Севостьянов М.В., Шаронов С.А.). Напротив, исполнители, принципиально поющие «вживую», негативно относятся к исполнению под фонограмму (пример – Александр Ф. Скляр).

Что с нормативным регулированием?

Так или иначе, большинству юристов известно положение абзаца 13 части 2 статьи 10 закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которому «информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений».

Здесь стоит отметить, что само по себе понятие «фонограмма» не имеет в юриспруденции какого-либо негативного оттенка. Согласно абзацу 2 части 1 статьи 1304 Гражданского кодекса РФ,

фонограммы – это любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.

То есть любая запись песни на компакт-диске или в аудиофайле, в том числе – запись с живого концерта, – это фонограмма. Она является охраняемым законом произведением и относится к числу объектов смежных прав. Статья 1324 Гражданского кодекса регулирует исключительное право на фонограмму.

Таким образом, можно сделать вывод, что статья 10 закона «О защите прав потребителей» требует информировать лиц, которые приобрели билеты на концерт, о том, что вместо живого исполнения в том числе музыки (а не только самой песни), во время концерта включается запись.

Как это происходит технически?

Начнем с того, что в подавляющем большинстве случаев звук, который слышит зритель во время концерта эстрадного исполнителя, идет не непосредственно со сцены (микрофон, музыкальные инструменты), а с так называемого микшерского пульта. То есть технически певец поет в микрофон, а гитарист играет на гитаре, но сам звук, перед тем как он транслируется на колонки, модифицируется на микшерском пульте. Это делается, чтобы звучание было ровным (то есть, например, чтобы ударные не заглушали синтезатор и т.п.).

Одновременно на микшерском пульте может «подмешиваться» другой звук. Например, голос с микрофона исполнителя делается очень тихим (за исключением случаев, когда он общается с аудиторией со сцены – «Я не вижу ваших рук…» и т.п.), а на колонки подается голос, записанный и откорректированный в студии.

Несколько лет назад, по слухам, один находчивый оператор пульта воспользовался этой особенностью и записал реальный голос одного известного исполнителя, шедший с микрофона на сцене (имя исполнителя не оглашается). Эта запись реального голоса была выложена в Интернет, соответствующие ролики стали «вирусными». После этого появилась информация о том, что этот самый исполнитель стал включать в свой райдер (перечень требований к организатору концерта) условие о запрете осуществления записи на микшерском пульте. Сразу оговорюсь, что в действующей редакции райдера автор такого условия не увидел.

Какова судебная практика?

В настоящий период очевидным является то, что во время очень многих концертов, в том числе платных, используется фонограмма. Это не обязательно запись голоса исполнителя, часто обходятся записью музыки (так называемой «минусовкой»), так как настройка звука, особенно на сборных концертах, – очень долгое и кропотливое занятие. Очевидно и другое – в реальности организаторы концертов не информируют покупателей билетов об использовании фонограмм.

Тем не менее автору не удалось обнаружить ни одного судебного решения, в котором бы в пользу потребителя была взыскана компенсация за предоставление недостоверной информации об услуге на основании рассматриваемой нормы.

Далее была предпринята попытка изучить споры между организаторами концертов и исполнителями, связанные с использованием фонограмм. Но и здесь ни одного судебного решения.

Наконец, автор решил изучить судебную практику по искам о защите чести и достоинства. Не секрет, что отдельные исполнители публично обвиняют других в пении под «фанеру» (некоторые из вас, думаю, даже смогут привести пример из жизни, закончившийся дракой). Логично, что голословные обвинения в использовании фонограммы во время концерта могут стать поводом для подачи иска по статье 152 Гражданского кодекса РФ. Но и таких решений автору найти не удалось (возможно, плохо искал).

Отсюда вывод: в современных российских реалиях абзац 13 части 2 статьи 10 закона РФ «О защите прав потребителей» – абсолютно не работающая норма.

В чем потенциально может заключаться введение потребителей в заблуждение?

Понятно, что лицо, купившее билет на концерт, не застраховано от того, что вместо живого исполнения услышит запись. Здесь дело в музыкальных пристрастиях каждого. Можно только сказать, что на сборных концертах вероятность использования фонограмм значительно увеличивается.

Мне же хотелось бы обратить внимание на один неочевидный нюанс. Как уже было сказано, фонограмма – объект смежных прав, и права на нее далеко не всегда принадлежат исполнителю («звезде»). Чаще это продюсер или звукозаписывающий лейбл. Аналогичная ситуация имеет место с названиями коллективов, а иногда и с псевдонимами исполнителей, что с точки зрения правового регулирования вполне возможно. Для справки – первый состав коллектива «Бурановские бабушки», занявший второе место на фестивале «Евровидение-2012», в настоящее время выступает под названием «Бабушки из Буранова».

Так что в случае конфликта «звезды» и продюсера может возникнуть ситуация, когда слушатель придет на концерт, где не только услышит лишь студийную запись старого хита, но и увидит на сцене других людей с микрофонами (думаю, пример из начала 90-х читатель сам приведет).

Дисклеймер: данная статья не содержит утверждений об использовании фонограмм во время выступлений конкретных исполнителей и не содержит обвинений в адрес конкретных организаторов концертов.

А вам известна отечественная судебная практика по поводу использования фонограмм на концертах?

Пять способов отличить «фанеру» от живого звука. Советы «Труда»

Выступления под фонограмму в России до сих пор не запрещены законом. «Труд» предлагает пять способов, при помощи которых можно самим разоблачить «фанерщиков»

1. Голос певца звучит слишком ровно

Любое интенсивное движение сказывается на пении — именно поэтому фразы в танцевальных песнях неизбежно короче, чем в лирических медляках. Если характер пения никак не меняется, пока артист прыгает по сцене, и вы не слышите его дыхания — это признак включенной «фанеры».

Один из самых известных борцов за живой звук, автор так и не принятого в 2007 году законопроекта Мосгордумы «О фонограмме» Андрей Ковалев рассказал «Труду» о самом частом контраргументе защитников «фанеры» на эстраде: «Однажды между Мадонной и Элтоном Джоном развернулась полемика. Сэр Элтон заявил: «Дорогая Мадонна, я зашел на твой концерт, и что же? Половину песен ты исполнила под фонограмму». Мадонна ответила: «Да, дорогой Элтон, потому что я на сцене прыгаю и танцую». Элтон возразил: «Но я заплатил не за то, чтобы смотреть, как ты прыгаешь, а за то, чтобы слышать твое пение».

То, что сказала Мадонна, — конечно же, отговорка. Даже при самой большой интенсивности движений можно нормально петь. Посмотрите, как работают Slipknot. Или Iron Maiden — их лидеру Брюсу Дикинсону за 60, а какой вокал выдает, бегая по сцене! Все дело в желании и физической форме. Прекрасный способ тренировки — пение в сочетании с бегом на дорожке тренажера. И у нас есть активно танцующие люди, поющие при этом исключительно вживую. Например, Анжелика Варум и Леонид Агутин — они даже от организаторов корпоративов, не говоря уж об афишных концертах, требуют, чтобы была аппаратура для живого звука.

2. Следите за руками звукорежиссера

Если вы сидите в зале недалеко от пульта звукорежиссера, последите за его работой. Некоторые артисты — например, Глюкоза — записывают отдельно инструментальное сопровождение и собственный голос. Это дает возможность следующей манипуляции: в какие-то моменты певец может протянуть микрофон зрителям — дескать, попойте сами и убедитесь, что звук живой. В эти секунды следите за звукорежиссером: если он резко двинул одной из ручек вверх — скорее всего, он ввел на полную мощность микрофон солиста, и теперь звук действительно живой. А до того была «фанера».

«Все рок-музыканты работают вживую, — считает Андрей Ковалев. — Как и все шансонье. А вот поп-певцы — в среднем пятьдесят на пятьдесят. Например, Филиппа Киркорова я не понимаю — великолепный певец, мог бы всегда петь вживую, но до 30 процентов песен исполняет под фонограмму. Дима Билан использует так называемые даблы: накладывает живой голос на им же записанные треки, так что живого звучания там всего 20–30 процентов. Борис Моисеев работает только под фонограмму. А вот Николай Басков, Валерий Меладзе, Олег Газманов или „Ранетки“ всегда поют вживую».

3. Говорит одним голосом, поет другим

Сегодня исполнители любят всяческие воззвания к публике: «Какие вы замечательные!», «Где ваши руки?» и так далее. Эксперты советуют проследить за этим. Если при одинаковой силе голоса его тембр в разговорном варианте сильно отличается от того, что звучал в песне, это верный признак использования фонограммы. Так, например, бывает при съемках большинства телевизионных программ, которые по традиции пишутся под готовую звуковую дорожку.

4. Телекамера — спутница «фанеры»

Если вы увидели в зале краны с телекамерами, можете быть на 90 процентов уверены: здесь звучит «фанера». А если концерт сборный, то есть проходит с участием множества артистов, то и на все 100. Потому что невозможно быстро настроить аппаратуру под каждого артиста. «По своему опыту работы в группе „Пилигрим“ знаю, что на настройку звука уходит не меньше трех часов, — говорит Ковалев. — Конечно, на сборных концертах никто этого не делает. Но в таком случае зрители должны задуматься: а стоит ли зрелище тех больших денег, которые они за него заплатили? Ведь, по сути, их сделали статистами, то есть это им должны платить за съемки, а не они».

Итак, все «Песни года» и им подобные действа — сплошная «фанера». Хотя на самом деле мы далеко ушли от тех времен, когда несовершенная аппаратура не позволяла записать качественный звук на живом шоу. Сегодня такая возможность есть. На некоторых телешоу звук уже живой и очень качественный. Так что все дело в желании или нежелании телевизионщиков возиться с живой акустикой.

5. Прямо как на диске

Живое исполнение всегда имеет какие-то индивидуальные особенности и шероховатости. Тут ритм немного ускорился, там мелодическое украшение добавилось: Если же вы слышите пение, до мельчайших деталей совпадающее с известной по дискам и радиоэфиру фонограммой, то это значит, что именно она здесь и звучит.

Впрочем, этот способ не всегда работает. «Некоторые мастера идут на ухищрения, — рассказал „Труду“ Андрей Ковалев. — Те звезды, которым позволяют средства, пишут специальный концертный „плюс один“ с некоторыми как бы шероховатостями исполнения. Например, София Ротару в 1970-х записала фонограмму с нарочитым киксом, будто у нее срывается голос. Она в этом месте мило извинялась, и у публики создавалось впечатление живого пения».

Опрос: «Фонограмма — это зло?»

Иосиф Кобзон, певец: «Нет конкретных мер наказания за фонограмму»

— Когда я был председателем комитета по культуре Госдумы, мы много на эту тему говорили. Есть закон о защите прав потребителей, но нет механизма его исполнения и нет мер наказания. Нужно создавать штат контролеров — не в составе Роспотребнадзора, а новый орган.

Иосиф Пригожин, продюсер: «Фонограмщики ушли в корпоративы»

— Те, кто существует за счет публичных концертов, работают живьем. А фонограмщики ушли в корпоративы. На сборных концертах фонограмма может быть. У нас не принято, когда один живой оркестр сопровождает всех певцов программы.

Илья Черт, рок-музыкант: «Фонограмма — это ложь»

— В рок-музыке, в отличие от попсы, фонограмму представить невозможно. Это называется ложь. Когда на сцене открывают рот и виляют попой под чью-то запись — свою, а бывает, что и чужую. Разговоры о том, что в каких-то шоу живой звук создает технические сложности, — отговорка.

Вячеслав Бутусов, рок-музыкант: «Нужно воспитывать совесть в людях»
— «Фанера» проникла в наш концертный бизнес ровно настолько, насколько позволяет наш концертный бизнес. Поскольку у нас понятие “бизнес” сильно извращено и означает всего лишь примитивную схему: поменьше отдать – побольше забрать, то вся наша концертная деятельность выглядит как грабёж по Остапу Бендеру. Почему рокеры обычно работают живьем, а попса часто – под «фанеру»? Рокеры – аскеты, им не обязательно сладко кушать и мягко спать. Благодаря такому распределению душевного внимания им удаётся уделять большее время полезным аспектам этой жизни.

А чтобы избавиться от этого зла, нужно воспитывать совесть в людях, тогда нам всё будет по плечу, и даже более серьёзные задачи, чем борьба с немой музыкой.

Фонограмма вне закона

Китай

По закону, изданному в 2008 году, за нарушение полагается штраф до 20 000 долларов и пожизненное лишение концертной лицензии.

Туркменистан

В 2005-м президент Сапармурат Ниязов своим указом запретил фонограмму на культурных мероприятиях и свадьбах.

Молдова

В 2008-м Министерство культуры запретило фонограмму на официальных концертах, проводимых за государственные деньги.

Исполнение под фонограмму

Смотреть что такое «Исполнение под фонограмму» в других словарях:

  • Фонограмма голоса — Исполнение под фонограмму техника, при которой звук, записанный отдельно (фонограмма), синхронизируется с движениями исполнителей. В музыке различают «минус фонограмму» (сленг. «минусовка») запись аккомпанемента, и «плюс фонограмму» (сленг.… … Википедия

  • Janet Jackson’s Rhythm Nation 1814 — Студийны … Википедия

  • Фонограмма — У этого термина существуют и другие значения, см. Исполнение под фонограмму. У этого термина существуют и другие значения, см. Фонограмма (лингвистика). Фонограмма (от греч. φωνή звук и γράμμα запись) запись, сохраненная на звуковом носителе.… … Википедия

  • L’italiano — L italiano Исполнитель Тото Кутуньо Альбом L italiano Дата выпуска февраль 1983 Дата записи 1983 … Википедия

  • Муз-ТВ — ЗАО «ТВ Сервис» ООО «Муз ТВ Операционная компания» … Википедия

  • Премия Муз-ТВ — Ежегодная национальная телевизионная премия в области популярной музыки Муз ТВ (более известная как Премия Муз ТВ) вручается телеканалом Муз ТВ с 2003 года. Тройки (впоследствии пятерки) номинантов по каждой номинации формируются на… … Википедия

  • Фанера (значения) — Фанера многослойный древесный строительный материал, склеенные слои шпона. Также слово фанера может означать: Исполнение под фонограмму «Фанера 2» (НИАИ 1, англ. NIAI LK 1) советский лёгкий самолёт 1933 года «Фанера из … Википедия

  • Премия «Грэмми» лучшему новому исполнителю — Премия «Грэмми» лучшему новому исполнителю … Википедия

  • Спирс, Бритни — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Спирс. Бритни Спирс … Википедия

  • Мираж (группа) — Мираж Группа «Мираж» в составе Наталии Гулькиной и Маргариты Суханкиной на фес … Википедия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *