Моторное масло какой класс опасности

  • автор:

Отходы моторных масел. Состав и расчёт

Трансмиссионные жидкости и другие смазочные материалы имеют ограниченный ресурс работы. Отработанное моторное масло меняет цвет со светлого на бурый и образует осадок. Отходы минеральных моторных масел различны по химическому составу и относятся к 3-му классу опасности. Как и прочие технические жидкости, гидравлические смазочные материалы подвергаются утилизации либо регенерации.

Отходы синтетических и полусинтетических моторных масел

Отработанные масляные продукты содержат от 10 до 30 химических веществ. Среди них — свинец, цинк и другие тяжёлые металлы, а также кальций, фосфор и полициклические органические соединения. Подобные компоненты устойчивы к распаду, отравляют почву, воду, а также вызывают клеточные мутации у растений и человека.

  • Минеральные масла имеют фракционный состав нефтеперегонки и почти не содержат присадок, стабилизаторов и галогенных реагентов.
  • Полусинтетические смазки получают модификацией натуральных масел путём введения присадок.
  • Синтетические аналоги — продукт химического синтеза.

Независимо от происхождения смазочные жидкости включает алканы с числом атомов углерода С12 – С20, циклические ароматические соединения (арены) и производные нафтена.

В результате эксплуатации масла подвергаются термическому воздействию. Как результат — органические циклы и нафтены окисляются, а цепи парафинов распадаются на более короткие. Присадки, модификаторы и асфальтосмолистые вещества выпадают в осадок. В подобном состоянии масло не отвечает эксплуатационным требованиям, а двигатель работает на износ. Отработанные продукты выбрасываются в атмосферу и представляют экологическую угрозу.

Методы переработки и утилизации

Масляные отходы восстанавливают в случае экономической рентабельности процесса. В противном случае отходные материалы сжигают либо подвергают захоронению. Способы регенерации:

  1. Химическое восстановление — сернокислотная обработка, щелочной гидролиз, обработка карбидом кальция.
  2. Физическая очистка — центрифугирование, отстаивание, многоступенчатая фильтрация.
  3. Физико-химические методы — ректификация, ионообменная фильтрация, экстрагирование, адсорбционное разделение, коагуляция.

Непригодные для регенерации масляные отходы очищают от тяжёлых металлов, эмульсионной воды, термостойких соединений. Полученную жидкость применяют в качестве топлива для котельных установок. Расчёт утиля производится в соответствии с формулой:

Мммо = Ксл×Кв×ρм×∑ Viм× Кiпр×Ni×Li / НiL×10-3,

где: Мммо — количество полученного масла (кг);

Ксл — индекс слива;

Кв — поправочный коэффициент процентного содержания воды;

ρм — плотность отходов;

Viм — количество залитой в систему смазочной жидкости;

Li — пробег гидравлической единицы в год (км);

НiL — норма годового пробега;

Кiпр — индекс примесей;

Ni — число работающих установок (двигателей).

Класс опасности

Жидкие отходы автомобильных, авиационных и других смазочных материалов относят к третьему классу опасности. Угрозу для окружающей среды представляют химически стойкие соединения нафтенового ряда. Подобные циклические реагенты приводят к изменениям в ДНК растений, аутосомным и онкологическим заболеваниям у человека. Тяжёлые металлы вызывают клеточные повреждения почек, лёгких и других органов. Хлорорганические и фосфорорганические вещества антипиренов синтетических масел провоцируют кашель, одышку, а в тяжёлых случаях приводят к остановке дыхания. Вредные отходы моторных масел сокращают популяцию птиц и других животных.

Применим ли ДОПОГ к перевозкам опасного груза (топливо) транспортом ВС РФ?

Здравствуйте Антон.

Применим ли ДОПОГ к перевозкам опасного груза (топливо) транспортом ВС РФ

Исходя из положений Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), оно не распространяется на транспортные средства, принадлежащие вооруженным силам.

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ)

Статья 1

Для целей настоящего Соглашения:
а) термин «транспортные средства» означает автомобили, тягачи с полуприцепами, прицепы и полуприцепы, соответствующие определениям, приведенным в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, за исключением транспортных средств, принадлежащих вооруженным силам одной из Договаривающихся Сторон или находящихся в ведении этих вооруженных сил;
http://docs.cntd.ru/document/5…

Также, это подтверждается и положениями соответствующего административного регламента, согласно:

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение N 4.

ПРИКАЗ

от 23 ноября 2016 года N 359

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам…

Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов

Круг заявителей

2. Заявителями, которым предоставляется государственная услуга, являются юридические лица или индивидуальные предприниматели (или их уполномоченные представители) (далее — заявитель), обратившиеся в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта — управления государственного автодорожного надзора (далее — управление Госавтодорнадзора).

12. Государственная услуга по выдаче разрешений компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащих условия перевозки опасных грузов.

14. Результатом предоставления государственной услуги является:
выдача разрешения компетентного органа на перевозку опасных грузов, на отнесение опасных веществ и изделий к номерам ООН, на применение отгрузочного наименования и классификационного кода опасных веществ и изделий, а также на применение тары при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом, содержащего условия перевозки опасных грузов (далее — ДОПОГ-разрешение);

отказ в выдаче ДОПОГ-разрешения.

Лаборатория ADR

Главная → Актуальные вопросы → 12/01/2012

12/01/2012

К какому классу опасности относится битум нефтяной?

В данном случае сначала нужно уяснить две вещи:

  1. Название «Битум нефтяной» (далее – битум) не характеризует однозначно физико-химические и опасные свойства, вещества, как например ацетон, этанол и пр. Это подтверждается тем, что мне удалось найти описание около 5 сортов битумов.
  2. Все опасные вещества (для автомобильного транспорта) перечислены в Перечне опасных грузов (таблица А главы 3.2 приложения А ДОПОГ). При этом для каждой позиции перечня в главе 2.2 ДОПОГ четко определены критерии, которым должно соответствовать вещество, чтобы относиться к данной позиции. Исключением являются позиции, к которым вещества относились по имеющемуся опыту, а не путем проведения испытаний, например № ООН 1230 метанол.

Теперь развеем заблуждение, по которому в некоторых странах или областях, все битумы относят к классу 3.

В Перечне опасных грузов имеется 6 позиций с № ООН 1999 ГУДРОНЫ ЖИДКИЕ. Каждая из этих позиций имеет описание, которое позволяет более точно определить, к какому грузу относится та или иная позиция (табл. 1).

Поскольку давление насыщенных паров приводиться в описании исключительно для определения требований к цистернам мы не будем его учитывать в дальнейшем в этой теме и таким образом уменьшим число рассматриваемых позиций до 3.

Сведения для идентификации битумов

№ ООН

Наименование и описание

Группа упаковки

Физико-химические свойство вещества

Примечание

ГУДРОНЫ ЖИДКИЕ, включая дорожный асфальт и масла, битум и разбавленные нефтепродукты

Вещество является жидким имеет температуру кипения выше 35°С и температуру вспышки ниже 23°С

ГУДРОНЫ ЖИДКИЕ, включая дорожный асфальт и масла, битум и разбавленные нефтепродукты

Вещество является жидким имеет температуру кипения выше 35°С и температуру вспышки 23°С или выше, но не выше 60°С

ГУДРОНЫ ЖИДКИЕ, включая дорожный асфальт и масла, битум и разбавленные нефтепродукты (имеющие температуру вспышки ниже 23°С и вязкие)

Вещество является вязким и имеет температуру вспышки ниже 23°СДля отнесения вещества к группе упаковки III необходимо дополнительно определить вязкость вещества по методу указанному в пункте 2.2.3.1.4 ДОПОГ

Для отнесения вещества к группе упаковки III необходимо дополнительно определить вязкость вещества по методу указанному в пункте 2.2.3.1.4 ДОПОГ

Учитывая вышеизложенное можно сделать обобщение, что «обычный битум» будет относиться к данным позициям Перечня опасных грузов только в том случае, если он будет разбавлен легковоспламеняющимися жидкостями и при этом эта смесь будет жидкой или вязкой и иметь температуру вспышки не более 60°С.

Битумы, гудроны и т.п., которые имеют температуру вспышки выше 60°С ни при каких условиях к данным позициям Перечня опасных грузов относится не могут.

Примечание. Под «обычным битумом» в данном случае я понимаю битум, который продается в мешках и является твердым в обычных условиях перевозки.

При каких условиях «обычный битум» все-таки будет являться опасным грузом? Таких случаев тоже 2:

  1. Если битум будет предъявляться к перевозке в нагретом состоянии (жидком) при температуре, равной его температуре вспышки или превышающей ее. Например, битум, имеющий температуру вспышки 80°С перевозится при температуре 90°С. В этом случае битум будет относится к № ООН 3256 и должен передаваться к перевозке как опасный груз № ООН 3256 ЖИДКОСТЬ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩАЯСЯ, Н.У.К. (Битум),
  2. Если битум перевозится или предъявляется к перевозке в жидком состоянии при температуре не ниже 100 °С и – если он имеет температуру вспышки – ниже температуры при которой он перевозится. Например битум, имеющий температуру вспышки 180 °С перевозится при температуре 100 °С. В данном случае битум будет относится к № ООН 3257 и должен передаваться к перевозке как опасный груз № ООН 3257 ЖИДКОСТЬ ПРИ ПОВЫШЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ, Н.У.К. (Битум). При этом транспортное средство должно обозначаться маркировочным знаком для веществ, перевозимых при повышенной температуре:

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия (с Изменением N 1)

ГОСТ 22245-90
Группа Б43

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

БИТУМЫ НЕФТЯНЫЕ ДОРОЖНЫЕ ВЯЗКИЕ

Технические условия

Viscous petroleum road bitumens.
Specifications

МКС 75.140
ОКП 02 5612

Дата введения 1991-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством химической и нефтеперерабатывающей промышленности СССР
РАЗРАБОТЧИКИ

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 12.02.90 N 191
Изменение N 1 принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 8 от 12.10.95)
За принятие проголосовали:

Наименование государства

Наименование национального органа по стандартизации

Республика Беларусь

Госстандарт Беларуси

Республика Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Российская Федерация

Госстандарт России

Республика Таджикистан

Таджикгосстандарт

Туркменистан

Главная государственная инспекция Туркменистана

Украина

Госстандарт Украины

3. ВЗАМЕН ГОСТ 22245-76

4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

5. Ограничение срока действия снято по протоколу N 4-93 Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 4-94)

6. ИЗДАНИЕ с Изменением N 1, утвержденным в июне 1996 г. (ИУС 9-96)
Настоящий стандарт распространяется на вязкие дорожные нефтяные битумы, предназначенные в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте дорожных и аэродромных покрытий. Обязательные требования к качеству нефтяных дорожных вязких битумов изложены в пункте 5 таблицы 1.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Вязкие нефтяные дорожные битумы изготовляют окислением продуктов прямой перегонки нефти и селективного разделения нефтепродуктов (асфальтов деасфальтизации, экстрактов селективной очистки), а также компаундированием указанных окисленных и неокисленных продуктов или в виде остатка прямой перегонки нефти в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке. Допускается использовать крекинг-остаток в качестве компонента сырья окисления.

1.2. Характеристики

1.2.2. По физико-химическим показателям битумы должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1.

1.2.3. Требования безопасности

1.2.3.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы являются горючими веществами с температурой вспышки выше 220 °С и минимальной температурой самовоспламенения 368 °С по ГОСТ 12.1.044.

1.2.3.2. Предельно допустимая концентрация паров углеводородов битумов в воздухе рабочей зоны — 300 мг/м в соответствии с ГОСТ 12.1.005. Содержание паров углеводородов в воздушной среде определяют по ГОСТ 12.1.014.

1.2.3.1, 1.2.3.2. (Измененная редакция, Изм. N 1).

1.2.3.3. Битумы являются малоопасными веществами и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-му классу опасности по ГОСТ 12.1.007.

1.2.3.4. При работе с битумами следует применять средства индивидуальной защиты согласно типовым отраслевым нормам, утвержденным в установленном порядке.

1.2.3.5. Помещение, в котором производится работа с битумом, должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.

1.2.3.6. При загорании небольших количеств битума его следует тушить песком, кошмой или пенным огнетушителем. Развившиеся пожары битума следует тушить пенной струей.

1.3. Требования охраны природы

1.3.1. Эффективными мерами защиты природной среды является герметизация оборудования и предотвращение разливов битума.

1.3.2. Отходы производства битума (газы окисления) обезвреживают сжиганием в печи дожига.

Таблица 1

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ПРИЕМКА

2.1. Вязкие дорожные нефтяные битумы принимают партиями.
Партией считают любое количество битума, однородное по показателям качества и сопровождаемое одним документом о качестве.

2.2. Объем выборки — по ГОСТ 2517.

2.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии.
Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.

2.4. Растяжимость при 0 °С и изменение температуры размягчения после прогрева изготовитель определяет периодически не реже одного раза в 10 дней, температуру вспышки — не реже одного раза в месяц.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.5. При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний изготовитель переводит испытания по данному показателю в категорию приемосдаточных до получения положительных результатов не менее чем на трех партиях подряд.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Пробы вязких дорожных битумов — по ГОСТ 2517. Масса объединенной пробы каждой марки битума должна быть не менее 0,5 кг.

3.2. Температуру хрупкости битумов марок БН допускается определять по номограмме (приложение 3).

3.3. Изменение температуры размягчения после прогрева вычисляют как разность температур размягчения, определенных по ГОСТ 11506 до и после испытания на прогрев по ГОСТ 18180.

4. МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Маркировка, транспортирование и хранение битумов — по ГОСТ 1510.

5. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

5.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества битумов требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий транспортирования и хранения.
Технологией производства гарантируется сцепление битумов марок БНД с эталонным мрамором по образцу N 2 по ГОСТ 11508 методом А.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2. Гарантийный срок хранения битумов — один год со дня изготовления.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (рекомендуемое). ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БИТУМОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рекомендуемое

Таблица 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДЕКСА ПЕНЕТРАЦИИ БИТУМА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

Таблица 3

Продолжение табл.3

Продолжение табл.3

Примечание. При промежуточных значениях глубины проникания иглы при 25 °С индекс пенетрации определяют интерполяцией или по формуле

где

где — глубина проникания иглы при 25 °С, 0,1 мм;
— температура размягчения, °С.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (обязательное). НОМОГРАММА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ХРУПКОСТИ ДОРОЖНЫХ БИТУМОВ МАРОК БН

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное

Примечания:

1. Цифры на прямых — глубина проникания иглы при 25 °С.

2. При , равном или большем 0,27, его значение необходимо брать с поправкой по графику ().
Например:
По графику: () с поправкой 0,27.
На оси ординат номограммы () отмечают значение с поправкой 0,27 и проводят линию, параллельную оси абсцисс до пересечения с линией, соответствующей. Из точки пересечения опускают перпендикуляр до пересечения с осью абсцисс, где и находят температуру хрупкости минус 19 °С.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Нефтяные продукты. Парафины. Церезины.
Битумы. Технические условия: Сб. ГОСТов. —
М.: ИПК Издательство стандартов, 2005

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *