КоАП РФ проживание без регистрации

  • автор:

На территорию России прибывает множество иностранных граждан. Чтобы их нахождение в стране оставалось законным, необходимо соблюдение правил регистрации.

Регистрация иностранцев

Согласно закону «О миграционном учёте», все иностранцы, въехавшие на территорию России, должны оформить временную регистрацию. На это даётся неделя. Зарегистрироваться необходимо по адресу пребывания: в арендованном жилье, квартире родственника или друга и т. п. Регистрацией занимается собственник помещения. Она происходит в уведомительном порядке, то есть разрешение не требуется. Для этого нужно обратится в миграционную службу, на почту или в МФЦ.

Срок временного пребывания составляет не больше 90 дней. При желании остаться на более долгое время необходимо оформить разрешение на временное проживание. Оно выдаётся на три года. Но для получения РВП придётся соответствовать ряду требований. Кроме того, количество разрешений ограничено, так как оно выдаётся по квоте. Оформление регулируется 6-й статьёй закона «О правовом положении иностранных граждан».

После получения РВП можно оформить вид на жительство (если для этого есть основания). Требования и правила описаны в 8-й статье закона «О правовом положении иностранных граждан». Законное нахождение иностранца в РФ возможно только в трёх вариантах: с регистрацией в качестве временно пребывающего, с разрешением на временное проживание или видом на жительство.

Различия между этими статусами представлены в таблице:

Временная регистрация РВП ВНЖ
Срок действия не более 90 дней за полгода 3 года 5 лет
Оформление уведомительное по решению УФМС в пределах квоты по решению УФМС
Продление возможно в пределах максимального срока нет да

Нарушение правил регистрации

Наказание полагается в таких случаях:

  1. Не оформлена регистрация.
  2. Истёк её срок (или время действия РВП или ВНЖ).
  3. Документы утеряны, а на восстановление не подаётся.
  4. Регистрация фиктивная.
Неоформленная или просроченная Фиктивная
Если данные неверны не сообщили об изменениях

случайная ошибка

заведомый обман
Повторяемость единичные случаи часто по одному адресу регистрируется множество людей
Квалификация административное правонарушение

При изменении личных данных необходимо в течение трёх дней уведомить об этом миграционный отдел. Для этого пишется заявление в свободной форме.

Заместитель начальника УФМС г. Москва П. Б.Софронов

Читайте также статью ⇒ Процедура получения РВП (документы) в 2020 году.

Размер штрафа

Не оформленная или просроченная регистрация (или потеря соответствующих документов) наказывается в соответствии со статьёй 18.8 КоАП. За это иностранцу придётся выплатить штраф штраф от 2 до 5 тысяч рублей. В Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях штраф увеличен до 5-7 тысяч рублей. Возможно (но не обязательно) выдворение за пределы РФ. После выдворения, в соответствии с 26-й статьёй закона «О порядке въезда в РФ», въезд будет запрещён на три года.

За повторное нарушение (в течение года) наказание увеличивается. Штраф составит уже 5-7 (или 7-10) тысяч. А выдворение станет обязательным.

Собственник, не сообщивший о своём жильце, также должен заплатить штраф. Для частных лиц его размер такой же, как и для иностранцев. А для юридического лица он увеличен до 2500700 тысяч рублей. Это относится к организациям, предоставляющим приглашающим сотрудников из-за рубежа и предоставляющим им жильё.

Как и где оплатить штраф?

После того, как выявлено нарушение, составляется протокол. В нём указывается сумма штрафа и реквизиты получателя. Если штраф выписан без достаточных оснований, его можно обжаловать в суде. На это отводится десять дней с момента вручения.

Оплатить штраф необходимо в течение двух месяцев. Для этого существует несколько способов:

  1. В кассе миграционного отделения, если она есть.
  2. Лично в любом банковском отделении.
  3. В терминале самообслуживания. Их не только размещают в банках, но и в торговых центрах, станциях метрополитена и других местах с большим потоком людей.
  4. Онлайн через интернет-банкниг.

Важно! Предоставлять квитанцию или чек не обязательно. Но их желательно сохранить для подтверждения оплаты на случай каких-либо сбоев и т. п.

Фиктивная регистрация

Во время оформления законного нахождения в стране указывается адрес пребывания. Если иностранец не живёт в этом месте, регистрация считается фиктивной. Это уголовное преступление, описанное в статье 322.2 УК. Наказанием может быть штраф, принудительные работы или лишение свободы. Оно накладывается на собственника жилья, оформившего временное пребывание. Строгих критериев фиктивности законодательство не содержится, но на практике они могут быть такими:

  1. Регистрация слишком большого количества приезжих, без соблюдения учётной нормы площади на человека. Она различается в зависимости от региона. Например, для Москвы это 10 квадратных метров.
  2. Непригодность помещения для проживания.
  3. Ничтожно малая доля в собственности на жильё (одна сотая, одна тысячная).

Освобождение

В некоторых случаях возможно освобождение от ответственности. Один из них – просрочка по уважительной причине, например, тяжёлой болезни, смерти родственника или длительной командировке. Но понадобятся доказательства.

Если штраф выписали раньше, чем через 7 дней после приезда, его необходимо обжаловать. Во всех подобных случаях следует обратиться в прокуратуру. Пишется заявление, в котором подробно излагаются обстоятельства. Если прокуратура не освободит от штрафа, придётся обращаться в суд.

Уголовная ответственность тоже наступает не всегда. От неё могут освободить человека, который способствовал раскрытию данного преступления (например, сам сообщил о нём).

Основные ошибки и вопросы

Ошибка № 1. При намерении продлить срок пребывания необходимо обратиться в миграционные органы заранее. Если срок действия закончился хотя бы день назад, это будет считаться просрочкой.

Ошибка № 2. При заполнении уведомления указывается цель прибытия. Если в дальнейшем выяснится, что на самом деле иностранец прибыл с другой целью, регистрация может быть признана недействительной.

Ошибка № 3. При переезде по другому адресу в пределах России необходимо переоформить регистрацию.

Пример. Гражданин Белоруссии во время отпуска приехал в Санкт-Петербург. Сначала он остановился и зарегистрировался в гостинице. Но затем встретил старого приятеля и перебрался к нему. Хозяин квартиры отправил уведомление в УФМС по почте.

Уведомление о прибытии

Вопрос № 1. Что делать, если потерял документ о регистрации?

Следует обратиться в то отделение ФНС, которое выдало уведомление о постановке на учёт по месту регистрации. По заявлению иностранному гражданину сделают дубликат.

Вопрос № 2. Что нужно сделать после того, как иностранец покинул пределы России?

В течение трёх дней необходимо уведомить об этом УФМС. Для этого сдаётся отрывная часть уведомления, которая до этого находилась у иностранного гражданина. Её можно передать лично или отправить по почте.

Читайте более подробно: Штраф за отсутствие регистрации иностранного гражданина по месту пребывания (ответственность) в 2020 году

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Меры административного принуждения играют важную роль в предотвращении, пресечении нелегальной миграции и привлечении виновных к ответственности. Приоритетным направлением в деятельности органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, является миграционный контроль, включающий в себя меры по предупреждению и пресечению нелегальной миграции, контроль за пребыванием и проживаем иностранных граждан и лиц без гражданства, контроль и надзор за соблюдением работодателями правил привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о миграционном учете, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные составы административных правонарушений установлены статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Принимающая сторона привлекается к административной ответственности в случае, если: не выполнила обязанности, связанные с оформлением документов, на право пребывания, проживания, передвижения и выезда иностранного гражданина (ч. 1 ст. 18.9); не приняла меры по своевременному выезду за пределы РФ иностранного гражданина (ч. 2 ст. 18.9); предоставила жилое помещение незаконно (ч. 3 ст. 18.9); не уведомила орган миграционного учета о пребывании иностранного гражданина либо его убытии (ч. 4 ст. 18.9); предоставила об иностранном гражданине заведомо ложные сведения или подложные документы (ч. 2 ст. 19.27).

По части 3 статьи 18.9 КоАП РФ принимающая сторона несет ответственность, если предоставила жилое помещение или транспортное средство либо оказала иные услуги иностранному гражданину, находящемуся на территории Российской Федерации нелегально (с нарушением срока пребывания). Наказывается любое содействие не легализовавшемуся в России иностранцу (за исключением услуг, которыми обеспечиваются его фундаментальные права, — например, оказание медицинской помощи).

Состав части 4 статьи 18.9 КоАП РФ специально предназначен для принимающей стороны, не исполнившей обязанности в связи с осуществлением миграционного учета. Основные обязанности принимающей стороны установлены статьей 20 Федерального закона, в том числе предоставление не позднее 7 рабочих дней в орган миграционного учета уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в случае, если данный иностранный гражданин постоянно проживает в Российской Федерации, а также в случае если данный иностранный гражданин временно проживает или временно пребывает в Российской Федерации.

Для разных категорий иностранных граждан установлены различные сроки их максимального пребывания на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом. Срок временного пребывания в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче ему патента, продлении срока действия патента или переоформлении патента.

Для иностранных граждан — трудящихся государств-участников договора об Евразийском экономическом союзе (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизстан) срок временного пребывания (проживания) на территории государства трудоустройства определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного с работодателем или заказчиком работ.

Таким образом, заявленный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может меняться, и принимающая сторона обязана уведомить орган, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении такого срока в течение трех рабочих дней.

За указанные правонарушения КоАП РФ предусматривает назначение виновным наказаний в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот до пятисот тысяч рублей.

Отдельно следует отметить, что статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за организацию незаконного пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации. Объективную сторону преступления составляют активные действия по организации незаконного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

Миграционная служба напоминает, что знания требований федерального законодательства и соблюдение простых правил в сфере миграционного учета позволят избежать ошибок и, как следствие, административной и уголовной ответственности.

Пресс-служба МВД по Республике Алтай

Что такое фиктивная регистрация иностранных граждан и какая может быть за нее ответственность?

Иностранные граждане, приезжающие в РФ для длительного проживания и заработка, обязательно должны оформить регистрацию по месту своего пребывания. Свидетельством законности является штамп в паспорте, с указанием адреса прописки, который должен совпадать с адресом, где фактически находится мигрант. В ином случае ее могут признать фиктивной. Нарушение этого правила грозит выдворением мигранта из России с последующим наложением запрета въезда в страну на срок от 3 до 10 лет. Но не все мигранты могут получить прописку законно. В таком случае некоторые фирмы, а также собственники жилья предлагают прописать мигранта на своей жилплощади по фальшивым документам и без предоставления права проживать на ней за денежное вознаграждение. Так происходит фиктивная регистрация иностранных граждан.

Что такое фиктивная прописка (регистрация) иностранных граждан?

Понятие фиктивная регистрация (она же фиктивная прописка) не раскрывается в российской юридической терминологии. Ни уголовный, ни административный кодекс не устанавливают критериев определяющих неправомерность постановки на учет. Объективная сторона характеризуется предоставлением фальшивой информации. Субъективная часть предполагает прямой умысел.

Важно! Прописка и регистрация – это одно и то же, только слово «прописка» используется в быту, а термин «регистрация» применяется в законодательных и исполнительных документах.

По ФЗ № 5242-1 фиктивная регистрация включает следующие действия:

  • прописка гражданина, имеющего подданство другой страны, в жилое помещение без предоставления ему возможности жить по указанному в документе адресу;
  • предоставление фальшивой документации, необходимой для оформления прописки, в органы миграционной службы.

Правонарушение могут совершать как сами владельцы или арендаторы жилья, так и должностные лица за материальное вознаграждение. Все установленные факты получения регистрации нелегальным способом, относятся к данной категории правонарушений.

Для многих владельцев квартир и домов это становится своеобразным бизнесом. Желающих получить регистрацию очень много. Ведь ее наличие предполагает получение многих льгот, которыми пользуются граждане РФ. Это официальное трудоустройство, получение медицинского полиса, поступление в ВУЗы.

Вот так выглядит свидетельство о временной регистрации человека, прибывшего в РФ из другой страны.

Важно! Не обязательно гражданин получает фиктивную регистрацию, имея злой умысел. Это может произойти случайно, например, при обращении в сомнительные компании. Но в 90% случаев нелегальные мигранты знают, что совершают правонарушение.

Как проходит проверка?

Признать прописку фиктивной имеет право исключительно судебный орган. Основаниями для заведения дела является заявление сотрудника Миграционной службы или участкового уполномоченного полиции. Но часто инициаторами являются бдительные соседи.

После рассмотрения заявления сотрудник ФМС выполняет следующие действия:

  • проверяет фактическое пребывание мигранта по месту его прописки;
  • узнает, сколько граждан фактически прописано на жилой территории по общероссийской базе данных;
  • расспрашивает соседей о фактическом проживании этих граждан, проверяют место их работы;
  • проводит проверку документов о прописке;
  • при необходимости опрашивает всех лиц, проживающих в помещении.

Если сотрудник ФМС подозревает, что иностранный гражданин предоставил фальшивую документацию или ложные сведения при регистрации, то отправляется запрос в органы внутренних дел РФ для выяснения и проверки подлинности информации. Далее проводится расследование, и либо дело передается в суд, либо при отсутствии состава преступления проверка прекращается.

Так происходит проверка документов мигранта.

Виды наказаний

Хоть такое понятие, как фиктивная регистрация, в российском законодательстве отсутствует, это не означает, что за него не положено привлекать к ответу. За правонарушение грозит административное, а в некоторых случаях и уголовное наказание.

Отвечать за совершенное правонарушение будут сразу несколько сторон. Это должностные лица, допустившие оформление незаконной прописки, используя свое служебное положение. К уголовной ответственности могут привлечь широкий круг людей. Это могут быть владельцы санаториев, гостиниц, медицинских учреждений, и сотрудники, зарегистрировавшие нелегалов в этих жилых помещениях. Также сюда относят любого владельца или арендатора жилплощади, который регистрирует одного или несколько лиц на квадратных метрах своей квартиры или домовладения. Обвинение предъявляется и самому иностранцу.

Обратите внимание! Регистрация признается незаконной только в случае, если имеются доказательства факта осведомленности должностного лица о совершаемом им преступлении.

Если ранее в судебной практике применялась только административное наказание, а именно штраф за фиктивную регистрацию иностранных граждан, то с 2013 года и по настоящее время положена и уголовная ответственность. Такие меры пришлось применять в связи с огромным потоком нелегальных мигрантов, хлынувшим из близлежащих стран из-за нестабильной экономической, политической ситуации, а также по причине военных действий. Что привело к возникновению частных компаний, оформляющих регистрацию для вновь прибывших мигрантов нелегально и за большие деньги.

В законодательстве РФ имеется статья, в которой предусмотрено наказание за нелегальную прописку мигрантов в жилом помещении, и противоправную постановку таких лиц на учет в ФМС. Это статья 322.2 УК РФ.

Административное наказание

Меры административной ответственности за фиктивную регистрацию рассмотрены в следующей таблице:

Статья КоАП РФ

За что грозит наказание?

№ 19. 15.1 Отсутствие штампа о российской прописке в паспорте, проживание на жилплощади с регистрацией, у которой истек срок.
№ 18. 8 часть 1.1 Отсутствие необходимой документации, подтверждающей право иностранца или человека без гражданства проживать в РФ. Непредоставление своевременной информации в органы МВД в случае утери таких документов.
№ 19.27 Предъявление в органы миграции фальшивой документации или не предоставление никакой документации.

Уголовная ответственность

В уголовном кодексе ответственность за незаконную прописку иностранцев регулирует статья 322.2 УК РФ. А также статья 327 УК РФ, в которой речь идет об изготовлении и сбыте поддельных документов.

Административное и уголовное наказание предусматривает:

  1. Штрафные санкции. За незаконную прописку человека, являющегося подданным иностранного государства, у которого отсутствует российское гражданство, закон предусматривает штраф от 100 000 до 500 000 рублей или доход человека за 3 года. Причем с мигранта возьмут штраф в размере 5000 рублей, а с зарегистрировавшего его человека 100 — 500 тысяч.
  2. Работы принудительного характера сроком до 3 лет.
  3. Тюремное заключение до 3 лет. В состав преступления включают и дачу взятки за противоправные действия.

Важно! Лицо, которое совершило такое правонарушение, имеет право на смягчение наказания, если оно оказывает содействие в процессе расследования.

Наказание для владельца или арендатора жилого помещения

Принимающей стороне, которая предлагает свои незаконные услуги, грозит ответственность за фиктивную регистрацию иностранных граждан. Первоначально владельцев жилой площади штрафуют или назначают общественные работы, то есть применяют статьи КоАП. К уголовной ответственности привлекаются юридические лица или обычные граждане, которые уже получали за подобное деяние административные наказания, но продолжают заниматься противоправной деятельностью.

Парадокс, но наказание может получить собственник квартиры или дома, где ранее проживал и был зарегистрирован мигрант. Такое возможно, если временно прописанный жилец съезжает, а владелец или арендатор помещения не обращается в ФМС для снятия его с регистрационного учета. После истечения срока действия временной регистрации она автоматически аннулируется, а собственника через суд обяжут выплатить сумму штрафа или заставят выполнять исправительные работы.

Фиктивная регистрация иностранцев в России приводит к искажению статистики о количестве мигрантов, нет четкой картины их перемещения. В результате нелегалы занимают рабочие места граждан РФ, совершают преступления и при этом их практически невозможно задержать. Наказание за подобное правонарушение постоянно ужесточается. Следует об этом помнить, прежде чем идти на такое преступление.

Макарова Наталья Николаевна

Юрист коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, возмещением ущерба страховыми компаниями, защитой прав потребителя, а также дел, связанных с незаконным сносом ракушек и гаражей.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

Порядок регистрации иностранных граждан, а также правила регистрации иностранных граждан, имеющих дипломатические привилегии и иммунитеты, и членов их семей установлен соответственно ст. 21, 22 вышеуказанного Федерального закона.

3. В соответствии с комментируемой статьей в качестве административного правонарушения квалифицируется нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правового режима временного пребывания в РФ в случаях, предусмотренных рассматриваемой статьей.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.

Согласно ст. 25.6 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (статья введена Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 7-ФЗ) в зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию и цели его пребывания в Российской Федерации обыкновенные визы подразделяются на частные, деловые, туристические, учебные, рабочие, гуманитарные и визы на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища (о статусе визы, установленном указанным Федеральным законом, см. п. 2 комментария к данной статье КоАП).

Обыкновенная частная виза выдается на срок до трех месяцев иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию с гостевым визитом, на основании приглашения на въезд в Российскую Федерацию, оформленного по ходатайству гражданина Российской Федерации, или иностранного гражданина, получившего вид на жительство в Российской Федерации, или юридического лица.

Обыкновенная деловая виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления деловых поездок.

Обыкновенная туристическая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста, при наличии у него надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная туристическая групповая виза выдается на срок до одного месяца иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в качестве туриста в составе организованной туристической группы (не менее пяти человек), при наличии надлежащим образом оформленного договора на оказание услуг по туристическому обслуживанию и подтверждения о приеме организацией, осуществляющей туристическую деятельность.

Обыкновенная учебная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях обучения в образовательном учреждении.

Обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.

Обыкновенная гуманитарная виза выдается на срок до одного года иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления научных, или культурных, или общественно-политических, или спортивных, или религиозных связей и контактов, либо паломничества, либо благотворительной деятельности, либо доставки гуманитарной помощи.

Обыкновенная виза на въезд в Российскую Федерацию в целях получения убежища выдается иностранному гражданину на срок до трех месяцев при наличии решения федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о признании данного иностранного гражданина беженцем на территории Российской Федерации (сроки действия дипломатической визы, служебной визы установлены соответственно ст. 25.4, 25.5 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или срока, установленного названным Федеральным законом, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в РФ. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается МИД России или МВД России или его территориальными органами.

Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований вышеуказанного Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в РФ принимается территориальным органом МВД России, о чем делается отметка в миграционной карте.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под миграционной картой понимается документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в РФ, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в РФ.

4. Порядок передвижения иностранных граждан установлен ст. 11 вышеуказанного Федерального закона, согласно которой иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах РФ на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с данным Федеральным законом, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение.

Временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта Федерации.

Иностранным гражданам — сотрудникам дипломатических представительств и работникам консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудникам международных организаций, а также аккредитованным в Российской Федерации иностранным журналистам право на свободу передвижения в пределах РФ предоставляется на основе принципа взаимности, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 754. Согласно данному Перечню к указанным территориям, организациям, объектам относятся:

— территории закрытых административно-территориальных образований;

— территории с регламентированным посещением для иностранных граждан;

— территории, на которых введено чрезвычайное или военное положение;

— территории, на которых в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режим пребывания;

— территории закрытых военных городков;

— зоны проведения контртеррористических операций;

— зоны экологического бедствия;

— пограничная зона;

— объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;

— объекты, на которых размещаются органы государственной власти и иные органы и организации, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну;

— другие территории, организации и объекты, для посещения которых российским гражданам требуется специальное разрешение.

5. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ и Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 7-ФЗ).

В соответствии со ст. 29 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» транзитный проезд через территорию Российской Федерации осуществляется, как правило, без права на остановку.

Транзитный проезд через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации.

Транзитная виза иностранному гражданину не требуется в случае транзитного проезда этого иностранного гражданина через территорию Российской Федерации в безостановочном режиме на участках транспортных магистралей в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Согласно ст. 25.7 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» транзитная виза выдается на срок до 10 дней иностранному гражданину в целях транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Порядок транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию РФ определен ст. 29 — 32 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

6. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ либо органом внутренних дел или МИД России, если иное не предусмотрено международным договором РФ. В случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства ходатайствует о въезде в Российскую Федерацию для занятия трудовой деятельностью, российская виза ему может быть выдана только при наличии разрешения ФМС МВД России. Данное положение не распространяется на иностранных граждан — сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, сотрудников международных межправительственных организаций и членов их семей.

Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании (перевозчика пассажиров), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

О статусе ФМС МВД России см. п. 7 комментария к ст. 18.10.

7. Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.

8. Согласно ст. 25 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ. В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством РФ. Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является также надлежащим образом оформленный договор о туристической поездке.

В соответствии с Положением об оформлении приглашения в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. N 1142, приглашение является основанием для рассмотрения вопроса о выдаче российской визы иностранным гражданам и лицам без гражданства.

В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, при наличии действительного документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, приглашение является основанием для въезда в Российскую Федерацию без визы.

Приглашение в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства российским юридическим лицом оформляется МИД России или его представительствами на территории РФ, а там, где их нет, — соответствующими ОВД на основании письменного заявления этого юридического лица.

В случае, если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению гражданина Российской Федерации с целью встречи со своими родственниками или знакомыми, приглашение оформляется ОВД на основании его письменного заявления.

9. Исчерпывающий перечень оснований для безусловного отказа въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также перечень оснований, по которым выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен, определен соответственно ст. 27, 28 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

10. Данное правонарушение квалифицируется в момент нарушения режима временного пребывания иностранных физических лиц в Российской Федерации, а также правил транзитного проезда через территорию РФ.

По смыслу комментируемой статьи в качестве субъектов данного административного правонарушения рассматриваются все иностранные физические лица, допустившие предусмотренные этой статьей нарушения; наряду с иностранными гражданами и лицами без гражданства субъектами данного административного правонарушения могут быть также лица с двойным гражданством и подданные монархий. Об административной ответственности иностранных физических лиц см. комментарий к ст. 2.6.

11. Административная ответственность должностных лиц РФ за нарушение правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации определена ст. 18.9 КоАП.

12. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Статья 19.15. КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)

1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).

2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.

Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *