Картина монахи не туда приплыли

  • автор:

«Картина Репина: «Приплыли!»… Как часто доводилось Вам слышать от других или использовать самим эту фразу, ставшую «крылатой»?

Искренне надеемся, что такие случаи в Вашей жизни — редкость. Ведь её буквальный смысл заключается в крайне неудачном стечении обстоятельств. Такое выражение используют лишь при неожиданном попадании в неприятную ситуацию, из которой — к тому же — нелегко будет выбраться.

Соотечественники частенько задаются вопросом: «А как, собственно говоря, появилось это выражение?»

Те, кто твёрдо решает разобраться в этой художественно-лингвистической истории, стараются припомнить подходящую картину. Какое-нибудь занимательное полотно, на котором гений русской живописи девятнадцатого века изобразил бы нечто, подходящее по смыслу на историю о неудачном «круизе».

В нашей собственной «коллекции» ответов на этот вопрос помимо правильного варианта имеется великое множество истинных «перлов»; настоящих жемчужин остроумия и находчивости россиян, пытающихся при помощи эрудиции и логики отыскать решение этого каверзного вопроса.

В чём же его каверзность? А в том, дорогой читатель, что великий Илья Ефимович Репин никогда не писал картины ни с таким названием, ни со сходным семантическим содержанием.

Лев Соловьёв, «Монахи. Не туда заехали» 1870, холст, масло, Сумский ХМ

На самом деле жанровое полотно «Монахи», известное также под именем: «Не туда заехали», было написано выдающимся мастером живописи XIX—XX вв Львом Григорьевичем Соловьёвым. Это был человек огромного таланта, незаурядного художественного мастерства и неповторимой душевной глубины. Родившись в семье простых крестьян, свой жизненный путь он начинал с пастушьего ремесла. Ежедневный тяжёлый труд, однако, не помешал юному дарованию пользоваться любой представившейся возможностью, дабы практиковаться в рисовании углём, сажей, мелом. Даровитого мальчика заприметил приезжий священник и увёз в город Воронеж, где Лев Григорьевич и приобщился к искусству иконописи. Жажда знаний и творческого самосовершенствования в конце концов привела его в стольный Петербург. Шесть лет спустя успевший стать постоянным участником популярнейших столичных выставок и пополнивший своими работами легендарную Третьяковскую галерею Соловьёв по зову сердца оставляет столицу и уезжает на малую Родину, где возвращается к иконописи. А также открывает художественную школу для юных дарований, каким и сам когда-то являлся. Его вклад в отечественную культуру и искусство нельзя переоценить: его учениками были Куприн, Киселёва, Шмаров и многие другие. В грозные годы революций и общественных потрясений верный своему делу мастер не оставил трудов всей своей жизни, и при власти Советов занял ответственное и почётное место наставника талантливой молодёжи, при этом продолжая творить и сам.

Лев Соловьёв, «Сапожники», 1875, холст, масло, 42 х 48. ГТГ, Москва Изображены сестра художника В.Г. Лобкова и её муж Е.Ф. Лобков.

«Но что же насчёт «картины Репина: «Приплыли»?» — спросит нас внимательный читатель. Просим прощения за долгое отступление, возвращаемся к заявленной теме статьи. Итак, в рамках цикла жанровых картин герой нашего рассказа создаёт полотно с весьма ироничной и полной лукавого, но доброго озорства композицией.

«Монахи. Не туда заехали» 1870, фрагмент

На ней запечатлены женщины, купающиеся в реке. Некоторые уже успели сбросить одежду и погрузиться в воду, другие входят в неё, третьи всё ещё находятся на берегу. И на всё это великолепие молча взирают три монаха, чья лодка, увлекаемая течением реки, сделала их невольными созерцателями красоты. На лице молодого инока, держащего вёсла — оторопь и нерешительность, а вот более пожилой монах понимающе и чуть смущённо улыбается сложившейся курьёзности ситуации, в которую невольно оказался вовлечён.

«Монахи. Не туда заехали» 1870, фрагмент

И быть бы Соловьёву прославленным в веках своей остроумной художественной находкой, не расположи музейная администрация его картину рядом с работами Репина. Посетители, не давшие себе труда разобраться в авторстве полотна, приписали его создание Илье Ефимовичу, а заодно и сократили название произведения до лаконичного «Приплыли!». Вот так лучшее (по мнению большинства современных критиков) жанровое произведение Соловьёва обрело всенародную любовь и славу, став афоризмом. Вот только автором нарицательного: «приплыли» народная молва сделала не его, а более именитого коллегу. А жаль! Ведь имя Льва Григорьевича известно лишь узкому кругу экспертов и любителей живописи; было бы отрадно, если бы творческое наследие замечательного художника, а также в высшей степени достойного человека, посвятившего себя русской культуре и воспитанию блестящих мастеров нового поколения, было бы увековечено в широко известной присказке. Ведь ничто не привлекает внимание и не призывает ближе познакомиться с творчеством того или иного мастера, чем народная любовь и молва.

Так какую картину написал Репин: «Приплыли» или «Не ждали»?

Знаете ли вы что, что картина Репина «Приплыли» – вовсе не Репиным

написана, да и называется иначе — «Монахи (Не туда заехали)». Обитает картина на Украине, в Сумском художественном музее им. Никанора Онацкого, а написал ее современник Репина, воронежский художник и педагог Лев Соловьев, который также много занимался иконописью.

Впрочем, сюжет картины, несмотря на другое название, вполне укладывается в смысл, который вкладывают, вспоминая якобы произведение Репина. Когда ситуация приводит к конфузу участников, когда смешно и немножко стыдно, когда за поворотом (буквальным или аллегорическим) оказывается совсем не то, что предполагалось, мы выдыхаем и говорим: «Ну вот, картина Репина «Приплыли!». И улыбаемся – весело или саркастически в зависимости от ситуации.

Глядя на картину, к которой намертво пристало это название, сложно сохранить серьезность. Речка на околице, туманная погода, плохая видимость. На лодке – монахи. Уж неведомо, куда они направлялись, но явно в какое-то другое место. Но в тумане их лодку вынесло к берегу, на котором деревенские бабы моются. Эдакая женская баня на реке. Небось, монахам, когда туман прояснился и они оказались в окружении множества голых барышень, только и оставалось резюмировать: картина Репина «Приплыли»!

Забавности сюжету придает тот факт, что монахи отнюдь не отводят очи от искушений дьявольских, напротив, не сводят с девиц глаз. Особое обаяние в картину привносят двое озорных ребятишек, которые единственные смотрят, кажется, зрителю прямо в глаза. Кажется, они и нас поймали на совсем не монашеском разглядывании голых барышень, и сейчас захохочут: попались, мол. А нам останется только согласиться и кивнуть: «Картина Репина «Приплыли», не отрицаем, мол».

По всей вероятности, на одной из выставок не туда заехавшие «Монахи» соседствовали с работами Ильи Репина. По ассоциации с афористичным названием другой его работы – «Не ждали» – могло возникнуть это «картина Репина «Приплыли».

«Монахи (Не туда заехали)» автор Лев Соловьев. Сумской художественный музей им. Никанора Онацкого, Украина, Сумы

Описание картины «Не ждали»

Картина Репина «Не ждали» изображает внезапное возвращение ссыльного революционера. Позировали для картины жена Репина Вера Шевцова, их дочь, теща, друзья дома. Ссыльный написан с Всеволода Гаршина.

Примечательно, что обстановку Репин изначально определил, и комната в эскизах практически не изменяется, а вот персонажи в процессе работы подвергались значительным пертурбациям. Особенно долго художник бился над образом вернувшегося, мучительно подбирая нужные интонации. В Третьяковской галерее хранится эскиз, на котором «не ждали» девушку. Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку. Настроение этого варианта – радость от возвращения, радость встречи и даже ощущение сюрприза, почти новогоднего подарка. Совсем иным стал окончательный вариант.

Картина Репина «Не ждали» 1884 (художник будет дорабатывать ее до 1888-го) года показывает нам вернувшегося мужчину. Неожиданность, шок, который вскоре сменится радостью, – есть. Ощущения сюрприза нет и в помине. Изначально автор предполагал показать несломленного героя, борца за свободу. Но окончательный вариант – о другом. В нем сильны мотивы возвращения блудного сына и воскрешения. Герой напряженно и мучительно всматривается в лица родных: примут ли они его? Не вынесут ли и свой обвинительный приговор? Лицо вошедшего большей частью в тени, но настороженный взгляд огромных глаз нам виден. В них – вопрос и попытка оправдаться, в них дилемма между велением совести, которому он последовал, и тем фактом, что он покинул семью. Ждут ли его здесь? Как его встретят?

Рассмотрим обстановку: голый деревянный пол, скромные обои, всё очень чисто и довольно бедно – здесь явно нет лишних средств. На стене — фотографические портреты Шевченко и Некрасова, репродукция картины Карла Штейбена, посвященной Страстям Христовым, и убитый народовольцами Александр II (портрет кисти Константина Маковского). Портреты не оставляют сомнений в том, что ссылка имела политический подтекст. А библейские аллюзии дают понять, что возращение героя, претерпевшего множество мучений, подобно воскрешению из мертвых.

Мастерство Репина в полной мере отражено в выборе момента – пикового, самого острого: сын, муж, отец вернулся и уже вошел в комнату, испуганная впустившая его горничная и еще кто-то из прислуги стоят у двери и смотрят, как дальше будут развиваться события. А вот его родные осознают возвращение дорогого человека именно сию секунду. Старуха-мать и жена революционера в черных траурных одеждах. Мать привстала с кресла, протягивает вперед ослабевшую руку, мы не видим ее глаз, но догадываемся, что в них надежда, страх, радость и, скорее всего, слезы. Она пристально всматривается в мужчину, вошедшего в одежде каторжника, и сейчас окончательно узнает в нем сына.

Жена, сидевшая за пианино, встрепенулась, замерла, готовая в следующее мгновение вскочить и броситься на шею вошедшему. Глаза ее расширены, робкая радость пробивается сквозь недоверие и испуг, рука судорожно сжимает подлокотник. Девочка, вероятно, была совсем маленькой, когда отца сослали, она его не узнаёт, ссутулилась и смотрит настороженно, она взволнована непонятным ей напряжением, вызванным появлением этого странного человека. А вот мальчик постарше, он, напротив, весь вытянулся в направлении отца, приоткрыл рот, глаза его сияют и, вероятно, в следующее мгновение он радостно завизжит. В следующее мгновение будет всё: слезы вперемешку со смехом, объятия. А сейчас – миг, предшествующий этому, и в нём с невероятным мастерством отражены чаяния, страхи и надежды. Кисть Репина вывела происходящее из бытового контекста и придала монументальность, общечеловеческий фактор – речь не о конкретном вернувшемся ссыльном, речь о вере, любви, страхе, совести и надежде.

Впервые картина была показана на XII передвижной выставке. Равнодушным она мало кого оставила, мнения разделились на два противоположных лагеря. Близкий друг Репина критик Владимир Стасов говорил, что это «самое крупное, самое важное, самое совершенное его создание». А реакционная критика, не удовлетворенная сюжетом, разнесла картину в пух и прах, язвительно обыграв название. В «Московских ведомостях» вышла рецензия, заканчивавшаяся словами «жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путем подыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже, чем преступление, это — ошибка… Не ждали! Какая фальшь…».

Претензии к картине были даже у Павла Третьякова, что не помешало ему купить полотно в свою коллекцию.

А вот это первый вариант-эскиз картины «Не ждали»:

Вероятно, это курсистка, попавшая за политическую деятельность в ссылку.

Собран материал на базе статей Алены Эсауловой (с сайта https://artchive.ru)

Картина Репина «Приплыли»

Выражение — «картина Репина «Приплыли»» довольно часто встречается в разговорной речи. Как и многие другие фразеологизмы это крылатое выражение имеет интересную историю.
В этом выпуске альманаха для любознательных «Хочу всё знать» вы познакомитесь с этимологией выражения и его значением. А так же узнаете какое отношение имеет Илья Репин к этому фразеологизму.

Выражение «картина Репина «Приплыли»», значение и происхождение

Выражение — «картина Репина «Приплыли»», ставшее крылатым благодаря народному фольклору, относится к фразеологизмам разговорного стиля.

Значение

Фразеологические обороты используемые в устной речи, характеризуются большой образностью, нередко имеют шутливо-ироничную, шутливо-ласковую, и даже фамильярную окраску. Не является исключением и выражение — «картина Репина «Приплыли»», которое обозначает — конфуз, неловкое положение, или анекдотическую ситуацию.

Этимология

Разбираясь с историей происхождения этого выражения выяснилось, что у Репина нет и никогда не было картины с таким названием. Тогда откуда в русской разговорной речи появилось это крылатое выражение? Происхождением этого выражения мы, скорей всего, обязаны картине — «Монахи. Не туда заехали», написанной в 1870 году. Только принадлежит это полотно совсем не Илье Ефимовичу, а кисти художника Соловьева. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?

В основе сюжета картины – сцена купания женщин. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение. Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник сумел передать эмоции и изумление на лицах участников этой встречи.
О картине этой знают, или по крайней мере слышали, многие, а вот автор — художник-пейзажист и иконописец Лев Григорьевич Соловьев, незаслуженно забыт. Прекрасный художник, скромный труженик, рисовал жизнь людей самого простого звания. И если бы не курьёзная ошибка, произошедшая на выставке, никто бы о нём и не знал….
В 30-х годах ХХ века эта картина Л.Г.Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина. Возможно малограмотные посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. Народная молва дала картине совсем другое название — «Приплыли», по аналогии с известной картиной Репина — «Не ждали».
Почему возникла такая путаница в общественном сознании? Возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Со временем это выражение стало идиомой.
Таким образом полотно Л.Соловьева — «Монахи. Не туда заехали» получило известность как картина Репина «Приплыли». Ирония судьбы — единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты.

Картина Репина «Приплыли»

А была ли такая картина на самом деле?? )))

В сети появился мем про картину Репина «Приплыли» и я решила попробовать разобраться в этом вопросе, для общего саморазвития, и возможно кому-то из вас тоже будет интересно, а была ли такая картина на самом деле???

МЕМ ! Взято из интернета.

Многие из нас хоть раз в жизни употребляли речевой оборот «Картина Репина «Приплыли» выражая тем самым какую-то эмоцию, чаще всего это звучит как удивление и возмущение, ну типа : «Представляешь, я пришла на вечеринку, а на Светке точь такое же платье как и на мне, ну пипец ваще, «картина Репина приплыли»» Или например вы куда-то очень-очень спешите, едете на машине, торопитесь, и тут в вас врезается крутая иномарка, как минимум круче вашей на 50000 долларов. И вы такой думаете : ну кабздец, приплыли, Репин отдыхает.

Данная идиома, может применяться при различных ситуациях.

Самый главный вопрос : а была ли такая картина на самом деле или это чистой воды идиома?? Ответ: ДА !! Такая картина существует!! Но давайте углубимся и разберёмся в этом вопросе дальше.

И.Е Репин. 1879г. Взято из интернета.

Итак немного о самом сюжете данной картины : Небольшая речка, либо даже какой-то залив, где-то на окраине, скорее всего деревни, стоит туман, видны края двух берегов, на берегу присутствуют женщины, которые, скорее всего что-то стирают и купаются, так как в основном женщины раздетые до нага. С ними дети. Эдакая женская вечерняя сходка, для обмена спамом. Они болтают и смеются о чём-то своём, о женском. У них хорошее и приподнятое настроение. И в это женское вечернее действо, можно сказать нежданно, негаданно, вклинивается, лодка с монахами, мужеского пола. На лицах некоторое удивление, и как бы немой вопрос : Приплыли??? (а вернее будет сказать : какого лешего вам здесь надо ?)

Л.Г Соловьев «Монахи. Не туда заехали» . Взято из интернета.

И так с сюжетом картины, мы, мало-мальски разобрались, теперь выясним : какое отношение имеет И.Е Репин к данному произведению искусства? НИКАКОГО!! Никакого отношения Репин к этой картине не имеет!! Не писал Репин данной картины!!

Почему же пошла такая неразбериха ?? Оказывается , когда-то давным давно, один человек , будучи в одном из музеев нашей страны, увидел две картины со схожим сюжетом, картины , висевшие рядом друг с другом на стене музея , сыграли «шутку» с подсознанием человека, и он подумал что обе картины нарисованы одним и тем же автором. На самом же деле , та картина, о которой говорим мы, называется «Монахи. Не туда заехали», написал данную картину Лев Григорьевич Соловьев примерно в 1870 году.

И.Е Репин «Бурлаки на Волге» . Взято из интернета.

А картина, которая, скорее всего висела рядом, и которую написал действительно Репин, и при некоторой интерпритации, её тоже можно назвать «Приплыли», называется «Бурлаки на Волге». И как мы видим бурлакам совсем не до смеха, им приходится тащить такую тяжесть, на лицах можно прочитать выражение : Ну вот, блин, приплыли, тащи теперь это на себе…

Л.Г Соловьёв . Взято из интернета.

Комментарии 9

Соловьев Л. Г. «Монахи. Не туда заехали»

«Одно неловкое движение и ты отец». Этой гениальной фразой Жванецкого можно было бы охарактеризовать ту метаморфозу, приключившуюся вот с этой картиной.

Это полотно дало ход в истории другому устойчивому выражению, известному как «Картина Репина «Приплыли». Так мы говорим, когда попадаем в ситуацию конфуза, когда всем нам и смешно и стыдно, когда вдруг за поворотом судьбы мы видим совсем не то, что предполагали.

Вот тогда мы и говорим, грустно вздыхая «Ну вот, картина Репина «Приплыли!».

На самом деле это полотно вовсе не работа великого художника Ильи Репина. От него здесь лишь то, что когда-то эта картина презентовалась на одной выставке с работами Репина.

Было это в далеких 30-х годах прошлого века. В украинском городе Сумы в местном художественном музее проходила выставка работ Репина, а рядом с одной из работ расположили вот эту картину художника Соловьева. Называлась она «Монахи. Не туда заехали».

Автор этого полотна художник-пейзажист, иконописец, педагог, современник Репина Лев Григорьевич Соловьев.

Соловьев Л. Г. «Сапожники»

Скромный человек и прекрасный художник, он всю жизнь рисовал людей самого простого сословия. И если бы не этот исторический курьез с его картиной «Монахи. Не туда заехали», то никто бы о нем сегодня и не знал.

Сама работа была написана в 1870-годах. На картине изображены монахи в лодке, видимо, случайно приплывшие по реке к месту купания женщин.

Соловьев Л. Г. «Монахи. Не туда заехали», фрагмент

Видно, что на речке туман, по-крайней мере утро, туман видимо сходит, околица деревни, бабы моются с детишками. Трудно понять, куда направлялись монахи, но когда туман рассеялся, они поняли, что их лодку прибило явно не туда.

Забавно то, что заблудшие священники вовсе не отводят взоров от дьявольского искушения, от вида обнаженных девиц, смотрят во все глаза, как бы стараясь запомнить все до мельчайших деталей.

Соловьев Л. Г. «Монахи. Не туда заехали», фрагмент

И лишь двое озорных ребятишек понимают всю комичность ситуации, и смотрят нам, зрителю прямо в глаза, хитро и озорно улыбаясь. Такое ощущение, что пацаны поймали и нас в том, что мы вовсе не по монашески разглядываем моющихся баб.

Соловьев Л. Г. «Монахи. Не туда заехали», фрагмент

Вот-вот загогочут: «Ну что, попались!»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *