Каковы права и обязанности полиции

  • автор:

Содержание

К числу основных целей деятельности полиции не относится

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

б) защита национальных интересов Российской Федерации в сфере внутренних дел

47.К обязанностям полиции относится:

б) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах

48.Какие виды специальных средств могут применяться сотрудником полиции только при наличии соответствующего допуска, полученного в установленном порядке:

б) световые и акустические специальные средства, средства разрушения преград

49.Кто уполномочен принимать решение об оцеплении (блокировании) участков местности:

г) руководитель территориального органа или лицо, его замещающее

50.Какая из перечисленных организационных структур не может входить в состав полиции:

а) департамент

51.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

д) производство предварительного следствия по уголовным делам

52.К правам полиции не относится:

в) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств

53.Как засчитывается сотруднику полиции период осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти либо органа местного самоуправления:

а) в календарном исчислении

54.Какой сотрудник полиции имеет право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград:

в) сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск

55.Какие из перечисленных направлений относятся к деятельности полиции:

в) производство дознания по уголовным делам

56.К числу способов информирования полицией о своей деятельности государственных и муниципальных органы, граждан не относится:

б) информирование посредством проведения агитационных публичных мероприятий

57.Кто наделен полномочиями по установлению порядка формирования общественных советов при территориальных органах МВД России:

в) Президент Российской Федерации

58.Кому из задержанных лиц не предоставляется право на телефонный разговор:

в) лицам, уклоняющимся от исполнения административного наказания в виде административного ареста

59.Какое из перечисленных утверждений относится к принципам деятельности полиции:

б) общественное доверие и поддержка граждан

60.Какие действия обязан выполнить сотрудник полиции в отношении гражданина, получившего телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

д) оказать первую помощь, а также принять меры по предоставлению пострадавшему медицинской помощи в возможно короткий срок

61.Какие банки данных имеет право формировать полиция:

в) реестр лиц, прошедших государственную геномную регистрацию

62.Какой один из указанных вариантов действий, связанных с применением специальных средств, разрешается сотруднику полиции:

б) нанесение человеку ударов палкой специальной, за исключением ударов по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца

63. Кто принимает решение о применении водометов и бронемашин:

б) руководитель территориального органа МВД России с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов

64.Какие из указанных действий не имеет права выполнить сотрудник полиции для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления средней тяжести против собственности, и пытающегося скрыться:

б) применить огнестрельное оружие

65.Какую ответственность несет сотрудник полиции за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции» и другими федеральными законами:

г) сотрудник полиции не несет ответственности в указанных случаях

66.Кто является сотрудником полиции:

а) гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное Федеральным законом «О полиции»

67.К основным направлениям деятельности полиции не относится:

г) осуществление оперативно-розыскной деятельности

68.Какое полномочие не относится к деятельности полиции:

г) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности в соответствии с возложенными на них полномочиями

69.Могут ли сотрудники полиции привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни:

б) могут, при условии издания приказа с компенсацией ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели, либо с предоставлением дополнительных дней отдыха соответствующей продолжительности, присоединенных к ежегодному оплачиваемому отпуску, либо с выплатой денежной компенсации

70.Могут ли быть на полицию быть возложены иные обязанности, не предусмотренные Федеральным законом «О полиции»:

б) могут, только путем внесения изменений в названный Федеральный закон

71.Могут ли сотрудники полиции участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности:

г) могут, только по решению Президента Российской Федерации

72.Может ли сотрудник полиции обратиться по служебным вопросам к прямому начальнику:

б) может, поставив при этом в известность непосредственного начальника

73.На какой срок полиция может подвергнуть задержанию лицо:

г) не более 48 часов

74.На полицию возлагается обязанность:

б) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции

75.Надзор за исполнением полицией законов осуществляют:

б) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры

76.На полицию возлагается обязанность:

в) осуществлять розыск лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства

77.На полицию возлагается обязанность:

а) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб

78.Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются:

в) Министром внутренних дел Российской Федерации

79.На полицию возлагается обязанность:

г) оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий

80.На полицию возлагается обязанность:

в) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует

81.Не является препятствием для прохождения службы в полиции:

в) членство в профессиональном союзе (ассоциации)

82.На какой срок заключаются контракты о службе в органах внутренних дел с поступающими в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел:

а) не менее 5 лет

83.Назначение на должности высшего начальствующего состава полиции освобождение от этих должностей осуществляется:

г) Президентом Российской Федерации

84.Обязаны ли органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществлять финансовое обеспечение деятельности полиции:

а) да, но только в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации

85.Обязан ли сотрудник полиции уведомить близких родственников или иных близких лиц гражданина, которому причинены телесные повреждения в результате применения данным сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

б) да, обязан уведомить в возможно короткий срок, но не более 24 часов с момента причинения телесных повреждений гражданину

86.Обеспечение полиции оружием, боеприпасами, специальными средствами, продовольствием и обеспечение сотрудников полиции вещевым имуществом осуществляются по нормам, устанавливаемым:

в) Правительством Российской Федерации

87.Обязан ли сотрудник полиции уведомить прокурора о причинении гражданину ранения либо наступлении его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия:

в) да, обязан уведомить в течение 24 часов с момента наступления одного из указанных последствий

88.О каких случаях сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции о применении физической силы с представлением соответствующего рапорта в течение 24 часов с момента применения указанных мер:

г) о каждом случае применения физической силы, если причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации

89.В случае передачи заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, сотрудник полиции обязан уведомить об этом заявителя в течение:

б) 24 часов

90.Какой контроль осуществляется за деятельностью полиции:

а) государственный, ведомственный, общественный и судебный

91.О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение:

в) 24 часов

92.Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют:

а) общественные объединения

б) граждане Российской Федерации

в) Общественная палата Российской Федерации

г) общественные советы при федеральном органе исполнительной власти

д) все ответы правильные

Обязана ли полиция оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания?

г) да, но в порядке, определяемом совместно МВД России и ФСИН России

94.Одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции является:

в) общественное мнение

95.Обязан ли сотрудник полиции в выходной день, не находясь на службе, оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев:

в) обязан, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток

96.Обязан ли сотрудник полиции периодически проходить специальную подготовку со сдачей зачета на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия:

г) да, сотрудник полиции обязан проходить периодическую специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в указанных условиях;

97.Оплата труда сотрудника полиции производится в виде:

в) денежного довольствия, включающего в себя должностной оклад, оклад по специальному званию, а также дополнительные выплаты

98.О каждом случае задержания несовершеннолетнего полиция незамедлительно уведомляет:

г) его родителей или иных законных представителей

99.О задержании иностранного гражданина или подданного иностранного государства полиция уведомляет:

а) посольство (консульство) соответствующего государства в соответствии с законодательством Российской Федерации

100.Обязана ли полиция обеспечить гражданину возможность ознакомления с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы:

б) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

101.Подлежит ли сотрудник полиции обязательной государственной дактилоскопической регистрации:

б) да, в обязательном порядке

102.Помещения для работы на обслуживаемом административном участке сотруднику полиции, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, предоставляются:

в) органами местного самоуправления

103.Персональные данные, содержащиеся в банках данных подлежат:

г) уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей

104.Полиция не имеет права задерживать:

в) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

105.При осуществлении своих функциональных обязанностей сотрудник полиции не должен:

г) поощрять противоправную деятельность этнических и социальных групп, религиозных организаций

106.Предназначением полиции является:

в) защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности

107.При отказе гражданина подвергнуться личному осмотру при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся массовые мероприятия:

в) не допускать его на такие территории, участки местности и в такие общественные места

108.Полиция Российской Федерации это:

б) подразделения, организации и службы органов внутренних дел Российской Федерации

109.При приёме на службу в полиции устанавливается испытательный срок:

в) до шести месяцев

110.Перечень специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, а также боеприпасов, состоящих на вооружении полиции, устанавливается:

б) Правительством Российской Федерации

111.Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей не может использовать возможности:

а) незаконных вооруженных формирований

112.При проникновении в жилые помещения сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, в следующем случае:

в) для пресечения преступления

113.Порядок реализации прав, предоставленных полиции, если он не является предметом регулирования нормативных правовых актов Российской Федерации, определяется:

а) федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел

114.По каким основаниям полиция имеет право проводить оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов:

в) при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи

115.Полиция Российской Федерации не предназначена:

б) для защиты личной, общественной, государственной безопасности

116.Полиция имеет право задержать лиц, незаконно проникших либо пытавшихся проникнуть на охраняемые объекты, на срок:

в) до выяснения личности, но на срок не более 3 часов

117.Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается:

в) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

118.Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не применяет электронные формы:

б) проведения оперативно-разыскных мероприятий

⇐ Предыдущая123

Статья 2. Закона о Полиции РФ. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

  • защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
  • розыск лиц;
  • производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Комментарий к ст. 2 Закона о Полиции

1. Два основных направления деятельности полиции — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств и предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

2. Под личностью здесь понимается все и каждый находящийся на территории Российской Федерации гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства.

3. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, одной из основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью:

  • выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации;
  • выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств;
  • предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений;
  • пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления);
  • создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений.

4. Такое основное направление деятельности полиции, как предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, с одной стороны, подлежит расширительному толкованию, а с другой — должно быть ограничено подведомственностью правонарушений собственно полиции. Предупреждению со стороны полиции, а тем более пресечению подлежат не только преступления и административные правонарушения в том смысле, который в это понятие закладывает законодатель.

5. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. Административным правонарушением, соответственно, является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

6. Полиция же должна предупреждать и пресекать не только преступления и правонарушения, но и некоторые не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями общественно опасные и (или) общественно вредные деяния. К таковым следует относить, к примеру, действия невменяемых лиц или лиц, которые к моменту совершения деяния не достигли возраста, с наступлением которого возможно их привлечение к уголовной или административной ответственности. Данные действия, как и преступления, а также иные правонарушения предупреждать и пресекать полиция вправе и обязана лишь в пределах установленной законами (иными нормативными правовыми актами) своей компетенции.

7. Основным направлением деятельности полиции является также выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам. Причем выявлением и раскрытием преступлений и даже производством дознания занимается не только полиция, но и органы предварительного следствия, а равно некоторые иные правоохранительные органы. Выявление и раскрытие преступлений — это задача государства. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, как предусмотрено в ст. 2 Конституции РФ, — обязанность государства. Государство в лице определенных государственных органов, в том числе и полиции, принимает на себя обязанность выявить преступление, возбудить уголовное преследование в отношении лица, совершившего преступление, провести предварительное расследование, изобличить лиц, виновных в его совершении, независимо от условий, при которых преступление имело место, независимо от того, что по данному поводу думает пострадавший (потерпевший), желает он или нет привлечения виновного к ответственности.

9. Полиция также обеспечивает безопасность дорожного движения. Безопасность дорожного движения — это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

10. О производстве оперативно-розыскной деятельности полицией см. комментарий к п. 10 ч. 1 ст. 12 и п. 10 ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона.

11. О производстве уголовно-процессуальной деятельности полицией см. комментарий к п. п. 1, 8 и 9 ч. 1 ст. 12 настоящего Федерального закона.

12. Отдельным направлением деятельности полиции является розыск лиц. Под лицами здесь подразумеваются:

  • лица, совершившие преступления или подозреваемые и обвиняемые в их совершении;
  • лица, скрывшиеся от органов дознания, предварительного следствия или суда;
  • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
  • несовершеннолетние, самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;
  • лица, уклоняющиеся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия;
  • лица, уклоняющиеся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства;
  • лица, пропавшие без вести.

13. Соответствующая обязанность на полицию возложена п. 12 ч. 1 ст. 12 комментируемого Федерального закона.

14. Помимо самостоятельного осуществления розыска вышеперечисленных лиц полиция согласно п. 13 ч. 1 ст. 12 того же Федерального закона должна также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании:

  • лиц, совершивших побег из-под стражи;
  • лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;
  • лиц, уклоняющихся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания;
  • лиц, не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в предписании о направлении к месту отбывания наказания срок.

15. В целях обеспечения возможности реализации рассматриваемого основного направления деятельности полиции предоставлены права:

  • объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции»;
  • проводить оперативно-розыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия (п. 10 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания полагать, что они находятся в розыске, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести (п. 13 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • использовать на безвозмездной основе возможности средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации в целях розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, и лиц, пропавших без вести (п. 35 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона);
  • задерживать лиц, находящихся в розыске, до передачи их соответствующим органам, учреждениям или должностным лицам этих органов и учреждений (п. 4 ч. 2 ст. 14 комментируемого Федерального закона);
  • проводить по решению руководителя территориального органа или лица, его замещающего, оцепление (блокирование) участков местности при розыске лиц, совершивших побег из-под стражи, и лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания (п. 3 ч. 2 ст. 16 комментируемого Федерального закона);
  • вносить в банки данных информацию о лицах, объявленных в розыск (п. 9 ч. 3 ст. 17 комментируемого Федерального закона);
  • реализовывать иные собственные полномочия в целях розыска лиц, розыск которых возложен на полицию Федеральным законом «О полиции».

16. Аналогичным образом обеспечены правовым статусом полиции и остальные перечисленные в ст. 2 комментируемого Федерального закона основные направления ее деятельности.

Полиция в системе правоохранительных органов



В современном государстве обеспечение правопорядка — одна из многих и едва ли не самая важная функция наряду с охраной прав граждан, защитой конституционного строя и обеспечением суверенитета государства. Система органов охраны правопорядка государства состоит из целого ряда звеньев, важнейшее место среди которых по праву принадлежит органам полиции. В системе государственного управления Российской Федерации полиция занимает одно из центральных мест среди прочих её составляющих частей.

Деятельность полиции регламентируется Федеральным Законом (в дальнейшем — ФЗ) «О полиции» № 3-ФЗ вступление в силу которого состоялось 1 марта 2011 года. Существовавшая с 1917 милиция, деятельность которой подпадала под действие «Закона о милиции», принятого в 1991 году в настоящее время не способствовала выполнению многих задач, потребность в решении которых выявилась на современном этапе развития российского общества и занята решением вопросов, не входящих в круг задач, присущих аналогичным органам современных зарубежных государств. Выполнение именно полицейских функций — вот что именно и обусловило постановку задачи по разработке и принятию нового, современного юридического документа, описывающего круг задач нового органа и нормативные механизмы его работы.

В процессе модернизации всего комплекса законодательных актов Российской Федерации и соответствия его новым общественно-правовым отношениям деятельность полиции была акцентирована на поддержании общественного порядка и эффективном противодействии преступности.

Правовой основой Закона о полиции является Конституция Российской Федерации . Как сказано в этом документе: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью (cт.2);

все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15);

любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15);

все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19);

каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т. д.

Закон о полиции также призван обеспечить всем лицам, находящимся на территории Российской Федерации, права граждан и лиц без гражданства предусмотренные «Международным Пактом о гражданских и политических правах» (1966 г.), как правопреемник международных договорённостей СССР, подписавший и ратифицировавший этот документ в 1973 г.

Таким образом, исходя из вышеперечисленного, органы полиции в Российской Федерации — это специализированные вооруженные органы правоохранения, в составе единой федеральной системы исполнительной власти, целью которой является защита здоровья и жизни граждан, их конституционных прав и свобод, охрана собственности от преступных посягательств, обеспечение интересов государства и общества в борьбе с противоправными нарушениями различного рода.

В правоприменительной практике, деятельность органов полиции предусматривает, что при осуществлении своих полномочий им запрещено использовать насилие, допускать пытки, подвергать жестокому обращению и унижать достоинство человека. Кроме того, сотрудники должны всячески пресекать действия со стороны других лиц, причиняющие гражданам нравственные и физические страдания. При ограничении прав и свобод гражданина данные ограничения должны быть без промедления прекращены при достижении цели, для обеспечения которой они были введены или же выясняется, что эти ограничения не ведут к её достижению.

Закон «О полиции» регулирует взаимоотношения в обществе, возникающие при определении статуса полиции, полномочий полицейского, организационной деятельности подразделений полиции, порядком приёма граждан на службу в органы полиции и особенностями прохождения этой службы. Кроме этого, закон решает вопросы, связанные с социально-правовой защитой полицейских со стороны государственных органов. Присутствуют положения о недопустимости вмешательства в действия сотрудников при исполнении возложенных на них обязанностей. Законом обеспечиваются права на судебную защиту, страхование государства и выплаты компенсаций в случае причинения вреда здоровью, увечья или гибели, предоставление жилой площади сотрудникам органов внутренних дел.

Исходя из вышеперечисленных слов основные положения деятельности полиции определяются как защита каждой личности и общества в целом, а также государства от преступных посягательств; профилактика на ранней стадии и предупреждение уголовных и административных преступлений и правонарушений; работа по выявлению и раскрытию преступлений, деятельность дознания по уголовным делам и розыску лиц, их совершивших; делопроизводство по административным делам, исполнение наказаний по административным делам; деятельность по поддержанию правопорядка в общественных местах и инспектирование безопасности дорожного движения; исполнение законодательства РФ в сфере оборота оружия; контроль за соблюдением законов РФ при осуществлении деятельности частных детективов и охранной деятельности; охрана различных объектов и имущества, меры по обеспечению государственной защиты потерпевших, свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, должностных лиц правоохранительных органов и других защищаемых лиц; ведение деятельности в области экспертизы и криминалистики; поддержание международного мира и безопасности в случае принятия соответствующих решений уполномоченными органами Российской Федерации.

Работа органов полиции в Российской Федерации основывается и направляется некоторыми базовыми принципами: принцип уважения основных прав и конституционных свобод граждан; принцип законности; принцип беспристрастности; принцип публичности и открытости; принцип гражданского доверия и общественной поддержки; принцип сотрудничества и взаимодействия с обществом; принцип применения современных достижений научно-технического прогресса, использования новых информационно-технологических систем.

Некоторые из данных принципов ранее не применялись в работе органов милиции и получили приоритетное развитие лишь в настоящее время в органах полиции РФ.

Ведущим принципом в работе полиции, несомненно, является принцип уважения основных прав и конституционных свобод граждан. Этот принцип базируется на главном положении российской Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2). Практическое применение данного принципа на практике означает запрет полицейским в своей деятельности использовать пытки, насилие, другое жестокое, унизительное для человеческого достоинства обращение.

Обращаясь к гражданину, сотрудник полиции обязан представиться и назвать повод для обращения, если применяются меры ограничительного характера, разъясняются основания и причины и появляющиеся наряду с этим обязанности и права. В ходе осуществления своей деятельности сотрудники не имеют права предоставлять кому-либо информацию о личной жизни граждан, полученную в результате данной деятельности.

Другим основополагающим принципом работы полиции служит принцип законности. Законность — главнейший принцип демократически-правового государства являет собой неукоснительное исполнение законов всеми сторонами общественных отношений. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», гласит ст. 15 ч. 2 Конституции РФ. Также полицейским запрещено заниматься подстрекательством в той или иной форме к совершению незаконных действий.

Одним из новых принципов работы полицейских является принцип беспристрастности. Он определяется как независимость защиты прав, свобод граждан от их половых, расовых, национально-языковых признаков, происхождения, материально-имущественного и должностного положения, а также религиозных и общественно-политических убеждений и прочих обстоятельств.

Принцип публичности и открытости — этот принцип имеет особенности применения. Сотрудники зачастую получают доступ к информации, не подлежащей передаче третьим лицам и эти требования закона необходимо учитывать. Но периодичное информирование общественных организаций и институтов, средств печати и массовой информации также является важной обязанностью органов полиции.

Также новым принципом работы стал принцип гражданского доверия и общественной поддержки. На основании этого принципа базируются критерии оценки органов полиции обществом. Для согласования деятельности полиции с интересами общества создаются общественные советы при МВД и его территориальных подразделениях. Участники этих организаций занимаются выработкой решений по важным вопросам работы полиции, развитием концепций и экспертиз проектов нормативно-правовых актов, контролем со стороны общества за работой правоохранителей.

Принцип гражданского доверия и общественной поддержки также необходим для успешного решения задач, стоящих перед органами полиции. Без обоснованности и понятности действий сотрудников гражданами невозможна эффективная деятельность правоохранителей в сфере обеспечения правопорядка. Если права человека и гражданина нарушены, полицейские в рамках своих полномочий принимают меры к их устранению. В порядке, установленном законом, органы внутренних дел приносят извинения в случае неправомерного ущемления их прав.

Принцип сотрудничества и взаимодействия с обществом и другими госорганами, создание совместных органов в соответствии с законами Российской Федерации важен для согласованных действий при защите прав граждан и обеспечении законности. Также поддерживаются общественные предложения по улучшению работы по раннему предупреждению правонарушений и поддержанию общественного порядка. Органы внутренних дел РФ эффективно сотрудничают с международными правоохранительными структурами в полном соответствии с межгосударственными договорённостями Российской Федерации.

И последний принцип — принцип применения современных достижений научно-технического прогресса, использования новых информационно-технологических систем в практической деятельности представляет собой комплекс научных достижений, прогрессивных технологий и систем работы с информацией, призванных с максимальной рациональностью использовать уникальные возможности при раскрытии преступлений уже совершившихся и предотвращении потенциально возможных в будущем.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. О полиции: Федеральный Закон от 7 февраля № 3-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г.)

Законодательством РФ регулируются права и обязанности полиции.

В ФЗ-№ 3 «О полиции» от 07.02.2011 г. обозначено более 40 обязанностей сотрудников полиции, которые касаются не только уполномоченных лиц, но и каждого гражданина. Ведь любой из нас может столкнуться с правонарушением.

Что обязаны делать полицейские, каковы их права и обязанности в 2020 году?

Обязанности сотрудника полиции

Органы полиции входят в систему МВД и призваны обеспечивать правопорядок в стране и защищать права её граждан. Обязанности полиции обозначены в ст. 12 вышеупомянутого закона.

Перечислим основные из них:

  • Приём и регистрация всех сообщений о правонарушениях, преступлениях и происшествиях, а также заявлений от граждан. При этом сотрудники полиции обязаны информировать гражданина о ходе рассмотрения его заявления и о результатах проверки.
  • Незамедлительное прибытие на место происшествия или совершения преступления и принятие мер для безопасности общества.
  • Обеспечение порядка в общественных местах.
  • Оказание первой помощи пострадавшим.

Обязанности сотрудника полиции в случае обращения к нему гражданина

Сотрудник полиции обязан в этом случае:

  • Назвать свои фамилию, должность, звание.
  • Внимательно выслушать гражданина, принять соответствующие меры в рамках своих полномочий или объяснить, к кому можно обратиться с данным вопросом.
  • Обеспечить гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и свободы.

Права сотрудника полиции

Для выполнения своих обязанностей полицейскому предоставлены следующие права (ст. 13 ФЗ-№3):

  • проверять удостоверяющие личность документы;
  • патрулировать общественные места;
  • доставлять в медучреждения лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения;
  • доставлять безнадзорных несовершеннолетних в специализированные центры, районные отделения полиции и пр.;
  • посещать любые учреждения, организации и предприятии (по предъявлении служебного удостоверения), знакомиться с необходимыми документами (в том числе содержащими персональные данные граждан) и материалами.

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случаях, указанных в ст. 23 ФЗ «О полиции».

Служащие правоохранительных органов в основном применяют оружие для защиты себя и граждан от умышленных действий сторонних лиц. Чаще всего оружие применяется в ходе задержания преступников, совершивших злодеяние.

Перед применением оружия полицейский обязан предупредить нарушителя/подозреваемого о том, что произойдёт в случае неподчинения.

Не допускается применение оружия в отношении детей, беременных, инвалидов, за исключением случаев, когда это опасно для людей. Нельзя применять оружие, если это может повлечь опасные последствия для окружающих.

Применение физической силы полицейским будет считаться правомерным, если является реакцией на сопротивление правонарушителя; при этом отсутствует хотя бы малейшая возможность несилового воздействия.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на улице?

Проверка документов полицией – ситуация достаточно привычная в наши дни. И всё же эту процедуру нельзя назвать приятной.

Полицейский вправе проверять документы, если:

  • гражданин подозревается в совершении преступления;
  • предполагается, что гражданин находятся в розыске;
  • имеются основания к возбуждению дела об административном правонарушении;
  • имеются основания для задержания в порядке, предусмотренном статьей 27.3 КоАП РФ или ст. 91 УПК РФ.

Просмотр документов полицейским возможен с целью проверки подозрительной личности по «ориентировке», отработки местности и пр.

Сотрудник полиции вправе проверить у гражданина документы, даже если тот спокойно идёт по своим делам.

Ст. 13 не оговаривает, что сотрудник полиции должен располагать сведениями, достаточными для установления причастности проверяемого лица к совершению правонарушения. Для проверки достаточно минимального внешнего сходства с находящимся в розыске лицом.

Так что законопослушным гражданам можно порекомендовать относиться к таким ситуациям с пониманием, ведь в конечном счёте — это забота об их же безопасности.

Может ли сотрудник правоохранительных органов забрать паспорт?

Да, может, но только сотрудник органов ОВД или Следственного комитета и при условии, что лицо подозревается в совершении преступления. В остальных случаях гражданин вправе не давать в руки полицейского свой паспорт.

Имеет ли право полиция обыскивать на улице?

Защитники правопорядка вправе проводить досмотр граждан на публично-массовых мероприятиях. Цель обыска в данном случае – наличие у граждан оружия или запрещённых веществ.

Как действовать при обыске на улице:

  1. Во-первых, заявите о своих правах. Согласно ст. 5 ФЗ-№3, полицейский обязан представиться, сообщить цель и причину своего обращения, разъяснить ваши права и обязанности.
  2. Во-вторых, требуйте понятых. При обыске должны присутствовать свидетели. Желательно вести видеосъёмку. Необходимое для этого условие: обыск/досмотр проводит лицо аналогичного пола.
  3. В-третьих, прочитайте протокол, письменно обозначьте, с чем не согласны, добавьте при необходимости свои комментарии, обязательно перечеркните все свободные поля и только после всего этого распишитесь. Если не согласны, не расписывайтесь.

Имеет ли право полиция задерживать на улице без причины?

Все основания для задержания граждан полицией перечислены в ст. 14 вышеуказанного закона. Задержать могут при подозрении в совершении деяния, за которое предусмотрено лишение свободы.

При этом должно иметься одно из таких оснований:

  • лицо застигнуто при совершении преступного деяния или сразу же после его совершения;
  • очевидцы или потерпевшие указали на данное лицо как на преступника;
  • на человеке или его одежде, в его жилище обнаружены следы преступления.

Другие основания для задержания:

  • лицо пыталось скрыться;
  • не имеет постоянного места жительства;
  • личность гражданина не установлена;
  • сходство внешности с ориентировкой. Или, например, нахождение данного лица в помещении, где согласно оперативным данным скрывается преступник.

Безосновательно задерживать гражданина сотрудник полиции не имеет права.

Имеет ли право полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Полицейский вправе допросить несовершеннолетнего (без психических отклонений), которому не исполнилось ещё 16 лет, без участия родителей, если на допросе присутствует педагог или психолог.

Несовершеннолетний, которому уже исполнилось 16, может быть подвергнут допросу без участия педагогов, психологов и родителей.

Имеет ли право полиция останавливать машину?

Остановка автомобиля возможна, если:

  • водитель нарушил правила дорожного движения;
  • полицейский заметил явную неисправность авто;
  • инспектор владеет сведениями, что водитель причастен к ДТП или к преступлению;
  • авто находится в розыске;
  • сотруднику ГИБДД необходим свидетель для оформления протокола при ПДД;
  • перевозимый груз создаёт аварийную ситуацию на дороге.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы на машину?

По закону любой сотрудник полиции при необходимости обладает полномочиями для остановки автотранспорта и проверки документов. Некоторые полагают, что данные действия может производить только инспектор ГИБДД, но это ошибочное мнение.

Имеет ли право полиция заходить в квартиру?

В соответствии со ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в дом гражданина против его воли, за исключением случаев, установленных законом, или на основании решения суда.

Без разрешения хозяев в квартиру может войти уполномоченный участковый, но опять же – если на то имеются основания. К примеру, было совершено или необходимо пресечь преступление, или если в данном доме находятся люди, которым требуется неотложная помощь.

В ст. 15 ФЗ «О полиции» прописано, что проникновение полицейских в жилые или иные частные помещения, а также на земельные участки, допускается:

  • для спасения или обеспечения безопасности граждан;
  • для задержания подозреваемых в совершении преступления лиц;
  • для пресечения преступления;
  • для выяснения обстоятельств несчастного случая.

В этих случаях полиция вправе произвести взлом запирающих устройств, препятствующих проникновению. При этом сотрудник полиции, осуществляющий проникновение в жилое помещение, обязан предварительно уведомить граждан об основаниях своих действий, за исключением случаев, если промедление создаёт угрозу жизни всем окружающим или может повлечь за собой иные тяжкие последствия.

В то же время любой гражданин задаётся вопросом: «Имею ли я право не открывать дверь полиции?». Прежде чем открыть двери полицейскому, вы можете:

  • Попросить представиться и показать служебное удостоверение через глазок или накинутую цепочку.
  • Переписать данные и сообщить близким по телефону ФИО и звание рвущегося к вам сотрудника. Закон даёт гражданам такое право, чтобы позаботиться о своей безопасности.
  • Потребовать назвать причину визита.

Если полицейский отказывается сообщить данные о себе, вы вправе не открывать ему дверь. В этом случае позвоните по номеру 112, участковому или в дежурную часть отделения полиции.

При отказе полицейского озвучить причину визита у вас имеется полное право не открывать ему дверь. Сообщите полицейскому о неправомерности его действий и превышении полномочий, предложите оставить вам повестку.

Имеет ли право сотрудник полиции снимать на телефон?

Инспектор полиции имеет право вести съёмку, причём не только на служебный видеорегистратор, но и на свой телефон, а также на любое другое устройство.

Такие съёмки могут выступать в суде доказательствами например, неадекватного поведения или отказа от медицинского освидетельствования и других неправомерных ситуаций.

В то же время граждане часто задаются вопросом: «Имею ли я право снимать на видео сотрудника полиции?» В этом случае позиция МВД РФ однозначна: гражданам разрешено производить съёмку, если это не мешает полицейскому выполнять свои служебные функции (ст. 24 Конституции РФ).

Однако имеются и некоторые ограничения. Сотрудник полиции может попросить гражданина прекратить съёмку в ходе осуществления охранных либо оперативно-розыскных мероприятий, а также в целях защиты охраняемой законом тайны, прав граждан и организаций. Также съёмка может быть запрещена в регионе, где введён режим контртеррористической операции.

Имеет ли право полицейский проверять телефон?

По общему правилу проверять содержимое мобильного телефона и других технических устройств гражданина полицейский может только при проведении спецопераций с целью поиска предметов, использованных при совершении преступлений или административных правонарушений.

Однако такой досмотр должен фиксироваться протоколом. Во всех остальных случаях у сотрудника полиции нет полномочий просматривать данные мобильного телефона или компьютера.

Знание прав и обязанностей полицейских позволит гражданам вести себя правильно при столкновении с правонарушениями, защищать сои права и наказывать тех сотрудников, которые превышают свои полномочия или выполняют свои обязанности недобросовестно.

Профессиональная компетенция сотрудников органов внутренних дел

Деятельность сотрудника внутренних дел относится к социономическому виду профессий типа «человек — человек» («человек — группа» и «человек — общество»), поскольку связана с постоянным взаимодействием с людьми, оценкой их поступков с позиций закона.

Основными психологическими особенностями профессиональной деятельности сотрудника ОВД являются:

1) правовая регламентация (нормативность) профессионального поведения, принимаемых решений сотрудников ОВД и других юристов, профессионально участвующих в правоприменительной деятельности.

Вся правоприменительная деятельность работников государственно-правовых структур четко регламентирована законом. Нарушение закона, пренебрежение своими должностными обязанностями и принципами для недопустимы и свидетельствуют в первую очередь о низком уровне его профессиональной квалификации;

2) властный, обязательный характер профессиональных полномочий должностных лиц правоохранительных органов.

Данное положение формирует потребность к неукоснительному, наиболее точному и качественному исполнению правовых предписаний, формирует направленность личности, ее правомерное поведение. Именно потребность в соблюдении нравственных, правовых норм является основным, социально значимым качеством личности, формирующим ее правосознание. А все это в совокупности составляет высокий уровень социализации личности, ответственность сотрудников ОВД перед обществом, нормативность их поведения;

3) экстремальный характер правоохранительной деятельности.

Профессиональная деятельность работников юридического направления, в первую очередь тех, кому приходится бороться с преступностью, в ряде случаев носит весьма напряженный характер, обусловленный выполнением сложной, однообразной работы в условиях дефицита информации, времени, активного сопротивления заинтересованных лиц, нежеланием вступать в контакт, игнорированием ими правовых норм.

4) нестандартный, творческий характер юридического труда.

Все это ведет к нервно-психическим перегрузкам, которые усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от отдыха, что приводит к состоянию психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, появлению невротических реакций, различных расстройств и заболеваний;

5) процессуальная самостоятельность, персональная (для многих — повышенная) ответственность сотрудников ОВД. В Федеральном законе «О полиции» от 07 февраля 2011 г. N 3-ФЗ указано, что:

— Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание» (ч. 1-3, ст. 5).

— Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий. (ч. 3,4 ст. 6);

— Сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (ч. 4 ст. 7).

Особо значимыми в практической деятельности сотрудников органов внутренних дел выступают 4 основных аспекта психологической неподготовленности и связанных с этим психологических проблем:

— неподготовленность к психологическим перегрузкам, объему работы, давлению психологической ответственности за процессуальные решения (применение мер пресечения, привлечение к уголовной ответственности);

— несформированность профессионально важных психологических качеств у отдельных сотрудников;

— отсутствие во многих подразделениях системы профессионально заостренных тренировок в целях выработки специфически для следственной работы психологических навыков и умений.

— неподготовленность к психологическому противоборству, которое нередко навязывается подозреваемым, обвиняемыми и другими лицами.

Одним из ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних дел является психологическая подготовка сотрудников. К содержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее.

1. Формирование психологической готовности к борьбе с преступностью.

2. Развитие психологической ориентированности в различных аспектах специфической оперативно-служебной деятельности.

3. Формирование и развитие профессионально значимых познавательных качеств.

4. Совершенствование и развитие навыков и умений установления психологического контакта с различными категориями граждан.

5. Формирование навыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

6. Совершенствование умений применения психолого-педагогических приемов воздействия в сложных, конфликтных ситуациях общения с гражданами.

7. Формирование психологической стрессоустойчивости, умения владеть собой в напряженных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

8. Развитие положительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудников приемам саморегуляции и самоуправления.

9. Формирование волевой активности и навыков волевых действий.

10. Подготовка к психическим перегрузкам в работе.

4. Профессиограмма сотрудника полиции

Профессиограмма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику. В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп.

Профессиограмма сотрудника полиции — научно обоснованный перечень взаимосвязанных видов (сторон) деятельности, а также профессионально важных качеств личности, которые влияют на успешность профессиональной деятельности.

Основные подструктуры профессиональной деятельности сотрудника полиции:

1) познавательно-прогностическая (когнитивная);

2) коммуникативная (общения);

3) организационно-управленческая;

4) воспитательная (профилактическая).

1. Познавательно-прогностическая деятельность лежит в основе профессиограммы сотрудника полиции и заключается в собирании исходной информации об обстановке, лице, подозреваемом в совершении преступления и др.

В решении перечисленных задач, велика роль профессионального и жизненного опыта сотрудника полиции, а также профессионально-психологических качеств:

— психологическая наблюдательность (умение подмечать внешние проявления состояний граждан, угадывать их психологические мотивы действий и поступков);

— уметь наблюдать за самим собой, обеспечивая самоконтроль, управление собственным поведением и своевременное исправление допущенных ошибок;

— профессионально развитые мышление, память, воображение, интуиция (вычленить существенные признаки правонарушения, определять обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу; оценить взаимоотношения с гражданином, запомнить профессионально значимую информацию и пр.);

— прогностические способности (спрогнозировать последствия события, что позволит принять правильное решение);

— владение письменной речью, которая отличается соблюдением правил грамматики, логики, стилистики при оформлении специально предусмотренных законом форм: постановлений, протоколов, рапортов и т.д.

2. Коммуникативная деятельность сводится к главным инструментам в работе сотрудника полиции — речи и языку.

Успешность взаимодействия сотрудника с гражданами и коллегами зависит от психологического контакта и доверительных отношений между ними, а это, в свою очередь связано с уровнем знаний и профессиональным опытом общения.

Профессионально важные качества сотрудника, влияющие на успешность коммуникативной деятельности:

— позитивная направленность не людей;

— интеллектуальные способности (внимательность, наблюдательность, сообразительность любознательность и др.);

— эмоциональные качества (уравновешенность, доброжелательность, эмпатийность и др.);

— волевые качества (самообладание, решительность, целеустремленность и др.);

— коммуникативные способности (учитывать индивидуальные способности граждан, устанавливать психологический контакт и доверительные отношения различными категориями граждан и сотрудников, преодолевать конфликты и пр.);

— культура речи, общения, поведения (тактичность, вежливость и др.).

3. Организационно-управленческая деятельность. Сотрудник полиции выступает и как организатор собственной профессиональной деятельности (например, сотрудник ДПС ГИБДД контролирует соблюдение правил дорожного движения), принимая ответственные решения, и добивается их реализации.

Для осуществления организационно-управленческой деятельности сотруднику органов внутренних дел необходимы следующие профессионально важные качества, умения и способности:

— способность точно ориентироваться в деятельности, разбираться в качествах людей и их возможностях;

— умение организовывать свою деятельность, а также деятельность и поведение других (особенно в экстремальных ситуациях);

— организованность, энергичность, настойчивость, обеспечивающие деятельность по контролю за соблюдением правил дорожного движения, регулировании дорожного движения и пр.;

— ответственность, требовательность, находчивость при руководстве деятельностью участников дорожного движения, коллегами при выполнении своих обязанностей;

— выдержка, самокритичность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства в отношениях с коллегами, должностными лицами, руководством.

— умение оказывать управляющее воздействие на участников дорожного движения, разумное использование при этом власти.

4. Воспитательная деятельность охватывает рофилактические мероприятия, правовую пропаганду среди граждан, оказание воспитательного воздействия на граждан, должных лиц, напарника (особенно менее опытного в профессиональном и житейском плане).

Эффективность ее осуществления зависит от следующих качеств, умений и способностей:

— высокий уровень правосознания и нравственных качеств;

— устойчивая профессиональная направленность (интерес к профессии; мотивы, побуждающие к эффективности профессиональной деятельности);

— положительно эмоциональное отношение к профессии и профессиональной деятельности;

— коммуникативные способности;

— умение оказывать воспитательно-профилактическое воздействие на различные социальные и возрастные категории правонарушителей правил дорожного движения и др.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

1) формальное отношение к работе;

2) неумение излагать свои мысли;

3) плохое развитие долговременной памяти;

4) рассеянность;

5) неспособность воспринимать новую информацию;

6) отсутствие умения налаживать контакты с людьми;

7) невыдержанность;

8) жестокость, агрессивность, нетерпимое отношение к людям.

психологический правоохранительный профессиограмма полиция

Вопрос: какие изменения в Вашей профессиональной деятельности произошли в связи с реформой МВД

Можно выделить следующие изменения:

— Была создана новая нормативно-правовая база. Принято три основных федеральных закона «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…», «О службе в органах внутренних дел…»;

— Сформирована единая федеральная структура органов внутренних дел;

— Произошло технологическое обновление и внедрение современных форм и методов работы;

— Улучшено социальное обеспечение.

— Учитывается мнение населения о качестве работы органов внутренних дел на основе независимых источников социологической информации.

В целом же, профессиональная деятельность стала более ответственной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *