Изменение границ муниципального

  • автор:

Статья 84 ЗК РФ. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

См. все связанные документы >>>

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи границы населенных пунктов устанавливаются или изменяются посредством утверждения документов территориального планирования (генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов), отображающих указанные границы.

Документы территориального планирования определяют назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований (ст. 9 ГрК РФ).

Установление границ населенных пунктов осуществляется в рамках основной функции документов территориального планирования — определение назначения территорий. Содержание ст. ст. 19 — 23 ГрК РФ, посвященных документам территориального планирования местного уровня, позволяет выделить два аспекта этой функции. Во-первых, фиксация существующего статуса территорий (в форме карт (схем) границ муниципальных образований, границ земель различных категорий, границ зон различного функционального назначения, зон с особыми условиями использования территории, границ территорий объектов культурного наследия и т.д.). Во-вторых, юридическое закрепление планируемого изменения их правового режима. Предусмотренные в документах планирования проектные решения по использованию территорий на перспективу служат основанием для резервирования земель, изменения их целевого назначения, установления ограничений прав на земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, т.е. порождают вполне конкретные юридические последствия. Согласно подп. 13 п. 5 ст. 27, п. 3 ст. 28 ЗК РФ, п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» земельные участки в составе земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, являются ограниченными в обороте (т.е. не подлежат отчуждению в частную собственность).

СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 251.

Подобные юридические последствия, возникающие в результате утверждения документов территориального планирования, находят отклик в судебной практике. Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» при рассмотрении споров об отказе в продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, надлежит оценивать доводы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления о резервировании участков для государственных или муниципальных нужд. Правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.

Вестник ВАС РФ. 2005. N 5.

Документы территориального планирования обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления (при принятии и реализации ими решений) и подразделяются следующим образом:

документы территориального планирования Российской Федерации;

документы территориального планирования субъектов Федерации;

документы территориального планирования муниципальных образований.

Как видно из содержания п. 1 ст. 84 ЗК РФ, границы населенных пунктов устанавливаются исключительно в документах территориального планирования муниципальных образований (далее также — документы территориального планирования местного уровня). Установление границ населенных пунктов посредством документов территориального планирования субъектов Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) или документов планирования федерального уровня не допускается.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городских округов, схемы территориального планирования муниципальных районов. Перечень документов территориального планирования местного уровня закреплен в ч. 1 ст. 18 ГрК РФ.

В отличие от действующего, Градостроительный кодекс 1998 г. содержал принципиальное положение (п. 7 ст. 28), согласно которому нормативными актами субъектов РФ могли устанавливаться иные виды градостроительной документации, в том числе документации о градостроительном планировании развития территорий, что в ряде субъектов Федерации активно реализовывалось на практике. В частности, ст. 30 Градостроительного кодекса Республики Башкортостан от 21 декабря 1994 г. N ВС-26/20 (в ред. от 30 декабря 2003 г.) вводился не предусматривавшийся федеральным законодательством вид градостроительной документации — территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий городов.

: Региональное законодательство.

Градостроительный кодекс РФ 2004 г. аналогичных норм не содержит. Согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений в такие документы, состав и порядок подготовки планов их реализации устанавливаются в соответствии с Градостроительным кодексом законами и иными нормативными актами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления.

Буквальное толкование приведенных положений ГрК РФ на первый взгляд позволяет сделать вывод, что введение указанных, а равно каких-либо иных документов территориального планирования в конкретном муниципальном образовании зависит от принятия соответствующего регионального и (или) местного нормативно акта. Между тем отсутствие в других нормах Градостроительного кодекса ссылок на иные документы территориального планирования местного уровня, в совокупности с императивным характером изложения ч. 1 ст. 18, а также ч. 2 ст. 23 ГрК РФ, приводит к диаметрально противоположному выводу. Под составом в ст. 18 Градостроительного кодекса понимается содержание документов территориального планирования, которое подлежит корректировке в зависимости от специфики территории и местоположения поселения. Последнее вытекает из перечня сведений генеральных планов поселений, закрепленного в ст. 23 ГрК РФ. Перечисляя состав картографических материалов, ч. 3 ст. 23 ГрК РФ предполагает наличие других, не поименованных в ней материалов, т.е., в отличие от видов документов территориального планирования, содержание таких документов возможно, а в некоторых случаях необходимо уточнять на региональном и (или) местном уровне. При этом не возникает противоречий с федеральным законодательством.

Действовавшая до 1 января 2007 г. редакция ст. 84 ЗК РФ предусматривала установление границ населенных пунктов посредством подготовки и утверждения особого вида градостроительной документации — проектов черты поселений. Подобные проекты должны были разрабатываться на основе генеральных планов поселений и утверждаться органами государственной власти субъектов РФ, а в отношении городов Москвы и Санкт-Петербурга — на федеральном уровне. В настоящее время этот вид градостроительной документации, как и само понятие «градостроительная документация», ГрК РФ не предусмотрен.

Полномочиями по утверждению генеральных планов поселений, следовательно, и установлению границ населенных пунктов, переводу земель и (или) земельных участков в земли (из состава земель) населенных пунктов наделены представительные органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 20, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ). Исключения составляют случаи включения земельных участков в границы населенных пунктов (когда перевод осуществляется решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), а также установление или изменение границ населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях.

Установление границ населенных пунктов в схемах территориального планирования муниципальных районов осуществляется только в отношении населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ к межселенным относятся территории с низкой плотностью населения, не включенные в границы какого-либо поселения. В схемах территориального планирования муниципальных районов могут утверждаться границы сельских населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек, расположенных на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях, не наделенных статусом поселения и не входящих в состав поселения (п. 9 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ). В иных случаях границы населенных пунктов, за исключением границ городов федерального значения, устанавливаются в генеральных планах поселений (городских округов).

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен установлению границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Необходимость введения специальных правил в отношении этих городов обусловлена особым статусом Москвы и Санкт-Петербурга как полноправных субъектов Федерации. Москва, кроме того, является столицей России. Тем самым границы городов федерального значения одновременно выполняют функции границ населенных пунктов и границ субъектов Федерации. Их изменение должно учитывать не только юридические последствия установления или изменения границ населенных пунктов, но и конституционно-правовой статус субъекта РФ: любое изменение границ города федерального значения означает изменение границ сопредельного субъекта Федерации. При этом меняется не только категория земель, включаемых в границы города, но и сфера пространственной юрисдикции органов государственной власти, органов местного самоуправления, расположенных на смежных территориях.

Прежняя редакция ст. 84 ЗК РФ, действовавшая до 1 января 2007 г., предусматривала утверждение или изменение указанных границ на основании федерального закона, принимаемого по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, что, по сути, противоречило Конституции РФ.

Так, пункт «а» ч. 1 ст. 102 Конституции наделяет полномочиями по изменению региональных границ исключительно Совет Федерации, но не Федеральное Собрание в целом или Государственную Думу. Согласно ст. 105 Конституции федеральные законы принимаются Государственной Думой, в то время как Совет Федерации лишь одобряет или отклоняет их (ч. 4 ст. 105). К компетенции Совета Федерации отнесен ряд полномочий, не входящих в компетенцию Государственной Думы (например, отрешение от должности Президента РФ). По вопросам, отнесенным Конституцией к их ведению, обе палаты парламента принимают собственные правовые акты — постановления (ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103). Отсюда следует, что границы городов федерального значения устанавливаются правовыми актами Совета Федерации (принимаемыми в форме постановлений) и не могут определяться федеральными законами.

В силу ст. 147 Регламента Совета Федерации , постановление, изменяющее региональные границы, подлежит направлению вместе с их описанием и картой местности, отображающей новые границы регионов, в органы государственной власти субъектов Федерации, а также в федеральные органы государственной власти для исполнения.

См.: Постановление Совета Федерации ФС РФ от 30 января 2002 г. N 33-СФ // СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635.

При изменении границ субъектов РФ на рассмотрение верхней палаты парламента представляются три документа: 1) соглашение между субъектами Федерации об изменении границ, утвержденное региональными законодательными органами, 2) обоснование изменений; 3) карта местности. Представления иных документов, например генерального плана города, Регламент не предусматривает. Однако дополнительные документы для изменения границ таких субъектов РФ все же необходимы.

Постановления Совета Федерации об изменении границ субъектов РФ — городов федерального значения — являются юридическими основаниями для изменения категории земельных участков, включаемых в границы этих городов. Поэтому указанные постановления должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательством в отношении актов о переводе земель и земельных участков в земли других категорий.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции органы государственной власти, в число которых входит Совет Федерации (ч. 1 ст. 11), органы местного самоуправления, должностные лица, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» правовой акт об изменении категории земель или земельных участков должен содержать сведения о границах и местоположении таких земель, а в отношении земельных участков — также их площадь и кадастровые номера.

СЗ РФ. 2004. N 52. Ч. I. Ст. 5276.

Таким образом, помимо документов, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, при изменении границ городов федерального значения должны представляться иные документы, содержащие необходимые для принятия акта о переводе земель или земельных участков сведения. Конкретные виды подобных документов и порядок их подготовки в целях изменения границ субъектов РФ в настоящее время не установлены, что не исключает возможности использования в этом случае данных государственного кадастра недвижимости, например, в форме кадастровых карт и (или) кадастровых планов территории.

Согласно ст. ст. 13, 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые карты представляют собой составленные на единой картографической основе тематические карты, на которых в графической и текстовой формах воспроизводятся кадастровые сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровом делении территории Российской Федерации, а также указывается местоположение пунктов опорных межевых сетей.

Кадастровый план территории представляет собой тематический план кадастрового квартала или иной территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.

3. Основания прекращения прав на земельные участки закреплены в ст. ст. 44 — 48 ЗК РФ и корреспондируют с общими положениями законодательства о прекращении прав на имущество, содержащимся в Конституции и Гражданском кодексе, в частности с нормами ст. 235 ГК РФ, посвященными прекращению права собственности.

По общему правилу гражданские права (как вещные, так и обязательственные) прекращаются либо по воле правообладателя (например, в результате совершения сделки), либо в принудительном порядке, на основании решения суда. Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд осуществляется при условии предварительного и равноценного возмещения. Согласно ст. 1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. Данное правило применяется к производным вещным правам — праву постоянного (бессрочного) пользования, праву пожизненного наследуемого владения земельными участками . Это означает, что основания прекращения права должны не только прямо предусматриваться законом, но и (в случае принудительного отчуждения имущества) отвечать интересам общества.

СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской» // Вестник КС РФ. 2002. N 2.

Между тем изменение категории земельного участка, в том числе в результате изменения границ населенного пункта, как таковое не является основанием для прекращения прав. Юридический акт органа публичной власти, изменяющий правовой режим определенной территории или земельного участка, не влечет прекращения титула на землю. Иное означало бы неоправданное ограничение конституционных прав граждан.

При изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно изменение их целевого назначения (ст. 49 ЗК РФ). Однако и в этом случае правовой акт об изменении категории, утверждающий границы населенного пункта, или акт о включении земельного участка в границы населенного пункта также не может рассматриваться как прекращающий право. Прекращение права в подобной ситуации производится на основании сложного юридического состава, включающего акт уполномоченного органа об изъятии земельного участка, соглашение о выкупе участка, решения суда (при недостижении соглашения об условиях прекращения права).

1. Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

2. Утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Комментарий к Ст. 84 ЗК РФ

1. Статья 84 ЗК, прежнее название которой было «Черта городских, сельских поселений и порядок ее установления», с 1 января 2007 г. имеет полностью обновленную редакцию, которая была введена ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс.

Комментируемый пункт посвящен способам установления и изменения границ населенных пунктов. Приводимый здесь перечень, состоящий из двух таких способов, является исчерпывающим. При этом оба способа тесно связаны с положениями градостроительного законодательства, поскольку имеют отношение к институту территориального планирования.

Первый способ имеет отношение к утверждению и изменению генерального плана городского округа или поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в их границах. Под городским округом ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления понимает городское поселение, которое не входит в состав муниципального района. Под муниципальным районом, в свою очередь, понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией. Законодательное определение понятия поселения, равно как и его составляющих — городского и сельского поселения, указывалось в комментарии к ст. 83 ЗК РФ. Все указанные определения приведены в ч. 1 ст. 2 вышеуказанного Федерального закона.

Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса генеральные планы поселений и городских округов относятся к числу документов территориального планирования муниципальных образований. Вопросам содержания генеральных планов посвящена ст. 23, вопросам их подготовки, согласования и утверждения — ст. ст. 24 и 25, а регулированию их реализации — ст. 26 Градостроительного кодекса. Данные статьи довольно объемны по содержанию, и их рассмотрение не входит в задачи настоящего комментария. Отметим лишь, что генеральные планы включают в себя положения о территориальном планировании, а также соответствующие карты (схемы), на которых отображаются, помимо прочего, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа (п. 2 ч. 6 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ). Утверждение в установленном порядке генеральных планов городских округов и поселений входит в компетенцию их представительных органов местного самоуправления (ч. 13 ст. 24 Градостроительного кодекса).

Второй способ установления или изменения границ населенных пунктов касается лишь сельских населенных пунктов, расположенных за пределами поселений (на межселенных территориях). Сама возможность наличия таких населенных пунктов базируется на соответствующих положениях ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления, имеющих отношение к регулированию статуса территорий с низкой плотностью населения, которые Закон позволяет не включать в состав территорий поселений (п. 1 ч. 1 ст. 11 названного Закона). Согласно ч. 4 ст. 19 Градостроительного кодекса, границы населенных пунктов, расположенных на межселенных территориях, отображаются на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования муниципального района. Именно к ним и отсылает комментируемый пункт в качестве документов, устанавливающих или изменяющих границы соответствующих сельских населенных пунктов. Вопросам содержания, подготовки, согласования, утверждения и реализации схем территориального планирования муниципального района посвящены ст. ст. 19 — 22 Градостроительного кодекса.

2. Данный новый по своему содержанию пункт регулирует особый порядок утверждения и изменения границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и представляет собой исключение из рассмотренных выше правил, предусмотренных п. 1 этой же статьи. Принятие решений по данному вопросу отнесено теперь к исключительной компетенции Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Какие-либо иные решения или согласования, равно как и утверждение решения Совета Федерации по данному вопросу каким-либо иным органом или должностным лицом, не требуются.

Следует отметить, что порядок утверждения или изменения границ Москвы и Санкт-Петербурга претерпел, таким образом, существенные изменения. До 1 января 2007 г., согласно п. 4 ст. 84 ЗК, черта указанных городов подлежала утверждению и изменению федеральным законом по согласованному представлению законодательных органов Москвы и Московской области, а также законодательных органов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А в период действия Градостроительного кодекса 1998 г. даже имела место существенная коллизия между его ст. 36 и приведенным положением прежней редакции ст. 84 ЗК, поскольку согласно ст. 36 Градостроительного кодекса проекты черты Москвы и Санкт-Петербурга подлежали утверждению Правительством РФ по итогам их разработки органами государственной власти данных городов и согласования с органами государственной власти сопредельных территорий (т.е. Московской и Ленинградской областей).

3. Пункт 3, по аналогии с отмененным с 1 января 2007 г. п. 6 ст. 84 ЗК, закрепляет гарантии неизменности прав на земельные участки, возникшие до изменения границ населенных пунктов, повлекшего включение данных участков в состав территории населенных пунктов. Данная гарантия распространяется на всех без исключения субъектов прав на землю (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков).

Следует, однако, отметить, что в комментируемом пункте речь вовсе не идет о полной сохранности правового режима земельных участков. Ведь с включением соответствующих земель в границы населенных пунктов они неизбежно, в силу ст. 83 ЗК, приобретают статус земель населенных пунктов, и с этого момента на них распространяются все применимые к данным землям нормы законодательства, т.е. происходит перевод земель из одной категории в другую, что подтверждается также и абз. 8 п. 1 ст. 8 ЗК. Таким образом, п. 3 следует толковать в качестве юридической гарантии сохранения ранее возникшего права (титула) в отношении земельного участка, но не его правового режима.

Изменение границ населенных пунктов: порядок и проблемы

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что значит изменение границ населенного пункта
  • Кому и зачем это необходимо
  • Каков порядок изменения границ населенных пунктов
  • В каком случае могут отказать в изменении границ
  • Каковы проблемы изменений границ населенных пунктов

Земельный кодекс содержит понятие состава земель населенных пунктов (поселений) и выделенных округов. Имеются в виду земельные участки, принадлежащие определенным территориальным зонам, где разрешается застройка, различные пристройки, возведение социальных и коммунально-бытовых объектов для проживающих. Чтобы все это реализовать, необходимо изменение границ населенного пункта.

Что значит изменение границ населенного пункта

Земельное право Российской Федерации предусматривает такой термин как «граница населенных пунктов». Его определение приводится в пункте 2 статьи 83 Кодекса о земле и означает черту, отделяющую одно поселение от другого или одну категорию земли от остальных.

Данная линия не должна пересекаться с муниципальными образованиями, не может выходить за рамки конкретного города (поселка). Кроме того, граница населенного пункта не должна пересекаться с частными владениями, принадлежащим организациям и отдельным гражданам.

Границы поселений намечаются во время образования территорий, а затем наносятся на план-карту в кадастровом паспорте каждого надела. Их описание – это обязательная процедура, проводимая при регистрации земельного участка как территории населенного пункта (города, села).

Статья 84 Земельного кодекса определяет правила изменения границ населенного пункта и порядок их установки. Что подразумевают под установлением и изменением границы земельного участка:

  • одобрение либо корректировку генплана городского округа, в котором обозначены границы всех участков в пределах города (села);
  • принятие либо поправки к плану будущей площади муниципального образования, который устанавливает его границы, за пределами города (села).

При изменениях городской черты городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вопрос решается Советом Федерации РФ. Этот документ оформляется должным образом, после чего выполняется новое разграничение.

При этом земельные права собственников или их распорядителей не прекращаются и не ущемляются, независимо от размещения частных владений – внутри поселения или вне его. Введение земельного участка в состав земельной площади одного муниципального образования осуществляется автоматически в ходе формирования общей территории.

Вас также может заинтересовать: Юридическое сопровождение бизнеса: от правовых консультаций до сделок купли-продажи

Основания для изменения границ населенного пункта

В жилой зоне каждой территории разрешена застройка, возведение пристроек, объектов социального и коммунально-бытового назначения для населения. Однако перед этим необходимо внесение изменений в границы населенного пункта. Территория проживания может отстраиваться жилыми домами и другими элементами инфраструктуры, необходимыми для обеспечения жизнедеятельности населения (школы, детские сады, больницы, гаражи, автостоянки и парковки).

  • Общественно-деловые зоны, куда входят участки коммерческого, делового и социального назначения.

На этой территории размещаются любые недвижимые объекты для проведения коммерческой деятельности и предпринимательства. Зачастую в границах жилых зон строятся торговые центры, медицинские учреждения, культурные объекты, предприятия общественного питания, общеобразовательные заведения и прочие объекты, помогающие обеспечить комфортную жизнедеятельность граждан данного поселения.

  • Промышленные зоны.

Ключевые участки в этих районах отводятся под самые разные производственные объекты, независимо от степени их влияния на экологию.

  • Сельскохозяйственные зоны.

Основная часть этих земель отводится под аграрные угодья и участки, где размещены объекты для ведения сельского хозяйства.

  • Зоны рекреационного назначения, куда входят парки, скверы, участки лесных насаждений.

Обычно назначение таких земель – массовый отдых граждан и занятия спортом.

  • Специально охраняемые территории с участками особого значения.
  • Территориальные зоны специального назначения.

На этих землях размещают кладбища, крематории, могильники.

Условия изменений границ населенных пунктов

Каждая территория имеет собственные характеристики. Например:

  • Границы зон обязательно наносятся на карту градостроительного зонирования.
  • На этой карте отдельно показаны границы территорий со специальными условиями использования.
  • Участки с возведенными объектами культурного наследия, получившими официальный статус по решению Правительства России, могут выходить за рамки установленных границ выделенных территорий.

Участки присоединяются к населенным пунктам согласно принятым нормативно-правовыми актам.

Прежде всего, любой вид зонирования проводится после полного оформления пакета всех необходимых документов. Изменение границ населенного пункта осуществляется по итогам подготовки уполномоченным органом генерального положения о проведении такого мероприятия.

Оно основано на порядке землепользования и регламентах градостроения. Документация, оформленная в процессе генеральной подготовки, вводит ограничения на зонирование участка, то есть запрещает установление границ на конкретные недвижимые объекты.

Вас также может заинтересовать: Добровольная ликвидация юридического лица: этапы и особенности

Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

Из-за растущего спроса на участки под застройку и возможности купить, как правило, сельскохозяйственные земли повышенным интересом пользуются способы перевода этих аграрных земель в зоны поселений.

Действующим правом предложено два варианта введения земельных участков в состав населенных пунктов.

1. Изменение границ земель населенных пунктов путем утверждения генерального плана (основного порядка) или поправок к нему.

Утверждение (изменение) граничной черты поселения (городского округа) проводится принятием (корректировкой) генерального плана, которым установлены границы поселений в составе конкретного муниципального образования (пункт 1 статьи 84 Земельного кодекса). Правила разработки и принятия генерального плана населенного пункта (округа) описаны в статьях 24 и 25 Градостроительного кодекса России.

Проект генерального плана содержит раздел «Описание границ населенных пунктов», где в виде текста и графики показано расположение границ поселений. Там же перечислены координаты точек этих рубежей в системе измерений, принятой для государственного кадастра недвижимых объектов.

Введение земельного участка в черту населенного пункта происходит в определенном порядке.

1. Заявитель (организация или физическое лицо, которое желает включить свою землю в границы поселения), подает в местный орган самоуправления (округа или поселка), где расположен выбранный населенный пункт, пакет обязательной документации:

  • обоснованное заявление о включении земельного участка в черту населенного пункта, написанное в свободной форме;
  • кадастровый план (карту) своего участка, который войдет в состав населенного пункта;
  • копия паспорта или других удостоверений личности заявителя – для физического лица, выписка из ЕГРИП (единого госреестра индивидуальных предпринимателей) – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ (единого госреестра юридических лиц) – для организаций;
  • документы о праве собственности на участок земли;
  • договор о сотрудничестве с ОМСУ, в границах которого расположен присоединяемый земельный участок.

2. Условия рассмотрения принятых заявлений и документов.

При вынесении решения о присоединении земельного участка к площади населенного пункта нужно учитывать использование земли по целевому назначению, установленному для этой категории и согласно зонированию территорий. Дополнительно орган местного самоуправления обращает внимание на следующее:

  • прилегание участка к границам поселения;
  • перспектива его обеспечения инфраструктурой (транспортной, инженерной и социальной);
  • реальность разработки документов по проектированию территории на включаемый земельный участок, если он имеет застройку или планируется под застройку.

3.Решение об изменении границ населенного пункта.

В ходе рассмотрения поданных документов местный орган самоуправления решает, включать или не включать земельный участок в черту конкретного населенного пункта. Если вынесено решение об уместности присоединения его к площади населенного пункта, местная администрация поручает разработчику составить проект генерального плана для новых границ данного поселения. Проект генплана, предполагающий изменение земельных границ, должен быть согласован с Правительством соответствующего региона.

4. Согласование с Правительством региона.

Проект генплана по изменению земельных границ подается на обсуждение регионального Правительства, а после – в причастные департаменты. Чтобы получить положительное заключение по разработанному генеральному плану, орган местного самоуправления представляет в Департамент госимущества материалы по всем участкам земли, включаемым в черту населенного пункта.

2. Изменение границ населенных пунктов проводится на основании статьи 41 ФЗ №191 «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (временный порядок) от 29 декабря 2004 года.

Согласно части 4 статьи 9 Гражданского Кодекса РФ с начала 2010 года при отсутствии материалов планирования территории государственным органам власти и органам местного самоуправления запрещено переводить земли между категориями.

Заявитель, который желает включить свой участок земли в состав населенного пункта, подает в местный орган самоуправления поселка или муниципального округа, где расположен населенный пункт, такие документы:

  • обоснованное заявление о включении земельного участка в черту населенного пункта либо замене способа его использования, написанное в свободной форме;

  • кадастровый план (карту) своего участка, который войдет в состав населенного пункта;
  • копию паспорта или других удостоверений личности заявителя – для физического лица, выписка из ЕГРИП – для ИП, выписка из ЕГРЮЛ – для организаций;
  • документы о праве собственности на участок земли;
  • договор о сотрудничестве с органом местного самоуправления, на территории которого расположен присоединяемый земельный участок.

На протяжении 45 дней с момента принятия заявления о введении земельного участка в черту населенного пункта либо замены официального вида его эксплуатации местная администрация обязана:

  1. Подготовить, согласовать с уполномоченным органом и направить в региональную Администрацию заключение о целесообразности и возможности (или наоборот) введения участка земли в состав населенного пункта, о допустимости установления (изменения) вида разрешенной эксплуатации земельного участка.

  2. Провести публичные слушания вопроса о включении участка земли в черту населенного пункта и утверждении (изменении) вида его разрешенного использования (исключением является присоединение земельного участка для жилой застройки или в рекреационных целях).
  3. Принять участие в заседании регионального Правительства по вопросу внесения изменений в границы населенного пункта путем включения в его состав земельного участка и утверждения (изменения) вида официального использования этого участка.

В результате регистрации границы поселения в ГКН (Государственном кадастре недвижимости) все земли, вошедшие в его состав, получают категорию «земли населенного пункта».

Вас также может заинтересовать: Взыскание задолженности по договору поставки: от претензии до получения денег по исполнительному листу

Кто и почему может отказать в изменении границ населенных пунктов

Руководствуясь Земельным и Градостроительным кодексами, местные органы самоуправления имеют право отказать в присоединении земельного участка к населенному пункту, когда:

  • границы поселения пересекаются с чертой муниципального образования либо выходят за её пределы;
  • черта населенного пункта пересекает границы земельных наделов организаций и физических лиц;
  • включаемые земли имеют большую аграрную ценность;
  • присоединяемый земельный участок невозможно обеспечить инфраструктурой;
  • участок попадает в охраняемую промышленную зону или землю производственных объектов.

Государственный исполнительный орган власти может отказать в изменении границ населенных пунктов по нескольким причинам:

  • закон запрещает или ограничивает изменение целевого назначения или официального использования участка земли;
  • документами государственного территориального планирования (в том числе директивами муниципальных образований или субъектов) предусмотрена иная эксплуатация земельного участка, отличная от указанной заявителем;
  • государственный исполнительный орган субъекта получил от федеральной исполнительной власти обоснованный письменный отказ в рассмотрении заявления;
  • государственный исполнительный орган субъекта получил от органа местного самоуправления решение о нецелесообразности (невозможности) введения земельного участка в черту населенного пункта или же выведения его из границ населенного пункта и утверждения (смены) вида его официального использования.
  • в ходе открытых обсуждений их участники приняли положение о несогласии с присоединением участка земли к населенному пункту или, наоборот, его исключением из границ поселения, а также об утверждении (изменении) вида официального использования данного земельного участка.

Любой отказ можно обжаловать в судебном порядке.

Вас также может заинтересовать: Юридическая экспертиза проекта: как правильно проводится

Досадные ошибки в изменении границ населенных пунктов

Регистрация изменения границ населенных пунктов – процесс довольно трудоемкий, поскольку при разработке карты-плана иногда не представляется возможным учесть границу поселения в государственном кадастре недвижимости по каким-либо причинам. Самая частая из них – пересечение черты населенного пункта с кадастровыми границами отдельных участков земли.

Тем не менее, это можно исправить, если разбираться прямо на месте. Регулярные поправки в системах координат, корректировка правил ведения кадастрового учета недвижимости, многократные модернизации программного обеспечения стали причиной того, что сегодня государственный кадастр недвижимости нельзя считать достоверным источником информации. Поэтому границы земельного участка иногда проводят непосредственно на месте.

Увеличение границ населенных пунктов может повлечь за собой незаконное присоединение земель лесного фонда, что сводит к нулю подготовку карты-плана черты населенный пункт и разработку самого генплана с последующим его утверждением. В последнее время активно формируется судебная практика по решению этих вопросов.

Множество проблем, связанных с регламентом перевода земельных участок, возникают из-за переквалификации в разряд «земли населенных пунктов» участков, относящихся к другим категориям. Главная сложность при вхождении таких участков в черту населенного пункта состоит в необходимости изменения границ населенного пункта.

Пункт 1 статьи 8 Федерального Закона «О переводе земельных участков» в части определения и изменения границ населенного пункта сформулирована весьма неудачно. Говорится, что «Установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов являются переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов».

Похожая норма присутствует и в Земельном кодексе.

Такая интерпретация статьи закона допускает, что при утверждении (изменении) границ поселений целевое назначение земельных площадей меняется, а перевод земельного участка между категориями проводится автоматически.

Пример из судебной практики. Администрация Нижнего Новгорода подала иск в Арбитраж Свердловской области, предъявленный к территориальному управлению Росимущества (ФАУФИ). Цель заявления – опротестовать официальное право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда. Требование обосновано тем, что данный участок входит в территориальную черту города, относится к категории городских лесов и не является лесным фондом. Арбитражный суд согласился с требованиями заявителя и своим постановлением №А43-2852/2005-27-88 от 6 марта 2006 года принял сторону администрации. Главным аргументом послужило то, что оспариваемый участок расположен в городской черте Нижнего Новгорода, а значит, относится к категории «земли населенных пунктов».

Тем не менее такой подход нельзя считать верным. Перевод земельного участка из категории в категорию проводится по определенному порядку, предусмотренному упомянутым выше законом о переводе земель. Означенная процедура одинакова для всех категорий участков с некоторыми особенностями, перечисленными тем же нормативным актом.

Абсолютно отменять этот порядок для категории земель населенного пункта, в действительности заменяя его процедурой установления (или изменения) границ населенных пунктов, будет некорректно, так как это противоречит главным принципам земельного права.

Пример из судебной практики. Губернатор МО подписал постановление о присоединении районного поселения к городу. В свою очередь агентство недвижимости, полагая, что данный документ меняет целевое назначение земельных участков, подало иск в областной Арбитражный суд. Его цель – заставить правительство принять норматив о переводе земельных участков из категории земель аграрного использования в категорию «земли населенного пункта» с дальнейшим заключением договора аренды этого участка с заявителем.

Суд не удовлетворил исковые требования. Мотив – постановление губернатора МО направлено на упорядочение процедур административного деления сложившихся территориальных поселений. Документ не относится к отдельным нормативам, относящим земельные участки к каким-то категориям либо переводящим их между таковыми (постановление ФАС МО №КГ-А41/13557-05 от 12 и 19 января 2006 года).

К тому же, статья 8 Земельного кодекса строго разделяет полномочия Российскоф Федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в части перевода участков земли.

Таким образом, перевод земельного участка из категории в категорию допускается для земель, находящихся в собственности:

  • федерации – правительством РФ;
  • субъектов федерации, а также аграрных земель, принадлежащих муниципалитету, – исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации;
  • муниципалитетов (кроме сельскохозяйственных земель) – местными органами самоуправления.

Итак, если после преобразования границ населенного пункта без официальной процедуры перевода земель изменено целевое назначение участка, являющегося федеральной собственностью, то это изменение нельзя будет считать законным. Данная точка зрения подтверждена практикой Высшего арбитражного суда РФ.

Пример из судебной практики. Муниципальная администрация обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с требованием исключить из категории «лесной фонд» земли, которые находятся в собственности Российской Федерации. Кроме того, муниципалитет желал признать указанные участки «землями населенных пунктов», входящими в состав данного образования. Иск основан на том, что спорные земельные участки находятся в официальной городской черте. Арбитражный суд Челябинской области принял решение удовлетворить исковые требования заявителя.

Далее ФАС Уральского округа одобрил постановление АС Челябинской области, оставив его без изменений. Затем Высший АС РФ отменил означенные судебные акты, указывая, что лесной фонд входит в федеральную собственность особого типа с особым правовым режимом. Другое толкование закона вызвало бы несоразмерное ущемление прав собственности РФ. Это могло означать, что прекращение права государственной собственности на землю лесного фонда при автоматическом переводе обсуждаемого участка из этой категории в «земли населенных пунктов» осуществляется по желанию и в интересах муниципалитета за неимением согласия владельца – Российской Федерации. При этом не учитывается то, что лесной фонд – это общее достояние многонационального населения России, которое является государственной собственностью особого рода.

Аргумент муниципальной администрации в отношении статьи 8 Закона о переводе земель, что переквалификация земельного участка из лесного фонда в земли поселений выполнена автоматически (путем проведения городской черты МО), основан на искаженном толковании и применении Закона (Постановление президиума ВАС РФ №16490/07 от 2 сентября 2008 года по делу №А76-738/2007-22-204).

Как видим, судебная практика в основном подтверждает обязательность соблюдения специально утвержденной процедуры изменения целевого назначения земельного участка в любых случаях.

К большому сожалению, необходимость выполнения порядка переквалификации земель из категории в категорию доказана не на правовом уровне, а только в юридической практике, подчас довольно неоднозначной.

Казалось бы, логичным будет изменение и конкретизация отдельных положений Земельного кодекса и вышеназванного Закона. Но здесь мы говорим о другом – законном изменении границ населенных пунктов, которое самостоятельно не каждый может провести. Поэтому в таких вопросах лучше обратиться к профессионалам. Квалифицированные профильные юристы присоединят ваш земельный участок к площади населенного пункта, при этом изменив официальный вид его использования. В связи со сложностью данной процедуры, помощь профессионалов во многом сэкономит ваше время и деньги.

Получить консультацию

Нажимая кнопку «Отправить» я соглашаюсь с условиями и положениями обработки Персональных данных

Установление и изменение границ муниципального образования осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе:

а) населения;

б) органов местного самоуправления;

в) органов государственной власти субъектов федерации;

г) федеральных органов государственной власти.

Порядок выдвижения инициативы населения по изменению границ муниципальных образований должен соответствовать порядку, установленному федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы местного референдума.

При этом закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

При изменении границ обязательно учитывается мнение населения. Данное требование существовало и в старом федеральном законе, однако не закрепляло конкретных форм выявления мнения населения. Федеральный закон от 06.10.2003 г., четко определяет, что в случае изменения границ муниципальных районов, влекущего переход населенных пунктов в состав других муниципальных районов, согласие населения должно быть выражено либо в форме голосования, либо на сходах граждан.

В данном случае также обязательно учитывать мнение представительных органов соответствующих муниципальных районов. В данной части закон содержит отсылочную норму к статье, регламентирующей проведение голосования по вопросам изменения границ муниципального образования. Соответственно, в случае изменения границ поселений (влекущего переход населенных пунктов в другие поселения) также необходимо учитывать мнение населения, выраженного либо в форме голосования, либо на сходах граждан, а также мнение представительных органов соответствующих поселений.

В том случае, если изменение границ муниципальных районов и поселений не влечет перехода населенных пунктов к территориям других муниципальных районов и поселений, проведения местного референдума, голосования жителей или схода граждан не требуется. Мнение населения в таком случае выражает соответствующий пред­ставительный орган местного самоуправления.

По-разному решается вопрос о порядке изменения границ муниципальных районов в случаях отнесения или неотнесения территорий поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов:

— если имеет место такое отнесение, то изменение осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов. Изменение границ муниципальных районов и входящих в их состав поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в состав указанных поселений поселков и сельских населенных пунктов к территориям городских округов, осуществляется с согласия населения поселений и городских округов, выраженного представительными органами соответствующих поселений и городских округов, а также с учетом мнения населения муниципальных районов, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов

— если изменение границ муниципальных районов не влечет отнесения территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, то мнение населения выражается представительными органами соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50% относительно минимальной установленной законом численности населения после установления законами субъектов РФ границ поселений не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ городских и (или) сельских поселений.

Федеральный закон от 06.10.2003 года впервые определил понятие преобразования муниципальных образований. Под преобразованием муниципального образования понимаются объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.

Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Инициаторами преобразования могут выступать те же субъекты, что и при изменении границ муниципальных образований. При этом закон субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

При преобразовании муниципальных образований используются следующие правила:

— объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного законом, либо на сходах граждан;

— объединение двух и более муниципальных районов, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов;

— объединение поселения с городским округом осуществляется с согласия населения поселения и городского округа, выраженного представительным органом соответствующих поселения и городского округа, а также с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Поселение, объединенное с городским округом, утрачивает статус муниципального образования.

Объединение городского поселения с городским округом осуществляется одновременно с изменением административно-территориального устройства субъекта РФ, в результате которого происходит объединение города, находящегося на территории городского округа, и города (поселка), находящегося на территории городского поселения и являющегося его административным центром;

— разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного законом, либо на сходах граждан;

— разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района;

— изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа производится законом субъекта федерации с согласия населения соответствующего городского населения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.

Мнения населения городского поселения и населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного законом, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.

Закон предусматривает упразднение городских и сельских поселений. Упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет менее 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении.

Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. При определении статуса муниципального образования имеет ли место ограничение по численности населения?

2. Назовите условия наделения городского поселения статусом городского округа.

3. Перечислите субъектов, которые вправе выступать с инициативой об изменении границ муниципального образования.

4. Перечислите субъектов, которые вправе выступать с инициативой о преобразовании границ муниципальных образований.

5. Перечислите признаки муниципального образования.

Изменение границ, преобразование муниципальных образований

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.

2. Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, осуществляется с согласия населения данных поселений и (или) населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном статьей 25.1 настоящего Федерального закона, с учетом мнения представительных органов соответствующих муниципальных районов.

Формы непосредственной и представительной демократии в системе местного самоуправления.

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:1) формы прямого волеизъявления обязательного характера – это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);

2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера – это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т. д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум – это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за каждым гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее в этой главе – Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно; 3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

Муниципальные выборы, так же как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется, прежде всего, тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Сходы граждан – это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т. п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г., в небольших городских и сельских поселениях – с числом избирателей менее 100 человек – сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан – важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан формой прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, к срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и к дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.

Местный референдум.

1. В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

2. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования.

3. Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами Российской Федерации, имеющими право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными объединениями, иными общественными объединениями, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;

3) по инициативе представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.

4. Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, указанных в пункте 2 части 3 настоящей статьи, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта Российской Федерации и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая гражданами, избирательными объединениями, иными общественными объединениями, указанными в пункте 2 части 3 настоящей статьи, оформляется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.

Инициатива проведения референдума, выдвинутая совместно представительным органом муниципального образования и главой местной администрации, оформляется правовыми актами представительного органа муниципального образования и главы местной администрации.

5. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный референдум в течение 30 дней со дня поступления в представительный орган муниципального образования документов, на основании которых назначается местный референдум.

В случае, если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или прокурора. Назначенный судом местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение его проведения осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или иным органом, на который судом возложено обеспечение проведения местного референдума.

6. В местном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Граждане Российской Федерации участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

7. Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.

8. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.

9. Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти.

10. Гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, а также порядок подготовки и проведения местного референдума устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные выборы.

1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

3. Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Под избирательной системой в настоящей статье понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

3.1. Законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

3.2. Выборы депутатов представительных органов поселений (за исключением городских округов) с численностью населения менее 3000 человек, а также представительных органов поселений (включая представительные органы городских округов) с численностью менее 15 депутатов проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.

3.3. В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с законодательством о выборах между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями (их региональными отделениями или иными структурными подразделениями), пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.

4. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *