Историко культурного назначения

  • автор:

Земли историко-культурного назначения

Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Земли историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения — это земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе земли, объявленные музеями-заповедниками.

Земельные территории государства включают в себя не только участки, которые используются частными гражданами для выполнения сельскохозяйственных работ, постройки жилья или коммерческой недвижимости, а также участки земли, которые находятся в распоряжении особо важных сфер государственного масштаба (промышленности, коммуникаций, транспорта, энергетики и др.). Существенная часть федеральных земельных активов находится в пользовании ведомств, которые распоряжаются культурными объектами.

Понятие и состав земель историко-культурного назначения

Земли историко-культурного назначения – это территориальный класс, который состоит из земельных участков, включающих объекты культурного наследия и достопримечательности в качестве полноценных комплексов или отдельных понятий.

Специальным законодательством утверждается состав исторических и культурных объектов, которые выступают важным наследием различных народов, проживающих на территории страны, а также рассматриваются в качестве свидетельства об особенностях эпох, развития давних цивилизаций. Специалисты изучают культурные предметы и композиции как источники подлинной информации о процессе зарождения и особенностях развития культурного процесса.

Культурные объекты представлены в форме предметов и недвижимости, которая связана с художественными произведениями и комплексами различных сфер:

  • декоративно-прикладное искусство;
  • живопись;
  • наука;
  • скульптура;
  • техника.

Иной класс составляют объекты исторического наследия, которые были созданы или возникли самовольно в результате всевозможных исторических событий и происшествий – достопримечательности, памятники истории, художественные ансамбли. Важной характеристикой таких объектов является ценность для различных сфер:

  • история;
  • архитектура;
  • градостроительство;
  • искусство;
  • наука;
  • техника;
  • эстетика;
  • этнология;
  • антропология;
  • социальная культура и др.

Земельный кодекс России уточняет специфику использования и распоряжения землями историко-культурной сферы. Это участки, которые локализируются в пределах земель расположения объектов и предметов народного культурного наследия. Важным условием для такой градации территория является наличие конкретного объекта в государственном реестре.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Режим земель историко-культурного назначения регулируется государственными органами различных уровней, на территории которых размещаются конкретные культурные и исторические комплексы. Земельные участки находятся в распоряжении государства и органов местного самоуправления муниципального масштаба. Особенности распоряжения территорий культурного и исторического предназначения ограничивают:

  • использование территорий культурного и исторического назначения, а также археологических памятников, захоронений любых видов и достопримечательностей не в соответствии с установленным законодательством целевым назначением;
  • заключение договоров об аренде соответствующих территорий в пользу частных лиц для выполнения частного строительства или ведения любой деятельности, которая полностью или частично противоречит целевому предназначению участков;
  • эксплуатацию и дальнейшую разработку природных, водных и лесных объектов, а также использование подземных ресурсов и полезных ископаемых на территории культурных объектов и комплексов, если соответствующие работы могут нанести ущерб или разрушить земли историко-культурного назначения и соответствующие композиции;
  • предоставление в пользование или в собственность частных лиц на любых основаниях (заключение договора, аукцион, купля-продажа и др.), действия которых нарушают установленный порядок эксплуатации участков;
  • проведение строительных и проектировочных работ, за исключением мероприятий с целью реконструкции, сохранения и возобновления исторических памятников и культурных ансамблей, а также окружающих их участков.

Помимо ограничений в использовании, территории культурного и исторического значения подлежат особой охране. Законодательством предусматривается возможность принудительного изъятия таких участков для воплощения целей общественной и государственной важности, а также ограничений в обороте. Если же объекты относятся к разряду особенно ценных, то они включаются в соответствующие списки всемирного значения.

Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, его формирование, включение объектов культурного наследия в реестр и исключение из него

Единый государственный реестр представлен в форме специальной информационной системы, в которой содержатся все точные сведения об государственных объектах, комплексах и предметах культурного и исторического характера. Данный перечень создается в порядке включения в него различных объектов, при условии вынесения предварительного решения о предстоящем включении.

Также законодательством предусмотрена обратная процедура, которая предполагает возможность исключения культурных композиций при наличии решения об исключении.

Включение объектов в список государственного реестра предусматривает наличие соответствующего решения, а также проведение экспертных исследований, которые проводятся для выяснения точных данных об объекте, а именно:

  • наименование;
  • время создания, а также основные даты изменений и реконструкций;
  • место расположения;
  • категориальная принадлежность;
  • вид.

Государственная охрана объектов культурного наследия

Государственная охрана объектов культурного наследия в целях сохранения и восстановления культурно-исторических композиций предусматривает проведение мер (юридических, организационных, технических, строительных, финансовых и др.), которые направлены на выполнение следующих задач:

  • поиск новых предметов и достопримечательностей;
  • организацию учета и внесения объектов в государственный реестр;
  • детальное изучение открытых объектов;
  • принятие мер по предотвращению дальнейших разрушений.

Охрана объектов культурного наследия входит в компетенцию ответственных государственных и муниципальных учреждений:

  • управление государственной охраны объектов культурного наследия;
  • служба по государственной охране объектов культурного наследия;
  • государственная инспекция по охране объектов культурного наследия.

Полномочия федеральных органов заключаются в проведении контролирующих и экспертных проверок, а также принятии мер для максимального сохранения, рационального и бережного использования и комплексной охраны всего культурного наследия. Компетенция государственных и муниципальных органов регулируется законодательством о народных объектах культурного наследия.

Статья 99. Земли историко — культурного назначения. 1. К землям историко — культурного назначения относятся земли:

1) объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
2) достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
3) военных и гражданских захоронений.
2. Земли историко — культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.
Изъятие земель историко — культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
3. Земельные участки, отнесенные к землям историко — культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
На отдельных землях историко — культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
4. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко — культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко — культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Комментарий к статье 99
Правовое регулирование использования земель историко — культурного назначения, определения границ этих земель, изъятия их из хозяйственного использования и других форм охраны земель историко — культурного назначения осуществляется помимо комментируемого Кодекса законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации о памятниках истории и культуры.
Из актов специального законодательства прежде всего следует назвать Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (в ред. от 18 января 1985 г. // Ведомости РСФСР. 1978. N 51. Ст. 1387; Там же. 1985. N 4. Ст. 118). Согласно ст. 1 Закона памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Все памятники истории и культуры, находящиеся на территории России, охраняются государством.
В статье 6 Закона названы виды памятников истории и культуры, в частности:
памятники истории — здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, революционным движением, Гражданской и Великой Отечественной войнами, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства; захоронения погибших за свободу и независимость Родины;
памятники археологии — городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
памятники градостроительства и архитектуры — архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно — прикладного, садово — паркового искусства, природные ландшафты.
К памятникам истории и культуры относятся и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Земли всех этих объектов являются землями историко — культурного назначения.
Земельный кодекс в п. 1 комментируемой статьи в числе земель историко — культурного назначения называет еще земли достопримечательных мест, в частности мест бытования исторических промыслов, производств, ремесел. Федеральный закон от 6 января 1999 г. «О народных художественных промыслах» (СЗ РФ. 1999. N 2. Ст. 234) предусмотрел, что земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, могут быть отнесены к землям историко — культурного назначения в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 9).
Федеральный закон от 7 мая 2001 г. «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» предусматривает, что на территориях традиционного природопользования могут выделяться объекты историко — культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность (ст. 10). Представляется, что земли этих объектов также можно относить к землям историко — культурного назначения.
Закон РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» обязанности по обеспечению охраны, использования, выявления, учета, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры возлагает на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в зависимости от местонахождения памятника. Специально уполномоченным государственным органом охраны памятников является Минкультуры России. Это министерство и его территориальные органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственное управление в области охраны и использования памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства.
Минкультуры России и его территориальные органы по сохранению культурных ценностей осуществляют функции в рассматриваемой сфере на основании Положения о Минкультуры России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1997 г. N 679 (в ред. Постановления Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 913 // СЗ РФ. 1997. N 24. Ст. 2762).
Министерство культуры Российской Федерации:
осуществляет государственный учет и охрану недвижимых памятников истории и культуры России (в том числе особо охраняемых территорий), разрабатывает и утверждает правила, нормативы и стандарты в области государственного учета, охраны и использования недвижимых памятников истории и культуры;
устанавливает в пределах своей компетенции режим содержания и использования объектов исторического и культурного наследия (в том числе особо охраняемых территорий), включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения;
подготавливает с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносит предложения о включении объектов исторического и культурного наследия в Государственный список недвижимых памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения, а также в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;
подготавливает с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносит предложения об отнесении историко — культурных и природных комплексов, архитектурных ансамблей и сооружений, организаций культуры, а также других объектов к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации;
обеспечивает формирование и ведение Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности они находятся, подлежат государственному учету. Приказом Минкультуры СССР от 13 мая 1986 г. N 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры.
Основной особенностью правового режима земель историко — культурного назначения памятников является установление охранных зон.
В соответствии с п. 4 комментируемой статьи в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко — культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко — культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
В статье 33 Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» предусмотрено, что в целях обеспечения охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Правовой режим земель этих зон установлен в указанном Законе, а также в Положении об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР. 1982. N 26. Ст. 133; в ред. от 29 декабря 1989 г.).
Проекты районной планировки, генеральные планы городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов, проекты детальной планировки и застройки должны предусматривать охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта.
Зоны охраны памятников истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Минкультуры России и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
В пределах охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих органов охраны памятников Российской Федерации.
В соответствии с Положением об охране и использовании памятников истории и культуры государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством.
В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны.
Как определено в Положении, разрешение на проведение работ в пределах указанных зон может быть выдано соответствующим государственным органом охраны памятников по представлению органа местного самоуправления. При выдаче разрешения, в том числе на использование земель для нужд сельского хозяйства, государственный орган охраны памятников определяет при необходимости мероприятия по обеспечению сохранности памятников, осуществление которых возлагается на предприятия, учреждения, организации и граждан, заинтересованных в проведении работ.
В соответствии с Законом «Об охране и использовании памятников истории и культуры» ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Правительства РФ историко — культурными заповедниками, охрана которых осуществляется на основании особого о каждом из них положения.
Территория историко — культурного заповедника изымается из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.
В целях обеспечения охраны историко — культурных заповедников устанавливаются охранная зона, зона регулирования застройки и зона охраняемого природного ландшафта. На зоны охраны этих заповедников распространяются порядок установления зон, режим содержания и использования их, а также другие требования, предусмотренные законодательством для зон охраны памятников.
Отдельные участки городов и других населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (исторические центры, кварталы, площади, улицы), памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями, а также культурные слои древних городов и других населенных пунктов, природные и искусственные ландшафты, представляющие особую историческую, археологическую, градостроительную и архитектурную ценность, могут быть объявлены заповедными местами органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Минкультуры России и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры. Охрана заповедных мест осуществляется на основании положений, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии с п. 38 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры на заповедных территориях (местах) запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения соответствующих государственных органов охраны памятников. В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте). Обеспечение соблюдения установленного Положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) возлагается на исполнительные органы местного самоуправления и соответствующие государственные органы охраны памятников.
Охрана произведений садово — паркового искусства и природных ландшафтов, отнесенных к памятникам истории и культуры или связанных с ними, осуществляется органами охраны памятников совместно с другими заинтересованными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры и об охране окружающей природной среды.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с Минкультуры России и Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры.
Правовой гарантией обеспечения охраны памятников истории и культуры является требование ст. 41 Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры» о том, что снос, перемещение, изменение недвижимых памятников истории и культуры запрещаются. Исключение из этого правила может допускаться лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения Правительства РФ. Предприятие, учреждение, организация, получившие такое разрешение, при осуществлении сноса, перемещения или изменения памятника обязаны обеспечить соблюдение условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а соответствующий государственный орган охраны памятников обязан провести работы по научному изучению и фиксации памятников. Указанные работы производятся за счет предприятия, учреждения, организации, получивших разрешение на снос, перемещение или изменение памятника.
Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» предусмотрел определенные меры по обеспечению сохранности памятников. Так, в ст. 42 закреплено, что строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу существованию памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с государственными органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ должны быть согласованы с государственными органами охраны памятников и предусматривать мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры.
Предприятия, учреждения и организации в случае обнаружения в процессе ведения работ археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом государственному органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.
Государственные органы охраны памятников имеют право приостанавливать строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы в случае возникновения в процессе проведения этих работ опасности для памятников истории и культуры либо нарушения правил их охраны.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе ограничить или запретить движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по дорогам, прилегающим к памятникам истории и культуры или пролегающим через их охранные зоны, если создается угроза существованию памятников.
Лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также в других нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Юридическое лицо или гражданин, причинившие вред памятнику истории и культуры или его охранной зоне, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник или его охранную зону, а при невозможности этого — возместить причиненные убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Восстановление памятника или его охранной зоны осуществляется с соблюдением установленного порядка реставрации памятников истории и культуры. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут в установленном порядке материальную ответственность.
Объявление того или иного объекта памятником истории или культуры производится по решению исполнительного органа субъекта Федерации. На памятник истории и культуры выписывается паспорт. Организация, на землях которой находится памятник, подписывает охранное обязательство, по которому она обязана принимать меры к охране памятника и нести ответственность за его порчу, уничтожение, разрушение.
Положение об охране и использовании памятников истории и культуры определяет порядок использования памятников, их территорий и территорий охранных зон. Так, в п. 57 сказано, что использование памятников истории и культуры в туристско — экскурсионных, экспозиционно — выставочных и других культурно — просветительных целях может производиться только в объеме, обеспечивающем сохранность памятников, их территорий и окружающей их градостроительной или природной среды.
Недвижимые памятники истории и культуры (здания, сооружения) кроме использования в научных, культурно — просветительных и воспитательных целях могут быть использованы также в хозяйственных и иных целях, если это не наносит ущерба сохранности памятников и не нарушает их историко — художественной ценности.
В указанном Положении установлено, что те недвижимые памятники истории и культуры (здания и сооружения), которые находятся в собственности государства и могут быть использованы в хозяйственных и иных практических целях (за исключением использования в качестве жилых помещений), передаются в установленном порядке на баланс местных государственных органов охраны памятников для предоставления в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно — арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно — арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников.
Если находящиеся в собственности граждан памятники истории и культуры систематически используются собственниками для извлечения нетрудовых доходов, то эти памятники могут быть изъяты в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. Изъятие памятников истории и культуры производится по представлению государственных органов охраны памятников и влечет аннулирование охранно — арендных и охранных договоров или охранных обязательств, а также взыскание причиненного памятникам ущерба, за исключением случаев, когда памятники находились в собственности общественных организаций или граждан.
Комментируемой статьей предусмотрено, что земли историко — культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изъятие земель историко — культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные земли историко — культурного назначения могут быть полностью изъяты из хозяйственного использования, включая земли, на которых и в которых располагаются историко — культурные объекты, подлежащие исследованию и консервации.
Земельные участки, отнесенные к землям историко — культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.
Как отмечалось выше, ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Правительства РФ историко — культурными заповедниками. В этом случае земли территории историко — культурного заповедника изымаются из сельскохозяйственного или иного хозяйственного пользования и передаются в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.

Земли историко-культурного назначения — одна из разновидностей особо охраняемых территорий. Земельный кодекс РФ к ним относит объекты культурного наследия народов Российской Федерации (памятники истории и культуры, в том числе объекты археологического наследия); достопримечательные места, в том числе места бытования исторических промыслов, производств и ремесел; военные и гражданские захоронения.

Этот перечень объектов историко-культурного назначения надо считать основным, но не исчерпывающим.

Земельный кодекс устанавливает строгие требования к использованию названных земель по целевому назначению. Земельные участки, признанные историко-культурной ценностью, у правообладателей не изымаются, но на отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе на землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. Такие зоны могут быть установлены в пределах поселений и за их пределами.

Поселенческие территории согласного действующему законодательству зонируются по их хозяйственному и градостроительному назначению. В территориальных зонах могут выделяться подзоны, особенности, использования территорий которых определяются градостроительным регламентом с учетом ограничений на их использования, установленных земельным законодательством и законодательством Российской Федерации об охране памятников истории и культуры (ст. 40 Градостроительного кодекса РФ)

Правовой режим земель историко-культурного назначения раскрывается в ряде других федеральных законах. Так, в настоящее время действует Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». К таким объектам Закон относит объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и названным нами Федеральным законом.

Объекты культурного наследия подразделяются законом на следующие виды:

памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужения); мемориальные квартиры, мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализованные на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместно творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими ( в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на категории федерального, субъектов РФ и местного (муниципального) значения.

В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечивается за счет общих принципов формирования, методов и форм ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных земельного и градостроительного кадастров, иных информационных систем или банков данных, используемых (учитывающих) данную информацию. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ утверждается Правительством Российской Федерации.

На объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны памятников культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. Форма паспорта объекта культурного наследия утверждается Правительством Российской Федерации.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Правительство Российской Федерации может принять решение о признании объекта культурного наследия федерального значения, включенного в реестр, особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации. В первоочередном порядке такими объектами 238

признаются объекты культурного наследия, включенные в реестр и Список всемирного наследия.

В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Охранная зона — территория, в пределах которой обеспечивается сохранность объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении и устанавливается -особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта — территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находится во всех формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектов культурного наследия.

При государственной регистрации договора купли-продажи объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия либо выявленного объекта культурного наследия, которые являются ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленым объектом культурного наследия, определяются Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», гражданским, градостроительным и земельным законодательством Российской Федерации.

Объекты культурного наследия, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятники и ансамбли, включенные в Список всемирного наследия, историко-культурные заповедники и объекты археологического наследия отчуждению из государственной собственности не подлежат.

Объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Жилые помещения, являющиеся объектом культурного наследия либо частью объекта культурного наследия, могут быть отчуждены в порядке. установленном жилищным законодательством РФ, с учетом требования федерального законодательства о объектах культурного наследия.

Когда в пределах земельного участка или участка водного объекта обнаружен объект археологического наследия, со дня обнаружения данного объекта собственник земельного участка или пользователь им либо водопользователь владеет, пользуется или распоряжается принадлежащим ему участком с соблюдением условий, установленных законом для обеспечения сохранности выявленного объекта культурного наследия.

Объект культурного наследия может передаваться собственником в аренду другим пользователям. Договор аренды подлежит государственной регистрации. Объект культурного наследия, включенный в реестр и находящийся в федеральной собственности, предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования следующим юридическим лицам:

· общественным объединениям, уставной целью деятельности которых является сохранение объектов культурного наследия;

· детским общественным объединениям;

· общественным организациям инвалидов;

· благотворительным организациям;

· религиозным организациям;

· общероссийским творческим союзам;

· государственным учреждениям, осуществляющим деятельность в сфере культуры.

Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки, в границах которых расположены указанные памятники и ансамбли разделу не подлежат.

Достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основе заключения историко-культурной экспертизы могут быть отнесены к историко-культурным заповедникам. Такие заповедники могут быть федерального, регионального и местного (муниципального) значения. Содержание историко-культурного заповедника, в зданиях и сооружениях которого находятся исторические и культурные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, регулируется Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию, могут получить статус исторического поселения.

В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными градостроительными пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданными человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценностные объекты.

Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного поселения.

Данные, содержащиеся в историко-культурных опорных планах, сведения о границах территории объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования, границах зон охраны объектов культурного наследия подлежат внесению в государственный градостроительный кадастр.

Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия, возмещают стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения.

Если собственник объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект наследия, не выполняет требование к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, уполномоченный государственный или муниципальный орган обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Если суд принимает решение об изъятии у собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельного участка или участка водного фонда, в пределах которых располагается объект археологического наследия, то по представлению органа, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, соответствующий орган по управлению государственным имуществом выкупает данный объект либо данный участок или организует их продажу с публичных торгов, Собственнику объекта культурного наследия возмещается стоимость выкупленного объекта.

Отдельные участки городов и других поселений, имеющих особую историческую, научную, художественную и иную культурную ценность, а также памятные места, связанные с историческими событиями, могут быть объявлены заповедными местами.

В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (п.4 ст.99 ЗК РФ).

Согласно Закону «О недрах» редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную и культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается (ст. 33).

На органы государственного геологического контроля возложен контроль за охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, за соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры (п. 6 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г.№132).

Объекты историко-культурного наследия в пределах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации: древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую ценность объекты могут использоваться только в соответствии с их назначением. Научные или иные изыскания в отношении объектов историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования проводятся, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования (ст. 16 федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»).

⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 20

К землями историко-культурного назначения согласно ст. 99 ЗК РФ относятся земли:

1. объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;

2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;

3. военных и гражданских захоронений.

Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением.

Изъятие земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель поселений вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.

Согласно ст.9 ФЗ РФ «О народных художественных промыслах» от 06.01.1999 г. № 7-ФЗ#S к землям историко-культурного назначения могут быть отнесены земли, на которых расположены места традиционного бытования народных художественных промыслов, в порядке, устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Особенности правового режима земель историко-культурного назначения регулируются ФЗ РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при этом, не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

ФЗ РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно — национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко — культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» .

Разграничение собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, осуществляется федеральным законом, регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности (ст. 2).

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно — прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники -отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);

ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово — паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов (ст. 3).

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко — культурного значения:

o объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;

o объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;

o объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко — архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (ст. 4).

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко — культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и ФЗ РФ»Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ст. 5).

Под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально — технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия (ст. 6).

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия. Условия такого доступа устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном ФЗ РФ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (ст. 7).

Общественные и религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством РФ (ст. 8).

ОСОБО ЦЕННЫЕ ЗЕМЛИ

Согласно ст. 100 ЗК РФ к особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного наследия, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций).

На собственников таких земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов таких земельных участков возлагаются обязанности по их сохранению. Сведения об особо ценных землях должны указываться в документах государственного земельного кадастра, документах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иных удостоверяющих права на землю документах.

Правовой режим земель историко-культурного назначения

Согласно п. 1 ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли:

  1. объектов культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
  2. достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
  3. военных и гражданских захоронений.

Эти земли могут использоваться только строго в соответствии с их целевым назначением.

К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ».

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

Запрещение и ограничение хозяйственной деятельности при использовании земель историко-культурного назначения устанавливаются в основном в соответствии с требованиями ГСК и Закона об охране и использовании памятников истории и культуры. Статьи 34-35 указанного Закона в целях обеспечения охраны памятников истории и культуры предусматривают установление охранных зон, в которых запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без специального разрешения. Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются как в поселениях, так и на иных территориях. В пределах этих зон запрещается и ограничивается хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия. Границы зон охраны памятников истории и культуры определяются в градостроительной документации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *