Исполнение государственных обязанностей

  • автор:

Компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей

Когда работодатель должен сохранить за работником средний заработок, как это отражается в бухгалтерском и налоговом учете?

Публикация

Для любой организации расчеты с сотрудниками, особенно в условиях финансового кризиса, являются важнейшим участком учета. Одним из видов компенсаций, на которые сотрудник имеет право, являются компенсации работникам, привлекаемым к исполнению государственных и общественных обязанностей.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и др.), работникам предоставляются гарантии и компенсации также в случае исполнения ими государственных или общественных обязанностей.
Случаи и порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам при исполнении ими государственных и общественных обязанностей регламентируются ст. 165 и 170 ТК РФ.
В обязанности работодателя входит сохранение за работником его рабочего места (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей, если они приходятся на рабочее время. Оплачивать же данную деятельность должен государственный орган или общественное объединение, привлекающие работника и непосредственно заинтересованные в этом.
Однако имеются исключения, когда работодатель сохраняет за работником средний заработок: за время участия работника в качестве народного или арбитражного заседателя в осуществлении правосудия; при прохождении военных сборов; при вызове в налоговый орган (ст. 131 НК РФ); при сдаче крови и ее компонентов.
Основные компенсации за выполнение государственных и общественных обязанностей приведены в таблице.

Нормативно-правовой акт

Обязанность

Компенсация

Федеральный закон от 20.08.04 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 11)

Присяжный заседатель при осуществлении правосудия

В размере 1/2 части должностного оклада судьи пропорционально числу дней участия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за данный период + возмещение командировочных и транспортных расходов (за счет средств федерального бюджета)

Федеральный закон от 30.05.01 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (ст. 6)

Арбитражный заседатель в осуществлении правосудия

В размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного МРОТ + командировочные расходы + средний заработок и льготы по основному месту работы (за счет средств федерального бюджета)

Федеральный закон от 02.01.2000 № 37-ФЗ «О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»(ст. 11)

Народный заседатель в осуществлении правосудия

В размере 1/4 должностного оклада судьи данного суда МРОТ + командировочные расходы + средний заработок и льготы по основному месту работы

Федеральный закон от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной служб»

Прохождение военных сборов

Оклад по воинской должности, воинскому званию + командировочные расходы + средний заработок с места постоянной работы

Федеральный закон от 12.06.02 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Член комиссии с правом решающего голоса по подготовке и проведению выборов, референдума

Устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума

Федеральный конституционный закон от 28.06.04 № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»

Член комиссии референдума с правом решающего голоса по работе в комиссии референдума в период подготовки и проведения референдума

Устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет и в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение референдума

Закон РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 09.06.93 № 5142-1

Сдача крови и ее компонентов

Сохраняется средний заработок

Федеральный закон от 10.01.03 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»

Члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных, участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса для подготовки и проведения выборов Президента РФ

Определяются в размере их средней заработной платы, исчисленной за фактически отработанное время за 12 месяцев, но не выше размера, установленного постановлением Центральной избирательной комиссии РФ

Отражение компенсаций в учете
Расходы на оплату труда работников организации независимо от источников выплат учитываются на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При начислении работникам компенсации за выполнение государственных и общественных обязанностей, данные суммы должны быть возмещены государственным органом или общественным объединением. Поэтому в учете делаются следующие записи:
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование»,
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
начисление в пользу работника;
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по налогу на доходы физических лиц»
удержание налога на доходы физических лиц;
Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование»,
К-т сч. 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению»
начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,
К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению»
доплата сумм среднего заработка, а также начисление с указанной доплаты сумм страховых взносов на обязательное страхование;
Д-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»,
К-т сч. 50 «Касса»
выплата сумм работникам;
Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,
К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 86 «Целевое финансирование»
возмещение государственным органом или общественным объединением расходов, понесенных работодателями в пользу работников.
В табеле учета рабочего времени неявки на работу в связи с выполнением государственных и общественных обязанностей должны быть обоснованы соответствующей справкой.
Налог на доходы физических лиц
При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика. Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, является доходом работника, следовательно, облагается НДФЛ.
Освобождены от обложения НДФЛ п. 29 ст. 217 НК РФ доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы (учебы), подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Страховые взносы во внебюджетные фонды
Гарантийные выплаты работникам, в связи с выполнением не трудовых, а государственных или общественно значимых обязанностей, а также выплаты, которые направлены на то, чтобы поддержать отдельные категории работников в трудной жизненной ситуации, не попадают под объект обложения страховыми взносами: средний заработок работникам-донорам за дни сдачи крови и дни отдыха в связи с этим (ст. 186 ТК РФ); средний заработок за время призыва работника на военные сборы.
Таким образом, при выполнении данных обязанностей организация не будет уплачивать взносы.
Налог на прибыль
Сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде, признается для целей налогообложения прибыли на основании п. 6 ст. 255 НК РФ.
При этом следует учитывать, что средняя заработная плата работников рассчитывается по правилам, приведенным в ст. 139 ТК РФ и Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы. Если правила расчета среднего заработка будут нарушены или применены неправильно, то это может повлечь завышение расходов, отнесенных в уменьшение базы по налогу на прибыль. Соответствующие разницы должны быть покрыты в этом случае за счет собственных средств организации.
Полученная из средств федерального бюджета компенсация будет увеличивать базу по налогу на прибыль, так как данный вид доходов не поименован в ст. 251 НК РФ.

По состоянию на: 06.07.2011
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2011
Шайхутдинова Надежда Павловна
Тема: Документы кадровой службы, Ежегодный оплачиваемый отпуск, Оплата труда
Рубрика: Кадровая практика

    Нормативные документы

      Трудовой кодекс Российской Федерации (извлечение) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (извлечение) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (извлечение) Налоговый кодекс Российской Федерации (извлечение) Федеральный закон от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (извлечение) Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (извлечение) Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (извлечение)

Представьте себе такую картину: на работе полный аврал, а к вам приходит подчиненный и заявляет, что с завтрашнего дня он участвует в судебном заседании в качестве присяжного заседателя и работать какое-то время не сможет. Другой сотрудник вообще не явился на работу, а через несколько дней позвонил и сообщил, что призван на военные сборы.

Вот тут-то и возникает масса вопросов касательно того, нужно работнику представлять какие-то подтверждающие документы в таких случаях или достаточно просто написать заявление? Сохраняется ли за ним рабочее место на время выполнения гражданского долга? Может ли работодатель уволить такого «общественно-полезного» гражданина? Или запретить ему заниматься «полезной» деятельностью?

Вы затрудняетесь с ответами и не знаете, как поступить? А может быть, уже сталкивались с такими ситуациями, а позднее поняли, что где-то допустили ошибку? И хотите избежать этого в дальнейшем? Тогда давайте вместе выясним, какие действия необходимо предпринять кадровику, когда работник выполняет государственные или общественные обязанности.

Работники могут исполнять различные государственные и общественные обязанности — в качестве членов избирательных комиссий, присяжных заседателей, доноров, выборных профсоюзных работников и др. Как правило, такие функции они должны исполнять в свое рабочее время. Давайте посмотрим, какие обязанности в связи с этим появляются у работодателя.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (ОБЩЕСТВЕННЫЕ) ОБЯЗАННОСТИ: ЧТО ЭТО?

Глава 25 Трудового кодекса РФ, устанавливающая гарантии и компенсации работникам при исполнении ими государственных или общественных обязанностей, перечня таковых не содержит. В то же время действующим законодательством определен довольно широкий круг таких случаев. Условно их можно разделить на несколько групп.

Группа 1. В связи с реализацией избирательного права: участие в качестве члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, зарегистрированных кандидатов, доверенных лиц кандидатов и т. д.

Обратите внимание!

В соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель должен освободить работника на время исполнения государственных или общественных обязанностей от работы с сохранением за ним места работы (должности), если эти обязанности должны исполняться в рабочее время

Группа 2. В связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов: участие в качестве арбитражных заседателей присяжных заседателей, свидетелей, переводчиков, специалистов, экспертов, понятых, потерпевших, законных представителей потерпевших и т. д.

Группа 3. В связи с выполнением воинских обязанностей: привлечение работников на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы.

Группа 4. В связи с избранием на выборные должности в государственные органы и органы местного самоуправления: деятельность депутата Государственной Думы РФ, члена Совета Федерации, деятельность на выборных должностях в государственных органах РФ, субъектов РФ и органах местного самоуправления;

Группа 5. В связи с избранием в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам (КТС): участие в деятельности профсоюзных организаций, в работе КТС, примирительной комиссии и т. д. (табл. 1).

Таблица 1

Гарантии и компенсации, связанные с участием работника в коллективных переговорах, разрешении коллективных споров, профсоюзах и КТС

В связи с исполнением работниками государственных или общественных обязанностей возникает необходимость предоставления им определенных гарантий и компенсаций за время исполнения таких обязанностей.

КТО ОПЛАТИТ ПЕРИОД ОТСУТСТВИЯ?

Обратите внимание!

Компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей работнику выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли его к исполнению обязанностей

На этот вопрос отвечает ч. 2 ст. 170 ТК РФ. Работник получает компенсацию за время исполнения государственных или общественных обязанностей. Такую компенсацию выплачивает государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению обязанностей. Размер компенсации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» за время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

По общему правилу работодатель не должен сохранять за работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, средний заработок за этот период.

Наш сотрудник, который работает у нас уже много лет и за это время зарекомендовал себя с хорошей стороны, недавно, возвращаясь с работы, стал свидетелем кражи. На днях он написал заявление на выплату ему среднего заработка за то время, когда он давал показания в качестве свидетеля по тому самому делу о краже. У нас возник вопрос: правомерно ли требование работника?

Согласно ст. 170 ТК РФ работодатель должен освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Как видим, данная норма не предусматривает, что работодатель должен сохранять за работником в такой ситуации средний заработок. Государственным органом или общественным объединением, которые привлекли гражданина к исполнению соответствующих функций, работнику должна быть выплачена денежная компенсация.

Согласно ч. 1 ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. К процессуальным издержкам относятся, в частности, суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную заработную плату свидетелям в возмещение недополученной ими заработной платы за время, затраченное в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, в прокурору или суд (п. 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Данные расходы выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Таким образом, УПК РФ также не предусматривает обязанности работодателя сохранять средний заработок за работником, вызванным в качестве свидетеля.

Следует иметь в виду: при исполнении работниками в рабочее время отдельных государственных обязанностей ряд федеральных законов предусматривает дополнительные гарантии и компенсации (табл. 2).

Таблица 2

Гарантии и компенсации, предоставляемые работодателем работнику при исполнении им государственных или общественных обязанностей

Словарь кадровика

Избирательные права граждан – конституционное право граждан РФ избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов

голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией РФ, Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ.

Правосудие – вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в которой реализуется судебная власть.

Профсоюзный орган – орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или положением о первичной профсоюзной организации.

Обратите внимание: в некоторых ситуациях за работниками, в исключение из общего правила, сохраняется средний заработок по месту работы.

Например, в соответствии со ст. 131 Налогового кодекса РФ за работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы.

БУДЕТ ЛИ УВЕДОМЛЕН РАБОТОДАТЕЛЬ?

Чтобы приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, работник не должен получать на это согласие работодателя и каким-либо образом согласовывать с ним период такого исполнения. А вот должен ли работник надлежащим образом уведомить работодателя об этом? И какие документы он должен представить по месту работы? Давайте разберемся.

Обратите внимание!

Работнику не требуется согласие работодателя на исполнение государственных или общественных обязанностей

Полагаем, если работник должен приступить к исполнению государственных или общественных обязанностей, ему следует своевременно предъявить работодателю документы, свидетельствующие об их выполнении. Закон данной обязанности не содержит, но ее можно установить, например, в локальных нормативных актах работодателя. Такие нормы не будут ухудшать положение сотрудников, так как по общему правилу работник, отсутствующий по тем или иным причинам на работе, должен подтвердить уважительность причин своего отсутствия.

Какие документы свидетельствуют о выполнении работником государственных или общественных обязанностей?

Виды таких документов будут различными в зависимости от ситуации. В некоторых случаях необходимые документы названы в самом нормативном правовом акте, на основании которого работник привлекается к исполнению гражданского долга.

Гарантии и компенсации для лиц, в той или иной форме участвующих в осуществлении избирательного права, предусмотрены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В соответствии со ст. 29 данного Закона члену комиссии с правом решающего голоса освобождение от основной работы на период подготовки и проведения выборов или референдума предусматривается на основании представления избирательной комиссии.

Гарантии предусмотрены также для зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел РФ, в которых работает, служит, проходит военные сборы или учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению (или рапорту) зарегистрированного кандидата освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. Полагаем, что к заявлению (рапорту) должен быть приложен документ избирательной комиссии, свидетельствующий о факте регистрации лица в качестве кандидата. Таким документом является копия удостоверения кандидата или справка избирательной комиссии.

Кандидат, а также избирательное объединение либо избирательный блок, выдвинувший кандидатов или список кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Доверенные лица участвуют в избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, в т. ч. осуществляют агитационную деятельность. Они получают от избирательной комиссии удостоверения. На период полномочий доверенного лица работодатель обязан по его просьбе предоставить ему неоплачиваемый отпуск. Таким образом, работник, участвующий в избирательной кампании в качестве доверенного лица, обращается к работодателю с письменным заявлением о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы, прилагая к заявлению копию удостоверения.

Недавно столкнулись с тем, что сразу несколько работников участвовали в рассмотрении одного дела в суде. Мы попросили их подтвердить свое участие в судебных заседаниях, и они принесли в отдел кадров повестки. Является ли этот документ надлежащим подтверждением уважительности причины отсутствия на работе? И есть ли еще какие-то документы, которыми сотрудники могут подтвердить свое участие в осуществлении правосудия?

Привлечение граждан к исполнению государственных обязанностей в связи с осуществлением правосудия и участием в деятельности правоохранительных органов предусмотрено Федеральными законами от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации», от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», Налоговым кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Документом, подтверждающим участие граждан в осуществлении правосудия, не всегда является именно повестка. Так, в соответствии со ст. 113 ГПК РФ участвующие в деле лица, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия и участию в деятельности правоохранительных органов, помимо указанных законов, предусмотрен Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 29.04.2003 № 36, где в качестве основного извещающего документа названа судебная повестка. Период участия граждан в процессе по рассмотрению гражданских, административных или уголовных дел в судах также подтверждается судебной повесткой, в которой делается отметка о времени участия. При этом следует учитывать и время в пути, необходимое для прибытия к месту рассмотрения дела и обратно.

Достаточно распространенная ситуация — участие работников в обязательной подготовке к военной службе или военных сборах.

В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» работники в рабочее время могут привлекаться к исполнению государственных обязанностей на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы. Привлечение к исполнению указанных государственных обязанностей осуществляется на основании повестки военного комиссариата.

Итак, ситуаций исполнения «общественно-полезных» обязанностей довольно много. Главное, что следует помнить: во всех этих случаях гражданину выдается соответствующий подтверждающий документ — будь то документы, перечисленные выше, или, например, справки, выданные государственными органами или общественными объединениями.

КАК ОФОРМИТЬ?

Как правило, получив документы, подтверждающие необходимость исполнения государственных или общественных обязанностей, работник пишет заявление с просьбой освободить его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей на определенный период. Подтверждающие документы (копия удостоверения, судебная повестка, телефонограмма и т. п.) прилагаются к заявлению (приложение 1).

В нашей организации принято писать заявления, что называется, по любому поводу, тем более в тех случаях, когда речь идет об освобождении от работы по тем или иным причинам. Но недавно столкнулись с такой ситуацией: сотрудник пришел в отдел кадров, отдал инспектору копию повестки с вызовом в суд в качестве свидетеля, а заявление писать отказался. Мы в растерянности. Понимаем, что заставить сотрудника написать заявление мы не можем. Но как быть в будущем, если такая ситуация повторится?

На практике нередко возникает вопрос: обязательно ли работнику писать заявление, к которому будут приложены подтверждающие документы? Закон, конечно, такой обязанности не предусматривает. И вы совершенно правильно говорите, что работника нельзя принуждать писать заявление (причем как в этой ситуации, так и в любой другой).

Но необходимо понимать, что для оформления освобождения работника от работы работодателю потребуется издать приказ. В свою очередь, для издания такого приказа нужны документы-основания. В нашей ситуации это судебная повестка. В то же время по правилам работы с документами ни личные документы работника, ни документы, выданные ему другими организациями, не могут возникнуть в делопроизводстве организации без письменного заявления самого работника, к которому эти документы прилагаютс. Полагаем, что именно это можно объяснять сотрудникам в будущем.

На основании заявления работника работодатель издает приказ об освобождении его от работы в связи с исполнением государственных или общественных обязанностей (приложение 2).

Как мы уже отмечали, освобождение от работы возможно и в связи с участием работника в профсоюзной деятельности, в рассмотрении индивидуальных и коллективных трудовых споров, в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения. В этих случаях работодатель также издает приказ на основании решения общего собрания трудового коллектива, условий коллективного договора, соглашения и других документов.

В соответствии со ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. На основании изданного приказа об исполнении работником государственных или общественных обязанностей делаются соответствующие отметки в табеле учета рабочего времени.

А ЕСЛИ ОТПУСК?..

Не исключено, что необходимость заниматься общественной деятельностью по времени совпадет с отпуском работника. В этих случаях действуют правила ч. 1 ст. 124 ТК РФ: Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случае исполнения работником во время отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы.

Наш работник, находящийся в очередном оплачиваемом отпуске, позвонил в отдел кадров и сообщил, что в период отпуска исполнял обязанности присяжного заседателя в суде. Должны ли мы продлить ему отпуск?

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом. На время выполнения работником данной государственной обязанности работодатель на основании ч. 1 ст. 170 ТК РФ должен освободить его от работы с сохранением за ним места работы (должности). В случае исполнения работником гражданского долга в период отпуска, если трудовым законодательством для этого предусмотрено освобождение от работы, отпуск продлевается или переносится на другой срок (ч. 1 ст. 124 ТК РФ).

Таким образом, если работник в отпускной период выполнял государственные обязанности, работодатель должен продлить или перенести отпуск.

Приказ о продлении или переносе отпуска издается после представления работником подтверждающего документа. В рассматриваемой ситуации таким документом служит справка суда, удостоверяющая, что работник в указанный период времени исполнял функции присяжного заседателя.

Цитируем документ Цитируем документ

Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 17.5 КоАП РФ

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического

лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Части 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ

МОЖНО ЛИ НЕ «ОТПУСТИТЬ» РАБОТНИКА?

В заключение отметим, что препятствовать участию работника в исполнении его государственных или общественных обязанностей нельзя. Работодатель не вправе не допускать работника к исполнению гражданского долга — этот запрет четко прописан в законе.

Так, воспрепятствование работодателем явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве влечет за собой административную ответственность согласно ст. 17.5 КоАП РФ.

За нарушение законодательства о военной службе предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Также не допускается нарушать законодательство в части предоставления работникам, привлекаемым к исполнению государственных или общественных обязанностей, определенных гарантий и компенсаций.

Вы должны это знать

    Работодатель не вправе препятствовать участию работника в исполнении государственных или общественных обязанностей Работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время Работодатель (по общему правилу) не должен сохранять за работником, исполняющим государственные или общественные обязанности, средний заработок за этот период Компенсацию за время исполнения работником государственных или общественных обязанностей выплачивают государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению обязанностей Если работник в период отпуска выполнял государственные обязанности, работодатель обязан продлить или перенести отпуск

Приложение 1

Заявление об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы

Приложение 2

Приказ об освобождении работника от работы в связи с призывом на военные сборы

Работника вызвали в суд: действия работодателя

Л. В. Куревина

Журнал «Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение» № 11/2017

Что относится к государственным и общественным обязанностям? Какова компенсация за их исполнение? Как оформить исполнение работником государственных обязанностей? Какие расходы необходимо возместить ему?

В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан отпустить работника с работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей. При этом конкретного перечня таких обязанностей не существует и приходится руководствоваться другими федеральными законами. В результате часто возникает недопонимание: работник не выходит на работу, как ему кажется, по уважительным причинам, а работодатель увольняет его за прогул. В статье расскажем, в каких случаях работодатель обязан отпустить работника и какой порядок при этом должен быть соблюден, как и кем оплачивается время его отсутствия на работе, и рассмотрим одну из наиболее распространенных причин отсутствия сотрудника на работе, которая относится к государственным обязанностям, – его явку в суд.

Что относится к государственным и общественным обязанностям?

В силу ч. 1 ст. 170 ТК РФ работодатель обязан освободить сотрудника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей в случае, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Из данного положения следуют две обязанности работодателя по отношению к таким работникам:

1) освободить их от работы;

2) сохранить за ними место работы.

Что же является государственными и общественными обязанностями? Трудовой кодекс относит к ним, в частности:

  • участие работников в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения (ст. 39);

  • рассмотрение трудовых споров в качестве члена комиссии (ст. 171);

  • сдачу крови и ее компонентов в качестве донора (ст. 186);

  • участие членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от работы, в качестве делегатов в работе съездов, конференций, участие в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случае, если это предусмотрено коллективным договором, – также краткосрочную профсоюзную учебу (ст. 374);

  • участие в разрешении коллективного трудового спора работниками, являющимися членами примирительной комиссии, трудовыми арбитрами (ст. 405).

Другие федеральные законы к таким обязанностям относят:

  • проведение и обеспечение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае мобилизации;

  • исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления;

  • исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;

  • исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т. п.;

  • участие педагогических работников в проведении ЕГЭ;

  • участие в тушении пожаров или несении службы (дежурстве) добровольными пожарными;

  • явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика и понятого;

  • исполнение обязанностей присяжного или арбитражного заседателя.

Компенсация за исполнение государственных или общественных обязанностей.

По общему правилу, предусмотренному ч. 2 ст. 170 ТК РФ, государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивают ему за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами либо решением соответствующего общественного объединения.

При этом Трудовым кодексом для исполнения некоторых обязанностей установлена не выплата компенсации, а сохранение за работником среднего заработка, в частности, для лиц, участвующих в коллективных переговорах (ст. 39), членов комиссий по трудовым спорам (ст. 171), доноров (ст. 186), членов примирительных комиссий и трудовых арбитров (ст. 405).

А вот порядок оплаты участия в работе профсоюзов членов их выборных коллегиальных органов, не освобожденных от основной работы, определяется коллективным договором, соглашением (ст. 374 ТК РФ).

К сведению:

Средний заработок за освобожденными от основной работы членами проф­союза сохраняет общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. Он сохраняется на период трудоустройства (не более шести месяцев) профсоюзного работника, если по окончании срока его полномочий работодатель не смог предоставить ему прежнее место работы (ст. 375 ТК РФ).

Средний заработок работодатель также должен сохранять за работниками, проходящими военные сборы (ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Кроме того, им компенсируются другие расходы, например, связанные с наймом жилья и оплатой проезда, командировочные.

Однако впоследствии все эти расходы работодателю возмещает Минобороны.

В остальных случаях исполнения государственных и общественных обязанностей работник получает компенсацию от государственных органов или общественных объединений, которые привлекли его к исполнению таких обязанностей.

Работнику пришла повестка.

Для начала разберемся, по каким делам и куда работник может быть вызван повесткой. Это могут быть гражданско-правовые, административные и уголовные дела. Все они рассматриваются судами общей юрисдикции. В арбитражных судах рассматриваются споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Также существуют налоговые правонарушения, которые рассматриваются налоговыми инспекциями. Соответственно, работник может быть вызван в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, налоговую инспекцию.

Кроме того, его могут вызвать органы дознания, следственные органы и прокуратура. Здесь следует отметить: чтобы квалифицировать такие вызовы как исполнение государственных обязанностей, работник должен иметь определенный статус. Так, руководствуясь нормами Гражданско-процессуального кодекса, при рассмотрении гражданских дел работник может выступать в качестве:

  • стороны (истца или ответчика);

  • свидетеля;

  • присяжного заседателя;

  • специалиста, эксперта, переводчика.

В соответствии с Кодексом административного судопроизводства при рассмотрении административных дел работник может быть:

  • стороной (административным истцом или административным ответчиком);

  • свидетелем;

  • специалистом, экспертом, переводчиком.

Наконец, при рассмотрении уголовных дел в силу положений Уголовно-процессуального кодекса работник может быть:

  • потерпевшим (его законным представителем);

  • обвиняемым;

  • гражданским истцом;

  • свидетелем;

  • понятым;

  • специалистом, экспертом, переводчиком.

В арбитражный суд работник может быть вызван в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, а также арбитражного заседателя.

Однако не все эти статусы дают работнику право на получение гарантий в соответствии со ст. 170 ТК РФ. В частности, не считается исполнением работником государственных обязанностей его участие в судебных разбирательствах в качестве истца или ответчика и, конечно, обвиняемого. Для всех остальных такая обязанность установлена независимо от того, в рамках какого процесса (гражданского, административного или уголовного) происходит разбирательство.

Руководствуясь положениями ГПК РФ, АПК РФ, КоАП РФ, НК РФ, УПК РФ и других федеральных законов и нормативных актов, работник исполняет государственные обязанности, если он вызван в суд, налоговую инспекцию, органы дознания, следственные органы и прокуратуру в качестве свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика, потерпевшего (его законного представителя), понятого, а также если он исполняет обязанности присяжного или арбитражного заседателя.

К сведению:

К органам дознания относятся органы внутренних дел, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, органы ФССП, органы пожарного надзора (ст. 40 УПК РФ).

Оформление исполнения государственных обязанностей.

Освобождение сотрудника от работы для исполнения государственных обязанностей оформляется приказом работодателя, который издается в произвольной форме.

Основанием для издания приказа при вызове работника в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию либо органы дознания и следствия является повестка (извещение). Судебная повестка признается одной из форм судебных извещений и вызовов по уголовным, административным и гражданским делам.

Судебные повестки и иные судебные извещения содержат:

  • наименование и адрес суда;

  • время и место проведения судебного заседания;

  • наименование адресата – лица, извещаемого или вызываемого в суд;

  • указание, в качестве кого извещается или вызывается адресат;

  • наименование дела, по которому осуществляется извещение или вызов адресата.

Повесткой также вызываются органами дознания на допрос свидетели и потерпевшие. В повестке указывается, кто и в каком качестве вызывается, к кому и по какому адресу, отражаются дата и время явки на допрос (ст. 188 УПК РФ).

Кроме того, в повестке указывается на обязанность вызываемых лиц явиться, а также обозначаются последствия неявки без уважительных причин.

К сведению:

Присяжные и арбитражные заседатели вызываются для участия в судебных заседаниях путем направления присяжным извещения или определения суда.

Обращаем ваше внимание, что если работник представил повестку или другое извещение, из которого не следует, что он вызывается как свидетель, потерпевший или другое лицо для исполнения государственных обязанностей в рамках уголовного или иного дела, то освобождать его от работы работодатель не обязан.

Так, в Апелляционном определении Московского областного суда от 12.09.2016 по делу № 33-22689/2016 причина отсутствия сотрудника на работе в связи с его вызовом в суд была признана неуважительной, а приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания – законным.

Суть дела состояла в том, что следователь по собственной инициативе вызвал работника в суд в качестве свидетеля, поскольку ему это было необходимо для поддержания ходатайства по уголовному делу.

При этом доказательств вызова работника в суд либо правоохранительные органы для дачи показаний в качестве какого-либо процессуального статуса представлено не было.

Судьи указали, что уведомление следователя о явке работника не признается подтверждением его вызова в качестве свидетеля по уголовному делу в соответствии с требованиями УПК РФ. При этом указанное уведомление также не является вызовом истца для осуществления каких-либо следственных действий, дачи показаний следователю в рамках уголовного дела и совершения им следственных действий, а признается лишь инициативой самого следователя для поддержания поданного прокурором представления в суде.

Кроме того, было установлено, что самим судом работник не вызывался в качестве свидетеля.

Конечно, в данной ситуации можно сказать, что работник пострадал не по своей вине. Вероятно, он думал, что честно исполнил свой долг. Но получилось по-другому.

Поэтому нужно внимательно изучить повестку. Если из ее содержания не следует, что работник имеет статус лица, исполняющего государственные обязанности, и тем более если он является истцом или ответчиком или их представителем в рамках гражданского или административного судопроизводства, работнику сначала нужно это объяснить. И освобождать его от работы в соответствии со ст. 170 ТК РФ работодатель не обязан.

Здесь возможны и другие варианты. Например, работнику можно предоставить отпуск без сохранения заработной платы.

Помимо повестки многие работодатели запрашивают с работников заявление об освобождении от работы. Несмотря на то, что такой документ Трудовым кодексом не предусмотрен, считаем, что он будет нелишним. Обязанность представлять его можно установить локальным нормативным актом.

Отсутствие сотрудника на работе в связи с исполнением государственных обязанностей следует отметить в табеле учета рабочего времени буквенным кодом «Г» или цифровым кодом «23» (невыход на работу на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству).

Возмещаемые работнику расходы.

От того, каков статус работника в случае его вызова в суд и другие органы, зависит, какая компенсация ему положена за период исполнения государственных обязанностей и кто ее выплачивает. Для наглядности представим эту информацию в таблице.

Статус работника

Обязанность работодателя в части оплаты

Что возмещает и (или) выплачивает работнику суд или иной госорган

Норма закона

Свидетель по делу об административном правонарушении

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере

– средний заработок за время выполнения государственных обязанностей;

Часть 2 ст. 108 КАС РФ

Свидетель по гражданскому делу

среднего заработка для представления в суд или госорган, копию трудовой книжки

– расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 2 ст. 95 ГПК РФ

Свидетель, потерпевший (их представители), понятой в уголовном деле

Пункт 2 ч. 2 ст. 131 УПК РФ, п. 32, 34 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.12.2012 № 12402

Понятой или потерпевший по делу об административном правонарушении

Нет

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Статья 24.7 КоАП РФ, п. 2 – 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1240

Свидетель по арбитражному делу

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

Расходы на проезд, наем жилого помещения, суточные

Часть 4 ст. 107 АПК РФ

Свидетель по делу о налоговом правонарушении

Пункт 3 ст. 131 НК РФ, п. 2, 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 № 2983

Понятой по делу о налоговом правонарушении

Нет

Статьи 98, 131 НК РФ

Присяжный заседатель

Выдать работнику справку в произвольной форме о размере среднего зара-

– вознаграждение в размере 1/2 оклада судьи этого суда пропорционально числу дней, потраченных

Части 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 20.08.2004 № 113-ФЗ «О присяжных заседателях феде-

ботка для представления в суд

на исполнение государственных обязанностей, но не менее среднего заработка по основному месту работы за этот период;

– командировочные и транспортные расходы

ральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»

Арбитражный заседатель

Выплатить по основному месту работы сотрудника средний заработок

– вознаграждение в размере 1/4 оклада судьи арбитражного суда пропорционально количеству рабочих дней участия в процессе, но не менее пятикратного МРОТ;

– командировочные расходы

Пункты 1, 2 ст. 6, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 30.05.2001 № 70-ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации»

Обратите внимание:

Выплата среднего заработка осуществляется только работодателем по основному месту работы, поскольку это установлено соответствующим федеральным законом, в частности, ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 70-ФЗ, ч. 3 ст. 131 НК РФ. Данное правило при этом не применяется для свидетелей по арбитражному делу.

Выплата работнику среднего заработка государственным органом осуществляется исходя из фактических затрат времени на исполнение обязанностей указанными лицами и их среднего дневного заработка, исчисляемого в порядке, установленном ст. 139 ТК РФ, размера месячного денежного содержания. При этом неполный рабочий день, затраченный лицом в связи с производством по гражданскому или уголовному делу, засчитывается за один рабочий день (восемь часов).

* * *

Итак, если работник представил повестку в суд, прокуратуру, налоговую инспекцию, орган дознания или следствия, которой он вызывается в рамках рассмотрения уголовного, гражданского, административного или арбитражного дела в качестве свидетеля, потерпевшего (их представителя), эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного или арбитражного заседателя, работодатель обязан освободить его от работы на период, который указан в повестке. В противном случае работодателя могут привлечь к административной ответственности. Если же помимо всего прочего работник, оставивший работу, будет уволен за прогул или привлечен к дисциплинарной ответственности, возможно, придется готовиться к судебным разбирательствам.

При этом работодатель должен сохранить за работником не только место работы, но и (в некоторых случаях) средний заработок, в частности, если работник является свидетелем по делам, рассматриваемым в арбитражном суде и налоговой инспекции, и арбитражным заседателем.

Если работник во время исполнения государственных обязанностей находился в отпуске, в соответствии со ст. 124 ТК РФ отпуск ему нужно будет продлить.

Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704.

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Комментарий к Ст. 170 ТК РФ

1. На время исполнения работником в рабочее время государственных или общественных обязанностей работодатель обязан в установленных ТК и иными федеральными законами случаях освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности).

2. Поскольку работодатель не обязан сохранять работнику за этот период времени средний заработок, то государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, должны выплачивать ему соответствующую компенсацию.

Второй комментарий к Статье 170 Трудового кодекса

1. Гарантии, предусмотренные ст. 170, устанавливаются для лиц, выполняющих в рабочее время следующие государственные или общественные обязанности:

а) осуществляющих избирательное право;

б) при исполнении депутатских обязанностей;

в) при явке в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также для участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов;

г) при явке по вызову в органы социальной защиты населения в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже;

д) при выполнении других государственных или общественных обязанностей — в случаях, предусмотренных законодательством.

2. Помимо гарантий сохранения места работы для лиц, указанных в ст. 170, орган, привлекший работников к исполнению соответствующих обязанностей, выплачивает за весь период такого привлечения компенсацию в размере, установленном в законодательстве либо ином нормативном акте, а также решением соответствующего общественного объединения.

3. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей один раз в год на десять рабочих дней.

За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере 1/2 части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка по основному месту работы (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *