Индивидуальная педагогическая деятельность

  • автор:

Несмотря на предпринимаемые Правительством РФ и органами власти на местах меры, зарплата педработников все же остается недостаточной, а в некоторых регионах – еще и просто унизительной. Чтобы как-то поправить дело, некоторые педагоги вынуждены занимаются репетиторством, подготовкой к ЕГЭ, другими видами образовательной деятельности.

Общие положения

Согласно действующему законодательству РФ данная деятельность относится к индивидуальной образовательной деятельности и подлежит регистрации.

Педагог, занимающийся индивидуальной образовательной деятельностью, считается индивидуальным предпринимателем, а его образовательная деятельность – предпринимательской. Индивидуальная образовательная деятельность не лицензируется.

Разрешено

Закон «Об образовании в Российской Федерации» не запрещает педагогическим работникам заниматься индивидуальной образовательной деятельностью. Как индивидуальные предприниматели они могут заниматься образовательной деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Помимо основного вида деятельности индивидуальный предприниматель вправе заниматься и иными законными видами деятельности, например, реализация учебно-методической литературы, и др.

Запрещено

Согласно ст.32 закона об образовании:

  • физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в качестве индивидуального предпринимателя не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Ответственность

Занятие индивидуальной образовательной деятельностью без регистрации не допускается. Индивидуальные предприниматели, занимающиеся индивидуальной образовательной деятельностью с нарушением законодательства РФ, несут уголовную и административную ответственность.

Как стать индивидуальным предпринимателем?

1.принимаем решение, определяем направления деятельности и место работы (не обязательно по месту жительства);

2.заходим на сайты регистрирующей организации и налоговой инспекции по месту жительства, получаем необходимую информацию; или посещаем эти организации лично и получаем исчерпывающую консультацию на информационном стенде или у чиновника;

3.готовим документы для государственной регистрации (ст.22.1. закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации по установленной форме,
  • копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. В случае если место жительства в паспорте не указано, необходимо предоставить подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования.

4.если все документы в порядке, сдаем их на регистрацию и узнаем дату получения свидетельства о государственной регистрации (нормативный срок 5 дней);

5. получаем свидетельство о государственной регистрации;

7. встаем на учет в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика:

  • готовим необходимые документы;
  • сдаем их на регистрацию и узнаем дату получения свидетельства о постановке на налоговый учет;

8.получаем свидетельство о постановке на налоговый учет;

9.определяемся с налогообложением: налоговые вычеты или патентный сбор (обратите внимание на общие выплаты и прикиньте экономическую выгоду);

10. следующий шаг – это регистрация во внебюджетных фондах в качестве страхователя;

11.итак, формальный этап закончен, вздохнули свободно и приступаем к работе: набираем обучающихся. При приеме на обучение не забудьте заключить договор об образовании по установленной форме (статьи 53,54 закона об образовании).

Примечание. Если в территории используется принцип «одного окна» или госуслуги электронного правительства, то воспользуйтесь ими, ситуация значительно упрощается и ускоряется.

До начала оказания платных образовательных услуг индивидуальный предприниматель предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью.

Обучающиеся, освоившие образовательные программы посредством индивидуальной образовательной деятельности, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в образовательной организации, имеющей государственную аккредитацию.

Полезная информация

1.Федеральные законы для индивидуального предпринимателя:

  • Об образовании в Российской Федерации;
  • О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Гражданский кодекс;
  • О защите прав потребителей;
  • закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • О некоммерческих организациях.

2.Поскольку индивидуальная образовательная деятельность не лицензируется, законодательство не требует от индивидуального предпринимателя, занимающегося образовательной деятельностью, разработки и утверждения образовательной программы.

3. Перечень обязательных документов индивидуального предпринимателя:

  • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  • выписка из ЕГРИП, в которой отражены содержащиеся в государственном реестре сведения об индивидуальном предпринимателе;
  • информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя (в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, в исполнительном органе Фонда социального страхования РФ, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования). Регистрационный номер в ПФР, ФСС и ФОМС предприниматель должен указывать во всех документах, которые касаются расчетов с этими фондами.

Индивидуальный стиль деятельности педагога

Маргарита Семенкова
Индивидуальный стиль деятельности педагога

ВВЕДЕНИЕ

Развитие человеческого общества предполагает преемственность социального опыта от поколения к поколению. Главная цель педагогической деятельности – приобщение человека к ценностям культуры. Передача социального опыта может происходить разными способами, но наибольший эффект в педагогической деятельности достигается при активном включении в этот процесс индивидуальности педагога. Личность творческого учителя, любящего детей и увлечённого своей профессией, настоящего мастера своего дела становится тем идеалом, к достижению которого стремится каждый ученик. Как говорил К. Д.Ушинский: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» . Поэтому для каждого педагога актуальны вопросы: «Как стать успешным педагогом, личностью, способной быть примером для своих учеников? Что помогает учителю сформировать только ему присущий, индивидуальный стиль педагогической деятельности, позволяющий получать высокие результаты?».Исходя из важности и актуальности данной проблемы сформулирована тема настоящего исследования: «Индивидуальные стили педагогической деятельности».

Цель исследования – изучить проблему индивидуальных стилей педагогической деятельности.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Раскрыть понятие индивидуального стиля педагогической деятельности.

2. Изучить основные классификации индивидуальных стилей деятельности педагога.

3. Выделить особенности структуры личности педагога, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.

Метод исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

1.1 Понятие индивидуального стиля деятельности педагога

Деятельность педагогов высоко оценивалась человеческим обществом во все времена, т. к. главное предназначение педагога – это приобщение подрастающих поколений к ценностям культуры его народа и всего человечества. Многие ученые посвятили свои труды изучению педагогической деятельности, ее сущности, содержания и структуры. Среди них такие известные психологи как Демидова И. Ф., Загвязинский В. И., И. А. Зимняя, В. А. Крутецкий, В. С. Немов, С. А. Смирнов, А. П. Чернявская и другие. Каждый из них по-своему подошел к определению понятия «педагогическая деятельность».

С точки зрения И. А.Зимней: «Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников, направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа саморазвития и самосовершенствования» . Однако, данное определение охватывает лишь одну сторону педагогического процесса — учителя и его обучающие, воспитывающие и развивающие действия, направленные на ученика. Но центральной фигурой, ради которой осуществляется педагогическая деятельность, является ученик. Поэтому большинство ученых признают важнейшей структурной единицей педагогической деятельности взаимодействие учителя и ученика.

Наиболее полным, на наш взгляд, является определение педагогической деятельности, предложенное И. Д. Демидовой, согласно которому педагогическая деятельность понимается как «система взаимоотношений и взаимодействий учителя с учащимися и между собой, а так же структурирование учителем учебного процесса на основе развития его профессионально важных личностных качеств» .

Как и любая другая деятельность, педагогическая деятельность характеризуется определенным стилем.

По определению И. А. Зимней, «стиль деятельности (например, управленческой, производственной, педагогической) в самом широком смысле слова – это устойчивая система способов, приемов, проявляющаяся в разных условиях ее существования» . Он обуславливается спецификой самой деятельности, индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта. Именно особенности структуры личности, субъекта деятельности, его индивидуальные свойства влияют на выбор способов и приемов деятельности и определяют индивидуальные различия в стиле деятельности. Отсюда вытекает понятие индивидуального стиля деятельности.

По Е. А. Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле — «это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями деятельности» .

В педагогической деятельности к таким способам можно отнести определенную предпочитаемую педагогом систему приемов, манеру общения, способы разрешения конфликтов.

В. И. Загвязинский сформулировал следующее определение индивидуального стиля педагогической деятельности: «система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований — все эти черты неразрывно связаны с системой взглядов и убеждений, мы и называем индивидуальным стилем педагогической деятельности» .

Таким образом, индивидуальный стиль педагогической деятельности определяют как систему методов и приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований, связанные с системой взглядов и убеждений.

1.2 Классификации индивидуальных стилей деятельности педагога

Разные авторы предлагают разные классификации стилей деятельности педагога. Так, А. К. Маркова различает 3 вида стилей педагогической деятельности: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

При демократическом стиле ученик является равноправным партнером в общении. Учитель учитывает мнение учащихся и личностные качества учеников, поощряет самостоятельность суждений. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба. На уроках такого учителя школьники испытывают состояние спокойной удовлетворенности, высокой самооценки. Для учителя с этим стилем характерны большая профессиональная устойчивость, удовлетворенность профессией.

При авторитарном стиле ученик является объектом педагогического воздействия. Главными методами воздействия являются приказ, поучение. Учитель единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися. Вследствие этого учащиеся теряют активность, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. Силы учеников такого учителя направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и развитие.

При либеральном стиле учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания. В классе неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

И. Ф. Демидова выделяет 4 вида индивидуальных стиля педагогической деятельности: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный и рассуждающе-методичный.

Учитель с эмоционально-импровизационным стилем педагогической деятельности ориентируется преимущественно на процесс обучения и потому планирует свою работу недостаточно адекватно по отношению к конечным результатам. Для урока он отбирает наиболее интересный материал, а менее интересный (хотя и важный) оставляет для самостоятельной работы учащихся. Ориентируется в основном на сильных учеников. Его деятельность высоко оперативна (на уроке часто меняются виды работы, практикуется коллективное обсуждение, но характеризуется низкой методичностью, недостаточностью закрепления учебного материала, контроля знаний. Учитель обладает высокой чувствительностью к ситуации на уроке, гибкостью и импульсивностью. По отношению к учащимся он чуток и проницателен .

Учитель с эмоционально-методичным стилем педагогической деятельности ориентируется как на процесс обучения, так и на его результат. Его деятельность оперативна, но интуитивность преобладает над рефлексией. Он активизирует учащихся не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета. По отношению к учащимся он чуток и проницателен .

Учитель с преобладающим рассуждающе-импровизационным стилем педагогической деятельности ориентируется на процесс и результаты обучения. Для него характерны ориентация, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлективности. Он отличается меньшей изобретательностью и варьировании методов обучения, не всегда использует коллективные обсуждения. Но сам учитель меньше говорит, особенно во время опроса, тем самым, давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Учителя этого стиля менее чувствительны к изменениям ситуации на уроке. Для них характерна осторожность, традиционность .

Учитель с преобладающим рассуждающе-методичным стилем педагогической деятельности ориентируется преимущественно на результат обучения. Он проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения, предпочитанием репродуктивной деятельности учащихся, редкими коллективными обсуждениями. Учитель отличается рефлексивностью, малой чувствительностью к изменениям ситуаций на уроке, осторожностью в своих действиях .

1.3 Факторы, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности

Индивидуальный стиль педагогической деятельности во многом определяется особенностями структуры личности педагога, ее индивидуальными свойствами. К. К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности, лежащие в основе выработки индивидуального стиля деятельности.

I подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Она не имеет непосредственных задатков и отражает индивидуально преломленное общественное сознание. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, что выражается в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. По мнению С. А. Смирнова, педагог с выраженной педагогической направленностью характерно следует нормам педагогической этики и убежден в их значимости. Н. В Кузьмина выделяет три типа направленности у педагога: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложно педагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» .

II подструктура включает знания, умения и навыки, приобретенные личностью, и тесно связана с биологически обусловленными свойствами. Спектр знаний и умений, необходимых педагогу, велик. Н. В.Кузьмина различает следующие виды знаний учителя: знания содержания деятельности; знание правил ее осуществления (средств и методов педагогического воздействия); знание психологических особенностей овладения учащимися содержанием и методами учебной деятельности; знание индивидуально-психологических особенностей учащихся; знание достоинств и недостатков собственной деятельности и личности. Н. В. Кузьмина выделяет 5 уровней педагогической деятельностии соответствующие умения:

Репродуктивный – педагог умеет передать другим то, что знает сам.

Адаптивный – педагог умеет передать информацию, трансформируя ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело.

Локально моделирующий – педагог умеет передать, трансформировать информацию и моделировать систему знаний по отдельным вопросам.

Системно моделирующий знания – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей систему знаний по своему предмету.

Системно моделирующий поведение – педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующей у учащихся черты личности.

Каждый уровень включает в себя структуру умений предыдущего уровня и их реконструирует.

К наиболее важным в работе педагога знаниям И. Ф. Демидова относит знания: закономерностей формирования познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения); особенностей темперамента и характера детей; формирования и развития способностей; способов управления своим психическим состоянием; возрастных особенностей протекания познавательных психических процессов; особенностей и закономерностей формирования личности на каждом возрастном этапе; психологических закономерностей осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

К наиболее важным в педагогической деятельности умениям И. Ф. Демидова относит умения анализировать и изучать интересы и склонности учеников, сильные и слабые стороны их учебной деятельности; умение осуществлять учебную работу с учетом особенностей развития психических процессов учеников; умение строить процесс воспитания и обучения с учетом возраста, применять разнообразные формы обучения с учетом психических особенностей класса и отдельных учащихся; умение устанавливать благоприятные взаимоотношения с учащимися, с родителями; развивать качества личности, необходимые для бесконфликтного общения; помогать учащимся в преодолении их трудностей в общении; управлять собственным психическим состоянием; вырабатывать самому и помогать учащимся в выработке рациональных способов умственной работы, организации рабочего времени.

В своем профессиональном развитии педагог всегда выступает в роли и обучающего, и ученика. В основе профессионального развития лежит собственная активность и самостоятельность педагога в приобретении нового опыта и знаний и включение их в свою практику. Источниками новых знаний могут быть специальная литература научного и методического характера, передовой и новаторский опыт коллег-педагогов. У педагога, открытого чужому опыту, развивается стремление к свободному самовыражению, к проявлению своих творческих способностей. Это оказывает стимулирующее влияние на процесс формирования индивидуального стиля деятельности .

III подструктура представляет собой индивидуальные особенности отдельных психических процессов как форм отражения и связанные с ними способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. По мнению В. А. Крутецкого , для педагогической деятельностинаиболее важными будут способности:

— дидактические – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным, преподносить материал ясно и понятно, вызывать интерес к предмету и активную самостоятельную мысль;

— академические – способности к соответствующей области наук;

— перцептивные – способности проникать во внутренний мир ученика, тонкое понимание личности учащегося и его психических состояний;

— организаторские – способности правильно организовать свою собственную работу и организовать ученический коллектив, сплотить его;

— авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение добиваться у них авторитета;

— речевые – способности ясно и четко выражать свои мысли;

— коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение установить с ними педагогически целесообразные взаимоотношения;

— педагогическое воображение – способность предвидеть последствия своих действий, воспитательное проектирование личности учащихся;

— способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

Третья подструктура формируется путем упражнения и сильно связана с биологически обусловленными особенностями.

IV подструктура включает в себя темперамент и черты характера личности. Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения. Темперамент характеризует динамические характеристики личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не определяет ее возможности. Люди самого различного темперамента могут добиваться очень высоких достижений в одном и том же виде деятельности. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. В некоторых чертах характера выражена направленность личности, т. е. система отношений к действительности (отношение к обществу, коллективу, другим людям как членам коллектива; отношение к труду и результатам труда, продуктам труда; отношение к себе и своей личности). Направленность определяет цели и устремления человека, умение преодолевать препятствия на пути к поставленной цели. В соответствии с этим выделяют еще одну группу черт характера – волевые черты. К ним относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, мужество и смелость, дисциплинированность.

Таким образом, структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности,включает в себя: подструктуру направленности, подструктуру опыта, подструктуру форм отражения и биологически обусловленную подструктуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Б. М. Теплов отмечал, что не существует какого-либо единственно верного способа успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности. В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. Под индивидуальным стилем педагогической деятельности понимается система излюбленных приемов, определенный склад мышления, манера общения, способы предъявления требований, неразрывно связанные с системой взглядов и убеждений.

В основе формирования индивидуального стиля деятельности лежат четыре подструктуры личности. Это биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность. Существует несколько классификаций индивидуальных стилей педагогической деятельности. Так, И. Ф. Демидова выделяет эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный стили педагогической деятельности. А. К. Марковой выделены авторитарный, демократический и либерально-попустительский стили. Структура личности, лежащая в основе выработки индивидуального стиля деятельности,включает в себя: подструктуру направленности, подструктуру опыта, подструктуру форм отражения и биологически обусловленную подструктуру. При формировании индивидуального стиля деятельности учителя используют опыт других педагогов, творчески разрабатывая его и включая в систему работы с учетом педагогической индивидуальности.

Таким образом, в целом цель работы была достигнута, задачи решены. Однако объем работы не позволил рассмотреть всех факторов становления индивидуального педагогического стиля, помимо использования чужого опыта. Для этого требуются дальнейшие исследования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. — 224 с.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1997. — 480 с.

4. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1999.

6. Крутецкий В. А.Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: изд-во «Просвещение»,1980. – 352 с.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

10. Ушинский К. Д. Собр. соч. – М., 1950. – Т. 2. – С. 63.

Педагогический опыт учителя начальной школы

Я, Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов ФСОШ №1. В 1999 г. окончила Курский педагогический университет по квалификации учитель начальных классов.

Стаж работы в должности – 20 лет. Имею высшую квалификационную категорию с 2008 г. Преподаю литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, технологию в начальных классах.

Мне по душе высказывание великого педагога К.Д. Ушинского: “Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”. Опыт моей восемнадцатилетней педагогической деятельности пусть и не очень большой, окончательно убедил меня в том, что учителю необходимо постоянно работать над собой,работать для профессионального роста, что позволяет идти в ногу с современными требованиями в области образования.

В межаттестационный период я приняла участие в различных формах методической работы. В последние два года повышаю свой профессиональный уровень через инновационные формы методической работы.В период с 2007 по 2012 год я работала над методической темой “Гуманно-личностный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста”. У моих учеников сформировалась устойчивая мотивация к учению, потребность в положительном поведении.

С 2010 года в системе российского образования произошли большие перемены: на смену стандарта первого поколения, ориентированного на содержание, пришли стандарты второго поколения, ориентированные на результат. Цели ФГОС второго поколения – научить детей учиться. Противоречия, вызванные, в первую очередь, несоответствием между программными требованиями, требованиями общества к уровню образования и реальным уровнем обучения побудили меня в 2012 году начать работу над методической темой “Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предметов в начальной школе через использование современных образовательных технологий, системо-деятельностного метода”. Цель: создать условия для формирования уст. познават. интереса к изучению предметов в нач.школе через исп-е современ. образ.технологий и сис-деят. метод. Для реализации целей методической работы передо мной поставлены следующие задачиФормирую у детей положительную мотивацию к учению через создание ситуации успеха, через инновационные методы работы.

Готовлю сценарии уроков и провожу их в соответствии с требованиями к урокам по ФГОС НОО с использованием системно-деятельностного метода. Адаптирую обучающихся к условиям своей педагогической деятельности. Ведущей педагогической идеей является максимальное помощь ученику в познании и самоутверждении посредством субъект-субъектных отношений.

Для реализации образовательных целей я использую современные инновационные технологии:

— личностно-ориентированные;

— здоровьесберегающие;

— информационно-коммуникативные;

— технология деятельностного метода.

Я хочу познакомить вас с отдельными элементами системно-деятельностного подхода в рамках проведения уроков. Так, на уроках русского языка обучающиеся моего класса дают определение учебной деятельности, выступают в роли понимающего, а учитель – в роли автора.

Определяют свою цель: правильно понять автора, слушать и слышать, задавать вопросы. А я в свою очередь в роли автора точно передаю свою мысль, говорю понятно, отвечаю на вопросы понимающего. На уроках математики, в ходе выполнения пробного действия, обучающиеся сталкиваются с незнанием и сами находят способ, как это незнание решить,

ставят перед собой цель, составляют план действий, после чего следует повторное выполнение самостоятельной работы с наименьшим количеством ошибок.На уроках литературного чтения обучающиеся познакомились с новым качеством – любознательность. Его определением: с желанием, с любовью узнаю новое. В свою очередь значение понятия “новые знания” обучающиеся дают самостоятельно (это быть умнее, делать мир лучше).На уроках окружающего мира обучающиеся учатся высказывать свое мнение, давать совет, пожелание учителю в проведении учебного занятия.

Самостоятельная постановка цели, определение темы урока, работа в группах, а на этапе рефлексии определение уровня своих знаний и умений с помощью лесенки успеха – все это способствует формированию устойчивого познавательного интереса.

На уроках технологии – проектно-исследовательская деятельность как самостоятельная, так и в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Работа в рамках методической темы позволила мне достичь определенных положительных результатов:

— Одним из самых главных результатов своей работы я считаю сформированность у большинства обучающихся устойчивого интереса к обучению.

Мои 22 второклассника за 2 учебных года пропустили всего лишь 25 дней и ни одного дня по неуважительной причине. Здоровьесберегающие технологии я ставлю во главу угла. С каждым ребенком я работаю, как со своим собственным. Ставя себя в роль матери и учителя одновременно, я работаю над формированием интеллектуального психологического и физического развития. Наряду с уроками для повышения ученой мотивации провожу дополнительные занятия с обучающимися. Мне приятно отметить, что в нашем учебном заведении приветствуется и стимулируется дополнительная работа учителя.Наблюдается положительная динамика и повышенные результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах на различных уровня.В моем классе 22 обучающихся. Из них 10 девочек и 12 мальчиков. Все обучающиеся из социально благополучных семей.

Как классный руководитель использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Справедливое отношение к каждому ребенку, тесная связь с родителями помогают мне в формировании личности ребенка, его социализации. Распространяю опыт своей педагогической деятельности через участие в работе школьного, муниципального методических объединений, районных секций учителей начальных классов, во всероссийских конференций.

Имею персональный сайт в Социальной сети работников образования с 2013 года, публикации в областных сборниках (Педагогический поиск), Всероссийском журнале “Начальная школа”, дистанционных порталах работников образования.

В рамках работы методического объединения осуществлялось преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

На протяжении двух лет – руководитель ШМО УНК, организую работу учителей и межсетевое взаимодействие учителей начальных классов района.

В связи с введением ФГОС возникла потребность в дальнейшем формировании устойчивого познавательного интереса к предметам, преподаваемым в начальной школе инновационными педагогическими средствами.

Ожидаемые результаты в дальнейшей работе над методической темой:

— Создание такой ситуации, при которой ребенок чувствует себя личностью, находящейся в центре внимания учителя, одноклассников.

— В системе отслеживать динамику познавательной активности.

— Постоянно анализировать уровень интереса к предметам, способность к творчеству.

Модель выпускника начальной школы определена в программе развития школы на 2013-2016 годы.

Работу учителя совмещаю с общественной работой:

— Профсоюз

— Летний оздоровитетельный лагерь

Опыт моей работы отмечен на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (грамоты мои)

Опираюсь на опыт учителей, работающих по ФГОС второго поколения.

Презентация.

Литература

1. ПРОГРАММА надпредметного курса “МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1?4 классов общеобразовательной начальной школы

Научный руководитель — Л.Г. Петерсон д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000…” АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Константинова Наталья Борисовна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1Краснодарского края г. Армавира

3. Программа “Психолого-педагогическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия в ОУ Фатежского района Курской области на период 2010-2015гг.” — Грибова Н.И. (село Верхний Любаж Фатежского района Курской области);

4. Р.В. Чаплыгина, Т.С. Чаплыгина- учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ “Фатежская СОШ №2″ Фатежского района Курской области

ФГОСы, как ни странно, открыли во мне талант, конечно же не поэта, но человека, склонного к образному восприятию действительности. В 2012 году я написала и опубликовала во Всероссийском журнале “Начальная школа” стихи о новых стандартах. Они заканчиваются следующими словами:

Вперед, ребята, за мечтою
По новым ФГОСам в добрый путь!
И все советы, что вам дали,
С собою взять не позабудь!
Всем нам педагогам я хочу пожелать.

Презентация.

Многие российские преподаватели хотят начать индивидуальную деятельность, однако боятся сложностей: оформления документов, регистрации, налоговой отчетности. Индивидуальная педагогическая трудовая деятельность сосредоточена на развитии и выявлении качеств учеников, на разработке новых педагогических методик и индивидуального стиля.

В частной педагогической занятости есть свои положительные и отрицательные стороны. Частному педагогу не нужно оформлять лицензию на ведение образовательных занятий, ведение отчетности значительно проще в сравнении с бухгалтерией юридического лица. Другая сторона – налоговые платежи. Не будет ли частная деятельность убыточной? Такой вопрос волнует многих предпринимателей, планирующих начать индивидуальную практику. Ведь работа должна приносить доход.

Права педагога на частную деятельность

Согласно Закону РФ «Об образовании», практика, ведущая к приобретению денежных средств за определенный период, является коммерческой и должна быть обязательно зарегистрирована. Физическое лицо, не зарегистрировавшееся в государственных органах, но занимающееся частной деятельностью, несет ответственность перед законодательством РФ. Доходы, извлеченные из любого процесса с целью получения прибыли, облагаются налоговыми ставками, которые вносятся в государственный бюджет.

Индивидуальный педагог может выполнять такие действия:

  • Проводить занятия по основным или дополнительным учебным программам образования.
  • Продавать литературу, необходимые учебные принадлежности.
  • Разрабатывать методику с тематикой обучающего процесса.

Взаимоотношения между потребителем и индивидуальным педагогом регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей».

Обязанности педагогов, действующих на индивидуальной основе

Индивидуальная педагогическая деятельность обязывает педагога отвечать за обучающий процесс и выполнять такие действия:

  1. Осуществлять педагогический процесс на высшем уровне, давая обучающемуся лицу все необходимые знания по утвержденной учебной программе.
  2. Вести практику с соблюдением всех профессионально-правовых и нравственных правил, правил педагогической этики.
  3. Относиться с уважением ко всем участникам образовательного трудового процесса (детям, их родителям).
  4. Выявлять и раскрывать качества у учеников и развивать познание, активность, инициативность, творческие особенности. Формировать правильную позицию к труду, жизни согласно обстоятельствам современного мира.
  5. Использовать такую методику, которая соответствует всем формам обучения, обеспечивая положительный результат в образовании и воспитании.
  6. В обучающем процессе учитывать состояние учеников с физическими и психическими ограничениями, а также держать связь с медицинским персоналом.
  7. Обучаться современным педагогическим методам, повышая свои профессиональные качества.
  8. В принятом порядке проходить аттестацию.
  9. Проходить плановый медицинский осмотр.
  10. Пройти обучение согласно законодательству РФ в области охраны труда.

Что не должен выполнять педагог-предприниматель:

  1. Работник предприятия, осуществляющий обучающий индивидуальный процесс, не может оказывать платную образовательную помощь учащемуся этого предприятия, если такая работа будет противоречить интересам частного педагога.
  2. Педагог не должен проводить образовательный процесс с агитацией, заставляя учеников принять какую-либо политическую сторону, религиозные взгляды или отказ от собственных соображений. Не должен разжигать социальную, национальную или расовую вражду. Не должен проводить агитацию, раскрывая исключительность или неполноценность лиц по различному значению.
  3. Не доносить до обучающегося недостоверную информацию об исторической и культурной жизни различных народов. Не допустить мотивацию ученика, противоречащую законам Российской Федерации.
  4. Индивидуальный рабочий процесс должен проходить со всей педагогической ответственностью. Невыполнение или несоответствие данных действий педагогического работника учитываются при прохождении аттестации.

Запись в государственных органах предпринимателя

Индивидуальный образовательный процесс представляет собой действия, направленные на обучение, развитие учеников физическим лицом, имеющим профессиональный опыт и личные педагогические качества.

Организация индивидуальной трудовой педагогической деятельности осуществляется после того, как предприниматель зарегистрировался в государственных органах. Физическое лицо не может пройти данную регистрацию, если у него есть несоответствия с Трудовым кодексом РФ, согласно которому он не имеет права или не допускается к индивидуальной образовательной практике.

Предприниматель-педагог обязан, прежде чем составить договор об оказании оплачиваемых образовательных услуг, предоставить учащемуся или родителям несовершеннолетнего ученика соответствующие документы о том, что его частная практика зарегистрирована в государственных органах в качестве предпринимательства, о профессиональном уровне, педагогическом стаже.

Чтобы стать на учет в государственной организации самоуправления, педагог должен предоставить такие документы:

  • Заявление.
  • Фотографии размером 3 на 4 см.
  • Паспорт.
  • Платежная квитанция об уплате сбора, который начисляется органом местного самоуправления.

Заполняя бланк заявления, в графе которого требуется написать вид деятельности, можно написать кратко: предоставление образовательной помощи, а можно написать конкретные формы: репетиторство, подготовительные занятия, обучение детей дошкольного возраста и т.д. Лучше всего указать несколько видов педагогической трудовой помощи – их количество не повлияет на сумму регистрационного сбора, и предпринимателю в дальнейшем не обязательно использовать все заявленные формы деятельности.

Сроки предпринимательской практики: указывается определенный период или бессрочный.

Сумма регистрационного сбора определяется организацией местного самоуправления, она не может быть большей, чем минимальная заработная плата, начисленная за месяц.

Предпринимательская практика на учете в налоговой инспекции

Педагог, решивший заняться самостоятельной трудовой деятельностью, обязан в установленный срок зарегистрироваться в налоговой организации. Сроком в 10 дней, после того как прошла государственная регистрация, в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации самостоятельному предпринимателю необходимо сдать документы на запись как налогоплательщику. Документы, которые необходимы для учета:

  • Заявление по соответствующему образцу.
  • Свидетельство, подтверждающее регистрацию как самостоятельного предпринимателя.
  • Паспорт или другой документ, доказывающий личность.
  • Справка, подтверждающая, что регистратор прописан по данному адресу.
  • Книга, в которой будет вестись учет расходов и прибыли.

Сроком в 5 дней, после того как были поданы все необходимые документы, налоговая организация в обязательном порядке ставит на учет предпринимателя и выдает ему свидетельство, удостоверяющее его как налогоплательщика.

Сроком в 10 дней после выдачи соответствующего свидетельства необходимо открыть счет в любой банковской организации и предоставить в налоговую письменную форму, сообщающую об открытии счета в обслуживающем банке. Если в этот период не поступает письменное сообщение, тогда оформляется штраф в размере до 5000 рублей. В Налоговом кодексе РФ указано, что банковские организации должны информировать налоговые органы обо всех действиях предпринимателя, связанных со счетами.

Учет в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования

В статье 11 Федерального закона о страховании в Пенсионном фонде указано, что предприниматель обязательно должен стать на учет в Пенсионном фонде в районе, где он проживает, после того как прошла государственная регистрация и не позже 30 дней. Если трудовая деятельность осуществляется в другом городе, тогда зарегистрироваться необходимо в том месте.

Предприниматель также должен зарегистрироваться в Фонде социального страхования Российской Федерации по месту прописки.

Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

2. Государственная регистрация индивидуальной трудовой педагогической деятельности

3. Особенности налогообложения

4. Ответственность лица, ведущего индивидуальную трудовую педагогическую деятельность

Заключение

Список используемых источников

Введение

Массовые сокращения штатов образовательных учреждений, уменьшение финансирования системы образования, закрытие ряда частных образовательных учреждений в связи со сложной экономической ситуацией с одной стороны, а также возросшая необходимость подготовки детей в частном порядке к сдаче ЕГЭ вместе с озабоченностью родителей о досуге детей, предоставленных самим себе в период повысившейся занятости взрослых на работе, с другой стороны — таковы основные причины взлета популярности такого вида деятельности, как индивидуальная трудовая педагогическая деятельность.

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность

Право педагога на индивидуальную трудовую деятельность установлено в статье 48 Закона РФ «Об образовании».

Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Она может осуществляться в основном путем оказания образовательных услуг, хотя может включать и продажу товаров — литературы, различных средств обучения. Это может быть и работа, например подготовка различных методик обучения. Это может быть и пользование имуществом — сдача в аренду помещения для проведения образовательной деятельности.

Известно, что предпринимательская деятельность может осуществляться двояко: с образованием юридического лица или без образования такового.

В настоящее время в России второй вариант, как показывает сравнительный анализ, имеет определенные преимущества.

Он проще, дешевле, выгоднее и привлекательнее с точки зрения регистрации, налогообложения (индивидуальный предприниматель, например, не является плательщиком налога на добавленную стоимость), ведения финансово-хозяйственной деятельности (так как можно не иметь расчетного счета в банке, а иметь личный счет, обладать альтернативой в выборе форм и способов расчетов с контрагентами), отчетности (не требуется постановка на учет в органы государственной статистики).

2. Государственная регистрация индивидуальной трудовой педагогической деятельности

Основу правового статуса индивидуальной трудовой педагогической деятельности составляет статья 48 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 148-ФЗ), включающая следующие положения:

1. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется.

3. Незарегистрированная индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не допускается. Физические лица, занимающиеся такой деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход соответствующего местного бюджета в установленном порядке.

Необходимость государственной регистрации индивидуальной трудовой педагогической деятельности вытекает и из п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 145-ФЗ) (далее — ГК РФ)), согласно которому «гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя», при этом, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Приведенное положение ГК РФ о необходимости государственной регистрации в полной мере относится не только к лицам, осуществляющим образовательную деятельность на индивидуальной основе, но и к тем, кто в частном порядке оказывает платные услуги в сфере досуга, спорта (тренерская деятельность), оздоровления и любые иные виды деятельности, сопровождающиеся получением дохода физическим лицом за рамками трудового договора или договора подряда с образовательным учреждением.

Порядок государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя закреплен в ст. 22.1. Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ).

Так, согласно указанной норме при государственной регистрации совершеннолетнего российского гражданина в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27 июля 2007 г. № 487) (Приложение № 18). Методические разъяснения по заполнению формы заявления утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. № САЭ-3-09/16@. Подлинность подписи на заявлении удостоверяется должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке;

б) копия паспорта;

в) документ об уплате государственной пошлины (в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2009 г. № 205-ФЗ) размер госпошлины за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — 400 рублей).

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.

Местом жительства является «жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 281-ФЗ).

В случае если место жительства гражданина не указано в паспорте, необходимо предоставить подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (п. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Характер деятельности индивидуального предпринимателя определяется при его государственной регистрации и указывается в заявлении о государственной регистрации в Листе А. Для того, чтобы индивидуальный предприниматель был признан лицом, осуществляющим индивидуальную трудовую педагогическую деятельность, в перечне сведений экономической деятельности первым должен быть указан один из видов образовательной деятельности, содержащихся в разделе М (Образование) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06 ноября 2001 г. № 454-ст.

Для работы с детьми указывают код 80.10.3. «Дополнительное образование детей»; для работы со взрослыми — код 80.42. «Образование для взрослых и прочие виды образования, не включенные в другие группировки». педагог индивидуальный трудовой налогообложение

Помимо основного вида деятельности индивидуальный предприниматель вправе заниматься и иными законными видами деятельности. Например, для реализации учебно-методической литературы по профилю деятельности указывают код 52.47.1 «Розничная торговля книгами», код 52.47.2 «Розничная торговля газетами и журналами», код 22.12. «Издание газет», код 22.13. «Издание журналов и периодических публикаций» и другие. Для досуговой, развивающей деятельности указывают код 92.51. «Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа», который, согласно описанию, включает деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества и т.п.

Также отметим, что действующим законодательством не ограничивается правоспособность индивидуального предпринимателя. В отличие от некоммерческой организации, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законодательством

Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений на занятие предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя, как для педагогических работников, так и для иных лиц, работающих по трудовому договору, за исключением государственных служащих. Педагогические работники в государственном образовательном учреждении не являются государственными служащими, которым в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 187-ФЗ) запрещено осуществление предпринимательской деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Закона РФ «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется. Аналогичная норма содержится и в абз. «б» п. 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 277.

При этом следует учесть, что только педагогическая деятельность, носящая индивидуальный характер, не подлежит лицензированию.

3. Особенности налогообложения

В силу п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства. Подпунктом 1 п. 1 ст. 227 НК РФ установлено, что исчисление и уплату НДФЛ в соответствии с данной статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Налогоплательщики, указанные в п. 1 ст. 227 НК РФ, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 227 НК РФ).

Согласно п. 7 ст. 227 НК РФ в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в п. 1 данной статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов.

При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.

На основании пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками ЕСН.

При этом объектом налогообложения по ЕСН для налогоплательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением (п. 2 ст. 236 НК РФ).

Таким образом, физическое лицо, получающее доходы от индивидуальной педагогической деятельности, должно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговых органах по месту своего жительства, представить налоговую декларацию о предполагаемых доходах от указанной деятельности, а также самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ с указанных доходов в порядке, установленном ст. 227 НК РФ.

Кроме того, доходы, полученные индивидуальным предпринимателем от осуществления указанной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением, признаются объектом налогообложения по ЕСН (п. 2 ст. 236 НК РФ).

В соответствии с требованиями подпункта 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС реализация на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

При этом, как отмечается в материалах судебной практики, правомерным признается применение льготы, предусмотренной пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ, при соблюдении следующих условий:

— лицо, осуществляющее образовательную деятельность, должно быть зарегистрировано как индивидуальный предприниматель с присвоением кода ОКВЭД 80.10.3

— дополнительное образование детей;

— указание в декларации по налогу на добавленную стоимость вида деятельности по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях.

Поскольку индивидуальная трудовая педагогическая деятельность не лицензируется, законодательство не требует от индивидуального предпринимателя, занимающегося образовательной деятельностью, разработки и утверждения образовательной программы.

Форма договора об оказании платных образовательных услуг индивидуальным предпринимателем утверждена Приказом Минобразования России от 10.07.2003 № 2994.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в ред. Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 162-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Однако, согласно п. 2 указанной статьи, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Соответствующий порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению, утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).

Требования к бланкам строгой отчетности:

1) Документ должен содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 3 Положения.

2) Бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем.

3) При заполнении бланка документа должно обеспечиваться одновременное оформление не менее 1 копии либо бланк документа должен иметь отрывные части.

4) Организации и индивидуальные предприниматели по требованию налоговых органов обязаны представлять информацию из автоматизированных систем о выпущенных документах.

5) Учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).

Особенности применения упрощенной системы налогообложения регулируются главой 26.2. Налогового кодекса РФ. Согласно п. 1, п. 3 ст. 346.11. НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном данной главой. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 346.11. для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

П. 3 ст. 346.12. содержит перечень видов деятельности, не совместимых с режимом упрощенной системы налогообложения. В частности, не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Иных ограничений для индивидуальных предпринимателей, занимающихся образовательной деятельностью, данная норма не содержит.

4. Ответственность лица, ведущего индивидуальную трудовую педагогическую деятельность

Гражданский кодекс РФ запрещает репетитору гарантировать результат своих услуг. Репетитор должен отвечать только за качество и количество произведенного им обучения.

Например, договоренность родителей ребенка с репетитором о том, что 20% вознаграждения будут выплачены ему только в случае поступления ребенка в институт, согласно гл. 39 ГК РФ недействительна. В связи с этим репетитор вправе требовать вознаграждение за образовательные услуги полностью, независимо от поступления его ученика в вуз (т.е. независимо от достижения результата данных услуг). Таким образом, родители ребенка должны понимать, что сразу договориться о конечном результате работы репетитора (т.е. гарантировать поступление в конкретный вуз) невозможно, все зависит от самого абитуриента, его возможностей и уровня знаний.

Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила Гражданского кодекса РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ). Поэтому, если, например, гражданин самостоятельно и на свой риск осуществляет репетиторскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли, его следует рассматривать как индивидуального предпринимателя, в нарушение законодательства не зарегистрировавшегося в таком качестве (п. п. 1, 3 ст. 48 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

Физические лица, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью с нарушением законодательства Российской Федерации, несут уголовную и административную ответственность за незаконное предпринимательство.

Уголовная ответственность за незаконное предпринимательство установлена ст. 171 УК РФ, в соответствии с которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев. То же деяние, совершенное организованной группой, сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Административная ответственность за незаконную индивидуальную трудовую педагогическую деятельность установлена ст. 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление указанной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда. Все доходы, полученные от незаконной индивидуальной трудовой педагогической деятельности, подлежат конфискации в доход соответствующего местного бюджета в судебном порядке.

Заключение

Как видим из вышесказанного, государство тщательно регламентирует индивидуальную педагогическую деятельность, правовой режим которой совпадает с нелицензируемой индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Список используемых источников

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010).

Смирнова М.В Правовые аспекты индивидуальной трудовой педагогической деятельности.// Сайт 1639.ovz18.hc/statifaq/def.html

Постатейный комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / под ред. А.Н. Козырина, В.В. Насонкина. — М. 2005.

Филина, Ф.Н.Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: ГроссМедиа, РОСБУХ. — 2009.

Суняева, Р.Л. Права студентов, учащихся и абитуриентов — М.: Юрайт-Издат. — 2007.

Белозеров А., Пастухов И. Платное образование и законодательство о защите прав потребителей // Российская юстиция. — 2003. — № 12.

Киселев, А.В. Некоторые моменты договора об оказании услуг педагогов и психологов 2007

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *