Имеет ли право охранник досматривать личные вещи?

  • автор:

Содержание

Имеет ли право охранник досматривать сумки и личные вещи?

Досмотр личных вещей человека представляет собой их принудительное обследование без нарушения конструктивной целостности. Согласно ст. 27.7. КоАП РФ, такой досмотр могут проводить должностные лица с целью обнаружения предметов административного правонарушения или орудий их совершения. К числу таких лиц относятся полицейские, военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии РФ, должностные лица пограничных и таможенных органов, судебные приставы, работники уголовно-исполнительной системы и пр. Они могут проводить досмотр только с соблюдением формальностей: с приглашением понятых или применением видеозаписи, составлением протокола.

Могут ли охранники досматривать личные вещи?

Охранники, которых мы встречаем в офисных зданиях, магазинах и торговых центрах, чаще всего являются сотрудниками частных охранных предприятий (ЧОПов). На них распространяется Закон «О частной детективной и охранной деятельности в РФ».

Согласно ст. 12 этого закона, охранник может задержать человека, который совершил посягательство на охраняемое имущество или нарушил пропускной режим, на месте правонарушения. При этом он должен незамедлительно передать нарушителя в полицию.

Охранники частных предприятий не имеют полномочий проводить досмотр личных вещей граждан, даже если те подозреваются в краже. Максимум, что они могут сделать – это осмотреть содержимое сумки посетителя. Куда жаловаться на охранников магазина? Подробнее

Что собой представляет осмотр личных вещей?

В случае если охранник магазина заподозрил человека в краже и имеются какие-то основания для этого (записи видеокамеры, срабатывание сигнализации и т.д.), он имеет право попросить посетителя открыть сумку. Сотрудник ЧОПа имеет право проводить внешний осмотр личных вещей посетителя только с его согласия. Во время процедуры он не может дотрагиваться до содержимого сумки и, тем более, доставать из нее предметы. Если при осмотре вещей факт кражи подтвердится или человек откажется показывать сумку, охранник может вызвать полицию.

Может ли охранник кафе или музея осматривать вещи на входе?

Часто в общественных заведениях, таких как рестораны, театры и музеи, охрана тщательно проверяет посетителей на входе в целях безопасности. Эти сотрудники имеют те же полномочия, что и охранники магазина. Т.е. они могут проводить только внешний осмотр сумок и личных вещей и исключительно с согласия человека. Однако в случае отказа посетителя предоставить вещи для осмотра охранник имеет право не пустить его в заведение.

Имеет ли право охранник магазина проверять сумку у покупателя? Права и обязанности охранников в супермаркетах. Можно ли фотографировать витрины в магазинах?

Максим Поташев

Посещая магазины или бутики торговых центров, многие из вас попадали в неловкую ситуацию – охрана супермаркета требует предоставить ей доступ к содержимому сумки покупателя. Все это происходит в людном публичном месте, и посторонние люди начинают с осуждением смотреть на «провинившегося». Человек ошарашен, растерян и морально готов к любым проверкам, только бы быстрее уладить неприятный эксцесс. Только потом, обсуждая эту абсурдную ситуацию в кругу семьи, пострадавший задает себе вопрос – имеет ли право охранник магазина проверять сумку покупателя?

Права охранника в магазине

Основная обязанность охранника магазина – обеспечить сохранность товара, и поддерживать порядок в зале торгового центра.

Основные права и обязанности охранников:

  • При создании больших очередей, охранник имеет право изменить график отдыха кассира, таким образом, обеспечив нужную пропускную способность торговых касс.
  • Сообщать администратору о конфликтных ситуациях с покупателем, в процессе решения которых две стороны не достигли консенсуса.
  • Требовать у покупателя прекратить осуществлять неправомерные действия (кража товара, умышленная порча имущества, оскорбление посетителей или персонала магазина), а в случае отказа – вызвать правоохранительные органы. При наличии видео доказательств или свидетелей конфликта, охранник может задержать нарушителя до приезда полиции.
  • При неожиданных проблемах со здоровьем посетителя супермаркета, вызвать бригаду скорой помощи. Сообщить о случившемся администрации торгового центра.
  • Для повышения эффективной работы супермаркета, может вносить свои замечания и предложения которые помогут увеличить функционирование торгового учреждения.

Имеет ли право охранник досматривать личные вещи

В лучшем случае, охранниками в магазинах работают люди, ранее служившие в государственных структурах подобной направленности (бывшие сотрудники МВД или военные на пенсии). Но в большинстве случаев – это молодые мужчины со средним образованием, обладающие хорошим здоровьем. Ни одни, ни другие не могут проводить личный осмотр. Это долг правоохранительных органов.

Максимум, что может охранник, так это задержать правонарушителя – ст. 16 закона 5 раздела, РФ «О частной охранной деятельности».

Но для этого должны быть весомые причины:

  • Охранник лично сам видел, что покупатель положил в карман или сумку товар, а на кассе «забыл» оплатить.
  • Кража или порча имущества магазина зафиксирована камерой видеонаблюдения.

Естественно, за одну шоколадку не стоит сбивать посетителя с ног на пол и заламывать руки. Факт кражи еще нужно доказать, а вот за превышение своих полномочий охранник может понести наказание: штраф или тюрьма (ст. 203 УК РФ). Ему следует вежливо предложить посетителю последовать с ним в отдельную комнату, и там дождаться приезда полиции.

Имеет ли право охранник проверять кассовый чек

По закону РФ о частной охранной деятельности, охранник не может требовать у покупателя показать ему чек. Но в больших супермаркетах, такая практика существует.

Связано это с мошенничеством:

  • Сотрудники. В первую очередь этим занимаются кассиры. Находясь в сговоре со знакомым, они могут не «пробить» дорогостоящий товар, и тем самым нанести моральный ущерб магазину. Естественно, если охранник что-либо заподозрил, он может потребовать чек. На втором месте у кассира – обман честного покупателя. Особенно это касается крупных продуктовых супермаркетов, где оптовому покупателю, который спешит, могут пробить вместо пяти бутылок пива – шесть.
  • Покупатели. О способах мошенничества среди покупателей можно написать не одну книгу. Специальные карманы, подмена этикеток и ценников, подмена товара – это только вершина айсберга. Профессионалы могут незаметно и безнаказанно переодеваться в новую одежду и даже использовать в своих схемах детей.

Если вы порядочный покупатель, то, наверное, не стоит начинать «качать права» и показать чек. Ведь за огромную недостачу в магазине владелец может уволить с работы всю смену охранников.

Посещение торгового зала с сумкой

Во всех супермаркетах на входе стоят специальные ящики для хранения в них личных вещей покупателей. Находившийся поблизости охранник, вежливо просит посетителя, на время посещения им торгового зала, оставить там свою сумку. Правомерна ли его просьба? Нет – неправоверна. Доводы покупателя:

  • Отсутствие закона. В гражданском кодексе нет статьи, запрещающей покупателю заходить в торговый центр с сумкой.
  • Сохранность личных вещей. Рядом с ящиками хранения всегда присутствует запись следующего характера: «Администрация супермаркета не отвечает за сохранность вещей покупателя». Данным аргументом, в совокупности с отсутствием нужных законов, можно мотивировать свое нежелание охраннику магазина.

Если ни просьбы, ни доводы не помогают, можно смело вызывать полицию. В большинстве случаев, охранник, увидев ваши намерения, отступит и разрешить взять сумку в торговый зал.

Фотографирование продаваемых товаров

Часто в магазинах можно наблюдать такую картину: приобретая одежду, покупатель фотографирует понравившуюся вещь и отправляет снимок подруге или членам своей семьи, дабы посоветоваться о правильности своего выбора. Незамедлительно подходит охранник и заявляет, что в данном учреждении вести фотосъемку запрещено.

И в этой ситуации покупатель не нарушает законы и действует правомерно. Конституционное право гражданина РФ свободно получать и передавать информацию еще никто не отменил, а любые ссылки на внутренние инструкции супермаркета неуместны.

В данной ситуации можно спокойно рассказать охраннику о своих правах покупателя, и о том, что гражданский кодекс не запрещает съемку товара.

Теперь вы уяснили для себя: люди в форме, стоящие на выходе из супермаркетов, это обычный персонал торгового центра (наемный работник). Имеет ли право охранник магазина проверять сумку покупателя – категорически нет! Зная права потребителя, мы надеемся, что вы никогда не станете участником подобных неправомерных проверок.

Есть ли у охранников право проводить досмотр сумок и личных вещей

Проводить же досмотр личных вещей охранники не имеют права даже в том случае, если задержанный подозревается в краже. Они могут лишь попросить показать содержимое сумки, при этом не прикасаясь к ней руками. Это называется осмотром личных вещей задержанного с его согласия. В том случае, если человек отказывается показывать сумку, нужно вызывать полицию, которая имеет более широкие полномочия.

Часто охранники просят показать содержимое сумки при входе в гостиницу, кафе, ресторан или музей. В этом случае они имеют точно такие же права как их коллеги из магазина. Можно осмотреть содержимое сумки внешне и только с согласия владельца. Но если такое согласие не получено, охранник имеет полное право не пустить человека в заведение.

Несмотря на то что полномочия охранников ограничены, не стоит смотреть на людей этой профессии свысока. Часто они единственные кто может прийти на помощь в экстремальной ситуации.

Смотрите также — Зов джунглей: охранник уехал из Манчестера, чтобы стать Тарзаном

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или канал в Telegram.

Рубрики: Российская Федерация Теги: законы • охрана • покупатели • полиция • посетители • сумка • супермаркет

«Руки уберите!»: что с вами может сделать охранник в магазине

Имеет ли охранник право обыскивать вас и ваши вещи?

Нет, не имеет. Деятельность охранников регулируется Законом РФ «О частной детективной и охранной деятельности» от 11.03.1992 № 2487-1. Личный досмотр граждан и досмотр их вещей охранник производить не вправе.

Во-первых, вышеупомянутым законом это не предусмотрено. Во-вторых, суды признают, что личный досмотр и досмотр вещей граждан противоречит ст. 55 Конституции, устанавливающей право на свободу и личную неприкосновенность. Помимо этого, частные охранники не осуществляют публичные функции, а потому не вправе подменять собой правоохранительные органы и проводить досмотр, даже если гражданин подозревается в совершении противоправного действия.

Имеет ли право охранник задерживать вас до приезда полиции?

Имеет, если позволяют условия. В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности», лицо, посягнувшее на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в полицию. Но необходимо учитывать, что охранник может задерживать вас только при наличии оснований подозревать в совершении противоправного деяния, например, при наличии записи с камеры видеонаблюдения или показаний очевидцев. Кроме того, охранник обязан представиться и предъявить свою личную карточку.

Если вы считаете себя невиновным, а вас пытаются задержать, не лезьте в драку, а звоните в полицию! В УК РФ есть статья 203 о превышении полномочий сотрудниками частных охранных предприятий.

Охранник вправе применить физическую силу, если он задерживает вас до приезда полиции, а вы не подчиняетесь. Применение физической силы предусмотрено законом, но оно должно быть обосновано и соразмерно ситуации. Грубо говоря, если вы украли пачку печенья и убегаете, охранник вправе вас остановить и удерживать. А тем более, он вправе применить силу, если вы на него набрасываетесь. Но если вы спокойно идете и никого не трогаете, а он на вас нападает, то, естественно, охранник грубо нарушает закон. Суд в итоге будет учитывать, были ли соразмерны действия охранника тому ущербу, от которого он пытался уберечь магазин (или себя).

А могу я снимать охранника на видео или записывать на диктофон?

О, да! Закон «О частной детективной и охранной деятельности» не устанавливает каких-либо ограничений на съёмку изображения или запись голоса частных охранников. Следовательно, мы руководствуемся статьей 152.1 Гражданского кодекса. Изображение гражданина, полученное при съёмке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях, может быть обнародовано и использовано автором съёмки без согласия самого гражданина. Учитывая, что охранники работают на территории магазинов, супермаркетов и иных публичных мест, их согласие на съёмку (а также на диктофонную запись) не требуется.

Может ли охранник запретить мне что-нибудь?

Формально законом не установлены запреты, которыми частный охранник мог бы воспользоваться. Помимо возможности задержать вас до приезда полиции, охранник не может запрещать осуществлять какие-либо действия.

Обязан ли я запирать вещи в кабинках хранения?

Не обязан. Статьей 421 ГК РФ установлен так называемый принцип «свободы договора», согласно которому граждане и юридические лица сами решают, заключать или не заключать договор, и если заключать, то с кем. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом.

Поскольку помещение сумки в специальную кабинку для хранения формально представляет собой заключение договора хранения, то принуждать гражданина к этому недопустимо. Таким образом, помещать сумку или иное имущество в камеру хранения или заворачивать в специальные пакеты является правом, но не обязанностью гражданина.

Кто виноват, если вещи будут похищены из кабинок хранения?

Магазин. Если гражданин на входе в супермаркет принял решение поместить свои личные вещи в камеру хранения и получил соответствующий ключ либо иное подтверждение того, что он поместил вещь в камеру хранения, то с этого момента ответственность за сохранность имущества возлагается на администрацию магазина, так как договор хранения считается заключенным.

В случае установленного факта хищения администрация магазина несет перед вами материальную ответственность. На такие правоотношения распространяются в том числе нормы Закона РФ «О защите право потребителей».

Помните о своих правах и никому не позволяйте их нарушать!

Прокуратура разъясняет: «Правомерны ли действия охранников магазина, требующих показать содержимое сумки гражданина»
Posted on25.06.201924.06.2019CategoriesНовости
4 комментария
Согласно ч. 1 ст. 27.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 КоАП РФ, к числу которых сотрудники охраны не относятся.
Деятельность охранников регулируется Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон РФ «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно указанному Закону, личный досмотр граждан и досмотр их вещей охранник производить не вправе. Кроме того личный досмотр и досмотр вещей граждан противоречит ст. 55 Конституции, устанавливающей право на свободу и личную неприкосновенность.
Также частные охранники не осуществляют публичные функции, в связи с чем не вправе подменять собой правоохранительные органы и проводить досмотр, даже если гражданин подозревается в совершении противоправного действия.
Согласно абзацу 6 ст. 12 Закона РФ «О частной охранной и детективной деятельности в Российской Федерации», лицо, посягнувшее на охраняемое имущество, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в полицию.
Уважаемые коллеги, хотелось бы высказать свое мнение по существу данного разъяснения прокуратуры. Содержание разъяснения не соответствует формулировке поставленного вопроса. Суть поставленного вопроса – вправе ли охранник магазина требовать показать содержимое сумки гражданина, а ответ – вправе ли охранник осуществлять досмотр. Как известно, осмотр содержимого сумки и досмотр суть разные вещи. То, что охранник не вправе осуществлять досмотр очевидно и не требует разъяснения. А вот разъяснение по поводу того, вправе ли охранник требовать у посетителя показать содержимое сумки действительно требует разъяснения и системного толкования законодательства. Согласно пункту 3 части 1 статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» охранник при осуществлении пропускного и внутриобъектового режима вправе производить осмотр вносимого и выносимого имущества. При этом законодатель не раскрывает правовую природу этого действия и правовые последствия отказа владельца имущества от предъявления имущества (в данном случае сумки) для осмотра. Учитывая, что указанные термины отличаются всего лишь одной буквой, то на практике нередко полагают, что досмотр и осмотр это одно и то же. Поэтому попытаюсь пояснить, в чем разница между двумя этими действиями.
В законодательстве, юридической литературе и в быту нередко одним и тем же термином обозначаются действия различные по своей правовой природе, целям, задачам, назначению и порядку осуществления. Это зачастую приводит на практике к непониманию того, о чем в данном конкретном случае идет речь, применению норм права к действиям, на которые они не распространяются, либо, наоборот, совершаются действия без соблюдения порядка, установленного соответствующим законодательством. Иногда фактическое осуществление таких действий настолько внешне похоже, что без тщательного анализа различить их довольно сложно. К числу таких действий относится досмотр, производимый субъектами охранной деятельности и субъектами обеспечения транспортной безопасности, а также осмотр, осуществляемый частными охранниками на основании статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности». Поэтому целью данного комментария является определение четких критериев для разграничения указанных действий, что позволит устранить на практике ряд недоразумений и будет способствовать единообразию в применении законодательства в этой части.
Прежде всего, следует различать административный досмотр (личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства), от досмотра, производимого в соответствии с законодательством в области транспортной безопасности (досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр). Основные отличия состоят в следующем.
1. Административный досмотр и досмотр, предусмотренный законодательством в области обеспечения транспортной безопасности, представляют собой два отдельных, самостоятельных вида досмотра, обозначаемых одним и тем же термином.
Согласно статьям 27.1, 27.7, 27.9 Кодекса об административных правонарушениях административный досмотр является одной из мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях и заключается в обследовании вещей, транспортных средств без нарушения их конструктивной целостности.
Досмотр, предусмотренный Федеральным законом «О транспортной безопасности» (ст. 12.2), никакого отношения к административному досмотру не имеет и заключается в обследовании физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц и осуществляется для обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых в соответствии с правилами проведения досмотра установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть, а также выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть.
2. Административный досмотр регулируется нормами Кодекса об административных правонарушениях, досмотр, проводимый на транспорте — законодательством в области транспортной безопасности.
3. Административный досмотр производится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, досмотр на транспорте осуществляется в целях обеспечения транспортной безопасности.
4. Административный досмотр производится должностными лицами государственных органов, указанных в статье 27.3 КоАП, а также старшим в месте расположения охраняемого объекта должностным лицом ведомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ею объектам или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
В соответствии с частью 9 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности» досмотр на транспорте проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, куда, как представляется, необоснованно включена и ведомственная охрана. Вследствие этого является нелогичным и противоречащим ФЗ «О ведомственной охране» предоставление работникам ведомственной охраны права на производство указанного досмотра. Статья 11 ФЗ «О ведомственной охране» (Права работников ведомственной охраны) не предоставляет им такого права. Согласно статье 27.3 КоАП они вправе производить лишь административный досмотр. Поэтому получить право на осуществление досмотра, предусмотренного статьей 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности», они могут лишь в случае внесения соответствующего дополнения в статью 11 ФЗ «О ведомственной охране».
Организация досмотра на транспорте возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лица, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующих их на ином законном основании) и (или) перевозчиков (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, принявших на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю).
Правила проведения указанного досмотра устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

5. Административный досмотр существенно отличается от досмотра на транспорте и порядком проведения. Он носит принудительный характер и вследствие этого согласия лица на досмотр не требуется. Производство административного досмотра требует наличия понятых и составления протокола, копия которого вручается лицу, подвергнутому досмотру.
Досмотр на транспорте носит добровольный характер и поэтому производится с согласия лица. В соответствии с частями 11 и 12 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются. Кроме того, отказ пассажира от досмотра является основанием для расторжения договора перевозки в одностороннем порядке. При осуществлении досмотра на транспорте не требуется наличия понятых и составления какого-либо протокола.
В случае идентификации в ходе досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения либо в случае выявления лиц, не имеющих правовых оснований для прохода (проезда) в зону транспортной безопасности или ее часть, силы транспортной безопасности в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства незамедлительно информируют об этом уполномоченные подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации для принятия мер реагирования в соответствии с их компетенцией.
Правовой режим, установленный для досмотра на транспорте, распространяется и на предполетный и послеполетный досмотр, предусмотренный статьей 85 Воздушного кодекса и осуществляемый уполномоченными лицами служб авиационной безопасности с участием сотрудников органов внутренних дел. По существу он представляет собой частный случай досмотра на транспорте.
От административного досмотра и досмотра на транспорте следует отличать производимый частными охранниками в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» осмотр транспортных средств и имущества. Несмотря на то, что совершаемые при этом действия имеют внешнее сходство, по существу они имеют различную природу и их также не следует смешивать.
Осмотр, осуществляемый частным охранником, производится в целях недопущения неправомерного ввоза и вывоза, вноса и выноса имущества на охраняемый объект или с охраняемого объекта. По существу указанный осмотр является одной из мер, направленных на защиту права собственности заказчика. Такое право предоставлено охраннику только при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов в пределах объекта охраны, а также при транспортировке грузов, денежных средств и иного имущества. Осмотр производится на добровольной основе. В случае несогласия лица предъявить для осмотра вносимое, ввозимое или выносимое, вывозимое имущество охранник соответственно не впускает на объект таких лиц или, наоборот, не выпускает их с объекта и сообщает об этом незамедлительно в орган внутренних дел для принятия мер в соответствии с их компетенцией (производят административный досмотр).
Учитывая, что право охраннику на осмотр предоставлено при осуществлении пропускного и внутриобъектового режимов, возникает вопрос, а вправе ли владелец магазина устанавливать пропускной и внутриобъектовый режимы и соответственно заключить договор на оказание такой услуги. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» не содержит каких-либо ограничений по данному вопросу. Однако, если проанализировать содержание Федерального закона «О правах потребителей», то получается, что в магазинах и других аналогичных местах пропускной режим не может быть установлен. В указанных местах владелец может заключить договор лишь на охрану имущества, а в том случае законодательство в сфере охраны не наделяет охранника правом производства осмотра вносимого выносимого имущества.
При производстве охранником осмотра, как и при досмотре на транспорте, не требуются понятые и не нужно составлять какой-либо процессуальный документ (акт, протокол).
В связи с внесением изменений в часть 6 статьи 11 Закона «О частной детективной и охранной деятельности», в соответствии с которыми частным охранным организациям предоставлено право оказывать охранные услуги в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, возникает вопрос, получили ли они вследствие этого право на досмотр, предусмотренный частью 9 статьи 12.2 ФЗ «О транспортной безопасности».
Представляется, что таким правом они не обладают, поскольку досмотр на транспорте проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности, к числу которых указанная статья не относит частные охранные организации. Более того, такое право им и не нужно. В случае заключения договора с субъектом транспортной инфраструктуры на охрану объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем обеспечения внутриобъектового и пропускного режимов они вправе осуществлять осмотр транспортных средств и имущества, который по своей сути мало чем отличается от досмотра, производимого работниками подразделений транспортной безопасности.
ВЫВОДЫ:
1. Административный досмотр, досмотр на транспорте и осмотр, производимый частным охранником, различные по своему характеру и правовому регулированию действия.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 27.3 КоАП из числа субъектов, входящих в подразделение транспортной безопасности, правом производства административного досмотра наделено только старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо ведомственной охраны при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам, либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону.
Однако, как об этом свидетельствует практика, ведомственная охрана по существу не реализуют предоставленное ей право на административный досмотр, а фактически осуществляют осмотр. Более того, она и не может реализовать это право практически, поскольку административный досмотр требует наличия понятых, составление в каждом случае проведения досмотра (независимо от его результатов) составление протокола досмотра. Чтобы выполнить данное требование закона ведомственная охрана, например, при осуществлении пропускного режима должна иметь штатных понятых, при этом старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо должно постоянно находиться в помещении, где непосредственно производится личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств и составлять соответствующие протоколы досмотра, выдавать их копии досматриваемым лицам. Поэтому фактически ведомственная охрана осуществляет не досмотр, а осмотр вносимого, выносимого имущества и осмотр транспортных средств, который ничем не отличается от осмотра, производимого частными охранниками в соответствии со статьей 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности» с той лишь разницей, что Федеральный закон «О ведомственной охране» им такого права не предоставляет.
3. Досмотр, производимый в целях обеспечения транспортной безопасности, не относится к административному досмотру и регулируется законодательством в области транспортной безопасности. Он проводится уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.
4. Частные охранники не наделены правом на осуществление как административного досмотра, так и досмотра, проводимого в целях обеспечения транспортной безопасности. При оказании охранных услуг в целях защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства они вправе осуществлять осмотр транспортных средств и имущества на основании статьи 12.1 Закона «О частной детективной и охранной деятельности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *