Гражданские правоотношения

  • автор:

.1назовите любые три правовых отношения регулируемых гражданским правом и проиллюстрируйте каждое из них примером2.назовите любые три правоотношения регулируемых административным правом ,и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни .

Директор сети магазинов написал письмо своему главному бухгалтеру, которая находилась на больничном уже 3-ий месяц. В своем письме директор заявил, чт о если она не выйдет на работу в течение недели, то он вынужден будет ее уволить. Как он отметил, близится конец квартала, надо сдавать отчет, и для этого ему нужен квалифицированный сотрудник. Правомерны ли действия директора? Почему? Помогите пожалуйста: Приведите примеры объективного и субъективного права Может ли бездействие стать правонарушением? В ответе должно быть два примера (если да и если нет) 5. В международном разделении труда Россияучаствует, поставляя:1) высокотехнологические товары2) продукцию сельского хозяйства3) товары легкой промышл енности4) энергетические ресурсы​ Прочтите приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. (А) Добро всегда предполагает единство намерения совершать поступок и резу льтата (действия). (Б) Благие побуждения, не проявившиеся в действиях, еще не стали реальным добром. (В) Вот почему, по нашему мнению, хороший поступок, ставший случайным результатом злонамеренных мотивов, нельзя считать в полной мере добром. Определите, какие положения текста 1) отражают факты​2) выражают мнения Сформулируйте свою позицию: Какой смысл сегодня вкладывается в понятия Правые партии и движения и левые партии и движения.? Что произошло с идеями ли берализма и социализма во второй половине 20-го века как изменились их место в политической жизни развитых стран, степень и способы влияния на политическое решение? Как изменились правые партии и движения, их лозунги и место в политической жизни? 1)Проанализируйте текст как автор понимает правые левые политические движения ? Происходит ли, с его точки зрения изменение смысла этих понятий? 2) Сф ормулируйте свою позицию: Какой смысл сегодня вкладывается в понятие правые Партии и движения и левые партии движения? Что произошло с идеями либерализма и социализм во второй половине 20-го века? Как изменилась их место в политической жизни разных стран, Степень и способы влияния на политические решения? Как изменились правые партии и движения, их лозунги и место политической жизни? Помогите по-братски по общаге ! Предположим,что Вы купили автомобиль Aston Martin,но он сломался,когда вы поехали покупать шоколадку в «Пятерочке».Ка кие способы решения проблемы Вам может предложить продавец? Срочно прошу о помощи в решении задачи. Помогите умоляю хорошие люди по общаге Предположим,что Вы купили автомобиль Aston Martin,но он сломался,когда вы поехали покупать шоколадку в «Пятеро чке».Какие способы решения проблемы Вам может предложить продавец?

Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Материальное содержание правоотношения — это непосредственное поведение (действие) его субъектов, связанное с реализацией принадлежащих им прав и обязанностей.

Юридическое содержание правоотношения — права и обязанности субъектов правоотношения. Так, например, содержание трудового правоотношения составляют субъективные права и обязанности его участников, основанные на ТК РФ.

Субъективное право — это установленная и обеспеченная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения субъекта права в конкретном правоотношении.

Субъективное право включает в себя следующие возможности управомоченного лица:

  • — определять модель своего поведения (действовать самому);
  • — требовать от других лиц должного поведения;
  • — удовлетворять свои материальные и духовные потребности (пользоваться определенными социальными благами);
  • — обращаться за защитой к компетентным органам государства в случае нарушения субъективного права, т.е. прибегнуть к государственному принуждению.

Таким образом, субъективное право может выступать как право:

  • — поведения;
  • — требования;
  • — пользования;
  • — притязания.

Юридическая обязанность — это предусмотренная нормами права обязанность субъекта права действовать определенным образом, т.е. мера должного поведения.

Юридическая обязанность может быть:

  • — активной (совершение определенных действий);
  • — пассивной (воздержание от определенных действий);
  • — негативной (совершение правонарушения и претерпевание правонарушителем неблагоприятных последствий своего неправомерного поведения).

Важно отметить, что между юридической обязанностью и субъективным правом существует прямая связь. Права и обязанности не могут возникать отдельно друг от друга. Например, в договоре купли-продажи у продавца возникают субъективные права (получить деньги) и юридические обязанности (передать товар), а у покупателя также возникают права (получить товар от продавца) и юридические обязанности (уплатить деньги).

Юридические факты

Основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношения являются юридические факты, с которыми государство связывает реальное действие норм права в конкретных правовых отношениях.

Юридические факты — это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Учеными-правоведами выработаны многочисленные дефиниции юридических фактов. Так, В. Б. Исков под юридическим фактами понимает социальные обстоятельства действительности (события, действия), вызывающие в соответствии с нормами права наступление определенных правовых последствий — возникновение, изменение и прекращение правовых отношений . М. Н. Марченко, указывает, что юридические факты — это такие сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон, правовые нормы связывают наступление юридических последствий, прежде всего различных правовых отношений

. Р. О. Халфина определяет юридический факт как реальное жизненное обстоятельство, предусмотренное нормой права . О. А. Красавчиков, B. А. Тархов, В. А. Белов считают, что юридические факты — это реальные обстоятельства действительности, с которыми нормы права связывают юридические последствия . Н. М. Коркунов указывает, что «… применение юридических норм обусловлено наличностью известных фактов, определенных в их гипотезе» . С. С. Алексеев называет юридические факты «рычажком», приводящим нормы объективного права в действие и, следовательно, выступающим одним из средств формирования конкретного содержания прав и обязанностей участников правового отношения .

Как любая категория социально-правовой действительности юридический факт имеет материальную и формально-юридическую стороны. Материальная сторона связана с тем, что юридические факты представляют собой явления объективной реальности, а формально-юридическая сторона — это не просто жизненные обстоятельства, а лишь такие, которые обладают способностью быть подверженными юридической оценке в процессе действия механизма правового регулирования.

Признаки юридических фактов:

  • — предусмотрены нормами права;
  • — вызывают определенные правовые последствия;
  • — объективированы внешне, т.е. происходят в реальной действительности;
  • — подтверждаются документально, за исключением общеизвестных фактов;
  • — затрагивают интересы личности, отдельных социальных групп, общества и государства;
  • — выражаются в наличии либо отсутствии тех или иных явлений, событий, действий;
  • — имеют место на определенном пространстве и в определенное время;
  • — конкретны и индивидуальны.

Ж. К). Мирошникова выделяет следующие признаки юридических фактов:

  • 1) юридический факт отличается от иного жизненного явления отнесением его к предмету правового регулирования, его способностью быть объектом юридической квалификации на основе норм объективного права;
  • 2) юридический факт — это объективно существующее явление социальной действительности, это то явление, которое связывает право с реальной практической деятельностью, способствует проявлению права при помощи средств механизма правового регулирования. Это означает, что данное явление объективно, поскольку, во-первых, выражено вовне во времени и в пространстве, а во-вторых, воспринято социально и нормативно. Поэтому не могут быть отнесены к числу юридических фактов явления природы, не затрагивающие людские интересы частного либо публичного свойства;
  • 3) это жизненное обстоятельство является элементом социальной ситуации и с правовой точки зрения допустимо либо недопустимо. На случай допустимости явления юридический факт включает позитивное правовое регулирование, на случай недопустимости, соответственно, право регулирует негативные последствия произошедшего;
  • 4) способность юридических фактов отражать состояние общественных потребностей, сопрягаясь с реалиями объективной действительности, требующими правовой упорядоченности. Этот признак отмечен в трудах ученых-правоведов. Так, В. Н. Сишоков пишет, что закрепляя нужную систему юридических фактов, представляющих собой взаимосвязанную структуру социально необходимых элементов общественных отношений, законодатель получает возможность контролировать детерминацию новых отношений, входящих в предмет правового регулирования .

Юридические факты классифицируют по различным основаниям:

  • 1) в зависимости от последствий юридические факты делятся:
    • — на правообразующие, которые вызывают возникновение правоотношений (заключение брака, заключение трудового договора, совершение завещания, заключение договора найма жилого помещения и др.),
    • — правоизменяющие, изменяющие правоотношения (перевод на другую работу, изменение условий гражданско-правового договора, изменение предмета исполнения договора и др.),
    • — правопрекращающие, обусловливающие прекращение правоотношений (расторжение брака, увольнение с работы, расторжение гражданско-правового договора, смерть плательщика алиментов и др.);
  • 2) по волевому признаку юридические факты делятся:
    • — на события,
    • — деяния (действия и бездействие).

События — это юридические факты которые возникают независимо от воли субъектов правоотношения (например, смерть, наступившая в результате болезни, рождение ребенка, землетрясение, наводнение и т.п.). События, в принципе, не являются правовыми, однако их наступление создает определенные условия для возникновения правовых отношений: например, смерть человека порождает возникновение наследственных правоотношений, рождение ребенка влечет возникновение правоспособности и пр.

Действия — волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и сознания. Действия подразделяются на неправомерные и правомерные. Неправомерными признаются те действия, которые противоречат нормативным требованиям права. Потому-то их и именуют правонарушениями. Правонарушения, в свою очередь, подразделяются на преступления (уголовно-правовые правонарушения) и проступки (административные, гражданские, дисциплинарные, материальные правонарушения). Правомерными признаются действия, которые совершаются в рамках предписаний действующих норм. Они подразделяются на юридические акты и юридические поступки.

Юридические акты — это внешнее выражение решений субъектов права, направленное на достижение какого-либо правового результата. Юридические акты делятся на сделки и административные акты; сделки порождают только гражданско-правовые последствия, административные акты могут порождать еще и административные последствия.

Юридические поступки — это фактическое поведение людей в рамках существующих правоотношений (например, выполнение работы). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет.

Правовая норма иногда связывает наступление указанных в ней юридических последствий с одним фактом, иногда — с несколькими.

Совокупность юридических фактов, наступление которых вызывает к жизни правоотношение, называется юридическим составом. Правомерный юридический состав образует титул права, неправомерный — состав правонарушения. Например, титул права пенсионера слагается из ряда фактов: достижения определенного возраста, наличия трудового стажа и получения заработной платы, размер которой наряду с другими факторами определяет величину пенсии.

Кроме того, существуют юридические феномены, которые, не являясь юридическими фактами, могут порождать юридические отношения. Эго правовые презумпции и юридические фикции.

Правовой презумпцией называют предположение о существовании или отсутствии определенных юридических фактов, вызвавших наступление определенных юридических последствий, которое считается истинным до тех нор, пока не доказана его ложность.

Отличительными особенностями правовой презумпции являются следующие:

  • — прямо или косвенно закрепляется в праве;
  • — вызывает правовые последствия в случае, если является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела;
  • — имеет значение для правового регулирования в любом случае.

Презумпции широко используются в праве, а именно:

  • — презумпция невиновности, применимая в уголовном и уголовно-процессуальном праве, а также в конституционном праве, так как нередко закрепляется в конституции государства;
  • — презумпция виновности, применимая в гражданском праве, а в некоторых странах и в уголовном праве;
  • — презумпция добросовестности, применимая в налоговом праве;
  • — презумпция отцовства супруга матери ребенка, применимая в семейном праве;
  • — презумпция авторства, применимая в авторском праве;
  • — презумпция согласия одного супруга на распоряжение другим супругом общим имуществом (согласие предполагается), применимая в семейном праве, и др.

Также можно выделить «презумпцию смерти», применяемую в гражданском праве, когда человек признается умершим в связи с длительным отсутствием по месту жительства (в разных странах сроки могут различаться, в Российской Федерации — это пять лет).

Потребность юридической практики в презумпциях определяется трудностью, а иногда и невозможностью доказать наличие обстоятельств, от которых зависит существование правоотношения, появление у людей субъективных прав и обязанностей. Разве должен гражданин доказывать свою невиновность при любом подозрении, падающем на него?

Наряду с презумпциями практика использует и юридические фикции.

Юридические фикции — это несуществующие факты, признанные законодательством существующими и имеющими в силу этого юридические последствия. Фикция (от лат. fictio — выдумка, вымысел) представляет собой прием, заключающийся в том, что действительность подводится под условную формулу, не имеющую реального содержания .

Применение юридических фикций было связано с преодолением формализма и консерватизма древнего права, которое было основано на традициях и религиозных догматах. Фикция позволяла, не изменяя норму права, трансформировать правовое регулирование в зависимости от конкретной ситуации и практических потребностей. По мнению ученых, исторически фикции были одними из главных факторов динамики права в числе общих приемов правовой интерпретации и кроме того, именно фикциям большинство правовых систем обязаны своим существованием и развитием .

В теории права выделяются два подхода к проблеме юридической фикции.

1. Одним из основоположников теории фикции (или теории олицетворения) является немецкий юрист Савиньи (XIX в.), который полагал, что только человек может быть действительным субъектом права, обладая настоящей, а не мнимой дееспособностью. В связи с этим юридическое лицо не может быть дееспособным, поскольку это лишь простая фикция. Дееспособны лишь его органы, состоящие из людей. Такой субъект права создается только в юридических целях. Формирование взглядов на содержательную характеристику юридических лиц как особых субъектов правоотношений проходило на протяжении всего времени их существования.

Таким образом, если юридическое лицо является искусственным созданием правопорядка, то только государство посредством признания, оформленного соответствующим правовым актом, может сделать его активным участником правоотношений. Например, в соответствии с п. 1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы.

Теория фикции получила широкое распространение в Англии и США. В начале XX в. Верховный суд США дал существующее до настоящего времени такое определение корпорации: «это искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона». Следует отметить, что теория фикции применяется и в отношении физических субъектов права. Но, как и в случае с юридическими лицами, также исключительно только в юридических целях. Например, родители, усыновившие (удочерившие) приемных детей, добровольно возлагают на себя юридические права и обязанности биологических родителей, по сути не являясь таковыми. В свою очередь, приемные дети наряду с родными по действующему законодательству получают одинаковое право на наследование или иные формы социальной помощи в случае утраты этих родителей.

2. В рамках теории реальности немецкий юрист Гирке (XIX в.) рассматривал юридическое лицо как реально существующий субъект права, необходимый для нормального функционирования государства, как союзная личность. Она существует независимо от государства как некая социальная реальность.

К фикциям можно отнести положения ст. 42 ГК РФ: «Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений

о месте его пребывания. При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего

года». В данной норме фикцией является момент исчисления для признания гражданина безвестно отсутствующим — первое число месяца, при невозможности установить месяц — первое января следующего месяца. Законодатель закрепил данное положение с целью упрощения процесса установления обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного разрешения дела. Действительно, часто случается, что невозможно установить конкретную дату, и процедура может затянуться на длительный срок, что негативно скажется на интересах заинтересованных лиц, а также усложнит работу суда.

Разница между гражданским правом и административным правом

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

В чем специфика гражданского права?

Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:

  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Реклама

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

В чем специфика административного права?

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения. Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.

Сравнение

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.

Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы. Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.

Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Гражданское право Административное право
Что общего между ними?
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
В чем разница между ними?
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

Административные правоотношения (стр. 2 из 5)

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями и предприятиями и учреждениями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или иной исполнительный орган.

Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствие определенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическими фактами понимаются действия или события, вследствие которых происходит возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других субъектов административно-правовых отношений. К примеру, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Под неправомерными действиями понимаются те, которые не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их. К таким относятся административные или дисциплинарные проступки, как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К таким относятся также бездействия (пример, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека (смерть, стихийное бедствие).

Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям.

Первоначально выделяются две группы административных правоотношений:

а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные;

б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения.

Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п.

Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения, связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта или согласования взаимных управленческих вопросов и т.д.

Иногда выделяют субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которые построены на авторитарности (властности) юридических волеизъявлений субъекта управления. Координационными связями называют те, в которых названная авторитарность отсутствует.

Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридически властными проявлениями. К примеру, Министерство природы Российской Федерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросам охраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решения обязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации.

Наиболее значительный интерес представляет классификация административно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействия их участников. Таким образом выделяются вертикальные и горизонтальные правоотношения.

Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю суть административно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом и объектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами. Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти (исполнительный орган, орган государственного управления).

Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них отсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные для другой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаются довольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями таких отношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданию совместного решения, соглашения (административные договоры) между ними по организационным вопросам.

По составу участников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношениях соответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительной власти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, их взаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственных органах. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена . Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда же можно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными им организациями, а также отношения администраций организаций, деятельность которых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) с их служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такого рода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”.

Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

б) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

г) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере “внутренней” жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Управление существует во всех сферах общественной жизни, эта деятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многих случаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесно связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное расследование — уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, — финансовое право. Поэтому необходимо в определении предмета административного права внести следующее уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права Российской Федерации.

Одним из субъектов административного права являются физические лица, под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементами особенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерации характеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранный гражданин — с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданства не имеет таковой связи ни с одним из государств.

Понятие и виды гражданских правоотношений

Понятие гражданского правоотношения

Гражданское правоотношение – общественное отношение, урегулированное нормами гражданского права, участники которого связаны гражданскими правами и обязанностями.
Гражданское правоотношение — юридическая связь равных, имущественно и организационно обособленных субъектов имущественных, личных неимущественных и корпоративных отношений, которая выражается в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных возможностью применения к нарушителям мер государственного принуждения, носящих имущественный характер.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей — это обстоятельства,с наступлением которых происходит возникновение гражданско-правового отношения, правообразующие юридические факты.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Виды гражданских правоотношений

Различают следующие виды гражданских правоотношений по объекту правоотношения:
1) имущественные — экономические отношения, урегулированные нормами гражданского права, и приобретшие правовую форму;
2) неимущественные или личные правоотношения (права на свободу)
Имущественные правоотношения, в свою очередь можно разделить на вещные и обязательственные.
1) вещные правоотношения характеризуют принадлежность субъекту материальных благ (например, право собственности).
2) обязательственные правоотношения — это отношения, которые опосредуют передачу имущества, прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнение работ или оказание услуг.
Виды гражданских правоотношений в зависимости от характера взаимосвязи:
1) абсолютные правоотношения
2) относительные правоотношения
Абсолютные — это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанных лиц (например, правоотношения между автором и другими лицами, которые не должны нарушать его прав).
Относительные— это правоотношения, в которых управомоченному лицу противостоит определенное обязанное лицо (например, кредитор и должник по договору займа).
В зависимости от выполняемой функции в механизме правового регулирования
Регулятивные – направлены на закрепление социальных связей
Охранительные – обеспечивают защиту субъективных гражданских прав в случае их нарушения

Основания возникновения гражданских правоотношений

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
2) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;
3) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
4) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
5) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
6) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;
7) вследствие причинения вреда другому лицу;
8) вследствие неосновательного обогащения;
9) вследствие иных действий граждан и юридических лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *