Государственного строительного надзора

  • автор:

Основные задачи и функции

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 названной статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.ч.ч.2 и 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ .

При выполнении полномочий по осуществлению государственного строительного надзора инспекция вправе:

1) беспрепятственно посещать во время исполнения служебных обязанностей все объекты капитального строительства, подлежащие государственному строительному надзору, согласно градостроительному законодательству Российской Федерации (ст.54 ГрК РФ);

2) проводить проверки соблюдения лицами, осуществляющими строительство (ч.3 ст.52 ГрК РФ), по предмету государственного строительного надзора (ч.2 ст.54 ГрК РФ), в порядке, установленном законодательством (ч.6 ст.54 ГрК РФ, Положение об осуществлении государственного строительного надзора в РФ, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 №54, Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации РД-11-04-2006, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129), в том числе составлять акты проверок, выдавать обязательные для выполнения предписания и контролировать их выполнение, делать записи в общий и специальные журналы работ, требовать от заказчиков предоставления проектной, исполнительной документации, проведения испытаний и др.;

3) составлять протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривать дела об административных правонарушениях, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);

4) выдавать заключения о соответствии (п.9 ч.3 ст.55 ГрК РФ, раздел IV РД-11-04-2006) построенных, реконструированных объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо решения об отказе в выдаче такого заключения;

5) вести учет случаев возникновения аварийных ситуаций при строительстве, реконструкции объектов, осуществление государственного строительного надзора в отношении которых отнесено к компетенции Инспекции, участвовать в работе комиссий по установлению причин нарушений законодательства о градостроительной деятельности, повлекших случаи причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в порядке, предусмотренном действующим законодательством (ч.3 ст.62 ГрК РФ).

Государственный строительный надзор осуществляется с начала строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, до даты выдачи инспекцией заключения о соответствии объектов требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Задачи и функции отделов государственного строительного надзора инспекции

Государственный строительный надзор осуществляется двумя отделами Инспекции: Отделом государственного строительного надзора по г.Барнаулу и отделом государственного строительного надзора по районам края (далее совместно – Отделы) с даты получения Инспекцией в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — заключение о соответствии). Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органом государственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее — проверки). Проверке подлежит соблюдение:

а) при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

б) при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

Проверки проводятся в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Программа проверок разрабатывается должностными лицами Отдела с учетом конструктивных и иных особенностей объекта капитального строительства и выполнения работ по его строительству, реконструкции условий последующей эксплуатации, а также других факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностными лицами Отделов составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства. Иные результаты проверки заносятся должностным лицом в общий и (или) специальный журналы.

Акт, составленный по результатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются в 2 экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первые экземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаются заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а также составленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаются в деле Отделов.

После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства должностными лицами Отделов проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Отделы готовят заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Отделы готовят решение об отказе в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Сведения, полученные в ходе осуществления государственного строительного надзора, Отделы передают в отдел правового обеспечения госстройнадзора инспекции для обобщения и включения в информационные системы государственного строительного надзора.

Дата публикации: 21 сентября 2018 г.

9 декабря 1994 года последовал Указ Президента РФ № 2166 «О мерах по пресечению деятельности вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта». Предусматривалось действиями войсковых группировок под прикрытием фронтовой и армейской авиации выдвинуться по трем направлениям к Грозному и блокировать его . Замыслом операции предусматривалось наступление штурмовыми отрядами частей с северного, западного и восточного направлений. Войдя в город, войска во взаимодействии со спецподразделениями МВД и ФСК должны были захватить президентский дворец,здания правительства,телевидения, радио, железнодорожный вокзал, другие важные объекты в центре города и блокировать центральную часть Грозного.
Группа «Север» включала 131-ю омсбр, 81-й мсп и 276-й мсп. Сводный отряд 131-й омсбр под командованием полковника И.Савина насчитывал 1469 человек личного состава, 42 БМП, 20 танков и 16 артиллерийских орудий. Бригада находилась — 1мсб на южных скатах Терского х…

Статья 54. Государственный строительный надзор

1. Государственный строительный надзор осуществляется при:

  • 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса;
  • 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьёй 49 настоящего Кодекса.

1.1. При строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» пункта 3 части 5 настоящей статьи, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в части 1 настоящей статьи, установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В отношении указанных в настоящей части объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется с учётом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 настоящей статьи.

2. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 настоящей статьи, является проверка:

  • 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям утвержденной в соответствии с частями 15, 15.2 и 15.3 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (с учётом изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса) и (или) информационной модели (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учёта используемых энергетических ресурсов;
  • 2) наличия разрешения на строительство;
  • 3) выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие настоящего Кодекса.

3.1. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов обороны может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации. Государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий может осуществляться иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора указом Президента Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

3.2. Федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом».

4. Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора.

5. К отношениям, связанным с осуществлением государственного строительного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учётом следующих особенностей организации и проведения проверок:

  • 1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
  • 2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
    • а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, направленного в соответствии с частями 5 и 6 статьи 52 настоящего Кодекса, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
    • б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 настоящего Кодекса, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
    • в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
  • 3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 2 настоящей части, является:
    • а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;
    • б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
    • в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  • 4) выездная проверка по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей части, может быть проведена органом государственного строительного надзора незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • 5) предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, указанному в подпункте «б» пункта 2 настоящей части, не требуется;
  • 6) в приказе (распоряжении) органа государственного строительного надзора о назначении проверки, акте проверки дополнительно указываются наименование и место нахождения объекта капитального строительства, в отношении которого соответственно планируется проведение мероприятий по контролю и фактически были проведены указанные мероприятия.

6. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Приостановление строительства, реконструкции объекта капитального строительства на указанный срок осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

6.1. Предметом государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 1.1 настоящей статьи, являются проверка наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, проверка соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Застройщик обязан обеспечить должностным лицам органа государственного строительного надзора доступ в объекты капитального строительства в целях проведения соответствующей проверки по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного строительного надзора о назначении соответствующей проверки.

6.2. В случае, если по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения) или факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство, а в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, орган государственного строительного надзора в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с частью 3 статьи 55.32 настоящего Кодекса.

6.3. Результаты проведенной проверки, указанные в части 6.2 настоящей статьи, могут быть обжалованы застройщиком в судебном порядке.

7. Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, и государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, и при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

8. Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации.

9. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, при осуществлении государственного строительного надзора органами государственного строительного надзора используются проектная документация и (или) информационная модель, содержащиеся в едином государственном реестре заключений и государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Государственный контроль

Национальные проекты

Национальный проект «Жильё и городская среда»

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулирование Нормативно–техническое регулирование Ценообразование Саморегулирование в сфере строительства Экономически эффективная проектная документация повторного использования ЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Деятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельности Промышленность строительных материалов Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве Государственный контроль Анкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской Федерации Специальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницы

Контрольная деятельность

Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году

Инициативные проекты

«Я – строитель Будущего!» Развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ Разработка и внедрение единых стандартов работы общественных советов при профильных региональных министерствах

Городская среда

Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Жилищно-коммунальное хозяйство

Государственно-частное партнерство в ЖКХ Управление многоквартирными домами Капитальный ремонт в многоквартирных домах Ликвидация аварийного жилья Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере Общественный контроль в сфере ЖКХ Информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Графики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Госуслуги

Аттестация экспертов Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешения на строительство Выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации Подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения Видеоролики Формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых госорганом к рассмотрению Статистические и аналитические данные о предоставлении государственных услуг Градостроительный конкурс Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Нормативно-правовая деятельность

Нормативная база Административный порядок обжалования действий (бездействия) Минстроя России, подведомственных организаций и должностных лиц Судебный порядок обжалования действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими нормативных правовых актов Проекты нормативно-правовых актов Нормативно-правовые акты

Жилищная политика

Долевое строительство Ипотечное кредитование Мониторинг объемов жилищного строительства Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства Обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса Федеральный проект «Жилье» Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Арендное жилье

Реализация государственных программ

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации Строительный контроль Непрограммная часть Федеральные целевые программы

Государственный контроль (надзор) в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве

Градостроительный кодекс РФ к полномочиям органов государственной власти РФ и ее субъектов относит осуществление в пределах их компетенции государственного строительного надзора.

Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, при капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Имеются в виду объекты, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе либо эта документация является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Задачей государственного градостроительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Порядок и организация осуществления градостроительного надзора регламентируется Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской федерации, утвержденным Правительством РФ 1 февраля 2008 г.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный строительный надзор, является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Указанный надзор Служба осуществляет при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, линий связи, объектов обороны и безопасности, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов. В содержание государственного строительного надзора входит проверка соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При отсутствии технических регламентов проводится проверка соответствия выполняемых работ требованиям строительных норм и правил, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, правил безопасности, государственных стандартов, других нормативных актов РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, обязательные для исполнения при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Государственный строительный надзор осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти субъектов РФ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, если при этом предусмотрено осуществление такого надзора.

Должностные лица, осуществляющие государственный строительный надзор, имеют право беспрепятственно посещать объекты капитального строительства, подпадающие под этот надзор, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений застройщику или подрядчику. Приостановление строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Указанным должностным лицам дано право составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры по обеспечению производства по этим правонарушениям.

От государственного строительного надзора следует отличать строительный контроль, который проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка. Данный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а в определенных случаях — застройщиком или заказчиком.

Государственная жилищная инспекция Российской Федерации. Положение о ней утверждено Правительством РФ 26 сентября 1994 г. Она состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах РФ. Одной из главных задач государственной жилищной инспекции является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда.

Главная государственная жилищная инспекция координирует и организует работу государственной жилищной инспекции по контролю за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда; анализирует отчетные, статистические и другие данные и материалы. На их основе она разрабатывает предложения по совершенствованию контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве. Она также разрабатывает нормативно-методическую документацию по вопросам деятельности государственной жилищной инспекции; осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и участвует в их разработке.

Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий; за техническим состоянием указанных фонда и общего имущества, инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту и обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг; за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического надзора и за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества к сезонной эксплуатации; за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе топливно-энергетических ресурсов и воды.

Контроль осуществляется также по вопросам соблюдения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами1См.: «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». Утв. постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2501., правил пользования жилыми помещениями2См.: Правила пользования жилыми помещениями. Утв. постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 546. и придомовыми территориями, порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, перевода их в нежилые помещения и т.д.

Органы государственной жилищной инспекции наделены полномочиями, которые позволяют им проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений. При обнаружении грубого нарушения жилищного законодательства, правил и нормативов, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда, общего имущества они дают представления об аннулировании или приостановлении лицензии на осуществление деятельности юридическими и физическими лицами и т.д.

Минрегион России по вопросам своей компетенции осуществляет государственный контроль за соблюдением органами государственной власти субъектов РФ законодательства о градостроительной деятельности, включая контроль за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ законодательству о градостроительной деятельности; за соблюдением сроков приведения нормативных актов субъектов РФ в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса РФ, процедур для подготовки и утверждения схем территориального планирования субъектов РФ, документации по планировке территорий, установленных законодательством о градостроительной деятельности.

На него возложен контроль и надзор за исполнением нормативных актов органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых ими по вопросам переданных им полномочии в области государственной экспертизы проектов документов территориального планирования, государственной экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий, за полнотой и качеством осуществления названной экспертизы, а также за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.

В сфере ЖКХ определенными функциями контроля обладает Федеральная служба по тарифам. Она, в частности, осуществляет государственный контроль за обоснованностью установлении и изменения предельных индексов изменении установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжении, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов; тарифов на подключение создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифов организаций коммунального комплекса на подключение; надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. Она осуществляет также государственный контроль за обоснованностью установления и изменения органами регулирования субъектов РФ предельных индексов, устанавливаемых по муниципальным образованиям.

Названный государственный контроль осуществляется посредством проведения контрольных мероприятий, которые позволяют оценить законность и обоснованность решений органов регулирования субъектов РФ и местного самоуправления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *