Горгаз перерасчет

  • автор:

Порядок перерасчета за газ

Уважаемые абоненты!

Порядок перерасчета за газ производится согласнопостановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (ред. От 27.08.2012) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

86. При временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил.

Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.

(п. 86 вред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

91. Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чемза 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчете за последующие расчетные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчете до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчете, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтвержденного отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчете в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчет размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтвержденный представленными документами, с учетом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчета.

92. В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального приборов учета. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

Список документов необходимых для перерасчета услуг по газу:

93. В качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Доначисления в платежках за газ: Платить или не платить?

Доначисления в платежках за газ: Платить или не платить? Фото из открытых источников 10:0107.05.2019

Елена Голубева

Журналист, 112.ua

В прошедшем отопительном сезоне у значительной части потребителей возникли долги по оплате за газ в связи с доначислениями, которые были сделаны после так называемого приведения к стандартным условиям. И хотя и НКРЭКУ, и правительство считают эти начисления незаконными, облгазы настроены добиваться взимания оплаты самым решительным образом, вплоть до того, что в новом отопительном сезоне должникам не возобновят газоснабжение. 112.ua разбирался, действительно ли такая угроза реально существует и что необходимо предпринимать в таких случаях.

Что такое доначисления «за приведение к стандартным условиям» и откуда они взялись?

Несколько дней назад пресс-служба НАК «Нафтогаз Украины» предупредила об угрозе невозобновления газоснабжения потребителям газа, которые отказываются оплатить облгазам (сбытам) доначисления за так называемое приведение к стандартным условиям. «На днях облгазы начали расклейку объявлений на многоэтажках, в которых говорится об отключении для проверки газовых приборов. Возобновить газоснабжение обещают после проверки и в случае отсутствия долгов. Все бы ничего, но некоторые облгазы вопреки четкой и неоднозначной позиции правительства и регулятора продолжают делать незаконные доначисления «за приведение газа к стандартным условиям». Может так случиться, что для того, чтобы открыть вентиль, облгазы будут требовать от людей оплатить виртуальные долги», — говорится в сообщении НАК на Facebook. «Нафтогаз» призвал НКРЭКУ и Антимонопольный комитет «обратить внимание на это и не допустить очередного нарушения прав потребителей».

Фото из открытых источников

Примечательно, речь идет о доначислениях с начала отопительного сезона, который только закончился. Раньше они не применялись. Принцип таков: облгазы, аргументируя позицию тем, что объемы газа могут колебаться в зависимости от температуры, стали указывать в платежках суммы разницы между стандартными условиями, которыми считаются температура 20 градусов Цельсия и давление 760 мм ртутного столба, и рабочими условиями, которые возникали в связи с колебаниями температур на протяжении отопительного сезона. В платежке это выглядит таким образом.

Фото из открытых источников

«Ваш бытовой счетчик не измеряет давление и температуру газа и соответственно не осуществляет автоматического приведения показателей к стандартным условиям. Поэтому объем природного газа по показателям вашего счетчика приводится к стандартным условиям по формуле: Vс = V x К, где V – объем газа (потребленного) по показателям бытового счетчика, который не оснащен специальными приборами для измерения температуры и давления, а К – коэффициент приведения к стандартным условиям, утвержденный методикой Минтопэнерго», — говорится в сообщении на сайте «Региональной газовой компании».

В связи с этим с октября-ноября минувшего года потребители стали получать «письма счастья» от компаний сбыта, в которых потребителям предлагали доплатить за потери газа в связи с поставкой в условиях, отличавшихся от стандартных. Причем в зависимости от того, где находится счетчик (на улице или в помещении), также в зависимости от профиля потребителя, перерасчет осуществлялся с разными коэффициентами. У тех потребителей, которые отказывались оплатить эту разницу, возникли долги.

НКРЭКУ и Кабмин: за доначисления можно не платить

Регулятор НКРЭКУ, который по идее является главным арбитром в данной ситуации, выступил против инициативы облгазов и заявил, что потребители не должны платить за доначисления в связи с приведением к стандартным условиям. Глава Нацкомиссии Оксана Кривенко неоднократно заявляла, что компенсация за производственно-технические потери газа, которые происходили в связи с колебаниями уличных температур, включены в тариф на услуги по распределению природного газа, и потребитель не должен платить дважды. В связи с тем, что облгазы не стали выполнять рекомендации Нацкомиссии и продолжили доначислять суммы за потери газа из-за разницы температур потребителям, в марте НКРЭКУ, по поручению Кабмина, начала внеплановую проверку облгазов.

Новости по теме

  • Сколько должен стоить газ для украинцев, чтобы это было справедливо 14:4307.11.2018

По ее результатам на 850 тыс. грн был оштрафован «Житомиргаз». Также были оштрафованы еще 10 облгазов: ОАО «Запорожгаз», ПАО «Черновцыгаз», ПАО «Львовгаз», ОАО «Винницагаз», ПАО «Волыньгаз», ПАО «Киевоблгаз», ПАО «Хмельницкгаз», ПАО «Закарпатгаз», ПАО «Ивано-Франковскгаз». «Харьковгаз», «Николаевгаз», «Сумыгаз» и «Днепргаз» были оштрафованы на общую сумму 4,15 млн грн (предприятиям были выписаны санкции в сумме 850 тыс. грн каждому). В комиссии подчеркнули, что главным нарушением было применение лицензиатами «коэффициентов для приведения объемов газа к стандартным условиям в октябре-декабре 2018 года». НКРЭКУ обязала компании провести перерасчеты для потребителей и сделать перерасчет дополнительных начислений за весь период — с октября 2018 года по 26 апреля 2019 года.

Аналогичную позицию занимает и Кабмин. Долги за незаконные доначисления в платежках потребителей дополнительных объемов природного газа за приведение к так называемым стандартным условиям управлениями социальной защиты населения при переназначении субсидий приниматься во внимание не будут, говорится в сообщении, опубликованном на сайте Кабмина.

Ранее в Минсоцполитики сообщили, что, «учитывая позицию НКРЭКУ о неправомерности действий операторов газораспределительных сетей, инициировали изменения в постановление № 848. Согласно ему, субсидианты будут иметь право на автоматическое переназначение помощи на новый период даже при наличии «сомнительного» долга за газ».

Облгазы будут начислять и дальше

Неофициально в облгазах говорят, что сдаваться не собираются и будут как требовать оплаты доначислений от потребителей, так и продолжать их делать в новом отопительном сезоне. «Приведение газа к стандартным условиям при расчетах облгазы продолжают применять, поскольку запрет НКРЭКУ противоречит утвержденным ими самими документами», — сказал источник 112.ua в одном из облгазов «Региональной газовой группы». Он уточнил, что должники могут быть отключены от газоснабжения после предупреждения. Также отключения могут производиться по результатам плановых или внеплановых проверок герметичности системы. Получить официальный комментарий в РГК не удалось.

«На мой взгляд, позиция облгазов в отношении необходимости приведения показателей счетчиков бытовых потребителей к стандартным условиям юридически и по сути обоснована», — сказал 112.ua директор ООО «Нефтегазстройинформатика» Леонид Униговский. По его словам, удельные расходы облгазов, обозначенные регулятором (речь о компенсации производственно-технологических потерь, которые, по утверждению НКРЭКУ, уже включены в тариф), ниже, чем те, которые предусмотрены Методикой (согласно которой облгазы рассчитывали коэффициент для доначисления в связи с колебаниями температуры). «Кроме того, стоимость этих трат, которая установлена регулятором, существенно меньше, чем была в 2017-2018 гг.», — сказал Униговский, подчеркнув, что НКРЭКУ последний раз устанавливала тарифы для операторов газораспределительных сетей в конце 2016 года. «Стоит добавить, что в розничной цене на газ для населения Украины (тарифы, утвержденные НКРЭКУ) транспортная составляющая – 11%, тогда как в Чехии – 22%, Польше – 26%, Латвии – 33%, а в Болгарии больше 50%», — заявил директор ООО «Нефтегазстройинформатика».

В то же время «Методика определения удельных потерь природного газа при его измерении бытовыми счетчиками в случае неприведения объема газа к стандартным условиям», утвержденная приказом Минтопэнерго от 21 марта 2003 года №595 (используется для расчета коэффициента, при помощи которого делаются доначисления потребителям за разницу температур и отклонения от стандартных условий), должна быть пересмотрена, с учетом разделения облгазов на поставляющие компании (облгазсбыты) и распределительные структуры (облгазы), а также с учетом новых материалов и оборудования, которые используются в современных условиях, говорит Униговский.

В самих облгазах утверждают, что, запрещая им делать доначисления, НКРЭКУ действует в спайке с «Нафтогазом», который стремится установить контроль над ними и делает все, чтобы не допустить уменьшения задолженности. Отметим, что пока НАК получил контроль только над одним «Кировоградоблгазом». «Их («Нафтогаза», — ред.) стратегия заключается как раз в том, чтобы нарастить долги и убытки облгазов до максимума и затем установить над ними контроль. Установление контроля над распределительной отраслью, кстати, было прописано в презентации стратегии «Нафтогаза» за 2017 год», — сказал собеседник 112.ua в одном из облгазов.

НАК действительно ведет десятки судебных споров с облгазами-должниками и готов взыскивать с них долги как деньгами, так и имуществом при помощи исполнительной службы. Также нельзя не отметить, что вопрос производственно-технологических потерь все эти годы стоит особенно остро в контексте того, что «Нафтогаз» подозревает облгазы в том, что они умудряются продавать промышленным предприятиям газ по цене, по которой он продавался населению. Отметим, что в 2015-2018 гг. цены существенно отличались, что создало возможность зарабатывать на разнице, разумеется, незаконно. Следует сказать, что несмотря на заявления руководителей НАК о том, что такие схемы даже удалось уличить после перехода на суточную балансировку, о возбуждении уголовных дел пока не слышно.

А что делать в этой ситуации потребителям?

Пока титаны сражаются за контроль над трубами, потребители действительно имеют все основания не платить за сделанные им в отопительном периоде доначисления, считает ряд экспертов. Так называемые облгазы не имеют законных оснований проводить доначисления, поскольку приказ Минтопэнерго, на который они ссылаются, применяется только для промышленных потребителей (предприятий и организаций) и не касается бытовых потребителей (населения), сказал 112.ua начальник отдела исследования рынков газа и энергетики ГП «Держзовнишинформ» Минэкономразвития Украины Любомир Васюник: «Именно в этом и заключена суть начала некорректных действий и нарушений со стороны региональных газораспределительных компаний. Это почти так же, как если бы, к примеру, выходит постановление Кабмина «В отношении снижения цены на природный газ для бытовых потребителей (для населения)», а скидку вместо этого получают промышленные потребители (предприятия и организации), тогда как для населения цена увеличивается».

Васюник сказал, что не берется утверждать, по какой причине нормы перекручиваются: «Есть ли тут политика, обсуждать не буду, поскольку это не в компетенции моей должности. Но, как эксперт рынков газа и энергетики, могу отметить, что это абсолютная юридическая безграмотность и сознательное перекручивание сути требований и поправок регуляторных актов, которые должны выполнять облгазы. Бытовым и любым другим потребителям нужны справедливые условия распределения газа в их помещения, устранение практики шантажа и по сути аналога рейдерства со стороны региональных газовых распределительных организаций».

Помимо прочего, облгазы (даже при наличии долгов) не имеют законных оснований не возобновлять бытовым потребителям поставки газа, поскольку это следует из текста постановления НКРЭКУ от 23 ноября 2018 года, уверен Васюник.

Потребители должны платить только за фактически потребленный объем природного газа (согласно показаниям своих счетчиков). Если же приходит платежка с доначислениями, то потребитель должен «обратиться с письменными претензиями к облгазу и облгазсбыту». «Поскольку объем потребленного природного газа для платежек рассчитывают в облгазе, а счет выставляет газсбыт, важно направлять претензии в обе компании одновременно». Параллельно необходимо подать жалобу в НКРЭКУ», — посоветовал начальник отдела исследования рынков газа и энергетики ГП «Держзовнишинформ». «В заявлении необходимо указать, что газовые компании, которым предоставлены лицензии, не соблюдают лицензионные условия и предоставляют потребителю некачественные услуги (в соответствии со статьей закона 21 «О НКРЭКУ»), говорит он.

К слову, Оксана Кривенко также призывала потребителей жаловаться в комиссию. Она заверила, что НКРЭКУ считает действия по доначислениям нарушениями и будет применять санкции к предприятиям в виде штрафов и запрета насчитывать дополнительные суммы.

«Если облгазы отказывают в удовлетворении претензий и не пересчитывают суммы, продолжая приписывать «корректирующие коэффициенты», потребитель может обратиться с иском в суд», — говорит Васюник.

Но вот в суде шансы на победу невысоки, возражает Униговский. По его словам, приведение к стандартным условиям требуется в соответствии с рядом нормативных актов, в частности Закона Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа», Кодекса газораспределительных систем (утвержден постановлением НКРЭКУ от 30 сентября 2015 года №2494, типовым договором распределения природного газа (утвержден постановлением НКРЭКУ от 30 сентября 2015 года № 2498), также Правилами поставки природного газа, которые тоже утверждены постановлением НКРЭКУ.

В сухом остатке очевидно, что необходимость платить или не платить за приведение к стандартным условиям – один из самых спорных вопросов, который в ближайшем будущем может быть урегулирован только с помощью политической воли. На основании утверждений экспертов делаем вывод, что, безусловно, пользуясь нынешней позицией регулятора, потребители могут попытаться отстоять свое право не платить по доначислениям, но это не значит, что они будут гарантированно лишены сюрпризов в будущем, которое может наступить уже нынешней осенью с приходом нового отопительного сезона.

Елена Голубева

Украинцам пересчитали платежки за газ: выставляют огромные долги и перекрывают трубы

Накануне отопительного сезона украинцы массово получают уведомления о прекращении газоснабжения от операторов системы распределения (облгазсбыты). Те требуют погасить просроченную задолженность.

Оплатить нужно в течение трех дней после получения уведомления. Но не стоит спешить доплачивать за разницу между стоимостью газа, начисленной по показаниям счетчика и суммой, которая возникла из-за доначисления от облгазсбытов.

О том, за что с украинцев требуют дополнительные деньги и законно ли насчитывают долги – читайте в материале OBOZREVATEL.

Этот текст о том, что:

  • облгазы насчитывают украинцам долги: даже тем, кто исправно платил по счетчику;

  • в отдельных случаях доначисления могут составлять несколько тысяч гривен;

  • в профильной комиссии заявляют, что ничего доплачивать не нужно;

  • в судах долг могут как взыскать, так и отменить.

Действуют против закона

«Доначисления – противозаконны. Бытовые потребители, которые получают доначисления с использованием коэффициентов корректировки показаний счетчиков с целью приведения их к стандартным условиям, не должны ничего платить кроме тарифа на распределение газа», – заявила эксперт газового рынка Мария Яковлева.

Требование о доплате особенно больно может ударить по карманам тех, кто живет в частных домах. Всего в Украине около 6,5 млн домохозяйств, большинство из которых использует газовое отопление. При этом в отопительный период бытовые потребители используют более 80% от общего годового объема потребления газа, поэтому и суммы за якобы неуплаченный газ зависят от растущих объемов потребления топлива.

Проблема эта не новая – массово «письма счастья» начали поступать потребителям еще осенью прошлого года – в платежках указаны объемы газа, приведенные к стандартным условиям с помощью коэффициентов корректировки показаний счетчиков. Каждый потребитель в своей платежке увидел разницу потребленного газа в стандартных и рабочих условиях за период с 1 декабря 2015 по 30 сентября 2018 года.

Доначисления шокировали потребителей, ведь от них требовали доплатить по несколько тысяч гривен. Эта тема сразу приобрела широкую огласку, а затем Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) запретила операторам газораспределительных систем делать такие доначисления. Но бытовым потребителям продолжают присылать сообщения с требованием погасить якобы просроченную задолженность. Особенно много нареканий на ООО «Киевоблгаз Сбыт»:

Судебные решения в пользу потребителей

Свои действия операторы системы распределения газа объясняют тем, что НКРЭКУ включила в тарифы недостаточно средств на компенсацию потерь из-за отсутствия привидения потребленных объемов к стандартным условиям. «Но ведь нет законных оснований переводить эти потери на население. Нужно судиться и получать решения о том, что действие распределительных компаний незаконно», – советует Мария Яковлева.

Действительно, потребители таки выигрывают в судах. Например, в апреле 2019 потребитель обратился с иском в суд на «Киевоблгаз Сбыт», а уже в августе Броварской горрайонный суд Киевской области принял решение в его пользу, да еще и присудил взыскать с оператора судебный сбор в размере 1 536 грн:

«Признать задолженность в размере 1 928 грн 64 коп. за период с октября 2018 года по февраль 2019 по доначислению по коэффициентом приведения к стандартным условиям незаконной», – сказано в решении суда, который обязал «Киевоблгаз Сбыт» провести перерасчет. Приводим текст судебного решения по делу № 361/2478/19.

Однако коллизия в газовом законодательстве привела к тому, что есть и многочисленные судебные решения в пользу потребителей – дела выигрывают и операторы системы распределения, но об этом – позже.

Откуда взялись новые данные в платежках?

В зависимости от места расположения счетчика газа (на улице, в помещении), показания прибора существенно отличаются. Поэтому в 2004 году приказом Минтопэнерго №116 была введена Методика приведения объема газа к стандартным условиям, а также введены для различных областей помесячные корректирующие коэффициенты (примерно от 0,08 летом до 1,08 зимой). С помощью этих коэффициентов определяются объемы потребления газа, приведенные к стандартным условиям – это когда газ учитывается при температуре воздуха +20 и стандартном атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Эту методику долго не использовали – пока в 2015 году не открыли новый рынок газа. Но и теперь ее нельзя использовать для бытовых потребителей. «Действие этой методики распространяется на субъекты хозяйствования, но ее нельзя использовать для обоснования проведения доначислений бытовым потребителям», – сообщила автору адвокат Юлия Жигалюк, акцентируя, что это и является основанием для обращения с иском в суд.

Учитывая физические свойства газа, температура окружающей среды непосредственно влияет на объем газа, который проходит через бытовой счетчик. В зимний период газ сжимается, а в летний – наоборот расширяется, поэтому объемы потребленного газа решили приводить к стандартным условиям с помощью коэффициентов.

По данным Ассоциации газового рынка, ежегодно население потребляет более 11 млрд кубометров газа, и 80% от этого объема – в холодное время года. В то же время потребленный газ учитывается бытовыми приборами без приведения к стандартным условиям, а затем домохозяйствами не оплачиваются потери газа – это примерно 500 млн кубометров в год.

Но с 2016 года, то есть после введения новой модели газового рынка, узлы учета в точках передачи газа из газотранспортной системы Украины к газораспределительной системе в автоматическом режиме измеряют объемы газа при стандартных условиях, тогда как счетчики газа у бытовых потребителей не осуществляют такой температурной коррекции и измеряют при фактической температуре окружающей среды. Соответственно, у операторов ГРМ возникают потери газа, ведь «Нафтогазу» они платят за объемы, приведенные к стандартным условиям, а население им платит за газ, не приведенный к стандартным условиям.

Этой проблемы не было бы, если бы в Украине – как и во всех европейских странах, потребление газа измеряли не в кубических метрах, а в энергетических единицах. Со временем газ населению будут продавать в энергетических единицах, но сейчас это невозможно, так как нужно вначале наладить учет соответствующими счетчиками. Украина пока делает только первые шаги в этом направлении.

Справка:

В 2017 году НКРЭКУ ввела измерения объемов потребленного газа в энергетических единицах, обязав операторов ГРМ указывать в платежках, кроме объемов в кубических метрах, также и количество потребленной энергии в трех единицах измерения – киловатт-часах (кВт-ч), гигакалориях (Гкал ) и мегаджоулях (МДж).

А пока решили привести объемы потребленного населением газа к стандартным условиям – это начали делать после внесения изменений в Кодекс газораспределительных систем. Но при этом совершили роковую ошибку: не внесли изменения в вышеупомянутую методику, которая определяет величину коэффициентов для приведения к стандартным условиям объема газа, потребленных юридическими лицами, и слепо начали ее использовать для бытовых потребителей.

Эта правовая коллизия не решена до сих пор, а потому она порождает хаос в отстаивании интересов бытовых потребителей в судах. Редакция обратилась к НКРЭКУ с просьбой объяснить, каким образом планируется устранить эту проблему.

В каждом регионе управляет локальными газовыми сетями только одна компания, то есть система распределения газа – это естественная монополия. Более 70% предприятий по распределению газа трубопроводами контролирует холдинг «Региональная газовая компания» (РГК), которая принадлежит Дмитрию Фирташу. Остальными операторами владеют Юрий Бойко, Сергей Левочкин, Олег Иванющенко, Виктор Попов и несколько других лиц. Компания «Нафтогаз Украины» контролирует одну распределительную компанию – «Кировоградгаз».

Продолжение следует…

Подпишись на Telegram-канал и посмотри, что будет дальше!

Читайте все новости по теме «Цена на газ» на OBOZREVATEL.

Мониторинг правоприменения, или Как произвести перерасчет платы за газ

В разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ.

Правила поставки газа для обеспечения нужд граждан регулируют в действующем законодательстве два подзаконных нормативных акта: постановления Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан» (Правила № 549) и от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Правила № 354). Жилищный кодекс

Гражданский кодекс

ФЗ об электроэнергетике

ФЗ о теплоснабжении

ФЗ о водоснабжении и водоотведении

Правила предоставления коммунальных услуг

Правила содержания общего имущества

Правила изменения размера платы. Порядок применения норм законов уточнен в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14. При поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан регулирование осуществляется в соответствии с Правилами № 549, а Правила № 354 не применяются, о чем сказано в подп. «б» п. 2 Правил № 354. Правила № 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (МКД), жилых домов, в т. ч. отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг (п. 1 Правил № 354). Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации».

В соответствии с указанным законом разработаны Правила № 549, которые регулируют правоотношения между поставщиком газа и собственниками помещений в МКД: непосредственно управляющими МКД; выбравшими управление ТСЖ, ЖСК, СПК либо управление управляющей организацией (УО), в случае если такой МКД не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в домах, оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; УО, ТСЖ, ЖСК, СПК, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению. Жилищное законодательство регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг и внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, о чем указано в пп. 10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ газоснабжение ( в т. ч. поставка бытового газа в баллонах) отнесено к коммунальным услугам. Жилищные отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, в соответствии со ст. 5 и 8 ЖК РФ регулируется специальным законодательством с учетом требований Жилищного кодекса.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, при проведении ремонтных и профилактических работ Отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354.

В Правилах № 549 не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа — исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами № 354, и потребителями, в т. ч. порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия потребителем показаний приборов учета, а также передачи их поставщику. Сущность указанных разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона России от 28.05.2012 № 12793-АП/14, сводится к тому, что из комплексного анализа положений Жилищного кодекса, Правил № 549, Правил № 354 следует, что отношения между потребителем и поставщиком газа регулируются Правилами № 549, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах — Правилами № 354. Итак, указанное разъяснение прямо акцентирует внимание правоприменителей на том, что порядок перерасчета платы за газ Правилами № 549 не установлен и руководствоваться в данном случае надлежит Правилами № 354. Порядок перерасчета регламентируется в пп. 86–97 Правил № 354 и применяется в случае отсутствия потребителя в жилом помещении более пяти календарных дней подряд. Причем это отсутствие должно быть задокументировано. В некоторых субъектах РФ для расчета энергопотребления в квартирах, где никто не зарегистрирован, исходят из среднестатистического количества членов семьи. Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 373 «О порядке установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа» (Постановление № 373) предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ на основании норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа. При этом некоторые субъекты РФ пошли по весьма неоднозначному пути, установив, условно говоря, вмененный норматив потребления газа даже в случае, если в жилом помещении никто не зарегистрирован.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством

У потребителя есть право на перерасчет коммунальных платежей в сторону уменьшения в таких случаях:
— потребитель временно отсутствовал в жилом помещении;
— предоставленные коммунальные услуги были ненадлежащего качества;
— перерыв в предоставленных коммунальных услугах продолжался дольше, чем это положено по закону.

Порядок проведения перерасчётов начислений

При временном (более 5 дней) отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за природный газ. Перерасчет начислений производится на основании письменного заявления потребителя о перерасчете, но не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия.

Документы, необходимые для перерасчета при временном отсутствии:

— документ органа, осуществляющего временную регистрацию потребителя по месту его временного пребывания;

— справка от председателя садоводческого кооператива, подтверждающая период временного проживания в дачном кооперативе;

— справка от председателя ЖСК или ТСЖ, подтверждающая период временного проживания потребителя по данному адресу;

— справка, подтверждающая период временного пребывания потребителя по месту нахождения учебного заведения;

— справка из воинской части, подтверждающая временное пребывание в воинской части;

— проездные билеты, оформленные на имя потребителя;

-копия командировочного удостоверения;

-справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

-справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении численности прописанных человек:

— справка из ЖКО о составе семьи;

— прописка или выписка по данным паспорта.

Документы, необходимые при перерасчете при изменении типа учета потребления:

-акт о снятии или установки счетчика;

— акт об установки газового котла.

Документы, необходимые при перерасчете в связи с отключением от газоснабжения:

— акт о непроживании;

— справка из ГРО об отключении;

— акт об установке пломбы на кран опуска (благоустроенное жилье);

— акт об установке заглушки, замка, сгона на кран опуска.

Если у вас имеется прибор учета газа и вы не сообщили показания в текущем месяце, начисления производятся исходя из среднемесячного объема потребления, но не более 3 месяцев подряд. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного природного газа определяется в соответствии с нормативами потребления. После сообщения показаний начисления, произведенные при отсутствии показаний расхода газа, сторнируются (пересчитываются).

В последнее время участились случаи нарушений, связанных с периодичностью проведения абонентами поверки индивидуальных приборов учета – газовых счетчиков. В большей степени это связано не только с не знанием обязанностей потребителя коммунальных услуг , но и зачастую и поверхностным отношением и самих работников газовой службы. Если подойти с точки видения законодательства , то в соответствии с п. 25 Правил поставки газа для обеспечения коммунальных нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, с момента истечения срока межповерочного интервала счетчиков, начисления за газ производится по нормативам потребления.

Согласно п.21 данных Правил обязанность обеспечивать в установленные сроки представление счетчика газа для проведения поверки возложена на абонента. Доставка газовых счётчиков на поверку, затраты на поверку, а также на ремонт счётчиков, их замену и возможные затраты на изменение внутридомовых газовых сетей в связи с заменой счётчика возложены так же на абонентов, поскольку они являются собственниками и несут ответственность по их содержанию, что предусмотрено ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Исходя из этого, всем абонентам рекомендуется регулярно проверять межповерочный интервал установленных приборов учета газа и до его истечения обеспечить поверку счетчика.

Существует два способа проведения поверки – с демонтажем счетного узла и без демонтажа. При выбраковке газового счетчика Государственная поверка производится специалистами аккредитованной организации – ФБУ «Государственный региональный Центр стандартизации, метрологии и испытаний. Проверка оборудования производится предприятием газового хозяйства не реже одного раза в полугодие и, поскольку обязанность её проведения возложена на поставщика газа Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, она должна осуществляться на безвозмездной основе. Оплата за дополнительные услуги производится абонентом в момент оказания услуг.

Что касается абонентского обслуживания вашего газового оборудования, то в целом заключение такого договора законом не запрещено, но навязывать техническое обслуживание поставщик газа не имеет права (ст. 16 Закона «О защите прав потребителей»). Таким образом, вы можете отказаться от оплаты любых дополнительных платежей, кроме собственно стоимости потребляемого газа.

Иными словами, подобные действия поставщика газа возлагают на население дополнительные расходы по оплате услуг сверх регулируемых государством цен, что является неправомерным и нарушает права неограниченного круга граждан.

Для защиты своих прав вам следует обратиться с жалобой в территориальное управление Роспотребнадзора, а также — в Федеральную антимонопольную службу с просьбой о привлечении организации к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ.

Еще один важнейший аспект: требование о заключении договора является нарушением статьи 421 Гражданского кодекса РФ («Свобода договора»: «Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Всякое ПОНУЖДЕНИЕ к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством…»). Ст.3 п.6 ГК РФ позволяет сделать вывод, что постановление правительства РФ — это «…иной нормативный акт…», но юридически законом не является и высший юридический приоритет принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Того, кто вынужден впервые подключаться к газу, можно заставить подписать договор благодаря формулировке

«…или добровольно принятым обязательством…» А как быть с теми, кому услуга по техническому обслуживанию газового оборудования уже давно предоставлена? Эту категорию граждан никак нельзя заставить: никаких новых «добровольно принятых обязательств» они на себя не взяли… В советские времена стоимость обслуживания газового оборудования входила в цену поставляемого газа. Сейчас никто не может объяснить, по какому принципу формируются навязываемые потребителю цены. Никто не может ответить на вопрос: почему создают «иные правовые акты», содержание которых противоречит действующему законодательству. Объяснение только одно: наши люди самые послушные в мире. Что ожидает нас, послушных людей, если мы откажемся заключать договор на техобслуживание газовых приборов? Нам остается только посочувствовать.

Особое внимание следует обращать в случае смены владельца собственности. При покупке собственности необходимо получить от продавца выписку из лицевого счета об отсутствии задолженности на момент продажи с указанием показания прибора учёта газа (если установлен), а при продаже собственности предоставить такую справку покупателю, чтобы избежать неприятностей для обеих сторон по поводу неожиданного обнаружения наличия долга по оплате за потреблённый газ.

Заявитель считает, что указанное приложение к Приказу № 195, предписывающее оплачивать газопотребление в помещениях, где никто не зарегистрирован, из расчета норматива потребления на 2,5 человека, ограничивает его права, так как было принято с нарушением требований Постановления № 373 и Правил установления и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (Правила № 306).

Таким образом, в разных регионах действует различная практика расчета платежей за газ. Итак, весьма резонно поставить вопрос о возможности сделать перерасчет платы за газ в случае отсутствия зарегистрированных в жилом помещении граждан. Поскольку в спорном жилом помещении собственник не зарегистрирован как по постоянному месту жительства, его непроживание в данном жилом помещении не может рассматриваться как временное отсутствие.

Пример абонент (потребитель газа) обратился в суд с иском к ответчику об обязании сделать перерасчет объема потребленного газа, указав, что 5 июля 2013 г. в принадлежащей ей квартире произведен первичный пуск газа, при этом было выявлено, что срок поверки счетчика истек. Истцом был приобретен новый счетчик и 15 июля 2013 г. установлен. 19 июля 2013 г. между истцом и ответчиком был заключен договор на поставку газа. Вместе с договором была выдана абонентская книжка и начислена по нормативу плата за потребленный газ. Ссылалась на то, что газом она не пользовалась, проверка первоначального счетчика установила, что он исправен, с учетом уточнения иска истец просила отменить расчет по нормативу, вернуть ей денежные средства, затраченные на экспертизу. Суд отказал в удовлетворении заявленных требований, отклонив довод о не проживании в квартире в спорный период времени. Суд указал, что п. 31 Правил № 549 дает поставщику газа основание для начисления стоимости потребленного газа исходя из норматива потребления. Единственным основанием для неприменения п. 31 Правил № 549 является заблаговременное уведомление поставщика газа абонентом о не предоставлении показаний по приборам учета при отсутствии всех проживающих в жилом помещении (жилом доме) граждан более 1 месяца. При этом отсутствие в жилом помещении истца носило не временный, а постоянный и продолжительный характер (апелляционное определение Астраханского областного суда от 02.04.2014 по делу № 33–1190/2014). Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

Споры, связанные с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, рассматриваются мировыми судьями, а также иными судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства (статьи 22 и 23, главы 11, 12 и 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, далее — ГПК РФ).

Стоит отметить что, с июня 2016 года процедуру взыскания долга по ЖКХ упростили. При подаче документов суд выносит положительное решение в течение 5 дней без публичного слушания. На отмену судебного постановления должнику дается 10 дней — для этого достаточно написать заявление, указав на неправильность расчета либо необоснованность претензий. В этом случае решение отменят, и коммунальной организации будет необходимо повторно подать иск. После этого дело будет рассмотрено уже в общем порядке с вызовом обеих сторон. Если этого не происходит, то после получения судебного приказа коммунальная организация может обращаться в службу судебных приставов. Чаще всего взыскание производят из доходов должника. Это может быть зарплата, пенсия. Хотелось бы вас предупредить, что в месяц сумма удержаний не может превышать половину от общего месячного дохода. Если квартира не приватизирована, за неуплату из нее даже могут и выселить. Да, да, вы не ослышались!

Потому как Статья 40 Конституции РФ гарантирует гражданам право на жилище, а Гражданско-процессуальный кодекс гласит, что взыскание не распространяется на жилое помещение, если оно числится единственным пригодным для проживания. А размер квартиры не прописан.

-Таким образом, если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи более шести месяцев не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги без уважительных причин, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие. Но принудительное выселение не допускается, если причины задолженности по квартирной плате — уважительные, например, длительная невыплата зарплаты. Помимо судебных разбирательств газовая компания может вам приостановить подачу газа , после двух предупреждений — одно за 40 дней, другое за 20. И придётся вам бежать оплачивать счета. Иначе без газа жизнь не та! Этот вопрос регулируется постановлением правительства от 21 июля 2008 года номером 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан». Конечно, зачастую работники газовой службы в порыве выполнить план по сбору денежных средств от поставки газа, могут и упустить все правомерные нюансы приостановления подачи газа , поэтому если все же это произойдёт , то пишите в специальные инстанции , например прокуратуру , ну можно и в суд с исковым заявлением о возмещении морального вреда и немедленном восстановлении подачи газа . За мою практику , обычно суды удовлетворяли такие требования , только в части подключения , а в части морального вреда отказывали, этот момент ещё доказать надо . Что касается надзорной инстанции , тот тут все просто , придёт требование с прокураторы устранить нарушения в той части в которой жалуется абонент ( потребитель газа ). Конечно игнорировать надзорную инстанцию никто не осмелится и дочерняя компания Газпрома не исключение , но все же бывало и такое , а если затеряется это заявление или затянут все сроки ответов , то после этого придёт другая бумага только в форме представления для привлечения к отвественности и наложения штрафа на сотрудников газовой службы которые виноваты во всей этой вакханалии и немедленному устранению всех нарушений.

Давайте ещё раз пройдёмся по судебной практике о взыскании коммунальных услуг и я вам вот что скажу, что она не имеет одного прецедента и в разных регионах по разному строится , но в целом позиции и применении норм похожи. Допустим квартира принадлежит на праве собственности нескольким лицам, то иск о взыскании задолженности в солидарном порядке предъявляется ко всем собственникам квартиры (например, Кассационное определение Московского городского суда от 30.06.2015 N 4г/2-7092/15, Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2016 по делу N 33-5204/2016).Также иск о взыскании задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги можно предъявить к нанимателю квартиры, предоставленной по договору социального найма (например, Определение Московского городского суда от 13.11.2015 N 4г/9-11823/2015, Апелляционное определение Московского городского суда от 22.12.2015 по делу N 33-48286/2015).

Если совместно с нанимателем жилого помещения по договору социального найма проживают члены его семьи, то иск предъявляется к нанимателю и членам его семьи, указанным в договоре социального найма, как к солидарным должникам (ч. 1, 2, 3 ст. 69 ЖК РФ) (например, Определения Московского городского суда от 06.05.2016 N 4г-4416/2016, от 29.04.2016 N 4г-0269/2016).

Если же ответчик имеет задолженность по квартире, собственником которой является, но при этом ответчик зарегистрирован по другому адресу, то иск о взыскании задолженности следует подавать по месту (адресу) регистрации ответчика. В этом случае иск нужно предъявлять в суд, к юрисдикции которого относится адрес регистрации ответчика (Определение Московского городского суда от 22.04.2016 N 4г-3876/2016, Апелляционное определение Московского городского суда от 12.10.2015 по делу N 33-37753/2015). В противном случае будет иметь место нарушение правил территориальной подсудности (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 16.04.2015 по делу N 33-12182).Срок исковой давности по рассматриваемой категории споров составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Применяя срок исковой давности при рассмотрении конкретного спора, суд пояснил, что моментом, когда истец узнал о нарушении своего права, является неисполнение ответчиком обязанности вносить платежи за содержание, ремонт жилого помещения и коммунальные услуги в месяц, когда их необходимо было произвести (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.11.2015 по делу N 33-34515/2015). В зависимости от периода, за который истец требует взыскать задолженность, срок исковой давности можно применить ко всем требованиям истца или только к их части (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 14.07.2015 N 33-24810/2015).

Если суд удовлетворит ходатайство, то во взыскании с ответчика задолженности за период ранее трех лет до дня предъявления иска будет отказано (например, Определения Московского городского суда от 29.04.2016 N 4г-0269/2016, от 11.04.2016 N 4г-3243/2016).

Следует учитывать, что п. 2 ст. 199 ГК РФ не предусмотрено какого-либо требования к форме заявления о пропуске исковой давности: оно может быть сделано как в письменной, так и в устной форме. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

— Обращаем внимание, что суд может отклонить ходатайство ответчика о применении срока исковой давности, если установит перерыв течения срока исковой давности. Согласно ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Такими действиями может признаваться заключение ответчиком с истцом (управляющей компанией) соглашения о погашении задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в конкретном размере (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 02.10.2014 по делу N 33-33600). Кроме того, о перерыве течения срока исковой давности могут свидетельствовать заявления ответчика и произведенные им платежи по оплате задолженности перед истцом (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.07.2014 по делу N 33-28887).

Имеется точка зрения, согласно которой периодическое исполнение ответчиком принятых на себя обязательств по своевременной оплате коммунальных услуг не может означать признание долга в том смысле, о котором говорится в ст. 203 ГК РФ (например, Определение Московского городского суда от 25.09.2015 N 4г/5-9851/15). Согласно этой позиции оплата ответчиками части задолженности не означает перерыва течения срока исковой давности, если в квитанциях об оплате отсутствуют сведения о том, что ответчики вносят денежные средства в счет погашения задолженности за прошедший период времени, и ответчики не обращались к истцу с соответствующим заявлением. В этом случае периодическая оплата ответчиками отдельных сумм за предоставленные жилищно-коммунальные услуги сама по себе не может свидетельствовать о полном признании ими долга за весь период образования задолженности, а в связи с тем, что периодические платежи носят длящийся характер, то для каждого платежа, в случае совершения обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, срок исковой давности исчисляется отдельно (Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2014 по делу N 33-24447).

Эту точку зрения разделяет Верховный Суд РФ, который разъяснил, что признание части долга, в том числе путем уплаты его части, не свидетельствует о признании долга в целом, если иное не оговорено должником (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»). Если ответчик погасил задолженность в принудительном порядке в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании решения суда, такие действия ответчика нельзя расценивать как признание долга, и в этой ситуации положения о перерыве течения срока исковой давности не подлежат применению (например, Апелляционное определение Московского городского суда от 26.03.2015 по делу N 33-9701).

Таким образом, в разных регионах складывается различная практика начисления платы за поставляемый газ и различные правила по его перерасчету. Впрочем, с учетом последней позиции Верховного Суда, отраженной в судебном акте (определении Верховного Суда РФ от 17.07.2013 № 46-АПГ13-7), которым был признан недействительным пункт о введении повышающих коэффициентов постановления правительства Самарской области, есть небольшой шанс на выравнивание практики с учетом как минимум признания незаконности повышающих коэффициентов.

В последнее время «Газпром межрегионгаз» оказался связан с еще одним громким скандалом: прощением долгов за газ жителям Чечни на 9 млрд рублей. Такое решение принял Заводский районный суд Грозного, однако региональная «дочка» газовой монополии оспорила его в вышестоящей инстанции.

По оценкам самого «Межрегионгаза», к началу текущего года объем просроченной задолженности только населения оценивался в 37,9 млрд руб, притом что годом ранее долг составлял чуть более 30 млрд рублей, а долг всех категорий потребителей оценивается «Газпромом» в 137,7 млрд рублей. Долги за газ, сформированные физическими и юридическими лицами, по нашей большой стране распределены неравномерно, и традиционно в регионах с депрессивной экономикой, в число которых входит большинство субъектов федерации на юге и Северном Кавказе.

В заключении скажу, что Пленум Верховного суда РФ вначале этого года вынес постановление, в котором указано, что долг за предоставление коммунальных услуг не может быть поводом для их отключения воды, света или газа. Другими словами ресурсоснабжающие организации должны предупредить человека о возникшем долге, предоставить ему отсрочку или рассрочку по оплате коммуналки. Только после того, как будут исчерпаны возможности «мирного» решения ситуации, можно отключать коммунальные услуги.

Кроме того, отключение коммуналки не должно создавать угрозу жизни и здоровью других лиц. Это означает, что отключение услуги не может причинять вред лицам, которые не являются должниками. Например, если в квартире проживает мать с ребенком. Собственником квартиры является мать и платить за коммуналку должна она. Часто бывает так, что денег нет, возникает долг. Отключение воды в этой ситуации ставит под угрозу здоровье ребенка, поэтому отключение невозможно.

Также в документе указывается, что собственники жилья могут требовать снижения платы за ЖКХ или ремонт общего имущества, если они оказывались некачественно или предоставлялись с перерывами, длительность которых превысила максимально допустимый срок.

Порядок расчетов за газ

Порядок перерасчёта размера платы за газ регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 (далее Правила).

В соответствии с п. 86 Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учёта, осуществляется перерасчёт размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «е» и «д» пункта 4 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.2015 № 129)

В соответствии с п. 90 Правил перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.

В соответствии с п. 91 Правил перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчёте размера платы за коммунальные услуги (далее — заявление о перерасчёте), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

В случае подачи заявления о перерасчёте до начала периода временного отсутствия потребителя перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за указанный в заявлении период временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев. Если по истечении 6 месяцев, за которые исполнителем произведен перерасчёт размера платы за коммунальные услуги, период временного отсутствия потребителя продолжается и потребитель подал заявление о перерасчёте за последующие расчётные периоды в связи с продлением периода временного отсутствия, то перерасчёт размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем за период, указанный в заявлении о продлении периода временного отсутствия потребителя, но не более чем за 6 месяцев, следующих за периодом, за который исполнителем произведён перерасчёт размера платы за коммунальные услуги.

Если потребитель, подавший заявление о перерасчёте до начала периода временного отсутствия, не представил документы, подтверждающие продолжительность его отсутствия, или представленные документы не подтверждают временное отсутствие потребителя в течение всего или части периода, указанного в заявлении о перерасчёте, исполнитель начисляет плату за коммунальные услуги за период неподтверждённого отсутствия в полном размере в соответствии с настоящими Правилами и вправе применить предусмотренные частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации последствия несвоевременного и (или) неполного внесения платы за коммунальные услуги.

В случае подачи заявления о перерасчёте в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя исполнитель осуществляет перерасчёт размера платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия, подтверждённый представленными документами, с учётом платежей, ранее начисленных исполнителем потребителю за период перерасчёта.

В соответствии с п. 92 Правил в заявлении о перерасчёте указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении.

К заявлению о перерасчёте должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

При подаче заявления о перерасчёте до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчёте, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчёте по описанным в нём причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.

На основании п. 93 Правил в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчёте могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

На основании п. 94 Правил документы, указанные в пункте 93 настоящих Правил, за исключением проездных билетов, должны быть подписаны уполномоченным лицом выдавшей их организации (индивидуальным предпринимателем), заверены печатью такой организации, иметь регистрационный номер и дату выдачи. Документы должны быть составлены на русском языке. Если документы составлены на иностранном языке, они должны быть легализованы в установленном порядке и переведены на русский язык.

Предоставляемые потребителем копии документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя, должны быть заверены лицами, выдавшими такие документы, или лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации на совершение действий по заверению копий таких документов.

Потребитель вправе предоставить исполнителю одновременно оригинал и копию документа, подтверждающего продолжительность периода временного отсутствия потребителя. В этом случае в момент принятия документа от потребителя исполнитель обязан произвести сверку идентичности копии и оригинала предоставленного документа, сделать на копии документа отметку о соответствии подлинности копии документа оригиналу и вернуть оригинал такого документа потребителю.

На основании п. 95 Правил Исполнитель вправе снимать копии с предъявляемых потребителем документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации.

Пунктом 96 Правил предусмотрено, что в случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведённой им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчёт размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, указанных в пункте 93 настоящих Правил.

На основании п. 97 Правил результаты перерасчёта размера платы за коммунальные услуги отражаются:

а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия — в платёжных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;

б) в случае подачи заявления о перерасчёте после окончания периода временного отсутствия — в очередном платёжном документе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *