ФЗ 212 об общественном контроле

  • автор:

Деятельность общественных наблюдательных комиссий

Правовой основой деятельности общественных наблюдательных комиссий является Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». В субъекте РФ образуется одна общественная наблюдательная комиссия (численностью от 5 до 20 человек), которая осуществляет свою деятельность на постоянной основе в пределах территории соответствующего субъекта РФ. По состоянию на 1 января 2011 г. общественные наблюдательные комиссии сформированы в 77 субъектах РФ.

Основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются:

  • 1) осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта РФ, в котором образована общественная наблюдательная комиссия;
  • 2) подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений по результатам осуществления общественного контроля;
  • 3) содействие сотрудничеству общественных объединений, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта РФ полномочия но обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.

Правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение, имеющее государственную регистрацию, осуществляющее свою деятельность не менее пяти лет со дня его создания, уставной целью или направлением деятельности которого является защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии общественные объединения, которым в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» вынесено предупреждение в письменной форме о недопустимости осуществления экстремистской деятельности (в течение одного года со дня вынесения предупреждения) или их деятельность была приостановлена.

Порядок формирования общественных наблюдательных комиссий и наделения полномочиями членов общественных наблюдательных комиссий определен в ст. 10 Закона. Общественное объединение направляет секретарю Общественной палаты заявление о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии. Совет Общественной палаты в установленные сроки рассматривает поступившие заявления и иные материалы, предусмотренные ч. 4 ст. 10 Закона, и принимает решение о назначении члена общественной наблюдательной комиссии либо об отклонении предложенной кандидатуры. О результате рассмотрения заявления о выдвижении кандидатуры в состав общественной наблюдательной комиссии сообщается общественному объединению, выдвинувшему кандидатуру.

В течение 10 дней со дня принятия советом Общественной палаты решения о назначении члена общественной наблюдательной комиссии в порядке, определяемом советом Общественной палаты, члену общественной наблюдательной комиссии выдается мандат члена общественной наблюдательной комиссии. Образец указанного мандата утверждается советом Общественной палаты. В мандате указываются субъект РФ, в котором образуется общественная наблюдательная комиссия, и срок полномочий члена общественной наблюдательной комиссии. Срок полномочий общественной наблюдательной комиссии составляет два года. Мандат дает право члену общественной наблюдательной комиссии осуществлять свои полномочия на территории указанного субъекта РФ и в указанный период.

В Кемеровской области ныне действующий состав общественной наблюдательной комиссии был сформирован в 2011 году, срок полномочий заканчивается 28 апреля 2014 года. За 2013 год члены общественной наблюдательной комиссии посетили 28 учреждений УИС региона. В том числе в 10 учреждениях приняли участие в заседании комиссии по решению вопросов условно-досрочного освобождения.

При посещении учреждений члены ОНК совершают обход объектов режимных территорий, изучают рацион питания осужденных, обращают внимание на условия их содержания и материально-бытовое обеспечение. В ходе посещений организуются встречи с осужденными, проводятся их приемы по личным вопросам. В целом при выездах у осужденных возникают вопросы относительно несогласия с решением судов по вопросам УДО, перевода в КП, освобождения в связи с заболеванием; не подтверждением группы инвалидности медико-санитарной экспертизой, либо не предоставлением учреждением документов на МСЭ. Много вопросов возникает по предоставлению длительных свиданий с гражданскими женами, изъятию одежды неустановленного образца и возможности получения дополнительных посылок по медицинским показаниям. Все вопросы разрешаются на месте, дополнительную информацию дают сотрудники по направлениям деятельности, информацию подтверждают документально.

В этом году представители Общественной наблюдательной комиссии Кемеровской области стали инициаторами проведения областной акции «Твоё будущее», цель акции — оказание содействия осужденным в социальной адаптации и подготовке к освобождению. Также к этой работе были привлечены: Кемеровский благотворительный региональный общественный фонд «Кузбасс против наркотиков и СПИДа», Кемеровская областная организация «Российский союз ветеранов Афганистана», Кемеровская региональная общественная организация «Кузбасский центр «Инициатива»», Кемеровская региональная общественная организация «Ассоциация юристов России», комитет молодых предпринимателей Кемеровского областного отделения общероссийской организации «Опора России», члены Общественной палаты Кемеровской области, ведущие актеры Кемеровского областного театра драмы, студенты ВУЗов Кузбасса.

Первый этап акции прошел в марте в женской исправительной колонии № 50. Второй — в июне в ИК-35 и был организован членами ОНК совместно с представителями Общественного совета при ГУФСИН России по Кемеровской области. Для детей Дома ребенка было организовано проведение сказочного шоу мыльных пузырей с играми, фокусами, танцами. В подарок малышам были переданы игрушки, книжки и музыкальный центр для занятий.

В 2013-2014 годах представители ОНК организовали сбор книг, благодаря чему более чем на 2500 экземпляров пополнен библиотечный фонд Кузбасских колоний. Конструктивное сотрудничество, налаженное между ГУФСИН и Общественной наблюдательной комиссией Кемеровской области, способствует оперативному разрешению возникающих проблем; позволяет услышать общественную оценку результатов деятельности сотрудников УИС; снимает напряженность у лиц, находящихся в изоляции от общества, за счет дополнительного общения с ними независимых граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что общественность имеет важнейшее значение в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, играет важную роль в процессе создание благоприятных условий для нормальной жизни осужденных после их освобождения из исправительных учреждений.

Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 N 212-ФЗ (последняя редакция)

21 июля 2014 года N 212-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 4 июля 2014 года Одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 353-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ, от 27.12.2018 N 498-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа)

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовая основа общественного контроля
    • Статья 3. Право граждан на участие в осуществлении общественного контроля
    • Статья 4. Общественный контроль
    • Статья 5. Цели и задачи общественного контроля
    • Статья 6. Принципы общественного контроля
    • Статья 7. Информационное обеспечение общественного контроля
    • Статья 8. Доступ к информации об общественном контроле
  • Глава 2. Статус субъектов общественного контроля
    • Статья 9. Субъекты общественного контроля
    • Статья 10. Права и обязанности субъектов общественного контроля
    • Статья 11. Конфликт интересов при осуществлении общественного контроля
    • Статья 12. Общественная палата Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные палаты (советы) муниципальных образований
    • Статья 13. Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 14. Общественные наблюдательные комиссии
    • Статья 15. Общественные инспекции и группы общественного контроля
    • Статья 16. Взаимодействие субъектов общественного контроля с органами государственной власти и органами местного самоуправления
    • Статья 17. Ассоциации и союзы субъектов общественного контроля
  • Глава 3. Формы и порядок осуществления общественного контроля
    • Статья 18. Формы общественного контроля
    • Статья 19. Общественный мониторинг
    • Статья 20. Общественная проверка
    • Статья 21. Права и обязанности общественного инспектора
    • Статья 22. Общественная экспертиза
    • Статья 23. Права и обязанности общественного эксперта
    • Статья 24. Общественное обсуждение
    • Статья 25. Общественные (публичные) слушания
    • Статья 26. Определение и обнародование результатов общественного контроля
  • Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле
    • Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле

Открыть полный текст документа

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *