Федеральный реестр сметных

  • автор:

В 2018 году Минстроем РФ завершается трехлетняя реформа ценообразования в строительстве.
Основная цель реформы — создание современной нормативной правовой и методической базы, обеспечивающей единство подходов и методов нормирования стоимости строительства для всех уровней государственной власти.
В рамках реформы ценообразования в строительстве является переход на ресурсный метод расчета сметной стоимости строительства. Для обеспечения мониторинга цен строительных ресурсов вводится в эксплуатацию специальная информационно-аналитическая система ФГИС ЦС.
Что такое ФГИС ЦС?
30 сентября 2017 года Главгосэкспертиза России запустила в промышленную эксплуатацию Федеральную государственную информационную систему ценообразования в строительстве — ФГИС ЦС, расположенную в сети Интернет по адресу: https://fgiscs.minstroyrf.ru.
По словам Начальника Управления экспертизы сметных нормативов Главгосэкспертизы России Андрея Савенкова «ФГИС ЦС – это «Яндекс» по законодательству в области ценообразования и сметного нормирования».
Для профессионального сообщества ФГИС ЦС является информационной поддержкой определения сметной стоимости строительства ресурсным методом.
ФГИС ЦС состоит из трех подсистем:
1. Подсистема «Федеральный реестр сметных нормативов», содержащая:
— государственные сметные нормативы;
— нормативные правовые акты;
— план утверждения сметных нормативов;
— архив.
2. Подсистема «Классификатор строительных ресурсов» (КСР), содержащая:
— актуальную версию КСР;
— архив КСР;
— документы КСР: формы заявок на включение, изменение и удаление в КСР, порядок ведения КСР.
3. Подсистема мониторинга цен строительных ресурсов, включающая:
— перечень юридических лиц;
— методические документы в сфере ценообразования в строительстве;
— сметные цены строительных ресурсов.
Ценность ФГИС ЦС
Главная задача ФГИС ЦС заключается в удобном и оперативном предоставлении актуальных сметных цен строительных ресурсов по каждому конкретному региону от производителя.

«Информационную систему ФГИС ЦС мы создаем не только для государства, но и для людей» Заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Хамит Мавлияров.
Сметные цены строительных ресурсов, определенные Минстроем России по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут размещаться во ФГИС ЦС ежеквартально.
По постановлению Правительства РФ №1452 от 23.12.2016 «О мониторинге цен строительных ресурсов», которая вступила в силу 11 мая 2018 года, размещение сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование во ФГИС ЦС перенесено на 2019 год.
С внедрением ФГИС ЦС ожидается повышение достоверности определения стоимости строительства, сокращение сроков и ошибок при составлении сметной документации,
Эксперты отмечают, что механизм ценообразования станет прозрачным и снизит стоимость бюджетных строек.

Российский рынок связи в 2018 году ускорил рост

По предварительным данным «ТМТ консалтинга», абонентская база сотовых компаний в этом году незначительно сократилась – до 254 млн подписчиков. В условиях насыщенного рынка операторы переключаются с гонки за новым абонентом на обслуживание существующей клиентской базы и можно ожидать дальнейшего сокращения числа пользователей, делает ТМТ вывод.

Из отчета следует, что средний ежемесячный доход с абонента мобильной связи (ARPU) в 2018 г. вырос на 5,3% и достиг 314 руб. В III квартале 2018 г. больше всего этот показатель был у «Вымпелкома» (350 руб.) Далее следуют МТС и «Мегафон» (345 руб. и 317 руб.).

Опыт 2017-2018 гг. показал, что на рынке связи возможно фактическое повышение стоимости операторских услуг без явных негативных последствий, констатирует Анкилов. Телекоммуникационная отрасль вступила в фазу насыщения и отказывается от практики постоянного снижения среднего чека, продолжает он, а повышение ARPU будет в большинстве случаев достигаться за счет традиционной для отрасли формулы «больше услуг за большие деньги».

О росте тарифов со следующего года абонентов уже предупредили «Вымпелком», «Мегафон» и «Т2 РТК холдинг», писал «Коммерсантъ». На сайте «Вымпелкома» для корпоративных клиентов было аналогичное сообщение о росте цен и тарифов на коэффициент 1,016949 в связи с ростом НДС до 20%. А в разделе «Актуализация тарифных планов и опций» в числе опубликованных 21 декабря документов содержится файл «Изменения на постоплатных тарифных планах», в которых перечислены изменения стоимости нескольких десятков архивных тарифных планов.

В сообщении Tele2 указано, что оператор «не может не учитывать изменения на рынке, в отрасли и экономике», поэтому компания «вынуждена» пересмотреть стоимость услуг, тарифы будут изменены с 1 января.

По данным «Коммерсанта», в эсэмэсках, полученных абонентом «Мегафона», говорится, что в следующем году ставка НДС вырастет с 18 до 20%.

Тарифы растут не только у сотовых операторов. В ноябре стало известно, что тарифы для пользователей интернета повышает крупнейший в России фиксированный оператор «Ростелеком». Оператор пересматривает тарифы из-за общеэкономических факторов: повышения НДС и ослабления рубля, из-за которого дорожает импортный контент, а также оборудование, рассказывал тогда «Ведомостям» сотрудник «Ростелекома».

Российский телекомрынок в 2019 году вырос до 1,73 трлн рублей

МОСКВА, 25 декабря. /ТАСС/. Объем российского рынка телекоммуникаций в 2019 году вырос на 2,1%, по сравнению с предыдущим годом, и составил 1,73 трлн руб. Такие темпы роста ниже показателей предыдущих двух лет, говорится в исследовании аналитического агентства «ТМТ Консалтинг».

Согласно отчету, в предыдущие два года российский рынок телекоммуникаций рос темпами 3,3% (в 2018 году) и 2,7% (в 2017 году). Снижение динамики эксперты связывают в первую очередь с замедлением роста на рынке мобильной связи. Формируя 57% всей телекоммуникационной выручки, именно этот рынок определяет динамику отрасли. Другими негативными факторами стали замедление быстрорастущего рынка платного ТВ, стабильно высокие темпы падения доходов на рынках фиксированной телефонной связи и межоператорских услуг.

Сегмент мобильной связи, отмечают аналитики, в 2019 году вырос на 4,9%, абонентская база увеличилась на 1,7% и составила 260 млн. По оценке экспертов, на рынке мобильной связи усилия операторов по повышению доходности с абонента частично нивелировались острой, в том числе ценовой, конкуренцией, а также введением операторами безлимитных тарифов. Среднерыночный ARPU (средняя выручка на одного пользователя) в 2019 году вырос на 2,6%, до 321 руб. Причем на III квартал данный показатель у «Билайна» и МТС оценивается экспертами в 353 руб., у «Мегафона» — 308 руб.

Что касается фиксированной телефонной связи, то в 2019 году от этих услуг отказались 2,2 млн абонентов, таким образом, проникновение этой услуги снизилось на 3 п. п. — до 30%, а доходы операторов в этом сегменте упали на 8,9%.

В целом, по мнению экспертов, несмотря на активное развитие инновационных сервисов, основным источником доходов для российских телекоммуникационных компаний остаются традиционные телекомуслуги, в связи с чем ожидается, что в 2020 году усилия операторов будут во многом сосредоточены, помимо освоения IT, медиа и других смежных рынков, на увеличении доходов от основных услуг. Сама же динамика рынка будет определяться в первую очередь ценовой политикой операторов, говорится в отчете.

«Практика последних лет демонстрирует способность операторов увеличивать средний чек по рынку на 3-8% в зависимости от услуги. Не исключены попытки увеличить средний чек и на большие значения, что затруднительно осуществить в условиях высокой конкуренции и контроля со стороны государства. Тем не менее в 2020 году и в последующий период можно ожидать сохранения устойчивого роста российского телеком рынка», — резюмировали в «ТМТ Консалтинге».

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства проводится в случаях, когда стоимость строительных работ и материалов, оговоренная на момент заключения договора, становится несоответствующей изменившимся рыночным условиям. На изменение стоимости строительства могут влиять совершенно разные причины. С одной стороны, стоимость возведения объекта может измениться вследствие неквалифицированного управления ходом строительства, недобросовестного завышения сметочных расценок, потери большого количества строительных материалов из-за неправильного хранения и так далее. Все эти причины лежат в зоне компетентности застройщика, и он несет ответственность за удорожание проекта. С другой стороны, на цену строительства могут повлиять объективные факторы, не зависящие от подрядчика, — например, инфляция, рост зарплат в сфере строительства, форс-мажорные обстоятельства и многое другое. В случае возникновения объективных факторов, вызвавших изменение стоимости выполнения работ, за подрядчиком законодательно закреплено право требования коррекции жестко закрепленной договором цены на свои услуги.

Анализ факторов фактического удорожания стоимости строительства может быть инициирован заказчиком строительства, если он полагает, что финансовые показатели в смете завышены необоснованно. Также к исследованию причин удорожания строительства может прибегнуть исполнитель, который претендует на изменение договорной цены, чтобы не потерять прибыль, на которую он рассчитывал.

Какие факторы удорожания стоимости строительства являются объективными?

Объективные факторы изменения стоимости строительства связаны с изменением экономической или финансовой ситуации в целом, с развитием научно-технического прогресса, с природными условиями. Вот приблизительный перечень факторов изменения стоимости строительства, не зависящих от деятельности исполнителей работ:

  • Резкая инфляция в стране, где производится строительство.
  • Значительное изменение курсов национальных валют.
  • Неожиданное и несвоевременное изменение климатических условий (аномальные для текущего времени года морозы, аномальная жара, количество выпавших осадков, в разы превышающее климатическую норму, и т.п.).
  • Появление инновационных технологий в строительстве или производстве материалов и оборудования.
  • Изменение стоимости добычи сырья, используемого в производстве строительных материалов.
  • Изменение законодательства в области строительства, которое может остановить процесс возведения объекта на время оформления дополнительной документации и/или приведения процедуры строительства в соответствие с новыми нормативными требованиями.
  • Изменение налоговой системы. Например, изменение порядка налоговых выплат или размера налоговых отчислений.
  • Забастовки работников грузового транспорта, строительства или иных областей, увеличивающие продолжительность строительства.
  • Природные катаклизмы: пожары, цунами, ураганы, смерчи, землетрясения и др.
  • Внезапно возникшая необходимость по осушению территории застройки, подведения дополнительных инженерных коммуникаций, проведения принудительной ирригации и т.д.
  • Резкое изменение стоимости услуг третьих лиц, используемых в процессе строительства.

Порядок проведения анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства

Анализ изменения стоимости строительства проводится опытными экспертами в области строительства, управления, экономики, монтажных работ. Для проведения экспертизы предоставляются проектные документы, все имеющиеся в проекте сметы, отчеты о проделанных работах и потраченных средствах. Отчеты о выполненных подрядчиком работах обязательно должны содержать фактические сроки проведения работ, закупки оборудования и материалов, сроки поставки оборудования и материалов. Подрядчик также обязан предоставить подробный отчет о причинах, вызвавших удорожание строительства. Также предоставляется полный пакет сопроводительной документации, подтверждающей отчеты подрядчика. В пакете документов должны быть счета, договоры на оказание услуг третьими лицами с указанием цены услуг. Эксперт (или группа экспертов) проводит тщательный анализ предоставленной документации. Особенное внимание уделяется бумагам, предоставленным подрядчиком, вследствие того что именно в них, как правило, кроются причины увеличения стоимости возведения здания. Проектная документация тоже заслуживает внимания экспертов, так как ошибки оценки стоимости строительства могли быть допущены на этапе планирования строительства и составлении смет.

Сметы и отчеты подрядчика анализируются на предмет правильности составления и соответствия реальным ценам на рынке. Экспертами тщательно изучаются причины удорожания строительства, указанные заказчиком. Каждая из причин проверяется отдельно. Указанные цены сравниваются со среднерыночными. Также проверяется соответствие указанных исполнителем цен информации, предоставляемой поставщиками материалов, оборудования или услуг. При значительном отличии цены на товары или услуги третьих лиц от среднерыночных (в большую сторону), подрядчику может быть вменено в вину нецелесообразное расходование средств заказчика. С целью обнаружения неправомерного завышения цен в смете и отчетах исполнителя работ могут быть изучены финансовые документы – счета, квитанции об оплате, переводе средств и пр. При такой проверке часто выявляется нецелевое использование средств.

При указании подрядчиком климатических и погодных факторов в качестве причины удорожания строительства эксперты обязательно проверяют эту информацию. Влияние природных факторов может быть установлено следующими методами:

  • Анализ архивных данных ближайшей к объекту метеорологической станции.
  • Изучение предоставленных подрядчиком фотоснимков и видеозаписей, фиксирующих непосредственно природные явления или свежие последствия этих явлений.
  • Исследование строительного объекта с целью обнаружения свидетельств воздействия природных факторов.
  • Лабораторные исследования для подтверждения информации, предоставленной исполнителем работ.

Экспертами по анализу факторов фактического удорожания стоимости строительства также тщательно изучаются все произошедшие за время строительства изменения в законодательстве, регламентирующем строительство, торговлю строительными материалами и оборудованием, сферу налогообложения. Это особенно важно для исследования строительства крупных и сложных объектов, долгостроев, объектов, подвергавшихся консервации. Все произошедшие изменения в законодательстве наносятся на временную шкалу вместе с основными тратами подрядчика. Далее эксперт устанавливает соответствие изменения объема расходов законодательным изменениям. Если объемы трат увеличивались пропорционально внесенным изменениям, то увеличение стоимости по этим тратам будет признано независимым от воли и компетенции подрядчика.

По поводу всех незапланированных сметой трат, предпринятых исполнителем, проводится анализ с целью установления следующих параметров:

  • Необходимость расходования дополнительных средств (можно ли было обойтись без этих трат).
  • Возможно ли было предусмотреть эти расходы при составлении сметы? Часто недобросовестные подрядчики намеренно не указывают в смете часть необходимых при строительстве данного объекта работ. Это делается с целью привлечь заказчика более низкой стоимостью строительства. Уличить подрядчика в намеренном утаивании части расходов можно, изучив другие его проекты. В том случае, если подрядчик возводил аналогичные и выполнял там неучтенные им работы, его можно обвинить в недобросовестном составлении сметы и намеренном сокрытии части расходов, в которых непременно возникнет необходимость.
  • Своевременное согласование с заказчиком увеличения объема расходов.

Если подрядчик ссылается на забастовки, вызвавшие удорожание стоимости, то изучаются доказательства того, что забастовки на самом деле имели место быть. А также доказательства того, что они действительно оказали влияние на строительный процесс. Подрядчик в данном случае максимально заинтересован в предоставлении любой документации или иных доказательств прошедших забастовок и связанных с ними расходов. При проведении любых дополнительных работ (осушение территории, устранение осыпания грунта и пр.) устанавливается необходимость их проведения, целесообразность процедуры расходования средств и возможность того, что подобные ситуации могли быть предусмотрены на этапе составления сметы.

При анализе факторов фактического удорожания стоимости строительства обязательно проверяются деятельность подрядчика в целом и его деловая репутация. Для этого исследуется, подвергалась ли его деятельность ранее подобным экспертизам и каков был их результат. Это необходимо для составления определенного мнения об образе деятельности организации-подрядчика. Мнения экспертами не высказываются, но обнаруженные ими факты будут зафиксированы в экспертном заключении. Последним этапом анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства является подготовка экспертного заключения. В него входят копии всех исследованных экспертами документов, фотоснимки, видеозаписи, выводы экспертов и пояснительные записки. Экспертное заключение содержит описание факторов, повлиявших на удорожание строительства с указанием того, носят ли они объективный характер или вызваны непрофессиональным исполнением подрядчика своих обязанностей. Экспертное заключение подписывается проводившим его экспертом или группой экспертов. Заключение имеет доказательный характер и может быть предоставлено в суде или при заключении нового варианта договора на строительство.

Правовое обеспечение анализа факторов фактического удорожания стоимости строительства

Статья 709 Гражданского кодекса Российской Федерации описывает процедуру определения стоимости работы. Цена работы формируется в соответствии с предоставленной исполнителем сметой. Цена работы, указанная в договоре, может быть приблизительной или твердой. Твердая цена на подлежит изменению в процессе выполнения работ. Если характеристика цены в договоре не подчеркнута особо, то указанная стоимость считается твердой. Подрядчик не может требовать увеличения твердой цены, даже если на момент заключения договора не представлялось возможным учесть стоимость всех необходимых для возведения работ или их количество. Тем не менее, согласно пункту 6 данной статьи, подрядчик получает право претендовать на увеличение заявленной в договоре цены своих услуг в том случае, если удорожание строительства вызвано существенным подорожанием материалов или оборудования, а также услуг третьих лиц, которые невозможно было предвидеть во время подписания договора.

Вопросы, которые могут быть поставлены перед специалистом по анализу факторов фактического удорожания стоимости строительства:

  1. Какие факторы вызвали удорожание стоимости строительства?
  2. Можно ли сказать, что повышение цены строительства вызвано объективными факторами?
  3. Вызвано ли изменение стоимости строительства некомпетентными действиями исполнителя?
  4. Сколько процентов удорожания стоимости строительства вызвано объективными причинами?
  5. Есть ли в документации, предоставленной подрядчиком, свидетельства необоснованного перерасхода средств?
  6. Мог ли исполнитель преднамеренно завысить цену на материалы, услуги или оборудование (с целью получить «откат», например)?
  7. Возможно ли было предусмотреть дополнительные траты на этапе проектирования и составления смет?
  8. Есть ли признаки того, что исполнитель при составлении сметы сознательно утаил часть будущих расходов?

ВАЖНО Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.

Индексы цен для строительных смет пересчитали в 31 регионе России

МОСКВА, 21 января. /ТАСС/. Индексы изменения сметной стоимости строительства пересчитаны в более чем 30 регионах России на основании данных о фактической стоимости строительных ресурсов и уровня зарплаты. Завершить эту работу во всех регионах страны планируется в 2020 году, сообщила во вторник пресс-служба Главгосэкспертизы России.

«Ведется пересчет индексов изменения сметной стоимости строительства на основании данных о фактической стоимости строительных ресурсов и нормативно установленного в субъектах Российской Федерации уровня заработной платы, что позволит значительно повысить точность расчетов сметной стоимости объектов капстроительства. Эта работа выполнена в 31 субъекте», — приводятся в сообщении слова заместителя начальника Главгосэкспертизы по ценообразованию Сергея Лахаева.

По его словам, до конца 2020 года планируется пересчитать индексы расчетным методом во всех регионах. Такая работа проводится в соответствии с новой методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, которая была утверждена приказом Минстроя в июне 2019 года.

Кроме того, как отметил Лахаев, планируется расширить номенклатуру индексов, учитывающих специфику конкретных объектов.

Индексы необходимы для определения стоимости строительства и расчетов за выполненные работы. Они учитывают удорожание стоимости строительства и, таким образом, являются важным инструментом ценообразования в отрасли.

Ранее и.о. министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев призвал российские регионы активнее проводить строительный мониторинг для возобновления расчетов индексов цен для составления смет бюджетных строек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *