Духовное краеведение, что это?

  • автор:

Конспект урока по духовному краеведению Подмосковья на тему «Что такое религиозная культура»

Тема 1. «Что такое религиозная культура?»

Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с основными понятиями предмета.

  2. способствовать формированию у учащихся правильных и высоконравственных представлений о вечных ценностях;

  3. дать учащимся представление о духовном мире человека, достойном подражания;

  4. расширить знания о духовном наследии Подольского района;

  5. воспитание души ребенка через святыни Родины.

Основные понятия: Краеведение. Подмосковье. Духовность. Культура. Добро и зло. Вера в Бога. Любовь к ближним. Любовь к Отечеству. Этические нормы. Ценности жизни. Культурный человек. Историческая память. Православное христианство. Религия. Богословие. Религиозная культура. Духовная культура. Духовное краеведение Подмосковья.
Ход урока:

  1. Оргмомент. (2мин.)

  • Проверка отсутствующих

  • Проверка готовности к уроку

  1. Сообщение темы урока (1 мин.)

Ребята, в этом году вы начинаете изучать новый предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Я очень надеюсь, что вы, как и ваши старшие товарищи, очень скоро поймете, что это не просто интересный предмет, который объединяет историю, литературу, музыку, живопись, богословие, но и очень нужный. Это один из немногих учебных предметов, в основе которого лежит не только получение определенной суммы знаний по истории христианской православной культуры, но и формирование человеческих и патриотических чувств на примерах славного духовного наследия наших предков.

  1. Изучение нового материала. (25мин.)

Начнём мы с вами с изучения основных терминов, чтобы понять, что же изучает «Духовное краеведение Подмосковья»

краеведение, Подмосковье, духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, богословие, религиозная культура, духовная культура, духовное краеведение Подмосковья.

Что же изучает предмет «Духовное краеведение Подмосковья»?

Давайте разберемся по порядку.

Что такое «краеведение»? (Ответы учеников)

Краеведение – это знание о крае (стране, городе, поселке).

В славянском языке слову «Знать» родственны слова:

«ведать» (усвоить сам факт существования),

«разуметь» (понять смысл),

«познавать» (углублять понимание, раскрывать новое)…

Что значит быть краеведом? (Ответы учеников)

Быть краеведом – «узнавать» (получать информацию о крае), «уразумевать» (стараться понять её смысл), и «познавать» (стремиться расширить и углубить знания о родном крае).

Какие интересные факты вы знаете о нашем городе? (Ответы учеников)

Что мы понимаем под словом «Подмосковье»? (Ответы учеников)

Подмосковье – это районы, города и посёлки, расположенные в окрестностях Москвы.

Московская область граничит с 7 областями: Ярославской, Владимирской, Рязанской, Тверской, Калужской, Смоленской, Тульской.

Площадь Московской области даже больше площади таких государств, как Албания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария!

Московская область включает в себя 74 города и поделена на 39 административных округа.

На территории Московской области находятся исторические места, памятники архитектуры, археологии, старинные усадьбы, народные промыслы.

Приведите примеры. (Ответы учеников)

Что же мы будем изучать?

Объект изучения духовного краеведения — история христианской православной культуры.

Что же мы называем культурой?

Культура –это созданная человеком среда обитания, в которой сохраняются главные этические нормы и ценности жизни.

Какого человека мы можем назвать культурным?

Культурный человек- человек, знающий, и с уважением относящийся к культуре своего Отечества, и проявляющий качества терпимости, уважительности по отношению к культуре других народов.

Для чего нам нужно изучать историю христианской культуры?

Изучение истории христианской культуры России позволяет сохранить культурную самобытность народа, его корни, хранит историческую память.

Что такое историческая память?

Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Что мы понимаем под словом «религия»?

Религия – это вера в Бога и почитание Его человеком.

Богословие (теология) – учение о Боге.

Православие было связано с историей Российского государства на протяжении тысячи лет его развития. Абсолютное большинство людей, живших в России, были православными христианами.

Атеизм- учение, отрицающее существование Бога

сформировалось лишь в Новое время.

Атеизм – одна из форм веры: веры в отсутствие Бога, так как наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование или отсутствие Бога.

У разных народов сложились разные представления о Боге. Люди прославляли Бога так, как определено их религией. Особенности религиозной жизни определили разные религиозные традиции, религиозную культуру.

Религиозная культура – это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства.

Что относится к понятию «духовный»?

Явление или предмет, которые имеют определённые отношение к Богу, характеризуются как «духовные».

Религиозное мировоззрение видит в Боге источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека и, конечно, источник самой жизни.

Духовный человек — это человек, соразмеряющий свою жизнь с понятиями добра и зла и всегда поступающий с позиций добра.

Духовное краеведение Подмосковья – это учебный предмет, который изучает историю христианской православной культуры на землях Подмосковья, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозной культуры.

  • православная христианская картина мира

  • история христианской религии и культуры

  • письменная культура

  • традиции и образ жизни наших предков

  • художественная культура

  • православие как традиционная религия России

Закрепление изученного материала (5 мин.)

Выполнение задания в презентации.

  1. Приведите обоснование утверждения: «Православие является основной традиционной религией России».

В России религиозная культура определялась православием (христианской религией), потому что православие было связано с историей Российского государства на протяжении тысячи лет его развития. Абсолютное большинство людей, живших в России, были православными христианами.

  1. Продолжите предложения:

Религия это — вера в Бога и почитание Его человеком.

«Христианская религия возникла в I веке нашей эры».

Историческая память это — сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества, культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни.

Духовный человек это — человек, соразмеряющий свою жизнь с понятиями добра и зла и всегда поступающий с позиций добра.

  1. Выбери из представленных терминов те, которые характеризуют духовную культуру человека:

  • Знание нескольких иностранных языков.

  • Участие и получение призов в различных конкурсах.

  • Видение доброго в каждом человеке.

  • Музыкальные способности.

  • Любовь к ближним.

  • Почитание традиций жизни своих предков.

  1. Подведение итогов. (1 мин.)

Сегодня на уроке мы с вами узнали о предмете «духовное краеведение Подмосковья», о том, что вы будете изучать в этом году. Что нового вы узнали на уроке? Что вызвало затруднение?

Домашнее задание. (9 мин.) В электронном дневнике.

Учебник стр. 5 – 11 прочитать.

Ответить на вопросы стр.10-11 № 1, 2, 4, 6.

Повторить определения.

Духовное краеведение

Историю Российского государства невозможо изучить, не зная истории отдельных ее регионов. Через познание малой родины человек осознает свою сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему.

Страницы истории земли кубанской и адыгейской – это особые страницы. Мы прикасаемся к ним и как бы раздвигаем завесу времени, отделяющую нас от истоков христианства.

История Кубани и Адыгеи привлекательна и своим прошлым, и своим настоящим. В формировавшейся столетиями европейской цивилизации этот регион был тем великим перекрестком, где сходились исторические пути многих племен и народов, великих культур Востока и Запада, мировых религий и язычества.

Краеведение — это изучение природы, населения, хозяйства, истории, культуры региона.. Историческое краеведение изучает далекое и недавнее прошлое края, его экономическое и политическое развитие, культуру. Духовное краеведение содержит в себе историю духовной жизни нашей малой родины и несет в себе реальные пути возрождения русской духовности, национального самосознания на основе Православной культуры.

В течение предшествующих десятилетий при изучении отечественной истории из нее искусственно выбрасывалось все, что было связанно с традиционной духовностью русского народа, с православной верой. Игнорировался тот факт, что и русская государственность, и русская культура, и русский менталитет органично вытекают из православной традиции, без которой история Отечества не может быть понята, а главное прочувствована до конца.

Задача духовного краеведения познакомить детей с историей духовной жизни Кубани и Адыгеи. Именно с познания истоков своей малой родины начинается изучение истории Отечества. С воспитания любви к родному краю начинается воспитание любви к Отечеству. А Отечество, как писал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, «понятие священное, ибо его даровал всякому народу Сам Господь Бог, от которого именуется каждое отечество».

История непрерывна, ее нельзя повернуть вспять. Но ее надо знать, надо чувствовать, надо помнить, ибо духовная история своего региона — это часть великой культуры русского народа.

Файлы для скачивания:

  • Гурий Самон Авив АДЫГЕЯ ч3.rar
  • Иеромонах Дометиан (Маркарян), Н.М. Шаталова. Курс духовного краеведения. Православие: Кубань и Адыгея.
  • Пещерный византийский храм АДЫГЕЯ.rar
  • Свеча за мир (монастырь).rar
  • Свято-Афонский монастырь Адыгея ч 2 Свято-троицкий храм.rar
  • Свято-Афонский монастырь Адыгея ч1.rar
  • Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская пустынь.pptx

Материалы к урокам Духовного краеведения Подмосковья в 7 классе

Урок 3: Библия и Евангелие (с презентацией)

(Сл. 2) Христианство — самая многочисленная религия в мире. Она возникло в Палестине в середине I в. н.э. Первые христиане по национальности были евреями. Но уже во второй половине I века христианство стало (Сл. 3) многонациональной религией.

Священники считают, что главной и единственной причиной возникновения христианства была (Сл. 4) деятельность Иисуса Христа, который был Богом и человеком.

Историки считают, что главной причиной были тяжелые условия жизни народа, которые искали в новой религии утешение. (Сл. 5) Они не отрицают того существование Христа – человека, проповедника. Жил он две тысячи 12 лет назад, т.е. от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря.

Величайшим источником христианства является (Сл. 6) Библия. Библия (от греч. «книги»). Она состоит из 77 книг.

(Сл. 7) Главным автором Библии является Бог. Ему помогали люди: около 40 человек. Бог внушал им, что именно надо писать. Такой дар слышать Бога называется пророчеством, а люди с таким даром – пророки.

(Сл. 8) Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг на древнееврейском языке. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета». Слово завет означает «союз, договор», союз Бога и человека. Завет Бога с пророками называется Ветхим, то есть «древним» или «старым».

(Сл. 9) Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа — Божьего избранника. В древности пророки возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но люди ожидали особого Помазанника. Одни полагали, что Христос будет великим правителем. (Сл. 10) А другие надеялись, что Он приблизит людей к Богу.

Именно через Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

Библейские книги, в которых описаны жизнь, слова и дела Иисуса Христа называются (Сл. 11) Евангелие. В переводе с греческого евангелие — «добрая весть». Евангелие и книги учеников Христа на древнегреческом языке составляют «Священное Писание Нового Завета». Ученики Христа – апостолы (посланники).

(Сл. 12) Служители культа говорят, что Евангелия написали два апостола Иисуса Христа (Матфей и Иоанн) и два ученика двух других апостолов: Петра — Марк и Павла — Лука.

(Сл. 13) Евангелия рассказывают, что во времена, когда Иудеей правил царь Ирод женщина по имени Мария в городе Вифлееме родила мальчика, которого она и её муж назвали Иисусом. (Сл. 14) Когда Иисус вырос, он стал проповедовать новое религиозное учение, главными идеями которого были следующие:

— вера в то, что он Иисус является Христом (спасителем),

— вера в то, что он Иисус — сын Божий.

(Сл. 15) А так же о своём будущем втором пришествии, о воскрешении мёртвых тел при конце света, о существовании ангелов, бесов и др. В его проповеди значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д. (Сл. 16) Свои поучения он сопровождал чудесами, которые доказывали его божественное происхождение: исцелял словом или прикосновением великое множество больных, трижды воскрешал мертвых, (Сл. 17) превратил один раз воду в вино, ходил по воде как по сухому месту, (Сл. 18) пятью хлебными лепешками и двумя небольшими рыбами накормил пять тысяч человек и др. (Сл. 19) Особенно важную роль в Евангелиях играет рассказ о последних днях жизни Иисуса Христа. Этот рассказ начинается эпизодом въезда его в Иерусалим. Его встречало множество народу, ибо Иисус прославился своими многочисленными чудесами.. Люди постилали на дороге, по которой ехал Иисус Христос свои одежды и пальмовые ветви и кричали ему “Осанна!”. Слово “осанна” в буквальном переводе с еврейского означает “спасение” (пожелание спасения Иисусу), но по смыслу это приветствие типа “Слава”.

(Сл. 20) Иисус въехал в Иерусалим в первый день недели (так в Евангелиях называется воскресенье), а в пятый день недели (т.е. в четверг) состоялся прощальный пасхальный ужин (праздновалась иудейская пасха) Иисуса Христа с апостолами. Впоследствии христианские служители культа этот ужин назвали “тайной вечерей”. Во время тайной вечери ученики Христа ели хлеб и пили вино, которые он им подал.

(Сл. 21) После пасхального ужина Иисус Христос и его ученики (за исключением одного из них, Иуды Искариота, который покинул ужин раньше) пришли сначала на гору Елеонскую, а затем в Гефсиманский сад. (Сл. 22) Там в саду в ночь с четверга на пятницу римские солдаты при помощи Иуды Искариота арестовали Иисуса Христа. Арестованного отвели в дом первосвященника. (Сл. 23) Церковный суд обвинил его в богохульстве, и в посягательстве на царский престол (это посягательство видели в том, что он называл себя “царём иудейским”). Иисуса Христа приговорили к смерти. (Сл. 24) В пятницу римские солдаты, которые по законам того времени исполняли смертные приговоры церковного суда, распяли его на кресте, и он умер. (Сл. 25) Рано утром в первый день недели Иисус Христос воскрес, а через некоторое время вознёсся на небо.

Одни считают, что всё, что написано в Евангелиях, имело место в действительности. Другие, напротив, полагают, что в Евангелиях быль перемешана с художественным вымыслом.

(Сл. 26) В Библии много притчей и откровений.

Притча – это бытовая или житейская история, которая дает нравственный урок. Например, «Суд царя Соломона».

(Сл. 27) К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. (Сл. 28) Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, (Сл. 29) повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… (Сл. 30) Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». (Сл. 31) Вторая же с болью закричала: «Отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. (Сл. 32) Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Что изучает предмет « Духовное краеведение Подмосковья» -краеведение -историческая память -Подмосковье -религия -духовное краеведение -религиозная культура. — презентация

1 Что изучает предмет » Духовное краеведение Подмосковья» -краеведение -историческая память -Подмосковье -религия -духовное краеведение -религиозная культура — культура — культурный человек

2 Краеведение. » ведать»- усвоить сам факт существования явления. Быть краеведом- узнавать ( получать информацию о крае), — стараться понять её смысл, -расширять и углублять познания родного края.

3 ПОДМОСКОВЬЕ.

5 Объекты культуры. Культура- созданная среда обитания, в которой сохраняются самые главные этические нормы и ценности жизни. Культура проявляется в разных формах: в традициях, нормах поведения, произведениях искусства( музыке, живописи, архитектуре и т. п.) Исторические места. Памятники архитектуры, археологии. Старинные усадьбы. Народные промыслы. Памятники православной культуры.

6 Духовное краеведение. Объект его изучения- история христианской культуры( не экономическое или политическое развитие). Христианская культура представлена в традициях жизни людей, объектах религиозной культуры. Духовное краеведение включает информацию : — о картине мира в православном понимании; -об истории христианской культуры и религии; -о письменной культуре( словесности); -о традициях и образе жизни предков; -о художественной культуре; — о православии,как традиционной религии России. —

8 Религиозная культура. Это традиции жизни и почитания людьми Бога, сложившиеся под влиянием их религии и отражаемые в материальных объектах, произведениях религиозного искусства. Бог- источник нравственных ориентиров, моральных ценностей, смысловых и целевых установок человека. В России религиозная культура определялась православием.( 1 тыс. лет). Достоевский: » …русский человек- православный».

9 Вопросы для домашнего обсуждения. 1. Дай определение понятиям: — духовность -религия -культура -религиозная культура -культурный человек -историческая память.

10 ( продолжение) 2. Назови имена русских святых, чья жизнь была связана с историей Московского края. 3. Назови места Подмосковья, которые можно отнести к памятным местам христианской культуры( церкви, монастыри, музеи)

Рабочая программа по курсу «Духовное краеведение Подмосковья»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовский лицей №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МАОУ Домодедовского лицея №3

_________________(Н.Н. Киселёва)

Приказ от 28.08.2018 № 194 ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу

«Духовное краеведение Подмосковья»

для 8 «Б», «В» классов

(духовно-нравственное направление)

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Белозерова Н.В.,
педагог дополнительного образования,

(категория: соответствие)

Г. Домодедово 2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Духовное краеведение Подмосковья» составлена на основе авторской программы Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья», методического пособия для учителя «Духовное краеведение Подмосковья» (сост, Л. Л. Шевченко, М., 2008;) и учебного пособия для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области «Духовное краеведение Подмосковья» (под ред. Л. Л. Шевченко, М., 2005) рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю) для преподавания в общеобразовательных классах.

Задачи изучения предмета. Актуальность изучения предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (История христианской православной культуры) обусловлена социально-педагогической потребностью в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Указанный предмет ставит цели историко-культурологического и духовно-нравственного образования в системе полного среднего образования. В современной России во всех слоях общества растет интерес к ее культурно- историческому наследию. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры.

В настоящее время в разных регионах России сформированы условия для изучения истории христианской православной культуры в системе государственного образования. Формы и способы их реализации определяются законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений: принципами государственной политики в сфере образования и требованиями к содержанию образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 2, 14, 14.5).

В процессе обучения предмету «духовное краеведение» ставятся следующие задачи:
— дать школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;

— дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать примеры их воплощения в традициях жизни, житиях святых и героев Отечества;

— способствовать решению задач нравственного воспитания школьников:
формированию качеств патриотизма и гражданственности, ответственному, уважительному отношению к святыням родной земли, к наследию отечественной и мировой культуры, любви к отечественной истории, осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Основные понятия предмета. «Духовное краеведение Подмосковья» изучает историю христианской православной культуры на землях Московского края, представленную в традициях жизни людей и объектах религиозного искусства. Духовным краеведение названо потому, что объектом его изучения является не экономическое и политическое развитие Отечества, но история его духовной культуры. На территории Подмосковья всегда в добрососедстве проживали люди разных национальностей и вероисповеданий. Христианская православная религия традиционно являлась ведущей религией России. Она способствовала формированию общественного сознания и среды обитания людей, в которой сохранялись самые главные этические нормы и ценности жизни, представленные, в том числе, в творческих формах жизнедеятельности человека. Словари указанное содержание определяют термином «культура». Христианская культура называла среди самых главных ценностей жизни христиан — веру в Бога, любовь к ближним, любовь к Отечеству.Культурологическое содержание предмета «духовное краеведение Подмосковья» позволяет раскрыть школьникам смысл понятий «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память», «религиозная культура», «ответственность», «свобода», «творчество», которые рассматриваются в контексте русской культуры и истории.

Тематические образовательные блоки содержании. Отбор содержания предмета «Духовное краеведение Подмосковья» был произведен на основе «Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура», представленному Министерством образования Российской Федерации /М., 2002/. С учетом специфики регионального компонента были определены семь образовательных линий содержания:

1.Религиозное мировоззрение. (Историко-культурное содержание Библии.Основы религиозно-философской мысли.)
2. Нравственно-этическая культура христианства.
З. История религиозной культурной традиции России (образ жизни).
4. Письменные источники христианской православной культуры.
5. Религиозное искусство.
6. Традиционные религии мира.
7. Региональный компонент образования (объекты христианской православной культуры на землях Подмосковья).
Базовыми параметрами для определения содержания является специфика предмета «Духовное краеведение Подмосковья», относящегося к новой предметной области «Религиозная культура», структура общего образования (наличие образовательных ступеней), а также ценностные ориентации школьников с учетом возрастных особенностей.
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию.

учебного пособия «Духовное краеведение» дает определение человека культурного как знающего и с уважением относящегося к культуре своего Отечества и проявляющего уважительное отношение к культуре других народов. Широкое содержание предмета позволяет школьникам узнать о системе нравственных ценностей, размышлять над самыми важными проблемами жизни человека: о благочестии, любви к Родине, ответственности. Предмет позволяет дать школьникам знания о православной культуре на землях Московского края и о центрах духовной культуры — русских монастырях, о произведениях религиозного искусства (иконе, живописи на религиозные темы, поэзии, музыке, памятниках церковного зодчества), о понимании христианами смысла жизни, о воплощении христианского благочестия в традициях жизни народа.
Преподавание предмета позволяет расширить информационное поле учебного знания и ввести в содержание школьного образования материалы, раскрывающие духовную основу русской истории. Маршруты духовного краеведения показывают школьникам примеры святых и героев отечественной истории как образцы нравственного поведения. В историко-культурном контексте школьникам представлен нравственный идеал жизни человека — любовь к Отечеству, а также его понимание в рамках христианского мировоззрения.
Восприятие феноменов христианской культуры, отражающих идеал святости, было доступно в дореволюционной России ребенку любой социальной среды. Жития святых были наиболее читаемыми детскими книгами, на основе которых строился процесс воспитания в семье и в школе. Предмет «Духовное краеведение» дает школьникам знания о духовной основе жизни известных людей России, воплотивших в своей жизни идеал святости, и деятелей русской культуры, христианское мировоззрение которых отражено в их творчестве.

Изучение истории христианской православной культуры на землях Подмосковья обеспечивает преемственность культурных традиций, связь поколений, сохраняет историческую память. Историческая память — это сохранение и передача потомкам знаний об истории своего Отечества культуре, вере (религии), родословии семьи и их отражении в традициях и правилах жизни народа. Христианская православная культура раскрывается в творчестве многих• выдающихся деятелей русской культуры, живших в Подмосковье.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1.

Предмет «Духовное краеведение Подмосковья» (история христианской православной культуры). 9 ч
Что такое «религиозная культура»?

Название учебного предмета. Понятия: краеведение, духовность, духовное краеведение, Культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура. Основные понятия предмета.духовная культура. Ее характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Что изучает духовное краеведение Подмосковья? Определение понятия «духовное» в рамках религиозного мировоззрения. Этические нормы христианства. Определение добра и зла.
О чем рассказывает христианская православная культура? Когда возникла христианская религия. Определение «наша эра». Ее определение от Рождества Христова. Основные понятия православного христианства. Содержание православной религии. Основные положения христианства: догмат о Троице, о Боговоплощении. Источники христианской духовной культуры. Библия как источник религиозного знания и культуры. Ветхий Завет. Новый Завет. Изложение учения I4исуса Христа в Евангелиях. Евангелисты. Отражение христианского мировоззрения в феноменах культуры. Христианская антропология — о природе человека. Положения христианской антропологии в работах русских педагогов, мыслителей, поэтов. Отражение христианского учения о человеке в русском фольклоре. Этимология о христианском значении некоторых слов русского языка. Отражение христианского учения о спасении в русской духовной поэзии разных веков.
Крещение Руси и распространение христианства на землях Московского края. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Литература древней Руси рассказывает о христианском понимании красоты русской земли. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие. Изображение святых а поэзии. Какие святые почитались на землях Московского края. Маршрут духовного краеведения: «Храмы Подмосковья, названные в честь святых».
Особенности православной культуры. Какие виды искусства объединяет в себе православная культура? Церковный характер искусства древней Руси. Взаимосвязанность разных видов христианского искусства. Спасение человека Богом — основное содержание православной культуры. Творец и Его творения. Как христианская культура объясняет возможность творчества? Креационная теория сотворения мира. Ее представители — ученые, писатели, поэты, композиторы, художники.два корня христианской православной культуры. Святая Земля. Евангелия рассказывают о событиях, произошедших на Святой Земле. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Византийская христианская культура и православная культура Руси.
Древнерусский монастырь — центр христианской православной культуры. Православие — традиционная религия России. Христианство в жизни русских людей. Смысл жизни христиан. Грех и добродетель. Христианские добродетели: вера в Бога, надежда на Бога, любовь к Богу и к блаженным, умеренность, целомудрие. Христиане о таланте — даре любви, данном человеку. Притча о талантах. Пути к добродетельной жизни. Монашеский путь. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры. История русского монашества. Святые Антоний и Феодосий Печерские, святой воин — богатырь Илья Муромец, преподобный Нестор Летописец. Культурное просвещение христианской Руси. Как возводились русские монастыри? Красота рукотворная и нерукотворная. Красота внешняя и внутренняя. В чем заключается красота православного монастыря? Название монастыря. Монастыри Подмосковья и имена святых, с ними связанные. Лужецкий Можайский монастырь и преподобный Ферапонт Белозерский. Русские поэты разных веков размышляют о смысле красоты и ее отражении в объектах православной культуры: К. Бальмонт, Н. Рубцов, Ф. Соллогуб. Подмосковная усадьба Лукино Ф. Соллогуба. Ее история и обычаи христианского благочестия, о которых она рассказывает. Отражение христианского мировоззрения в творчестве Ф. Соллогуба. А.С. Пушкин о значении монастырской культуры для русской истории и просвещения. Влияние митрополита Московского святителя Филарета (Дроздова) на формирование христианского мировоззрения Пушкина. Поэтическая переписка святителя и поэта, Святитель и поэт обсуждают вопросы поведения христианства. Христианская этика. Места Подмосковья, связанные с именами святителя Филарета и А.С. Пушкина.

Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библию.Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живопись, литературе. Расположение событий Священной истории вокруг четырех основных тем:

Сотворение мира — Боговоплощение (Рождество Христово) — Распятие (Крестная Жертва) — Воскресение Христово — создание Церкви. Отражение сюжетов этих тем в произведениях православной культуры и в традициях жизни христиан: иконописи, духовной поэзии, Музыке, христианских праздниках и др. Отражение содержания Священной истории в православном богослужении. Всенощная. Описание богослужения Всенощной в поэзии И.А. Аксакова. Маршрут духовного краеведения Подмосковья, указанный поэтом — село Холмы. Исследование а нем объекта православной культуры — православного храма.
Язык древнерусского искусства. Символы христианской православной культуры — крест, голубь, рыба, нимб идр. Священная история рассказывает о смысле почитания креста. Формы почитания Бога в истории мировой религиозной культуры: в ветхозаветные и новозаветные времена. Из истории христианской духовной культуры: Воздвижение Креста. Храмы Подмосковья, названные в честь Воздвижения Креста Господня.
В чем заключается смысл красоты православного искусства? Русская поэзия рассказывает о символах православной культуры. Почитание святыни. Пожертвование, жертва, жертвенность. Что сложнее, что легче? Как христиане понимали почитание святыни?
Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма. Храм дом, посвященный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Словарик зодчего: основные части храма. Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь, Престол, Горнее место. Христианский храм в священной топографии Подмосковья. Названия православных храмов Подмосковья рассказывают о событиях Священной истории. Истории подмосковных храмов. Их архитектурные стили. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись. Как разговаривает икона? Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа и Богородицы. Духовная красота иконы. Из источников христианской духовной культуры о сохранении икон во времена иконоборчества. Представление иконы «Спас Нерукотворный» в иконописи и поэзии.Картина и икона. Их отличия.

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Буквы на иконах и предметах древнерусского прикладного искусства. Церковнославянская азбука. Ее создатели — святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Кого называют просветителями? Значение слова «просвещение». О чем рассказывают буквы церковнославянской азбуки? Красота буквиц заглавных.духовный смысл буквиц. Как книжная грамотность пришла на Русь. Псалтирь, Евангелие — первые книги на Руси. Летописи. Жития святых. Русские летописцы рассказывают о значении священных книг. Монастыри — центры просвещения и книжности. Литературные памятники древней Руси. Произведения духовной литературы и их авторы. Первые русские христианские писатели. Преподобный Феодосий Печерский, митрополит Илларион, митрополит Никифор, епископ Кирилл Туровский. О чем рассказывают произведения древнерусской литературы? Остромирово Евангелие. «Слово о законе и благодати». По каким книгам обучались дети в древней Руси? Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей. Места Подмосковья, где они создавали свои произведения.

ЧастьII .

Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл. 25 ч.
Северное Подмосковье. К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому. Как формировалась духовная культура России? Святая Русь. Подвиг святых. Святой благоверный князь Даниил Александрович Московский. Житие преподобного Сергия Радонежского рассказывает святой Епифаний Премудрый. Святитель Алексий — митрополит Московский. Благословение святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву. Помощники — священноиноки Александр Пересвет и Родион Ослябя. Путешествие по святым местам родной земли — Троице-Сергиева Лавра. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Архимандрит Дионисий и старец Авраамий Палицын. Святыни Лавры. Соборы. Архитектурно-художественные ценности. Представление иконы «Троица». Преподобный Андрей Рублев. Как преподобный Андрей Рублев написал икону «Троица». Ученики преподобного Андрея Рублева. Росписи храмов Лавры. Из источников христианской духовной культуры — Патриарх Московский и всея Руси Ермоген. Крестное целование. Культурное наследие — роман ИС. Шмелева «Богомолье» о традициях жизни христиан. Русская духовная поэзия — о жизни святых.

Западное Подмосковье. К звенигородскому чудотворцу Преподобному Савве Сторожевскому. Ученик преподобного Сергия Радонежского. Как был построен в Звенигороде собор в честь Успения Пресвятой Богородицы? Путешествие по святым местам родной земли — Саввино-Сторожевский монастырь. Из истории монастыря. Чудо преподобного Саввы. Саввино-Сторожевский монастырь в отечественной культуре. Картина И.И. Левитана «Вечерний звон». Знаменитые места Западного Подмосковья. Иконы Андрея Рублева Звенигородского чина: «Спаситель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил». Из источников христианской духовной культуры: «Лестница любви» апостола Павла. Маршруты духовного краеведения Подмосковья, связанные с прославлением Архистратига Михаила.

Южное Подмосковье. Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и преподобный Сергий Радонежский. Серпуховской Высоцкий монастырь.

Понятия «боголюбие» и «послушание». Преподобные Афанасий Высоцкий (старший) и (Младший). История Серпуховского Высоцкого монастыря. Архитектура монастыря. Высоцкий чин. Святыни монастыря. Христианская культура на землях Южного Подмосковья. Храмы, иконы Подольского, домодедовского районов. История иконы «Неупиваемая Чаша». Христианские святые в истории Южного Подмосковья — преподобный Герман Аляскинский, святитель Варсонофий Тверской, мученики Флор и Лавр.
Восточное Подмосковье. Святая Угреша и великий Димитрий Донской.

Николо-Угрешский монастырь. О святом чудотворце Николае Мирликийском. Добродетели кротости и смирения. Путешествие по святымместам родной земли. История Николо-Угрешского монастыря. О преподобном Пимене Угрешском и его благочестивых сподвижниках. Святыни монастыря. Архитектура монастыря. Изучаем икону «Явление князю Димитрию Донскому иконы святителя Николая». Отражение почитания святителя Николая Мирликийского в русской поэзии. Храмы в честь святителя Николая в Подмосковье.

Северное Подмосковье. Святые Дмитровской земли. Святые Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь. История названия подмосковного города Дмитрова. Из источников христианской духовной культуры — о великомученике Димитрии Солунском. История христианской культуры Дмитрова в контексте русской истории. Храмы и иконы. История Борисоглебского монастыря. Святые Борис и Глеб. Христианские добродетели «кротость» и «смирение». История герба города. Что изображено на гербе Дмитрова? Что такое христианский подвиг? Воинский подвиг. Святой равноапостольный князь Константин Великий — о личных врагах и врагах Отечества. О святом воине Георгия Победоносце. О чем рассказывает икона «Святой великомученик Георгий Победоносец»? Георгиевские кавалеры.

Юго-Восточное Подмосковье. Святыни Коломенской земли.

Духовная преемственность исторических событий. Почемупочиталась христианами святая Параскева? Отличие почитания христианских святых от языческих традиций идолослужения. Из источников христианской духовной культуры — святая великомученица Параскева. Путешествие по святым местам родной земли. История Богородице-РождественскогоБобренева монастыря. Святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Феодоровская». Архитектурно-художественный облик монастыря. Богоявленский Старо-Голутвин монастырь. Преподобный Григорий Голутвинский. Памятники церковной архитектуры. О христианских мучениках рассказывают русские поэты. Представление иконы «40 мучеников Севастийских». В честь каких христианских мучеников названы храмы Подмосковья? Что такое историческая память?
Западное Подмосковье. Крепость христианской веры — Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

Как понимали на Святой Руси цель христианской жизни? Из источников христианской духовной культуры. Преображение Господне. Христианские добродетели и святость. Два подхода в понимании монашеского подвига. Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Для чего человеку нужно просвещение? Из истории Иосифо-Волоцкого монастыря. О цели христианской жизни рассказывает великий русский святой преподобный Серафим Саровский. Современная духовная поэзия о смысле жизни, совести, христианских добродетелях. Христианские мотивы в творчестве русских поэтов и композиторов А.К. Толстого, Н.С. Гумилева, С.И.Танеева, СВ. Рахманинова, П.И. Чайковского и др.
Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона. В чем заключались ценности жизни христиан? Сокровища земные и небесные в истории русской и западноевропейской культуры. Совесть христианина как мера ценностей жизни. Патриарх Никон. Царь Алексей Михайлович. Власть церковная и власть светская. Симфония власти. Реформа Патриарха Никона. Почему возникли разногласия Патриарха и царя? История создания Новоиерусалимского монастыря. О чем хотел напомнить русским людям устроением обители Патриарх Никон? Образ Святого града Иерусалима на русской земле. Из источников христианской духовной культуры. Как людям войти в Царство Небесное? Отражение смысла христианской жизни в русской поэзии и прозе. Книжная духовная культура в жизни православныххристиан России. Ценности жизни современного человека.
Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины. О духовных ценностях жизни великомученицы Екатерины. Из источников христианской духовной культуры. Притча о драгоценной жемчужине. Какую красоту, рукотворную или нерукотворную искала святая Екатерина? Какие заповеди выполнила в своей жизни святая великомученица Екатерина? Христианская мудрость. Русские поэты размышляют о человеческой мудрости. Мудрые буквы церковнославянской азбуки. Культурный человек. Путешествие по святым местам. Два монастыря в честь великомученицы Екатерины — на Синае и в Подмосковье. История подмосковного монастыря. Святыни монастыря и его архитектурно-художественный комплекс.

Западное Подмосковье. Бородинский Спас.

История одной семьи и одного монастыря. О защитниках Отечества. Русские монастыри и русские войны. Воинский подвиг. Русские писатели о чудотворной Смоленской иконе Божией Матери на Бородинском поле. Почитание памяти павших в войне 1812 года. О чем рассказывают слова псалма царя Давида, выбитые на памятных медалях императора Александра I? Наше культурное наследие размышление М.Ю. Лермонтова о Промысле Божием в войне 1812 года. Храм Христа Спасителя в Москве. Путешествие по святым местам родной земли. История Спасо-Бородинского монастыря и семьи Тучковых. Памятники православной культуры Подмосковья, связанные с именами святых, героев Отечества.

Новомученики и Исповедники земли Российской. Разрушение духовной культуры, традиций государственной власти, христианских традиций семейной жизни в России в 20 веке. Убийство Царской семьи. Святые страстотерпцы. Гонения на Церковь. Святой Патриарх Тихон. Разрушение памятников христианской культуры. Новые святые России. Из источников христианской духовной культуры — Крест и Воскресение Христово. Что связывает события Священной истории и события русской истории 20 века? Что такое христианский подвиг? Русские поэты размышляют о христианском подвиге. Христианские добродетели терпение и любви как проявление христианского подвига. Христианский смысл библейского Выражения «Мне отмщение и Аз воздам» и последних слов императора- страстотерпца «Не зло победит зло, но только любовь». Русская Голгофа. Система лагерей ГУЛАГ. Новомученики и Исповедники христианской веры на землях Подмосковья. Представление иконы «Собор Новомучеников и исповедников Российских». Разрушенные и возрожденные святыни на землях Подмосковья. Историческая память.

Иконы Божией Матери в истории христианской православной культуры Подмосковья.

Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской духовной культуры. Земная жизнь Пресвятой Богородицы. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Державная», «Феодоровская» иконы Божией Матери. Икона «Покров Пресвятой Богородицы». Из источников христианской духовной культуры — история праздника Покрова Божией Матери и его отражение в русской литературе. Храмы Подмосковья в честь икон Богородицы.духовные плоды христианской жизни. Какого человека можно назвать культурным?

Выставка по маршрутам духовного краеведения: «Христианская православная культура на землях родного Подмосковья».

Календарно-тематическое планирование в 8 «Б» классе

05.11-09.11

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовное краеведение Подмосковья». К/р

Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.

Южное Подмосковье.

Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и Преподобный Сергий Радонежский.

Восточное Подмосковье.

Святая Угреша и великий князь Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.

Юго-Восточное Подмосковье.

Святыни Коломенской земли

Западное Подмосковье.

Крепость христианской веры Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины

Храмы Домодедовского округа..

Западное Подмосковье.

Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря

Новомученики и Исповедники земли Российской

Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья

Северное Подмосковье.

К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому

Западное Подмосковье.

К Звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Сторожевскому

Повторительно-обобщающий урок по теме «Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл». К/р

И Т О Г О:

34 часа

Календарно-тематическое планирование в 8 «В» классе

05.11-09.11

Религиозная живопись. Как разговаривает икона?

Письменные источники христианской православной культуры. Церковнославянский язык

Повторительно-обобщающий урок по теме «Духовное краеведение Подмосковья». К/р

Часть 2. Христианская культура на землях Подмосковья: образы и духовный смысл.

Южное Подмосковье.

Серпуховской князь Владимир Андреевич Храбрый и Преподобный Сергий Радонежский.

Восточное Подмосковье.

Святая Угреша и великий князь Димитрий Донской. Николо-Угрешский монастырь

Северное Подмосковье. Святыни Дмитровской земли.

Святые князья Борис и Глеб. Борисоглебский монастырь.

Юго-Восточное Подмосковье.

Святыни Коломенской земли

Западное Подмосковье.

Крепость христианской веры Иосифо-Волоцкий монастырь в истории Московского края.

Западное Подмосковье. Русский Иерусалим Патриарха Никона

Южное Подмосковье. Подмосковный Синай. Монастырь в честь святой Екатерины

Храмы Домодедовского округа..

Западное Подмосковье.

Бородинский Спас. История одной семьи и одного монастыря

Новомученики и Исповедники земли Российской

Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Подмосковья

Северное Подмосковье.

К игумену Русской земли — преподобному Сергию Радонежскому

Западное Подмосковье.

К Звенигородскому чудотворцу преподобному Савве Сторожевскому

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *