Что такое индивидуальный жилой дом градостроительный кодекс?

  • автор:

Понятие «объект индивидуального жилищного строительства» предлагается приравнять к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»

Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 302153-7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части упрощения строительства объектов индивидуального жилищного строительства, совершенствования механизма государственного строительного надзора и сноса объектов капитального строительства)», внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 21 декабря 2017 года

Предложенными Правительством РФ поправками предлагается, в том числе:

ввести в Градостроительный кодекс РФ понятие «объект индивидуального жилищного строительства» (это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не подлежит разделу на самостоятельные объекты недвижимости), и приравнивание данного понятия к понятиям «жилой дом», «индивидуальный жилой дом»;

исключить необходимость подготовки проектной документации при строительстве, реконструкции объекта ИЖС, садового дома (застройщик вправе по собственной инициативе обеспечить подготовку проектной документации применительно к указанному объекту, дому);

определить порядок принятия решений о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, обеспечении сноса самовольных построек или их приведении в соответствие с установленными требованиями;

предусмотреть, что (в случае если это установлено законом субъекта РФ) обязательным приложением к градостроительному плану земельного участка в случае его выдачи в электронной форме являются материалы и результаты ранее проведенных инженерных изысканий, содержащиеся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа;

расширить основания для приостановления регистрации прав на недвижимое имущество регистратором (в том числе если в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенного, реконструированного объекта ИЖС, садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство);

предусмотреть, что до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета или государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемом строительстве указанных объектов и уведомлений об окончании строительства таких объектов.

Новый порядок оформления прав на индивидуальные жилые и садовые дома с 2019 года

Итак, с 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты, упрощающие строительство индивидуальных жилых домов и государственную регистрацию прав на них.

1) Уточняется определение объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) и устанавливаются допустимые предельные параметры его строительства.

В настоящее время п. 39 ст. 1 Градостроительного кодекса относит к объекту ИЖС отдельно стоящее здание:

— с количеством надземных этажей не более чем три,

  • высотой не более 20 метров,

— которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и

  • не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (что согласуется с положениями ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации о не допустимости кадастрового учета и регистрации права собственности на помещение в жилом доме или в жилом строении).

2) На строительство или реконструкцию объектов ИЖС, садового дома не требуется получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Вместо этого вводятся положения о направлении лицом, осуществляющим строительство, в орган, уполномоченный на выдачу разрешения на строительство, уведомления о планируемом строительстве или реконструкции (п.1.1 ч.17 ст. 51, ст. 51.1 Градостроительного кодекса) и уведомления об окончании строительства или реконструкции (ст.55 Градостроительного кодекса).

После получения уведомления о планируемом строительстве, об окончании строительства, уполномоченный орган проводит проверку соответствия параметров объекта градостроительной документации и направляет гражданину (застройщику) соответствующее уведомление о соответствии либо о несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.

3) Постановка построенного объекта ИЖС, садового дома на государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на него осуществляются по заявлению органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство (п. 1.1. ч. 1 ст. 15 Закона о регистрации).

Установлена обязанность указанного органа в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции (в случае соответствия построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности) направлять в электронной форме в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом (ч. 1.2 ст. 19, ч. 11.1 ст. 24Закона о регистрации).

Технический план объекта и сведения об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права должны быть приложены застройщиком к уведомлению об окончании строительства.

В случае ненаправления в установленный срок уполномоченным органом такого заявления и необходимых документов, застройщик вправе подать заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом самостоятельно.

4) Технический план объекта ИЖС или садового дома подготавливается на основании декларации об объекте и уведомления застройщика о планируемых строительстве или реконструкции, а также уведомления органа, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство, в адрес застройщика о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве (реконструкции) параметров объекта ИЖС или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, к иным градостроительным требованиям.

Согласно переходным положениям Федерального закона №340-ФЗ (ст.16):

  • если до 04.08.2018 подано заявление о выдаче разрешения на строительство объекта ИЖС, выдача такого разрешения осуществляется в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса (в редакции, действовавшей до 04.08.2018) и направление уведомления о планируемом строительстве или реконструкции в соответствии со ст. 51.1 Градостроительного кодекса не требуется. В этом случае, а также если разрешение на строительство объекта ИЖС получено до 04.08.2018, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. Об окончании строительства или реконструкции объекта ИЖС застройщик уведомляет орган, выдавший разрешение на строительство, в соответствии с ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса.

В приведенных случаях сведения об объекте ИЖС, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании разрешения на строительство, проектной документации такого объекта (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости (в случае, если проектная документация не изготавливалась);

— до 1 марта 2019 года допускается осуществление кадастрового учета и (или) регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов;

  • правообладатель дачного или садового земельного участка либо предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, на которых до 04.08.2018 начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС, вправе до 1 марта 2019 года направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта ИЖС. При этом применяются положения ст.51.1, ч.ч.16 — 21 ст.55 Градостроительного кодекса. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется. При этом кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты осуществляются по правилам государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты ИЖС, садовые дома, предусмотренные Законом о регистрации в редакции Федерального закона №340-ФЗ.

II. С 4 августа 2018 изменениями, внесенными Федеральным законом от 03.08.2018 №342-ФЗ в статью 1 Градостроительного кодекс РФ уточняется понятие объекта капитального строительства. Теперь прямо указано, что к таким объектам не относятся неотделимые улучшения земельного участка (замощение, покрытие и другие).

Введено понятие

некапитальных строений и сооружений. К ним относятся строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений).

Органы государственной власти в области градостроительной деятельности наделяются полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям.

Индивидуальный или многовкартирный жилой дом

Интересное решение суда. Гражданам отказано в признании дома многоквартирным, оказалось это не так просто…

Дело № 2-2033/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи: Галимовой Р.М.

при секретаре: Минцизбаевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Моисеевой Л.С., Нурулина Р.К., ЧекаловойО.Н., Толдиной Н.А., Зарубина М.А., Агафоновой И.В., Архиповой Е.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, администрации г.Магнитогорска о признании жилого дома многоквартирным, прекращении права общей долевой собственности на дом, отмене записи о государственной регистрации прав, признании права собственности

УСТАНОВИЛ :

Моисеева Л.С., Нурулин Р.К., Чекалова О.Н., Толдина Н.А., Зарубин М.А., Агафонова И.В., Архипова Е.В.обратились в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, в котором с учетом уточнений к иску просят признать жилой дом общей площадью 717,6кв.м. по адресу: г.Магнитогорск, <адрес> многоквартирным домом, прекратить право общей долевой собственности истцов на этот дом, отменить записи о государственной регистрации прав истцов и признать право собственности каждого истца на квартиры в этом доме: за Архиповой Е.В. — трехкомнатную квартиру № № общей площадью 100кв.м., на однокомнатную квартиру № № общей площадью 55,2кв.м. и однокомнатную квартиру № № общей площадью 45,4кв.м., за Агафоновой И.В. — на двухкомнатную квартиру № № общей площадью 57,5кв.м., за Моисеевой Л.С. – на трехкомнатную квартиру № № общей площадью 126,1кв.м., за Нурулиным Р.К. – на однокомнатную квартиру № № общей площадью 47,5кв.м., за Зарубиным М.А. – на однокомнатную квартиру № № общей площадью 38,1кв.м., за Толдиной Н.А. — на трехкомнатную квартиру № № общей площадью 121,5кв.м., за Чекаловой О.Н. — на однокомнатную квартиру № № общей площадью 37,6кв.м.(л.д.139-141 том 1).

В обоснование иска истцы указали, что на основании договоров купли-продажи являются участниками долевой собственности на указанный дом: Архипова Е.В. – 8/100 и 23/100долей в праве, Агафонова И.В. – 10/100долей, Моисеева Л.С. — 20/100, Нурулин Р.К. — 7/100, Зарубин М.А. — 6/100, Толдина Н.А. – 20/100, Чекалова О.Н. — 6/100долей. Фактически истцы пользуются и владеют структурно обособленными помещениями, которые являются квартирами, из техпаспорта от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что дом многоквартирный, квартиры имеют выходы на земельный участок, истцы достигли соглашения о прекращении права общей долевой собственности и выделе долей из общего имущества, но по их заявлению от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра сообщением от ДД.ММ.ГГГГ отказало в прекращении права общей долевой собственности в связи с непредставлением документов об изменении статуса индивидуального жилого дома на многоквартирный.

В судебном заседании представитель истцов по доверенностям(л.д.7-13) Хасанова Г.К. настаивала на исковых требованиях.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Дяденко К.А. по доверенности (л.д.101) иск не признала, пояснив, что Управление Росреестра не является надлежащим ответчиком, так как их отказ в регистрации не обжалуется, причины отказа в регистрации были указаны в уведомлении, для регистрации права собственности истцов на квартиры нужно изменить статус дома и истцам необходимо подать заявление в администрацию города для изменения статуса земельного участка.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве соответчика администрации г.Магнитогорска Бессонова Н.В. по доверенности (л.д.99) иск не признала, пояснив, что разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома на многоквартирный администрацией города не выдавалось, необходимо представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию при проведении реконструкции дома, документов об изменении статуса дома нет, это здание является самовольной постройкой, истцы не обратились в администрацию для проведения публичных слушаний для получения вида разрешенного использования земельного участка – условной разрешенный, попыток получения разрешения на реконструкцию не предпринято, в экспертном заключении не указано, что имеется техническая возможность выделения изолированных квартир.

Истцы, представитель привлеченного к участию в деле в качестве 3 лица ОГУП «ОблЦТИ» при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела участия в судебном заседании не принимали, извещены повестками, истцы представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.87 том 1, л.д. 58-65 том 2).

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие истцов и 3 лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела в судебном заседании, суд находит иск не подлежащим удовлетворению.

Указанный дом состоит из 2 этажей и мансарды.

Земельный участок по этому же адресу имеет площадь 309кв.м., категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под жилую застройку, отнесен к зоне Ж-4 «зона индивидуальной жилой застройки».

Таким образом, на момент рассмотрения дела доли истцов в праве собственности на жилой дом соответствуют их долям в праве собственности на земельный участок, на котором расположен жилой дом.

По техническому паспорту от ДД.ММ.ГГГГ дом по <адрес> в г.Магнитогорске представлял собой индивидуальный жилой дом (л.д.195-204 том 1), при составлении технического паспорта ДД.ММ.ГГГГ Федеральным БТИ было установлено, что дом фактически представляет собой многоквартирный дом, состоящий из 9 квартир(л.д.64-79 том 1), ДД.ММ.ГГГГ составлены технические паспорта на каждую квартиру(л.д.246-251 том 1, л.д.1-48 том 2).

При этом разрешения на реконструкцию индивидуального жилого дома по <адрес> в г.Магнитогорске в администрации г.Магнитогорска ни истцами, ни прежними собственниками дома получено не было.

В ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации прекращения права общей долевой собственности на указанный жилой дом, письменными сообщениями от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в такой регистрации по тем основаниям, что администрацией не выдавалось разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома по<адрес> под многоквартирный дом, разрешение о переводе земельного участка по этому же адресу из одной зоны в другую не предоставлялось, решение об изменении вида объекта недвижимого имущества на многоквартирный дом органом местного самоуправления не принималось(л.д. 14-45 том 1).

Экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что состояние основных несущих и ограждающих конструкций жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г.Магнитогорск,<адрес> оценивается как работоспособное. Эксплуатация нежилого жилого дома не создает угрозу для жизни и здоровья людей. Площади квартир соответствуют идеальным долям собственников. Индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: г.Магнитогорск, <адрес> обладает признаками многоквартирного дома. Лицами, составившими заключение, даны рекомендации по использованию дома: не допускать наличия снегового покрова более 140 кг/кв.м. на кровле здания (производить своевременную очистку) и другие(л.д.160-189 том 1).

Экспертным заключением ООО «<данные изъяты>» № № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в результате реконструкции дома по адресу: г.Магнитогорск, <адрес> не были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил. Такая реконструкции не создает угрозу жизни и здоровью людей(л.д.49-57 том 2).

ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к начальнику управления архитектуры и градостроительства администрации г.Магнитогорска с заявлением о предоставлении дубликата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, сообщении о перечне документов, подтверждающих изменение статуса жилого дома на многоквартирный, о возможности признания дома по <адрес> в г.Магнитогорске многоквартирным(л.д.232-233 том 1).

Письмом начальника управления архитектуры и градостроительства администрации г.Магнитогорска отДД.ММ.ГГГГ истцам было разъяснено, что разрешение на ввод индивидуального жилого дома по <адрес> в г.Магнитогорске администрацией не выдавалось, для прекращения права общей долевой собственности необходимо подать заявление в администрацию города на проведение публичных слушаний, чтобы получить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка – строительство (реконструкция) многоквартирного жилого дома 3-4этажей, после результатов публичных слушаний подать заявление в МФЦ на реконструкцию индивидуального жилого дома на многоквартирный, для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подать заявление с приложением документов согласно ч.3 ст.55 ГрК РФ(л.д.234 том 1).

Соответствующие заявления и документы, о которых было сообщено администрацией в указанном письме, истцы в администрацию города не подали.

Как пояснила представитель истцов, необходимости в этом нет, поскольку экспертным заключением подтверждено отсутствие нарушений, истцы приобрели доли уже после реконструкции дома и представить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не смогут.

В силу п.6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47) (с изменениями от 2 августа 2007 г.) многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

В силу ст.2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о

градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.

Согласно ч.1,2,3 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ разрешенное

использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ч.1,2,3 ст. 39 Градостроительного Кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.

В силу ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

В силу ч.2 ст.3 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 18 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 19 июля 2011 г.) Разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.

Определение перечня объектов, для строительства которых не требуется разрешение на строительство, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

В силу п.п.8 п.1 ст.1 Земельного Кодекса РФ Настоящий Кодекс и

изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу п.п.2 п.1 ст.40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет

право: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не

являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Поскольку предусмотренное вышеуказанными нормами Градостроительного Кодекса РФ разрешение на реконструкцию индивидуального жилого дома по <адрес> в г.Магнитогорске не было получено до проведения такой реконструкции, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст.222 ГК РФ, согласно которой самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.

В силу п.п.1,2 ст.252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.

Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования не являются обоснованными, права истцов не нарушены и не подлежат судебной защите, поскольку истцы не предпринимают никаких мер к тому, чтобы получить разрешение на реконструкцию спорного дома в многоквартирный, администрацией г.Магнитогорска истцам был разъяснен порядок получения такого разрешения, однако с соответствующими заявлениями истцы не обратились, органом местного самоуправления не было отказано в удовлетворении заявления истцов.

Управление Росреестра является регистрирующим органом и не вправе самостоятельно принимать решение о реконструкции домов, об изменении вида землепользования, поэтому отказом регистрирующего органа при непредоставлении истцами необходимых для регистрации документов права истцов не нарушаются.

При этом суд учитывает, что для изменения вида разрешенного землепользования на условно разрешенный в свою очередь для реконструкции 2-этажного дома на 3-этажный с изменением внутренних конструкций требуется проведений публичных слушаний по заявлению истцов, истцы не подают заявление, не считая это нужным. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст.31 и 32 ГрК РФ, устанавливающими обязательность согласительных процедур с представительным органом местного самоуправления.

Доказательств изменения вида разрешенного использования в порядке, предусмотренном законодательством, истцами не представлено.

В компетенцию суда не входит признание дома многоквартирным. Такие решения вправе принимать орган местного самоуправления в определенном порядке, истцами этот порядок не соблюден, при этом истцам ничто не препятствует обратиться в орган местного самоуправления с соответствующими заявлениями и имеющимися документами.

Поэтому у суда отсутствуют законные основания для признания дома по <адрес> в г.Магнитогорске многоквартирным и соответственно, прекращения права общей долевой собственности истцов на дом с отменой государственной регистрации прав истцов и признания за истцами права собственности на отдельные квартиры в указанном доме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Моисеевой Л.С., Нурулина Р.К., Чекаловой О.Н., Толдиной Н.А., ЗарубинаМ.А., Агафоновой И.В., Архиповой В.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, администрации г.Магнитогорска о признании жилого дома многоквартирным, прекращении права общей долевой собственности на дом, отмене записи о государственной регистрации прав, признании права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней с момента принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение Ленинского районного суда г. Магнитогорска от ДД.ММ.ГГГГ изменить.

Исключить из мотивировочной части решения суда вывод суда о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ст. 222 ГК РФ.

Если два жилых дома построены на одном земельном участке, то получится ли оформить право собственности на второй дом? Разберемся в этой заметке.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. № 540) вид разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» предполагает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Вид разрешенного использования земельного участка «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» предусматривает размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (то есть «Для индивидуального жилищного строительства»); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.

На земельных участках с видом разрешенного использования «Ведение садоводства» разрешается осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 (то есть «Для индивидуального жилищного строительства»), хозяйственных построек и гаражей.

В описании названных видов разрешенного использования земельных участков указано на размещение жилого дома в единственном числе. Из-за этого на практике могут возникать сложности с правильным пониманием того, можно ли на одном земельном участке построить два дома.

В ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» указано, что приусадебный земельный участок используется, в том числе для возведения жилого дома (в единственном числе).

В то же время в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сказано, что на садовом земельном участке у граждан имеется право размещения садовых домов, жилых домов (во множественном числе).

Вместе с тем надо понимать, что все приведенные выше нормативные акты на самом деле не регулируют вопрос количества жилых домов, размещаемых на земельном участке, и не запрещают строить два и более дома на одном участке.

По одному из споров в определении Верховного Суда РФ от 16 октября 2018 г. № 5-КГ18-206 по делу о признании права собственности на самовольную постройку указано следующее: «Разрешая спор по существу и отказывая З… в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», пришел к выводу о том, что на земельном участке с разрешенным видом использования «для личного подсобного хозяйства», допускается возведение единственного жилого дома.
С данным выводом суда первой инстанции согласился и суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит вывод судов первой и апелляционной инстанции не соответствующим требованиям закона.
… Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков.
Данным классификатором, в том числе предусмотрены следующие виды разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений); для ведения личного подсобного хозяйства (размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания и высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных).
Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», а также Приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540 устанавливаются пределы эксплуатации земельных участков с позиции вида разрешенного использования. При этом вопросы, связанные с определением количества жилых объектов, возведение которых допускается на земельном участке, ими не регулируется».

В соответствии с ч. 2 ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе градостроительные регламенты. Согласно ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в частности, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Пунктом 4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ установлено, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Именно максимальный процент застройки земельного участка применительно к каждому конкретному случаю имеет определяющее значение для решения вопроса о возможности построить два и более жилых дома или иных строений на одном земельном участке.

Нужна помощь по этой теме? Записывайтесь на прием по тел.: +7 906 074 76 14.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Как разделить участок ИЖС на двоих и построить два дома?

— Можно участок под ИЖС (10 соток), находящийся в собственности, разделить на двух собственников и построить на нем два жилых дома, оформить эти дома и прописаться в них?

Отвечает руководитель проекта «Истринская долина» Михаил Африканов:

Это возможно, но при соблюдении некоторых условий. После раздела у каждого из двух собственников должен остаться участок размером не менее минимального. Минимальный размер устанавливается местными властями на основании федерального законодательства и с учетом возможностей и специфических особенностей региона. В основном, это 6 соток, однако некоторые регионы уменьшили эту норму до 4 соток. После оформления собственности на земельные участки можно распоряжаться ими по своему усмотрению.

Можно ли продать три сотки из шести в СНТ?

Как выделить и продать 1/4 дома и земли?

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Существуют требования по минимальному предельному размеру земельного участка, предназначенного для строительства, в зависимости от локации, в которой расположен данный участок. Например, в Дмитровском районе такой участок (10 соток) можно разделить на две части.

Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Валерия Пономарева:

Для этого необходимо выделить ½ доли земельного участка. Например, Вы можете ее подарить или разделить с супругой/бывшим супругом, составив соглашение о разделе совместно нажитого имущества (даже если по факту оно не является таковым). После этого доли из совместной собственности можно выделить в натуре. Либо Вы можете промежевать свой участок с помощью кадастрового инженера, сформировать два новых равных, если это допускают правила землепользования территории, и подарить/продать один из вновь образованных участков другому лицу.

Жилые дома Вы можете возвести, но при соблюдении правил застройки территории и градостроительных и строительных норм для жилых домов. Разрешение в данном случае не потребуется. Необходимо лишь направить уведомление в администрацию о начале и завершении строительства. После регистрации права собственности на этот жилой дом Вы сможете получить там регистрацию.

Как выделить часть дома и земли из общей собственности?

Развожусь с мужем-пенсионером, как делить дом?

Отвечает генеральный директор-аудитор ООО «Форос Аудит» Елена Васильева:

Да, можно, при условии, что вновь образованные наделы будут соответствовать минимальной площади, установленной в регионе. Для разделения участка необходимо будет провести процедуру межевания, поставить оба участка на кадастровый учет и переоформить их на новых собственников.

Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):

Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Под распоряжением понимается, что собственник может продать, подарить, обменять или разделить (при наличии такой возможности) имущество по своему усмотрению. Поэтому при наличии такой возможности (когда конфигурация и размер земельного участка позволяют) Вы сможете разделить свой участок на два.

Каждому вновь образованному участку будет присвоен новый кадастровый номер. При наличии такой возможности (по конфигурации и размеру вновь образованных участков) Вы сможете построить на них по жилому дому и в дальнейшем зарегистрироваться в них. Вам будет нужно взять разрешение на строительство в управлении архитектуры своего города, заказать проект и соблюсти его при строительстве.

Как выделить свою долю собственности – земли и дома?

10 фактов о совместной и долевой собственности на жилье

Отвечает генеральный директор компании «Удача» Дмитрий Степанов:

Если мы говорим об ИЖС, то, вероятнее всего, речь идет о землях, в отношении которых устанавливаются правила землепользования и застройки. Именно эти правила и определяют минимально допустимые размеры земельных участков и предельные параметры строительства (ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 30, 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Так, например, Правила землепользования и застройки г. о. Рошаль Московской области определяют минимальный размер участка под ИЖС не менее 300 кв. метров (3 соток). При этом необходимо учитывать, что площадь застройки не должна превышать 40% от общей площади участка, а минимальные отступы от границ участка до объекта строительства должны составлять не менее 3 метров.

То есть, как видно, односложного ответа на вопрос о возможности раздела участка и его использования по назначению не предполагается. Все зависит от того, что Вы собираетесь строить и какие предельные (минимальные и максимальные) параметры строительства определены в Вашем муниципальном районе. Относительно возможности прописки: главным критерием в данном случае является пригодность жилого дома для постоянного проживания в соответствии с установленными санитарно-гигиеническими нормами.

Текст подготовила Мария Гуреева

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Инструкция: как купить дачу с землей?

Какие права и обязанности у собственников земли?

В документах на мой участок появился запрет на строительство. Как так?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *