Что нужно для открытия учебного центра?

  • автор:

Проект по развитиюучебных центров

Как открыть учебный центр без лицензии

Для начала прочитайте статью «Как открыть учебный центр с нуля», где дается пошаговая инструкция по запуску ваших курсов и тестированию спроса.

К нам часто обращаются коллеги с вопросом о лицензировании.

Часто законы написаны языком, который сложно понять неподготовленному.

Поэтому, мы попросили экспертов по лицензированию учебных центров Елену Белоусову и Евгению Арсеньеву написать статью о том — какая деятельность сейчас не попадает под лицензирование.

ВНИМАНИЕ! Проверяйте актуальность законодательства на дату прочтения статьи. Написана статья 16.07.2016

Авторы:

Елена Белоусова.

Эксперт современного законодательства в сфере образования. Заместитель директора частного образовательного учреждения. Имеет большой практический опыт разработки, оценки и реализации коррекционных и развивающих программ для детей дошкольного возраста

Евгения Арсеньева. Директор и учредитель частного образовательного учреждения с 2000 года, специалист в области финансовых, правовых (лицензионных, договорных и иных юридических) вопросах в сфере дополнительного образования. Практический опыт получения лицензии и общения с Роспотребнадзором и иными организациями 15 лет.

Статья:

Что может учебный центр осуществлять без лицензии?

С выходом нового закона об образовании (ФЗ-273) образовательная деятельность в обязательном порядке должна быть лицензирована (ст.91 ФЗ-273) вне зависимости от того, какой ОКВЭД Вы зарегистрировали. И, если в своём учебном центре Вы планово и систематично оказываете населению образовательно-обучающие услуги, т. е. реализуете какие-либо образовательные программы той или иной направленности, Вы должны иметь Лицензию на право осуществления этой деятельности.

Таким образом, теперь без Лицензии вы не можете вести деятельность в формате кружков, студий, секций; не можете проводить курсы по подготовке к ЕГЭ, изучению иностранных языков, других предметов и дисциплин, каких-либо курсов по повышению квалификации и переподготовки кадров, обучению новым профессиям и пр. Вы вообще не можете проводить какие-либо обучающие курсы, поскольку данный формат деятельности в рамках новых ОКВЭДов – ОК 029-2014 (КДЕС ред.2), которые вступают в силу с 01.01.2017г., отнесён к разделу R – 85.41 «Образование дополнительное детей и взрослых» (подразделы: 85.41.1 «Образование в области спорта и отдыха», 85.41.2. «Образование в области культуры», 85.41.9. «Образование прочее, не включённое в другие группировки»)

А что же остаётся? Какой формат деятельности в нашем случае возможен без наличия Лицензии?

— это разовые мастер-классы любой направленности, на которые каждый раз необходимо заключать с клиентами отдельный, новый договор (например, МК для детей и взрослых «Изготовление мягкой игрушки своими руками», или МК для родителей «Особенности развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста» и т.п.);

— это разовые ознакомительные семинары/вебинары любой тематики, семинары по обмену опытом (например, «Вопросы использования технологии проектов в дошкольном образовании», «Новые функции программного обеспечения» и т.п.), которые могут быть направлены на ознакомление с новой методикой или технологией, с особенностями работы определенного оборудования и пр. и не предполагают получение (или повышение квалификации) по какой-либо специальности. После окончания такого семинара слушатель может получить свидетельство, подтверждающее только факт его участия в семинаре.

— это организация и проведение конференций, симпозиумов, слётов с различными тематическими выступлениями и докладами участников и т.п.;

— это различные виды информационно-консультационных (не обучающих!) услуг, оказываемых на возмездной основе;

— это всевозможные развлекательные мероприятия: дискотеки, шоу, интерактивные игры, квесты, просмотр спектаклей, организация конкурсов, выставок, проведение дней рождения и т.п. То есть, различный спектр услуг, который новыми ОКВЭДами отнесён к сфере культурно-развлекательного досуга клиентов и рассматривается в разделе R «Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений».

Вот тот спектр услуг, который по новому законодательству не относится к целенаправленной систематической образовательной деятельности по реализации образовательных программ и, следовательно, не требует получения Лицензии. А образовательная обучающая деятельность, которая теперь регламентируется как дополнительное образование детей и взрослых предусматривает её наличие.

Так любой формат кружковой деятельности по реализации общеразвивающих образовательных программ любой направленности и любые программы дополнительного профессионального образования (для курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки по любой специальности) вне сомнения в обязательном порядке требуют Лицензии.

Кроме того, теперь появился новый формат, отнесённый к образовательной деятельности. Приведём некоторые пункты из новых ОКВЭДов, регламентирующие формат образования и в других областях.

85.41.1 – Образование в области спорта и отдыха.

Эта группировка включает:

— спортивное обучение (баскетбол, бейсбол, крикет, футбол и т.д.)

— обучение в спортивных лагерях,

— обучение гимнастике,

— обучение в школах верховой езды,

— обучение плаванию,

— услуги профессиональных спортивных инструкторов, учителей, тренеров,

— обучение боевым искусствам, — обучение йоге.

85.41.2 – Образование в области культуры.

Эта группировка включает:

— предоставление обучения в сфере искусств, драмы и музыки,

— занятия с учителем по фортепьяно и др. музыкальным инструментам,

— художественные школы,

— танцевальные занятия и студии,

— театральные кружки, школы (за исключением академических),

— школы изобразительных и других видов искусств (за исключением академических) и пр.

Организации, предоставляющие такое обучение, могут иметь название школы, студии, классы и т.д. Они, главным образом предоставляют пособия по обучению в качестве хобби, для отдыха, в целях саморазвития.

85.41.9 Образование дополнительное детей и взрослых прочее, не включённое в другие группировки.

Эта группировка включает:

— центры обучения, предлагающие коррекционные курсы, курсы по подготовке к экзаменам, обучение языкам, компьютерные курсы,

— дальнейшее образование, а также тренинги и курсы для различных профессий, хобби и занятий для личностного роста.

Таким образом, если реализуемая Вашим центром деятельность, лежит в плоскости приведённых выше форматов и является систематичной, целенаправленной и плановой, то Вам необходимо получение Лицензии на осуществление образовательной деятельности. Если же Ваш центр реализует что-то иное, отличное от этого, то Вы можете продолжать свою деятельность без Лицензии.

Вы можете обратиться за помощью в получении лицензии на образовательную деятельность к Евгении и Елене.

Страница Евгении в контакте

Группа в контакте по лицензированию

А также смотрите БЕСПЛАТНЫЙ вебинар о всем, что нужно знать для получения лицензии

Желаем вам еще больше довольных учеников!

ГлавУч. Учебный центр на отлично

Понравилась статья? Подпишитесь на наши обновления и получайте актуальную информацию по развитию учебных центров

  1. наталья:

    Странная статья! Называется «как открыть учебный центр без лицензии». И смысл статьи — НИКАК! если он учебный.

    • Алексей Беба:

      Да, Наталья.

      Практически так.

      Так что проще получить и жить спокойно)

  2. Ольга:

    Открыть учебный центр без лицензии возможно! В полном соответсвии с законодательством на 07.2016г. И я знаю как!

    • Алексей Беба:

      Ольга, поделитесь! Можно сюда или напишите мне на почту, пожалуйста beba@centr5.ru — с радостью опубликуем рекомендации

  3. Ольга:

    Алексей, все просто! В п.2 ст.91 ФЗ-273 сказано, что исключением из соискателей на лицензирование УЦ являются предприниматели, осуществляющие деятельность непосредственно. Если вы исчерпали все возможные способы получения лицензии, но понимаете что не проходите по нормам сэс, например, то можно зарегистрировать несколько своих преподавателей как ИП. Далее вы заключаете с ними договор (я это называю «для того, чтобы бумажка была») о том, что вы оказываете им услуги по привлечению клиентов, обеспечению канцтоварами и т.д., а они самозащиты непосредственно. Конечно, все тонкости здесь не опишешь, но основная суть такова. Если все сделать правильно, с юридической точки зрения вы работаете абсолютно легально.

    • Евгения:

      Мы описываем подобную схему в нашем бесплатном вебинаре. Вы сами пробовали так работать? Каждый преподаватель, т.е. ИП обязан соблюдать все действующее законодательство в сфере образования. Каждый иметь договор аренды на помещение и многое другое. Плюс оформление услуг с Вами на канцтовары, а значит снова налоги.
      Все, кому мы предлагали этот вариант, выбирали лицензирование.

      • Мария:

        Здравствуйте, скажите, пожалуйста. Но если я открываю просто ИП и по сути занимаюсь репетиторством в гордом одиночестве, мне ведь лицензия не нужна, правильно я понимаю?
        Заранее спасибо

  4. Алена:

    А мне думается, что Ольга предлагает очень даже рабочий вариант.
    все непрофильные расходы лягут на Центр (например на УСН 15%),
    а ИП (тренера/преподаватели) — основные требования соблюдает Центр — договор аренды с Центром, а многое другое или Центр в большей степени соблюдал, тогда все ОК, или нет…ну тогда, «семь бед, один ответ»
    К сожалению, лицензирование — это и недешево и ОЧЕНЬ непросто

  5. Сергей:

    Здравствуйте. Я планирую проводить занятия с детьми, но не по образовательной программе и не совсем систематически. Значит я осуществляю не образовательную деятельность и лицензия не нужна. Так какой оквэд выбрать. Футбольные занятия!!! Неужели, все кружки-танцы, футбол, и т.д. В нашем городе — все с лицензией?

    • Алексей Беба:

      Сергей, напишите напрямую специалисту — Евгении https://vk.com/arsjenya

  6. Ольга:

    Получается, если я организую развлекательные мероприятия, то мне не нужна лицензия? А если привлекаю помощников? Все равно не нужна?

    • Алексей Беба:

      Ольга, напишите, пожалуйста, напрямую эксперту Евгении https://vk.com/arsjenya

  7. Елена:

    Я веду платный кружок в КДУ, колькуляция подписана руководством, договора составлены, деньги сдаем регулярно и я получаю 50℅(без налога) за свою деятельность и состою в штате! Я должна иметь лицензию на эту деятельность (вокальный кружок) если я работаю в учреждении культуры?

    • Алексей Беба:

      Елена, у этого самого учреждения культуры должна быть лицензия. И туда они добавляют вашу программу.

  8. Наталья:

    Нужна ли мне лицензия,если я буду вести занятия индивидуально без привлечения других преподавателей?

    • Алексей Беба:

      Наталья, обратитесь, пожалуйста, к спикеру с таким вопросом — напрямую. Есть много нюансов.

Образовательный бизнес набирает популярность во всём мире. Тенденции развития технологий обязывают людей постоянно повышать квалификацию. Открытие учебного центра выгодное и рентабельное предприятие. Наряду со спросом на услуги в целом, компании испытывают потребность в современных оборудованных площадках.

Перед началом реализации проекта стоит внимательно изучить сильные и слабые стороны.

К плюсам ведения предпринимательства в сфере образовательных услуг относятся:

  1. Рентабельность от десяти до тридцати процентов.
  2. Короткие сроки окупаемости, иногда достигается в рамках шести месяцев.
  3. Постоянный спрос при привлечении грамотных и востребованных преподавателей.
  4. Стартовые вложения позволяют начать работу даже неопытному предпринимателю.
  5. Гибкость к спросу, а также вывод бизнеса на автономную основу.

Что касается базовых недостатков, то к ним относится необходимость поиска востребованных специалистов с квалификацией. Также стоимость услуг зависит от внешних условий, например, в городах ценник выше, но конкуренция, а в регионах низкие заработные платы.

Бизнес подвержен кризисам и перепадам в экономике. В сложные времена людям сложнее расставаться с деньгами, которые идут на повышение качества их знаний. Рассмотрим, как открыть учебный центр, который будет соответствовать требованиям времени и стандартам обучения.

Анализ преимуществ и недостатков бизнеса помогает определить перспективу реализации и выявить зоны, в которых целесообразно сделать акцент. Например, если предпринимательство подвержено колебаниям в структуре спроса, то надо заранее продумать пути изменения направлений.

Что такое современный учебный центр

В сознании не всех людей сегодня сформировалось представление о том, что собой представляет учебный центр. Ещё десятилетие назад под таким заведением понималось место, где предоставлялись академические образовательные услуги. В 2019 году учебный центр – площадка для взаимодействия экспертов и соискателей знаний. Ориентирован на проведение тренингов и предоставление консалтинговых услуг.

Существует два базовых направления в современном дополнительном образовании:

  • персонализированная работа с коучером;
  • В2В – использование возможностей центра для обучения сотрудников.

Второй вариант приносит большие прибыли, так как ввиду быстроты изменений в мире, компании готовы платить большие деньги за повышение квалификации персонала.

Одна из важных особенностей – профессионалы, нуждающиеся в актуальной информации готовы принимать участие в краткосрочных тренингах. Из-за динамики изменений они испытывают потребность в увеличении знаний, но не достаточно времени для самостоятельного поиска сведений. Им комфортнее обратиться к специалисту, который за деньги суммировал, отобрал и подготовил всю информацию.

Учебные центры актуальны для людей, чьи профессии обретают тесную связь с информационными технологиями. Постоянное обновление систем и программ вынуждает граждан, при желании сохранить рабочее место, обучаться нововведениям. Пошаговая инструкция по тому, как открыть детский центр, представлена ниже. Количество курсов определяет предприниматель.

Современный учебный центр – это заведение, в котором предоставляется актуальная информация в сжатом виде. Часть обучения предоставляется в онлайн формате, так как люди ограничены во времени.

Форматы учебного центра

Сегодня развивается два формата дополнительного образования: онлайн и оффлайн. Второй вариант, который предполагает классическую систему получения знаний, где лектор и слушатели находятся в одном помещении, будет рассмотрен детальнее.

Рассмотрим преимущества дистанционного обучения:

  1. Организация онлайн-тренингов менее затратна, нет необходимости в аренде помещения, покупке инструментария и базового оборудования.
  2. Допустимая низкая ценовая политика, что привлечёт большее количество клиентов.
  3. Шанс работать с представителями разных городов и даже стран как в отношении клиентов, так и экспертов.
  4. Люди обучаются в комфортных для них условиях, например, дома или во время перерыва на обед.

Что касается недостатков такого формата, то тождественны преимуществам оффлайн метода.

К ним относятся:

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

  • сложность в проведении моделирования и игровых тренингов;
  • невозможность проведения объективного тестирования знаний.

На обучения часто приходят люди, стремящиеся найти новые контакты, познакомиться с нужными людьми. Онлайн-формат тренингов лишает их такой возможности. Бизнес план учебного центра предполагает выбор формата работы, не стоит исключать вариант совмещения технологий.

При открытии учебного центра стоит учитывать потребности целевой аудитории. Если большинство предпочитает получение знаний дистанционно, рекомендуется включить этот пункт в перечень услуг.

Направления учебного центра

Перед открытием заведения стоит тщательно продумать направления для обучения, которые будут реализовываться в работе. Обучать людей допустимо всему, но не стоит распыляться на множество направлений одновременно. Но пренебрегать выгодными предложениями сотрудничества также не целесообразно, даже если тренинги не согласуются с основной тематикой.

Рассмотрим базовые особенности современного обучения в России, которые позволят спланировать работу:

  1. Свыше семи миллионов человек в России получают или когда-либо были задействованы в дополнительном образовании.
  2. Краткосрочные курсы более привлекательны для граждан, чем те, что длятся свыше одного месяца.

Рынок образовательных услуг равномерно разделён между подростками и специалистами, повышающими квалификацию.

Дополнительное обучение для подростков допустимо разделить на следующие направления:

  • подготовка к выпускным и вступительным экзаменам по профильным предметам;
  • языковое обучение, последнее время большую популярность набирают экзотические языки;
  • творческие студии, распространены среди детей младше четырнадцати лет.

Курсы для работающих специалистов базируются на сферах, где людям не хватает высшего образования для успешного выполнения должностных обязанностей. Постепенно в России набирает популярность распространённая в Европе концепция непрерывного образования. Предполагается, что человек в течение жизни совершенствуется и посещает тренинги по саморазвитию и профессиональному совершенствованию. Уточняя, как открыть курсы, отметим, что недостаточно выбрать направление, речь идёт о создании программ. Уточняя, как открыть школу бухгалтеров, отметим, что необходим спрос на услуги, по расчётам – это выгодно.

Нет универсального совета относительно выбора направления. Рекомендуется отдавать приоритет новым профессиям, сферам, где динамично развиваются технологии, а система образования отстаёт.

Как формировать штат сотрудников

Специалистов подбирать допустимо как на полный день, так и на частичную занятость. Второй вариант будет привлекательным для педагогов, а предпринимателю позволит сэкономить на ставке и получить максимум выгоды.

Помимо преподавателей потребуются следующие специалисты:

  • заместитель руководителя;
  • бухгалтер;
  • методист;
  • заведующий учебным отделом.

Что касается учителей, то опыт и квалификация зависит от направлений и специализации центра. Если речь идёт о работе со взрослыми сотрудниками, то целесообразно искать экспертов, а для работы с детишками важно наличие педагогического образования. Учебный центр стоит открыть по одной специализации, разброс в направлениях не вызывает доверия.

На начальном этапе допустимо ряд функций выполнять самостоятельно. Но вот специалистов искать надо сразу, для этого используются сайты по поиску работы, социальные сети и иные источники.

Как подобрать помещение

Выбор помещения для учебного центра не просто важный момент, но и первоочередной. Дело в том, что для открытия ООО потребуется предоставить юридический адрес. Помещение соответствует следующим критериям:

  1. Количество кабинетов равно направлениям работы либо согласовать график, чтобы курсы не пересекались.
  2. Отдельная зона для директора и административного состава.
  3. Холл, в котором легко расположится группа людей.

Удачно, если получится расположить гардероб и кафе. Как минимум надо установить кулер и автомат для кофе.

Стоит рассмотреть вариант аренды части действующего учебного заведения, например, школы или института. В идеале организовать отдельный вход, но даже вариант с попаданием через главный – подойдёт. Преимущество места в полностью оборудованных комнатах.

При выборе помещения стоит руководствоваться принципом доступности для клиентов. Если человеку надо пройти сквозь завод или стройку, чтобы попасть, то он предпочтёт другие курсы.

Учебный центр необязательно размещать в проходимых местах, но предпочтительно, чтобы он располагался вблизи метро. Так людям проще добираться.

Какое необходимо оборудование

Перечень оборудования зависит от наполненности выбранного посещения. Иногда требуется докупить технику в виде проектора, компьютеров и литературу.

Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Но если речь идёт о голых стенах, то необходимо приобрести мебель:

  • шкафы;
  • столы и стулья;
  • полки и стеллажи.

Не стоит брать дешёвые варианты техники, так как необходима бесперебойная работа систем и аппаратуры. Современные требования к образовательному аспекту предполагают оснащение центров высокоскоростным интернетом.

В зависимости от направлений деятельности потребуется и специализированное оборудование, например, наушники и аппаратура для занятий иностранным языком. Иногда нужны пособия, которые не продаются в общем доступе и заказываются у создателей из других стран.

Оборудовать помещение высокоскоростным интернетом необходимо. Также стоит позаботиться о современной учебной литературе, перед приобретением стоит посоветоваться со специалистами.

Как официально оформить

Чтобы заведение работало, а владелец не сталкивался со сложностями, важно оформить его в соответствии с правилами и стандартами.

При получении лицензии на образовательную деятельность, необходимо подготовить следующий перечень документов:

  • бумага, на которой указываются все образовательные программы, реализуемые на базе центра;
  • сведения о преподавателях учреждения с их уровнем образования и документацией, подтверждающей право на проведение обучений;
  • план помещений, соответствующих требованиям пожарной безопасности и вмещающих заявленное количество учащихся;
  • учебно-методические планы реализуемых курсов, а также документация и перечень технического оборудования, используемого в процессе обучения.

Документом является свидетельство о государственной регистрации центра, как вида бизнеса. Лучшей организационной формой станет ООО.

Учебному центру необходимо получить лицензию на ведение дела. Без неё работа заведения незаконная. Рекомендуется привлечь опытного юриста, который поможет в решении организационных моментов. Стоимость услуг составляет порядка тридцати тысяч рублей.

Обходным вариантом регистрации бизнеса является такая форма деятельности:

  1. Предприниматель заключает договор с каждым преподавателем, но не на образовательные услуги, а на аренду помещения.
  2. Тот, кто проводит обучение, заключает соглашение с учениками.

Применение технологии неоднозначно, так как, во-первых, она сложна и требует постоянного контроля в заключении и продлении договоров. Во-вторых, недопустима организация онлайн-бизнеса по подобной схеме. Приведённая техника отражает, как открыть учебный центр без получения лицензии.

Получение лицензии на ведение деятельности продолжительный и трудоёмкий процесс. Для простоты стоит обратиться в компанию, помогающую в оформлении. Это стоит денег, зато экономит время и силы.

Стартовый капитал и окупаемость

Рентабельность бизнеса зависит от ряда факторов. Предпринимателю потребуется вложить деньги в аренду помещения, заработную плату сотрудникам и закупку оборудования. Для подсчёта расходов целесообразно составить бизнес-план, указав, что требуется для открытия конкретного центра.

Рассмотрим несколько примеров статей расходов:

  1. Учебный зал – столы, стулья, интерактивная доска, компьютер, расходные материалы.
  2. Обучение парикмахеров – столики, зеркала, инструменты, расходники, в том числе шампуни, краски, перчатки.
  3. Детская развивающая комната – ковры, игрушки, развивающие игры, защитные механизмы для углов и розеток.

Несмотря на стартовые затраты бизнес относится к категории высоко маржинальных. Это связано с тем, что не требуется регулярной закупки сырья, что характерно для производства. Из получаемых доходов выплачивается заработная плата и аренда помещения. Разница между доходами и издержками – прибыль предпринимателя.

Окупается открытие образовательного центра за несколько лет. Бизнесмену необходимо постоянно создавать спрос на услуги, инвестировать в маркетинг и рекламу. Заключение договоров с коммерческими организациями, которые направляют сотрудников для повышения квалификации, ускорит процесс возврата стартовых вложений. Подобная схема отражает, как открыть образовательный центр.

Бизнес окупается быстро, если не затягивать с его раскруткой. Рекомендуется уже перед началом деятельности развернуть маркетинговую кампанию и найти преподавателей.

Учебный центр как бизнес представляет собой новое направление в образовательной индустрии. Спрос на услуги растёт ежедневно, а конкуренции немного. Для организации заведения предпринимателю необходимо решить, какой формат центра ближе, найти помещение, подобрать персонал и продумать стратегию продвижения услуг. Бизнес, в котором нет материального товара, гибок и подвижен. Предпринимателю проще среагировать на изменяющиеся условия рынка. Бизнес-идея о том, как открыть центр дополнительного образования для детей популярна среди бизнесменов.

Как открыть обучающие курсы в индустрии красоты?

Здравствуйте!

Если будете только сами вести образовательную деятельность тогда лицензия не нужна. Но такой вид деятельности должен быть указан в Вашем ОКВЭДе.

При осуществлении деятельности надо руководствоваться следующими нормами закона:

Статья 32. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
1. Индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников.
2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования,о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность.
3. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения. Физические лица, которые в соответствии с трудовым законодательством не допускаются к педагогической деятельности или отстраняются от работы, не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей.
4. Индивидуальный предприниматель до начала оказания платных образовательных услуг предоставляет обучающемуся, родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью и в случае привлечения им для осуществления образовательной деятельности педагогических работников информацию об их уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы.
5. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников им также предоставляется информация о лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Захотелось написать статью, которая была бы для меня реально полезная 8 лет назад, когда я сам начинал запускать свой учебный центр — студию актерских курсов.

Я тогда нашел много статей, о том, как открывать учебный центр. Но там было много о том, как выбирать коды статистики, как правильно оформляться и т.д. Но мало было конкретных шагов, которые я мог бы сделать прямо сразу — без вложений, особых знаний и т.д.

В память о своем начале и в помощь тем активным людям, которые хотят начать заниматься прекраснейшим делом — открыть учебный центр — эта статья.

Эта информация будет актуальна для начинающих предпринимателей, которые хотят открыть учебный центр по следующим направлениям:

  • центры детского развития
  • школы танцев
  • творческие курсы
  • школы йоги
  • тренинговые центры
  • языковые школы
  • курсы повышения квалификации
  • и т.д.

В этой статье не будет правил и аксиом из учебников по финансам, экономике и бизнесу. Здесь описаны только конкретные практические советы и наблюдения, рожденные из моего опыта запуска учебного центра с «нуля», запуска франшизы творческих студий и опыта сотен наших коллег и партнеров руководителей учебных центров из разных городов России и зарубежья.

ВНИМАНИЕ! Многие мысли вам могут не понравится. Если вы сторонник теоретических знаний — дальше читать не нужно. Этот материал вызовет массу противоречивых эмоций и возражений. Потом не пишите гневных комментариев — я вас предупредил.

Краткий обзор статьи:

Рассмотрим подробнее такие вопросы:

  • Основные ошибки на старте
  • С чего начать
  • Работа с базой
  • Первые клиенты
  • Укрупнение и первый персонал
  • Аренда
  • Дальнейшее развитие

Основные ошибки на старте

  • Написание подробного бизнес-плана. (В топку этот план!)

Хватит писать! Действуйте!

Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана. Когда вы уже будете делать свой не первый, а уже серьезный бизнес, и будете привлекать больших инвесторов, банкиров и т.д. — тогда бизнес-план актуален.

На начальном этапе — написание бизнес-плана похоже на вождение вилами по воде. Эфемерные показатели непонятных систем.

В общем, абсолютно не переживайте из-за бизнес-плана. Ниже опишу, как стартовать с реальных дел и сразу получать результаты, вместо траты массы времени и энергии на написание этого самого плана.

  • Поиск инвестора. (Тратьте свое!)

По статистике 95% первых бизнесов терпит крах. И поверьте, те, кто начинали эти самые 95%, также как и вы, не думали, что они в них попадут. А если такая вероятность провала — может лучше проваливаться так, чтобы остаться не с долгами, а с опытом? Бизнес образование самое дорогое.

И лучше придумайте (или читайте ниже) как начать работать с нулем, а не с заемными деньгами. Тогда позже, когда получите доступ к заемным средствам — будете уже распоряжаться ими с умом. Просто потратить деньги может каждый дурак. Лучше думайте о том, как их заработать.

  • Поиск большой идеи. (Ну и ищите, лежа на печи)

Я когда увольнялся с большой аудиторской корпорации, некоторые товарищи мне говорили, что тоже уволятся, вот только идею свою дождутся — и сразу уволятся. Прошло 7 лет — они все ждут и сетуют на огромную загруженность и несчастную жизнь.

Начинайте сразу заниматься тем, что в кайф. Иначе просто создадите себе «золотую клетку,» которую потом будет бросить намного сложнее, чем работу. Ведь это уже СВОЕ!

Начинайте с любой, даже самой банальной идеи. Нужно начать ДЕЙСТВОВАТЬ! В процессе уже идея догонит, если сейчас пока не пришла.

  • Больше внимание расходам (Игра в бизнесмена)

Арендовать офис; нанять сотрудников, менеджеров; сделать красивые визитки, буклеты; вбухать тучу денег в рекламу…

Проверьте себя — какие вы себе первые шаги представляете в вашем бизнесе? Шаги, которые приносят деньги, или шаги, которые эти деньги расходуют? Если второе — то НЕ ВЕРНО! Хватит думать о расходах. Повторяю в третий раз за эту статью (и повторю еще много раз) — думайте о том, как заработать с нулевыми затратами.

С чего начать?

  • Выберете интересную вам тему (А разве так можно?)

Не самую денежную, не самую модную, а ту, что вам нравится. Любите танцевать — супер! Начинайте. Любите рисовать — шикарно! Что нравится — в том и надо себя пробовать.

Только есть ОДНО УСЛОВИЕ!

Лев Толстой говорил об искусстве писателя: «Можешь не писать — не пиши»

Так вот стартовать учебный центр надо тогда, когда вы не можете его не стартовать! Если есть сомнения с темой и надо ли вам вообще это — не начинайте. Ведь это большая ответственность. Любой учебный центр изменяет мир вокруг себя. Изменяет людей. А если вы это делаете без фанатизма — лучше не надо.

  • Создайте бесплатный продукт. (Не халяву! А бесплатную пользу)

Дайте максимум пользы!

Сделайте мастер-класс, вебинар, тренинг, лекцию — что угодно. Какое-то мероприятие, где вы сможете показать свою экспертность. Причем участники этого события должны получить максимальную пользу! По закону сохранения энергии — чем больше вы отдаете — тем больше затем получаете.

  • Сообщите о бесплатном продукте друзьям (Первые счастливчики)

Разместите информацию о бесплатном продукте на своих страничках в социальных сетях. Приглашайте своих друзей и просите их привести своих друзей. Где и как проводить это мероприятие — будет описано ниже.

Также можете написать во все студенческие советы вашего города — они вам могут помочь привлечь еще больше посетителей.

Если ваша тема — больше для взрослой аудитории — ищите различные сообщества, ассоциации и т.д.

  • Проведите свое бесплатное мероприятие. (Неожиданно)

Проведите свой мастер-класс или вебинар.

Обязательно запишите его на видео или хотя бы аудио. Это будет вашим начальным материалом для наполнения контентом сайта, блога или странички в социальных сетях.

Провести мероприятие можно совершенно бесплатно — договаривайтесь. Вам в помощь различные анти-кафе, бесплатные площадки от Агентства по делам молодежи, тренинговые центры и т.д. Ищите и просите. Думайте — чем можете быть полезны хозяевам помещения. Как минимум — вы приводите новых людей в это помещение. А это серьезный актив.

  • Заведите блог на эту вашу тему (Это если попрет)

Если бесплатное занятие прошло хорошо — было интересно людям и (что намного важнее) ВАМ! — значит стоит эту тему дальше развивать.

Создайте простенький сайт или просто группу в социальных сетях и начинайте туда выкладывать контент по вашей теме. Первым контентом будет запись вашего бесплатного мероприятия. Из него можно сделать статьи, нарезку видео или аудио-роликов.

И не надо думать, что в этой вашей теме уже много конкурентов. О конкурентах вообще не думайте. Всегда найдутся люди, которым нравится именно ваша подача и ваш стиль преподавания. Верьте в себя.

  • Найдите партнеров в смежной теме. (Любой конкурент может стать партнером — вся разница в вашей голове)

Подумайте, у кого есть уже те же самые люди, которым интересна ваша тема?

Если вы занимаетесь курсами по похудению — то танцевальные школы для вас могут стать отличными партнерами. Сделайте там бесплатный мастер-класс по правильному питанию, и получите первых клиентов.

Всегда легче искать тех, кто уже занимается вашей темой и у кого есть база, чем строить базу с нуля самим.

А база — решает!

Работа с базой

Люди — наше все!

Бизнес учебных центров — это бизнес общения и активной работы с клиентами.

Если вы будете постоянно бегать в поисках тех, кому один раз продадите свой курс и бросите — вы быстро выдохнитесь.

Есть хорошая статистика, что существующему клиенту продать в 7 раз дешевле и проще, чем новому клиенту.

Так что с самого начала начинайте активно базу собирать и активно с ней работать.

У меня как раз в этом был прокол. Мы два года работали вообще не собирая контакты людей, которые к нам приходили. Сейчас я об этом сильно сожалею.

Повторяю еще раз — С САМОГО НАЧАЛА РАБОТЫ НАЧИНАЙТЕ СОБИРАТЬ БАЗУ! Собирайте е-мейл, телефон и имя всех ваших потенциальных клиентов. Это самый минимум, с которого стоит начать. Собирайте их хотя бы в excel. Если чувствуете в себе силы — осваивайте сразу CRM-систему. Это вам сильно облегчит жизнь. Найдите любую с начальным бесплатным функционалом и вперед!

И поймите — решает не количество человек в базе, а отношение с ними. Не надо просто записывать контакты и забывать о них. Регулярно присылайте полезные материалы по вашей теме. И иногда специальные хорошие предложения о покупке.

Первые клиенты

  • Первые продажи по своей и партнерской базе (Если все правильно делаете — то здесь вы начнете зарабатывать, не потратив еще ни рубля)

После ваших первых бесплатных мероприятий, у вас появилась небольшая база потенциальных клиентов.

Если вы действительно дали пользу на этих мероприятиях, будут те, кто захочет большего. Захотят купить. Вот им то вы и продаете свой первый платный продукт. Это может быть курс, тренинг, индивидуальное занятие — что хотите.

Например, хотите заниматься танцами — провели бесплатный мастер-класс в любой школе танцев, договорились с хозяином о почасовой аренде и в этом зале начинаете вести одну платную группу. Потом еще и еще и т.д.

  • Юридическое оформление (Лучше работать в «белую»)

На начальном этапе никто вас не будет арестовывать за первых учеников. Но я рекомендую сразу учиться работать в «белую», потому что потом все равно это придется вам сделать, а привыкать к меньшей марже будет сложно.

Так что вначале не нужно регистрировать юр. лицо — вы можете договориться работать на базе существующей компании. И так протестируете свою идею. Если все хорошо пойдет — уже откроете свою фирму или ИП.

Развитие и первый персонал

  • Своя фирма (Это уже круто!)

Вот только на этом этапе, когда вы протестировали идею, начали уже получать реальные деньги и будущее видится светлым — в этот момент начинайте регистрировать свою фирму.

Статистика закрывающихся фирм, о которой упоминал в начале этой статьи была бы совсем иной, если бы все сначала тестировали свои идеи на возможность заработка, и потом уже регистрировали фирму. Не повторяйте ошибок большинства. Тогда и результаты у вас будут не как у большинства)

  • Найм помощника (Вот вы и Босс!)

Ваш первый сотрудник — это помощник на пару часов в день. Можете брать студента или кого найдете. Просто напишите объявление на своих страничках в контакте, что ищите молодых интересных ребят, которые хотят уже начать работать, а не копаться в теории.

Самые простые задачи. Тут сложно дать советы — пока не наймете первого сотрудника — все равно не поймете их, и сделаете все неправильно. Но другого пути нет! Нанимайте помощника и начинайте свой бесконечный путь совершенствования лидерских качеств.

Аренда

Это вообще интересная тема. Многие поражают своими наполеоновскими желаниями (отмазками). Вот, говорят, когда у меня будет свой зал или даже здание — тогда я смогу нормально начать.

Мы начинали с разных полу-подвальных помещений с арендой по часам. И это же советую вам. В смысле не полу-подвальные помещения, а аренду по часам.

Собираете с учеников предоплату, с нее оплачиваете по часам аренду — и прекрасно. Переходить на помесячную оплату собственного зала имеет смысл ТОЛЬКО тогда, когда почасовая аренда нескольких залов стоит вам столько же, сколько стоит месячная аренда зала.

Именно в момент, когда вы точно знаете, что просто с текущим количеством учеников вы можете себе позволить свой зал — вот тогда арендуете свой зал.

Точно также подходите ко второму залу — сначала по часам, затем второй зал и т.д.

Дальнейшее развитие

То, что описано выше (до аренды зала помесячно) вполне можно сделать за месяц. Да да — за месяц. А вы сколько уже вынашиваете эту свою идею и мечту? Хватит вынашивать — рожайте уже. Пора.

И когда все эти этапы вы пройдете — то поймете, что стартовать без денег, без помещения и т.д. — это были самые маленькие проблемы на вашем пути. Дальше — больше. Но в этом то и все веселье! Как в компьютерной игре. Чем вы становитесь опытнее — тем сложнее уровни и страшнее соперники. Если это вас пугает — вы не предприниматель. А вот если зажигает интерес — то вы на верном пути.

И что же на этом пути вас ждет дальше?

  • Новые сотрудники (Сразу свыкнитесь с тем, что поиск хороших людей для вас станет делом всей жизни)

Будете нанимать новых преподавателей и веселиться, решая задачи — как их мотивировать работать лучше, как сделать так, чтобы не уводили группы и не уходили к конкурентам =)

Дальше администраторы — как снижать их текучку, как заставлять правильно общаться с клиентами, как продавать ваши услуги и т.д.

А когда подрастете — наймете зама или исполнительного директора. Как сделать так, чтобы он не увел бизнес, чтобы заботился о развитии также, как и вы…

  • Новые направления (Аппетит приходит во время еды)

Захотите открывать новые направления — появятся задачи — где брать время на эти направления, когда вы завязли в текучке, где брать деньги, где брать нормальных сотрудников????

  • ВИП направления (Уже интереснее)

Как не дрогнув брать с людей по 50, 100 тысяч рублей за месяц вашей работы. Такие задачи уже интереснее решать)

  • Автоматизация (УУУУ куда залезли)

Дальше вы начнете снижать человеческий фактор и работать над эффективностью бизнеса. Тут уже не обойтись без автоматизации — разных программ и сервисов. Масса интересного!!!

  • Масштабирование (Ееееееее)

И если все получилось на прошлых этапах — захочется большего! Новые филиалы, новые направления, новые города и т.д.

Но это все уже совсем другая история.

Надеюсь, я вас напугал.

Снова процитирую Толстого с небольшим изменением: «Можешь не запускать учебный центр — не запускай!»

Это очень сложный бизнес. Очень много завязано на общении. Но и безумно важный и интересный бизнес.

Каждый учебный центр — меняет мир к лучшему. Мы развиваем творческие способности, улучшаем здоровье, открываем границы через обучения разным языкам, помогаем сохранять семьи, отношения и душевное спокойствие… Мы делаем людей счастливее.

И я буду счастлив, если эта статья поможет открыться еще одному учебному центру, который сделает своих учеников более счастливыми.

Удачи вам, друзья!

Сохраните себе схему статьи, нажав СЮДА

P.S. Пишите свои вопросы в комментариях ниже — с удовольствием отвечу на них.

P.P.S. для тех, кому удобнее смотреть видео — я подготовил видео-версию этой статьи. А для тех, кому удобнее слушать — ниже найдете аудио-версию, которую можете скачать

Чтобы скачать АУДИО-версию статьи нажмите СЮДА

Алексей Беба.
Руководитель проекта «ГлавУч»
Руководитель творческой студии «Эволюция».

Желаем вам еще больше довольных учеников!

ГлавУч. Учебный центр на отлично

Понравилась статья? Подпишитесь на наши обновления и получайте актуальную информацию по развитию учебных центров

  1. Любовь:

    Доброго здравия, Алексей. Ваши работы оказались доступны мне совершенно случайно и очень своевременно. Я хочу открыть школу сметчиков. Я инженер-сметчик с большим стажем и часто ко мне обращаются за помощью. У меня есть помещение 20м2, свое ИП-был продуктовый магазин. Буду очень признательна, если дадите советы относительно организации такой школы!

    • Алексей Беба:

      Начните с разовых мастер-классов. И подумайте — у кого уже есть база сметчиков или тех, кто хочет ими стать. Чтобы не с нуля их собирать.

      МОжно партнериться с кем-то, кто продает специализированное оборудование или еще что-то, что необходимо для этой работы.

    • Мстислав:

      + Любовь. Профессия сметчик в числе некоторых других ( архивариус, стенографист, копирайтер ,турагент и др.) относится к устаревающим или профессиям-пенсионерам, согласно разработке-исследованию МШУ «Сколково» и Агентству стратегических инициатив.И перестанут быть востребованы в самое ближайшее время( до 2020 года)….

      «СМЕТЧИК -Задачи, выполняемые специалистами этой профессии,
      полностью переходят к интеллектуальным программам.
      Объем данных и их сложность возрастает, человеку
      становится сложно быстро и качественно обрабатывать
      подобный поток информации. В ближайшие 5–7 лет чи-
      сло необходимых специалистов будет резко снижаться,
      при этом их задачи будут сводиться к оперативному
      обслуживанию интеллектуальных программ и систем,
      проводящих расчет смет»
      «Атлас новых профессий»стр. 151
      Москва 2014
      АСИ МШУ Сколково Первая редакция.
      Так что, Любовь, подумайте очень тщательно насчёт того, стоит ли заниматься этим направлением.

  2. Марина:

    Здравствуйте Алексей. Мне очень понравилась Ваша статья!
    Я хочу открыть учебный центр по маникюру. Какое мероприятие я могу проводить?

    • Алексей Беба:

      Подумайте, а лучше спросите у вашей целевой аудитории — какие мероприятия для них интересны.

      И обязательно просмотрите, что делают аналогичные центры как минимум в 10-ти городах. В 5-ти больших и в 5-ти аналогичных по численности вашему.

  3. Маргарита:

    Очень хорошая статья, давно думаю открыть свой учебный центр по иностранным языкам, уже лет 9 я просто репетитор, надо идти дальше. Много хороших клиентов но они разбросаны по всему городу, хорошо работает сарафанное радио меня как репетитора, теперь думаю пойдут ли ко мне группы заниматься)) в сам центр..

    • Алексей Беба:

      Маргарита, а Вы попробуйте запустить набор. Скажите, что старт будет через месяц, а сейчас предварительная запись в группы. Будут записываться — берите предоплату.

  4. А:

    «Ни разу еще не встречал, чтобы какой-нибудь предприниматель начал свой небольшой успешный бизнес с бизнес-плана» — Спорно, но в любом случае статья очень и очень интересная, а самое главное полезная. Вынашиваю эту идею, но не знаю когда наступят «роды». Прочитав получил пищу для размышления. Спасибо.

  5. Акан:

    Здравствуйте, Алексей

    хочу открыть учебный центр по предоставлению краткосрочных курсов по безопасности и реагированию на ЧС. Подскажите, пожалуйста, где можно найти примерный бизнес план (шаблон)

Лицензия на проведение курсов по маникюру с выдачей сертификатов

Вы можете называть курсы, а учеников называть слушателями. По времени они краткосрочные и при этом не имеющие оценок знаний в форме приложения к документам об обучении. Вы можете выдавать документ о прослушивании курсов и называться он может Сертификат или Справка.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона….»

В п.15 статьи 76 закона «Дополнительное профессиональное образование» указано:

«15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке».

Так как Вы не будете выдавать такие документы об образовании, то соответственно эта статья к Вам не имеет никакого отношения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *