Чистая теория без практики сканворд

  • автор:

С афоризмами вечно какая история — всех их знают, но установить, кто именно это сказал первым, оказывается довольно трудно.
Выражение, вынесенное в заголовок поста, я впервые встретил где-то у Г.П. Щедровицкого. В среде методологов оно было распространено. Повторял его и Мацкевич (правда, не помню на кого он ссылался). Обычно, высказывание приводили, когда в аудитории кто-нибудь просил «поменьше абстракции» и че-нить «поближе к практике» (а такие всегда находятся с завидной регулярностью).
Позже, я узнал, что это было одно из любимых выражений Курта Левина (это один из моих любимых психологов). И я допускаю, что, например, Зейгарник ( «незавершенный гештальт!») могла рассказать об этом кому-то из психологов, с которыми общался Щедровицкий (это, конечно, чистый домысел, но как иначе могла попасть фраза к московским методологам?) Но, дело в том, что Курт Левин никогда не настаивал на своем авторстве. Как раз наоборот, вероятнее всего, он просто повторял кого-то из классиков. Кого же? Левин, как известно, в молодости был под впечатлением успехов современной ему физики и пытался привнести в психологию целый ряд методов «галилеевой», как он выражался, науки. Вероятно, следовало бы поискать где-то там.
И, действительно. Интернет предлагает просто удивительное разнообразие имен, главным образом физиков, кому приписывается фраза. Здесь и Альберт Эйнштейн, и Нильс Бор, и Энрке Ферми и Эрнст Резерфорд, и Луи де Бройль, и Тодор Карман, и Людвиг Больцман, и, наконец, Густав Роберт Кирхгоф. Год назад, в «Новой газете» биолог Михаил Гельфанд опубликовал заметку в которой утверждал, что помимо перечисленных физиков, выражение приписывают также советскому физику Николаю Боголюбову, а кроме тог Давиду Гильберту, Дмитрию Менделееву, Карлу Марксу, Фридриху Энгельсу, Ленину и даже Леониду Ильичу Брежневу!
И самое смешное, что все эти люди действительно говорили нечто подобное!!!
Но кто-то же был первым?! Набор имен, все же, не оставляет сомнений в том, что оригинал фразы звучал вовсе не по-русски, а по-немецки.
«Es gibt nichts Praktischeres als eine gute Theorie.»
Именно это утверждал, по-крайней мере, Курт Левин.
А в варианте Тодора Кармана фраза звучит:
«Nichts ist praktischer, als eine gute Theorie.»
Но все же Карман и Левин, хоть и люди примерно одного поколения, — не первоисточник.
Как на первоисточник часто ссылаются на Людвига Больцмана. Действительно, Больцман в одном из своих писем написал нечто подобное в 1890 году.
Вот его фраза:
«daß … die Theorie auch das denkbar praktischste, gewissermaßen die Quintessenz der Praxis sei.»
Как видим, смысл весьма близок, и все же это другая фраза.
Но вот такая закавыка. Больцман учился в Берлине у Кирхгофа (ага, того самого, который придумал «абсолютно черное тело»). И надо же, именно Кирхгофу также приписывают авторство этого афоризма. Кирхгоф был старшим современником Больцмана, а высказывал он следующее:
«Eine gute Theorie ist das Praktischste was es gibt.»
Как видим, эта фраза весьма близка утверждению Левина и Кармана. Но был ли Кирхгоф первым?
Версия с Марксом и Энгельсом конечно интересна, но боюсь, что она не прокатывает. Маркс много чего интересного высказывал, например, это (про «критику оружием» и «обалдевание массами»):
«Die Waffe der Kritik kann allerdings die Kritik der Waffen nicht ersetzen, die materielle Gewalt muss gestürzt werden durch materielle Gewalt, allein auch die Theorie wird zur materiellen Gewalt, sobald sie die Massen ergreift.»
Мысль умная, спору нет. Но все же, это не то, о чем мы говорим. Вполне возможно, что я ошибаюсь и у Маркса есть подобное высказывание. Но где??
Вернемся, однако, к Кирхгофу. Родился он в Кенигсберге в 1824. И там же окончил университет. Вас это не наводит на размышления? Ну да, конечно!
Если побродить по немецким сайтам, то приходишь к убеждению, что немалое число немцев совершенно убеждено: фраза «Es gibt nichts Praktischeres als eine gute Theorie» принадлежит … Канту. Да-да! Вот так вот, ничтоже сумняшеся и пишут в сотнях статей: Кант сказал и точка! А где сказал, кому шепнул?? Попробуйте найти источник!
Нужно признать прямо, что Кант не оставил письменных свидетельств, в которых такая фраза была бы зафиксирована буквально.
И тем не менее, немцы усвоили Канта туго. Если не букву, то дух!
Мало кто знает, но у Канта есть небольшая работа, в которой он разбирается с тем самым предрассрудком, ответом на который стал наш афоризм. Работа была написана в 1793 году и называется Über den Gemeinspruch: Das mag gut sein für die Theorie, taugt aber nichts in der Praxis.
В русском переводе это звучит: О ПОГОВОРКЕ «МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО И ВЕРНО В ТЕОРИИ, НО НЕ ГОДИТСЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ»
Не правда ли, знакомые интонации?! Каждому из нас нечто подобное приходилось слышать множество раз. И именно в ответ на эту аргументацию Георгий Петрович Щедровицкий и его ученики неизменно повторяли: «Нет ничего практичнее хорошей теории!».
Читайте Канта! Он все подробно объяснил немцам еще в 1793 году. Нет смысла приводить здесь всю работу. Она вся посвящена доказательству того, что без теории никакой практики и быть-то не может. Не бывает-с!
Итак, подытожим. В том виде, как мы это употребляем сегодня, высказывание, вероятно (источник?), действительно пошло от Кирхгофа. Или даже возможно его кенигсбергских учителей (Франц Нейман?). Но основу заложил Кант. Немецкие физики лишь воспроизвели кантов ход мысли.
P.S. Закончить же, я хотел бы знаменитыми высказываниями, которые, лишь по видимости, оппонируют нашему изречению. Их великое множество, но я отберу всего три.
1. Самое известное сравнивает не теорию и практику, а теорию и жизнь. И это, конечно, один веселый мужичок с рожками:
Grau, teurer Freund, ist alle Theorie,
Und grün des Lebens goldner Baum.
2. В 50-60-х годах в Советском Союзе профессия «физик-теоретик» — это было каста небожителей. А уж после того как на экраны вышла картина Михаила Ромма «Девять дней одного года» с Алексеем Баталовым, дивчонги писали от физиков-теоретиков просто кипятком. В этой связи известный интеллектуальный хулиган Петр Леонидович Капица высказался перед студентами так:
Я вчера закончил чтение очередного бестселлера: «Джентльмены предпочитают блондинок».
Очень интересная книга – погони, стрельбы …
Книга кончается словами главной героини, блондинки, кстати: «Любовь — конечно, хорошая вещь, но золотой браслет остается навсегда». Так вот, перефразируя слегка слова героини, я хочу сказать: «Теория — конечно, хорошая вещь, но золотой эксперимент остается навсегда!».
(в ответ теоретики «умыли» Капицу, кстати, именно фразой «Нет ничего практичнее хорошей теории!»)
3. И, наконец, на закуску, высказывание Эйнштейна, которое персонально касается любителей потрындеть про «сочетание теории и практики» и, которое мне очень нравится:
«Theorie ist, wenn man alles weiss, aber nichts funktioniert.
Praxis ist, wenn alles funktioniert, aber niemand weiss warum.
Hier ist Theorie und Praxis vereint: nichts funktioniert… und niemand weiss wieso!»

А. А. Крыцула: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»

2 декабря 2019

В преддверии Дня юриста мы взяли интервью у заместителя председателя Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России, доцента кафедры гражданского права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, к.ю.н., научного консультанта юридической фирмы MIALEGIS, члена Общественного совета при Департаменте имущественных отношений Краснодарского края, президента Фонда «Кубанский юридический форум» Алексея Алексеевича КРЫЦУЛА.

Алексей Алексеевич, добрый день! Начнем с основополагающего вопроса нашего интервью, почему Вы выбрали юридическую специальность после окончания школы?

В моей семье не было юристов, родители получали высшее образование для работы в сфере сельского хозяйства. Перед окончанием школы вопрос о выборе будущей профессии меня очень сильно беспокоил, т.к. мнение родителей с моим не совпадало. Родители предлагали направления для работы в сельском хозяйстве, юридическое образование стоило дорого, выбрали компромисс – в 2000 году поступаю на факультет ветеринарной медицины, где главное внимание уделяю истории, философии и латинскому языку. Но уже в 2001 начинаю ходить на лекции по правовым дисциплинам в рамках факультета общественных профессий, а в 2005 поступаю на юридический факультет и получаю второе высшее образование.

Почему после окончания КубГАУ с отличием решили заняться преподавательской деятельностью? Почему именно на тот момент решили посвятить себя теоретическим аспектам, а не практике?

После окончания программы специалитета на юридическом факультете поступаю в аспирантуру и начинаю довольно часто посещать заседания диссертационного совета в работе которого принимают участие ученые и практики. Наблюдения за их дискуссиями, спорами и размышлениями обостряют мой интерес к научной деятельности. Появляется потребность в углублении своих знаний, начинаю ездить в Юридический институт М-Логос на курсы повышения квалификации где посещаю лекции известных представителей юридической науки, разработчиков нового законодательства, руководителей юридических департаментов крупнейших российских компаний, партнеров ведущих юридических фирм. Здесь увидел, как теоретические результаты прорастают в судебную, а после и законодательную практики. С этого момента часто вспоминаю афоризм Людвига Больцмана: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория».

Как пришли к тому, что не остановились на теоретических знаниях и их преподавании, а активно ведете практическую деятельность?

Преподавательская среда помогает мне совершенствоваться. Начал больше читать юридической литературы и участвовать в различных научных мероприятиях, проводимых в хорошо известных университетах нашей страны. Заметил, что моя точка зрения становится интересной студентам. В свою очередь очень обогащаюсь общением со студентами. В университете правосудия очень активные и интересующиеся студенты. Мне очень нравится, что наши размышления над казусом или конкретным делом не прерываются выводом о сложности и спорности проблемы, а появляются аргументы, что очень важно, т.к. любой спор должен найти решение независимо от количества точек зрения и степени правовой урегулированности вопроса. Эти процессы положительно на меня влияют и довольно часто помогают быть успешным в практической деятельности.

Во многом примеры из моей практической деятельности, в том числе дела в которых я участвую или те дела, о которых рассказали мне другие юристы, являются отправной точкой для бесед со студентами. На таких примерах принципы и важные аспекты гражданского права лучше усваиваются, студент начинает анализировать, задавать вопросы, спорить с коллегами, отвечать на возражения и ему правовая конструкция становится более понятной. Такой студент начинает искать новые аргументы, больше читать профессиональную литературу. Кстати очень здорово помогает СПС ГАРАНТ, там содержится практически вся классика российской цивилистики.

Поэтому моя работа со студентами очень связана с моей практической деятельностью, в том смысле, что дополняют друг друга.

Существует мнение, что у современной молодежи авторитет преподавателя утратил свой уровень. Согласны ли с данным суждением? И почему это происходит?

Качество образования в ряде ВУЗов некоторое время назад было не очень высокое. Причины здесь разные, но в итоге не оправдываются ожидания студента, и он приходит к выводу, что зря потратил время. Причем время значительное – несколько лет. Предположу, что такие ситуации негативно влияют на мнение студента об образовании в целом.

На мой взгляд, очень важно правильно выбирать свою будущую образовательную среду. Прежде всего обращать внимание на уровень преподавательского состава. Наверное, самое важное кто тебе преподает, а не как окрашен фасад учебного здания.

Как появилась идея организовать Кубанский юридический форум, который с каждым годом набирает все большую популярность?

Начиналось все с малого – открытые семинары для юристов различных направлений: судьи, нотариусы, юристы государственных органов и различных коммерческих организаций, адвокаты, академическая среда. Все собирались в одном зале и обсуждали одни и те же вопросы. И это обладало каким-то синергетическим эффектом. Мы увидели серьезный отклик и значительный интерес кубанской публики к этим мероприятиям. К нам стали приезжать, а впоследствии и прилетать участники из других регионов. Семинары стали проходить в довольно больших залах.

Например, на семинар Романа Сергеевича Бевзенко по вопросам реформы договорного права зарегистрировалось столько участников, что мероприятие проводили в ЦКЗ. Там же проходил и семинар Андрея Владимировича Егорова по реформе общих положений Гражданского кодекса. После проведения семинара Олега Романовича Зайцева по вопросам банкротства нам практически ежедневно стали звонить участники интересоваться датой следующего мероприятия. На высоком уровне с прекрасными отзывами состоялся семинар Виктора Валентиновича Бациева по налоговому законодательству. Семинары с участием представителей Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации стали традиционными, мы с коллегами всегда скучали по таким мероприятиям. А иначе то и быть не могло – сложные правовые конструкции объяснялись очень просто и доступно.

В одном из диалогов с Романом Сергеевичем Бевзенко родилась идея провести форум. Кубанским он стал тоже с подачи Романа Сергеевича.

Популярность объясняется просто – высочайший уровень спикеров, актуальные темы, живой диалог между докладчиками и судьями, регистраторами, адвокатами и другими практиками.
Сегодня спикерами нашего форума являются представители высших судебных инстанций, в том числе и Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, сотрудники Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ, преподаватели юридических факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Уральского государственного юридического университета и другие.

Очень важно отметить роль Краснодарского регионального отделения Ассоциации юристов России, а также Администрации Краснодарского края, Законодательного собрания Краснодарского края и арбитражных судов нашего округа, Управления Росреестра по Краснодарскому краю, Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, юридического факультета Кубанского государственного университета, АПИ Гарант, в том, что на Кубани появилась и довольно хорошо развивается такая площадка. Очень надеемся, что суды общей юрисдикции не останутся в стороне и мы объединим усилия для развития частного, а в последующем и публичного права. Очень надеюсь, что повышение уровня правовой культуры на Кубани станет хорошей традицией.

Планируете ли вы написание докторской диссертации?

Часто думаю об этом. Поставил себе такую задачу. Но сейчас нахожусь на стадии более глубокого изучения права, в том числе и зарубежного.

Какие качества больше всего цените в студентах? Гордитесь ли своими студентами? Перечислите достижения студентов.

Пунктуальность, высокий уровень самоорганизации, желание совершенствоваться. Интерес к чтению хорошей литературы, в том числе и не юридической, стремление к решению сложных задач и поиску ответов на интересные вопросы. Например, вопрос является ли фиктивный брак мнимой сделкой только на первый взгляд кажется очень простым, но с одной группой из студентов мы спорили на эту тему несколько часов. Конечно, мы затрагивали здесь различные аспекты, в том числе и недействительность брака по банкротным основаниям, и попытались ответить на вопрос может ли расторжение брака быть фиктивным и т.д.

Увлечения помимо профессиональных?

Играем в шахматы с друзьями, катаемся на велосипедах и лыжах с супругой и детьми, регулярно ходим в театры, читаем книги, путешествуем.

Алексей Алексеевич, благодарим за интересную беседу и поздравляем с Днем юриста. Желаем Вам творческого вдохновения, интересных задач, блестящих профессиональных побед! Здоровья и благополучия Вам и Вашей семье! Благодарим за совместное интересное и плодотворное сотрудничество.

Спасибо большое за интересную беседу и поздравления! Пользуясь случаем, поздравляю всех коллег с праздником! Желаю крепкого здоровья, благополучия и профессиональных успехов.

См. также:

21 ноября 2019 Профессиональные качества бухгалтера – это высокая работоспособность, обучаемость, организованность, ответственность, исполнительность Дорогие друзья, знакомьтесь: Стрыгин Максим и Муртазина Алина! Студенты 3 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» (СПО) Института экономики, управления и сервиса Тамбовского государственного университета им.Г.Р.Державина поделились с нами своими впечатлениями обучения в вузе. 16 сентября 2019 Понемногу обо всем мы поговорили с выпускниками Западно-Сибирского филиала РГУП Мы рады представить вам выпускников бакалавриата Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия (г. Томск) — Ирэну Валентинавичюте Гедимино и Михаила Андреевича Макарова. 20 июня 2019 Библиотека — это источник проверенной информации Интервью с руководителем правового центра Национальной библиотеки Республики Алтай им. М. В. Чевалкова Светланой Владимировной Сусловой.

Барбара Минто

Принцип пирамиды Минто®. Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений

Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

© Barbara Minto, 2003

© Дизайн обложки. Студия Артемия Лебедева, 2007

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2018

* * *

Нет ничего более практичного, чем хорошая теория.

Курт Левин

Предисловие

В 1973 году я опубликовала шесть статей под названием «Принцип пирамиды», где рассказала о новом методе обнаружения логических ошибок в письменных документах, в частности в отчетах консультантов. Я объясняла, что текст легко воспринимается лишь в том случае, если он структурирован по принципу пирамиды.

Разнообразие взаимосвязей между высказываниями в такой пирамиде ограничено тремя логическими направлениями (вверх, вниз и в стороны), что позволяет сформулировать общие правила.

Принцип пирамиды был разработан мной во время работы в McKinsey & Company, сначала в Кливленде, а затем в Лондоне. В McKinsey быстро поняли, что мое призвание – не цифры, а тексты.

Изучая пособия по написанию отчетов, я обнаружила интересный факт: неимоверное количество книг рассказывало о том, как правильно составлять предложения и абзацы, но не было ни одной, которая учила бы строить рассуждения. Ни в одной книге не прозвучало «думайте логически» или «составьте логичный план». Тогда я спросила себя, что вообще отличает логичный план от нелогичного. И обнаружила, что это отличие заключается в «пирамидальной» структуре.

Эта структура может быть использована в любом документе. Возьмем для примера простое письмо. Вначале рассмотрим его в оригинальном, а затем – в отредактированном виде.

Мысли излагаются в том порядке, в котором они возникают в голове составителя письма

Звонил Джон Коллинз и сообщил, что не сможет прийти на собрание в 15:00. Хал Джонсон не возражает, если собрание перенесут на более позднее время или даже на завтра, но тогда не раньше 10:30. А секретарь Дона Клиффорда сообщил, что Клиффорд вернется из Франкфурта только завтра поздно вечером. Конференц-зал полностью зарезервирован на завтра, однако свободен в четверг. Похоже, что четверг, 11:00, подходит нам для проведения собрания больше всего. Устраивает ли это время вас?

Изложение строится по принципу пирамиды

Возможно ли перенести сегодняшнее собрание на четверг на 11:00? Это время больше устраивает Коллинза и Джонсона, да и Клиффорд к тому времени уже вернется. Кроме того, будет свободен конференц-зал.

В 1967 году некоторые опытные сотрудники McKinsey указали на слабые места этой концепции и помогли исправить их. Сегодня разработанный мною принцип пирамиды является стандартом McKinsey.

В 1973-м я ушла из McKinsey, чтобы представить мои идеи более широкому кругу людей. На сегодня мой курс прослушали около 10 000 сотрудников консалтинговых фирм и компаний разных стран. В 1981 и 1987 годах вышли первые два издания этой книги. Также были созданы видеокурс (в 1981-м – первая версия, в 2003-м – вторая) и компьютерная программа (в 1985 году).

Я рада, что в результате моего многолетнего труда Minto Pyramid Principle® стал стандартом в сфере консалтинга, а основная концепция пирамиды стала использоваться во многих других курсах.

Многолетний опыт преподавания и недавняя работа над новой версией видеокурса позволили мне по-новому взглянуть на свою концепцию, усовершенствовать и дополнить ее.

Перед вами новая версия книги, в которой объединены все разработанные мной правила и приемы процесса рассуждений. Она содержит новые главы о способах выявления и анализа ошибок в построении текста, а также о визуальном отображении структуры пирамиды на странице или экране.

Книга состоит из четырех частей.

• В первую часть («Логика в письме») по сравнению с предыдущим изданием были внесены некоторые изменения. Здесь объясняется принцип пирамиды и показывается, как использовать его. При прочтении этой части вы освоите технику составления простых документов.

• Вторая часть («Логика в рассуждениях») рассказывает, как критично взглянуть на свои рассуждения и убедиться в верности обобщений.

• Третья часть («Логика в решении проблем») абсолютно новая. Она предназначена для тех, кому приходится составлять консалтинговые документы или анализировать сложные проблемы и представлять на их основе свои заключения. В ней описываются принципы анализа, позволяющие уже на этой стадии выстраивать ваши рассуждения в форме пирамиды.

• В четвертой части («Логика в презентациях») обсуждаются приемы, позволяющие использовать принципы пирамиды в устных выступлениях.

Вам придется много поработать, прежде чем вы научитесь применять принципы пирамиды. Тем не менее, если вы будете следовать указаниям, предложенным в этой книге, то вам удастся:

а) довольно существенно сократить время, затрачиваемое на подготовку конечного документа;

б) улучшить ясность текста;

в) сократить его объем.

Результатом ваших усилий должен стать четкий и ясный текст документа, составленный за рекордно короткое время.

Часть I. Логика в письме

Введение

Письменное составление документов – не самая приятная из обязанностей любого человека. Почти для всех это трудное задание, и каждый хотел бы улучшить свои навыки в этой области.

Почему же большинству так и не удается добиться совершенства?

Во-первых, под написанием более понятных текстов зачастую подразумевают употребление более простых и коротких предложений. Действительно, многие пишут длинными и громоздкими предложениями, изъясняясь слишком техническим или чересчур абстрактным языком. Но все это недостатки стиля написания. Изменить свой стиль очень сложно. Однако нельзя сказать, что невозможно. Это все равно что осваивать клавиатуру компьютера: залог успеха – регулярные упражнения. Но большинству специалистов просто не хватает на это времени, и в результате они продолжают выслушивать замечания о том, что им следует выражаться «более доступно».

Есть и вторая, более распространенная причина неясного изложения мыслей, которую легче устранить. Речь идет о структуре документа – порядке, в котором выстраиваются предложения. Если документ составлен непонятно, это, скорее всего, значит, что порядок изложения мыслей пишущим не позволяет читающему воспринимать их.

Наиболее легко воспринимается текст, в котором вначале представлены общие, более абстрактные суждения, а потом уже второстепенные, которые поддерживают главные. Таким образом, идеальная структура документа складывается в форме пирамиды, где идеи взаимосвязаны и вертикально (то есть утверждение любого уровня обобщает идеи одной группы, расположенные ниже), и горизонтально (то есть идеи одной группы представляют собой в совокупности один логический аргумент).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *