Брачно семейное и наследственное право

  • автор:

Брак и семья в древнейший период. Семья в древнейший период была патриархальной, хозяйственно обособленной и связанной с обществом и государством через домовладыку. Типичная форма брака — брак с властью мужа. Жена полностью порывала со своими кровными родственниками (когнатами), подпадала под власть нового домовладыки и становилась связанной родственными узами с членами семьи мужа (агнатами). Муж или домовладыка имел над ней неограниченную власть вплоть до продажи, обращения в рабство или предания смерти. Но постепенно появилась тенденция к смягчению власти домовладыки. Также была сильной отцовская власть. Брачный возраст женщины составлял 12 лет, мужчины — 14, при этом должно быть получено согласие домовладыки и самих жениха и невесты. По цивильному праву брак могли заключать только граждане. С 445 г. до н.э. по Закону Канулея разрешен брак между патрициями и плебеями.

Формы заключения брака:

по типу манципации — путем религиозного обряда в виде фиктивной покупки жены;

в результате совместного проживания мужа и жены в течение 1 года.

Основаниями для прекращения брака служили:

смерть одного из супругов;

утрата им правоспособности;

развод был редко, и только по инициативе мужа.

Институт усыновления существовал в виде привлечения дополнительной рабочей силы в народном собрании в присутствии понтификов. Опека была над малолетними и женщинами, не вышедшими замуж, попечительство — над расточителями и сумасшедшими.

В классический и постклассический периоды шло разложение патриархальной семьи. Брак с властью мужа уходит в прошлое. Теперь появляется новая форма — брак без власти мужа: женщина не порывала со своими родственниками, сохраняла определенную имущественную собственность, получала некоторые права в отношении детей. Такой брак легко расторгался по обоюдному согласию сторон, а также по требованию одной из сторон. Разводы становятся обычным явлением, появляется конкубинат — неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины.

Мужчины получают ограниченные права на приданое, т.е. это его собственность, но использовать его он должен в целях устройства совместной жизни, и он терял его в случае развода (таким образом защищались интересы богатых римлянок).

Постепенно происходит ослабление отцовской власти, прекратилась практика продажи детей, их убийство в постклассический период стало рассматриваться как уголовное преступление.

Институт опеки. Установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Исчезла опека над незамужними женщинами, в постклассический период их дееспособность была уравнена с дееспособностью мужчин.

Наследственное право в древнейший период. По закону наследство переходило к «подвластным» (агнатам) — детям или внукам умершего или к другим агнатам, состоявшим с ним в ближайшем родстве. Только в случае отсутствия агнатов имущество передавалось сородичам умершего. Если передача наследства была по завещанию, то оно утверждалось на народном собрании как исключение из правил. Раньше при наличии детей было нельзя составлять завещание.

В классический и постклассический периоды наследство переходило и по агнатскому, и по когнатскому родству. Можно было составить завещание в письменной форме, с соблюдением определенных правил. В постклассический период существовали частные завещания, составленные в присутствии 7 свидетелей, и публичные завещания, составленные в присутствии магистратов. Завещания передавали на хранение в императорский архив или сведения о них заносили в протокол местных властей.

LiveInternetLiveInternet

Брачно-семейное право. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживавшие жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti) Женищина вступая в такой брак не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определенную имущественную самостоятельно получала некоторые права в отношении детей.
Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них. Широкое распространение получил так называемый конкубинат — неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Стремясь преодолеть негативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность. Даже из двух консулов преимущество по службе получал тот, у кого было больше детей.
Часто мужчины вступали в брак исключительно из корысти (из-за приданного). Муж должен был использовать его в целях устройства совместной жизни и терял его в случае развода. Со бремени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого без согласия жены или ее родственников (когнатов).
Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи. Сыновья нередко получали от отца особое имущество (пекулий) для занятия Земледелием, ремеслом или торговлей.
Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность опекуна за ведение дел подопечного. Постепенно исчезают опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их дееспособность фактически была уравнена с дееспособностью, мужчин.
Наследственное право. Преторским эдиктом был значительно расширен круг наследников, куда помимо подвластных членов семьи (агнатов) были включены также эмансипированные дети умершего, когнаты вплоть до шестой степени родства, пережившая мужа супруга. Ослабление былого значения агнатской системы родства и признание в наследственном праве когнатского родства, основанного на кровной связи, было постепенно закреплено в императорском законодательстве.
Завещание, как правило, стало составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы. Лишь солдатские завещания в период принципата не требовали каких-либо формальностей. Завещания составлялись в присутствии семи свидетелей, но в практику вошли так называемые публичные завещания, составляемые в присутствии магистратов с внесением в протокол местных властей или с передачей на хранение в императорский архив. Не признается юридическая сила за завещаниями, в которых без достаточных оснований лишались имущества законные наследники.
Широкое распространение получило установление в завещаниях легатов (завещательных отказов), согласно которым наследник обязан был выдать определенную часть имущества указанному наследователем лицу. Так же было установлено, что при выдаче имущества в виде легатов наследник может сохранить за собой по крайней мере одну четверть наследства. Распоряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу давались и без составления завещания (например лицам, которые формально не могли быть наследниками по завещанию — перегринам, женщинам и т.д.). Такие распоряжения, получившие название фидеикомиссов, не были первоначально обязательны для наследников. Но в период императора Августа им была придана юридическая сила. Особенно в кодификации Юстиниана большинство фидеикомиссов практически слились с легатами.

20. Брачно-семейное и наследственное право

Римская семья данного периода была патриархальна. От отца зависело, сохранить ли жизнь новорожденному, ибо он мог быть убит по причине уродства. Мог продавать детей в рабство. Сыновья становились самостоятельными в случае смерти отца (после Зх кратной продажи их отцом в рабство).

Брачные союзы заключались по воле родителей, а законы ограничивали эту волю 3-мя условиями:

  • Достижение брачного возраста (Ж-12 лет, М-14 лет)

  • Принадлежность жениха и невесты патрицианским родам(до 44 г до н.э.)

  • Отсутствие близкого кровного родства.

Характерной чертой классической эпохи является прогрессирующие разложение патриархальной семьи. Брак с мужней властью уже ко II в. н.э. выходит из употребления, а проживание жены в доме мужа в течение года уже не влечет за собой автоматически возникновения власти мужа. Становится распространенной новая форма брака без мужней власти (sine manu mariti). Женщина, вступая в такой брак, не порывала со своей прежней семьей, сохраняла определен- ную имущественную самостоятельность, получала некоторые права в отношении детей. Брак без мужней власти мог быть легко расторгнут по обоюдному согласию супругов, а также по требованию одного из них.

На общем фоне кризиса римского рабовладельческого общества ослабли и семейные связи, разводы стали обычным явлением. Широкое распространение получил так называемый конкубинат — неоформленное постоянное сожительство мужчины и женщины. Стремясь преодолеть негативные явления в сфере семейных отношений, император Август издал закон, предусматривающий санкции за безбрачие и бездетность. Даже из двух консулов преимущество по службе получал тот, у кого было больше детей.

В связи с участившимися разводами, задевавшими интересы богатых римских семей, были введены новые правила, касающиеся приданого, с тем, чтобы гарантировать положение состоятельных римлянок, часто становившихся жертвами в браках, в которые мужчины вступали исключительно из корысти. Хотя приданое по-прежнему считалось собственностью мужа, последний должен был использовать его в целях устройства совместной жизни и терял его в случае развода. Со времени Августа муж не мог отчуждать земельный участок, полученный им в качестве приданого, без согласия жены или ее родственников (когнатов).

Разложение патриархальной семьи нашло свое выражение и в ослаблении отцовской власти. Прекратилась практика продажи детей, а их убийство отцом стало рассматриваться в постклассический период как тяжкое преступление. Усилилась имущественная самостоятельность подвластных членов семьи. Сыновья нередко получали от отца особое имущество (пекулий) для занятия земледелием, ремеслом или торговлей. Юридически собственником пекулия и всего того, что было приобретено сыном, считался отец. Но фактически пекулий все более обосабливался, особенно когда речь шла о земельном1 участке, выделенном сыну в связи с его поступлением на военную службу. Практически сын получал такую землю в собственность, мог оставить ее своим наследникам и даже вступать по поводу данного имущества в сделки со своим отцом.

Ряд изменений претерпел и институт опеки. Преторским эдиктом была установлена ответственность Опекуна за ведение дел подопечного. Постепенно исчезает опека над взрослыми женщинами, и в постклассический период их дееспособность фактически была уравнена с дееспособностью мужчин.

Смягчение суровой отцовской власти, скреплявшей ранее патриархальную семью, определило также основные направления развития и наследственного права. Преторским эдиктом был значительно расширен круг наследников, куда помимо подвластных членов семьи (агнатов) были включены также эмансипированные дети умершего, когнаты вплоть до шестой степени родства, пережившая мужа супруга. Ослабление былого значения агнатской системы родства и признание в наследственном праве когнатского родства, основанного на кровной связи, было постепенно закреплено в императорском законодательстве.

Преторский эдикт изменял и форму завещания, установление которого уже не требовало использования сложной процедуры (с помощью «меди и весов»). Завещание, как правило, стало составляться не в устном, а в письменном виде, но с соблюдением определенной формы. Лишь солдатские завещания в период принципата не требовали каких-либо формальностей. В постклассический период наряду с частными завещаниями, которые составлялись в присутствии семи свидетелей, в практику вошли так называемые публичные завещания, позаимствованные из греческого права, составляемые в присутствии магистратов с внесением в протокол местных властей или с передачей на хранение в императорский архив.

Усиливаются ограничения завещательной свободы. Так, не признается юридическая сила за завещаниями, в которых без достаточных оснований лишались имущества законные наследники. Увеличивается при составлении завещаний размер обязательной доли (до 1/3 имущества) для законных наследников.

В классический период более широкое распространение получило установление в завещаниях легатов (завещательных отказов), согласно которым наследник обязан был выдать определенную часть имущества указанному наследодателем лицу. Для защиты интересов наследника в законодательном порядке в I в. до н.э. было установлено, что при выдаче имущества в виде легатов он может сохранить за собой по крайней мере одну четверть наследства. Распоряжения о выдаче части имущества какому-либо лицу давались и без составления завещания (например лицам, которые формально не могли быть наследниками по завещанию — перегринам, женщинам и т.д.).

Такие распоряжения, получившие название фидеикомиссов, не были первоначально обязательны для наследников. Но в период императора Августа им была придана юридическая сила. В постклассический период (особенно в кодификации Юстиниана) большинство фидеикомиссов практически слились с легатами.

Методическая разработка учебного занятия. Семинар: Семейные правоотношения

Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Брянской области

Профессиональный лицей №20

г. Новозыбков Брянской области

_______________ул.Рошаля,25 тел.5-64-63,5-64-59______________

Методическая разработка учебного занятия по предмету: «Право»

Урок-семинар: «Семейное право»

Разработала:

Преподаватель

общественных дисциплин

Частухина Юлия Владиленовна.

Новозыбков 2015

Семинар по теме «Семейное право»

Цели: 1.Провести обобщение по правовым нормам института брака, основам взаимоотношений родителей и детей

2.Формирование у учащихся серьёзного отношения к вопросу создания семьи, уважения друг к другу в совместной жизни.

3.Развитие кругозора, интереса к изучаемому предмету.

КМО: телевизор, DVD-плеер: DVD-диск по семейному праву; доклад на тему: » Традиции и обряды при заключении брака в Древней Руси»; Е. А. Певцова » Право»; план-конспект урока; доклад: Брачный договор.

Проведение занятия

1. Вводное слово преподавателя.

С самых древних времен люди придавали особое значение взаимоотношениям в семье. Еще в римском праве закрепилось положение о том, что семья образуется посредством брака, а брак есть «союз мужа и жены» (так говорил римский юрист Модестин). Закон различал брак с властью мужчины и брак, где жена была самостоятельна.

В современном праве существует специальная отрасль, в рамках которой систематизированы нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные взаимоотношения супругов, родителей и детей, а также определяющие порядок заключения брака и его расторжения. Таким образом, жизнь в семье в большинстве случаев регулируется правом.

Доклад: Традиций и обряды

Самым, пожалуй, трогательным в русских свадьбах было то, что «свадебные обряды изображали вступление жениха и невесты в иную жизнь и представляли как бы торжественное возведение их в иное достоинство. Оно имело подобие с возведением старинных князей в достоинство их власти, а потому жених носил название князя, а невеста – княгини», — писал Н. И. Костомаров об обычаях наших предков XVI-XVII веков. В последующие столетия эта традиция особенно не изменилась, и любой самый мелкий чиновник мог, пусть на короткий срок, ощутить себя владыкой, распоряжающимся свадебными чинами, как когда-то удельные князья распоряжались своими приближенными и податными людьми.

Вот как проходили старинные свадьбы. Перед поездкой в церковь жениха и невесту сажали на мех. Свахи чесали им волосы, смачивая гребень в вине или крепком меде. Затем их осыпали хмелем или зерном с деньгами, после чего зажигались Богоявленской свечой брачные свечи. В церковь отвозилась своя посуда с хлебным вином, которое священник трижды давал испить жениху и невесте. На третий раз жених бросал посуду и топтал ее ногами. Затем брачные свечи слепляли и ставили в головах постели новобрачных в кадку с пшеницей. Там свечи оставались целый год.

Помещение – сенник, где надлежало спать молодым, убирался следующим образом: по стенам ставились иконы, в каждый угол втыкалась стрела, на каждую стрелу вешался соболь или куница, на лавках ставили по сосуду с медом, а сама брачная постель делалась на двадцати одном снопе.

После подачи на стол последнего блюда (жаркого) дружка относил его и калач в сенник к постели; туда же отводили и молодых. Перед входом посаженный отец давал новобрачной советы, как жить в супружестве, а уже у постели жена тысяцкого, одетая в две шубы (одна навыворот), осыпала их зерном, деньгами и хмелем, и кормила молодых на постели.

На самом свадебном пире молодым повсеместно предписывалось проявлять воздержанность в питье (сколь мудро!) и еде. Демонстрируя свое единство, они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога.

Поутру члены свадьбы являлись в сенник, стрелой поднимали одеяло и определяли непорочность новобрачной. (Если молодая была целомудренна, то дружка, взяв стакан с дырой на дне, зажимал его пальцем и подносил матери новобрачной; когда та брала стакан, он отнимал палец, и вино вытекало, сие сопровождалось общим поруганием и насмешками).

2.Беседа по вопросам:

а) Что такое семья?

Ответ: семья – основанная на браке или кровном родстве группа людей, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью

б) Каковы условия вступления в брак?

Ответ: — добровольное согласие

— достижение брачного возраста

Учитель:

— В браке супруги имеют права и обязанности, к сожалению не всем людям удается дожить вместе до золотой свадьбы, случается и развод, и тогда встает вопрос: Как делить имущество?

Ответ: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К этому имуществу относятся

— доходы каждого из супругов от трудовой, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности.

— получение ими пенсии, пособия, а также иные указанные в Семейном кодексе РФ денежные выплаты;

— приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

Наряду с общей совместной собственностью у каждого из супругов имеется также личная собственность. К ней относятся:

— имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак;

— имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам

— вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши.

Учитель:

Сейчас мы посмотрим видеосюжет, рассмотрим судебную ситуацию и попробуем представить себя на месте судьи.

— просмотр и обсуждение сюжета (8-10 минут).

Учитель: Разбора дел в суде можно избежать, если подойти к имущественным вопросам серьезно и заключить брачный договор.

Выступает учащийся с сообщение:

Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации брака, так и в любое время в период брака (ст.41 п. 1 СК РФ).

В зависимости от того, кем – лицами, собирающимися вступить в брак, или супругами – заключается брачный договор, определяется момент вступления этого договора в законную силу.

В случае, когда заключение брачного договора предшествует регистрации брака, договор вступает в силу только с момента регистрации брака. До тех пор, пока брак не будет зарегистрирован, брачный договор не вступит в силу (п.1 ст.41 СК РФ).

Вместе с тем сам факт заключения брачного договора до свадьбы не может и не должен рассматриваться в качестве психологического стимулятора скорейшей регистрации брака. Более того, закон не обусловливает возможность заключения брачного договора до регистрации брака обязанностью сторон зарегистрировать брак в определенный срок также, как и зарегистрировать его вообще. Момент регистрации брака является лишь пусковым механизмом, запускающим в действие заключенный ранее договор.

В случае, когда брачный договор заключен после регистрации брака – в любое время в период брака – он вступает в силу с момента его заключения (п.1 ст.425 ГК РФ).

Следует подчеркнуть, что брачным договором регулируются не все, а исключительно имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения (ст.40 СК РФ). Личные права и обязанности предметом брачного договора быть не могут (п.3 ст.42 СК РФ). Нельзя, например, установить в договоре обязанность супругов любить друг друга, хранить супружескую верность, определять круг домашних обязанностей каждого из них и т.п.

В брачном договоре супруги вправе определить самые различные аспекты имущественных отношений: свои права и обязанности по взаимному содержанию; способы участия в доходах друг друга; порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака. По их усмотрению в брачный договор могут быть включены любые иные положения, касающиеся имущественных прав и обязанностей супругов.

Учитель:

Задание:

При заключении брачного договора жена настаивала на том, чтобы в нем была предусмотрена обязанность мужа всегда любить её, не грубить и ходить с ней на все праздники, каждую неделю дарить подарки. Однако натариус отказался это сделать, пояснив, что подобные положения не будут иметь юридической силы. Так ли это? Разве стороны не вправе сами устанавливать правила взаимоотношений? Свой ответ обоснуйте.

Ответ

Натариус поступил правильно, т.к. брачный договор регулирует лишь имущественные отношения. Брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения между супругами, их права и обязанности в отношении детей.

Ребята, какой брак является фиктивный?

Это брак, который регистрируется не для того, чтобы создать семью, а для иных корыстных целей (зарегистрироваться по определенному адресу, получить отсрочку от армии и т.д.)

Задание

Ольга и Николай зарегистрировали брак. Спустя год супруг уехал в другой город и там зарегистрировал брак с другой женщиной, не сказав ей, что уже женат. Он поселился в квартире новой жены и устроился на работу. Когда Ольга узнала о том, что произошло, она потребовала развода и предъявила иск о разделе имущества. Вторая супруга также потребовала развода и раздела имущества. Представьте себя в роли судьи и попытайтесь разрешить конфликт. Может ли считаться брак Николая со второй женщиной фиктивным?

Учитель:

? Выскажите своё отношение к фиктивному браку и поясните, чем отличается признание брака недействительным от его расторжения.

? Какой брак для вас более предпочтителен, гражданский или законный?

? Родители и дети: Почему возникают проблемы, как можно предотвратить конфликт поколений?

Учитель: А сейчас ребята мы подведём итог нашего занятия и составим синквейн на тему «Семья».

Синквейн

Слово «Синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Первая строка. Существительное, обозначающее тему синквейна.

Вторая строка. Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные,

характерные признаки явления, предмета, заявленного в

теме синквейна.

Третья строка. Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д.,

Свойственные данному явлению, предмету.

Четвертая строка. Фраза, раскрывающая суть явления, предмета,

усиливающая предыдущие две строки.

Пятая строка. Существительные, выступающие как итог, вывод,

подводящие черту.

Элективный курс «Семейное право» статья (11 класс) на тему

Китаева И.В.

Элективный курс «Семейное право»

Пояснительная записка

Семейное право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются семейным правом? Что такое семья, брак; каковы права и обязанности супругов, правоотношения родителей и детей, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей? Получение учащимися ответов на вышеперечисленные вопросы и призвано помочь изучение данного элективного курса.

Курс «Семейное право» рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе в рамках профильного обучения.

Цели курса:

  • повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета, оказание учащимся помощи в подготовке к экзамену по обществознанию на повышенном уровне;
  • знакомство учащихся с основными вопросами семейного права: брак, права и обязанности супругов, правоотношения родителей и детей, формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей;
  • развитие интереса к изучению обществознания;
  • воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
  • формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, освоения правовых знаний, необходимых для взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования.

Задачи курса:

  • систематизация и закрепление знаний учащихся по семейному праву, имеющихся ранее и полученных в ходе изучения данного курса;
  • формирование у учащихся восприятия семейного права как самостоятельной отрасли российской системы права;
  • воспитание гражданственности, правового самосознания;
  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности;
  • развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Материал курса разделён на отдельные темы.

Структура и содержание курса определяют формы организации занятий: лекции, семинары, практические занятия.

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • владеть материалом по теме курса;
  • уметь самостоятельно осуществлять поиск информации в источниках различного типа, систематизировать, анализировать и обобщать полученную информацию;
  • владеть навыками работы с научно – популярной и справочной литературой;

Китаева И.В.

  • уметь пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
  • уметь представлять собранную информацию в формах конспекта, схемы, таблицы, выступлений на семинарах, творческой работы, реферата, презентации;
  • уметь, участвуя в дискуссиях, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Основные формы отчетности учащихся: тетрадь с конспектами, заданиями (проблемные задания, тестовые задания), творческие работы, рефераты, презентации, собеседования, выступления на семинарах.

Введение (1ч).

Знакомство с целями и задачами курса.

Тема 1. Семейное право как отрасль права (2ч).

Понятие, предмет и метод семейного права. Принципы семейного права. Система семейного права. Источники семейного права. Взаимодействие семейного права с другими отраслями права: конституционным, гражданским, административным, трудовым, уголовным. Исковая давность в семейном праве.

Тема 2. Семья (4ч).

Определение понятия «семья»: семья как первичная ячейка общества и как субъект права. Признаки семьи. Функции семьи. Семейные правоотношения: понятие, особенности, элементы, виды. Семейная правоспособность; семейная дееспособность. Юридические факты в семейном праве. Осуществление семейных прав. Защита семейных прав.

Тема 3. Брак (5ч).

Определение понятия «брак». Правовая природа брака. Признаки брака. Заключение брака: порядок заключения; условия заключения. Обстоятельства, препятствующие заключению брака. Брачный возраст. Прекращение брака: основания; формы. Расторжение брака в органах ЗАГС. Расторжение брака в судебном порядке. Недействительность брака: признание брака недействительным (основания; порядок); последствия признания брака недействительным; обстоятельства, устраняющие недействительность брака.

Тема 4. Права и обязанности супругов (4ч).

Личные права и обязанности супругов. Имущественные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Личная собственность супругов. Совместная собственность супругов. Раздел общего имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Брачный договор: понятие; порядок заключения; условия заключения. Содержание брачного договора. Брачный договор: изменение; расторжение; признание недействительным.

Тема 5. Права и обязанности родителей и детей (6ч).

Установление происхождения ребёнка. Установление отцовства. Оспаривание отцовства (материнства). Права несовершеннолетних детей: Конвенция ООН «О правах ребёнка». Личные права несовершеннолетних детей. Имущественные права несовершеннолетних детей. Право ребёнка на защиту. Права и обязанности родителей. Права несовершеннолетних родителей. Осуществление родительских прав. Осуществление родительских прав родителем, проживающим

Китаева И.В.

отдельно от ребёнка. Защита родительских прав. Ограничение родительских прав: основания; порядок. Лишение родительских прав: основания; порядок. Последствия лишения родительских прав. Последствия ограничения родительских прав. Отмена ограничения родительских прав. Восстановление в родительских правах.

Тема 6. Алиментные обязательства (4ч).

Определение понятия «алиментные обязательства». Особенности алиментных обязательств. Основания для возникновения алиментных обязательств. Субъекты алиментных обязательств. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Обязанности родителей по содержанию нетрудоспособных совершеннолетних детей. Обязанности трудоспособных совершеннолетних детей по содержанию родителей. Алиментные обязательства супругов и бывших супругов. Алиментные обязательства других членов семьи. Размер алиментов, изменение размера алиментов. Уплата алиментов: основания. Соглашение об уплате алиментов: форма; содержание; субъекты; изменение и прекращение. Взыскание алиментов по решению суда. Порядок уплаты алиментов по решению суда. Задолженность по алиментам. Ответственность за несвоевременную уплату алиментов. Прекращение алиментных обязательств и освобождение от уплаты задолженности по алиментам.

Тема 7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (3ч).

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение) ребёнка: понятие. Усыновление (удочерение) ребёнка: цель; задача. Субъекты усыновления. Основания усыновления. Порядок усыновления. Отмена усыновления. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей: цели; субъекты. Правоотношения по опеке (попечительству) над детьми, оставшимися без попечения родителей. Права и обязанности опекуна (попечителя). Управление имуществом подопечного. Приёмная семья: понятие. Образование приёмной семьи. Договор о передаче детей на воспитание в приёмную семью. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тема 8. Семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства (2ч).

Основы правового регулирования международных брачно-семейных отношений. Заключение браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: порядок заключения; условия заключения. Расторжение браков с участием иностранных граждан и лиц без гражданства: основания; формы. Правоотношения между супругами с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Правоотношения между родителями и детьми с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Правоотношения по международному усыновлению (удочерению).

Тема 9. Акты гражданского состояния (2ч).

Акты гражданского состояния: понятие. Общие положения об актах гражданского состояния и их регистрации. Государственная регистрация рождения ребёнка. Государственная регистрация установления отцовства. Государственная регистрация заключения брака. Государственная регистрация расторжения брака. Государственная регистрация усыновления (удочерения). Государственная регистрация перемены имени. Государственная регистрация смерти.

Итоговое занятие (1ч).

Подведение итогов курса.

Китаева И.В.

Тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Всего

часов

В том числе

Формы контроля

лекция

семинар

Практическое

занятие

Введение

Конспект

Семейное право как отрасль права

Конспект, выступления на семинаре, тестирование, презентация

Семья

Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация

Брак

Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация

Права и обязанности супругов

Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация

Права и обязанности родителей и детей

Конспект, выступления на семинарах, проблемные задания, тестирование, творческая работа, презентация

Алиментные обязательства

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

Семейные отношения с участием иностранцев и лиц без гражданства

Конспект, выступления на семинаре, проблемные задания, тестирование, презентация

Акты гражданского состояния

Конспект, выступления на семинаре, тестирование, презентация

Итоговое занятие

Итоговое собеседование, тестирование, реферат, презентация

Итого

Китаева И.В.

Литература

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *