Авторское право семинар

  • автор:

Договоры в сфере авторского права

Правообладатели исключительных прав и авторы произведений могут распоряжаться своими нравами на договорных началах. В числе юридических оснований по распоряжению своими правами закон упоминает договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, договор авторского заказа. Данные сделки отличаются направленностью действий сторон и содержанием обязательств, порождаемых такими действиями. Рассмотрим понятия и особенности каждого договора.

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст. 1285 ГК РФ). Данный договор является двусторонним и консенсуальным. При этом он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Такая сделка заключается в письменной форме и направлена на передачу в собственность исключительного права на произведение и, соответственно, прекращение такого права за автором или правообладателем, его передающим. В этом заключается самое важное отличие. Сторонами в данном договоре могут быть как- физические, так- и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования.

По лицензионному договору одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Лицензионный договор характеризуется как двусторонний и консенсуальный. Так же как и договор об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионный договор может носить как возмездный, так и безвозмездный характер.

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения. В таком договоре может быть предусмотрена выплата лицензиару вознаграждения в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений. Такие ставки установлены постановлениями Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»; от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»; от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.».

Лицензионный договор, как правило, заключается в письменной форме, но договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре таких программы или базы данных либо на упаковке этого экземпляра. Начало использования таких программы или базы данных пользователем, как оно определяется этими условиями, означает его согласие па заключение договора.

Особой разновидностью данного договора является издательский лицензионный договор. По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором или иным правообладателем (лицензиар) с издателем (лицензиат), последний обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. Специфика данного договора заключается в субъектном составе участников договорных отношений. Лицензиатом является издательство, т.е. лицо, на кото-рос в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение.

Издательскую деятельность может осуществлять юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 584 «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» уведомили органы власти об осуществлении издательской и полиграфической предпринимательской деятельности. Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федерального закона от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», законодательства об издательском деле, предприятиях и предпринимательской деятельности.

Издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции. В качестве особых условий издательского лицензионного договора в ст. 1287 ГК РФ названы условия о выплате вознаграждения лицензиару и срок исполнения обязанности лицензиатом. В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения лицензиату причиненных таким отказом убытков.

Договор авторского заказа — это договор, в силу которого одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме (ст. 1288 ГК РФ). В обязанности автора входит обязательная передача материального носителя произведения.

Договор авторского заказа в зависимости от содержания может быть нескольких видов: договор авторского заказа с передачей заказчику в собственность материального носителя; договор, предусматривающий передачу произведения во временное пользование; договор авторского заказа, предусматривающий отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах; смешанный договор.

Договор авторского заказа является возмездным, двусторонним, консенсуальным. Существенными условиями такого договора являются его предмет и срок исполнения договора. Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором. Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным.

Договор авторского заказа отличается особыми правилами, применяемыми в случае, когда срок исполнения договора авторского заказа наступил, а автор не предоставил результата. При необходимости и при наличии уважительных причин в рамках ст. 1289 ГК РФ автору для завершения создания произведения предоставляется дополнительный льготный срок продолжительностью в одну четвертую часть срока, установленного для исполнения договора, если соглашением сторон не предусмотрен более длительный льготный срок. По истечении льготного срока заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от договора авторского заказа. Заказчик также вправе отказаться от договора авторского заказа непосредственно по окончании срока, установленного договором для его исполнения, если договор к этому времени не исполнен, а из его условий явно вытекает, что при нарушении срока исполнения договора заказчик утрачивает интерес к договору.

Виды договоров в сфере авторского права

Как таковой термин «авторский договор» в ГК РФ отсутствует, однако в данном контексте под таким определением следует понимать, что авторский договор — это гражданско-правовой договор, предметом которого является передача имущественных прав автора.

В рамках авторского права переход исключительных прав от одного лица к другому оформляется договором об отчуждении исключительного права (ст. 1285 ГК РФ), лицензионным договором (ст. 1286, 1287 ГК РФ) и договором авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ).

По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает или обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права. Если договором не предусмотрено иное, приобретатель обязуется уплатить правообладателю предусмотренное договором вознаграждение. При отсутствии в возмездном договоре условия о размере вознаграждения или порядке его определения он считается незаключенным. При этом правила определения цены, предусмотренные ст. 424 ГК РФ, не применяются.


Существенным условием договора является его предмет, надлежащим образом идентифицированный, а в возмездном договоре — размер вознаграждения (цена). Договор заключается в письменной форме. Ее несоблюдение влечет недействительность договора. Он не подлежит государственной регистрации, так как для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Исключительное право на произведение переходит от правообладателя к приобретателю, как правило, в момент заключения договора. Правообладатель вправе отказаться от договора об отчуждении исключительного права только при существенном нарушении приобретателем обязанности по выплате вознаграждения.

Договор об отчуждении прав должен прямо указывать на то, что исключительные права передаются в полном объеме. Если такое указание отсутствует, то договор считается лицензионным (п. 3 ст. 1233 ГК РФ).

По лицензионному договору о предоставлении права использования произведения одна сторона — автор или иной правообладатель (лицензиар) — предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах (п. 1 ст. 1286 ГК РФ). Лицензионный договор не может служить основанием перехода этих прав от лицензиара к лицензиату. В качестве «пределов» использования исключительных прав на произведение выступают способы, сроки и территория их использования.

Такой договор заключается в добровольном порядке. Лицензия может быть двух видов:

— простая (неисключительная) — предоставляет лицензиату возможность использования произведения с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам;

— исключительная — предоставляет лицензиату возможность на использование произведения без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам. По общему правилу правообладатель не может использовать произведение, в отношении которого он предоставил исключительную лицензию.

Если лицензионным договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной).

В возмездном лицензионном договоре должен быть указан размер вознаграждения за использование произведения или порядок исчисления такого вознаграждения.

Лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, как правило, заключается в письменной форме. Он не подлежит государственной регистрации.

Договор о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании может быть заключен в устной форме.

В упрощенном порядке заключается лицензионный договор с пользователем о предоставлении ему простой (неисключительной) лицензии на использование программы для ЭВМили базы данных (п. 5 ст. 1286 ГК РФ). Условия такого договора могут быть изложены в электронном виде. Письменная форма при этом будет считаться соблюденной, если пользователь выразит согласие на заключение договора (т.е. начнет использовать программу или базу данных). Лицензионный договор, заключаемый в упрощенном порядке, как правило, является безвозмездным.

В упрощенном порядке заключается лицензионный договор, по которому автор или иной правообладатель (лицензиар) предоставляет лицензиату открытую лицензию — простую (неисключительную) лицензию, которая предполагает право использования произведения в предусмотренных договором пределах (ст. 1286.1 ГК РФ).

Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий. В этом случае письменная форма договора считается соблюденной. Правообладатель может предоставить лицензиату право использовать произведение для создания нового результата интеллектуальной деятельности.

Открытая лицензия по общему правилу является безвозмездной. Если срок ее действия не определен, в отношении программ для ЭВМ и баз данных договор считается заключенным на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений — на пять лет. Если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование соответствующего произведения, такое использование допускается на территории всего мира.

Особенность открытой лицензии — возможность лицензиара отказаться от договора в одностороннем порядке, если лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование принадлежащего лицензиару произведения либо на использование нового результата интеллектуальной деятельности, созданного лицензиатом на основе этого произведения, за пределами прав и (или) на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией.

По издательскому лицензионному договору автор или иной правообладатель предоставляет право использования произведения издателю (лицу, на которое в соответствии с договором возлагается обязанность издать произведение). Предметом такого договора выступает произведение, которое может быть тиражировано (ст. 1287 ГК РФ).

Особенность: Право издателя (лицензиата) на использование произведения одновременно является и его обязанностью. Он должен начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре. При неисполнении этой обязанности лицензиар вправе отказаться от договора без возмещения причиненных таким отказом убытков. При этом лицензиар имеет право на выплату вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере. В случае отсутствия в издательском договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

По договору авторского заказаодна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача во временное пользование.

Договор авторского заказа по общему правилу является возмездным. Статусом автора здесь может обладать лишь физическое лицо. Существенными условиями договора являются предмет, цена, срок и объем передаваемых имущественных прав. В отношении предмета договора должны быть указаны объем, вид, жанр, сфера применения и название произведения.

Договор может предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах. В этом случае к такому договору применяются правила о договоре на отчуждение исключительного права либо лицензионном договоре соответственно.

23.Особенности договоров о передаче авторских прав. Особенности договоров о передаче авторских прав.

Статья 30 Закона предусматривает, что принадлежащие автору исключительные права могут передаваться им другим лицам только по авторскому договору. Данную формулировку принято толковать расширительно. В российском гражданском праве определяющее значение имеет не название, а содержание договора. Таким образом, не столь уж важно, как именно будет называться договор, по которому передаются авторские права, – «авторский договор», «договор о передаче авторских прав», просто «договор», «соглашение», «контракт» или иначе. Главное, чтобы в нем содержались все условия, которые необходимы для заключения авторского договора.

По своей сути авторские договоры – это обычные гражданско-правовые договоры, в отношении которых законодательство об авторском праве устанавливает некоторые дополнительные требования, объясняемые как особенностью передаваемых в соответствии с ними прав, так и необходимостью дополнительной защиты «слабой стороны» – авторов.

Гражданско-правовые сделки могут содержать элементы авторского договора. Например, получила относительно широкое распространение передача авторских прав учредителями в качестве взноса в уставный капитал юридических лиц.

Крайне желательно оформлять условия о передаче прав в качестве приложения к трудовому договору, заключаемому с работниками организации, а также включать их при необходимости в положения договоров на выполнение работ, оказание услуг и т. д.

На практике, к сожалению, во многих случаях договоры о передаче авторских прав не заключаются или формулируются так, что оказывается невозможным дать однозначное толкование предусматриваемых ими положений.

Условие об исключительности прав, передаваемых по авторскому договору

Условие о сроке в авторском договоре

Условия о территории в авторском договоре

Условия о возможности дальнейшей передачи прав, полученных по авторскому договору

Условия о вознаграждении в авторском договоре

Авторский договор

Авторский договор — это гражданско-правовой договор в сфере авторского права, заключенный между создателем произведения и другими субъектами.

Обратим внимание, что понятие «авторский договор» чаще всего просто обобщает все существующие сделки, связанные с авторскими правами. В Гражданском кодексе РФ этот термин так и вовсе отсутствует, упоминаются лишь отдельные виды сделок, именно о них мы подробно и поговорим.

Применительно к этому есть важная особенность: ответственность автора ограничена реальным ущербом. Это значит, что с него нельзя взыскать упущенную выгоду (например, доходы, которые пострадавшее лицо могло получить, если бы не совершенное автором правонарушение). К примеру, к правообладателям товарных знаков можно предъявлять иски и об упущенной выгоде.

Лицензионный авторский договор

Эта конструкция одна из самых распространенных на практике. Суть в следующем: автор (лицензиар) за плату передает свое исключительное право другому субъекту (лицензиару) — гражданину или юридическому лицу. Лицензиат получает легальную возможность извлекать из произведения прибыль, используя его любым образом в рамках закона.

Напомним, что передаваться по этому договору может только исключительное право, остальные — авторства, на имя, на обнародование, на неприкосновенность произведения — тесно связаны с личностью создателя произведения и неотчуждаемы.

Допустимо два варианта: простая (неисключительная) лицензия и исключительная. В первом случае лицензиар может передать аналогичную возможность использовать объект и другим субъектам, а во втором — он этого делать не вправе, передача осуществляется только единственному лицензиату.

Авторский договор об отчуждении

В целом эта сделка схожа с предыдущей, но здесь есть основной отличающий признак: правообладатель полностью утрачивает исключительное право, а приобретатель получает его в полном размере.

Договор авторского заказа

Если две предыдущих гражданско-правовых конструкции встречаются в сфере патентного права, права на средства индивидуализации, то договор авторского заказа существует только в сфере авторского права.

Итак, есть две стороны — заказчик и автор. Первый дает задание: создать объект творческой деятельности. Напомним, что перечень всех объектов закреплен в статье 1259 ГК РФ, однако перечень открытый, и следовательно, объект может быть и иным. По отношению к этому договору есть важный момент: произведение должно быть создано и выражено на материальном носителе или в иной объективной форме.

В соответствии с законом материальный носитель передается заказчику в собственность, если не закреплено иное. Таким образом, писатель, написавший книгу в рамках авторского заказа передает заказчику и исключительное право на книгу как на произведение, а также право собственности на книгу как на объект уже материального мира.

Правда, исключительное право передается не всегда (хотя на практике в большинстве случаев). Формулировка в законе позволяет сделать вывод, что по умолчанию оно сохраняется за автором. Поэтому здесь есть два варианта: или предусмотреть в договоре авторского заказа передачу исключительного права или же заключить отдельный договор о такой передаче (можно сделать его приложением к основному).

Есть важный момент по срокам. Срок — существенное условие этой сделки, если стороны его не определили — договор считается незаключенным и не порождает никаких юридических последствий. Однако закон лоялен по отношению к автору, что связано, по-видимому, с непростым творческим процессом, и это выражается в следующем. Если автор не выполнил заказ в установленный срок, то при наличии уважительных причин автору дается льготный срок (одна четвертая срока, предусмотренного ранее сделкой).

Издательский договор

Часто эту сделку рассматривают как подвид лицензионного договора. Содержание договора следующее: автор предоставляет издателю (организации, которая занимается изданием произведений) исключительное право на обнародование (опубликование) произведения. При этом закон особое значение придает сроку публикации. В том случае если издатель будет медлить с публикацией, автор имеет право в одностороннем порядке расторгнуть сделку и не возмещать убытки. Кроме того, автор защищен и другой юридической нормой: в случае нарушения издателем сроком он может еще и требовать вознаграждение, которое установлено договором.

Это основные конструкции, предусмотренные ГК РФ. Таким образом, авторский договор включает в себя сразу несколько видов договоров, каждый из которых имеет свои особенности.

Юрист по информационным технологиям и интеллектуальным правам

Интеллектуальные права в коммерческой и маркетинговой деятельности

  • Вопросы ИС в рекламе, Интернет: текстовые, фото, музыкальные, аудиовизуальные произведения, объект авторского права-интернет сайт (перепечатка и цитирование), права при подготовке рекламных материалов, реклама, содержащая авторские права (ответственность производителя рекламы за нарушение), договор на создание рекламной продукции и сайта интернет.
  • Интеллектуальная собственность в СМИ: права на фото, редакционную почту, материалы, интервью, новостные сообщения. Договор на создание и использование произведения с журналистом. Ответственность СМИ по нарушениям авторских прав. Использование нарушения авторских прав при недобросовестной конкуренции, нарушение прав авторства в избирательных компаниях и агитационных материалах.
  • Служебные произведения: порядок фиксации прав, проблемы получения вознаграждения. Создание служебных произведений работником в СМИ, маркетинге, рекламе и PR.
  • Использование произведений-объектов авторского права: свободное, без согласия автора (с уплатой вознаграждения), публичное исполнение.
  • Электронная коммерция: доменное имя (понятие, соотношение с товарным знаком). Необходимость регистрации сайта в качестве СМИ. Захват доменных имен/товарных знаков: проблемы, способы борьбы. Недобросовестная конкурентная борьба в Интернете. Распространение данных, порочащих производителя/продавца или товар в Интернет.
  • Проблемы коммерческой тайны (новый товар, рекламные кампании, этикетки/упаковка, бренд). Информация, передаваемая инсайдерами. Право и отношения со СМИ.
  • Рекламная деятельность: нормативно-правовые акты о рекламе (понятийный аппарат, область применения, новации), недобросовестные и недостоверные рекламные материалы, защита несовершеннолетних, специфические виды продукции (алкоголь/табак, медицина, финансовые услуги), особенности распространения рекламы: теле-, радиопрограммы, печать, наружная реклама (отличия конструкций: рекламные/информационные).
  • Нарушения законодательства, касающегося рекламы, связанные с ними споры с ФАС. Практика в суде. Связь рекламы и недобросовестной конкуренции.
  • Защита чести, достоинства, а также деловой репутации: понятие, случаи правовой охраны, ответственность за нарушение, право частных и юридических лиц на подачу исков.
  • Когда распространяемая информация порочащего характера не охраняется по закону. Недобросовестные акты в конкурентной борьбе – распространение сведений порочащего характера.
  • Ответ в СМИ, право компании на него. Опровержение информации, законодательная фиксация права на него, порядок, основания для отказа.

Договорно-правовая работа в области права интеллектуальной собственности и права информационных технологий

  • Обзор последних изменений ГК РФ, влияющих на договорную работу в интеллектуальной и информационной сфере.
  • Обзор краткая характеристика договоров, заключаемых в праве интеллектуальной собственности и информационном праве: особенности и специфика.
  • Публичный договор и договор присоединения в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий.
  • Особенности недействительных сделок в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий.
  • Использование непоименованных договоров в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий на примере судебной практики.
  • Специфика толкования договоров в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий.
  • Исполнение и закрытие договоров в праве интеллектуальной собственности и праве информационных технологий.
  • Особенности составления, заключения и выполнения договоров через мобильные приложения.
  • Лицензионное соглашение об использовании ПО.
  • Пользовательское соглашение и клиентами (пользователями мобильного приложения).
  • Правовое положение и вопросы ограничения ответственности обладателя мобильного приложения.
  • Момент и способ заключения договора.
  • Договоры и документы в электронном формате.
  • Договор об отчуждении прав на управление доменным именем: специфика и содержание договора, переход прав на доменное имя и регистрация нового владельца у провайдера, оформление иных документов для провайдера.
  • Дистанционные продажи. Договоры в сфере дистанционной торговле (торговля через Интернет).
  • Правовое регулирование дистанционных продаж.
  • Особенности заключения и расторжения договора, заключаемого дистанционным способом.
  • Особенности защиты прав потребителя при дистанционном способе продажи.
  • Применение к дистанционному способу розничной продажи товара положений Федерального закона.
  • Доказательства приобретения товара в розницу дистанционным способом.
  • Особенности договоров SaaS (Software as a Service). Программное обеспечение, как услуга.
  • Особенности договоров SaaS и отличие от других моделей ASP.
  • Распределение прав на ПО между сторонами договора.
  • Обязанности сторон, предполагаемые моделью SaaS.
  • Преимущества для разработчиков и заказчиков, вытекающие из модели SaaS.
  • Обзор иных видов договоров в информационном праве.
  • Договоры на сопровождение программ для ЭВМ, автоматизированных и информационных систем.
  • Договоры о предоставлении услуг облачного сервиса.
  • Интеллектуальная собственность. Договор об отчуждении исключительных прав: лицензионный и сублицензионных договоры, договор авторского заказа и договор на создание произведения, договоры на создание программ для ЭВМ, договоры на разработку и обслуживание WEB -сайтов.
  • Особенности защиты нарушенных прав, вытекающих из Договоров права информационных технологий и права интеллектуальной собственности.
  • Доменное имя (понятие, соотношение с товарным знаком). Необходимость регистрации сайта в качестве СМИ. Захват доменных имен/товарных знаков: проблемы, способы борьбы. Недобросовестная конкурентная борьба в Интернете. Распространение данных, порочащих производителя/продавца или товар в Интернет.

Профессиональные компетенции юриста

  • Обзор теоретических воззрений и положений, повлиявших на изменение частно-правового законодательства, а также на судебную практику.
  • Понятие и способы применения института заявлений и гарантий в праве.
  • Элементы английского права, нашедшие отражение в современном частном праве России и их теоретическое обоснование.
  • Применение общих принципов в частном праве и их приоритет над иными нормами права.
  • Обзор наиболее важных принципов права, их теоретический смысл, значение и практика применения в практической работе юриста. Примеры применения общих принципов в судебной практике последних лет.
  • Теоретическое и практическое применение понятия «злоупотребления правом» в работе юриста.
  • Договорной оппортунизм как противопоставление принципу добросовестности между сторонами договора. Примеры, способы применения в гражданском, трудовом, семейном праве.
  • Доктрина, как негласный источник права, применяемый российскими судами. Примеры доктрин, применяемых в судебной практике.
  • Понятие и способы применения института «отказа от права».
  • Применение института защиты слабой стороны в работе юриста.
  • Толкование договора. Применение общетеоретических правил в процессе толкования договора судами. Способы толкования договора и переписки. Проблема выяснения воли сторон и толкование договора по объему. Примеры судебной практики в сфере толкования договора.
  • Применение правил юридической техники в договорно-правовой работе. Правила и принципы юридической техники. Юридическая техника в практической работе юриста.
  • Правовой нигилизм в работе юриста. Примеры и формы действий недобросовестных юристов и способы борьбы с ними.
  • Юридические коллизии в договорно-правовой работе. Понятие и виды юридических коллизий. Практические способы разрешения правовых коллизий в праве, соотношения воли сторон в договоре и деловой переписки; коллизии в локальных-нормативных актах.
  • Ошибки в праве: понятие и признаки. Практическое значение ошибки в праве, включая правоприменительную деятельность.
  • Аналитическая работа в деятельностиюриста: понятие и сущность. Направления аналитической деятельности в работе юридической службы.

Авторское право: как регулировать совместное творчество, охранять права в Интернете, патентовать ПО и составлять договоры?

Jirsak / .com

О некоторых особенностях использования объектов авторского права, в том числе в Интернете, специфике охраны программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта, а также о нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности рассказал преподаватель Российской школы частного права, ведущий юрист по интеллектуальной собственности «РОСНАНО», член рабочей группы по подготовке проекта части 4 Гражданского кодекса, к. ю. н. Виталий Калятин на состоявшемся семинаре компании «Гарант».

Некоторые особенности использования объектов авторского права

Прежде всего эксперт отметил, что объекты авторских прав (ст. 1259 ГК РФ) должны иметь творческий характер для того, чтобы охраняться законом. Авторами результатов интеллектуальной деятельности в нашей стране могут быть только физлица. Так, согласно п. 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Например, если ребенок создал какой-либо рисунок или написал стихотворение, то он тоже будет считаться автором произведений по закону, а критерии «качества» работы в этой области не применимы.

Стоит отметить, что в отношении нормы, закрепленной п. 1 ст. 1228 ГК РФ не обошлось без исключений. Согласно п. 3 ст. 1256 ГК РФ при предоставлении на территории России охраны произведению в соответствии с международными договорами РФ автор произведения определяется по закону государства, на территории которого имел место юридический факт, послуживший основанием для приобретения авторских прав. Необходимо учитывать, что есть страны, в которых автором с тем или иным правовым статусом может признаваться и юрлицо (в частности, Великобритания и США). Кроме того, и в российском законодательстве есть узконаправленная оговорка на этот счет. Для целей применения по аналогии правил части 4 ГК РФ юрлица могут считаться авторами произведений, если речь идет об авторских правах юрлиц, возникших до 3 августа 1993 года, то есть до начала действия ныне утратившего силу Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах». Авторские права таких лиц прекращаются по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, – со дня создания произведения (ст. 6 Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Отдельно Виталий Калятин осветил вопросы регулирования совместных прав на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2-3 ст. 1229 ГК РФ), отметив, что такое совместное правообладание строится аналогично принципам совместной собственности. Он обозначил, что существуют две модели построения взаимоотношений совместных правообладателей – корпоративная и договорная. В рамках первой модели вопросы о порядке принятия решений в отношении совместной интеллектуальной собственности регулируются посредством корпоративных механизмов, но выбирать этот вариант управления совместными правами следует, если речь идет о длительных правоотношениях (например, по выпуску фильма). Именно в таких случаях целесообразно создавать отдельное юрлицо для распределения прав и обязанностей по управлению интеллектуальной собственностью согласно корпоративному праву. Вторая модель, которая в отличие от первой пока не отработана на практике, предполагает заключение соглашения между правообладателями. В таком соглашении следует фиксировать, в частности:

  • распределение долей;
  • порядок управления собственностью, распоряжения правами;
  • порядок принятия решений;
  • порядок изменения состава правообладателей.

Обладает ли каждый из соавторов не зависимым от других авторов исключительным правом? Узнайте ответ в «Энциклопедии судебной практики. Соавторство» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Договор между правообладателями о совместном управлении интеллектуальной собственностью может быть заключен и в отношении объекта, который появится в будущем (решение Суда по интеллектуальным правам от 5 июня 2017 г. по делу № СИП-785/2016). Эксперт отметил, что если речь идет, например, о коллективном творчестве по заказу, то заключение договора между соавторами удобно и для самих авторов, и для заказчика. Заключение такого договора поможет снизить риски возникновения конфликтов между соавторами, упростить администрирование правоотношений по поводу результата (или результатов) интеллектуальной деятельности, устранить возможность появления новых соавторов.

Согласно п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. В доктрине, однако, по словам Виталия Калятина, высказываются мнения о допустимости передачи личных неимущественных прав. Эксперт назвал три возможных варианта разрешения проблемы оборотоспособности личных неимущественных прав:

  • правообладатели баз данных или программного обеспечении (ПО) могут изменять такие объекты по своему усмотрению (без дополнительного согласования с автором), исходя из особого понятия переработки (модификации) таких объектов (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Речь может идти о любых изменениях, кроме адаптации. Под адаптацией при этом понимается согласно указанному подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ внесение изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя. Нельзя допускать также изменения объектов до степени их трансформации в уже новые результаты интеллектуальной деятельности;
  • самоограничение права согласно п. 3 ст. 1266 ГК РФ – имеется в виду, что в случаях, если автор делает заявление о предоставлении всем лицам возможности использовать свое произведение (п. 5 ст. 1233 ГК РФ) или заключает договор открытой лицензии (п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ), он вправе дать согласие на внесение при необходимости в будущем изменений (исправление ошибок и пр.) в свое произведение, при условии, что не будет нарушена целостность восприятия произведения и (или) искажен авторский замысел;
  • заранее согласованные действия – такой механизм прямо не предусмотрен гражданским законодательством, но вытекает из нормы о праве на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ), согласно которой не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений. Указанный механизм предполагает подписание с автором заранее (например, при заключении договора авторского заказа) соглашения о возможности изменения каким-либо образом его произведения в будущем. Однако необходимо в таком соглашении фиксировать конкретные способы изменения произведения, иначе будет ограничена правоспособность автора. Например, при заказе фотоснимков можно заранее договориться о возможности изменения фотографий заказчиком на черно-белый формат.

Говоря о личных неимущественных правах, эксперт подчеркнул также, что в некоторых странах ими могут обладать юрлица, например, в Японии и Южной Корее это прямо закреплено в законодательстве. В России, по его мнению, можно говорить о фактическом признании таких прав за юрлицами, например, если при производстве фонограмм на них указывается наименование организации.

Виталий Калятин также обратил внимание на проблему хранения результатов интеллектуальной деятельности. Так, существует спорное, с его точки зрения, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июня 2016 г. № 308-ЭС14-1400, в котором Суд решил, что хранение компьютерной программы как особого объекта авторского права в памяти компьютера само по себе при отсутствии доказательств правомерности хранения также является способом неправомерного использования программы для ЭВМ как произведения. Виталий Калятин считает, что хранение не может рассматриваться в качестве отдельного способа использования объекта, поскольку любой другой способ предполагает одновременно и его хранение. Он отметил, что сейчас в ВС РФ готовится проект постановления Пленума, в котором планируется исправить такое положение и установить, что хранение не должно рассматриваться как отдельный способ использования объектов интеллектуальной собственности.

Объекты авторского права и Интернет

Виталий Калятин обозначил некоторые особенности использования объектов авторского права в цифровой форме:

  • возможность использования в равной мере любых объектов;
  • возможности глобального использования;
  • повышение риска изменения объектов;
  • сложность установления подлинности объектов;
  • оторванность от вещного объекта;
  • низкая ценность материального носителя;
  • отсутствие развитого международного правового регулирования;
  • отсутствие цифрового исчерпания права – имеется в виду нераспространение на цифровые объекты положений ст. 1272 ГК РФ, согласно которым распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения, если они уже были правомерно введены в гражданский оборот. Принцип исчерпания исключительного права относится только к материальным носителям, в которых заключаются те или иные объекты интеллектуальной собственности. Правило о таком свободном распространении не применяется к цифровым объектам.

Он также указал на особенности использования объектов авторского права в Интернете. Среди них он назвал проблемы определения юрисдикции и применимого права, пределов действия, необходимость аутентификации заинтересованных лиц, сложность пресечения правонарушений, скорость и масштабы распространения информации. Комментируя проблему определения юрисдикции и применимого права, эксперт сказал, что наиболее популярным подходом к ее разрешению является определение применимости права той или иной страны по направленности действий лица. Например, если автор размещает текст на русском языке на исключительно русскоязычном сайте, то в отношении текста считается применимым российское право об охране интеллектуальной собственности. Если же сайт имеет, например, и англоязычную версию, то правообладателям ресурса и (или) материалов необходимо изучать законодательство соответствующих стран. На сайте можно и напрямую сделать оговорку о целевой аудитории по признаку принадлежности к той или иной стране с целью упрощения установления применимого права при возникновении спорных ситуаций.

Интересно, что согласно праву Европейского союза пассивные продажи (то есть без целенаправленного, активного привлечения клиентов, покупателей) через сайт того или иного контента не приводят к попаданию «под юрисдикцию покупателя».

Кроме того, важно отметить, что с точки зрения гражданского законодательства использование объектов авторского права в Интернете отождествляется с доведением их до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Если же, например, речь идет об эфирном вещании через Интернет, то всемирная сеть в таком случае служит только способом передачи произведения, а не самим способом его использования, поскольку не предусматривается возможность выбора времени просмотра вещания. Если запись вещания, например, выкладывается на сайте и можно выбрать время ее просмотра или скачать ее, тогда речь идет уже о способе использования произведения – доведении до всеобщего сведения.

Виталий Калятин рассказал о подходах к пониманию того, чем является интернет-сайт (а если точнее – контент сайта) с точки зрения авторского права. Так, он выявил три таких подхода:

  • это составное произведение;
  • это база данных;
  • это специфический объект авторского права.

В настоящее время (с 1 октября 2014 года) ГК РФ относит интернет-сайты среди прочих объектов к составным произведениям (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). При этом еще постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2008 г. № 255/08 были отменены судебные акты нижестоящих инстанций, когда Президиум ВАС РФ указал на то, что суды не оценили сайт в целом как составное произведение, а фактически рассматривали лишь один из элементов контента сайта (тексты, размещенные на нем), признав их неохраноспособными. Таким образом, ВАС РФ косвенно согласился с истцом, который настаивал на охраноспособности сайта как своего составного произведения.

В то же время, по словам эксперта, сейчас ничего не мешает признанию того или иного сайта базой данных, особенно с учетом того, что базы данных также относятся к категории составных произведений. Однако, по его мнению, наиболее удобным и простым способом урегулирования правового статуса сайтов было бы их обособление в качестве специфических объектов авторского права на уровне закона. Эксперт не исключает возможности внесения соответствующих поправок в законодательство в скором времени.

Охрана программ для ЭВМ, баз данных и продуктов искусственного интеллекта

Программы для ЭВМ и базы данных охраняются как произведения, но при этом выведены из такой категории объектов (п. 1-2 ст. 1259 ГК РФ). Согласно п. 4 ст. 1259 ГК РФ в отношении программ для ЭВМ и баз данных возможна регистрация, осуществляемая по желанию правообладателя. При этом важно понимать, что если в отношении этих объектов была осуществлена регистрация, то должны быть зарегистрированы и договоры об отчуждении соответствующего исключительного права.

Программы для ЭВМ не могут рассматриваться в качестве изобретений (п. 5 ст. 1350 ГК РФ). Однако, как отметил Виталий Калятин, они могут быть частью технического решения, способного к патентной правовой охране. Он рассказал о том, что в зарубежной практике наличие вычислительного устройства в системе дает хорошие шансы на получение патента. В России же получение патентов на такие технические решения носит пока единичный характер. По мнению эксперта, легче всего запатентовать такое решение в рамках правил Европейского союза (в частности, по сравнению с английской и американской моделями патентования).

Виталий Калятин рассказал, что одной из особенностей исключительных прав на программы для ЭВМ является то, что нормы о прокате не применяются к программам, кроме случая, когда такая программа является основным объектом проката. Это значит, что если заключается договор проката автомобиля, то не требуется получения согласия правообладателя на прокат ПО, которое установлено в автомобиле. Однако, если речь идет о прокате компьютеров в интернет-кафе, то очевидно, что целью проката является предоставление арендатору в пользование программ, установленных на компьютерах, поэтому в таком случае необходимо получить согласие правообладателя программ на прокат (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности»).

Стоит подчеркнуть, что в России охраняются только электронные базы данных, как это следует из их понятия (п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Однако, например, в Европейском союзе могут охраняться любые базы данных (библиотечные, базы данных генетического материала и пр.), на что обратил внимание Виталий Калятин. Он отметил также, что при рассмотрении вопросов о признании материала базой данных, потребовавшей значительных материальных затрат на свое создание (п. 1 ст. 1334 ГК РФ), суды основываются на том, что нельзя считать за расходы на создание базы данных затраты компании, которые не были связаны непосредственно с созданием базы, а касаются основной деятельности лица. Например, не рассматриваются в качестве расходов на создание базы данных расходы телефонных компаний на хранение номеров, поскольку эти компании в любом случае вынуждены хранить эти данные. Расходы авиакомпаний на размещение табло с информацией о рейсах также не расцениваются как расходы на создание отдельной базы данных.

Говоря о продукции искусственного интеллекта, эксперт подчеркнул, что ключевым фактором для определения правообладателя такой продукции является степень контроля лица за таким искусственным интеллектом. При этом указанная продукция также не подлежит оценке по критериям качества, как упоминалось ранее в отношении иных объектов авторских прав. Даже если искусственный интеллект создает какие-либо примитивные объекты, они тоже будут охраняться законом.

Целью правовой охраны такой продукции является стимулирование творческой деятельности. Так как речь идет о стимулировании творчества человека, создающего соответствующие программы по контролю за искусственным интеллектом, то предоставлять авторскую правовую охрану искусственному интеллекту, по мнению эксперта, не нужно.

О некоторых нюансах договорной работы в сфере интеллектуальной собственности

Виталий Калятин дал конкретные рекомендации по составлению договоров в сфере интеллектуальной собственности. Так, не следует:

  • писать, что исключительное право на объект «возникает» (сразу) у заказчика (иного лица, например, работодателя). Такая формулировка является неверной, поскольку согласно п. 3 ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Поэтому стоит указывать в договорах, что право сразу «передается» (а не «возникает») после создания объекта заказчику или работодателю, что будет грамотно с точки зрения закона;
  • указывать, что исключительное право на объект передается лицу с какими-либо исключениями. Исключительное право – это единое право; отчуждение права в принципе означает, что оно продается в полном объеме, и иных вариантов отчуждения быть не может. В случаях, когда существует необходимость сохранения за первоначальным правообладателем тех или иных правомочий, можно сначала заключить договор об отчуждении права, а затем уже по лицензионному договору предоставить первоначальному правообладателю необходимые права;
  • использовать понятие «эксклюзивные права» в договорах, так как такой термин российскому законодательству не известен.

Кроме того эксперт посоветовал:

  • четко разграничивать в договорах цены в отношении передаваемого материального носителя и исключительных прав на объект, поскольку ценность последних значительно выше;
  • указывать четко в лицензионных договорах все необходимые способы использования объекта;
  • заключать с работниками-авторами служебных произведений помимо трудового договора дополнительные соглашения о вознаграждении за произведения, созданные вне рамок выполнения установленных для работника трудовых обязанностей;
  • по возможности фиксировать в трудовом договоре запрет для работника на публикации по теме исследования, выполняемого в рамках трудовых обязанностей;
  • включать положения о передаче прав на служебные произведения или изобретения (полезные модели, промышленные образцы) работодателю не только в трудовые договоры с непосредственными авторами таких объектов (журналистами, инженерами), но и с руководящими сотрудниками – руководство, как правило, может быть вовлечено непосредственно в процесс создания указанных объектов. Так, это может помочь избежать конфликтных ситуаций, например, при использовании текстов речей бывших гендиректоров и т. д.

***

Таким образом, очевидно, что в рамках регулирования правоотношений, складывающихся в сфере интеллектуальной собственности, остается пространство для реализации творческого потенциала не только авторов произведений, изобретений и т. д., но и юристов. Так, не закреплены в ГК РФ такие правовые механизмы, как «заранее согласованные действия» или инициативное ограничение правообладателем объекта интеллектуальной собственности применимого к такому объекту права, однако это не мешает реализации таких юридических решений на практике.

При разработке договоров в сфере интеллектуальной собственности специалистам следует четко придерживаться грамотной юридической терминологии, чтобы избежать нежелательных последствий, в том числе в суде. Важно обращать внимание на детальную проработку условий договоров, в том числе и трудовых с соответствующими работниками. Так, правила перехода исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, особенно в отношении служебных объектов, стоит всегда фиксировать, несмотря на условно «автоматическую» их принадлежность работодателям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *