Архитектурное сооружение которое охраняется государством

  • автор:


А вы знаете, сколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО на территории России? Если хотите узнать, читайте до конца.
№10. Дворцовый мост
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге соединяет центр города с Васильевским островом. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей города и его визитная карточка.
Мост строили по проекту А. П. Пшеницкого четыре года, с 1912 по 1916 год. Дворецкий мост был открыт 23 декабря 1916 года.
Своё название мост получил по находящимся рядом с ним Зимнему дворцу и Дворцовой набережной. С приходом новой власти в 1917 году мост был переименован в Республиканский, в 1944 году возвращено историческое название.
Длина моста — 260 метров, ширина — 27,8 метра. Средний из пяти пролетов — разводной, двукрылый. Каждое крыло уравновешено семью противовесами. Масса металлических строений Дворцового моста составляет 4868 тонн, а противовесов — 2800 тонн.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов.

№9. Никольский Морской собор в Кронштадте
Морской собор святителя Николая Чудотворца (Никольский Морской собор) — самый крупный из морских соборов Российской империи. Воздвигнут в 1903 — 1913 гг. в Кронштадте в неовизантийском стиле по проекту В. А. Косякова.
С мая 2013 года считается главным храмом Военно-морского флота России и центром Военного благочиннического округа Санкт-Петербургской епархии.
Никольский Морской собор внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, охраняется государством.

№8. Большой Петергофский Дворец
Большой Петергофский дворец — основное здание ансамбля Нижнего парка и Верхнего сада в Петергофе.
Первоначально представлял из себя довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 годах по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти. В 1747-1752 гг. был перестроен архитектором Ф.-Б. Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны в стиле зрелого барокко. Длина обращённого к морю фасада — 268 м. От центрального корпуса отходят две одноэтажные галереи, которые заканчиваются с запада Корпусом под гербом, а с востока — Церковным корпусом.
В дни фашистской оккупации в сентябре 1941 во дворце случился пожар, который уничтожил все интерьеры. А в 1944 году при отступлении немцы взорвали центральную часть дворца. Спустя 8 лет был восстановлен внешний облик дворца, а в 1964 году первые залы были открыты для туристов.

№7. Казанский Кремль
Казанский кремль — это древнейшая часть Казани. Это целый комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, которые раскрывают многовековую историю города: археологические остатки трех городищ 12-13 веков, 14-15 веков и 15-16 веков, белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность.
Территория Кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.

Казанский Кремль — официальная резиденция Президента Татарстана. Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.

№6. Дворцовая Площадь
Дворцовая площадь — это архитектурный ансамбль, возникший во второй половине 18 — первой половине19 веков. Главная площадь Санкт-Петербурга.
Площадь обрамляют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна.
Размеры Дворцовой Площади равны 5,4 га (Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). Дворцовая площадь включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

№5. Екатерининский дворец и парк
Царское Село — это пригород Санкт-Петербурга. В 1937 году село переименовано в город Пушкин. Здесь расположен музей-заповедник «Царское село». Екатерининский дворец и парк — это неотъемлемая часть Царскосельской императорской резиденции.
Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец) — бывший императорский дворец, официальная летняя резиденция трёх российских монархов — Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II.
Здание дворца заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в течение 18 века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце был открыт музей.
Дворец был сильно поврежден в ходе Великой Отечественной войны. Его восстановление заняло долгие годы и все еще продолжается. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов. Екатерининский дворец входит в список Объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Ежегодно тысячи туристов приезжают в Пушкин полюбоваться Екатерининским дворцом и парком. Дворец очень богат на знаменитые объекты: Большой (Тронный) зал, Янтарная комната, залы «Золотой» анфилады.
Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого парка и пейзажного Английского парка. 107 гектар красоты и изящества, объединенных с природой.

№4. Собор Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного) — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве.
Собор Василия Блаженного хорошо известен во всем мире как один из самых знаменитых символов Москвы и всего Российского государства.
Покровский собор был построен по приказу Ивана Грозного в честь победоносного похода царского войска на Казань. В ходе войны после каждой победы в крупном сражении на Красной площади рядом с Троицкой церковью строилась небольшая деревянная церквушка. Каждая новая церковь носила имя того святого, в чей день была одержана победа. По возвращении из похода в 1552 году царем было принято решение на месте Троицкой церкви и восьми деревянных церквей построить храм в честь Покрова Богоматери. Поскольку победа над казанским войском произошла в праздник Покрова Божией Матери. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Строили храм русские зодчие – Постник и Барма.
Входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

№3. Исаакиевский собор
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга. Расположен на Исаакиевской площади. Имеет статус музея.

Построен в 1818-1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал император Николай I.
Исаакиевский собор — построен в стиле позднего классицизма, в котором проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика).
Высота собора 101,5 м, длина 111,3 м, ширина — 97,6. Купол имеет внушительные размеры: наружный диаметр 25,8 м, внутренний — 21,8. Здание украшают 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором.
№2. Красная площадь
Красная площадь – основной символ и наиболее известное историческое место Москвы. Она располагается в Центральном административном округе между Кремлем и Китай-городом. Красная площадь и расположенные на ней архитектурные сооружения внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Москвичи считают Красную площадь «сердцем столицы». Здесь проходят главные праздники страны. Здесь отмечают Новый год, проводят парад в честь 9 Мая.
Площадь Красной площади — 24 750 м², длина равна 330 м, а ширина – 75 м. Площадь, вымощенная брусчаткой из крымского долерита, является пешеходной зоной. Автомобильное движение по площади запрещено с 1963 года. Также действует запрет на передвижение на велосипедах и мопедах.
№1. Храм Спаса на Крови
Собор Воскресения Христова на Крови, или Храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова.
Храм возведен в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года было совершено покушение на Александра II, что привело к его гибели. Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.
Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма 81 м, вместимость до 1600 человек.
Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле». 19 августа 1907 года собор был освящён.
Храм Спаса на Крови — одна из самых красивейших, праздничных и ярких церквей в России. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
P.S.
На территории России располагаются 27 объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Из них 15 отнесены к категории культурных, а остальные 12 — природные.

via, via, via, via, via, via, via
Краткое содержание предыдущих серий:
Топ-10 самых дорогих номеров в отелях мира 2016
Топ-10 самых недоступных мест на Земле
Топ-10 самых дорогих автомобилей в мире
Топ-10 самых посещаемых стран в мире
Топ-10 самых больших озер в мире
Топ-10 лучших пляжей мира
Топ-10 самых популярных языков мира
Топ-10 самых больших городов в мире по площади
Топ-10 самых больших и загруженных аэропортов мира
Топ-10 самых красивых водопадов в мире
Топ-10 самых опасных дорог в мире
Топ-10 самых высоких гор в мире
Топ-10 самых высоких людей в мире

Топ-10 самых необычных животных в мире
10 неразгаданных тайн мира
Топ-10 самых больших островов по площади в мире
Топ-10 самых экстремальных мест на планете
Топ-10 самых невероятных космических объектов
Топ-10 самых опасных стран для путешествий
Если вы не хотите видеть эти посты, то это не повод расстраиваться. Это легко сделать. Для этого перейдите и в разделе «Метки» вначале выберите пункт «читать записи, содержащие любые метки, кроме выбранных мной», а затем нажмите на метку «10самых» и всё! Вы больше этих записей видеть не будете!
Подписаться на обновления
Я в других социальных сетях:

лента

Архитектурный ансамбль Кижского погоста

Расположен ансамбль на острове Кижи Онежского озера и состоит из двух церквей и колокольни XVIII — XIX веков. Ансамбль представляет собой образец древнего церковного прихода, выполненного в традициях русского плотничьего ремесла. Основы у зданий выстроены полностью без гвоздей, которые использовались лишь в строительстве куполов.

Московский Кремль и Красная площадь

В период XIV — XVII веков, выдающимися русскими и иностранными зодчими, была создана крепость в центре Москвы — Московский Кремль. До начала XX века Кремль являлся великокняжеской и царской резиденцией, в настоящее время является официальной резиденцией президента. Красная площадь — главная площадь Москвы и страны. На Красной площади расположены памятники Минину и Пожарскому, Лобное место и мавзолей Ленина. Рядом с мавзолеем расположен Некрополь у Кремлёвской стены, где похоронены политические и военные деятели Советского государства.

Исторические памятники Новгорода и окрестностей

В 1992 году список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России пополнился средневековыми архитектурными памятниками Новгорода. В IX веке Великий Новгород был первой столицей России, расположенной аккурат на древнем торговом пути между Средней Азией и Северной Европой. Во времена нашествия монголов Новгород, как и другие города Руси, платил дань Орде. Однако по стечению обстоятельств городу удалось сохранить уникальные памятники древнерусской архитектуры домонгольского периода. Отметим и то, что Великий Новгород был единственным из всех древнерусских городов, которому удалось избежать упадка и дробления в XI — XII веках.

Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»

На входе в Онежскую бухту, что в Белом море, расположен Соловецкий архипелаг, состоящий из шести крупных островов. Заселены острова были в V веке до нашей эры, однако найдены подтверждения и более раннего пребывание здесь человека — третье тысячелетие до нашей эры. В 1420 — 1430-х годах XV века на Соловецких островах возник каменный мужской монастырь, действующий до сих пор.

Соловецкие острова представляют собой и древнее археологическое наследие. На острове обнаружены первобытные стоянки, мастерские и местонахождения отходов кварцевой индустрии, датированные V тысячелетием до нашей эры — I тысячелетием нашей эры, каменные лабиринты эпохи раннего железа, священные объекты северо-европейских народов — сейды и многочисленные валунные сложения домонастырского и монастырского периода.

Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

С 1992 года список Всемирного наследия ЮНЕСКО в России пополнился восемью памятниками древнерусского зодчества, расположенных во Владимирской области. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля свидетельствуют о влиянии христианства в архитектуре Руси XII — XIII веков. Выдающиеся памятники белокаменного зодчества домонгольской Руси — Успенский собор во Владимире, Золотые ворота, Палаты Андрея Боголюбского, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Суздальский кремль, церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

На протяжении четырёх столетий, с XV по XVIII век включительно, формировался архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. С развитием ансамбля менялся и облик отдельных сооружений. Архитектурный ансамбль лавры состоит из пятидесяти построек различного назначения, десять из которых — храмы. Главный храм лавры — Успенский собор — создан по образу и подобию одноимённого собора Московского Кремля. В Троице-Сергиевой лавре хранятся такие святыни и сокровища, как мощи преподобного Сергия Радонежского, мощи преподобных Максима Грека и Антония, гробница Бориса Годунова и другие ценности.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

В 1528 — 1532 годах на правом берегу Москвы-реки была возведена церковь Вознесения Господня. Архитектором был назначен итальянец Анибале, упомянутый в русских летописях как Пётр Фрязин или Петрок Малой. Церковь Вознесения является шедевром мировой архитектуры и первым каменным шатровым храмом в России, оказавшим в дальнейшем большое влияние на развитие русской церковной архитектуры.

Так выглядит список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России, утверждённый в 90-х годах. В следующей статье расскажем об объектах, утверждённых в начале XXI века.

Олег Толкачев: федеральные власти не умеют хозяйничать

Фото: СЕРГЕЙ МИХЕЕВ

Первый заместитель председателя правительства Москвы не видит ничего плохого в том, что памятники приносят городу деньги.
— Как спорные памятники оказались в собственности Москвы?
— Чтобы разобраться в ситуации, надо четко понимать, что есть два разных понятия — «собственность на памятник» и «значение памятника». Лучше всего объяснить это на примере. Допустим, вы имеете в собственности картину Рембрандта. Это ваша личная собственность, но при этом памятник федерального значения. Это значит, что вы можете эту картину продавать, покупать, дарить, завещать, но на вас наложены определенные ограничения: вы должны организовать сохранность памятника, застраховать его. Та же ситуация с недвижимыми памятниками. Собственность на памятник определяется наличием свидетельства на право собственности, которое выдает региональный комитет по регистрации имущественных прав — подразделение Минюста. Права на недвижимость определяются наличием документов на то, кто, как и когда вкладывал деньги в строительство этой недвижимости. Вот Москва все свои права зарегистрировала, и Минюст с нашими доводами согласился. Поэтому, когда нам говорят, что мы просто что-то зарегистрировали раньше по срокам, это ложь. Если юристы федерального министерства соглашаются с тем, что это здание — наша собственность, оно ею становится. Все памятники, находящиеся в нашей собственности, находятся в ней по закону. Поэтому меня совершенно не пугают судебные иски федерального агентства по охране памятников (Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры — совместный орган Минимущества и Минкульта.— Ъ). Мы и раньше судились из-за нашей недвижимости и в 99% случаев выигрывали.

— Вы не хотите отдавать памятники Минкульту потому, что считаете, что они будут их плохо эксплуатировать?
— Если говорить об эксплуатации и использовании памятников, судите сами. Дом Пашкова находится в федеральной собственности, но если бы Москва не вложила деньги в ремонт фасада, не факт, что он сохранился бы до сих пор. Внутри там ремонт давно не происходил. А через дорогу расположен другой памятник, который находится в нашей собственности,— галерея Шилова. Он отлично работает, приносит доход, для людей открыта выставка. Еще пример. Школьная улица объявлена федеральной собственностью и памятником федерального значения в 1993-м. С тех пор реконструировано лишь несколько зданий. Мы много раз предлагали передать этот памятник Москве и гарантировали за год его отремонтировать и сделать доходным. Нам отказали. Ну, нет так нет. Мы не пытаемся отобрать чужое. Просто мы зарабатываем на своей собственности и содержим ее в порядке, а у федеральных властей, в частности у Минкульта, все протекает между пальцами. Они не умеют хозяйничать.
— Вас обвиняют в том, что вы не сами заботитесь о памятниках, а доверяете это частным лицам.
— Если говорить об инвестиционных проектах, то хочу отметить: мы действительно приглашаем частных инвесторов. Но памятники федерального значения не могут быть ни с кем разделены, они всегда находятся в городской собственности и в частные руки не передавались и не передаются. Памятники городского уровня могут быть частично переданы, и мы это делаем. Разумеется, мы зарабатываем на своей собственности. А вы что хотели, чтобы памятники не приносили доход?
Владислав Климченко: у Москвы интересная форма реставрации

Фото: ВАСИЛИЙ ШАПОШНИКОВ

Руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры считает, что в погоне за деньгами Москва губит памятники.
— Как спорные памятники оказались в собственности Москвы?
— Сложившуюся ситуацию лучше всего разобрать на примере. Вот вы являетесь собственником квартиры и уехали отдыхать. Возвращаетесь, а я вашу квартиру занял, сделал в ней ремонт, и все это под предлогом того, что вы эту собственность плохо эксплуатируете. Вот так же поступили и московские власти, в одностороннем порядке зарегистрировавшие на себя чужую собственность. Были обращения в Минкультуры, Минимущество и Минюст. Они заключили, что московское постановление противоречит федеральным законам. На этом основании прокуратурой города Москвы был подан протест, а мы подали исковое заявление в Арбитражный суд Москвы. Если 29 июля суд примет решение в пользу истца, исчезнет основание регистрации этих памятников в собственности города Москвы.
— Что вы будете делать, если победите в суде?
— Будет организована комиссия, которая будет определять уровень значимости того или иного памятника для государства. Какие-то мы будем даже и продавать или передавать в аренду частным лицам, но что-то непременно должно быть под полным госконтролем. Когда мы вернем памятники, в каждом конкретном случае будем разбираться с нынешними владельцами по-разному. Если добросовестно относились или даже все перестроили, но получили разрешение, разумеется, мы будем с таким арендатором продолжать договорные отношения. А кто поступал с памятником по-варварски, с теми и разговор будет, естественно, другой.

— Московские чиновники уверяют, что владеют памятниками на совершенно законных основаниях.
— Все доказательства московского правительства на право собственности, признанные Москомрегистрацией, сомнительны. Если вы когда-либо имели с ней дело, вы поймете, о чем я говорю. Когда Москва подает документы на регистрацию, процедура занимает два-три дня. Когда федералы — процедура длится два-три месяца, и часто выдается отказ. Хотя Москомрегистрация — подразделение федерального Минюста, содержит эту организацию Москва. Я думаю, это имеет значение.
— Московское правительство часто хвалят за хорошую эксплуатацию. Вы с этим согласны?
— Иногда да. Но не стоит забывать, что у московского правительства очень интересная форма реставрации объектов: они объявляют инвестиционный проект, и в результате 60-80% здания становится собственностью частного лица. Мы же хотим эти памятники отреставрировать и сдавать в долгосрочную аренду. И никто никогда не слышал, чтобы мы претендовали на собственность города Москвы. Мы не пытались зарегистрировать чужое. Есть много примеров, когда памятник реставрируется на федеральные средства, но московскими реставраторами, которые присваивают себе все лавры. Например, Дом Пашкова. Москвичи просто подкрасили фасад, а Минкульт укрепляет фундамент. Через три года дом будет полностью реконструирован. Но он будет выполнять свои естественные функции, а не превратится неизвестно во что, как это случилось с Гостиным двором, куда нормальный человек и зайти-то не может: там все презентации, эксклюзивные ужины французских поваров. Вот это реставрация по-московски. А мы хотим восстанавливать памятники, по возможности не меняя их исторического предназначения.

Старинные здания под охрану государства!

В апреле 2014 г. был опубликован перечень старинных зданий (построенных до 1917 года), которые потенциально могли бы быть включены в реестр объектов культурного наследия города Челябинска.

Я надеялся, что Министерство культуры Челябинской области тоже озабочено сохранением старинных зданий Челябинска. К сожалению, это не совсем так. На мой запрос о возможности принятия на государственную охрану этих зданий получил такой ответ:



Между тем, в изменениях к федеральному закону, которые вступят в силу 22 января 2014 г., отмечено, что любое физическое лицо «вправе направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в реестр с приложением сведений о местонахождении объекта и его историко-культурной ценности».
Более того, в письме от 31 октября 2014 г. первого заместителя председателя комитета по культуре Госдумы Е.Г. Драпеко есть чёткие разъяснения:

Учитывая всё это, предлагаю принять посильное участие всем желающим в подготовке заявления о включении следующих старинных зданий г. Челябинска в реестр объектов культурного наследия:
1. Ул. Береговая, 101. Одноэтажное деревянное здание. Раскладочная ведомость за 1916 год: дом в 8 комнат – Торговый дом «Бр. Степановы».
2. Ул. Елькина, 5 (3). Здание бывшей усадьбы Стахеевых. Размещена мемориальная доска, посвящённая месту сборки реактивных установок «Катюша» в годы Великой Отечественной войны.
3. Ул. Елькина, 5 (5а). Здание бывшей усадьбы Стахеевых. Первый автобусный гараж в Челябинске.
4. Ул. Елькина, 16. Раскладочная ведомость за 1916 г.: ул. Азиатская, 8 — каменное здание училища при мечети и ул. Азиатская, 6 – дом в 4 комнаты Хабибулина А.Н. В 1992 г. деревянное здание было рекомендовано в качестве исторически ценного объекта архитектурной среды. В настоящее время в этих зданиях расположено региональное духовное управление мусульман по Челябинской области.
5. Ул. Елькина, 22. Двухэтажный полукаменный дом построен во второй половине XIX века. Раскладочная ведомость за 1916 г.: ул. Азиатская, 14, Дом двухэтажный полукаменный в 10 комнат – владелец Салимов М.М. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве исторически ценного объекта архитектурной среды. В настоящее время здание заброшено.
6. Ул. Елькина, 32 (28). По ул. Михайловской 9/18 дом принадлежал торгово-промышленному товариществу “Преемник А. Губкина А. Кузнецов и Ко”.
7. Ул. Елькина, 32 (30). Вероятно, дом или флигель Ахунова.
8. Ул. Елькина, 32. Дом или флигель Ахунова или дом Дмитриева.
9. Ул. Кирова, 118. Этот каменный одноэтажный дом с каменным подвалом принадлежал Батракову. В южной части были комнаты пивовара Венцеля и пристрой к дому, очевидно, пивоварня. Дом этот числился в списке выявленных объектов культурного наследия, но был выведен из списков в 2006 году. В настоящее время здесь находятся офисы более десятка фирм, в частности проектная фирма ООО «Квант».
10. Ул. Красноармейская, 61. Одноэтажный кирпичный погреб на гранитном цоколе построен в конце XIX века на участке С.С. Степанова. В ноябре 2010 г. на основании экспертизы, выполненной группой архитекторов во главе с Маевской Т. М., этот погреб исключён из перечня выявленных объектов культурного наследия. Проект планировки территории в границах улиц Труда, Российской, Маркса, Красноармейской в Центральном районе города Челябинска предусматривает снос этого здания.
11. Ул. Миасская, 44. Двухэтажный каменный дом. Раскладочная ведомость за 1916 год: ул. Миасская, 19 – двухэтажный каменный флигель в 8 комнат Загуменнова Остера Терентьевича. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве исторически ценного объекта архитектурной среды.
12. Ул. Могильникова, 95. Надстроенный до 4-х этажей бывший двухэтажный жилой дом казенного винного склада (построен в 1902 году) был исключен из списка выявленных объектов культурного наследия августе 2013 г. на основании экспертизы Л.Г. Михайловой. З0 января 2014 г. все члены научно-методического совета признали, что лицензированный эксперт Л.Г. Михайлова сделала вывод об исключении здания по ул. Могильникова, 95 из перечня объектов культурного наследия на основании неполного объёма исторических фактов об этом здании.
13. Ул. Монакова/ул. Переселенческий пункт/ул. Телевизионная. Войсковой остановочный пункт – четыре здания.
14. Ул. Привокзальная, 1/2. Здание построено в конце XIX- начале ХХ вв. Бывшая гостиница, затем телеграф, в настоящее время отделение полиции.
15. Ул. Пушкина, 5. Одноэтажный каменный дом. В 1916 году этот дом принадлежал Егорову Еремею Егоровичу. А построен он был на участке мещанки Анастасии Егоровой (вероятно его матери) в 1903-1904 годы. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве памятника архитектуры местного значения. Дом этот числился в списке выявленных объектов культурного наследия, но был выведен из списков в 2006 году. Это здание планируется под снос в связи с утверждённой 9 декабря 2013 г. сити-менеджером С. Давыдовым документации по планировке территории (корректировка проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах улиц: Труда, Свободы, Маркса, Пушкина в Центральном районе города Челябинска. По данным 2ГИС, в здании по адресу ул. Пушкина,5 зарегистрирована компания ООО «Оптимум» (директор Архипов Сергей Евгеньевич).
16. Ул. Российская, 18. Здание маслозавода построено в конце XIX – начале ХХ вв. В настоящее время здесь находится офис компании «Брегат-центр».
17. Ул. Российская, 106. Одноэтажный угловой дом — возможно один из самых старых сохранившихся в Челябинске деревянных домов. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве памятника архитектуры местного значения.
18. Ул. Российская, 128. Каменный одноэтажный флигель усадьбы Г.Я. Пчелина был построен в 1906-1907 годы. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве памятника архитектуры местного значения. Проект планировки территории в границах улиц Труда, Российской, Маркса, Красноармейской в Центральном районе города Челябинска предусматривает снос этого здания.
19. Ул. Российская, 150. Одноэтажный угловой деревянный дом. В 1905 г. на этом участке был дом в 2 комнаты, принадлежал А. Колесникову. В 1908 г. участок с этим домом уже был в собственности Ус (Вансович) Евы Фрацевны. В 1911 г. то ли этот дом расширили до 4 комнат, то ли построили новый в 4 комнаты. В 1911-1916 г. в раскладочной ведомости записан за Ус (Вансович) Е.Ф. дом в 4 к. на углу улиц Казарменной и Исетской (16/52). В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве памятника деревянного зодчества.
20. Свердловский тракт. Здание бывшей мельницы. Бывший мукомольный завод «Победа».
21. Ул. Свободы, 6. Одноэтажное каменное здание. Раскладочная ведомость 1916 г.: ул. Ахматовская, 5, Погреб /насосная водопровода железной дороги/- казенная собственность для надобностей Златоустовской железной дороги. Здание построено в 1892-1893 годы. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве ценного объекта архитектурной среды города XIX века. В настоящее время здание заброшено.
22. Ул. Свободы, 8. Одноэтажное деревянное здание. Раскладочная ведомость 1916 г.: ул. Ахматовская, 5, Деревянный дом в 8 комнат — казенная собственность для надобностей Златоустовской железной дороги. Ориентировочная дата постройки – начало 1890-х годов. В настоящее время используется в качестве жилья.
23. Ул. Свободы, 26. Одноэтажное каменное здание. Раскладочная ведомость 1916 г.: ул. Ключевская, 10 или 12 — одна из построек Кузнецова Г.Е или Тарасова А.А. Ориентировочная дата постройки – вторая половина XIX века. В настоящее время здесь размещены офисы ООО «Альфа», ООО «Бара-сервис», ООО «Свобода», ООО «Уральская строительная компания». Это здание планируется под снос в связи с утверждённой 9 декабря 2013 г. сити-менеджером С. Давыдовым документации по планировке территории (корректировка проекта планировки территории и проекта межевания территории) в границах улиц: Труда, Свободы, Маркса, Пушкина в Центральном районе города Челябинска.
24. Ул. Свободы, 165. Одноэтажное каменное здание периода строительства Транссиба. Ориентировочная дата постройки – начало 1890-х годов.
25. Ул. Свободы, 175. Деревянный дом смешанной этажности (1-2 этажа).
26. Ул. Советская, 21. Двухэтажный полукаменный дом. Раскладочная ведомость за 1916 год: Дом полукаменный в 9 комнат – владелец Литвин Цейт Ааронович. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве памятника архитектуры. В настоящее время здесь расположены офисы нескольких фирм, включая экипировочный центр «Спортсмен» и интернет-магазин часов «Clock74.ru».
27. Ул. Труда, 62. Угловой двухэтажный каменный дом. Ориентировочная дата постройки – вторая половина XIX века. Участок принадлежал Каширину. В 1992 г. это здание было рекомендовано в качестве исторически ценного объекта архитектурной среды. В настоящее время здесь находятся офисы около двух десятков фирм, в частности научно-производственное предприятие ООО «Защита».
28. Ул. Труда, 71. Одноэтажный угловой деревянный дом с каменным подвалом. Ориентировочная дата постройки – вторая половина XIX века. Участок принадлежал Культину.
29. Ул. Шаумяна, 46а. Каменный полудомок. В настоящее время здесь расположен автокомплекс «Японец».
30. Ул. Ярославская, 15. Ориентировочно здание построено в конце XIX века или начале ХХ века.
Есть ещё три старых комплекса зданий, но с ними сложнее. Два из них находятся на территории действующих предприятий. А третий — комплекс зданий бывшей пересыльной тюрьмы. Правда, вот дом по адресу: ул. Российская, 53, нужно бы тоже поставить под охрану государства.
1. Свердловский пр., 40а. Бывшая мельница Д.В. Кузнецова. Четырёхэтажное здание построено в 1904 году. Пятый этаж надстроен в 1929 году.
2. Ул. III Интернационала, 105. Бывшая мельница Петрова-Полякова.
3. Ул. Российская, 53. Новое здание пересыльной тюрьмы в Челябинске было открыто 9 ноября 1908 г. на ул. Заручейной (Российской). Как отмечается в «Энциклопедии Челябинска», на 1 августа 1911 г. в челябинской пересыльной тюрьме находился 751 заключенный, что было больше, чем в других тюрьмах Оренбургской губернии.

Охрана и использование памятников истории и культуры

Охрана и использование памятников истории и культуры.

В последнее время чрезвычайно остро стоят вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. Отношение к культурному наследию приобретает идеологический, общественно-политический характер. Острота постановки проблемы обусловлена тем, что развитие культуры рассматривается в контексте тех изменений, которые происходят в политической жизни государства. На сегодняшний день накоплен существенный опыт по возрождению и сохранению культурно-исторического наследия, расширен диапазон работ различных учреждений и организаций по выявлению, восстановлению и использованию памятников истории и культуры. Все большее значение приобретает включение в эту деятельность широких слоев населения.
Памятники — ориентиры формирования нашей исторической памяти. Особенно велика их роль в формировании и сохранении наших ценностных представлений о прошлом. Память — основа не только культуры, но и мировосприятия. Сбереженная социальная память обеспечивает культурную преемственность поколений. Исторический опыт всегда интегрирует в современность, в современную живую культуру, как составная сфера ее, обусловливающая общие представления о связи времен, настоящего с прошлым и будущим. Отношение к реликтам прошлого всегда показатель уровня современной культуры. Каково общество, таковы и его памятники, т.е. то, что признается достойным сохранения в памяти, а также зашиты и охраны государством.Сегодняшнее отношение людей к вопросам сохранения национальных ценностей есть признак обновления общественного сознания, глубоких изменений, происходящих во всей социокультурной ситуации. В то же время следует отметить, что процесс формирования ценностного отношения к памятникам истории и культуры нельзя считать завершенным; предпринимаемые усилия далеко не в полной мере соответствуют масштабам существующих в этой сфере разрушительных тенденций. Как писал Д.С.Лихачев: «Преднамеренное уничтожение памятников, их физическое разрушение из-за отсутствия элементарного ухода или вследствие недопустимого использования, и деградация, и утрата веками складывавшегося своеобразия исторических городов, селений в результате современной градостроительной и хозяйственной деятельности — знаки явного неблагополучия в этой области, ставшего общенациональной болью, до сих пор не отошли в прошлое».

Во многом причина такого положения зависела от характера применения законодательства. Юридическая безнаказанность виновников разрушения культурного наследия приводит к безнравственности, к потере исторической памяти, к забвению традиций, культуры. Сохраняется так же принципиальное несоответствие масштабам проблемы тех средств и рычагов воздействия, которые имеются в распоряжении организаций и учреждений, занимающихся вопросами охраны и реставрации памятников истории и культуры. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России, как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Объекты культурного наследия определяются в законе как объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия, согласно закону, подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли, достопримечательные места.
Данная классификация кажется на первый взгляд излишне громоздкой и детальной, но такая подробность позволяет более точно определить круг объектов, включаемых в государственную охрану. Все ранее принимаемые законодательные документы предлагали более краткие, но не более четкие определения и классификации, что вызывало определенные трудности при выявлении, паспортизации и присвоении памятникам категорий.1
Закон определяет государственную охрану наследия, как систему правовых, организационных, финансовых, материальных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации, направленных на учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованиемю.2

В законе определены задачи государственных органов охраны памятников: контроль за соблюдением законодательства в области охраны, установление ответственности за повреждение или разрушение памятников, разработка проектов зон охраны объектов наследия, выдача разрешений на проведение землеустроительных и хозяйственных работ на их территории, контроль за состоянием объектов культурного наследия.
Важное место в законе отведено решению проблемы учета культурного наследия. Закон определяет задачу подготовки Государственного реестра объектов культурного наследия, как государственной информационной системы, включающей в себя банк данных об объектах культурного наследия России, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.

В новом действующем законе подробно определяется механизм правового регулирования права собственности по отношению к объектам культурного наследия. В законе получили отражение вопросы, посвященные воссозданию памятников. В статье закона подчеркнуто, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях, при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного памятника истории и культуры за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации на основании историко-культурной экспертизы по официальному заключению федерального органа охраны, согласованному с органом государственной власти, а также с учетом общественного мнения или мнения религиозных организаций, в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения.
Закон отразил наиболее актуальные проблемы сохранения культурного наследия в новых экономических и социально-политических условиях. Вместе с тем для реализации закона необходимы четкие, конкретные подзаконные акты, в которых были бы более детально разработаны вопросы сохранения и использования памятников истории и культуры, более четко регламентированы отношения новых владельцев памятников и государственных учреждений охраны.
В настоящее время возникает необходимость реорганизации деятельности по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры. В связи с этим является целесообразным проведение анализа современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработки путей решения.

Считаю, что является необходимым рассмотрение и обсуждение данной проблемы. В связи с этим хочу обратиться с некоторыми предложениями.
Во -первых, необходимо рассматривать данный вопрос как внутри отдельный субъектов РФ, так и в целом, так как памятники и иные объекты культуры являются всеобщим достоянием нашего народа, нашей страны, и каждый человек имеет право на доступ к данным ценностям культуры.
Во- вторых, считаю необходимым рассмотрение ответственности от административной и вплоть до уголовной за небрежное отношение к данным ценностям, так как в настоящее время гражданами проявляется неуважение к памятникам культуры, однако на практике случаев применения ответственности достаточно мало, необходимо усилить наказание за данные деяния.
В -третьих, считаю необходимым создание комитета либо ведомства, которое занималось бы только данным вопросом и концентрировало в себе только деятельность по усовершенствованию охраны памятников культуры, и, безусловно, несло бы за это ответственность.
В -четвертых, необходимо разработать программу или стратегию по данному вопросу, разработать конкретные понятия, что будет охраняться, от чего будет охраняться, кем будет охраняться и как будет применена ответственность, необходимо и создание и формулирование критериев, по которым будет осуществляться ответственность.

Литература:

2.Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам — свой хозяин. // Сов. Культура. — 1988. — 17 нояб.

3.Музейное дело и охрана памятников. Музеефикация памятников архитекту­ры: теория и практика (80-е годы). М., 1989, С.7.

4.Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1.

5.Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ (с изменениями от 27 февраля 2003г)

6.Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон. // Наследие народов Российской Федерации. 2002, № 1, С.38.39,51,52.

7.Реставрация и консервация музейных предметов. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург 2006.

Лихачев Д., Платонов Ю., Васнецов А. Памятникам — свой хозяин. // Сов. Культура. — 1988. — 17 нояб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *