Арбитражный юрист Петрозаводск

  • автор:

«Черника» изучила, насколько это было возможно, долгожданный перечень организаций и индивидуальных предпринимателей Карелии, деятельность которых не подлежит приостановлению в период вынужденной самоизоляции в условиях коронавирусной пандемии, утвержденный Минэком республики. Без удивления и вопросов не обошлось. Рассмотрим документ только на одном примере, провести детальный анализ не представляется возможным, так как перечень не опубликован.

Свои – не свои?

Итак, 6 апреля, ровно в 14 часов 14 минут глава Карелии Артур Парфенчиков анонсировал на своей странице в соцсетях долгожданный перечень, который с такой надеждой ждал стремительно загибающийся бизнес республики. Особенно малый.

«Сегодня утвердил перечень предприятий, которые имеют право не приостанавливать свою деятельность на время режима самоизоляции. В него вошли 3 765 организаций. Чтобы узнать, попали ли вы в этот список, перейдите на портал http://rabotaem10.ru и введите в поисковой строке номер ИНН», — пишет глава или лицо, его замещающее, в соцсетях. К слову, всего к 6 апреля было подано 10 000 заявок.

Первое удивление вызвал тот факт, что из предприятий, которые ведут одинаковый вид деятельности, одни попали в перечень, а другие нет. Что являлось критерием отбора? Может быть: свой – не свой? Или: занесли – не занесли?

Корреспондент «Черники», следуя рекомендациям Парфенчикова, зашел на портал, указанный в анонсе, набрал ИНН, например… компании, аффилированной со ставшим уже родным нашей редакции предпринимателем Олегом Овечкиным – ООО «КарелДезСервис» (ИНН 1001258928). И что мы видим? Эта организация включена в перечень, как осуществляющая «жизнеобеспечивающую деятельность».

Напомним, в октябре прошлого года компания «Экофон», также связанная с Овечкиным, обратилась с иском в Арбитражный суд Карелии с иском против «Черники» и корреспондента издания о защите деловой репутации. Поводом для этого стало наше расследование «Желтое в черном, или Как под окнами природоохранного прокурора Карелии смертельно опасные медотходы «утилизируют».

«Черника» рассказала о причастности Овечкина к незаконной утилизации на мусорном полигоне МУП «Автоспецтранс» необеззараженных медотходов класса «Б», опасных для жизни и здоровья людей. Позже отходы сожгли. Олег Овечкин, который, согласно официальным данным ЕГРЮЛ, до октября 2018 года руководил «Экофоном».

Это не первый случай, когда Овечкина хватали за руку при незаконной утилизации медотходов. Он уже был фигурантом уголовного дела и в декабре 2019 года был осужден Петрозаводским городским судом за преступления по статьям УК РФ 159 («Мошенничество») и 247 («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»).

Это еще не все. Когда в Арбитражном суде шли разбирательства между «Экофоном» и «Черникой», наши журналисты в январе опубликовали еще одно расследование: «Как Минздрав Карелии по фальшивым дипломам лицензии выдаёт». В своем материале мы рассказали о фирме, проводившей дезинфекцию в одном учебном заведении, после которой у школьников массово начались проблемы со здоровьем. Оказалось, что это ООО «КарелДезСервис». Как раз его экс-руководителя, а ныне исполнительного директора Олега Овечкина городской суд Петрозаводска приговорил к условному лишению свободы сроком на 2,5 года. В ходе расследования мы выяснили, что компания получила лицензию на осуществление медицинской деятельности на основании предоставленных в Минздрав Карелии фальшивых документов об образовании Овечкина.

После публикации резонансного расследования «Черники» прошло почти три месяца. И что? Проведена ли проверка Минздравом Карелии, который выдал лицензию, прокуратурой, следкомом, МВД? Приостановлена ли деятельность «КарелДезСервиса»? Нет. Правда, в распоряжении «Черники» есть занимательный ответ заместителя министра здравоохранения республики Галины Матвеевой заявителю, который просит внимательно провести проверку в отношении компании «КарелДезСервис» и аннулировать лицензию.

«В связи с отсутствием в действующем законодательстве четкой регламентации по вопросу полномочий конкретного органа, обладающего правом на обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии, Министерством здравоохранения Республики Карелия направлен соответствующий запрос в прокуратyру Республики Карелия», — пишет Галина Юрьевна.

И самое интригующее, что после стольких претензий Минэк Карелии и глава республики благословляют «КарелДезСервис» заниматься «жизнеобеспечивающей деятельностью».

Подозрительная избирательность

Приведем другой пример. Работает в сфере утилизации медотходов еще одна компания – ООО «Сервис М» (ИНН 1001303923). Примечательно, что организация, в отличие от многих компаний, имеет все разрешительные документы на данный вид деятельности, даже паспорт отходов.

Именно ООО «Сервис М», по просьбе МУП «Автоспецтранс», сожгло незаконно утилизированные Овечкиным медотходы. Бизнесмены должным образом оформили заявку о включении их в перечень.

Вводим в поисковик портала http://rabotaem10.ru ИНН этой организации. И что? А ничего.

Вероятно, по мнению чиновников Минэка Карелии и главы республики Артура Парфенчикова компания, имеющая все разрешительные документы, занимающаяся значимой в нынешней сложной санитарно-эпидемиологической обстановке деятельностью, все же не может работать и должна сидеть на карантине. Это как? Не свои? Или не занесли? Удивительная избирательность при выдаче разрешений на право работать.

Как составляют списки в других регионах

«Черника» внимательно изучила опыт получения разрешений на деятельность. Например, Свердловская область, находящаяся в более сложном эпидемиологическом положении. Там перечень указывается по отраслям, а не избирательно по компаниям.

Или в соседней Мурманской области. Там тоже указаны отрасли, а не компании.

Несмотря на более сложную эпидемиологическую обстановку, главы этих и других регионов не занимаются самопиаром и не делают селфи в маске, а просто работают.

Вместо постскриптума

Создается такое впечатление, что глава Карелии Артур Парфенчиков впал в эйфорию от тех широких полномочий, которыми наделил глав регионов президент страны Владимир Путин, и делает все, чего делать не надо.

Путин на совещании с губернаторами: не нужно запрещать работу общественного транспорта, если в регионе мало зараженных.

Парфенчиков: запретить.

Путин: не нужно строго ограничивать продажу алкоголя, это создаст ажиотаж и социальные волнения.

Парфенчиков: ограничить.

В Карелии закрыли буквально всё. Большинство организаций и частных предпринимателей, написавших заявления о включении в перечень предприятий, которые имеют право не приостанавливать свою деятельность на время режима самоизоляции, получили отказ и не могут работать. И тысячи жителей республики тратят последние накопления на выживание в условиях самоизоляции.

Решение АС Республики Карелия от 22 октября 2018 года

Решение Комментарии Российская Федерация

  1. Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2018 года.
  2. Полный текст решения изготовлен 22 октября 2018 года.
  3. Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Авксентьевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием от заявителя: Дивовой Н.А. (доверенность от 04.09.2018), от ответчика: Грациановой Т.А. (доверенность от 12.12.2016) – дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал» об отмене постановления по делу № 1-1/1-2018 об административном правонарушении, вынесенного административной комиссией Сортавальского муниципального района
  4. Установил:

  5. Частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность для юридических лиц (наложение административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей) за невосстановление благоустройства территорий общего пользования, элементов благоустройства после проведения земляных, строительных и дорожных работ, повлекших за собой нарушение состояния территорий общего пользования и элементов благоустройства.
  6. Как видно из материалов дела, Администрация Сортавальского городского поселения выдала ООО «Карелводоканал» ордер от 13.09.2016 № 55 на производство в период с 16.09.2016 по 16.12.2016 земляных работ со вскрытием асфальта на тротуаре в районе дома № 25 по улице Карельская в городе Сортавала Республики Карелия для замены канализационного трубопровода. В данном ордере указано на необходимость восстановления разрушений и благоустройства территории.
  7. Срок производства работ продлен до 30.11.2017.
  8. 16.04.2018 сотрудники МУ «Городское хозяйство» обнаружили и зафиксировали в акте, что на тротуаре в районе жилого дома № 25 по улице Карельская в городе Сортавала после проведения земляных работ выполнена обратная засыпка по траншее, асфальтовое покрытие на тротуаре вырезано.
  9. Пунктом «г» части 1 статьи 7.4 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» установлено, что должностные лица органов местного самоуправления городских округов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 2.14 настоящего Закона.
  10. Частью 2 данной статьи определено, что перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в пунктах «б»-«г» части 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти Республики Карелия и местного самоуправления.
  11. Распоряжением Администрации Сортавальского городского поселения от 30.01.2013 № 19-О в этот перечень включен начальник юридического отдела.
  12. По указанному в вышеупомянутом акте от 16.04.2018 обстоятельству начальник юридического отдела Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» 03.05.2018 составил в отношении ООО «Карелводоканал» протокол № 01 об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» (дело № 1-1/1-2108).
  13. Статьей 2 Закона Республики Карелия от 18.12.2012 № 1659-ЗРК «Об административных комиссиях в Республике Карелия и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Карелия» предусмотрено, что административные комиссии являются коллегиальными, постоянно действующими органами, создаваемыми в целях привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции Законом Республики Карелия «Об административных правонарушениях».
  14. Административная комиссия Сортавальского муниципального района создана распоряжением Администрации Сортавальского муниципального района от 04.02.2013 № 175.
  15. 30.05.2018 по делу № 1-1/1-2108 вынесено оспариваемое постановление о привлечении ООО «Карелводоканал» к административной ответственности по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях», заявителю назначено наказание в виде 50000 руб. штрафа.
  16. Предъявленное в арбитражный суд требование ООО «Карелводоканал» обосновало как недоказанностью события и состава вмененного правонарушения, так и возможностью применения более мягкого вида административного наказания (предупреждение). Также заявило о существенном процессуальном нарушении.
  17. В отзыве ответчик – Администрация Сортавальского муниципального района (ОГРН 1021000945217) – с требованием не согласился, считает оспариваемое постановление правомерным.
  18. В судебном заседании представители сторон поддержали свои позиции.
  19. Оценив существо спора, суд пришел к следующим выводам.
  20. В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях № 307-АД14-566 (дело № А56-80293/2013) и № 309-АД14-834 (дело № А71-14276/2013), настоящий спор подлежит разрешению арбитражным судом.
  21. Недоказанность события вмененного правонарушения, по мнению ООО «Карелводоканал», заключается в недействительности результатов осмотра, поскольку он проводился вне рамок проверки (плановой или внеплановой).
  22. Суд не разделяет данную позицию заявителя.
  23. Действительно, в отношении ООО «Карелводоканал» как таковая проверка, порядок проведения которой регламентирован Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не проводилась.
  24. Однако, акт от 16.04.2018 имеет доказательственное значение, поскольку, во-первых, он явился в силу положений пункта 2 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ лишь поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, и, во-вторых, действительность указанных в нем сведений подтверждена иными доказательствами. К их числу на основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ относятся объяснения привлекаемого лица, данные при рассмотрении административного дела. В частности, в рамках административного производства ООО «Карелводоканал» факт невыполнения мероприятий по восстановлению асфальтового покрытия тротуара возле дома № 25 по улице Карельская в городе Сортавала после проведенных земляных работ не отрицало, о чем указано в ходатайстве от 30.05.2018 № 839 и протоколе рассмотрения дела от 30.05.2018. Заявитель также не оспаривал свою обязанность по восстановлению тротуара.
  25. С учетом изложенного суд не находит оснований, в том числе правовых, для исключения акта от 16.04.2018 из системы доказательств по делу об административном правонарушении.
  26. В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
  27. Объективных причин, препятствовавших ООО «Карелводоканал» восстановить тротуар после проведенных земляных работ в установленный в ордере № 55 срок, судом не установлено. Более того, из материалов дела следует, что меры для устранения нарушения были приняты заявителем только после возбуждения административного производства (в частности, договор на восстановление асфальтобетонного покрытия был заключен 29.05.2018).
  28. Суд отмечает, что указанные меры ООО «Карелводоканал» не предпринимались в достаточно длительный период действия ордера № 55 (с 16.09.2016 по 30.11.2017), хотя площадь восстановления составляла всего 30 кв.м.
  29. Таким образом, состав вмененного правонарушения в бездействии заявителя установлен правильно.
  30. Исключительных обстоятельств для целей признания малозначительным совершенного ООО «Карелводоканал» правонарушения, имеющего формальный состав, судом не установлено, по сути, сведений о таких обстоятельствах заявителем и не приведено.
  31. Более того, суд отмечает, что согласно пункту 3.2.1.11 Правил благоустройства муниципального образования «Сортавальское городское поселение» все разрушения и повреждения дорожных покрытий, озеленения и элементов благоустройства, произведенные по вине строительных и ремонтных организаций при производстве работ про прокладке подземных коммуникаций или других видов строительных работ, ликвидируются в сроки, указанные в ордере, но не позднее 30 дней после выполнения работ в полном объеме организацией, получившей ордер на производство земляных работ.
  32. В связи с этим, по мнению суда, характер выявленного нарушения (длительное невосстановление тротуара, то есть дорожки, предназначенной для пешеходов) свидетельствует о том, что заявитель пренебрежительно относился как к соблюдению нормативных требований, так и к правам и законным интересам граждан.
  33. Существенных процессуальных нарушений, самостоятельно влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не выявлено.
  34. Вопреки утверждению заявителя, отсутствие в оспариваемом постановлении ссылки на пункт Правил благоустройства не является процедурным нарушением, поскольку ответственность по статье 2.14 Закона Республики Карелия «Об административных правонарушениях» установлена за нарушения в сфере благоустройства территорий поселений, городских округов.
  35. По мнению суда, административный орган в рассматриваемом случае обоснованно не применил положения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку совершенное правонарушение напрямую создавало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, а данное обстоятельство исключает возможность замены административного штрафа на предупреждение.
  36. Принимая во внимание изложенное, суд не находит оснований отменить оспариваемое решение.
  37. Руководствуясь статьями 167-170, 176, 177 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
  38. Решил:

  39. Признать вынесенное в городе Сортавала 30.05.2018 административной комиссией Сортавальского муниципального района постановление по делу № 1-1/1-2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Карелводоканал» (ОГРН 1151001008828, местонахождение: 186792, Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Советская, д. 24) к административной ответственности по части 7 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15.05.2008 № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» законным и обоснованным.
  40. В удовлетворении заявления отказать.
  41. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65) в течение десяти дней со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Карелия.
  42. Судья
  43. Таратунин Р.Б.

Бизнес-омбудсмен Карелии помогла отменить штраф и прекратить дело об административном правонарушении

Уполномоченный сообщила, что Арбитражный суд Карелии признал незаконным постановление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности.

В июле 2018 года к бизнес-омбудсмену Елене Гнётовой поступило обращение индивидуального предпринимателя из посёлка Чална-1 Прионежского района с жалобой на действия должностных лиц Управления Росреестра по Республике Карелия. После проведения проверки в отношении предпринимателя ведомство возбудило административное производство за самовольное занятие земельного участка под нестационарный торговый объект. Предпринимателю был назначен административный штраф в размере 50 тысяч рублей.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Гнётова, изучив документы и обстоятельства дела, пришла к выводу, что предприниматель не является нарушителем вменяемого ему административного правонарушения:

«Статьей 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка без правоустанавливающих документов на землю и без документов, разрешающих хозяйственную деятельность. Индивидуальный предприниматель не занимал самовольно земельный участок.

В соответствии со статьей 39.33 Земельного кодекса РФ договор аренды земли для установки НТО не требуется. Кроме того, Федеральным законом N381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» нестационарные торговые объекты размешаются на государственных и муниципальных землях в соответствии со схемой размещения.

В 2015 году была утверждена схема размещения НТО на территории поселения, в которую был включён торговый объект заявителя. Запрета на установку НТО предприниматель не получал».

Ввиду отсутствия состава административного правонарушения Уполномоченный Е.Гнётова рекомендовала предпринимателю обратиться в суд с иском о признании незаконным постановления Управления Росреестра об административном правонарушении.

Мнение Уполномоченного по жалобе было представлено и приобщено к материалам дела в Арбитражном суде.

Суд вынес решение признать незаконным и отменить полностью вынесенное Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия постановление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности в виде административного штрафа.

Права предпринимателя восстановлены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *