1195 ГК

  • автор:

1. Приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям:

1) завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других медицинских организациях в стационарных условиях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других медицинских организаций, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов;

2) завещания граждан, находящихся во время плавания на судах, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, удостоверенные капитанами этих судов;

3) завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических, антарктических или других подобных экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций, российских антарктических станций или сезонных полевых баз;

4) завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, где нет нотариусов, также завещания работающих в этих частях гражданских лиц, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами воинских частей;

5) завещания граждан, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.

2. Завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание.

В остальном к такому завещанию соответственно применяются правила статей 1124 и 1125 настоящего Кодекса.

3. Завещание, удостоверенное в соответствии с настоящей статьей, должно быть, как только для этого представится возможность, направлено лицом, удостоверившим завещание, через территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, нотариусу по месту жительства завещателя. Если лицу, удостоверившему завещание, известно место жительства завещателя, завещание направляется непосредственно соответствующему нотариусу.

4. Если в каком-либо из случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, гражданин, намеревающийся совершить завещание, высказывает желание пригласить для этого нотариуса и имеется разумная возможность выполнить это желание, лица, которым в соответствии с указанным пунктом предоставлено право удостоверить завещание, обязаны принять все меры для приглашения к завещателю нотариуса.

5. Совместное завещание супругов и наследственный договор не могут быть удостоверены в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Комментарий к Ст. 1127 ГК РФ

1. На основании комментируемой статьи завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, его подписывающего. Отсутствие свидетеля при совершении завещания влечет за собой недействительность завещания, а несоответствие свидетеля требованиям, установленным п. 2 ст. 1124 ГК РФ, может являться основанием признания завещания недействительным.

На завещании должны быть указаны место и дата его совершения.

Завещание должно быть написано завещателем или записано с его слов должностным лицом, удостоверяющим завещание. При написании или записи завещания могут быть использованы средства оргтехники.

Завещание, записанное удостоверяющим его должностным лицом со слов завещателя, до его подписания должно быть полностью прочитано завещателем в присутствии этого должностного лица. Если завещатель не в состоянии лично прочитать завещание, его текст оглашается для него должностным лицом, о чем на завещании делается соответствующая надпись с указанием причин, по которым завещатель не смог лично прочитать завещание.

2. По общему правилу завещание должно быть собственноручно подписано завещателем. Если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим гражданином в присутствии должностного лица, удостоверяющего завещание. В завещании должны быть указаны причины, по которым завещатель не мог подписать завещание собственноручно, а также фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего завещание по просьбе завещателя, в соответствии с документом, удостоверяющим личность этого гражданина.

3. Поскольку завещание составляется и удостоверяется обязательно в присутствии свидетеля, оно должно быть им подписано. На завещании должны быть указаны фамилия, имя, отчество и место жительства свидетеля в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.

4. Должностное лицо, удостоверяющее завещание, обязано предупредить свидетеля, а также гражданина, подписывающего завещание вместо завещателя, о необходимости соблюдать тайну завещания (ст. 1123 ГК).

При удостоверении завещания должностное лицо, удостоверяющее завещание, обязано разъяснить завещателю содержание статьи 1149 Гражданского кодекса России и сделать об этом на завещании соответствующую надпись.

5. Завещание должно быть зарегистрировано в книге регистрации нотариальных действий, которая ведется в соответствующей организации.

6. Завещание, удостоверенное в соответствии с комментируемой статьей, должно быть, как только для этого представится возможность, направлено лицом, удостоверившим завещание, через органы юстиции нотариусу по месту жительства завещателя. Если лицу, удостоверившему завещание, известно место жительства завещателя, завещание направляется непосредственно соответствующему нотариусу.

При получении экземпляра завещания нотариус проверяет соответствие завещания требованиям законодательства. В случае обнаружения грубых нарушений законодательства, могущих повлечь признание завещания недействительным, нотариус должен сообщить об этом завещателю.

7. Особо следует остановиться на завещаниях, удостоверенных в местах лишения свободы в плане правильного понимания вопроса, где именно можно совершить подобное завещание. Учреждения, являющиеся местами лишения свободы, определены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее — УИК РФ) (с изменениями от 8 января, 21, 24 июля 1998 г., 16 марта 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня 2001 г., 11 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня, 22 августа, 4 ноября 2004 г.).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1997. N 2. Ст. 198.

Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы (СИЗО) выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

В соответствии с п. п. 9 и 10 ст. 16 УИК РФ наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Согласно ст. 77 УИК РФ в исключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонии общего режима, могут быть с их согласия оставлены в следственном изоляторе или тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

При удостоверении завещания начальником следственного изолятора необходимо дополнительное подтверждение того обстоятельства, что завещатель находился в СИЗО именно в соответствии с приговором суда. В изоляторе временного содержания (ИВС) завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, удостоверить нельзя.

Следует также обратить внимание на то, что по сравнению со ст. 541 ГК РСФСР, которая также предусматривала возможность составления завещаний, приравненных к нотариально удостоверенным завещаниям, в комментируемой статье не предусмотрено право удостоверения завещаний граждан, находящихся на излечении в санаториях, главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами санаториев. Уместно предположить, что если санаторий является стационарным лечебным учреждением, то должностные лица этого санатория вправе удостоверять завещания находящихся в нем на излечении граждан в соответствии с подп. 1 п. 1 комментируемой статьи.

8. В практике достаточно часто встречаются случаи, когда должностные лица не исполняют обязанности по передаче экземпляра завещания на хранение нотариусу. Это обстоятельство само по себе не может свидетельствовать о недействительности завещания. Если наследниками представлен нотариусу имеющийся у них экземпляр завещания и оно составлено и удостоверено в соответствии с требованиями действующего законодательства, нотариус должен принять завещание и выдать на основании его свидетельство о праве на наследство.

9. Если в каком-либо из упомянутых случаев гражданин, намеревающийся совершить завещание, высказывает желание пригласить для этого нотариуса и имеется разумная возможность выполнить это желание, лица, которым в соответствии с указанным пунктом предоставлено право удостоверить завещание, обязаны принять все меры для приглашения к завещателю нотариуса.

1. Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает в ряде случаев возможность удостоверения завещания не в нотариальном порядке. При этом такое завещание, удостоверенное указанным в законе должностным лицом, приравнивается к нотариально удостоверенному в соответствии со ст. 1125 ГК.

Следует отличать лиц, имеющих в соответствии со ст. ст. 37, 38 Основ законодательства о нотариате и другими законодательными актами право совершать нотариальные действия, и лиц, чье удостоверение документов, в частности завещаний, приравнивается к нотариальному. Подобные завещания составляют граждане, проживающие вне обычной бытовой среды, когда отсутствует разумная возможность совершить завещание в обычном нотариальном порядке.

2. Возможность составления подобных завещаний предусматривалась и ранее. По сравнению со ст. 541 ГК 1964 г. законодательно скорректирован исчерпывающий круг лиц, имеющих право удостоверять подобные завещания. Из числа лиц, наделенных таким правом, исключены командиры (начальники) воинских соединений, учреждений и военно-учебных заведений.

Завещания лиц, находящихся в местах лишения свободы, могут удостоверять начальники мест лишения свободы. К исправительным учреждениям в соответствии со ст. 74 УИК относятся: исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Особый статус имеют следственные изоляторы. Они выполняют функции исправительных учреждений только в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, поэтому начальники следственных изоляторов могут удостоверять завещания только находящихся там осужденных, а не содержащихся в изоляторах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых. Их завещания оформляются в обычном порядке.

3. К обязательным дополнительным условиям легитимности завещания, удостоверенного в порядке ст. 1127, относятся присутствие свидетеля при подписании завещателем завещания и подписание завещания этим свидетелем. На такого свидетеля распространяются общие требования п. 2 ст. 1124 ГК.

4. Все другие вопросы составления, подписания завещания регламентируются в соответствии со ст. ст. 1124, 1125 ГК, т.е. на завещании должны быть указаны место, дата удостоверения завещания, фамилия, имя, отчество и место жительства свидетеля, а также содержаться указание на разъяснение положений об обязательной доле в наследстве и об обязанности свидетеля соблюдать тайну завещания. Завещание, удостоверенное в порядке комментируемой статьи, может быть в установленных законом случаях подписано другим лицом с указанием данного обстоятельства и необходимых сведений о лице, подписавшем завещание, в самом завещании.

5. В законодательстве впервые урегулирован вопрос о месте хранения завещания, удостоверенного в порядке ст. 1127. Предусматривается, что лица, удостоверившие подобное завещание, должны, как только для этого представится возможность, направлять оставшийся у них экземпляр завещания нотариусу по месту жительства завещателя либо в орган юстиции для передачи компетентному нотариусу. В настоящее время таким органом является Управление Министерства юстиции РФ по субъекту (субъектам) Российской Федерации. Расплывчатость формулировки п. 3 ст. 1127 будет порождать определенные проблемы на практике: завещатель может быть гражданином иностранного государства и проживать за границей; будучи гражданином России, он может постоянно проживать за ее пределами; постоянное место жительства завещателя может быть неизвестно; в нотариальном округе, где проживает завещатель, может быть несколько нотариусов и могут использоваться различные принципы распределения ведения наследственных дел между этими нотариусами (территориальный, алфавитный или смешанный); кроме того, Управление Министерства юстиции РФ по субъекту не обязано информировать завещателя или лицо, удостоверившее подобное завещание, о том, какому нотариусу отдано завещание. Оптимальным было бы, вероятно, передавать в таких случаях завещание в Министерство юстиции РФ и информировать о факте его составления и месте нахождения Федеральную нотариальную палату.

6. Удостоверение завещаний граждан, указанных в п. 1 ст. 1127, не является исключительной прерогативой перечисленных в нем лиц. При наличии желания будущего завещателя и существовании разумной возможности лица, имеющие право удостоверять завещания, обязаны предпринять все меры для приглашения к завещателю нотариуса.

Статья 1174. Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им

1. Необходимые расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя, расходы на его достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя, расходы на охрану наследства и управление им, а также расходы, связанные с исполнением завещания, возмещаются за счет наследства в пределах его стоимости.

2. Требования о возмещении расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть предъявлены к наследникам, принявшим наследство, а до принятия наследства — к исполнителю завещания или к наследственному имуществу.Такие расходы возмещаются до уплаты долгов кредиторам наследодателя и в пределах стоимости перешедшего к каждому из наследников наследственного имущества. При этом в первую очередь возмещаются расходы, вызванные болезнью и похоронами наследодателя, во вторую — расходы на охрану наследства и управление им и в третью — расходы, связанные с исполнением завещания.

3. Для осуществления расходов на достойные похороны наследодателя могут быть использованы любые принадлежавшие ему денежные средства, в том числе во вкладах или на счетах в банках.Банки, во вкладах или на счетах которых находятся денежные средства наследодателя, обязаны по постановлению нотариуса предоставить их лицу, указанному в постановлении нотариуса, для оплаты указанных расходов. Наследник, которому завещаны денежные средства, внесенные во вклад или находящиеся на любых других счетах наследодателя в банках, в том числе в случае, когда они завещаны путем завещательного распоряжения в банке (статья 1128), вправе в любое время до истечения шести месяцев со дня открытия наследства получить из вклада или со счета наследодателя денежные средства, необходимые для его похорон. Размер средств, выдаваемых на основании настоящего пункта банком на похороны наследнику или указанному в постановлении нотариуса лицу, не может превышать сто тысяч рублей.(Абзац в редакции, введенной в действие с 18 декабря 2004 года Федеральным законом от 2 декабря 2004 года N 156-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июля 2008 года Федеральным законом от 30 июня 2008 года N 105-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 20 марта 2016 года Федеральным законом от 9 марта 2016 года N 60-ФЗ.Правила настоящего пункта соответственно применяются к иным кредитным организациям, которым предоставлено право привлекать во вклады или на другие счета денежные средства граждан.

Комментарий к статье 1174 ГК РФ

1. В комментируемой статье регулируется порядок возмещения расходов, совершенных до смерти или после смерти наследодателя, которые подлежат возмещению из его имущества до удовлетворения требований кредиторов умершего.

В статье названы несколько видов расходов, подлежащих возмещению, которые могут быть объединены в несколько групп: расходы, вызванные предсмертной болезнью наследодателя; расходы на его достойные похороны; расходы на охрану наследства и управление им и расходы по исполнению завещания.

Не имеет значения, кем осуществлялись указанные расходы, за исключением расходов третьей группы, которые производятся лицами, указанными в законе.

К расходам, вызванным предсмертной болезнью наследодателя, могут быть отнесены расходы на лекарства, медицинское обслуживание, расходы по уходу и т.д. При этом следует иметь в виду, что возмещению в порядке комментируемой статьи подлежат лишь необходимые расходы. В случае спора вопрос о необходимости тех или иных расходов, а также их оправданном размере по иску сторон может быть решен судом.

Кроме того, в комментируемой статье прямо указано, что подлежат возмещению те расходы, которые были вызваны предсмертной болезнью, которая, в частности, может быть установлена по заключению врачей. Однако использование понятия «предсмертная болезнь» не позволяет определенно ответить на некоторые вопросы, в том числе о размерах возмещения. Не ясно, например, может ли считаться предсмертной хроническая болезнь, которой наследодатель страдал в течение длительного времени? В каком размере могут быть возмещены расходы на медицинское обслуживание и уход за больным наследодателем лицу, понесшему эти расходы, если наследодатель, будучи собственником определенного имущества, но не имея достаточных денежных средств, фактически являлся иждивенцем этого лица, а размеры возмещения ограничены только стоимостью наследства? Представляется, что ответы на данные вопросы будут даны судебной практикой.

Возмещению подлежат также расходы на достойные похороны, включая необходимые расходы на оплату места погребения наследодателя. В законе не содержится специального указания, каковы параметры расходов на достойные похороны. В данной ситуации, видимо, можно обратиться к Закону РФ от 12.01.96 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (в ред. от 30.06.2003) <*>, в котором установлен порядок захоронения, а также необходимо учитывать возможность проведения религиозных обрядов в соответствии с гарантированной Конституцией свободой вероисповедания и существующими в данной местности обычаями.

В комментируемой статье размер расходов на достойные похороны не ограничен ничем, кроме стоимости самого наследства. Однако такое положение влекло бы неизбежное столкновение интересов наследников, кредиторов умершего и лиц, осуществлявших расходы на похороны. Поэтому, видимо, судом при определении допустимого размера таких расходов будет применяться принцип разумности.

В комментируемой статье установлено ограничение выдаваемых банком сумм на похороны в размере 100 МРОТ, установленных на день обращения (п. 3 комментируемой статьи). Это ограничение касается только расходов на похороны. Другие расходы могут взиматься в пределах наследственного имущества.

Ограничения сумм, которые могут быть выданы банком на похороны, не распространяются также на превышающие эти суммы расходы, фактически истраченные на похороны и подлежащие возмещению из стоимости наследства.

Охрана наследства (в случае ее установления) и управление им также связаны с определенными затратами со стороны обязанных лиц. Такие расходы также подлежат возмещению из стоимости наследства, как и расходы, которые могут возникнуть в связи с исполнением завещания.

2. Заинтересованные лица вправе предъявить свои требования о возмещении расходов в любое время, как после принятия наследства наследниками, так и до этого. При этом, если наследство еще не принято наследниками, заинтересованное лицо вправе обращаться к исполнителю завещания либо к нотариусу по месту открытия наследства для удовлетворения своих требований без участия будущих наследников.

При необходимости осуществления расходов на похороны наследодателя они могут быть по решению нотариуса произведены сразу за счет наследственного имущества.

Если наследство уже принято наследниками, каждый из них отвечает по указанным долгам в пределах своей части наследства, но в равной пропорции с другими наследниками. Не имеет значения, из каких сумм возмещают расходы наследники. Если наследники не располагают необходимыми или достаточными средствами, то имущество наследодателя подлежит реализации. Расходы возмещаются за счет вырученных сумм. Если наследство еще не принято, из него возмещаются указанные расходы и оставшееся имущество передается наследникам.

При этом закон гарантирует получение затраченных сумм из стоимости наследства, даже если оно обременено долгами. Законом установлена очередность возмещения расходов.

Из стоимости наследства сначала подлежат возмещению суммы расходов, вызванных болезнью и похоронами наследодателя. Несмотря на то, что законодательством предусмотрена выплата социального пособия на погребение, а также установлен перечень безвозмездно оказываемых услуг по погребению, в комментируемой статье не предоставляется преимущество по возмещению двух видов расходов.

Во вторую очередь из имущества наследодателя удовлетворяются требования о возмещении расходов на охрану и управление наследством; в третью — расходы на исполнение завещания. Из оставшейся стоимости наследства могут удовлетворяться требования иных кредиторов.

3. На данные цели могут быть израсходованы в первую очередь принадлежавшие наследодателю денежные суммы и средства во вкладах и на счетах в банках и (или) иных кредитных организациях.

В комментируемой статье излагаются специальные правила о наследовании денежных средств во вкладах и на счетах.

На банки, во вкладах и на счетах которых имеются средства из наследственного имущества, возложена обязанность по постановлению нотариуса выдать их наследнику или указанному в постановлении лицу для оплаты расходов на похороны в пределах 100 МРОТ, если наследники еще не вступили в права наследства.

Если имеется завещание (в том числе завещательное распоряжение) денежных средств во вкладах или на любых иных счетах в банке, наследник этих средств, еще не вступивший в свои права, вправе в любое время получить указанные средства для проведения похорон в пределах 100 МРОТ.

Другой комментарий к статье 1174 Гражданского Кодекса РФ

1. Нормы комментируемой статьи были предметом обращения в Конституционный Суд РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 10 октября 2002 г. N 242-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любмана Михаила Вульфовича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 3 статьи 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации»). По мнению заявителя, указанные положения умаляют его права и свободы, поскольку право определения степени достойности похорон, размера средств на похороны, свобода распоряжаться завещанными денежными средствами, внесенными во вклад, принадлежат не ему как наследодателю и не его наследникам, а государству и, следовательно, противоречат ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Поскольку жалоба была подана вне связи с конкретным делом, Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы, так как граждане не отнесены к числу лиц, которые могут обращаться в таких случаях в Конституционный Суд РФ.

2. Очередность возмещения расходов, предусмотренных комментируемой статьей, включает в себя три очереди расходов.

Первая очередь — расходы, связанные с болезнью (на лечение, пребывание в стационарных лечебных учреждениях, медикаменты, санаторно-курортные путевки, улучшенное питание, уход за наследодателем и т.п.) и похоронами наследодателя (затраты на оформление документов, перевозку умершего в морг, услуги морга, оплату и доставку гроба и других предметов, необходимых для погребения, затраты на погребение, оплату места погребения, изготовление и установку надгробия и т.п.). В то же время в соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» <1> супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 146.

1) оформление документов, необходимых для погребения;

2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;

3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);

4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:

— Пенсионного фонда РФ — на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

— федерального бюджета — на погребение умерших, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии);

— Фонда социального страхования РФ — на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей;

— бюджетов субъектов Федерации — в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4 тыс. рублей, с последующей индексацией исходя из прогнозируемого уровня инфляции, установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, в сроки, определяемые Правительством РФ.

Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.

Размер денежных средств, выдаваемых банками из вкладов наследодателей на похороны, предусмотренный абз. 4 п. 3 комментируемой статьи, с учетом инфляционных процессов был повышен Федеральным законом от 30 июня 2008 г. N 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» <1> с 200 МРОТ до 40 тыс. рублей.

———————————
<1> Собрание законодательства РФ. 2008. N 27. Ст. 3123.

Вторая очередь — расходы на охрану наследства и управление им: расходы по составлению описи наследственного имущества, оценке наследственного имущества независимым оценщиком при принятии мер по охране наследства, по уплате вознаграждения по договору хранения наследственного имущества (см. комментарий к ст. 1172 ГК) и договору доверительного управления наследственным имуществом (см. комментарий к ст. 1173 ГК). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 350 «Об утверждении предельного размера вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом» предельный размер вознаграждения по договору хранения наследственного имущества и договору доверительного управления наследственным имуществом не может превышать 3% оценочной стоимости наследственного имущества, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 1172 ГК РФ.

Третья очередь — расходы, связанные с исполнением завещания. Согласно ст. 1136 ГК РФ исполнитель завещания имеет право на возмещение за счет наследства необходимых расходов, связанных с исполнением завещания, а также на получение сверх этих расходов вознаграждения за счет наследства, если это предусмотрено завещанием (см. комментарий к ст. ст. 1133 — 1136 ГК).

После расчетов по вышеназванным расходам из оставшегося имущества наследники выплачивают долги кредиторам.

3. Выплата денежных средств с банковских счетов умерших завещателей, которые оформили завещательное распоряжение после 1 марта 2002 г., производится на основании постановления нотариуса о возмещении расходов, вызванных смертью наследодателя, в соответствии с комментируемой статьей. В случае смерти завещателя нотариус направляет в банк запрос (с приложением удостоверенной копии свидетельства о смерти наследодателя) с просьбой подтвердить факт удостоверения конкретного завещательного распоряжения сотрудником банка и факт его отмены или изменения. Ответ на запрос подписывается руководителем банка с проставлением печати и направляется нотариусу в течение месяца. Если к запросу приложена копия завещательного распоряжения наследодателя, ответ на запрос может быть изложен под текстом этого завещательного распоряжения (п. 13 Постановления Правительства РФ от 27 мая 2002 г. N 351 «Об утверждении Правил совершения завещательных распоряжений правами на денежные средства в банках»). Форма постановления нотариуса о выдаче денежных средств в счет возмещения расходов на похороны наследодателя утверждена Приказом Минюста России от 10 апреля 2002 г. N 99 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах».

4. Требования о выплате перечисленных в комментируемой статье денежных средств предъявляются:

— к исполнителю завещания или к хранителю наследственного имущества — до принятия наследниками наследства;

1. При нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).

2. Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.

Совместное завещание супругов может быть оспорено по иску любого из супругов при их жизни. После смерти одного из супругов, а также после смерти пережившего супруга совместное завещание супругов может быть оспорено по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

3. Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.

4. Недействительным может быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения. Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.

5. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.

Комментарий к Ст. 1131 ГК РФ

1. Основания для признания завещания недействительным можно разделить на общие (основания недействительности любых иных сделок) и специальные (основания недействительности исключительно завещаний). Следует оговориться, что такое деление весьма условно, потому что в основе признания любой сделки, в том числе и завещания, недействительной лежит нарушение той или иной нормы закона.

Как и иные сделки, в зависимости от основания недействительности завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).

2. Завещание может быть признано недействительным по общим основаниям, установленным законом для признания сделок недействительными (ст. ст. 168 — 179 ГК).

Так, в зависимости от обстоятельств может быть признано недействительным завещание:

— не соответствующее закону или иным правовым актам;

— совершенное с целью, противной основам правопорядка и нравственности;

— мнимое и притворное;

— совершенное гражданином, признанным в судебном порядке недееспособным;

— совершенное несовершеннолетним гражданином (если он в соответствии со ст. ст. 21 и 27 ГК не приобрел дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия);

— совершенное гражданином, ограниченным судом в дееспособности;

— совершенное гражданином, не способным понимать значение своих действий или руководить ими;

— совершенное под влиянием заблуждения;

— совершенное под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств и т.п.

Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

Оспаривание завещания до открытия наследства не допускается.

Не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если судом установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя.

Недействительными могут быть как завещание в целом, так и отдельные содержащиеся в нем завещательные распоряжения.

Недействительность отдельных распоряжений, содержащихся в завещании, не затрагивает остальной части завещания, если можно предположить, что она была бы включена в завещание и при отсутствии распоряжений, являющихся недействительными.

3. Очевидно, следует более подробно остановиться на специальных основаниях недействительности завещаний.

Во-первых, несоблюдение установленных ГК РФ правил о письменной форме завещания влечет за собой недействительность завещания (абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК). Завещание не существует вне письменной формы. Установление факта совершения завещания законом не допускается.

Во-вторых, завещанию должна быть придана квалифицированная форма. Помимо того, что завещание должно быть составлено письменно, одно должно быть также еще удостоверено нотариусом. Удостоверение завещания другими лицами допускается только в случаях, предусмотренных следующими нормами ГК РФ:

— п. 7 ст. 1125 (завещания, удостоверяемые должностными лицами консульских учреждений, органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в предусмотренных законом случаях);

— ст. 1127 (завещания, приравненные к нотариально удостоверенным);

— п. 2 ст. 1128 (завещательные распоряжения правами на денежные средства в банках, удостоверяемые уполномоченным служащим банка).

Составление завещания в простой письменной форме допускается лишь в виде исключения в случаях, предусмотренных ст. 1129 ГК РФ.

Нарушение правил о квалифицированной форме завещания влечет ничтожность завещания (абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК).

В-третьих, завещание по общему правилу должно быть собственноручно подписано завещателем, за исключением случая, предусмотренного абз. 2 п. 3 ст. 1125 ГК РФ. Отсутствие подписи завещателя на завещании делает документ ничтожным (абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК).

В-четвертых, частные (специальные) основания недействительности завещания названы в п. 3 ст. 1124 ГК РФ и связаны с фактом присутствия при совершении завещания свидетеля. Присутствие свидетеля при совершении завещания может иметь место по желанию завещателя (при нотариальном удостоверении завещания либо в случаях, когда завещание приравнивается к нотариально удостоверенному). Вместе с тем Кодексом названы основания, когда присутствие свидетеля при совершении завещания является обязательным (закрытое завещание, завещание, приравненное к нотариально удостоверенному, и завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах).

В п. 2 ст. 1124 ГК РФ названы требования, которые должны предъявляться к свидетелю, присутствующему при какой-либо из стадий совершения завещания. Помимо лица, удостоверяющего завещание, не могут быть такими свидетелями лица, прямо или косвенно заинтересованные в составлении завещания и их близкие родственники, граждане, не обладающие дееспособностью в полном объеме, неграмотные, а также граждане, которые в силу каких-то причин не могут в полной мере осознавать существо происходящего (не владеющие языком, на котором составлено завещание, страдающие физическими либо психическими расстройствами и т.п.).

Перечисленные лица не могут быть свидетелями при составлении завещания, при его подписании и удостоверении, а также при передаче завещания нотариусу.

При проведении процедуры вскрытия конверта с закрытым завещанием и оглашения закрытого завещания присутствие свидетелей также обязательно, однако вышеуказанные требования на свидетелей при этом не распространяются.

В случае когда в соответствии с правилами ГК РФ при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу присутствие свидетеля является обязательным, отсутствие такового при совершении указанных действий влечет за собой недействительность (ничтожность) завещания независимо от признания его таковым судом.

Несоответствие свидетеля установленным законом требованиям (личная или иная заинтересованность; неполная дееспособность или неграмотность; недостаточное владение языком, на котором составляется завещание, и т.п.) может являться основанием для признания завещания недействительным. Таким образом, завещание является оспоримым.

В-пятых, представляется, что требования, аналогичные тем, что предъявляются к свидетелю, должны предъявляться также к лицу, которое подписывает завещание вместо завещателя, если завещатель в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание. Вполне объяснимо, что личная заинтересованность рукоприкладчика еще в большей степени, чем свидетеля, может отразиться на формировании и изложении последней воли завещателя. Сложность представляет в данном случае то обстоятельство, что в законе несоответствие рукоприкладчика указанным требованиям прямо не названо в качестве основания для признания завещания недействительным. Однако попробуем разобраться на примере.

При совершении завещания неграмотным гражданином завещание должно быть подписано рукоприкладчиком. Если рукоприкладчик при совершении завещания отсутствовал, а сам завещатель не смог подписать завещание (например, поставил вместо подписи крестик), завещание является ничтожным согласно абз. 2 п. 1 ст. 1124 ГК РФ. Если рукоприкладчик не соответствовал требованиям, аналогичным требованиям к свидетелю, то основания недействительности такого завещания могут быть различными. Например, если завещание составлено в пользу близкого родственника рукоприкладчика, то по иску заинтересованных лиц такое завещание может быть признано недействительным, если последним удастся доказать, что рукоприкладчиком было оказано давление или иное существенное морально-психологическое воздействие на завещателя. Таким образом, завещание является оспоримым. Другой пример: если рукоприкладчик к моменту подписания завещания вместо завещателя был признан в судебном порядке недееспособным, то подпись его на завещании не имеет никакой юридической силы. Таким образом, завещание становится равноценным неподписанному, а потому ничтожным.

Аналогично решается вопрос о недействительности завещания, когда оно совершается с участием переводчика.

В-шестых, закрытое завещание и завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, должны быть собственноручно подписаны завещателем. Участие рукоприкладчика при подписании таких завещаний юридической силы не имеет. Завещания считаются не подписанными завещателем и естественно ничтожными.

В-седьмых, закрытое завещание и завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, должны быть не только собственноручно подписаны завещателем, но и собственноручно написаны им. Такие завещания не могут быть записаны со слов завещателя нотариусом или иным должностным лицом, удостоверяющим завещание. При написании или записи указанных завещаний не могут быть использованы технические средства (электронно-вычислительная машина, пишущая машинка и др.). Завещания, совершенные с подобными нарушениями, являются ничтожными.

Разумеется, исчерпывающего перечня оснований недействительности завещаний привести невозможно. Недействительными могут быть признаны завещания, совершенные также с нарушением других не упомянутых здесь норм законодательства.

4. Недействительность завещания не лишает лиц, указанных в нем в качестве наследников или отказополучателей, права наследовать по закону или на основании другого, действительного, завещания.

Статья 1196 ГК РФ. Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица

Новая редакция Ст. 1196 ГК РФ

Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Комментарий к Ст. 1196 ГК РФ

Иностранным лицам (в том числе и лицам без гражданства) на территории Российской Федерации предоставляется национальный режим, что означает уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами. Сказанное не означает, что в нашем законодательстве нет ограничений прав иностранных граждан, в частности ограничения в отношении возможности для иностранцев занимать определенные должности.

Наука.

Коллизионные вопросы, разрешаемые посредством привязки к личному закону, следует строго отличать от вопросов материального права, касающихся объема прав, предоставляемых иностранцам по так называемому национальному режиму.

Другой комментарий к Ст. 1196 Гражданского кодекса Российской Федерации

До принятия части третьей ГК вопрос о праве, применимом при определении гражданской правоспособности физического лица, оставался неурегулированным. Статья 160 Основ гражданского законодательства устанавливала лишь содержание гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории СССР. На практике при решении вопросов о правовом положении физического лица отечественные суды применяли российское право, основываясь на принципе национального режима. Таким образом, новеллой отечественного законодательства является двусторонняя коллизионная норма комментируемой статьи, согласно которой гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом. Личный закон физического лица следует определять по одному из шести вариантов, предусмотренных ст. 1195 ГК (см. коммент. к этой статье), в зависимости от того, является ли физическое лицо иностранным гражданином, лицом без гражданства или беженцем. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о положении иностранных граждан иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Беженец — лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений (ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).

Отсылка к личному закону использована также в законодательстве Белоруссии, Киргизии, Узбекистана, Лихтенштейна, Италии. Согласно праву Германии, Греции, Турции при определении общей гражданской правоспособности физического лица следует применять закон гражданства, по законодательству Швейцарии — швейцарское право.

2. Отсылка к личному закону в смысле ст. 1195 ГК не подлежит применению в силу ст. 7 ГК, если иное регулирование установлено международным договором. В частности, в соответствии с коллизионными нормами договоров Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, правоспособность таких лиц определяется по законодательству страны проживания. Аналогичная коллизионная норма ст. 24 Договора Российской Федерации с Венгрией об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам 1958 г. при определении дееспособности российского гражданина отсылает к российскому праву, а при определении дееспособности гражданина Венгрии — к венгерскому праву, независимо от их фактического места жительства <*>.
———————————
<*> Необходимо иметь в виду, что в Договоре говорится о дееспособности, а в Протоколе 1971 г. об изменениях и дополнениях Договора — о правоспособности и дееспособности. Ведомости СССР. 1958. N 35. Ст. 433; Ведомости СССР. 1972. N 28. Ст. 245.

Правила комментируемой статьи в сочетании с нормой ст. 1195 ГК не применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное предусмотрено федеральным законом (абз. 4 п. 1 статьи 2 ГК России). Таким образом, в силу приоритета специальных норм перед общими в сфере осуществления внешнеторговой, инвестиционной и иной деятельности, включая производственную кооперацию, деятельность в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, правоспособность иностранных граждан определяется по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, а правоспособность лиц без гражданства — по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют постоянное место жительства (ст. 1 Закона об экспортном контроле; ст. 2 Закона об иностранных инвестициях).

3. Гражданская правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами (п. 1 ст. 17 ГК РФ). Однако содержание правоспособности, а именно способность физического лица иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, избирать место жительства, иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности, иметь иные имущественные и личные неимущественные права зависит от правового статуса физического лица.

В силу суверенитета государство, с одной стороны, устанавливает правила поведения лиц, находящихся на его территории, и в отношении действий, совершенных в пределах этого государства. С другой стороны, действие законодательства одной страны распространяется на граждан этой страны, находящихся за границей. Таким образом, гражданин одного государства, находясь за рубежом, подчиняется юрисдикции двух государств одновременно.

В связи с вышеизложенным в комментируемую статью включена материально-правовая норма, определяющая правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, которая по существу повторяет правила п. 1 ст. 160 Основ гражданского законодательства. На территории России пределы гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства определяются на основе принципа национального режима. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции, ст. 4 Закона о положении иностранных граждан). Однако отечественному законодательству известны изъятия из национального режима, а также применение национального режима на условиях взаимности.

В России по общему правилу национальный режим предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от того, пользуются ли таким же режимом российские граждане в соответствующем государстве. Однако из данного правила есть исключения. Права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности могут быть предоставлены иностранным гражданам на условиях национального режима, только если это прямо предусмотрено международным договором, или на условиях взаимности. Так, согласно ст. 36 Патентного закона иностранные физические лица пользуются правами, предусмотренными названным Законом, наравне с физическими лицами Российской Федерации в силу международных договоров РФ или на основе принципа взаимности. Аналогичное требование установлено ст. 47 Закона о товарных знаках, ст. 13 Закона РФ от 23.09.92 N 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» <*>, ст. 35 Закона РФ от 06.08.93 N 5605-1 «О селекционных достижениях» <**>. Национальный режим в области охраны промышленной собственности действует, например, в отношении граждан Киргизии. Статьей 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Киргизской Республики о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности, заключенного в Бишкеке 13 октября 1995 г., установлено, что в области охраны промышленной собственности физические лица одного государства будут пользоваться на территории другого государства теми же правами и преимуществами, которые предоставлены в настоящее время или будут предоставлены правовыми актами этого другого государства его собственным физическим лицам, а также теми же средствами правовой защиты на тех же основаниях и в том же объеме, что и собственные физические лица.
———————————
<*> Ведомости РФ. 1992. N 42. Ст. 2328.

<**> Ведомости РФ. 1993. N 36. Ст. 1436.

4. Гражданская правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства может быть ограничена, если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абз. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).

Так, установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами (ст. 15 ЗК). Законодательству РФ известны также ограничения осуществления правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении отдельных видов деятельности и создания юридических лиц. Например, согласно ст. 3.1 Федерального закона от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.2003) <*> иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица осуществляют архитектурную деятельность наравне с российскими гражданами и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории РФ только с архитектором — российским гражданином или юридическим лицом. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» <**> иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть учредителями общин малочисленных народов. Доля участия иностранного гражданина и лица без гражданства в организации (юридическом лице), осуществляющей телевещание, зона уверенного приема передач которого охватывает половину и более половины субъектов РФ либо территорию, на которой проживает половина и более половины численности населения Российской Федерации, ограничена 50% в уставном (складочном) капитале (ст. 19.1 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. от 04.08.2001) <***>). Ограничено также право иностранных граждан и лиц без гражданства на участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий, которые расположены в границах закрытого территориального образования и выполняют государственный оборонный заказ. Однако следует учитывать, что в соответствии с договорами Российской Федерации с Грузией, Казахстаном, Киргизией, Туркменией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства, граждане названных государств, постоянно проживающие на территории России, участвуют в приватизации государственной собственности РФ наравне с гражданами Российской Федерации.
———————————
<*> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473; 2003. N 2. Ст. 167.

<**> СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3122.

<***> Ведомости РФ. 1992. N 7. Ст. 300; 2001. N 32. Ст. 3315.

В отличие от ограничений осуществления правоспособности, установленных законами, нормы международных договоров, как правило, расширяют содержание гражданской правоспособности иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Так, в соответствии с межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите капиталовложений, заключенными Россией с иностранными государствами, в отличие от граждан Российской Федерации и лиц без гражданства иностранным гражданам предоставлено право в случае экспроприации инвестиций, осуществленных ими на территории РФ, получить компенсацию в оговоренные в международном договоре сроки, размере и порядке.

5. По своей правовой силе комментируемая статья императивна. Определение гражданской правоспособности физического лица иначе, чем его личным законом, означало бы нарушение суверенитета того государства, гражданином которого физическое лицо является или на территории которого оно проживает. В свою очередь, определение содержания гражданской правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, установление ее пределов правом государства иного, чем Россия, явилось бы вмешательством во внутренние дела Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *